Научная статья на тему 'Российско-украинские отношения после "крымской весны"'

Российско-украинские отношения после "крымской весны" Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
961
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"КРЫМСКАЯ ВЕСНА" / РОССИЙСКО-УКРАИНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Майборода Дмитрий Михайлович

Изложены события новейшей фазы российско-украинских отношений в контексте «Крымской проблемы». Автором произведена оценка нормативно-правовой базы, касающейся воссоединения Крыма с Российской Федерацией, обобщены статистические данные, проанализированы выступления российских и украинских экспертов по данной проблематике. С использованием широкого круга источников автор доказывает, что официальный Киев использует крымский вопрос не столько рассчитывая реально на возвращение полуострова, сколько как информационный, политический повод дальнейшего продвижения внешнеполитического курса в «Западном» направлении. Статья адресована политологам, занимающимся проблемой российско-украинских отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Майборода Дмитрий Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN-UKRAINIAN RELATIONS AFTER THE "CRIMEAN SPRING"

The article describes the events of the newest stage in the Russian-Ukrainian relations in the context of the "Crimean problem". The author gives the assessment of the normative-legal basis for the Crimea’s reunion with the Russian Federation. The statistical data are summarized. Besides, the statements of the Ukrainian and Russian experts on the problem are analyzed. Using a wide range of sources the author proves that the official Kiev uses the Crimean issue not as much as really counting on the return of the Peninsula, but as the informational and political cause for further move of the foreign affairs course to the “west”. The article is addressed to the politologists who study the problem of the Russian-Ukrainian relations.

Текст научной работы на тему «Российско-украинские отношения после "крымской весны"»

УДК 327

DOI: 10.18384/2310-676X-2018-5-308-319

РОССИЙСКО-УКРАИНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ПОСЛЕ «КРЫМСКОЙ ВЕСНЫ»

Майборода Д.М.

Московский государственный областной университет

141014, Московская область, г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24

Аннотация. Изложены события новейшей фазы российско-украинских отношений в контексте «Крымской проблемы». Автором произведена оценка нормативно-правовой базы, касающейся воссоединения Крыма с Российской Федерацией, обобщены статистические данные, проанализированы выступления российских и украинских экспертов по данной проблематике. С использованием широкого круга источников автор доказывает, что официальный Киев использует крымский вопрос не столько рассчитывая реально на возвращение полуострова, сколько как информационный, политический повод дальнейшего продвижения внешнеполитического курса в «Западном» направлении. Статья адресована политологам, занимающимся проблемой российско-украинских отношений.

Ключевые слова: «Крымская весна», российско-украинские отношения, международные организации, общественное мнение.

RUSSIAN-UKRAINIAN RELATIONS AFTER THE «CRIMEAN SPRING» D. Mayboroda

Moscow Region State University

24, Very Voloshinoy ul., Mytishchi, 141014, Moscow Region, Russian Federation

Abstract. The article describes the events of the newest stage in the Russian-Ukrainian relations in the context of the "Crimean problem". The author gives the assessment of the normative-legal basis for the Crimea's reunion with the Russian Federation. The statistical data are summarized. Besides, the statements of the Ukrainian and Russian experts on the problem are analyzed. Using a wide range of sources the author proves that the official Kiev uses the Crimean issue not as much as really counting on the return of the Peninsula, but as the informational and political cause for further move of the foreign affairs course to the "west". The article is addressed to the politologists who study the problem of the Russian-Ukrainian relations.

Key words: the «Crimean spring», the Russian-Ukrainian relations, the international organizations, public opinion.

Исторический акт воссоединения Крыма с Российской Федерацией предсказуемо вызвал негативное отношение западного сообщества и явился фактором, во-первых, осложнившим и без того не всегда стабильные российско-украинские отношения, и, во-вторых, поводом дальнейшего дистанцирования Украины от России, постсоветских интеграционных структур и ориентации на Запад.

© CC BY Майборода Д.М., 2018.

По инициативе Украины еще до Крымского референдума 28 февраля 2014 г. состоялось заседание Совета Безопасности ООН. С 1 по 19 марта Совет Безопасности обсуждал проблему, связанную с ситуацией в Крыму, шесть раз. Проект решения был поставлен на голосование 15 марта. В документе говорилось, что Совет Безопасности «подтверждает приверженность суверенитету, независимости, единству и территориальной целостности Украины в пределах ее международно-признанных границ» и, отмечая, что Украина не санкционировала проведение референдума о статусе Крыма, «заявляет, что этот референдум не может иметь юридической силы и не может служить основой для любого изменения статуса Крыма», а также «призывает все государства, международные организации и специализированные учреждения воздержаться от любых действий или контактов, прямо или косвенно признающих таковые» [13]. Россия, пользуясь своим правом, наложила вето при голосовании за резолюцию.

