Научная статья на тему 'РОССИЙСКО-ТАДЖИКСКОЕ ВОЕННОЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ДВУСТОРОННЕМ ФОРМАТЕ И В РАМКАХ ОДКБ'

РОССИЙСКО-ТАДЖИКСКОЕ ВОЕННОЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ДВУСТОРОННЕМ ФОРМАТЕ И В РАМКАХ ОДКБ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
247
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / УГРОЗА / ПРОБЛЕМА / ИНТЕГРАЦИЯ / РЕГИОН / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Майтдинова Гузель Майтдиновна, Шарапов Отабек Мурадович

Статья посвящена исследованию основных направлений взаимодействия России и Таджикистана в рамках ОДКБ в условиях формирования нового мирового порядка. В работе проанализированы главные факторы сотрудничества двух государств в военно-политической сфере в формате данной организации. В статье исследованы также роль и значение российско-таджикского взаимодействия в развитии и укреплении интеграционных процессов в формате ОДКБ. Авторами дан прогноз возможностей эффективного противодействия ОДКБ основным вызовам и угрозам региональной безопасности и перспективам развития организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Майтдинова Гузель Майтдиновна, Шарапов Отабек Мурадович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN-TAJIK MILITARY AND TECHNICAL COOPERATION IN BILATERAL FORMAT AND WITHIN THE FRAMEWORK OF THE CSTO

The article is devoted to the study of the main areas of cooperation between Russia and Tajikistan within the framework of the CSTO in the conditions of the formation of a new miter order. The main factors of cooperation between the two states in the military-political sphere in the format of this organization are analyzed in the work. The article also studies the role and importance of Russian-Tajik cooperation in the development and strengthening of integration processes in the CSTO format. The authors gave a forecast of the possibilities of effective counteracting the CSTO to the main challenges and threats to regional security and the prospects for the development of the organization.

Текст научной работы на тему «РОССИЙСКО-ТАДЖИКСКОЕ ВОЕННОЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ДВУСТОРОННЕМ ФОРМАТЕ И В РАМКАХ ОДКБ»

Известия Восточного института. 2022. № 3. С. 135-143. Oriental Institute Journal. 2022. No. 3. P. 135-143.

Научная статья УДК 327 (470+575.3)

https://doi.org/10.24866/2542-1611/2022-3/135-143

Российско-таджикское военное и военно-техническое сотрудничество в двустороннем формате и в рамках ОДКБ

Гузель Майтдиновна МАЙТДИНОВА

Российско-Таджикский (Славянский) университет, Центр геополитических исследований РТСУ, Таджикская Академия архитектуры и строительства, дУшанбе, Республика Таджикистан, [email protected] Отабек Мурадович ШАРАПОВ

Российско-Таджикский (Славянский) университет, Душанбе, Республика Таджикистан, [email protected]

Аннотация. Статья посвящена исследованию основных направлений взаимодействия России и Таджикистана в рамках ОДКБ в условиях формирования нового мирового порядка. В работе проанализированы главные факторы сотрудничества двух государств в военно-политической сфере в формате данной организации. В статье исследованы также роль и значение российско-таджикского взаимодействия в развитии и укреплении интеграционных процессов в формате ОДКБ. Авторами дан прогноз возможностей эффективного противодействия ОДКБ основным вызовам и угрозам региональной безопасности и перспективам развития организации.

Ключевые слова: безопасность, угроза, проблема, интеграция, регион, международные отношения

Для цитирования: Майтдинова Г.М., Шарапов О.М. Российско-таджикское военное и военно-техническое сотрудничество в двустороннем формате и в рамках ОДКБ // Известия Восточного института. 2022. № 3. С. 135-143. https://doi. org/10.24866/2542-1611/2022-3/135-143

Original article

https://doi.org/10.24866/2542-1611/2022-3/135-143

Russian-Tajik military and technical cooperation in bilateral format and within the

framework of the CSTO

Guzel M. MAITDINOVA

Department of Foreign Regional Studies and Foreign Policy, Center for Geopolitical Studies, Russian-Tajik (Slavic) University, Tajik Academy of Architecture and Construction, Dushanbe, Republic of Tajikistan, guzel-maitdinova@ mail.ru

Otabek Muradovich SHARAPOV

Russian-Tajik (Slavic) University, Dushanbe, Republic of Tajikistan, [email protected]

Abstract. The article is devoted to the study of the main areas of cooperation between Russia and Tajikistan within the framework of the CSTO in the conditions of the formation of a new miter order. The main factors of cooperation between the two states in the military-political sphere in the format of this organization are analyzed in the work. The article also studies the role and importance of Russian-Tajik cooperation in the development and strengthening of integration processes in the CSTO format. The authors gave a forecast of the possibilities of effective counteracting the CSTO to the main challenges and threats to regional security and the prospects for the development of the organization.

