УДК 94(470)+327(470+71) DOI: 10.17238/lssn2227-6564.2017.4.39
ПАНИКАР Марина Михайловна, кандидат исторических наук, доцент кафедры регионоведе-ния, международных отношений и политологии высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 18 научных публикаций, в т. ч. одной монографии и 4учебно-методических пособии*
ОПРЫШКО Андрей Иванович, магистрант первого курса высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 4 научных публикаций**
РОССИЙСКО-КАНАДСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В АРКТИЧЕСКОМ РЕГИОНЕ В НА ЧАЛЕ XXI ВЕКА:
СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
В настоящей статье на основе комплексного анализа источников и литературы охарактеризованы основные этапы становления современных российско-канадских отношений, раскрыта динамика российско-канадского сотрудничества в начале XXI века, изучены основные сферы взаимодействия двух государств в Арктическом регионе: добывающая промышленность; строительство и инвестиции; экология и защита коренных малочисленных народов Севера России и Канады; высшее образование и социальная сфера. Рассмотрена санкционная политика Канады, реализующаяся в отношении России в ответ на украинский кризис 2014 года. Установлено, что канадские санкции практически полностью совпадают с американскими, имеют секторальный принцип и затрагивают в первую очередь финансовую и оборонную сферы, а также нефтегазовые компании. Раскрыты возможности восстановления современных двусторонних отношений через взаимодействие в промышленной сфере: одной из самых перспективных отраслей сотрудничества авторы считают горнодобывающую промышленность. В статье изучена политика социальной ответственности канадского бизнеса в северных регионах России, способствующая развитию их социальной и промышленной инфраструктуры. Анализ основных сфер сотрудничества двух государств в Арктическом регионе показал, что многие из них незначительно ориентируются на сложные современные политические взаимоотношения Оттавы и Москвы и могут стать перспективной площадкой для налаживания двустороннего политического диалога на высшем уровне.
Ключевые слова: Север России, Канада, Арктический регион, российско-канадские отношения, Арктический шельф, «Северный форум», канадоведение.
* Адрес: 163002, г. Архангельск, просп. Ломоносова, д. 2; е-таИ: [email protected]
"Адрес: 163002, г. Архангельск, просп. Ломоносова, д. 2; е-таИ: [email protected] Для цитирования: Паникар М.М., Опрышко А.И. Российско-канадские отношения в Арктическом регионе в начале XXI века: состояние и перспективы // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2017. № 4. С. 39-50. DOI: 10.17238^п2227-6564.2017.4.39
Ввиду ускорения процессов глобализации появились угрозы, имеющие комплексный характер, что существенно повысило значимость обеспечения национальной и международной безопасности как характеристики качества жизни населения и гаратии безопасного существования человеческой цивилизации в качестве важнейшего приоритета. Безопасность Арктического региона является частью глобальной системы безопасности. Ее конструирование на основе партнерства выступает единственно возможным способом сохранения не только мира в этом регионе, но и его целостности и экологического баланса. Таким образом, актуальность исследования взаимоотношений России и Канады как одних из важнейших игроков в Арктике обусловлена их ключевой ролью в обеспечении региональной безопасности.
Канадоведение в России включает в себя немногочисленные научные школы. Среди них можно выделить два основных исследовательских центра - Москву и Санкт-Петербург В Москве школа канадоведения представлена Институтом США и Канады Российской академии наук (ИСКРАН)1 и Российским обществом изучения Канады (РОИК)2. Научные труды ученых вышеперечисленных учреждений в основном публикуются в журналах «США и Канада: экономика, политика, культура»3, «Россия и Америка в XXI веке»4 (интернет-журналы ИСКРАН) и «Канадский ежегодник» (официальный орган РОИК)5.