Представители Германии, Канады, Коста-Рики, Литвы, Польши и Украины инициировали в конце марта 2014 г. рассмотрение вопроса о Крыме на Генеральной Ассамблее ООН. В подготовленном этими странами проекте резолюции содержался призыв к международному сообществу не поддерживать любые акции, направленные на нарушение суверенитета Украины и признание Крымского референдума. За резолюцию Генассамблеи, не имеющую обязывающего характера, проголосовали представители ста стран, 58 стран воздержались и 11 государств-членов ООН проголосовали против [15].

Акт присоединения Крыма к России стал предметом рассмотрения Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) 7 апреля 2014 г. Несоответствие акта воссоединения полуострова с РФ планам стран европейского сообщества определило общий негативный настрой парламентариев ЕС и призывы к введению против России санкций. Антироссийские санкции, призванные заставить Россию пересмотреть свои намерения в отношении Крыма, вслед за США приняли Австралия, Япония, Канада, ЕС.

В отличие от западного сообщества, реинтеграция с Крымом получила поддержку российской общественности. Перед прямой линией с Президентом РФ в адрес организаторов этого мероприятия поступило более 2 млн. обращений граждан со словами благодарности за «Крымскую весну» [1].

Несмотря на жесткость официальной риторики Киева, социально-экономическая реальность подвигала новые власти на принятие компромиссных решений. Верховная Рада Украины, под предлогом необходимости поддержки населения полуострова, приняла 14 июля 2014 г. законопроект «О свободной экономической зоне Крым и об особенностях осуществления экономической деятельности на временно оккупированной территории Украины». На самом деле СЭЗ была призвана поддержать крупный украинский бизнес, имеющий значительные активы в Крыму. До начала 2015 г. в соответствии с режимом свободной экономической зоны на полуостров прошли не менее 500 груженых фур с товаром на сумму не менее 300 млн. долл. США. Экономические связи с Крымским регионом сохранили 1802 украинских предприятия [18].

С другой стороны, по логике, диктуемой западной ориентацией, отвечающей потребностям радикальных группировок, приведших к власти новую администрацию, Киев 12 августа 2014 г. принял (через Верховную Раду) законопроект «О санкциях», предусматривающих 29 мер «безотлагательного и эффективного реагирования на имеющиеся и потенциальные угрозы национальным интересам», предусматривающий сворачивание экономических связей с Россией. При этом глава правительства Украины А. Яценюк предупредил, что принятые антироссийские меры принесут ущерб, оцениваемый в 7 млрд. долл. США [6].

Осенью 2015 г. активисты крымскотатарских экстремистских организаций, выехавшие с территории полуострова, устроили блокаду пропускных пунктов в Крым [2].

Спустя два месяца после правительственного переворота новая администрация инициировала Закон от 15 апреля 2014 г. «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины»1. В законе говорилось, что «Нахождение на территории Украины вооруженных сил других государств, в нарушение процедур, определяемых Конституцией и законами Украины, Гаагской конвенцией 1907 г., Женевской конвенцией 1949 г., вопреки меморандуму о гарантиях безопасности в связи с присоединением Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия 1994 г., Договору о

1 Закон «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины» № 1207-УП от 15 апреля 2014 г. // Текущий архив Института стран СНГ. 2014 год. Оп. 9. Ед. хр. 72. Л. 14.

дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и Российской Федерацией 1997 г. и другим международ -но-правовым актам является оккупацией части территории суверенного государства» со всеми вытекающими из этого последствиями международно-правового порядка. Пунктом 2 закона, внесенным 15 сентября 2015 г., определялась рубежная дата начала оккупации - 20 февраля 2014 г. «Временно оккупированной территорией» провозглашалась Автономная республика Крым, Севастополь и бывшая акватория исключительной экономической зоны Украины вокруг полуострова.

Учитывая контрпродуктивность политического давления на Россию, руководство Украины предприняло ряд мер экономического порядка против Крыма. Вопреки подписанному 7 июня 2014 г. Постановлению кабинета министров Украины «О регулировании отношений в сфере электроэнергетики на временно оккупированной территории Автономной Республики Крым и города Севастополя», уже с лета того же года начались веерные отключения подачи электроэнергии на полуостров [8]. К концу 2014 г. Украина прекратила подачу воды в Крым, а в 2016 г. с целью недопущения самотека по Северо-Крымскому каналу, была возведена дамба, окончательно перекрывшая ее поступление с материка [20].

Начатую официальными властями Киева энергетическую изоляцию Республики Крым завершили экстремисты, которые в декабре 2015 г. взорвали опоры линий электропередач [3].