Keywords: security, threat, problem, integration, region, international relations

For citation: Maitdinova G.M., Sharapov O.M. Russian-Tajik military and technical cooperation in bilateral format and within the framework of the CSTO // Oriental Institute Journal. 2022. № 3. P. 135-143. https://doi.org/10.24866/2542-1611/2022-3/135-143

8 апреля 2022 года исполнилось ровно тридцать лет с момента установления дипломатических отношений между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан. Тридцать лет с исторической точки зрения - срок достаточно небольшой. Однако этот период вполне достаточный для проведения анализа и исследования взаимодействия России и Таджикистана, выявления основных приоритетов и проблем сотрудничества стран, подведения некоторых промежуточных итогов, выработки определенных рекомендаций и прогнозов по дальнейшему развитию межгосударственного диалога. За указанный период российско-таджикское взаи-

© Майтдинова Г.М., Шарапов О.М., 2022

модействие, достигшее уровня стратегического партнерства и союзничества, активно развивается как на двустороннем уровне, так и в формате международных и региональных организаций. Как известно, Россия и Таджикистан после распада СССР стали со-основателями (совместно с рядом других государств) таких объединений, как Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

Необходимо отметить, что Организация Договора о коллективной безопасности является важным механизмом по обеспечению региональной безопасности в зоне своего действия. Российская Федерация и Республика Таджикистан заинтересованы во взаимодействии в рамках данной организации и её укреплении, так как очевидно, что без обеспечения безопасности в регионе развитие сотрудничества и интеграции между странами практически невозможно. В то же время необходимо отметить, что именно российско-таджикскому взаимодействию принадлежит особая роль в рамках военно-политической интеграции в формате ОДКБ. Это связано прежде всего с тем, что из всех стран Содружества Независимых Государств Таджикистан имеет самую протяженную границу с Афганистаном и является первым рубежом в противостоянии многим современным угрозам коллективной безопасности, которые в основном исходят с территории соседнего государства. Эскалация угрозы Талибан, ИГИЛ, наркотрафика, организованной преступности, религиозного экстремизма и т.д. в афганском Бадахшане, граничащего с Китаем, Пакистаном, с Таджикистаном является серьезным вызовом для региональной безопасности. В этих условиях Таджикистан выступает в какой-то мере буферным государством в противодействии нынешним угрозам безопасности как для государств - участников ОДКБ, так и для всего постсоветского пространства в целом. Кроме того, определенным вызовом региональной и национальной безопасности являются существующие в регионе нерешенные этнополитические проблемы. Существуют определенные вызовы стабильности Таджикистана в условиях формирования нового мирового порядка и пандемии COVID-19, которые могут сказаться на темпах реализации Национальной стратегии развития-2030: проблема анклавов и неурегулированные границы в Ферганской долине, неопределенность афганского фактора, незавершенность этноконсолидационных процессов в Таджикистане, усиление религиозного экстремизма, изменение климата, демографические проблемы, коррупция, высокие риски и вызовы, связанные с бедностью населения, информационной безопасностью и др.

С другой стороны, во многом состояние и развитие коллективной безопасности на пространстве ОДКБ зависит прежде всего от самой России, имеющей мощный военный и технический потенциал в регионе и в мире в целом. Участие России и Таджикистана в интеграционных процессах в формате ОДКБ остается в определенной мере одной из важных составляющих всего российско-таджикского стратегического партнерского и союзнического взаимодействия, содействуя укреплению двустороннего и многостороннего военно-политического и военно-технического сотрудничества двух государств. И для России, и для Таджикистана военно-политические связи со странами - участницами ОДКБ и СНГ все еще являются более приоритетными, нежели взаимодействие в указанных областях с другими государствами.

