УДК 338.2, 339.92, 339.96-97
Российско-киргизское экономическое взаимодействие: итоги десятилетия
Инвестиции как фактор компенсаторной экономической политики Кыргызской Республики
Часть 1
Азгануш МИГРАНЯН
Кыргызская Республика (КР) - член Евразийского экономического союза (вторая из числа стран Центрально-Азиатского региона*). Республика характеризуется наибольшим уровнем развития рыночных свобод в экономике, демократической системой государственного устройства (парламент-
МИГРАНЯН Азгануш Ашотовна - доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник Института экономики РАН, заведующая отделом экономики Института стран СНГ, SPIN-код: 9433-7609, E-mail: [email protected]
Ключевые слова: Киргизия, Россия, политическая нестабильность, макроэкономика, инвестиционное сотрудничество.
* Присоединение Киргизии к ЕАЭС сопровождалось долгими переговорами, дебатами, результатом которых стали существенные преференции по условиям членства (льготный период, большое количество изъятий, дополнительное финансирование по созданию таможенной инфраструктуры и системы сертификации и т. п.). Впервые желание участвовать в интеграционных процессах было озвучено в 2011 г. на этапе формирования Таможенного союза. Окончательное решение о присоединении к ЕАЭС было сформулировано к концу 2014 г. 23 декабря 2014 г. в Москве был подписан Договор о присоединении Кыргызской Республики к Договору о ЕАЭС от 29 мая 2014 г. После подготовительного периода 12 августа 2015 г. Договор о присоединении вступил в силу (http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_razv_integr/Pages/Новые%20 страницы/0%20присоединении%20Кыргызской%20Ресцублики%20к%20ЕАЭС.азрх).
ская форма) и незначительным ресурсным потенциалом по сравнению с другими странами Центрально-Азиатского региона. Экономика республики подверглась наибольшей глубине рыночных реформ, в результате чего был сформирован свободно конкурентный рынок, практически не защищенный входными барьерами, с преобладанием частной собственности (до 90% произведённого ВВП приходится на частный бизнес с учётом всех видов форм собственности) [ 1].
Риски и угрозы киргизской экономики: итоги либерализации
Экономика республики отличается высоким уровнем рисков и нестабильностью. Факторами риска являются:
- низкий уровень ресурсного потенциала;
- деиндустриализация экономики (за период суверенного развития отраслевая структура изменилась: существенно снизилась доля промышленного сектора и выросла доля торговых и посреднических услуг);
- структура внешней торговли республики, которая базируется на вывозе золота, сельскохозяйственных продуктов и сырья, но в большей степени реэкспорте готовой продукции;
- волатильность национальной валюты и значительная зависимость уровня жизни и благосостояния населения от денежных поступлений от мигрантов (экспорт трудовых ресурсов поддерживается государственными программами и решает несколько задач: поддержка уровня жизни, снижение уровня социальной напряжённости и безработицы) [ 2].
Причины неустойчивости экономической системы:
- политическая нестабильность (дважды, в 2005 и 2010 гг., насильственная смена власти, сопровождаемая формально «легализованным» переделом собственности);
- незащищённость института частной собственности (не только из-за внутреннего изъятия собственности по итогам революционных политических реформ, но и из-за незащищённости иностранных собственников при смене власти);
- низкий уровень исполнения обязательств по международным контрактам и изменчивость политики многовекторности;
- высокий уровень коррупции и определяющая роль административного ресурса в обеспечении конкурентных преимуществ на национальном рынке.
Перечисленные риски киргизской действительности создают условия для использования специфических подходов инвесторов и внешних партнёров при формировании кейсов экономического
1 Евразийская интеграция в турбулентном мире / отв. ред. Л. Б. Вардомский. СПб.: Алетейя, 2019.
2 Мигранян А. А. Специфика экономических систем стран Средней Азии // От Туркестана к Центральной Азии: политическое будущее региона. М.: Научный эксперт, 2016.