В надежде на перспективу реинтеграции Крыма в состав Украины 20

апреля 2016 г. указом президента Украины было создано Министерство по вопросам временно оккупированных территорий. Об исключительно пропагандистском характере этого акта говорит тот факт, что в составе ведомства в первый год функционирования насчитывалось 2 работника [27].

С осени 2016 г. официальный Киев предпринял беспрецедентную кампанию юридического давления на Россию. В октябре этого года «Нафтогаз» Украины подал иск на Россию в третейский суд Гааги об утрате активов в Крыму на 2,6 млрд. долл. К концу следующего года сумма претензий Украины возросла вдвое. Вместе с «Нафто-газом» иски предъявил «Приват Банк» и шесть подконтрольных И. Коломой-скому структур.

Несмотря на то, что Россия не признает компетенцию Гаагского суда, арбитраж 10 мая 2018 г. удовлетворил иск 18 украинских компаний к России и обязал выплатить бизнесу Украины 59 млн. долл. Однако этот акт оценивается российскими и украинскими СМИ как признание Крыма российским [16].

Имея в виду безнадежность мер, призванных подвигнуть Россию отказаться от Крыма, бизнес-структуры, близкие к П. Порошенко, стали избавляться от активов на полуострове. В феврале 2017 г. от своих активов на полуострове избавился соратник П. Порошенко Ю. Косюк [10].

Весной 2017 г. Украина инициировала рассмотрение дела в Международном суде ООН в Гааге, касающееся «военных преступлений» и «нарушения Россией Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации в отношении украинцев и крымских татар в

Крыму». Рассмотрев претензию Киева, суд «призвал Россию не дискриминировать украинцев и крымских татар -например, разрешить деятельность на полуострове Меджлиса (запрещенной в РФ организации), обеспечить нацменьшинствам возможность получать образование на родном языке» [19].

Дальнейшее развитие событий в отношениях Киева с активистами Меджлиса показало картину, прямо противоположную той, которую представила украинская сторона в международный трибунал. Россия, строго следуя заявленным в президентском указе «О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого и крымско-татарского и немецкого народов и государственной поддержке их возрождения и развития» (май 2014 г.) принципам, выполнила взятые на себя обязательства по соблюдению прав всех народов Крыма [14]. Напротив, уже в 2018 г. наметился раскол некогда сложившегося единства крымско-татарских активистов, выехавших с территории полуострова, и киевской администрацией. В 2015 г. в целях привлечения крымских татар на свою сторону П. Порошенко заявил: «Мы осознали необходимость создания в Крыму национальной автономии крымских татар с полным обеспечением равных прав и гражданских свобод этнических русских, украинцев и других этносов полуострова». С целью конкретной проработки вопроса, определенного Президентом Украины весной 2017 г., была создана Конституционная Комиссия. Однако сразу после начала ее работы выявились неразрешимые противоречия. Представители президента считали, что речь в заявлении П. Порошенко шла о

культурной автономии, представители крымско-татарских активистов настаивали на юридическом статусе автономии, с правом самоопределения. Официальный Киев при этом отказывался обсуждать любой проект, связанный с федерализацией страны. Конкретным ответом украинской администрации на притязания крымских татар стала акция обыска в Исламском культурном центре Киева, проведенная в марте 2018 г. [7].

Неоднозначную реакцию политической элиты Киева вызвал вопрос денонсации договора «О дружбе, сотрудничестве и партнерстве с Россией». Сложность расторжения договора для официального Киева заключалось в утрате обязательств сторон, вытекающих из ст. 2, согласно которой «Россия и Украина признавали нерушимость существующих между ними границ».

Понимание негативных последствий расторжения Договора о дружбе не остановило вал русофобии украинской политической элиты. В середине марта 2018 г. Министерство иностранных дел Украины подготовило предложения о денонсации соглашения. При этом заместитель главы российского внешнеполитического ведомства Г. Ка-расин заявил, что «денонсация договора приведет к еще большей непредсказуемости комплекса двусторонних российско-украинских отношений» [11].

Стремясь сгладить накал взаимных претензий вокруг Крыма и Юго-Восточных территорий Украины, Президент РФ В.В. Путин в начале 2018 г. предложил возобновить передачу украинской стороне кораблей и авиатехники с территории полуострова. На тот момент в Крыму оставался боль-

шой десантный корабль «Константин Ольшанский», корабль «Славутич», тральщики «Черкассы» и «Чернигов», корветы «Тернополь» и «Луцк», береговая техника, включающая БМП, БТР, артиллерию и минометы.

