УДК 72.07
ЗАЛЕСОВ ВАЛЕРИЙ ГЕННАДЬЕВИЧ, канд. архит., доцент, vzal@tsuab.ru
Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2
РОССИЙСКОЕ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА
В статье дана общая оценка школам архитектурно-строительного образования, существовавшим в России в XIX - начале XX в. и выпускавшим архитекторов и специалистов «строительного искусства». Рассматриваются Санкт-Петербургская и Московская школы подготовки архитекторов, а также школы региональных высших учебных заведений при инженерно-строительных факультетах в Варшаве, Риге, Киеве и Томске. Представленные материалы сведены в графическую таблицу, которая показывает общую картину российского архитектурно-строительного образования с XVIII до начала XX века.
Ключевые слова: архитектор, зодчий, архитектурно-строительные школы, архитектурно-строительное образование.
ZALESOV, VALERIY GENNADYEVICH, Cand. of arch sc., assoc. prof., vzal@tsuab.ru
Tomsk state university of architecture and building,
2 Solyanaya sq., Tomsk, 634003, Russia
RUSSIAN ARCHITECTURAL-ENGENEERING EDUCATION IN XIX AND AT THE BEGINNING OF XX CENTURES
The paper gives a common evaluation of schools of architectural-engineering education existing in Russia in XIX and at the beginning of XX centuries. These schools trained architects and specialists of «building arts». The article considers the St.-Petersburg's and Moscow’s schools of training the architects, and also schools of regional higher educational institutions at civil engineering faculties in Warsaw, Riga, Kiev and Tomsk. The given materials are presented in the graphic table, which shows a general picture of Russian architectural-engineering education from XVIII to the beginning of XX centuries.
Keywords: architect, architectural schools, architectural-engineering education.
К концу XVIII - началу XIX в. в России обозначились два центра архитектурно-строительного образования - Московская и Санкт-Петербургская школы. Московское архитектурное образование, оформившееся на базе команд крупных московских архитекторов Д.В. Ухтомского, В.И. Баженова, М.Ф. Казакова, к началу XIX в. стояло у порога основания Кремлевского архитектурного училища. С.-Петербургская архитектурно-строительная школа приобрела централизованный вид еще в середине XVIII в., когда в 1757 г. была основана Академия художеств, организованная по лучшим европейским образцам. Московская и С.-Петербургская архитектурностроительные школы в XIX в. развивались параллельно, каждая из них имела свои особенности.
© В.Г. Залесов, 2010
К началу XIX в. Академия художеств уже основательно состоялась как высшая художественная школа, воспитывающая выдающихся мастеров изобразительного искусства и архитектуры. В самом конце XVIII в. вицепрезидентом Академии художеств был назначен архитектор В.И. Баженов, который предложил ряд мероприятий для ее усовершенствования. Архитектор высказывался за упразднение Воспитательного училища, за совершенствование системы обучения за счет упорядочения занятий, за обеспечение студентов пособиями на русском языке и др. Смерть архитектора, последовавшая в 1799 г., не позволила осуществить планы, однако идеи Баженова были восприняты его преемниками - президентами А.С. Строгановым и А.Н. Олениным. По предложению А.С. Строганова в 1802 г. был упразднен первый возраст («детский класс»), сохранены классы «отроческий» и «юношеский», в результате чего срок обучения воспитанников сократился до 12 лет. Учебный курс был расширен за счет введения новых специальных дисциплин, причем таких важных, как теория гражданской архитектуры, история архитектуры и «славных архитекторов», правила гидравлической архитектуры, «искусство делать примерные сметы строений и нужные к тому исчисления». В начале XIX в. занятия вели выдающиеся мастера классицизма Ж. Тома де Томон, А.Д. Захаров, А.Н. Воронихин. Руководство архитектурным классом осуществлял Захаров, назначенный в 1803 г. «старшим профессором», а после его смерти в 1811 г. - Воронихин. Профессор «оптики и перспективы» Ж. Тома де Томон читал ученикам Академии курсы лекций по теории гражданской архитектуры, истории архитектуры и др. Из-за сложной политической международной обстановки была прервана практика отправки лучших выпускников-пенсионеров в Европу [1].