104
0Б0ЗРЕВАТЕЛЬ-0BSERVER
11/2020
сотрудничества с республикой. Демократические свободы и либеральный рынок импонируют международным кредитным институтам (МВФ, ВБ, АБРР, ЕС и т. п.) и обеспечивают лёгкость получения кредитных средств для Киргизии, особенно на развитие демократических и рыночных институтов [ 3]. Киргизия является рекордсменом среди стран СНГ по уровню кредитов и инвестиционных средств, полученных от этих структур. Преобладают инвестиции и кредиты по межгосударственным соглашениям и (или) под гарантии государства. Прямые инвестиции преимущественно направляются для кредитования торгово-посред-нических операций ввиду их быстрой оборачиваемости и меньших рисков невозврата.
Низкий уровень договороспособ-ности* властей республики и сложные (периодами напряжённые) отношения с соседями по региону не позволяют полноценно использовать ресурсный потенциал в гидроэнергетике (142,5 млрд кВт-ч/год), что обусловило отрицательной сальдо во внешнеторговом обороте электроэнергии [ 4].
Изменения в отраслевой структуре Киргизии в 2000-х годах (со-
кращение доли сельского хозяйства, промышленности практически в 2 раза и рост сферы услуг: торговли - в 4, связи и транспорта -в 5, финансового сектора - в 2 раза [5]) обеспечили переход от классической индустриально-аграрной экономической модели к экспортно ориентированной торгово-посред-нической модели, в которой источником дохода преимущественно является не валовый доход произведённого внутри страны продукта, а маржа между стоимостью импортных и экспортных операций. До начала активного функционирования ЕАЭС (Таможенного союза (ТС) в 2010 г.) предметами реэкспорта Киргизии были потребительская продукция китайского, турецкого и иранского производства, реэкспортируемая в страны интеграционного блока и СНг в целом, а также реэкспорт российских нефтепродуктов в соседние страны, но в большей части США для обеспечения потребностей военной базы Ганси под Бишкеком. С началом действия ТС этот вид деятельности начал терять уровень доходности из-за усиления контроля на его границах, а также был основной причиной торга по условиям вступления КР в ЕАЭС до 2014 г. [6]
3 Смирнов В. В., Мулендеева А. В. Факторный анализ динамики финансовой состоятельности стран Шанхайской организации сотрудничества // Экономический анализ: теория и практика. 2018. Т. 17. № 8.
4 Грозин А. В. Российско-киргизские экономические отношения и топливно-энергетический сектор экономики Киргизии // Геоэкономика энергетики. Постсоветский материк. Специальный выцуск. 2019. № 1.
5 UNCTAD // URL: http://unctadstat.unctad.org/wds/ReportFolders/reportFolders.aspx? IF_ ActivePath
6 Андронова И. В., Микаелян Т. C., Маслова М. В. Трансформация присутствия России в Киргизии // Экономические стратегии. 2020. Т. 22. № 3.
* Денонсация КР соглашения с «РусГидро» привела к полной заморозке экономической активности в данной сфере, попытки привлечь других инвесторов не увенчались успехом.
Макроэкономическая ситуация в 2011-2019 гг.
Неустойчивость базового макроэкономического показателя Киргизии - ВВП (рис. 1) [ 7] - коррелиру-ется с периодами политической нестабильности (точнее, спада после них) и состоянием внешних рынков (спроса на них). После 2014 г. (последний кризисный спад на рынках стран ЕАЭС и России) годовой темп прироста ВВП оставался в диапазоне 3,5-4,7% (по итогам 2019 г.).
Устойчивый рост экономики после 2014 г. был обеспечен ростом промышленного сельскохозяйственного сегмента на треть, до четверти приростом строительного сегмента, а также торгово-посреднических и сервисных услуг [ 8] (в 2019 г. на 28,9, 22,2 и 20% соответственно). Драйвером роста в 2019 г. была промышленность (прирост 6,9% за счёт 50% увеличения добычи золота на Кумторе и, соответственно, его экспорта).
