70
3. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб., 2001.
4. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. М., 2001.
5. Козырев Г. И. Введение в конфликтологию. М., 1999.
6. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования. Приложение к письму Минобразования России от 27.06.03 № 28—51 — 513/16 //Школьный психолог. 2004. № 1.
7. Самоукина Н.В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. М., 2003.
Об авторе
Г.С. Бережная — канд. пед. наук, доц., РГУ им. И. Канта. Е-mail: harhanova@rambler. т
УДК 37.35
И.А. Киршин
РОССИЙСКО-ПОЛЬСКИЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Описан и проанализирован совместный театральный проект, в котором участвовали студенты творческой лаборатории Российского государственного университета им. И. Канта и Института русистики (Польша, г. Лодзь). Основная идея проекта
- ведущая роль Сердца в педагогическом процессе.
Here it has been described and analysed cooperative theatrical project, in which students of Russian State University named in honor of
I. Kant (Kaliningrad) and Institute of Russism (Poland, Lodz) were engaged. The main idea of this project is the leading role of the heart in a pedagogical process.
Проблемам творчества в педагогической науке уделяется большое внимание. Достаточно сказать, что способность к творчеству считается показателем высшего уровня развития человеческой личности.
Однако по-прежнему велик дефицит методик развития творческих способностей. Он связан с исключительно сложным характером творчества как объекта исследования. Вместе с тем очевидно, что изучать творчество необходимо, в том числе его педагогический аспект. Творческая педагогическая лаборатория РГУ им. И. Канта ведет исследовательскую работу в области педагогики творчества, частью которой является данный проект. Под понятием «проект» мы понимаем здесь создание театральной постановки силами российских и польских студентов. В условиях возрастающей международной интеграции исследование успешного опыта творческого сотрудничества сопредельных стран (России и Польши) представляется особенно актуальным. Опишем этот опыт.
Вестник РГУ им. И. Канта. 2006. Вып. 11. Педагогические и психологические науки. С. 70—76.
В основу философской концепции проекта мы положили идею сотворчества. Идея сотворчества в качестве адекватного средства изучения духовной природы творческой деятельности разрабатывалась Г.С. Батищевым. Главный тезис его концепции сотворчества заключается в следующем: глубинный источник и сущность творчества является особым образом понимаемое междусубъектное общение, или онтокоммуникация (культура глубинного общения) [2]. Среди универсалий культуры глубинного общения Г.С. Батищев называет такие: мироут-верждение, сопричастность, приоритет безусловно ценностного отношения к миру, предваряющее утверждение достоинства каждого другого, творчество как свободный дар встречи, дар междусубъектности, сотворчество. Субъект-субъектный (диалогический, полифонический) подход выдвигает на первый план ценностное отношение, осознаваемое в качестве цели познания и действия [4]. Соответственно, в данной парадигме творчество понимается как целостное жизненное творчество, не исчерпывающееся рамками условно-творческих форм деятельности [3].
Кроме концепции сотворчества в нашем проекте мы опирались на идеи гуманной педагогики. Основным принципом стало утверждение: Сердце является ведущим творческим фактором в педагогическом процессе. Приведем высказывания о Сердце Ш. Амонашвили, на которых мы базировали свою деятельность:
«Сердце есть обитель чувств. Каково Сердце — таковы чувства. Сердце есть дом Духа. В Сердце — Совесть. Думает Сердце. Объединяет Сердце. Сердце есть вместилище Благодати. Путь к Сердцу — жить Сердцем. В Сердце заключена тайна жизни. Поверх биологического обмена веществ есть обмен духовных веществ, и ведет его Сердце, общаясь с сердцами людей. Сердце все узнает много раньше, нежели рассудок мозга дерзнет помыслить. Потому мозг — от прошлого, Сердце — от будущего. Надо, чтобы дуги сознания сошлись в пламени Сердца. Надо, чтобы тепло и свет Сердца пронизывали помыслы людей. Сознание образовывается и просветляется лучом Сердца. Только в огне Сердца утончается и облагораживается мысль. Взаимное чувство удесятеряет энергию. Только сияние Сердца может сблизить людей и объединить народы даже на дальних расстояниях» [1].
Эти утверждения мы реализовали в проекте следующим образом.
