Пути укрепления двухстороннего партнерства
30 сентября 2010 г. исполнилось 20 лет с момента подписания в ООН договора об установлении российско-корейских дипломатических отношений, положившего начало активному развитию экономических и культурных связей между двумя странами. Были заключены соглашения, обеспечивающие тесное взаимодействие государств в политическом, экономическом и культурном аспектах. Среди них: договор о взаимной правовой помощи по уголовным делам; соглашение о сотрудничестве в мирном использовании атомной энергии; меморандум о взаимопонимании между Министерством экономики Российской Федерации и Министерством промышленности и ресурсов Республики Корея. Правительства двух стран планируют развивать сотрудничество в области рыбного хозяйства, сфере технологий морского инжиниринга и защиты окружающей среды.
В честь 20-летия установления дипломатических отношений и в России, и в Республике Корея проводятся различные мероприятия: фестивали, семинары и встречи деловых, молодежных, научных кругов. В ноябре 2010 г. запланирована встреча Президента России Д. Медведева и президента Республики Корея Ли Мен Бака, на которой будет уделено особое внимание вопросам экономического сотрудничества между нашими странами и прежде всего в сфере инноваций и высоких технологий. Кроме того, планируется подписать проект протокола об обмене информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых между Российской Федерацией и Республикой Корея.
Ли Юн Хо, посол Республики Корея в России, отметил: «...России стратегически необходимо больше развивать дальневосточные регионы, и Республика Корея проявляет значительный интерес к участию в развитии российских регионов Дальнего Востока».
Подтверждением многочисленных связей двух стран стала международная научная конференция «Россия и Корея в Северо-Восточной Азии в конце XIX — начале XX вв.», состоявшаяся в августе 2009 г., организаторами которой выступили Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН и Фонд изучения истории Северо-Восточной Азии Республики Корея. Конференция стала первой встречей ученых двух стран в таком формате.
По мнению участников конференции, сделан большой шаг на пути дальнейшего развития сотрудничества ученых Дальневосточного отделения РАН и Республики Корея в области исторических и гуманитарных исследований Северо-Восточной Азии и российско-корейских отношений.
Представляем вниманию читателей доклад, прозвучавший на конференции.
КИМ ВОН СУ
Российско-японское противостояние в Корее и Маньчжурии по вопросу о лесных концессиях в районе реки Амноккан в 1898-1903 гг.
В данной статье сделана попытка проанализировать возникшие противоречия по вопросам вырубки леса в долине реки Амноккан и прокладки железнодорожной линии Сеул — Пхеньян, восстановить связи между этими событиями, а также выяснить истинную причину Русско-японской войны.
Ключевые слова: река Амноккан, конфликт, Маньчжурия, трансконтинентальная железная дорога, права на вырубку леса, Русско-японская война.
В начале ХХ в. на Дальнем Востоке сложилась критическая ситуация из-за столкновения интересов Японии, Кореи и России в борьбе за обладание правом на получение доходов на территории между Маньчжурией и Кореей. Историки Кореи называют это событие по-разному: «спорный вопрос на реке Амноккан», «кризис на реке Амноккан», «событие в Ённам».
И хотя Русско-японская война закончилась уже более 100 лет назад, остается немало вопросов о причинах начала войны, проблемах внешней политики, а также о правах на вырубку леса в районе р. Амноккан. Ответы на многие вопросы мы находим, исследуя раннее засекреченные документы, открывшие сегодня фактическое положение дел. Но и здесь не все так просто. В работах многих ученых недостаточно ясно прослеживается взаимосвязь между событиями, происшедшими на корейском полуострове в начале ХХ в.
Маньчжурия и Корейский полуостров после Японо-китайской 18941895 гг. войны были для Японии и России объектами стратегической важности. Корейский полуостров служил мостом, соединяющим Японию с азиат -
КИМ Вон Су — доктор исторических наук, профессор Сеульского национального педагогического университета, г. Сеул, Республика Корея.
ским материком, а также имел общую сухопутную границу с Китаем, Россией и через пролив — с Японией. Маньчжурия являлась сокровищницей ресурсов и представляла экономический интерес для Америки и России, поэтому в этот период граница между Маньчжурией и Кореей становилась объектом пристального внимания сопредельных стран. В частности, особый интерес вызывали порты Ённам и Синыйджу, так как со стратегической точки зрения порт Ённам имел значение защитного пункта для порта Артур, а также являлся передаточной базой для промышленности. Таким образом, Манчьжу-рия была важным стратегическим пунктом благодаря выгодному расположению и играла важную роль при защите пограничных районов. Помимо этого, Маньчжурия, располагаясь в долине р. Амноккан, выполняла роль важного транспортного узла и являлась центром торговли местной продукцией. Вследствие этого территория Корейского полуострова в начале ХХ в. была постоянным объектом столкновения интересов ведущих империалистических держав.