Российское политическое сообщество неоднозначно отнеслось к предложению президента. Дело в том, что к 2018 г. уже было передано Украине более 2 тыс. единиц военной техники (на 1 млрд. долл. США), которые использовались, в том числе, в АТО («антитеррористической операции») в Донбассе [26].

Еще одним поводом для обострения российско-украинских отношений стала кампания выборов Президента РФ, в которой, естественно, приняло участие население полуострова. После успешно проведенной избирательной кампании в Крыму семь министров иностранных дел ЕС: Дании, Латвии, Литвы, Польши, Румынии, Швеции и Украины выступили с совместным заявлением, в котором говорилось: «В связи с четвертой годовщиной аннексии Крыма с Россией» «ЕС не признает результаты выборов, которые проводятся Россией в Крыму». «Пока будет продолжаться незаконная аннексия, будут продолжаться ограничительные меры и санкции». «Произошедшее в Крыму касается не только Украины, но и всех нас». «Вот почему мы не забудем и не оставим Крым» [9].

На фоне развернувшейся русофобии в связи с президентскими выборами в Крыму киевские власти объявили о разрыве экономических отношений с Россией. Начало процессу экономического размежевания было положено в 2014 г., когда Верховная Рада Украины приняла решение денонсировать дого-

вор о сотрудничестве с Россией в военной отрасли, соглашения о транзите военных и техники по территории Украины, находящихся в Молдове с миротворческими функциями, о межгосударственных военных перевозках, сотрудничестве в военной разведке и информационной безопасности.

Вместе с тем решение о прекращении межгосударственного экономического взаимодействия не помешало достаточно активным хозяйственным связям двух стран. В 2017 г. на Россию приходилось 12% украинского экспорта, а импорт из России вырос на 40% [21].

После имплементации новой киевской администрации вектор внешней политики Украины все больше смещался в сторону Запада и Североатлантического союза. Весной 2018 г. П. Порошенко выступил с программной речью, в которой заявил о разрыве с СНГ и ориентации на вступление в НАТО. Явившаяся одним из учредителей СНГ, Украина в далеком 1993 г. не подписала Устав этой организации и поэтому имела статус не члена, но ее участника. Заявив о разрыве с СНГ, П. Порошенко декларировал: "Сейчас время для стратегических решений относительно определения восточноевропейских границ ЕС и НАТО. Подчеркиваю, что более благоприятной возможности не будет. Украина, Молдова и Грузия принадлежат к Западному альянсу и должны стать его частью».

Также глава Украины заявил, что в связях с ЕС «мы будем постепенно продвигать всеобъемлющую секторальную интеграцию». «Киев будет настаивать на том, чтобы подписать с НАТО Программу усиленных возмож-

ностей и План действий относительно членства» [22]. При этом заметим, что ориентация руководства страны на вступление в НАТО не находит единодушной поддержки у украинского населения. По данным (КМИС) Киевского международного института социологии, однозначно поддерживают курс на НАТО только 49,2% граждан Украины [5].

Несмотря на формальные препятствия вступлению Украины в НАТО, Североатлантический блок активно использует проблему Крыма для давления на Россию. Весной 2018 г. в акватории Черного моря были проведены учения сил НАТО. К берегам Крыма регулярно приближаются британские и американские самолеты-разведчики [24].

В разжигании военно-политической напряженности вокруг полуострова принимают участие и украинские власти. По сведениям, озвученным секретарем Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБОУ) А. Турчиновым, в стране осуществляется национальная программа ракетного вооружения, прямо нацеленная на создание средств доставки зарядов на полуостров [25].

Угрозы от официального Киева Крыму и агрессивная политика в отношении русскоязычного населения Донбасса обусловили ответные меры России по обеспечению безопасности. В Крыму были развернуты два полка ПВО, вооруженные комплексами С-400 «Триумф» и ЗРК «Панцирь-С1». Развернутые полки призваны нейтрализовать поступающие на вооружение украинской армии ракеты «Ольха» («Вшьха»), противокорабельные комплексы «Нептун», создаваемые по

заказу канадской фирмы «Maritime Launch Services», двухступенчатые ракеты «Циклон-Ум» [24].

Неконструктивный контекст в российско-украинских отношениях по поводу крымской проблемы усилил внесенный на рассмотрение Верховной Рады П. Порошенко законопроект «О внесении изменений в закон о гражданстве» [12].

Одна из статей законопроекта предусматривала лишение украинского гражданства всех жителей Крыма, получивших российский паспорт, при оговорке: «добровольно принявших гражданство РФ» и принявших участие в выборах Президента России. Однако по данным ОУФМС России, к октябрю 2014 г. добровольно получили российский паспорт 98,0 % крымчан.