Отраслевая структура сохранила преобладание сферы услуг и сервисных отраслей, совокупная доля которых выросла с 30% в 2010 г. до 50%, из них доля торговли - 18,3, гостинично-туристический бизнес -3,8, финансовые услуги - 4%. Доля сельского хозяйства составила 12,1%, добывающей промышленно-
сти - 1, обрабатывающей промышленности - 14,3, промышленности в целом - 17,9, строительной отрасли - 9,7, оставшиеся 45% - сфера услуг в 2019 г. [ 9]
Крайне чувствительной для Киргизии остаётся зависимость от основного бюджетообразующего предприятия промышленного сектора - частной золотодобывающей компании «Кум-тор», принадлежащей канадской компании Centerra Gold. На долю «Кумтора» в 2019 г. приходится около 40% объёма произведённого валового продукта промышленности республики, 9,8% от объёма ВВП и до четверти валовых поступлений в её бюджет, включая социальные выплаты и региональный вклад компании в развитие региона в среднем по годам исследуемого периода 20112019 гг. (совокупный вклад компании в государственный бюджет Киргизии за время 1994-2019 гг. 4141,3 млн долл. и в 2019 г. 366,9 млн [10]). Более того, экономический рост в Киргизии в 2016-2019 гг. обеспечивался преимущественно опережающими темпами прироста добычи золота, чему способствовал устойчивый спрос на него на мировых рынках (4,7-4,8% среднегодовой темп прироста [11]).
7 Национальный статистический комитет Кыргызской Республики // URL: http://www.stat. kg/ru/statistics/download/dynamic/935/
8 Годовой отчёт за 2019 г. // Официальный сайт РКФР // URL: file:///D:/Downloads/%D0% 93%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9%20%D0%BE%D1%82%D1%87%D0% B5%D1%82%202019.pdf
9 Национальный статистический комитет Кыргызской Республики // URL: http://www.stat. kg/ru/news/v-stmkture-wp-povysilas-dolya-otraslej-proizvodyashih-tovary/
10 https://www.kumtor.kg/ru/contribution-to-the-kyrgyz-economy/
11 О макроэкономической ситуации в государствах - членах Евразийского экономического союза и предложениях по обеспечению устойчивого развития. Аналитический доклад // ЕЭК. М., 2019 // URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_makroec_pol/ economyViewes/Documents/analytical_report_2019.pdf
Рис. 1. Динамика ВВП Киргизии,% [7]
Проблема в том, что с 2010 г. и до конца 2018 г. власти республики инициировали пересмотр условий инвестиционного соглашения в части перераспределения прибыли, повышения налоговых и внебюджетных платежей канадской компании с угрозой национализации, что стало негативным фоном для других инвестиций. Сложность отношений с инвесторами у Киргизии возникала практически со всеми потенциальными участниками тендеров по разработке золоторудных месторождений, к которым предъявлялись условия и ограничения, снижающие привлекательность заключения контракта. Негативный опыт работы с инвесторами, жёсткое административное регулирование доступа к ресурсам в противовес свободной конкуренции на товарном рынке лишают ре-
спублику дополнительных источников финансирования и развития промышленного сектора. Проблему острой нехватки инвестиционных ресурсов при хроническом дефиците государственных финансов в стране привычно решают за счёт привлечения кредитов и внешнего финансирования международных финансовых структур, чему способствует лёгкость их получения. Результатом политики хронического перекредитования стала зависимость от внешних кредитов, практика реструктуризации долгов, высокий уровень долгового бремени. Начиная с 2015 г. в Киргизии наблюдалось устойчивое превышение допустимого значения уровня внешнего долга к ВВП на 7,3% (при допустимом уровне 50%), и, несмотря на незначительное сокращение уровня долга до 55,3% в 2018 г., ре-
спублике не удалось выйти из красной зоны нарушения требований Евразийского союза, за что она получала неоднократные замечания ЕЭК [12].
