Научная статья на тему 'Российско-корейское сотрудничество на Дальнем Востоке в свете Евразийской инициативы'

Российско-корейское сотрудничество на Дальнем Востоке в свете Евразийской инициативы Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
160
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Российско-корейское сотрудничество на Дальнем Востоке в свете Евразийской инициативы»

Российско-корейское сотрудничество на Дальнем Востоке в свете Евразийской инициативы1

О.В. Демина

Дёмина Ольга Валерьевна — кандидат экономических наук, заведующая сектором. Институт экономических исследований ДВО РАН, ул. Тихоокеанская, 153, Хабаровск, Россия, 680042. E-mail: demina@ecrin.ru.

24-25 июня 2014 г. во Владивостоке прошел девятый российско-корейский симпозиум «Российско-корейское сотрудничество на Дальнем Востоке в свете Евразийской инициативы». Организаторами симпозиума выступили Институт экономических исследований ДВО РАН и Корейский институт международной экономической политики (Korea Institute for International Economic Policy, KIEP).

Было представлено 16 докладов в рамках 5 тематических сессий симпозиума: стратегия администрации В.В. Путина по развитию Дальнего Востока: оценка и перспективы; российско-корейское сотрудничество на Дальнем Востоке в сфере промышленности: транспорт, энергетика; евразийская экономическая интеграция и Евразийская инициатива; мир в Северо-Восточной Азии и Евразийская инициатива; Евразийская инициатива и Корейский полуостров.

В работе симпозиума приняли участие более 50 человек. Делегация Республики Корея была представлена сотрудниками дипломатического корпуса (Генерального консульства Республики Корея в г. Владивостоке, Национального собрания Республики Корея, Министерства финансов и экономического планирования), научными сотрудниками (Корейского института международной экономической политики, Корейского железнодорожного научно-исследовательского института, Университета Ханянг, Университета Сун Кон Хо, Университета Суншиль, Университета Ханшин). Российская делегация была представлена политическими деятелями (заместителем министра и советником Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока, председателем Законодательного собрания Приморского края), научными сотрудниками (Президиума ДВО РАН, Института экономических исследований ДВО РАН, ВГУЭС, Дальневосточного федерального университета).

Первую сессию открыл доклад руководителя группы по изучению России и Евразии Корейского института международной экономической политики Дже Сон Хун (JEH, Sung Hoon). Докладчик обратил внимание, с одной стороны, на значимую роль России в поддержании стабильности в странах СВА, с другой стороны — на уязвимость ее позиций в регионе; отметил растущий интерес российского руководства к развитию Дальнего Востока и Сибири для создания на этой территорий «активной базы сотрудничества в СВА и АТР». В то же время докладчик выразил опасение, что в регионе созданы предпосылки для противостояния между двумя группами стран: Республика Корея, США, Япония и КНДР, Китай, Россия; однако сотрудничество Республики Корея и России, а также вовлечение КНДР в процесс интеграции поз-

1 Евразийская инициатива - внешняя политика Республики Корея, направленная на расширение сотрудничества со всеми странами Евразии. В рамках этой программы сотрудничества предполагается реализация следующих направлений: создание единой энергетической сети в регионе и создание «нового шелкового пути» (объединение железнодорожных и автомобильных магистралей, в перспективе создание единой транспортной системы на континенте от Европы до Азии).

волит предотвратить этот процесс. Докладчик предположил, что одной из перспективных форм сотрудничества является создание специальных экономических зон (совместных промышленных баз) на Дальнем Востоке.