Для России Маньчжурия представляла особый интерес в связи с планами получения права на вырубку леса вдоль русла р. Амноккан в приграничной территории. Поэтому Россия не могла допустить туда Японию, увеличивавшую свое влияние в бассейне р. Амноккан. В частности, наметившиеся проекты России по строительству железной дороги в Маньчжурии беспокоили как европейские державы, так и Америку с Японией. Эти проекты противоречили замыслам Японии строительства на Корейском полуострове железнодорожной линии Пусан — Сеул — Пхеньян, а также трансконтинентальной железной дороги. Строительство этой линии, проходящей через всю северную часть полуострова, было для Японии важным политическим шагом, так как до сих пор не был решен вопрос о разделе влияний на территории Корейского полуострова.
Корейский полуостров находился в центре отношений между Англией, Японией, Америкой, Россией и являлся своеобразным камнем преткновения. Поэтому Япония в ответ на уменьшение своего влияния в Восточной Азии, заинтересовалась территорией Корейского полуострова. Понимая, насколько важно это с экономической и стратегической точек зрения, она форсировала свои притязания. В июне 1901 г. этими вопросами стал заниматься министр иностранных дел Японии — Д. Комура. Сразу после назначения он начал проводить активную политику, в которой большое внимание уделялось именно железной дороге. Первостепенной целью его политики как раз и было получение права на строительство железнодорожной линии Сеул — Пхеньян. В сентябре 1901 г. Д. Комура, в условиях союзнического договора с Англией, представлял угрозу для России, означавшую не только возможность потери права на строительство железной дороги на севере Корейского полуострова, но и потерю влияния на корейцев в связи с усилившимся союзом Розена и Ниси. В то же время Комура понимал, что строительство железной дороги связано
78
ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 3(52)/2010
с немалыми затратами и что от решения данной проблемы зависит его дипломатическая карьера.
В конце декабря 1901 г. Т. Хаяси, японский посланник в Лондоне, по прибытию встретился с премьером и министром иностранных дел в резиденции Кассра. На этом заседании обсуждалась политика на Корейском полуострове и были достигнуты два соглашения. Во-первых, утвержден план по торможению деятельности России в Манчжурии и Франции — на море. Во-вторых, обсуждалось приобретение права на прокладку железной дороги. Японский банк предоставлял корейскому правительству гарантийный взнос в размере 3 млн йен.
Заключение англо-японского союза 30 января 1902 г. стало большим подспорьем для Японии и министра иностранных дела Д. Комура. У Японии появились союзники в Восточной Азии и страна могла выйти из изоляции, в которой оказалась после Японо-китайской войны. Россия же в этот период попадала в изоляцию.
Теперь, когда Япония заключила договор с Англией, ситуация полностью изменилась, и Д. Комура продумывал план по обеспечению интересов Японии на Корейском полуострове. Если договор с Англией действительно давал Японии шанс, то конкретным преимуществом было именно получение права на строительство железной дороги. 2 октября 1902 г. Комура представил проект, который был одобрен кабинетом министров. Согласно этому проекту объем расходов составлял около 1 млн йен. На заседании особо отмечалось, насколько важным для страны является строительство линии Сеул — Пхеньян как магистральной трассы, и что этот проект обязательно нужно удержать в своих руках. Вместе с тем на том же заседании был одобрен политический курс внешней политики, направленный на расширение влияния Японии на Корейском полуострове посредством выполнения всех запланированных проектов. Таким образом, решение заседания означало, что Япония уже расширила область своего влияния до северных частей Корейского полуострова и расширит далее — до территории Маньчжурии, используя строительство линии Сеул — Пхеньян.
Действия Д. Комуры явились причиной противостояния между Японией и Кореей. Но еще более важной проблемой для Кореи, нежели предотвращение этих замыслов, были отвлекающие внимание заинтересованных сторон военные действия России. А именно России, которая должна была без всяких обязательств произвести вывод войск из Маньчжурии, нужны были соответственные меры, которые бы могли возместить убытки, полученные в Маньчжурии и на Корейском полуострове. В ноябре 1902 г. дипломатическая миссия России в Корее, в лице вновь приехавшего Гинцбурга, на встрече с корейским правительством обсудили намерение Кореи обеспечить кредитом строительство железной дороги Сеул — Пхеньян, и поэтому переговоры между Кореей и Японией о кредите на строительство железной дороги затормозились.
Новым признаком противостояния между Россией и Японией в апреле-мае 1903 г. стали следующие действия России: под предлогом осуществления проекта вырубки леса в русле р. Амноккан начались строительные работы в порту Еннам. И с июня этого же года между Россией и Кореей ведутся переговоры относительно сдачи порта в длительную аренду.
В противовес деятельности России министр иностранных дел Японии Д. Комура совместно с дипломатами Японии предприняли ряд мер: во-первых, Япония приложила много усилий, чтобы в частном порядке получить право на прокладку железной дороги Сеул — Пхеньян; во-вторых, совместно с дипмиссией Англии во главе с Дж. Джорданом японские дипломаты делали все возможное, чтобы подписать проект по развитию порта Еннам; в-третьих, Англия и Япония объединились в стремлении расторгнуть договор об аренде порта между Россией и Кореей. Первые два шага противостояния Японии удалось осуществить.
Таким образом, территория вдоль р. Амноккан из-за соперничества России и Японии стала олицетворением конфликта между этими странами и поводом для начала Русско-японской войны.