Применяемая в то время система поощрения учащихся большими и малыми серебряными медалями, получение которых зависело от успехов академистов в конкурсных проектах, давала право присвоить выпускнику звание «художника архитектуры» и аттестат одной из трех степеней. Ученики, не участвовавшие в конкурсах и успешно прошедшие академические классы и теоретические дисциплины, выпускались со званием «неклассного художника архитектуры» [2]. Для звания «классного художника архитектуры» нужны были успехи в конкурсах и получение медалей.
В 1810 - начале 1830-х гг. архитектурный класс Академии художеств возглавили архитекторы А.И. Мельников, Александр и Андрей Михайловы и И.Г. Гомзин. Преподавательскую работу в Академии вели также бывшие выпускники Д.М. Калашников и В.А. Глинка. С 1818 г. возобновились пенсионерские поездки за границу. Президентом Академии А.Н. Олениным была осуществлена достройка и отделка ряда помещений учебного заведения, по проекту К.А. Тона оформлена набережная Невы, расположенная напротив главного фасада. По предложению президента была усилена теоретическая подготовка, добавленная курсами «теории строительного искусства» (с 1828 г. курс подкреплялся летней практикой на стройках), «теории изящных искусств» (с 1831 г.). С 1830-х гг. студентов стали делить по индивидуальным мастерским, каждой из которых руководил профессор. В эти же годы продолжительность обучения была сокращена до шести лет, а в 1840 г. было полностью упразднено Воспитательное училище.
Художественные классы Академии разрешено было посещать «вольноприходящей» молодежи, желающей совершенствоваться в искусстве. Профессорский состав архитектурного класса Академии поменялся в начале 1830-х гг., когда к преподавательской деятельности были привлечены молодые выпускники Академии А.П. Брюллов, братья Константин и Андрей Тон, а также опытные архитекторы X.Ф. Мейер, В.И. Беретти. В 1854 г. должность ректора по архитектурному отделению занял К.А. Тон, остававшийся в этой должности 17 лет. В этом же году на работу был принят А.И. Штакеншнейдер, который преподавал композицию.
В 1859 г. в Академии художеств в результате проведенной реформы произошли определенные изменения в организации учебного процесса. По новой системе обучение состояло из трех отделений, ограниченных по времени обучения. Первое отделение было общим для всех студентов независимо от будущей профессии. Здесь все занимались в рисовальном классе гипсовых голов, а ученики архитектуры дополнительно посещали класс математики. Во втором отделении все ученики занимались в рисовальном классе гипсовых фигур, дополнительными занятиями для архитекторов был класс «черчения архитектурных частей и орнаментов всех стилей», математики, физики, химии (в применении к архитектуре), статики и «архитектурной механики». В третьем высшем отделении архитекторы продолжали заниматься вспомогательными предметами, к которым добавились: составление архитектурных проектов, изучение специального законоведения по строительной части и составление смет и отчетов. Сроки обучения были сокращены, пребывание в третьем (высшем) отделении ограничивалось шестью годами.
Обучение архитектурному проектированию в высшем отделении вели «дежурные» профессора А.И. Штакеншнейдер, А.П. Брюллов, К.А. Тон,
А.И. Резанов, Д.И. Гримм, А.И. Кракау и др. В 1871 г. место ректора архитектурного отделения занял А.И. Резанов. Сохранялась система поощрения воспитанников медалями за конкурсные проекты. Помимо первого академического звания «неклассного художника», присваивались последующие - «классного художника» одной из трех степеней с чином X, XII, XIV классов, что давало право самостоятельного производства построек. Был введен конкурс на большую золотую медаль. Ученики, удостоенные такой медали, получали звание «классного художника» первой степени, что давало им право поездки за границу для совершенствования, а также возможность впоследствии получить почетные академические звания [3].