Исходя из нашей основной идеи о ведущей роли Сердца, мы намеренно не создавали никаких планов, но искали — где само собой возникнет живое искреннее чувство, чтобы вокруг него выстроить план и форму осуществления. Такое чувство появилось, когда наш спектакль «Радость Моя Любовь» смотрели двадцать студентов-русистов из г. Лодзь (Польша). Они заинтересовались спектаклем. После его показа состоялось обсуждение, в процессе которого возник внутренний контакт. В результате оформилась идея показать спектакль «Радость Моя Любовь» в г. Лодзь и познакомиться с творчеством польских студентов. Эта идея была осуществлена в феврале 2004 года. Спектакль всем понравился, о чем свидетельствовало общее стремление продолжать творческое общение. Так возникла идея совместного российско-польского театрального проекта: подготовить под руководством режиссера Е. Мышкина спектакль силами польских и российских студентов. Осу-
72
ществить проект предполагалось в два этапа. Первый — группа польских студентов (семь человек) приезжает на неделю в Калининград, репетирует вместе с нашими студентами спектакль "Не] Ьи^іе" по пьесе А. Слаповского «От красной крысы до зеленой звезды». Второй этап — группа российских студентов (восемь человек) приезжает в г. Лодзь, продолжает совместные репетиции и показывает спектакль польским зрителям.
Проект был реализован в январе-феврале 2005 года. Это стало возможным благодаря поддержке декана факультета педагогики и психологии РГУ им. И. Канта Е.И. Мычко, руководителя управления вне-учебной работы О.В. Ивлевой, директора лицея № 49 г. Калининграда Л.Г. Осиповой, ректора института русистики г. Лодзь Элизы Малек.
Опираясь на изложенные выше теоретические положения [5; 6], мы разработали следующие психолого-педагогические условия проекта.
Участников должно быть немного. Это необходимо, чтобы каждый мог быть услышан и мог успевать Сердцем проживать происходящее, а самое главное, хотеть участвовать в предлагаемом проекте. Для этого необходим сердечный контакт между участниками: они должны доверять друг другу, симпатизировать, быть открыты. Чтобы достичь этого, мы попытались осмыслить такие вопросы: зачем ехать в Польшу? Что делать там? Как это делать? Их решение создает мощную мотивацию для участия в проекте. Существенным отличием от обычных обсуждений стало сосредоточение на искреннем чувстве как решающем факторе при принятии решений [7]. В процессе обсуждения были выявлены следующие условия:
— главным системообразующим фактором в проекте является постановка спектакля: именно она создаст необходимое творческое напряжение;
— проект позволит познакомиться с культурой другого народа на глубинном уровне благодаря совместному творческому процессу. Особенно это актуально для польской стороны, так как овладение русским языком происходит гораздо интенсивней в условиях сценического нервного напряжения;
— следует ориентироваться в построении планов на сердечное чувство, так как только оно сможет учесть все меняющиеся обстоятельства;
— проект даст возможность участникам по-новому увидеть свои достоинства и недостатки, а также возможности развития.
Концепция сотворчества была реализована нами в следующих пси-холого-педагогических условиях. Театр — коллективная форма творческой деятельности, где в работе над спектаклем соединяются частные усилия режиссера, актеров, художника, музыкального оформителя и др. В связи с этим особую значимость приобретает выбор той или иной модели отношений внутри системы «части — целое». Данные отношения могут быть авторитарными, где целое подавляет части, или анархическими, где произвол частей ставится выше целостности. При этом неизбежна известная доля насилия: или по отношению к целому, или к частям. Ненасильственная модель коллективного творческого процесса предложена в концепции сотворчества, где целое растворено в гармоничном «я — ты» отношении частей, в глубинном творческом общении. Это позволяет более эффективно осуществлять творческий процесс.
Совместный театральный проект студентов РГУ им. И. Канта и Лод-зинского университета стал попыткой разработки и реализации новых приемов и методов, основанных на скрытых резервах философии и психологии сотворчества. Основной философской максимой для участников проекта было утверждение о том, что «всякая действительная жизнь есть Встреча» [5, с. 63], в том числе и творчество. А всякая встреча подразумевает элемент неожиданности, непроизвольности, импровизации. Категория «Ты», «Другой», воплощенная в данном случае в студентах другой национальности, стала основой для формирования организационной модели проекта. Это позволило включить психологические механизмы внимания, воображения, эмпатии, обеспечивающие свободу и раскрепощенность участников проекта, — необходимые условия творческого процесса.
Соответственно была сформулирована цель проекта: общение через театр. Конкретные задачи и технологии также опирались на исходный тезис о междусубъектной природе театра. Опишем те из них, которые в наибольшей степени способствовали успешному достижению поставленной цели.