Конкретным поводом для внесения поправок в законодательство о гражданстве стало задержание украинскими силовиками крымского рыболовецкого судна «Норд». Официальный представитель погранслужбы Украины относительно задержанных рыбаков заявил: «Мы сомневаемся, что российские паспорта были выданы на законных основаниях». Рыбакам «Норда» было предъявлено обвинение в «нарушении порядка въезда на временно оккупированную территорию Украины» [23].

В ответ следственное управление ФСБ РК возбудило встречное уголовное дело «Об угоне судна».

Кстати заметить, российско-украинские отношения в акватории Азовского и Черного морей, прилегающей к Крыму, стали обостряться с момента, когда Россия летом 2017 г. объявила о перекрытии Керчь-Еникальского канала в связи со строительством Крым-

ского моста. В ответ официальный Киев обратился в арбитраж в Гааге с иском к России в связи с ущербом, причиненным строительством перехода через Керченский пролив.

В апреле 2018 г. киевские власти совершили повторное задержание российского судна, осуществлявшего забор песка с морского дна, чем спровоцировали ответные меры России. Был введен режим регулярного досмотра судов, направлявшихся в украинские порты Мариуполя и Бердянска [17].

Взрывную реакцию Киева вызвал исторический акт введения в эксплуатацию автомобильного перехода по Крымскому мосту. Ежегодный ущерб от моста украинские власти оценивают в 10 млрд. гривен. В ответ на запуск Крымского моста Министерство инфраструктуры Украины заявило о намерении «блокировать российские порты».

Осознавая важность сообщения по Азово-Черноморскому транзиту, киевские власти приняли решение перекопать перешеек, соединяющий Крым с материком, и построить канал протяженностью 120 км [4].

Несмотря на санкционное давление Запада, трудности, связанные с экономической блокадой полуострова, россияне, и жители Крыма в том числе, положительно относятся к акту воссоединения. По данным Левада-Центра, 85% россиян (включая крымчан) одобряют этот исторический акт1.

Таким образом, воссоединение Крыма с Россией стало фактором, запустившим активный процесс перео-

1 По данным ВЦИОМ, удельный вес граждан, положительно оценивающих «Крымскую весну», составляет 91% // Известия № 45 (30030). 15 марта 2018 г.

риентации Украины от постсоветских интеграционных институтов в сторону Запада и северо-атлантического альянса. Вместе с тем, дальнейшее продвижение киевской власти по пути интеграции в западное сообщество обнажило глубину раскола внутри украинского социума и сохранение значительной части населения, ориентирующейся на восстановление отношений с Россией. Кроме того, проблема Крыма будируется политической элитой Украины с целью получения

материальных и политических преференций от Запада и поддержания уровня легитимности центральной власти в условиях дефицита доверия народа. Функционирование Крыма в составе Российской Федерации показывает несостоятельность надежд на ухудшение социально-экономического положения на полуострове как фактора, способствующего его реинтеграции в состав Украины.

Статья поступила в редакцию 20.07.2018

ЛИТЕРАТУРА

1. Афанасьев В. Иначе в Крыму Россия поступить не могла, 18.04.2014 / Одна родина: информационно-аналитическое издание [сайт]. - URL: https://odnarodyna.org/ content/inache-v-krymu-rossiya-postupit-ne-mogla (дата обращения: 24.11.2018).

2. Блокада Крыма повлияет на позицию парламента относительно закона о свободной экономической зоне «Крым», - Корнацкий, 21.09.2015 / 112.ua [сайт]. - URL: https://112. ua/politika/blokada-kryma-povliyaet-na-poziciyu-parlamenta-po-zakonu-o-svobodnoy-ekonomicheskoy-zone-krym-kornackiy-259649.html (дата обращения: 24.11.2018).

3. Возле Чонгара взорваны две электроопоры, подающие электричество в Крым, 20.10.2015 / УН1АН: информационное агентство [сайт]. - URL: https://www.unian.net/ society/1157295-vozle-chongara-neizvestnyie-vzorvali-dve-elektrooporyi-podayuschie-elektrichestvo-v-kryim.html (дата обращения: 24.11.2018).

4. Все-таки остров: Украина решила перекопать перешеек на границе с Крымом, 23.05.2018 / РИА Новости [сайт]. - URL: https://crimea.ria.ru/world/20180523/ 1114504285.html (дата обращения: 24.11.2018)

5. Геополитические ориентации и отношение жителей Украины к независимости Украины // Украина. Информационно-аналитический мониторинг. 2017. № 9-10 (133134). С. 27.

6. Коринь Н. Киев решил поиграть в санкции, 13.08.2014 / Одна родина [сайт]. - URL: https://odnarodyna.org/content/kiev-reshil-poigrat-v-sankcii (дата обращения: 24.11.2018).