Программы и стратегии развития Дальнего Востока были рассмотрены в совместном докладе директора ИЭИ ДВО РАН академика Минакира П.А. и ученого секретаря ИЭИ ДВО РАН д-ра экон. наук Прокапало О.М. Авторы выделили 8 стратегических и программных документов, регламентирующих развитие Дальнего Востока, начиная с середины 1980-х гг. Докладчики обратили внимание, что проблемы реализации документов обусловлены расплывчатостью целевых критериев. Успешным примером реализации программы авторы считают ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года». В рамках этой программы был создан «комплекс сооружений, предназначенных для саммита АТЭС в г. Владивостоке», а также «комплекс инфраструктурных объектов для обеспечения транзита углеводородов, металлов, электроэнергии в страны СВА». В период 2008—2013 гг. целью развития Дальнего Востока являлось «создание условий для выхода российских сырьевых монополий на новые рынки». Дальний Восток рассматривается в качестве «территориальной площадки для размещения инфраструктуры доступа к рынкам в регионе, а также источник ресурсов для поддержания и наращивания уровня торговых и инвестиционных взаимодействий». Тенденции макроэкономического развития региона могут претерпеть изменения в связи с перспективой переориентации ресурсного экспорта с европейского на китайский рынок. Это потребует значительного увеличения инвестиций в усиление транзитной инфраструктуры.

Сессию продолжил доклад заведующего сектором пространственных трансформаций в экономике ИЭИ ДВО РАН канд. экон. наук Исаева А.Г., в котором были проанализированы масштабы государственных капиталовложений в Дальний Восток. Докладчик отметил высокую долю государственных инвестиций, несмотря на то, что бюджетные инвестиции характеризуются низкой прямой отдачей. По мнению Исаева А.Г., цель федеральных властей — не максимизация отдачи на каждый вложенный рубль бюджетных инвестиций, а максимизация количества частных инвестиций, привлеченных на каждый дополнительный рубль бюджетных инвестиций; задача бюджетных инвестиций — снятие инфраструктурных ограничений в электроэнергетике, на железных и автомобильных дорогах; при этом инвестиционный фон РФ поддерживают инфраструктурные проекты и нефтегазовый сектор.

Первую сессию завершило выступление заведующей сектором проблем социального развития ИЭИ ДВО РАН д-ра экон. наук Найден С.Н. Докладчик привлекла внимание к проблеме кадрового обеспечения инвестиционных проектов, остановилась на проблемах уровня и качества жизни населения. По ее мнению, одним из устойчивых факторов формирования миграционного оттока населения с Дальнего Востока является разрыв покупательной способности доходов населения между восточными и западными регионами страны.

Вторую сессию открыл доклад заведующей сектором региональной и глобальной транспортной инфраструктуры ИЭИ ДВО РАН канд. экон. наук Бардаль А.Б. о приоритетном направлении развития в области транспорта — организации железнодорожного движения из Республики Корея в Европу через территорию России. Докладчик отметила, что с российской стороны развитие данного проекта потребует порядка 560 млрд руб. на увеличение пропускной и провозной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей. По мнению Бардаль А.Б., перспективные направления сотрудничества в области морского транспорта связаны с использованием Северного морского пути для транспортировки грузов, включая формирование азиатских портов-хабов этого коридора.

№ 3 2014

В докладе научного сотрудника сектора ИЭИ ДВО РАН канд. экон. наук Дёминой О.В. обсуждался вопрос взаимодополняющих интересов стран СВА и России на энергетических рынках. Докладчик рассмотрела перспективные направления сотрудничества российских энергетических компаний с партнерами из стран СВА, отмечая в среднесрочной перспективе в качестве основной формы сотрудничества на энергетических рынках в регионе торговлю первичными энергоресурсами.

Продолжил вторую сессию доклад старшего научного сотрудника Корейского железнодорожного научно-исследовательского института На Хи Сын (Na Hee Seung), в котором обсуждалась идея создания единого транспортного коридора на континенте (путь из Пусана в Европу через КНДР, Россию, Китай, Среднюю Азию). Докладчик отметил, что сегодня грузы из Республики Корея в Россию идут через китайские морские порты, прогнозируется резкое увеличение грузопотока в случае организации прямой торговли. Проект Раджин — Хасан является пилотным, отражает возможности международных интегрированных грузовых перевозок типа «море — железная дорога». По мнению докладчика, успешная реализация этого проекта зависит от выполнения следующих требований: конкурентоспособные тарифы, быстрая по времени транзитная перевозка, упрощенные таможенные процедуры и оснащение обширной портовой инфраструктурой.