Необходимыми направлениями совместного взаимодействия в развитии интеграционных процессов являются деятельность по сближению законодательств и межпарламентское сотрудничество в рамках ОДКБ. Это направление способствует выработке модельных законодательных актов, служащими в качестве основы для разработки внутреннего законодательства государств-членов, что облегчает и гармонизирует интеграционные процессы. Более того, благодаря межпарламентскому сотрудничеству укрепляются связи с другими международными и региональными организациями, что способствует созданию дополнительных площадок для политического диалога и поиска некоего консенсуса между разными объединениями.

ОДКБ является важным сдерживающим и превентивным фактором в плане обеспечения безопасности в постсоветской Азии. На современном этапе развития организации среди основных приоритетов взаимодействия государств - участников в рамках ОДКБ можно назвать следующие сферы:

• противодействие угрозам и вызовам безопасности,

• военное сотрудничество,

• координация внешнеполитических позиций,

• развитие контактов с другими международными организациями,

• совместная деятельность по сближению законодательств.

Эффективное решение проблем региональной безопасности весьма сложно в

условиях, когда ситуация в Афганистане уже на протяжении более чем сорока лет не меняется в положительную сторону. В связи с указанными факторами Таджикистан нуждается в регулярной помощи и поддержки России и других государств-участников в рамках СНГ и ОДКБ для более эффективного противодействия и решения проблем региональной безопасности. Однако на деле же получается, что самый весомый вклад в оказании содействия Таджикистану в сфере противостояния основным угрозам и вызовам безопасности оказывает как раз таки Россия. Важной оказалась помощь России Таджикистану и в последние годы, несмотря на все трудности, связанные с мировой пандемией. Таким образом, значимость российско-таджикского партнерства в рамках всей военно-политической интеграции в ОДКБ будет все более возрастать, а роль Таджикистана в обеспечении региональной стабильности, по нашему мнению, будет еще более существенной в связи с внутриполитической ситуацией в соседнем Афганистане.

Говоря о борьбе с угрозами и вызовами безопасности как одном из самых важных направлений деятельности в рамках ОДКБ, здесь приходится констатировать, что объем и количество данных проблем не снижается и приобретает более транснациональный характер. События 2020-2022 гг. периода пандемии продемонстрировали, что нетрадиционные угрозы безопасности трансформируются, приобретая все более трудный и глобальный масштаб, в том числе благодаря и искусственному содействию. Поэтому появляются опасения по поводу последствий таких угроз, как распространение различных эпидемий, экологических катастроф, применения химического или биологического оружия. Вместе с этими угрозами остаются актуальными такие проблемы, как терроризм и экстремизм, коррупция, незаконная миграция, торговля людьми, нелегальный оборот оружия и наркотиков, организованная преступность, в том числе и в информационной среде. Для борьбы с данными угрозами региональной безопасности проводятся и реализуются различные операции и программы в формате ОДКБ, которые уже получили международное признание и продемонстрировали значимые результаты [4].

В условиях глобализации меняются определенные правила игры на международной арене. В современных геополитических реалиях, когда Уставом ООН запрещены ведение традиционных войн, сторонники переформатирования политического поля региона для достижения своих геополитических целей в Центральной Азии будут все более использовать инструменты "гибридных войн". Сочетание возникших в Центральной Азии внутренних и внешних проблем требуют новых подходов к обеспечению ее безопасности, от которой, в свою очередь, зависит стабильность ситуации далеко за ее пределами. К внешним факторам относятся: международный экстремизм и терроризм, незаконный оборот наркотиков, торговля людьми, незаконный оборот оружия [5, с. 154], влияние внешних сил на процесс принятия политических решений при реализации национальных стратегий развития, организованная преступность. Проблемами внутреннего характера, которые могут быть использованы внешними силами для ведения "гибридных войн", являются нерешенные пограничные проблемы, дефицит земли и воды, религиозный экстремизм, межэтнические отношения, нелегальная миграция, демографические и экологические проблемы, трайбализм, бедность населения. С помощью информационных технологий вышеуказанные вызовы могут послужить основой для крупномасштабной эскалации конфликтов. Наглядным примером которого

может служить недавний кровопролитный конфликт в Казахстане, который возник на базе нерешенных социальных проблем на фоне пандемии COVID-19 и повышением цен на газ в стране, а затем народными протестами воспользовались организованные деструктивные силы с использованием интернет-сети для эскалации конфликта и достижения своих политических целей. Только своевременный ввод миротворческих сил ОДКБ в Казахстан по приглашению Президента Республики Казахстан Касым-Жомарта Токаева в соответствии со статьями 2 и 4 Договора о коллективной безопасности и взятие КМС ОДКБ стратегически важных объектов под охрану способствовал в короткие сроки перелому ситуации в Казахстане, восстановлению стабильности и конституционного порядка в стране [2]. Первая миротворческая операция ОДКБ в Казахстане носила полностью легитимный характер и проводилась в соответствии с положениями Соглашения о миротворческой деятельности ОДКБ, которое зарегистрировано в Секретариате ООН. Четкая организация по переброске и развертыванию Коллективных миротворческих сил ОДКБ в Казахстане, оперативные действия и позитивные результаты миротворческих сил государств-членов ОДКБ были положительно оценены ООН.