По данным Министерства финансов Кыргызской Республики, внешний государственный долг республики по итогам 2019 г. вырос на 47% по сравнению с концом 2010 г. и составил 3850,7 млн долл., а среднегодовой прирост внешней задолженности составил 4,5-5%, при этом расходы государственного бюджета в 2020 г. за первые пять месяцев увеличились на 6%, или на 230,1 млн долл. [ 13] по сравнению с величиной внешнего долга. Сложность ситуации с ростом долгового бремени заключается в росте зависимости от одного кредитора - Китая, по долговым обязательствам с которым Киргизия должна рассчитываться в 2021 г. На данный момент республика начала переговоры по реструктуризации китайских кредитов, успех которых неоднозначен.
Практику использования инструмента реструктуризации и списания долгов в силу неплатёжеспособности неоднократно применяла по отношению к России, но по отношению к Китаю успех такой тактики сомнителен, что формирует базу для уси-
ления китайского влияния на экономику республики.
На долю китайского Экспортно-импортного банка приходится 43,5% государственного долга КР, около 6% - на японский Банк международного сотрудничества и 43,9% - на международные кредитные организации (на МВФ - 9,3%, Азиатский банк развития - 13,5%, группу ВБ - 15,8%, Исламский банк - 2,3%), при том что доля долга перед Евразийским банком развития (Антикризисный фонд) только 0,9% [13].
В 2020 г., в период пандемии, Киргизия получила самый мощный пакет финансовой помощи внешних доноров в объёме 450 млн долл. на проведение антикризисных мероприятий; среди кредиторов практически все действующие мировые кредитные институты.
Таким образом, базовой проблемой Киргизии сегодня остаётся растущий объём внешнего долга при низкой эффективности экономической отдачи получаемых кредитных средств, нерешённая на протяжении последних 15-20 лет зависимость от золоторудного производства «Кумтор», низкий рейтинг инвестиционной привлекательности для прямых инвестиций и растущая конкуренция на рынках стран ЕАЭС при экспорте (реэкспорте) готовой продукции [ 14].
12 Доклад о превышении установленного Договором о ЕАЭС количественного значения долга сектора государственного управления по отношению к ВВП в Кыргызской Республике в 2018 г. и предложениях Евразийской экономической комиссии по мерам, направленным на его снижение в среднесрочной перспективе // ЕЭК. 2019 // URL: http://www.eurasiancommission. org/m/act/integr_i_makroec/dep_makroec_pol/momtoring/Documents/Доклад%20КР%202019. pdf
13 По данным Национального банка КР // URL: https://www.nbkr.kg/DOC/ 18092020/000000000055364.xls
14 Белащенко Д. А, Толкачев В. В., Шоджонов И. Ф. Евразийский экономический союз: перспективы и проблемы интеграции на постсоветском пространстве // Вестник РУДН. Серия «Международные отношения». 2020. Т. 20. № 3.
Инвестиционное сотрудничество Киргизии с Россией
Инвестиционное сотрудничество Киргизии со всеми партнёрами отличается довольно высокой интенсивностью, но в большей степени направлено на решение текущих проблем и не оказывает существенного положительного влияния на качество и развитие экономики [ 15].
Прирост иностранных инвестиций в республику составил 47% в 2011-2019 гг. (7279 млн долл. в 2019 г.), что в полной мере коррелирует с показателями внешнего государственного долга и обусловлено структурой инвестиций. В 2019 г., как и в 2011-м, доля инвестиций государственным органам управления составила 84,5 и 80,9% соответственно, прямых инвестиций 14,8 и 17,2% (преимущественно реинвестированная прибыль от деятельности «Кумтор»).
Если по государственным займам Киргизия стремительно наращивает свою финансовую зависимость перед Китаем, то по прямым инвестициям география кредиторов более диверсифицирована.