Планирование проекта. Во-первых, проект состоял из двух частей: русской и польской, что позволило осуществить реальную диалого-вость творческого отношения, снимающую проблему неравенства сторон. Все участники ощущали себя в равной степени и гостями, и хозяевами. Это создало атмосферу свободного заинтересованного сотрудничества, которая воплотилась в двуязычии спектакля, где поляки смогли играть на русском языке, а русские — на польском.
Во-вторых, при подготовке проекта обсуждались только основные его задачи, на детали не обращали внимания. Таким образом, запускался механизм, воспроизводящий соответствие между исходными философско-психологическими принципами и конкретными формами деятельности. Установка на внимательное отношение к случайностям и готовность к импровизации получила пространство и время для реализации. Кроме того, количество и форма репетиций постоянно изменялись в соответствии с динамикой общей психологической атмосферы в группе. Такая тактика позволила сделать занятия эффективными, что подтверждается достаточно краткими сроками реализации проекта (две недели).
Выбор драматургии определялся на основе следующих критериев:
1. Доступность для понимания в другом национальном и социокультурном контексте.
2. Простота драматической формы, необходимая для организации репетиций, зачастую в непредсказуемых условиях.
3. Соответствие темы и идеи произведения интересам, потребностям и ценностям участников проекта.
Всем этим условиям отвечает пьеса А. Слаповского «От красной крысы до зеленой звезды». Она понятна в польской реальности так же, как и в российской. Темы и идеи пьесы — любовь мужчины и женщины, человечность и формализм, быт и поэзия, мечта и отчаяние — соответствуют возрастным и экзистенциальным особенностям участников проекта и предполагаемой публики.
73
74
Распределение ролей осуществлялось в соответствии с осознанными желаниями участников. Добиться такого осознанного отношения на практике весьма нелегко. В связи с этим вопрос распределения ролей до середины проекта оставался открытым. Это позволило участникам попробовать себя в разных ролях, а также безнаказанно «переврать» роль. Исходя из этого игрового опыта участники определились с ролью, которая им ближе всего, и с партнером, к которому появились симпатии во время игры.
Стимулы для совершенствования. Необходимые элементы творчества — мастерство и совершенствование. Они же являются наиболее трудоемкими и малопривлекательными, особенно на первых этапах. Сделать процесс овладения мастерством радостным помогает удачно выбранный и вовремя предложенный вниманию образец. В данном случае речь идет о спектаклях. В русской части проекта была просмотрена рок-притча по Р. Баху «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» (театр РГУ им. И. Канта «Третий этаж»), в польской части — драма «Свидригайлов» по роману Ф.М. Достоевского (театр «БЬидуту» при Высшей школе театра и кино). Оба спектакля способствовали процессу совершенствования.
Результаты проекта
Основным творческим результатом проекта стал спектакль „Не] Ludzie", представленный в Институте русистики (г. Лодзь) 21 февраля
2005 года. На премьере присутствовали ректор, преподаватели и студенты, а также все желающие (около 60 человек). Спектакль прошел с успехом, о чем свидетельствуют отзывы зрителей и стремление всех участников продолжать сотрудничество. Очевидна высокая степень удовлетворенности участников проекта творческими достижениями и личностным ростом.
Серьезным творческим результатом проекта следует считать спонтанное появление всевозможных художественных текстов (стихотворений, песен, эссе, сценариев и т. д.), что говорит о творческой атмосфере, царившей во время совместной работы. Активная переписка участников проекта свидетельствует о создавшейся атмосфере эмпатии, доверия, сердечного контакта. Необходимо отметить, что уже после успешного завершения проекта три польских участника приезжали для работы в новом спектакле «Ангелы Осени» театра «Третий этаж» (март
2006 г.), затем — участвовали в творческом лагере «Зеленая Звезда» (август 2006 г.). Отношения продолжают развиваться, что говорит об их сердечности.
После завершения проекта среди участников было проведено анкетирование, а также проанализированы текстовые материалы. В результате можно сделать следующие выводы.
1. Раскрыты философские аспекты творческого процесса:
— концепция сотворчества служит эффективным методологическим инструментом современного образовательного процесса;
— воплощение на практике гуманистических ценностей (мироут-верждение, сопричастность, приоритет безусловно ценностного отношения к миру, предваряющего утверждение достоинства каждого другого, творчество как свободный дар встречи, дар междусубъект-ности и т. д.) приносит высокие творческие результаты;
— «сердечно-духовная зрячесть» есть живой исток творчества.