В конце XIX - начале ХХ в. в Академии художеств также произошли изменения, которые коснулись организации учебного процесса. Новым уставом 1893 г. при Академии было создано Высшее художественное училище с живописным, скульптурным и архитектурным отделениями. Архитектурное обучение теперь состояло из двух стадий. Первая стадия предусматривала обучение в общем архитектурном классе, которое длилось три-четыре года. Окончание общего архитектурного класса служило основанием для выдачи свидетельства с разрешением «производить постройки», то есть работать в качестве помощников архитекторов («архитекторских помощников»). Вторая стадия состояла из двухгодичного курса занятий в мастерских профессо-
ров Л.Н. Бенуа, А.Н. Померанцева, О. А. Томишко (после 1893 г. его заменил профессор М.Т. Преображенский). Уставом 1893 г. поощрения учащихся медалями были отменены, а после окончания второй стадии обучения выпускникам присваивалось звание «архитектора-художника» [4].
Характеризуя архитектурную академическую школу в С.-Петербурге в целом, исследователи отмечают, что архитектурное образование в Академии художеств отличалось разумным сочетанием творческих (рисунок, архитектурное проектирование, композиция и др.), общеобразовательных (география, история, анатомия, различные курсы архитектуры и строительного искусства и др.) и технических (физика, статистика, математика, строительная механика, химия) дисциплин, что позволяло готовить специалистов, удачно совмещающих высокую художественную культуру с техническими знаниями [5].
Академическая школа С.-Петербурга готовила незначительное число специалистов, потребность в которых возрастала из года в год. В связи с этим еще в 1828 г. Строительный комитет Министерства внутренних дел обратился в правительство с предложением о подготовке специалистов инженерно-строительного профиля для «архитекторских должностей» губернских городов России. В августе 1830 г. было принято правительственное постановление «О приготовлении в Академии художеств воспитанников для Архитекторских должностей» и учреждении Архитекторского училища при Академии. Постановление предписывало «обучать на казенном иждивении в Императорской Академии Художеств гражданской архитектуре и вспомогательным оной наукам и искусствам, некоторое число молодых людей из дворян и из обер-офицерских детей» [6]. Первыми воспитанниками Архитекторского училища стали 10 учащихся расформированного Рязанского дворянского воспитательного заведения, готовившего архитекторов и землемеров. Впоследствии эти учащиеся были добавлены в число сверхштатных воспитанников ведомства путей сообщения и публичных зданий.
С 1834 г. Архитекторское училище при Академии художеств начало курировать Главное управление путей сообщения и публичных зданий. Его выпускники могли работать архитекторами и их помощниками при губернских и областных строительных комиссиях. Срок обучения составлял 6 лет и делился на подготовительный и аналитический курсы. Первую часть курировал инспектор училища, вторую - Совет Академии художеств. Первый выпуск училища состоялся в 1836 г.; новоиспеченные архитекторские помощники были направлены в строительные комиссии по губерниям. Архитекторское училище просуществовало 12 лет, после реорганизации в декабре 1842 г. оно вошло в состав нового учебного заведения - Строительного училища.
Мощной государственной структурой с начала XIX в. в России было ведомство путей сообщения, к которому в 1832 г. были прикреплены все функции гражданского строительства. Ведомство, которое стало называться Главным управлением путей сообщения и публичных зданий, с 1809 г. содержало собственный Институт инженеров путей сообщения. Институт готовил специалистов в области дорожного и мостового строительства, возведения гидротехнических сооружений. Студенты изучали также рисование, архитектуру и строительное искусство. В апреле 1832 г., за пять месяцев до начала преобразований ведомства, в нем учреждается новое самостоятельное учебное заведение для подготовки
специалистов-инженеров гражданского (в отличие от военного) профиля, которое именуется Училище гражданских инженеров. Училищу было передано здание, где ранее размещалось Военно-строительное училище путей сообщения (упраздненное в 1829 г.). Директором нового училища был назначен генерал-майор Ф.А. Козен, которого в 1840 г. сменил инженер-майор барон Ф.К. Притвиц.
По распоряжению главноуправляющего ведомства путей сообщения герцога А.Ф. Вюртембергского ректором Института инженеров путей сообщения П.П. Базеном и преподавателями М.С. Волковым и П.П. Мельниковым были разработаны учебные планы для нового учебного заведения. В учебную программу нового училища, во многом повторяющую программу подготовки инженеров путей сообщения, были включены специальные дисциплины, расширяющие архитектурные познания. Помимо общеобразовательных предметов, воспитанники изучали прикладную механику, статику, строительное дело, проектирование и составление смет, начертательную геометрию, теорию теней и перспективу, архитектуру, рисование и черчение. Занятия в училище велись на русском языке.