В 2011 г. основными кредиторами были Канада, на долю которой приходилось 51,9% от всех прямых инвестиций, Россия - 8, Китай - 7,2, Казахстан - 6,4, Латвия - 4,3, Турция - 2,7 и Соединённое Королевство - 1,8%. В 2019 г. география кредиторов существенно не изменилась: Канада - 49, Россия - 19,1, Китай - 11,9, Казахстан - 4,1, Турция -2,9%.
Инвестиции в большей степени распределялись между следующими видами деятельности:
профессиональная деятельность, научные и технические исследования 29 и 48% в 2011-2019 гг. на начало и конец периода; на обрабатывающую промышленность - 17 и 31,6%; на строительство - 14,1 и 5,2%; финансовый сектор - 5 и 5,8%*.
Инвестиционное сотрудничество с Россией тоже отличалось высокой степенью активности и сопровождалось спорами.
Накопленный объём инвестиций России в Киргизии с 2004 по 2019 г. составил 14,125 млрд долл., с 2010 по 2019 г.- 10,923 млрд или в 3 раза больше по сравнению с 2010 г.
Из них сумма накопленных прямых российских инвестиций - 1,340 млрд долл., в 20102019 гг., 1995-2019 гг. - 1,515 млрд, или 10% от российских финансовых вливаний в среднегодовом выражении**. При этом динамика инвестиционных вливаний России в Киргизию отличается цикличностью (рис. 2), с резкими перепадами (максимум роста в 2015 г. в 8,5 раз, минимум в 2017 г. - 33,8% от предшествующего периода), в 2019 г. по сравнению с 2010 г. годовой объём инвестиций сократился на 60%.
Кроме инвестиционных вливаний по двусторонним соглашениям и под государственные гарантии российской стороной оказывалась поддержка государственного бюджета, что практиковалось в период 2009-2016 гг., накопленная величина которой составила 375 млн долл.
15 Кузнецов А. В. Пределы взаимодействия российского и китайского бизнеса в странах ЕАЭС // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2017. № 10.
* Расчёты автора по данным Национального статистического комитета КР // URL: http:// www.stat.kg/ru/statistics/download/dynamic/395/
** Расчёты автора по данным Национального статистического комитета КР // URL: http:// www.stat.kg/ru/statistics/download/dynamic/395/
Рис. 2. Динамика российских инвестиций в Киргизии в 2010-2019 гг.*
Финансовая помощь России для поддержки государственного бюджета КР за указанный период составила 645 млн долл., предоставление которой осуществлялась на условиях помощи содействия развитию.
За 2008-2019 гг. российской стороной было списано 703,2 млн долл. государственного долга.
Первый транш был списан в 2012 г. на сумму 489 млн долл., второй - при реструктуризации долга в 193,5 млн предусматривал списание 183,5 млн и покрытие остатков за счёт стоимости здания тор-
гового представительства России в Киргизии и акциями завода «Дастан».
Стоимость инвестиций по денонсированным соглашениям строительства Верхне-НарынскогоГЭС и ГЭС Камбарата-1 «РусГидро» составляла 450 млн долл.**, из них 37 млн уже освоены на технико-экономическое обоснование и геологоразведку, и сейчас они стали пред-
* Составлено автором по данным Национального статистического комитета КР // URL: http://www.stat.kg/ru/statistics/download/dynamic/395/
** Москва и Бишкек подписали межправительственное соглашение о строительстве Верх-не-Нарынского каскада ГЭС в сентябре 2012 г. Акбулунская и три Нарынских ГЭС общей мощностью 237,7 МВт и стоимостью 24 млрд руб. должны были строиться паритетным СП «РусГидро» и киргизским АО «Электрические станции». Организацию финансирования брала на себя Россия по схеме: 50% - в виде бюджетного взноса в «РусГидро», 50% - через организацию кредита на льготных условиях LIBOR + 1,5% в СП-исполнителя. В январе 2016 г. Киргизия заявила о денонсировании межправительственного соглашения, намереваясь вернуть 37 млн долл., вложенных российской стороной, когда найдёт новых инвесторов для ГЭС («РусГидро» сливает киргизскую ГЭС // URL: https://www.kommersant.ru/doc/3785563).