В центральноазиатском регионе, еще раз подчеркиваем, имеется целый комплекс угроз и вызовов не только национальной безопасности Таджикистана, но и стабильности евразийского пространства: деятельность международных террористических организаций в Афганистане и возможный усиление их действий на территорию государств Центральной Азии; распространение религиозного экстремизма и повышения уровня деятельности организованной преступности. Вышеуказанные вызовы национальной безопасности влияют не только на развитие региональной геополитической обстановки, но и на перспективы реализации национальных стратегий развития новых центральноазиатских государств. В этих условиях любые конфликты на основе вышеперечисленных угроз и вызовов могут быть частью "гибридной войны" для достижения политических целей определенных кругов. В Центральной Азии получили распространение следующие виды "гибридных войн": информационные войны, террористические войны, опиумные войны, кибервойны, водные войны, пограничные войны, эмигрантские войны, этнические войны, транспортные или воздушные войны, рельсовые войны [5, с. 154-155] и даже "кетменные" войны. Существуют определенные вызовы стабильности Таджикистана в условиях формирования нового мирового порядка и пандемии COVID-19, которые могут сказаться на темпах реализации НСР-30: проблема анклавов и не урегулированные границы в Ферганской долине, неопределенность афганского фактора, не завершенность этноконсолидационных процессов в Таджикистане, усиление религиозного экстремизма, изменение климата, демографические проблемы, коррупция, высокие риски и вызовы, связанные с бедностью населения, информационной безопасности и др. В настоящее время актуализируются наряду с нетрадиционными угрозами безопасности и традиционные военные угрозы - угроза проникновения внешних сил со стороны Афганистана, несмотря на то что укрепление таджикско-афганской границы подверглось серьезной модернизации и что сдерживающим фактором от военных угроз служит не только таджикские вооруженные силы, но и Российская 201 военная база в Таджикистане. Здесь необходимо учитывать, что в Афганистане идет "гибридная война", в рамках которой развернуты "террористические войны, межэтнические войны, внутриконфессиональные войны, информационные войны, которые непосредственно влияют через технологии информационных войн и на развитие новых государств Центральной Азии, на реализацию их Стратегий развития на XXI век. Исходящие из Афганистана угрозы терроризма, нелегальной миграции, религиозного экстремизма, наркотрафика, организованной преступности, торговли оружием и людьми, фейковая информация являются частью технологии "гибридной войны". В этих условиях многолетняя инициатива о создании "пояса безопасности" вдоль таджикско-афганской границы является актуальнейшей проблемой региональной безопасности. В данном контексте являются своевременными разработка и принятие государствами-членами ОДКБ Целевой межгосударственной

программы по укреплению участков таджикско-афганской границы. По согласованию с союзниками по ОДКБ укрепилось таджикско-китайское сотрудничество по сохранению стабильности в трансграничном Амударьинском регионе. В настоящее время Китай значительно расширил помощь пограничным войскам Таджикистана. В целях принятия превентивных для безопасности СУАР КНР, в октябре 2016 г. было подписано таджикско-китайское межправительственное соглашение о выделении китайского гранта на модернизацию пограничной инфраструктуры Таджикистана в сопредельных с Афганистаном районах. В соответствии с договоренностями китайской стороной построены три комендатуры, пять пограничных застав и постов, один учебный центр в труднодоступной горной местности. В настоящее время Китай планирует построить второй военный объект для Таджикистана, который будет расположен в отдаленном селении Вахан, в Горно-Бадахшан-ской автономной области страны и принадлежать он будет специальному отряду быстрого реагирования - силам специального назначения, подведомственным управлению по борьбе с организованной преступностью МВД Республики Таджикистан. На реализацию проекта Китай выделит около $10 млн.[7].