Третья сессия была открыта докладом профессора Университета Ханянг Хан Хон Юль (Han Hong Yul) о проблемах расширения ЕврАзЭС. Автор высказал опасения относительно зрелости рынков региона, уровень которых не позволит реализовать намеченные цели. Стимулирование процессов создания единой экономической зоны требуют создания предпосылок для разделения труда в регионе за счет увеличения промышленной мощи (изменение структуры промышленности, эффективное распределение ресурсов). По мнению докладчика, для реальной интеграции в регионе необходимо создание взаимодополняющих промышленных производств (общая открытость рынков региона). Автор рассмотрел заключение региональных соглашений с позиций «новой экономической географии»; международное разделение труда в Азии на примере трех государств (Япония, Республика Корея и Китай) свидетельствует о тесном производственном разделении труда, которое можно рассматривать как внутриотраслевую горизонтальную торговлю и расширение торговли внутри предприятия.

Продолжил сессию доклад старшего научного сотрудника Корейского института международной экономической политики Джен Е Чен (Jeong Yeo Cheon) о российской политике в восточном направлении и Евразийской инициативе Республики Корея. Страны СВА и восточные регионы России имеют взаимодополняющую структуру экономики, что содержит высокий потенциал сотрудничества. Россия рассматривается как сухопутный мост между Азией и Европой, страны АТР — как рынки сбыта российских энергоресурсов и потребители транспортной и логистической инфраструктуры, создаваемой на территории Восточной Сибири и Дальнего Востока. Докладчик отметил, что на сегодняшний день, хотя основными иностранными торговыми партнерами восточных районов России являются страны СВА, но в национальном масштабе доля этих регионов всего 3% от всего внешнеторгового оборота страны, для расширения сотрудничества предлагая активнее привлекать партнеров из стран СВА, допустить их к участию в строительстве и расширении железных дорог, портовых мощностей, создать льготные условия для иностранного капитала. По мнению г-на Джен Е Чена, политика России по укреплению экономических связей и сотрудничества со странами АТР создает благоприятную среду для реализации Евразийской инициативы.

В заключение сессии прозвучал доклад руководителя Приморской лаборатории экономики и глобальных проблем ИЭИ ДВО РАН д-ра экон. наук Шмидта Ю.Д.

«Евразийская экономическая интеграция и перспективы структурных сдвигов в экономике Дальнего Востока». По мнению докладчика, определяющим развитие регионов Дальнего Востока является вопрос поиска и привлечения источников финансирования в регион. Анализируя инвестиционную активность в регионе, Шмидт Ю.Д. отмечает следующие ключевые проблемы: существующая структура инвестиции усиливает технологическое отставание; низкая обеспеченность собственных средств у местных предприятий (около 30%), иностранные инвестиции в основном ограничены ресурсоэксплуатирующими проектами.

Четвертую сессию открыл доклад профессора кафедры международных отношений ДВФУ д-ра политич. наук Севастьянова С.В. Докладчик отметил, что при росте экономических взаимосвязей в Азии наблюдается усиление напряженности в политике и безопасности. Для снятия напряженности администрация Республики Корея разработала 3 документа, направленных на выработку доверия между партнерами. По мнению автора, эти документы созвучны с проводимой в России политикой приоритетного развития восточных регионов страны, Китай также выдвинул ряд схожих инициатив. Конфликт интересов в регионе связан с подходом к формированию системы безопасности в регионе: коллективной, как предлагают Россия и Китай, двусторонней — как предлагают США.