метом судебного разбирательства. Не сумев привлечь инвестора, киргизская сторона предложила урегулировать вопрос долга передачей оставшихся акций оборонного завода «Дастан», стоимость которых приравнивается к сумме долга [2].
В период подготовки к вступлению в ЕАЭС российской стороной было выделено 200 млн долл. в 2014-2015 гг. и 129 млн - в 2016 г. на создание и развитие таможенной инфраструктуры и сертификационных лабораторий. В тот же период по условиям подписанной «дорожной карты» подготовки к членству в ЕАЭС был создан совместный Российско-Кыргызский фонд развития (РКФР) с целью содействия бизнесу в Киргизии.
Уставный фонд составлял 500 млн долл. К концу 2019 г. фондом курировались 2037 проектов на территории Киргизии, общий объём инвестиций, вложенных в развитие предпринимательских проектов, составил 400,7 млн долл. (80% средств фонда), из них 60 крупных проектов на общую сумму 208,2 млн долл. По программе «Кредитование субъектов малого и среднего бизнеса» через коммерческие банки и микрофинансовые организации Киргизии фондом одобрено 2602 проекта на сумму 192,5 млн долл. [8] В 2020 г. должны быть освоены оставшиеся финансовые ресурсы уставного фонда.
Экономическая отдача финансирования частного бизнеса РКФР в 2019 г. составила 8,7% произведённого ВВП республики, 4,5% совокупных налоговых доходов государственного бюджета,
5,8% капитальных вложение в основные фонды; формируется около 10% кредитного портфеля коммерческих кредитов, выданных банками республики.
Фонд консультирует и оказывает помощь в получении сертификатов при экспорте, что позволяет ускоренными темпами наращивать экспорт продукции, произведённой этими предприятиями (8% - в ЕАЭС и 34% - в Россию). Сумма финансовых вложений фонда в экономику республики практически сопоставима с резервами кредитных средств всей банковской системы КР* и по итогам 2019 г. ресурсы составила 532,0 млн долл.
В период пандемии фонд предоставил программу отсрочек платежей по обслуживанию кредитов на год своим заёмщикам, а также льготные кредиты по проектам, направленным на борьбу с COVID-19.
По итогам 2019 г. в республике действовало около 600 совместных предприятий и 300 предприятий с российским капиталом.
Наиболее значимы проекты и инвестиции ПАО «Газпром» в киргизский ОАО «Кыргызнефте-газ», «Альянс Алтын» (разработка золоторудного месторождения Джеруй** и фабрика по переработке; проектная стоимость 372 млн долл.), государственной компании «Русская платина», «Роснефти», РЖД, «Росатома», компании «Билайн».
Нерешённой остаётся проблема возврата российскому «Мегафону» активов их дочерней компании в КР «Мегаком» стоимостью 80 млн долл.,
* В 2019 г. оценочная стоимость кредитных средств коммерческих банков КР составила 604,1 млн долл. // URL: https://www.nbkr.kg/D0C/18092020/000000000055364.xls
** Объём запасов 80-90 т золота и 10 т серебра, второй по значимости после Кумтора, проектная стоимость инвестиций первоначальных инвестиций 180 млн долл. (финансирование ВЭБ), срок проекта до 2040 г.
по которым идёт судебное разбирательство о незаконном захвате в 2008-2009 гг. [ 16]
«Газпром» подписал соглашение по развитию нефтегазового сектора (проектная стоимость 2,5 млрд долл.), планируется покупка активов «Кыр-гызнефтегаза»* по аналогии газопроводов и переработки**.
Финансирование ВЭБ компании «Хевел» и завода «Астра» по проекту создания промышленного производства элементов солнечных модулей по нетрадиционной энергетике.
В 2019 г. были подписаны инвестиционные соглашения проектной стоимостью 16 млрд долл., в том числе и соглашение по разработке уранового месторождения Таш-Булак (проектная стоимость 30 млн долл.).