7. Киеву грозят массовые акции. Истек срок действия ультиматума, поставленного крымскими татарами Порошенко, 18.05.2018 / Главред [сайт]. - URL: https://glavred. info/politics/505959-kievu-grozyat-massovye-akcii-istek-srok-deystviya-ultimatuma-postavlennogo-krymskimi-tatarami-poroshenko.html (дата обращения: 24.11.2018).

8. Крымские миллиарды // Ведомости. 2018. 16 марта.

9. Министры стран Европы: Мы не забудем про Крым, 17.03.2018 / КорреспонденТ.net [сайт]. - URL: https://korrespondent.net/ukraine/3951963-mynystry-stran-evropy-my-ne-zabudem-pro-krym (дата обращения: 24.11.2018).

10. Мироновский хлебопродукт Косюка продал крымские активы, 21.02.2017 // Зеркало недели. 2017. 21 февр.

11. На двадцатом году «дружбы» // Коммерсант. 2018. 4 апр.

12. «Придется признать выборы в Крыму». У крымчан хотят забрать украинские паспорта, 23.04.2018 / Вести [сайт]. URL: https://vesti-ukr.com/strana/286617-pridetsja-priznat-

vybory-v-krymu-u-krymchan-khotjat-zabrat-ukrainskie-pasporta (дата обращения: 24.11.2018).

13. Проект резолюции СБ ООН [о крымском референдуме] / United Nations [сайт]. - URL: http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=S/2014/189 (дата обращения: 24.11.2018)

14. Путин «переписал» историю: новый документ президента РФ «О мерах по реабилитации» депортированных не будет способствовать восстановлению прав репатриантов в Крыму, 22.04.2014 / День [сайт]. - URL: http://www.day.kiev.ua/ru/article/den-ukrainy/ putin-perepisal-istoriyu (дата обращения: 24.11.2018).

15. Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 27 марта 2014 г. / United Nations [сайт]. - URL: http://www.un.org/en/ga/search/view_doc.asp?symbol=A/ RES/68/262&referer=/english/&Lang=R (дата обращения: 24.11.2018).

16. Селезнева И. Гаага признала Крым российским: в Сети отреагировали на решение суда о компенсации Украине, 10 мая 2018 / Федеральное агентство новостей [сайт]. - URL: https://riafan.ru/1055679-gaaga-priznala-kxym-rossiiskim-v-seti-otreagirovali-na-reshenie-suda-o-kompensacii-ukraine (дата обращения: 24.11.2018).

17. Строкань С. Россия и Украина играют в морской бой // Коммерсантъ. 2018. 7 мая.

18. Трудно стиснуть кулак, в который сунули милостыню // Зеркало недели. 2015. 26 янв.

19. Украина готовится к судам в Гааге // Независимая газета. 2018. 21 февр.

20. Украина перекрыла воду в оккупированный Крым, 30.04.2017 / Главред [сайт]. -URL: http://glavred.info/ekonomika/ukraina-perekryla-vodu-v-okkupirovannyy-krym-opublikovany-foto-i-video-432968.html (дата обращения: 24.11.2018).

21. Украина порвала с Россией, но не до конца, 21.03.2018 / Газета.ру [сайт]. - URL: https:// www.gazeta.ru/business/2018/03/21/11690545.shtml (дата обращения: 24.11.2018).

22. Украина рвет последние связи с СНГ // Независимая газета. 2018. 12 апр.

23. Членам эпкипажа «Норд» грозит штраф за попытку незаконно покинуть Украину, 20.04.2018 / УН1АН [сайт]. - URL: https://www.unian.net/politics/108130-chlenam-ekipazha-nord-grozit-shtraf-za-popytky-pokinut-ukrainu-gpsu.html (дата обращения: 24.11.2018).

24. Шарковский А. Зачем Крыму срочно понадобились «Триумфы» // Независимая газета. 2018. 10 янв.

25. Шарковский А. Что ищет в Черном море британский корабль-шпион // Независимая газета. 2018. 1 февр.

26. Широкорад А.Б. Надо ли возвращать корабли Украине // Независимая газета. 2018. 17 янв.

27. Уряд прийняв ршення про утворення Мшстерства з питань тимчасово окупова-них територш та внутршньо перемщених оаб Укра1ни / Урядовий портал: Единий веб-портал оргшв виконавчоп влади Украпни [сайт]. - URL: http://www.kmu.gov.ua/ control/uk/cardnpd?docid=248982208 (дата обращения: 24.11.2018).