Училище гражданских инженеров было закрытым учебным заведением с пансионом для постоянного проживания. Оно было рассчитано на единовременное содержание 100 воспитанников. Училище содержалось на средства, предоставляемые губернскими земствами. Все губернии России выплачивали специальный налог («по грошу с десятины») и имели право отправлять на учебу двух воспитанников ежегодно [7]. В училище принимались юноши (дети дворян и обер-офицеров) в возрасте 13-16 лет. Обучение длилось четыре года. Первые три года велись теоретические занятия, последний год предназначался для приобретения практических навыков. За первые десять лет в училище было принято 264 воспитанника. Из них выпущено было чуть больше четверти состава - 69 человек [8]. Выпускники поступали на действительную государственную службу в качестве дорожных и строительных техников гражданскими инженерами, занимаясь сооружением производственных, хозяйственных зданий, гидротехническим и дорожным строительством.
В целях комплексной подготовки архитектурно-строительных кадров («строителей всех родов гражданских зданий, сооружений») в Главном управлении путей сообщения и публичных зданий к 1842 г. оформилась мысль о слиянии двух петербургских училищ. В положении о Строительном училище прописывалось следующее: «Цель Строительного училища есть образование строителей: а) Всякого рода архитектурных гражданских зданий; б) Дорог, мостов и плотин, также водопроводов, артезианских колодцев и вообще гидравлических в городах работ и в) Фабрик, заводов, мельниц и других промышленных и хозяйственных заведений» [9]. Директором нового учебного заведения был назначен руководитель бывшего Училища гражданских инженеров барон Ф.К. Притвиц. К воспитанникам Училища гражданских инженеров (100 человек) в 1842 г. было добавлено 50 воспитанников Архитекторского училища.
Обучение в Строительном училище было рассчитано на шесть лет и подразделялось на младшие (кадетские) классы и старшие (офицерские) классы. Младшие классы занимали четыре года обучения, старшие ограничивались двумя годами. В течение всего обучения воспитанники занимались строевой подготовкой («маршировкой») и гимнастическими занятиями. При-
казом по Главному управлению путей сообщения и публичных зданий выпускники назначались на службу в центральные департаменты, округа путей сообщений и губернские строительные комиссии. Выпускникам присваивалось звание архитекторских помощников. Курс «Гражданская архитектура» в течение двух десятилетий вел крупный теоретик архитектуры профессор
А.К. Красовский, архитектурное проектирование десять лет преподавал профессор строительного искусства И.И. Гальберг. В 1846 г. Строительное училище сделало первый выпуск воспитанников, среди которых - будущий преподаватель училища инженер-архитектор К.Я. Маевский и автор теории сводов профессор Р.Б. Бернгард, будущий директор училища.
В декабре 1851 г. Строительное училище, возглавляемое с 1849 г. полковником А.Ф. Лишиным, было переведено в первый разряд учебных заведений Российской империи. По структуре и программе оно приравнивалось к действующим институтам и университетам. В 1857 г. возраст для приема в училище был повышен до 16 лет, воспитанников теперь брали только с гимназическим образованием. Их обучение начиналось сразу со специальной подготовки, поскольку классы общей подготовки были упразднены. Доступ в учебное заведение с 1856 г. получили не только дворяне, но и представители других сословий. В 1859 г. для Строительного училища было утверждено новое положение «о возведении в звание инженер-архитектора»1. Оно касалось лучших выпускников, которые по особому испытанию «оказали отличные познания в строительном искусстве, примененном к путям сообщений, городским и общественным сооружениям». В 1850-е гг. в училище трудились преподаватели А.К. Красовский и Рейер, К.Я. Маевский, А.В. Петцольд, академики А.Т. Жуковский, Д.И. Гримм, В.П. Куроедов и Э.И. Жибер.