2. Основными психолого-педагогическими условиями проекта, необходимыми для проявления Сердца как ведущего начала, являются:
— небольшое количество участников;
— осознанное желание каждого участвовать в предлагаемом проекте;
— стремление к сердечному контакту между участниками: доверие, симпатия, их открытость друг к другу;
— подготовка участников: осмысление путем откровенных обсуждений основных вопросов: что делать? зачем делать? как делать?
— сосредоточение на искреннем чувстве как решающем факторе при принятии решений.
3. Новые приемы развития творческого потенциала, проверенные на практике, эффективны.
4. Выявлена специфика творчества в студенческом театре. На раскрытие творческого потенциала студентов положительно влияют:
— двухчастная (в данном случае — российско-польская) система постановки спектакля, позволяющая осуществить реальную диалоговость творческого отношения;
— установка на внимание к случайностям и готовность к постоянной импровизации;
— свобода смены ролей актерами;
— привлечение литературных и театральных образцов для углубления творческого процесса.
5. Опыт совместной творческой деятельности, на наш взгляд, представляет большой интерес в современных условиях стремительно развивающейся международной интеграции. Особенно важен этот опыт для калининградского эксклава, поскольку интеграция здесь идет особенно динамично. Стремительное развитие экономических связей необходимо дополнить развитием культурных и творческих связей. Представленный опыт призван углубить и обосновать философски и психологически новые пути культурной интеграции. В этом его актуальность.
Анализ результатов проекта подводит к осознанию новых, более сложных педагогических методов. Они еще недостаточно изучены. Требуется развитие понятийного аппарата, тщательное исследование закономерностей и условий. Однако ясно, новые методы этого направления дают существенные практические результаты.
Результаты проекта подтверждают мысль: Сердце является ведущим творческим фактором в педагогическом процессе.
Список литературы
1. Амонашвили Ш.А. Без сердца что поймем. М., 2004.
2. Батищев Г. С. Введение в диалектику творчества. СПб., 1997.
3. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства: В 2 т. / Вступ. ст., сост., прим. Р.А. Гальцевой. М., 1994. Т. 1.
4. Бубер М. Два образа веры / Пер. с нем., Под ред. П.С. Гуревича и др. — М., 1995.
75
5. Киршин И.А. Педагогические условия развития детского словесного творчества (в сфере дополнительного образования). Дис. ... канд. пед. наук. Калининград, 1999.
6. Киршин И.А. Творческая педагогическая лаборатория — цели, задачи, результаты, перспективы / / Педагогическое образование в Калининградской области: история, перспективы развития и сотрудничества: Материалы между-нар. науч.-практ. конф. (19 — 20 декабря 2003 г., Калининград). Калининград, 2004. С. 30—32.
7. Непомнящая Н.И. Целостно-личностный подход к изучению человека // Вопросы психологии. 2005. № 1. С. 25—30.
76
Об авторе
И.А. Киршин — канд. пед. наук, РГУ им. И. Канта.
УДК 658.336.3
А.А. Смирнов
СТАТИСТИЧЕСКОЕ ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ
Рассматриваются проблемы статистического анализа учебной деятельности курсантов в условиях рейтинговой системы оценивания.
The article deals with the problems of statistical analysis of cadets training activities involved into rating system of assessment
В Калининградском пограничном институте ведется работа по формированию системы обеспечения качества, основанной на принципах всеобщего управления качеством [1], стандартах и директивах для агентств гарантии качества в высшем образовании на территории Европы [2] и отражающей специфику, задачи и традиции нашего института, в том числе рейтинговую систему оценки деятельности курсантов.
Не вдаваясь в суть формирования рейтинга, отметим лишь, что максимальный рейтинг, который курсант может набрать за дисциплину, равен объему часов этой дисциплины согласно учебному плану. Оценке «удовлетворительно» соответствует уровень 0,45 от максимального рейтинга, оценке «хорошо» — 0,65, а оценке «отлично» — 0,85. Общий рейтинг курсанта складывается из личных рейтингов по всем изучаемым дисциплинам.
Несмотря на многолетний опыт применения рейтинговой системы, статистический подход к анализу рейтингов до сих пор не применялся. В то же время он позволит увидеть проблемы учебной деятельности и
Вестник РГУ им. И. Канта. 2006. Вып. 11. Педагогические и психологические науки. С. 76—82.