Однако выполнение этих соглашений осложнено завышенными экологическими и социальными обязательствами, что не гарантирует стопроцентной успешности по ним, учитывая предыдущий опыт российско-киргизских отношений. В этот пакет соглашений включён и проект поддержки малого предпринимательства совместно с Российско-Кыргызским фондом развития (1 млн долл.).
В случае реализации всех проектов, подписанных Россией и Киргизией, можно ожидать значительного прогресса в экономическом развитии республики, но самое важное - существенного увеличения инвестиционной привлекательности республики.
Библиография • References
Андронова И. В., Микаелян Т. C., Маслова М. В. Трансформация присутствия
России в Киргизии // Экономические стратегии. 2020. Т. 22. № 3. С. 74-79. [Andronova I. V., Mikaelyan T. C, Maslova M. V. Transformaciya prisutstviya Rossii v
Kirgizii // Ekonomicheskie strategii. 2020. T. 22. № 3. S. 74-79] Белащенко Д. А., Толкачев В. В., Шоджонов И. Ф. Евразийский экономический союз: перспективы и проблемы интеграции на постсоветском пространстве // Вестник РУДН. Серия «Международные отношения». 2020. Т. 20. № 3. С. 543559.
[Belashchenko D. A., Tolkachev V. V., SHodzhonov I.F. Evrazijskij ekonomicheskij soyuz: perspektivy i problemy integracii na postsovetskom prostranstve // Vestnik RUDN. Seriya «Mezhdunarodnye otnosheniya». 2020. T. 20. № 3. S. 543-559] Годовой отчёт за 2019 г. // Официальный сайт РКФР // URL: file:///D:/Downlo ads/%D0%93%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9%20 %D0%BE%D1%82%D1%87%D0%B5%D1%82%202019.pdf [Godovoj otchyot za 2019 g. // Oficial'nyj sajt RKFR // URL: file:///D:/Downloads/ %D0%93%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9%20 %D0%BE%D1%82%D1%87%D0%B5%D1%82%202019.pdf]
16 https://knews.kg/2019/05/04/bezdarnoe-gosupravlenie-ili-kak-investitsii-prohodyat-mimo-kyrgyzstana/
* Разработка нефтегазовых месторождений (35 малых разработок, около 80 тыс. т в год), данные геологоразведки.
** Был куплен за миллиард долларов в 2014 г., с условием полной модернизации, которая была реализована. «Газпром» полностью контролирует рынок газа Киргизии, благодаря чему был решён конфликт по поставкам газа из Узбекистана, проведена полная газификация республики, построены 669 км газораспределительных сетей и образовательные и спортивные объекты.
Грозин А. В. Российско-киргизские экономические отношения и топливно-энергетический сектор экономики Киргизии // Геоэкономика энергетики. Постсоветский материк. Специальный выпуск. 2019. № 1. С. 159-177.
[Grozin A. V. Rossijsko-kirgizskie ekonomicheskie otnosheniya i toplivno-energeticheskij sektor ekonomiki Kirgizii // Geoekonomika energetiki. Postsovetskij materik. Special'nyj vypusk. 2019. № 1. S. 159-177]
Доклад о превышении установленного Договором о ЕАЭС количественного значения долга сектора государственного управления по отношению к ВВП в Кыргызской Республике в 2018 г. и предложениях Евразийской экономической комиссии по мерам, направленным на его снижение в среднесрочной перспективе // ЕЭК. 2019 // URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/ integr_i_makroec/dep_makroec_pol/momtoring/Documents/Доклад%20КP%20 2019.pdf
[Doklad o prevyshenii ustanovlennogo Dogovorom o EAES kolichestvennogo znacheniya dolga sektora gosudarstvennogo upravleniya po otnosheniyu k VVP v Kyrgyzskoj Respublike v 2018 g. i predlozheniyah Evrazijskoj ekonomicheskoj komissii po meram, napravlennym na ego snizhenie v srednesrochnoj perspektive // EEK. 2019 // URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_ makroec/dep_makroec_pol/monitoring/Documents/Doklad%20KR%202019.pdf]
Евразийская интеграция в турбулентном мире / отв. ред. Л. Б. Вардомский. СПб.: Алетейя, 2019.- 288 с.