В результате работы специальной комиссии под руководством графа Д.Н. Толстого Строительное училище в 1865 г. было передано в Министерство внутренних дел. Оно полностью отделилось от Института инженеров путей сообщения и стало гражданским учебным заведением. В училище вводилась гражданская форма одежды, а ротные командиры и офицеры заменялись воспитателями. Новым директором училища с 1873 г. стал его выпускник, профессор Р.Б. Бернгард, который разработал положение о новом статусе училища, принятое в 1877 г. Училище приравнивалось к высшим учебным заведениям, а окончившие его удостаивались звания гражданского инженера с правом производить работы в области гражданского и дорожного строительства. В это время в училище работали профессора и молодые преподаватели: Э.И. Жибер, В.А. Шретер, Д.Д. Соколов, И.С. Китнер, И.А. Клименко, Р.А. Гедике, А.Л. Гун, Б.Д. Рождественский и другие, которые способствовали подъему престижа школы.
Статус высшего учебного заведения был отражен в названии Строительного училища лишь в 1882 г. Оно было переименовано в Институт гражданских инженеров. Срок обучения в институте составлял пять лет. На первых двух курсах преобладали естественно-научные дисциплины, на последних курсах предусматривалось изучение архитектурно-строительных и инженерно-технических дисциплин. В 1886 г. после ухода с должности Р.Б. Бернгарда директором инсти-
1 В 1878 г. звание инженер-архитектора было отменено.
тута был назначен инженер-архитектор профессор Д.Д. Соколов. Число студентов в 1895 г. было 238 человек, работали 6 профессоров и 50 рядовых преподавателей. В 1896 г. директором института стал известный ученый-зодчий, историк архитектуры, теоретик и реставратор Н.В. Султанов, а в 1904 г. - профессор
В.В. Эвальд, специалист по строительным материалам и технологиям. С 1882 г. до реформы 1906 г. состав преподавателей архитектурных дисциплин значительно обновился за счет таких талантливых известных зодчих, как П.Ю. Сюзор, Л.Н. Бенуа, А.П. Максимов, В.А. Косяков, В.Н. Пясецкий, А.И. фон Гоген, Г.Д. Гримм, Р.Р. Марфельд, А.И. Дмитриев и др.
В 1906 г. в обучение были введены три специализации, а с 1907 г. подготовка специалистов велась уже по трем отделениям, каждое из которых имело свою специфику: архитектурное, инженерно-санитарное и инженернодорожное. Деканом архитектурного отделения стал профессор Г.Д. Гримм, инженерно-санитарного - профессор Б.К. Правдзик, инженерно-дорожного -профессор Г.Н. Соловьев. Программа на 1906/07 учебный год включала следующие предметы: рисование, рисование голов, рисование фигур, акварель; архитектурное черчение, ситуационное черчение, построение перспектив, начертательная геометрия, ордера, архитектурные формы, гражданская архитектура; архитектурные проекты, гидротехнические сооружения, сельскохозяйственные проекты, конструктивные чертежи, история архитектуры, общие сведения по строительному искусству, строительные материалы и работы, мосты, дороги, упражнения по мостам и дорогам, прикладная механика и математика, теоретическая механика, статика сооружений, сопротивление материалов, гидравлика, канализация, водоснабжение, отопление и вентиляция, электротехника, метрология, геодезия, языки, политическая экономия, статистика, общее законоведение, богословие. В 1906 г. в Институте гражданских инженеров работало 10 профессоров, каждый из которых отвечал за конкретное учебное направление: Р.Б. Бернгард (расчет устойчивости церквей), Г. А. Гримм, А. А. Гун, В.А. Косяков (архитектурные проекты), Б.К. Правдзик (водопроводы), А.К. Павловский (отопление, вентиляция), В.Н. Соколовский (строительная механика), Г.Н. Соловьев (мосты), Н.К. Чижов (водостоки),
В.В. Эвальд (материалы и строительные работы). С 1882 по 1917 гг. институт подготовил 1500 гражданских инженеров, работавших по всей России [10].
Крупным российским центром архитектурно-строительного образования в XIX в. была Москва. Здесь на базе архитектурных команд крупных московских зодчих Д.В. Ухтомского, В.И. Баженова, М.Ф. Казакова сформировалась московская архитектурно-строительная школа, которая в начале XIX в. продолжила свое развитие в Кремлевском архитектурном училище. Это училище было образовано в 1804 г. на основе Архитекторской школы М.Ф. Казакова при Кремлевской экспедиции под непосредственным ведением Министерства императорского двора.