Кроме того, специальные службы Таджикистана, России и Китая координируют совместную работу через Региональную антитеррористическую структуру (РАТС) ШОС в Ташкенте и сотрудничают напрямую. Они занимаются выявлением каналов финансирования террористов, обеспечивают безопасность зарубежных объектов. В ноябре 2019 года при финансовой поддержке Китая в Душанбе был создан Центр по борьбе с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом. При финансовой поддержке Китая в Таджикистане в целях укрепления таджикско-аф-ганской границы были вновь отстроены 4 пограничные заставы и учебный центр Погранвойск [1]. Все эти меры являются частью реализации таджикской инициативы по созданию пояса безопасности вдоль таджикско-афганской границы и носят превентивный характер перед потенциальными новыми угрозами региональной безопасности, связанными с афганской проблемой. Следует отметить, что в контексте сохранения региональной стабильности, важное значение имеет и недавний саммит в Китае внешнеполитических ведомств соседних к Афганистану государств, России, где обсуждались подходы к решению афганской проблемы.

Политика противодействия "гибридным войнам" в Центральной Азии имеет свои характерные особенности, учитывая комплекс проблем, имеющихся в каждом государстве региона и их потенциал для эскалации конфликтов различного уровня. В каждом проявлении черт "гибридной войны" требуется учет базовых локальных причин и принятия конкретных решений, применительно в данному дестабилизирующему фактору. Но существуют базовые превентивные меры против проявлений "гибридных войн", где важно участие сил разного уровня в политике противодействия. Успешный миротворческий опыт ОДКБ в Казахстане по противодействию гибридной агрессии является неким прецедентом для начала отработки механизмов реагирования организации в условиях гибридных войн с учетом региональной специфики и характерных особенностей конфликтов, а самое важное - обеспечение безопасности стратегической инфраструктуры.

Важной составляющей гибридной агрессии являются сетевые, информационные войны. Именно в обеспечении информационной безопасности требуются коллективные усилия государств Центральной Азии. Таджикистан сотрудничает с государствами Центральной Азии по обеспечению информационной безопасности в рамках ОДКБ, ШОС, СНГ. ШОС и ОДКБ стали одной из тех площадок, где с участием центральноазиатских государств началось интенсивное решение проблем, связанных с международной информационной безопасностью (МИБ). В централь-ноазиатских государствах до сих пор не ведется системная подготовка специалистов в сфере обеспечения информационно-идеологической безопасности, в том числе профессионалов в области пропаганды и контрпропаганды [3]. В этом контексте давно назрела необходимость создания Центральноазиатской Академии кибербезопасности ОДКБ для подготовки специалистов для ведения информационно-идеологического противодействия информационным угрозам. Государства

Центральной Азии во многом находятся под информационно-психологическим воздействием в новых геополитических реалиях и в условиях пандемии COVID-19. Объектами воздействия оказываются 1) психика политэлиты и населения; 2) система формирования общественного сознания; 3) система формирования общественного мнения. В этих условиях важно повышение профессионализма специалистов, работающих в области телевидения, в национальных интернет ресурсах, а также развитие национального кинематографа. Практической мерой противостояния информационным угрозам стала бы инициатива создания единого информационного пространства ОДКБ, где бы были унифицированы правовое регулирование отношений в информационной сфере, а также средства поиска, сбора, хранения, анализа и защиты информации в государствах, входящих в состав организации. Однако в настоящее время в государствах-членах ОДКБ сформировались различные модели информационного пространства. В силу этих причин формирование единого информационного пространства в рамках ОДКБ представляется длительным и сложным процессом. В данном контексте важно создание в 2021 году Евразийского информационно-аналитического консорциума, председателем координационного совета которого является экс-генсек ОДКБ Н.Н. Бордюжа.

В вопросах борьбы с современными угрозами и вызовами региональной безопасности серьезное значение имеет военное взаимодействие в формате ОДКБ, важнейшими составляющими которого являются такие сферы совместного взаимодействия, как военное строительство, военно-техническое и военно-экономическое сотрудничество. К настоящему времени в формате ОДКБ уже созданы коллективные силы и средства коллективной безопасности, которые составляют Войска (Коллективные силы) ОДКБ. Как показали события в Казахстане в январе 2022 г., Коллективные силы ОДКБ в целях обеспечения безопасности могут быть оперативно применены как на территории государств-участников организации, так и за ее пределами. Важным аспектом военного сотрудничества в рамках ОДКБ являются также проводимые на регулярной основе совместные учения вооруженных сил государств-членов [8]. Несмотря на пандемию COVID-19, в ноябре 2020 года на полигонах Ляур, Самбули и Харб-Майдон прошла серия масштабных совместных учений с применением тяжелой техники и беспилотников на основе опыта современных вооруженных конфликтов. Вблизи таджикско-афганской границы регулярно проходят маневры "Боевое братство". В них участвуют многотысячные группировки войск ОДКБ, авиация и ракетные комплексы "Искандер".