[Evrazijskaya integraciya v turbulentnom mire / otv. red. L. B. Vardomskij. SPb.: Aletejya, 2019.- 288 s.|
Кузнецов А. В. Пределы взаимодействия российского и китайского бизнеса в странах ЕАЭС // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2017. № 10. С. 15-29.
[Kuznecov A. V. Predely vzaimodejstviya rossijskogo i kitajskogo biznesa v stranah EAES // Kontury global'nyh transformacij: politika, ekonomika, pravo. 2017. № 10. S. 15-29]
Мигранян А. А. Специфика экономических систем стран Средней Азии // От Туркестана к Центральной Азии: политическое будущее региона. М.: Научный эксперт, 2016. С. 48-80.
[Migranyan A. A. Specifika ekonomicheskih sistem stran Srednej Azii // Gt Turkestana k Central'noj Azii: politicheskoe budushchee regiona. M.: Nauchnyj ekspert, 2016. S. 48-80]
G макроэкономической ситуации в государствах - членах Евразийского экономического союза и предложениях по обеспечению устойчивого развития. Аналитический доклад // ЕЭК. М., 2019 // URL: http://www. eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_makroec_pol/ economyViewes/Documents/analytical_report_2019.pdf
[G makroekonomicheskoj situacii v gosudarstvah - chlenah Evrazijskogo ekonomicheskogo soyuza i predlozheniyah po obespecheniyu ustojchivogo razvitiya. Analiticheskij doklad // EEK. M., 2019 // URL: http://www.eurasiancommission. org/ru/act/integr_i_makroec/dep_makroec_pol/economyViewes/Documents/ analytical_report_2019.pdf]
«РусГидро» сливает киргизскую ГЭС // URL: https://www.kommersant.ru/ doc/3785563
[«RusGidro» slivaet kirgizskuyu GES // URL: https://www.kommersant.ru/ doc/3785563]
Смирнов В. В., Мулендеева А. В. Факторный анализ динамики финансовой состоятельности стран Шанхайской организации сотрудничества // Экономический анализ: теория и практика. 2018. Т. 17. № 8. С. 1545-1563.
11/2020
GБGЗPЕВАTЕЛЬ-GBSERVER
113
\Smirnov V. V., Mulendeeva А. V. Faktomyj anal1z dinamiki finansovoj sostoyatel'nosti stran SHanhajskoj organlzacii sotrudnichestva // Ekonomicheskij anal1z: teoriya 1 р^О^а. 2018. Т. 17. № 8. S. 1545-1563] UNCTAD // иКЪ: http://unctadstat.unctad.org/wds/ReportFolders/reportFolders. aspx? IF_Act1vePath]
http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_razv_mtegr/ Pages/новые%20страницы/0%20присоединении %20Кыргызской%20 Республики%20к%20ЕАЭС.aspx http://www.stat.kg/ru/news/v-strukture-vvp-povysilas- dolya-otraslej-
proizvodyashih-tovary/ http://www.stat.kg/ru/statistics/download/dynamic/395/ http://www.stat.kg/ru/statistics/download/dynamic/935/
https://knews.kg/2019/05/04/bezdarnoe-gosupravlenie-ili-kak-investitsii-
prohodyat-m1mo-kyrgyzstana/ https://www.kommersant.ru/doc/3785563
https://www.kumtor.kg/ru/contribution-to-the-kyrgyz-economy/ https://www.nbkr.kg/D0C/18092020/000000000055364.xls
Статья поступила в редакцию 27 октября 2020 г.
114
0Б0ЗРЕВАТЕЛЬ-0BSERVER
11/2020