Исследования преимущественно представлены работами Е.В. Исраеляна, Н.С. Евтихевича, В.И. Соколова и С.Ф. Молочкова, в которых рассматривается широкий круг вопросов канадове-дения. Е.В. Исраелян и Н.С. Евтихевич анализируют гуманитарные аспекты внешней политики Канады [1], В.И. Соколов комплексно исследует
экономику, политику и культуру Канады, в частности внешнеэкономическую и внешнеполитическую стратегию страны, обобщает основные направления и особенности экономической, политической деятельности страны, предлагая пути сближения России и Канады [2, 3]. Стоит отметить особый вклад С.Ф. Молочкова: им проведен анализ состояния российско-канадских отношений за последнее десятилетие XX века и выделены наиболее острые проблемы во взаимоотношениях двух стран [4-6]. Не менее ценными являются труды Е.В. Ис-раеляна, где изучены подходы Канады к проблемам безопасности и ее гуманитарному измерению внешней политики, а также проблема санкций в канадской внешней политике [7-15] .
Значительный вклад в изучение проблематики внес А.И. Черкасов [16-18]. Он представляет общую характеристику хозяйственных связей северных регионов России и Канады, оценивает их вклад в развитие взаимоотношений. Д.Д. Максимова детально исследует региональное сотрудничество России и Канады, предлагая меры по преодолению арктических противоречий Канады с другими странами, а также изучает перспективы решения вопросов раздела Арктического шельфа [19-21]. Е.Е. Хорошилов анализирует современное состояние двусторонних экономических связей, дает оценку канадским инвестиционным вложениям в российскую экономику и перспективам инвестиционного сотрудничества России и Канады [22].
В Санкт-Петербурге исследования в области канадоведения ведутся на базе факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета. Определенную роль в изучении проблематики сыграли научно-практические семинары, научные чтения и материалы конференций под редакцией
'Институт США и Канады Российской академии наук. URL: http://www.iskran.ru/ (дата обращения: 20.01.2016).
2Российское общество изучения Канады. URL: http://www.racs.ru/ (дата обращения: 20.01.2016).
3США и Канада: экономика, политика, культура. URL: http://www.iskran.ru/journal.php (дата обращения: 20.01.2016).
4Россия и Америка в XXI веке. URL: http://www.rusus.ru/ (дата обращения: 20.01.2016).
5Канадский ежегодник. URL: http://ores.su/ru/journals/kanadskij-ezhegodnik/ (дата обращения: 20.01.2016).
Ю.Г. Акимова, посвященные проблемам и вызовам региональной безопасности, в т. ч. в российско-канадских отношениях [23, 24]. В.Н. Ко-нышев и А.А. Сергунин изучают современные двусторонние отношения России и Канады в Арктическом регионе и представляют анализ концепций и стратегий двух государств, делают выводы о том, насколько национальные интересы стран в Арктике соприкасаются и расходятся [25-30].
Зарубежная историография посвящена в основном внешней политике Канады, ее региональным аспектам и не делает акцент исключительно на российско-канадских отношениях в Арктике. Лишь в нескольких работах изучены двусторонние отношения государств в исторической ретроспективе (1990-е годы XX века) [31-34].
Целью данной статьи является анализ текущего состояния и перспектив российско-канадского сотрудничества в Арктическом регионе.
Методологической базой работы выступает неоклассический подход в рамках теории политического реализма. Сущность данного подхода заключается в переосмыслении и синтезе различных постулатов классического политического реализма и неореалистической теории. Синтез выражается прежде всего в проведении исследования на уровне международной системы и государства одновременно. Он не отвергает такие принципы классического реализма, как баланс сил, борьба за власть, конкуренция,
национальный интерес, но смещает акценты на внешнюю политику государства и подчеркивает значимость внутриполитических факторов при принятии внешнеполитических решений.
Источниковую базу исследования составляют нормативно-правовые акты6, декларации и меморандумы; привлечена информация с официальных сайтов внешнеполитических ведомств и правительств обеих стран7. Еще одну группу источников представляют интернет-СМИ (РИА «Новости», «Regnum», «Russia Today», «Интерфакс»), газетные издания («Ведомости», «Коммерсантъ», «The Globe and Mail»), дающие свежий обзор событий в мире, в т. ч. по исследуемой проблематике.