REFERENCES

1. Afanas'ev V. Inache v Krymu Rossiya postupit' ne mogla [Russia could not act in the Crimea in the other way], 18.04.2014. In: Odna rodina: informatsionno-analiticheskoe izdanie, website]. Available at: https://odnarodyna.org/content/inache-v-krymu-rossiya-postupit-ne-mogla (accessed: 24.11.2018).

2. Blokada Kryma povliyaet na pozitsiyu parlamenta otnositel'no zakona o svobodnoi eko-nomicheskoi zone «Krym», - Kornatskii [Blockade of the Crimea will affect the position of the Parliament regarding the law on the "Crimean" free economic zone - Kornatsky], 21.09.2015 / 112.ua [website]. Available at: https://112.ua/politika/blokada-kryma-povli-

yaet-na-poziciyu-parlamenta-po-zakonu-o-svobodnoy-ekonomicheskoy-zone-krym-kor-nackiy-259649.html (accessed: 24.11.2018).

3. Vozle Chongara vzorvany dve elektroopory, podayushchie elektrichestvo v Krym [two electro-poles that supply electricity to the Crimea were blown near Chongar], 20.10.2015 / UNIAN: informatsionnoe agentstvo [website]. Available at: https://www.unian.net/ society/1157295-vozle-chongara-neizvestnyie-vzorvali-dve-elektrooporyi-podayuschie-elektrichestvo-v-kryim.html (accessed: 24.11.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Vse-taki ostrov: Ukraina reshila perekopat' peresheek na granitse s Krymom [Still, it is the island: Ukraine has decided to dig the isthmus on the border with the Crimea], 23.05.2018 / RIA Novosti [website]. Available at: https://crimea.ria.ru/world/20180523/1114504285. html (accessed: 24.11.2018).

5. [Geopolitical orientation and attitude of the Ukrainians to Ukraine]. In: Ukraina. Informat-sionno-analiticheskii monitoring, 2017, no. 9-10 (133-134), pp. 27.

6. Korin' N. Kiev reshil poigrat' v sanktsii [Kiev decided to play with the sanctions], 13.08.2014 / Odna rodina [website]. Available at: https://odnarodyna.org/content/kiev-reshil-poigrat-v-sankcii (accessed: 24.11.2018).

7. Kievu grozyat massovye aktsii. Istek srok deistviya ul'timatuma, postavlennogo krymskimi tatarami Poroshenko [Kiev is threatened by mass actions. The term of the ultimatum delivered by the Crimean Tatars to Poroshenko has expired], 18.05.2018 / Glavred [website]. Available at: https://glavred.info/politics/505959-kievu-grozyat-massovye-akcii-istek-srok-deystviya-ultimatuma-postavlennogo-krymskimi-tatarami-poroshenko.html (accessed: 24.11.2018).

8. Krymskie milliardy [Crimean billions]. In: Vedomosti, 2018, 16 Mar.

9. Ministry stran Evropy: My ne zabudem pro Krym [The Ministers of the countries of Europe: We will not forget about Crimea], 17.03.2018 / KorrespondenT.net [website]. Available at: https://korrespondent.net/ukraine/3951963-mynystry-stran-evropy-my-ne-zabudem-pro-krym (accessed: 24.11.2018).

10. Mironovskii khleboprodukt Kosyuka prodal krymskie aktivy [Kosyuk's "Mironov Bread-product" sold its Crimean assets). In: Zerkalo nedeli, 2017, 21 Feb.

11. Na dvadtsatom godu «druzhby» [In the twentieth year of "friendship"]. In: Kommersant, 2018, 4 Apr.

12. «Pridetsya priznat' vybory v Krymu». U krymchan khotyat zabrat' ukrainskie pasporta ["You have to recognize the elections in Crimea". The Ukrainian passports the Crimeans want to take a], 23.04.2018 / Vesti [website]. Available at: https://vesti-ukr.com/strana/286617-pridetsja-priznat-vybory-v-krymu-u-krymchan-khotjat-zabrat-ukrainskie-pasporta (accessed: 24.11.2018).

13. Proekt rezolyutsii SB OON [o krymskom referendume] [The draft of the UN security Council resolution [on the Crimean referendum] / United Nations [website]. Available at: http:// www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=S/2014/189 (accessed: 24.11.2018).

14. Putin «perepisal» istoriyu: novyi dokument prezidenta RF «O merakh po reabilitatsii» de-portirovannykh ne budet sposobstvovat' vosstanovleniyu prav repatriantov v Krymu [Putin "rewrote" the history: a new document of the Russian President "On the measures for the rehabilitation" of the deportees will not contribute to the restoration of the repatriates' rights in the Crimea, 22.04.2014 / Den' [website]. Available at: http://www.day.kiev.ua/ru/article/ den-ukrainy/putin-perepisal-istoriyu (accessed: 24.11.2018).