Работу продолжил доклад профессора Университета Сунконхо Ли Нам Джу (Lee Nam-Ju) «Многостороннее сотрудничество в сфере безопасности в СВА». По мнению автора, экономическое сотрудничество в Азии будет во многом определяться установлением стабильности и безопасности в регионе. Докладчик отметил, что в противовес быстрому расширению социально-экономических связей усиливается военное противостояние в странах СВА. Ожидания, что экономическая интеграция приведет к стимулированию военно-политического сотрудничества в регионе, не оправдываются. Докладчик констатировал переход от американского гегемонизма к биполярному миру в регионе, рассмотрел три возможных варианта состояния безопасности в СВА при биполярной системе: кондоминиум США и Китая; противостояние тройственных союзов Китай — Северная Корея — Россия и США — Республика Корея — Япония; многополярный регион в результате переплетения сотрудничества и борьбы США и Китая. По мнению г-на Ли Нам Джу, основные проблемы связаны с преодолением конфликтных ситуаций между региональными системами двусторонних союзнических отношений и многосторонних отношений сотрудничества в сфере безопасности. Сотрудничество России и Республики Корея в сфере безопасности может дать толчок развитию многостороннего сотрудничества, т. к. между Китаем и США есть кардинальные различия в подходе, кроме того, эти страны претендуют на лидерство. Республика Корея и Япония по инерции проблему безопасности в регионе решают посредством усиления союзнических отношений с США.

Завершил работу сессии доклад профессора Университета Суншиль Ким Те Хен (Kim Tae-Hyung). По мнению докладчика, Евразийская инициатива созвучна с восточной политикой России, кроме того, США форсируют политику «Поворот в Азию»1, или «Восстановление баланса в Азии». Г-н Ким Те Хен отметил, что США играют значительную роль в регионе — выступают посредником при решении территориальных споров. В то же время докладчик акцентировал внимание на том, что политика США в СВА не согласуется с Евразийской инициативой, так как направлена на усиление сотрудничества с региональными союзническими государствами (Япония и Республика Корея), а Евразийская инициатива охватывает более широкое

1 Американская политика «Поворот в Азию» направлена на усиление позиций США в регионе, включает три составляющие: дипломатическое взаимодействие, перегруппировку военных сил и торговую интеграцию.

№ 3 2014

сотрудничество с Россией, Северной Кореей и Китаем. На сегодняшний день роль США в Евразийской инициативе связана со сдерживанием расширения влияния Китая и России.

Заключительную сессию открыл доклад профессора Университета Ханшин Бэк Джун Ки (Ваек Jun-K.ee) «Евразийская инициатива и отношения между Северной Кореей и Россией». Докладчик предположил, что Азия станет мировым торговым центром в средне- или долгосрочной перспективе. По мнению г-на Бэк Джун Ки, у России ключевая роль в решении ядерной проблемы КНДР Он отметил, что проводимая Россией азиатско-ориентированная политика блокируется американской стратегией «Поворот в Азию». США приняли решение об изменении пропорций размещения войск в пользу Тихого океана. Специалисты единодушны в том, что политика США направлена, прежде всего, на сдерживание Китая. В отличие от Европы в АТР не существует многостороннего сотрудничества в сфере безопасности, институциональная система мира и безопасности сильно отстает от экономического развития, от институционализации системы торговли и обмена. Г-на Бэк Джун Ки также указал на азиатский парадокс — неравномерное развитие экономики и политики. По его мнению, для преодоления конфликтов необходимо развивать формат многостороннего сотрудничества.

Завершил работу симпозиума доклад заведующего сектором кооперации и межотраслевых взаимодействий в АТР ИЭИ ДВО РАН канд. экон. наук Суслова Д.В. «Евразийская интеграция и перспективы сотрудничества на Корейском полуострове». Докладчик отметил важность внутриазиатского сотрудничества. По мнению Суслова Д.В., Республика Корея стремится внести вклад в стабильный рост мировой экономики, ослабление политической напряженности на Корейском полуострове и в СВА путем расширения экономического сотрудничества в Евразии. Он согласился с предыдущими докладчиками, что развитие Дальнего Востока и Сибири отвечает требованиям Евразийской инициативы.

RUSSIIAN-KORCAN COOPERATION IN THE RUSSIAN FAR EAST FRON THE POINT OF VITW OF THE EURASIAN UNITIATIVE

O.V. Dyomina

Dyomina Olga Valeryevna - Ph.D in Economics, Departament Head. Economic Research Institute FEB RAS, 153 Tikhookeanskaya Street, Khabarovsk, Russia, 680042. E-mail: demina@ecrin.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.