Инициатива организации училища принадлежала «главноначальствующему» Кремлевской экспедиции, действительному тайному советнику, сенатору П.С. Валуеву. В училище готовились специалисты непосредственно для экспедиции и других строительных ведомств. В нем была учреждена специальная чертежная, сформирована библиотека. В Училище действовало не-
сколько предметных классов, в том числе по русскому языку и математике, рисунку и живописи, механике и правилам канонических сечений, перспективе и гражданской архитектуре и др. При возобновлении занятий после Отечественной войны 1812 г. была изменена структура учебного заведения. Училище стало состоять из двух отделений - «архитекторской» школы (низшее отделение) и чертежной (высшее отделение), в которой продолжалось обучение архитектуре на практике [11].
В ноябре 1831 г. Кремлевское архитектурное училище было преобразовано в Московское дворцовое архитектурное училище (далее МДАУ) с соответствующими изменениями в структуре и штатах, его попечителем был назначен князь Д.М. Львов. В уставе училища были прописаны все основополагающие позиции деятельности. Так, цель училища состояла в том, «чтобы готовить архитекторов для казенной службы, совершенно сведущих в теоретической и практической части архитектуры». Обучение было бесплатным, ученики «жительствовали у своих родителей» и свободно посещали занятия. В училище существовало четыре отделения теоретического курса и одно практического. Окончившие теоретические отделения переводились в практическое со званием архитекторских помощников. Практическое отделение, составлявшее собственно Чертежную, состояло из трех классов, в которых учащиеся получали практические навыки непосредственно на строительстве по ведомству Московской дворцовой конторы. В частности, они должны были производить землемерные съемки, нивелировку, принимать строевые материалы и, кроме того, заниматься «сочинениями по заданным программам». В училище имелись специальные кабинеты моделей, материалов и инструментов, библиотека «классических книг». Для итоговой аттестации учеников проводилась «конференция для испытаний», выпускники по окончании обучения получали «полный аттестат» [12]. Должность директора Училища и Чертежной с 1836 по 1842 гг. занимал академик архитектуры М.Д. Быковский - идеолог раннего этапа эклектики [13].
С приходом нового руководства (попечитель Л.К. Боде, директор Ф.Ф. Рихтер) были сделаны шаги по изменению системы обучения. Новый устав 1842 г. повысил требования к экзаменам и продолжительности обучения (до 6 лет в теоретическом отделении и 2 лет в практическом). Для перехода в практическое отделение требовалось сдать экзамен и выполнить «с особой тщательностью» программу, состоящую «в плане, фасаде, разрезе с принадлежащим к оной деталями и составить к сему проекту смету». Ученики получали звание архитекторских помощников и аттестат. После учебы в практическом классе воспитанники должны были реальной работой в течение четырех лет доказать свое умение заниматься «по части архитектурной». Ученики оставлялись либо при Московской дворцовой конторе, либо отправлялись в «посторонние ведомства», но при этом сохраняли зависимость от администрации училища. И лишь по прошествии этого испытания, при «одобрительном отзыве о знании, усердии и хорошем поведении», им присваивалось звание архитектора и выдавался полный аттестат «на свободную практику» [14].
В 1865 г. МДАУ отделяется от кремлевского управления и присоединяется к учебному заведению Московского художественного общества - Московскому училищу живописи и ваяния как архитектурное отделение. Объединенное учебное заведение было названо Московским училищем живописи, ваяния и зодчества (далее МУЖВЗ), что закреплялось уставом 1866 г. Обучение велось по двум отделениям - общему (четыре года) и специальному (пять лет). Общее отделение было общеобразовательным, а специальное - занималось «собственно художествами». Для архитекторов предусматривались такие занятия, как «черчение архитектурных частей и рисование орнаментов всех стилей, копирование знаменитых памятников зодчества, рисование акварелью, составление архитектурных проектов» [15].