15. Rezolyutsiya, prinyataya General'noi Assambleei OON 27 marta 2014 g. [The resolution adopted by the UN General Assembly March 27, 2014] / United Nations [website]. Available at: http://www.un.org/en/ga/search/view_doc.asp?symbol=A/RES/68/262&referer=/ english/&Lang=R (accessed: 24.11.2018).

16. Selezneva I. Gaaga priznala Krym rossiiskim: v Seti otreagirovali na reshenie suda o kompensatsii Ukraine, 10 maya 2018 [The Hague recognized the Russian Crimea: the Network has responded to the court decision on compensation to Ukraine, May 10, 2018] / Federal'noe agentstvo novostei [website]. Available at: https://riafan.ru/1055679-gaaga-priznala-krym-rossiiskim-v-seti-otreagirovali-na-reshenie-suda-o-kompensacii-ukraine (accessed: 24.11.2018).

17. Strokan' S. Rossiya i Ukraina igrayut v morskoi boi [Russia and Ukraine play in the sea battle]. In: Kommersant, 2018, 7 may.

18. Trudno stisnut' kulak, v kotoryi sunuli milostynyu [It is difficult to squeeze the fist in which the alms were thrust]. In: Zerkalo nedeli, 2015, 26 Jan.

19. Ukraina gotovitsya k sudam v Gaage [Ukraine is preparing for trial in the Hague]. In: Neza-visimaya gazeta, 2018, 21 Jan.

20. Ukraina perekryla vodu v okkupirovannyi Krym [Ukraine cut off water supplies from the occupied Crimea], 30.04.2017 / Glavred [website]. Available at: http://glavred.info/ekonomi-ka/ukraina-perekryla-vodu-v-okkupirovannyy-krym-opublikovany-foto-i-video-432968. html (accessed: 24.11.2018).

21. Ukraina porvala s Rossiei, no ne do kontsa [Ukraine broke from Russia, but not finally], 21.03.2018 / Gazeta.ru [website]. Available at: https://www.gazeta.ru/busi-ness/2018/03/21/11690545.shtml (accessed: 24.11.2018).

22. Ukraina rvet poslednie svyazi s SNG [Ukraine breaks the last ties with the CIS]. In: Nezavi-simaya gazeta, 2018, 12 Apr.

23. Chlenam epkipazha «Nord» grozit shtraf za popytku nezakonno pokinut' Ukrainu [Members of the "Nord" crew face a fine for attempting to leave Ukraine illegally], 20.04.2018 / UNIAN [website]. Available at: https://www.unian.net/politics/108130-chlenam-ekipazha-nord-grozit-shtraf-za-popytky-pokinut-ukrainu-gpsu.html (accessed: 24.11.2018)

24. Sharkovskii A. Zachem Krymu srochno ponadobilis' «Triumfy» [Why Crimea urgently needs the "Triumphs"]. In: Nezavisimayagazeta, 2018, 10 Jan.

25. Sharkovskii A. Chto ishchet v Chernom more britanskii korabl'-shpion [What is the British spy-ship looking for in the Black sea?]. In: Nezavisimaya gazeta, 2018, 1 Feb.

26. Shirokorad A.B. Nado li vozvrashchat' korabli Ukraine [Should the ships be returned to Ukraine?]. In: Nezavisimaya gazeta, 2018, 2018, 17 Jan.

27. Uryad priinyav rishennya pro utvorennya Ministerstva z pitan' timchasovo okupovanikh teri-torii ta vnutrishn'o peremishchenikh osib Ukraïni [The Government has made a decision on the establishment of a Ministry for Temporary Occupied Territories and Internally Displaced Persons of Ukraine] / Uryadovii portal: Edinii veb-portal orgniv vikonavchoï vladi Ukraïni [website]. Available at: http://www.kmu.gov.ua/control/uk/cardnpd?docid=248982208 (accessed: 24.11.2018).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Майборода Дмитрий Михайлович - соискатель кафедры политологии и права Московского государственного областного университета; e-mail: control@sroafd.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Dmitry M. Mayboroda - applicant of Moscow Region State University, the Department of Political Science and Law; е-mail: control@sroafd.ru

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Майборода Д.М. Российско-украинские отношения после «Крымской весны» // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2018. № 5. С. 308-319. DOI: 10.18384/2310-676Х-2018-5-308-319

FOR CITATION

Mayboroda D. Russian-Ukrainian relations after the «Crimean Spring». In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: History and Political Sciences, 2018, no. 5, pp. 308-319. DOI: 10.18384/2310-676X-2018-5-308-319

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.