Одной из приоритетных областей военного взаимодействия является военно-техническое сотрудничество, в качестве важного принципа которого предусмотрен льготный режим поставок военной продукции по внутренним ценам для государств-участников организации. Это положение весьма значимо именно для таких стран, как Армения, Кыргызстан и Таджикистан, возможности которых несколько ограничены. С целью же решения вопросов военно-экономического взаимодействия в формате организации создана Межгосударственная комиссия по военно-экономическому сотрудничеству, в рамках деятельности которой налаживается работа по развитию кооперационных связей предприятий военного характера, формированию сервисных центров, реализации кооперационных проектов и связей. Как государства-члены ОДКБ, Таджикистан и Россия укрепляют военное и военно-техническое сотрудничество не только в многостороннем, но и в двустороннем форматах. Лидирующие позиции России в этой области сотрудничества с Таджикистаном во многом обусловлены традиционными связями, подавляющим преобладанием в таджикской армии вооружения и военной техники российского (советского) производства, укомплектованностью основных звеньев командного состава Вооруженных сил РТ кадрами, прошедшими обучение и подготовку в военных учебных заведениях Российской Федерации. Россия содействует модернизации Вооруженных сил Таджикистана, передавая ей продукцию военного назначения. Всего с 2014 года Россия подготовила более 7 тыс. военнослужащих, что значительно сказывается на повышении боевой готовности вооруженных сил Республики Таджикистан. В 2021 году уже приступили к подготовке очередной груп-

пы военнослужащих. В их числе на полигоне Ляур планируется подготовить 140 танкистов и 70 наводчиков минометов [6]. На полигонах 201 РВБ в Таджикистане ведется подготовка командиров и специалистов младшего звена военнослужащих Вооруженных сил Таджикистана. Ежегодно для Министерства обороны Таджикистана здесь готовятся до одной тысячи военных специалистов: саперов, разведчиков, механиков-водителей танков и БМП, артиллеристов. Ежегодно на безвозмездной основе обучение в России проходят порядка около 500-1000 таджикских военнослужащих. Только в 2020 году в России обучено прошли около 1000 младших специалистов для Министерства обороны Таджикистана. Несмотря на пандемию, специализированные российские вузы продолжили обучение молодых военнослужащих Минобороны Таджикистана, ГКНБ и его Погранвойск. В рамках Программы модернизации национальных Вооруженных сил Таджикистана Россия оказывает содействие в укреплении таджикского оборонного потенциала. Между тем, учитывая возможное нарастание военной угрозы из Афганистана, принимая превентивные меры, в составе 201-й РВБ в 2019 г. был сформирован батальон беспилотной авиации в составе батальона роты малой и ближней дальности, вооруженные комплексами с беспилотными летательными аппаратами "Орлан-10", "Леер-3", "Элерон", "Гранат" и "Тахион", а также отряд большой дальности, оснащенный комплексом с БПЛА "Форпост". На вооружение 201-й российской военной базы в Таджикистане поступил новейший комплекс радиопомех "Поле-21". В октябре 2020 г. завершилось перевооружение авиагруппы 201-й военной базы в Таджикистане современными модификациями транспортно-боевых вертолетов Ми-8МТВ5-1. Только в феврале 2021 года Россия безвозмездно передала вооруженным силам Республики Таджикистан более 40 единиц инженерной и специальной техники.