На архитектурном отделении МУЖВЗ преподавали такие крупные архитекторы, как А. Померанцев, Ф. Горностаев, академик архитектуры
С. Ноаковский и др. Курс всеобщей истории читал В. Ключевский. В начале XX в. статус архитектурного отделения МУЖВЗ был повышен. С 1909 г. его выпускники получали звание архитектора. Выпускниками архитектурного отделения Училища были такие крупные исследователи, архитекторы, педагоги, как В.В. Суслов, Д.П. Сухов, А.Н. Померанцев, братья И. и П. Голосовы, Н. Докучаев, Н. Ладовский, К. Мельников и др. В 1918 г. Училище было закрыто и реорганизовано во Вторые свободные государственные художественные мастерские, вошедшие затем в состав ВХУТЕМАСа [16].
В конце XIX в. в ряде российских вузов были открыты инженерностроительные отделения, где готовили специалистов со званием инженер-строитель, инженер-архитектор. Так, в Рижском политехническом институте с 1896 г. функционировали инженерное и строительные отделения, с 1898 г. инженерно-строительные отделения начали принимать студентов в Варшавском и Киевском политехнических институтах, а в 1902 г. открылось одноименное отделение в Томском технологическом институте. Рижский политехникум выпускникам строительного отделения присваивал звание инженера-архитектора, а выпускники инженерного отделения выходили с дипломами инженеров-строителей [17]. Первый выпуск в Томске (в 1909 г.) состоял всего из семи студентов, которые специализировались в основном по мостам, сухопутным и водным путям сообщения, городскому хозяйству [18]. В 1909 г. по инициативе преподавателей института в Томском технологическом была введена специализация по архитектуре. До 1917 г. в Томском технологическом институте было выпущено около 20 инженеров-архитекторов [19].
Архитектурное образование является одним из важных факторов, влияющих на формирование зодчества, эволюцию архитектурных стилей, развитие архитектурной практики. Общая система архитектурно-строительного образования, сложившаяся в России в XIX - начале XX в., имела два крупных центра подготовки архитекторов, располагавшихся в Москве и С.-Петербурге. На рубеже XIX и XX вв. сформировались школы региональных высших учебных заведений при инженерно-строительных факультетах в Варшаве, Риге, Киеве и Томске (подробнее см. рисунок).
XVI в XVII в
Приказ «менных дел | (1584-1700)
Навигация
школа
(1701-1715)
1730 1740 1750 1760
■ Ка мен но (1
Архитектурные
(1730-е - 1740-в гг.)
Школа
Д В Ухтомскф) (1749-1764)
1770 1780 1790
І Ікола о пс іказа 775' 1782)
1800
Школ
ВИВ
(1768
Канцелярия городовых дел (1706-1723)
Канцелярия от строений (1723-1765)
трех знатнейших худ » (175
жесте
-1764)
Архитектурные команды иностранных и российских зодчих (1710-е-1750-е гг)
Школы
’мно-морсл
(1700-Є-1
1775)
Школа
М.Ф Казакова (1766-1803)
1810 1820 1830
1840
1850 1860 1870
1900
1910
МОСКОВСКАЯ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Кремлевское Дворцовое
Архитектурное училище Архитектурное училище (1804-1831) (1831-1866)
Училище » зодчества (архитектурное отделение) (1866*1918)
Воспитательное
жилище (1764-1843)
Лмлищ
С-ЛЕТЕРБУРГСКАЯ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Императорс«ая Академия художеств
(1764-1
Высшее художественно^ училжце (1893 1917)
Институт корпуса инженеров путей сообщения (1809-1865)
Архитекторское училище (|830-1842) в граждан» инженеров (18^2-1842)
инженеров(18^
Строительное училище (1842-1882)
Институт гражданских инженеров (1882-1917)
АРХЛТЕКТУРНОСТРОИТЕЛЬНЫЕ ШКОЛЫ РОССиТТ
Рижский политехнический институт (1862) инженерное отделение (с 1896) строительное отделен (с 1896)
Школы архитектурно-строительного образования в России в XVI - начале XX в.
Российское архитектурно-строительное образование
Московская архитектурная школа оформилась на базе команд крупных московских архитекторов и через Дворцовое архитектурное училище сформировалась в высшее учебное заведение - Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Санкт-Петербургская архитектурно-строительная школа прошла длинный путь эволюции по двум принципиальным направлениям: художественному (Академия художеств) и техническому (Архитекторское училище, Училище гражданских инженеров, Строительное училище, Институт гражданских инженеров).
Библиографический список
1. Лисовский, В.Г. Леонтий Бенуа и петербургская школа художников-архитекторов /
B.Г. Лисовский. - СПб.: Изд. дом «Коло», 2006. - С. 14.
2. Гримм, Г.Г. Архитектурный класс Академии художеств в первой половине XIX в. / Г.Г. Гримм // Вопросы художественного образования. - Л., 1973. - Вып. VII. - С. 70-83.
3. Бронштейн, С.С. Архитектурный класс Академии художеств во второй половине XIX в. /
C.С. Бронштейн // Вопросы художественного образования. - Л., 1975. - Вып. IX. - С. 73-84.
4. Бронштейн, С.С. Архитектурное отделение Академии художеств в конце XIX - начале ХХ в. / С.С. Бронштейн // Вопросы художественного образования. - Л., 1976. -Вып. Х. - С. 52-62.
5. Лисовский, В.Г. Академия художеств: Историко-искусствоведческий очерк / В.Г. Лисовский. - Л., 1982. - С. 114.
6. ПСЗРИ, Второе собрание. Т. V, № 3874, 26 августа 1830 г. «О приготовлении в Академии художеств воспитанников для архитекторских должностей». - СПб., 1831. - С. 813-814.
7. Алексеев, Г.И. Деятельность института до Великой Октябрьской социалистической революции (1832-1917) / Г.И. Алексеев, В.И. Пилявский // Ленинградский инженерностроительный институт (1832-1932). - Л., 1982. - С. 10-12.
8. Бадялов, А.В. Архитектурное творчество гражданских инженеров в Петербурге второй половины XIX - начала ХХ веков: автореф. дис. ... канд. арх. - Л., 1986. - С. 8.
9. Юбилейная книга Санкт-Петербургского архитектурно-строительного университета: 1832-2002 / под общ. ред. С.П. Заварихина. - СПб.: Арт-принт, 2002. - С. 30.
10. Там же. - С. 40.
11. Борис, А.Г. Кремлевское архитектурное училище - Дворцовое архитектурное училище: 1804-1866 / А.Г. Борис, Л.И. Иванова-Веэн // Архитектурные школы Москвы: Исторические данные. 1749-1995. - Сб. 1. - М.: Изд-во МОЛ сЛ России, 1995. - С. 24-32.
12. ПСЗРИ, Собрание второе. Т. VI, № 4956, 20 ноября 1831 г. «Высочайше утвержденный устав Московского дворцового архитектурного училища». - СПб., 1832. - С. 219-220.
13. Кириченко, Е.И. Михаил Быковский / Е.И. Кириченко. - М.: Стройиздат, 1988. - С. 29-37.
14. ПСЗРИ, Собрание второе. Т. XVII, № 16375, 24 декабря 1842 г. «Высочайше утвержденный устав Московского дворцового архитектурного училища». - СПб., 1843. -С. 265-268.
15. ПСЗРИ, Собрание второе. Т. XLI, Ч. 1, № 43331, 22 мая 1866 г. «Устав Московского художественного общества». - СПб., 1868. - С. 584.
16. Гриц, А.Е. Московское дворцовое архитектурное училище и стилевые поиски в русской архитектуре второй трети XIX века: автореф дис. ... канд. искусств-я: 18.00.01. - М., 2004. - 24 с.
17. Крашенинников, А.Ф. Образование и профессиональные знания российских зодчих в XV[I-XIX веках / А.Ф. Крашенинников, А.В. Рогачев // Зодчие Москвы времени эклектики, модерна, неоклассицизма (1830-е -1917 годы). - М., 1998. - С. 297.
18. Отчет о состоянии и деятельности Томского технологического института императора Николая II за 1909 год. - Томск: Типо-литография Сибирского Т-ва печатного дела, 1910. - С. 100.
19. Баландин, С.Н. Из истории архитектурного образования в Сибири / С.Н. Баландин, Г.И. Пустоветов. - Новосибирск: ВО «Наука», Сиб. издат. фирма, 1993. - С. 10.