Укрепление системы коллективной безопасности по противодействию гибридным угрозам актуально в рамках сотрудничества ОДКБ. ОДКБ способна противостоять потенциальным и действительным угрозам и вызовам региональной безопасности. Взаимодействие России и Таджикистана в формате ОДКБ остается неотъемлемой и важной составляющей всей военно-политической интеграции в силу той роли и места, которые оба государства занимают в обеспечении безопасности в зоне действия объединения. В настоящее время государства Центральной Азии создали диалоговые площадки для обмена мнениями по проблемам региональной безопасности между ЕАЭС, ОДКБ, СНГ и ШОС, что позволяет координировать усилия между региональными организациями для поддержания стабильности государств, однако архиважной задачей центральноазиатских акторов, с учетом новых реалий (афганского фактора, постпандемического кризиса, влияния на социально-экономическую обстановку российско-украинского фактора) в настоящее время является разработка легитимных механизмов коллективного реагирования на различные проявления гибридных войн (религиозно-экстремистского, экономического, информационного, террористического, межэтнического характера) с учетом локальных особенностей их проявления, угрожающих региональной стабильности. В связи с ростом угрозы международного терроризма и экстремизма на афганском и центральноазиатском направлениях идет активное укрепление всех компонентов ОДКБ. Наряду с военными компонентами в рамках ОДКБ создается Ассоциация "Киберспецназ" в контексте обеспечения информационной безопасности для усиления возможностей Организации в сетевых войнах и, в частности, в сфере борьбы с пропагандой ИГИЛ и других террористических группировок. В настоящее время все острее становится необходимость взаимодействия государств-членов ОДКБ в области обеспечения информационной безопасности и подготовки специалистов интеллектуального "спецназа". Современные геополитические реалии Центральной Азии в условиях сетевого противоборства диктуют крайнюю необходимость в формировании высокопрофессиональных специалистов не только в области компьютерных технологий, но и этнопсихологов, антропологов, историков, политологов и др., специализирующихся в области регионоведения, обладающих навыками противодействия ин-

формационной агрессии. В данном контексте было бы целесообразно обратить внимание на повышение уровня подготовки специалистов-регионоведов, культурологов, историков, чей потенциал после завершения учебы в магистратуре и последующей специализированной их подготовки был бы весьма полезен. Важной задачей государств Центральной Азии является акцентирование внимания на защиту информационного потенциала страны от несанкционированного доступа к нему, обеспечение безопасности, строящихся и сдающихся в эксплуатацию информационных и телекоммуникационных систем на территории государств. Таджикистан сотрудничает с Россией и с государствами Центральной Азии по обеспечению информационной безопасности в рамках ОДКБ, которая стала одной из тех площадок, где с участием центральноазиатских государств и России началось интенсивное решение проблем, связанных с международной информационной безопасностью (МИБ). Практической мерой противостояния информационным угрозам стала бы инициатива создания единого информационного пространства ОДКБ, где бы были унифицированы правовое регулирование отношений в информационной сфере, а также средства поиска, сбора, хранения, анализа и защиты информации в государствах, входящих в состав организации. В данном контексте было бы важно формирование общего информационного пространства, формирующего межэтническую толерантность, дружбу, знакомя с цивилизационными ценностями друг друга, противостоящего антигуманным лозунгам, экстремистским призывам. Создание системы коллективной информационной безопасности в том или ином аспекте уже решается на региональном уровне в рамках ОДКБ. Важно было бы в государствах Центральной Азии и России усилить финансирование программ информационного противоборства, с тем чтобы меры информационного противодействия финансировались в качестве одного из главных приоритетов государства. Важнейшие сферы совместного взаимодействия России и Таджикистана соответствуют тем основным векторам интеграции, которые развиваются в зоне ответственности ОДКБ.

Литература

1. Близ Душанбе проходят таджикско-китайские антитеррористические учения: сайт. URL: http:// rferl.c.goolara.net/Click.aspx?id=011103753379703994363 (дата обращения: 03.02.2022).

2. Генеральный секретарь ОДКБ выступил на заседании Комитета по делам СНГ Государственной думы России: сайт. URL: https://odkb-csto.org/news/news_odkb/stanislav-zas-priglashen-na-zasedanie-komiteta-po-delam-sng-gosudarstvennoy-dumy-rossii-/#:~:text=%oD0%o93%oD0°/oBE°/oD (дата обращения: 26.02.2022).

3. Комлева Н.А. Гибридная война: специфика, акторы, основные технологии (на примере Центральной Азии) // Материалы Междунар. научн. конф. "Стратегические ориентиры политики государств Центральной Евразии в условиях глобализации и регионализации". Душанбе: РТСУ, 2019. С. 158-160.

4. От Договора к Организации: сайт. URL: https://www.odkb-info.org/about_odkb/ot-dogovora-k-organizatsii/ (дата обращения: 28.02.2022).

5. Сангинов Н.Н. Перспективы прогнозирования "гибридных войн" на постсоветском (центральноази-атском) пространстве // Материалы Междунар. научн. конф. "Стратегические ориентиры политики государств Центральной Евразии в условиях глобализации и регионализации". Душанбе: РТСУ, 2019. С. 154.

6. Таджикистан и Россия обсудили подготовку проведения совместных военных учений: сайт. URL: https://www.odkb-info.org/about_odkb/ot-dogovora-k-organizatsii/http://www. toptj.com/News/2021/02/06/ tadzhikistan-i-rossiya-obsudili-podgotovku-provedeniya-sovmestnykh-voennykh-ucheniy (дата обращения: 01.03.2022).

7. Уступит ли Россия Среднюю Азию Китаю?: сайт. URL: https://centrasia.org/newsA.php?st=16434 94560 (дата обращения: 03.03.2022).

8. Учения Коллективных сил ОДКБ: сайт. URL: https://odkb-csto.org/training/ (дата обращения: 07.03.2022).

References

1. Tajik-Chinese anti-terrorist exercises are taking place near Dushanbe: website. URL: http://rferl.c.goolara. net/Click.aspx?id=011103753379703994363 (accessed 03.02.2022). (In Russ.)

2. The CSTO Secretary General spoke at a meeting of the Committee on CIS Affairs of the State Duma of Russia: site. URL: https://odkb-csto.org/news/news_odkb/stanislav-zas-priglashen-na-zasedanie-komiteta-po-delam-sng-gosudarstvennoy-dumy-rossii-/#:~:text=%D0% 93%D0%BE%D (accessed 26.02.2022). (In Russ.)

3. Komleva N.A. Hybrid war: specifics, actors, main technologies (on the example of Central Asia) // Proceedings of the Intern. scientific conf. "Strategic guidelines for the policy of the states of Central Eurasia in the context of globalization and regionalization". Dushanbe: RTSU, 2019. P. 158-160. (In Russ.)

4. From the Treaty to the Organization: site. URL: https://www.odkb-info.org/about_odkb/ot-dogovora-k-organizatsii/ (accessed 28.02.2022). (In Russ.)

5. Sanginov N.N. Prospects for predicting "hybrid wars" in the post-Soviet (Central Asian) space // Proceedings of the International. scientific conf. "Strategic guidelines for the policy of the states of Central Eurasia in the context of globalization and regionalization". Dushanbe: RTSU, 2019. P. 154. (In Russ.)

6. Tajikistan and Russia discussed the preparation of joint military exercises: site. URL: https://www.odkb-info.org/about_odkb/ot-dogovora-k-organizatsii/http://www. toptj.com/News/2021/02/06/tadzhikistan-i-rossiya-obsudili- podgotovku-provedeniya-sovmestnykh-voennykh-ucheniy (accessed 01.03.2022). (In Russ.)

7. Will Russia yield Central Asia to China?: site. URL: https://centrasia.org/newsA.php?st=1643494560 (accessed 03.03.2022). (In Russ.)

8. Teachings of the CSTO Collective Forces: site. URL: https://odkb-csto.org/training/ (accessed 07.03.2022). (In Russ.)

Гузель Майтдиновна МАЙТДИНОВА, д-р ист. наук, профессор кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики Российско-Таджикского (Славянского) университета, директор Центра геополитических исследований РТСУ, член-корреспондент Таджикской Академии архитектуры и строительства, г. Душанбе, Республика Таджикистан, e-mail: [email protected]

Отабек Мурадович ШАРАПОВ, канд. полит. наук, заведующий кафедрой зарубежного регионоведения и внешней политики Российско-Таджикского (Славянского) университета, г. Душанбе, Республика Таджикистан, e-mail: [email protected]

Guzel M. MAITDINOVA, Doctor of Historical Sciences, Professor, Department of Foreign Regional Studies and Foreign Policy, Director of the Center for Geopolitical Studies, Russian-Tajik (Slavic) University, Corresponding Member of the Tajik Academy of Architecture and Construction, Dushanbe, Republic of Tajikistan, e-mail: [email protected] Otabek M. SHARAPOV, Candidate of Political Sciences, Head of the Department of Foreign Regional Studies and Foreign Policy, Russian-Tajik (Slavic) University, Dushanbe, Republic of Tajikistan, e-mail: [email protected]

Поступила в редакцию Одобрена после рецензирования Принята к публикации

(Received) 21.02.2022 (Approved) 13.08.2022 (Accepted) 08.09.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.