Россия и Канада являются крупнейшими по территории государствами на планете и крупнейшими обладателями арктических территорий. Обе страны имеют не только схожие природно-климатические условия и географическое положение, но и общие проблемы, касающиеся Арктического региона. Однако развивать диалог в арктическом направлении страны стали лишь с конца XX века, несмотря на то, что история взаимоотношений насчитывает уже два с половиной столетия. Первые контакты народов датируются серединой XVIII века, когда Россия была империей, а территория современной Канады являлась колонией Великобритании. Дипломатические отношения между СССР и Канадой были установлены в 1942 году.
6Конвенция ООН по морскому праву от 1982 г. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ lawsea.shtml (дата обращения: 20.12.2015); О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года. URL: http://government.ru/info/18360/ (дата обращения: 20.12.2015); Военная доктрина Российской Федерации. Дата подписания: 25 дек. 2014 г. // Рос. газ. 2014. 30 дек. URL: http://rg.ru/2014/12/30/doktrina-dok.html (дата обращения: 20.12.2015); Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 12 февр. 2013 г.). URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/official_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/ id/122186 (дата обращения: 20.12.2015).
Justin Trudeau, Prime Minister of Canada. URL: http://pm.gc.ca/eng? (дата обращения: 20.01.2016); Parliament Canada. URL: http://www.parl.gc.ca/Default.aspx?Language=E (дата обращения: 20.01.2016); Government of Canada. URL: https://www.canada.ca/en.html; Global Affairs Canada. URL: http://www.international.gc.ca/international/index. aspx?lang=eng (дата обращения: 20.01.2016); Посольство Канады в России. URL: http://www.canadainternational. gc.ca/russia-russie/index.aspx?Lang=rus (дата обращения: 20.01.2016); Посольство России в Канаде. URL: http:// www.rusembassy.ca/ru; Министерство иностранных дел Российской Федерации. URL: http://www.mid.ru/home (дата обращения: 20.01.2016); Правительство России. URL: http://government.ru/ (дата обращения: 20.01.2016).
Несмотря на холодную войну, и в последние годы существования советского государства Канада из всех стран западной коалиции демонстрировала самое теплое отношение.
Официальные двусторонние отношения были установлены в 1991 году. Первым документом, заложившим фундамент российско-канадских договорно-правовых отношений, стала Декларация о дружбе и сотрудничестве между РФ и Канадой8. Канада выступила одной из первых стран, признавших «новую» Россию правопреемницей Советского Союза. С этого момента отношения начали развиваться еще активнее. Канада оказывала помощь России в ее становлении на демократическом пути развития: разрабатывались программы помощи в виде кредитования страны и финансирования властных структур в целях «правильного» становления российской государственности.
В 1992 году был подписан Меморандум о взаимопонимании относительно консультаций между правительствами обеих стран9, заключен Договор о согласии и сотрудничестве10, подписано Соглашение о сотрудничестве в Арктике и на Севере11. В последнем документе определялись формы взаимодействия двух стран в Арктическом регионе: обмены и направление делегаций; поездки должностных лиц, специалистов и жителей Севера; обмен информацией и документацией; совместные исследования и разработки; совместные симпозиумы, конференции и семинары для специалистов; торговые миссии; создание совместных коммерческих предприятий;
обмен технологиями и их передача; создание представительских учреждений.
Таким образом, неоспоримой ценностью 1990-х годов для российско-канадских отношений является формирование договорно-правовой базы. В период нахождения у власти в Канаде либеральной партии начало развиваться инвестиционное сотрудничество, быстрыми темпами нарастал товарооборот, в частности импорт в Россию. В 1995 году была учреждена Межправительственная экономическая комиссия с целью контроля над исполнением договоренностей правительств двух стран и детальной проработки различных аспектов взаимного сотрудничества. На протяжении всего периода современных российско-канадских отношений комиссия оставалась самым значимым каналом связи.
1990-е годы стали этапом активного обсуждения и реализации совместных проектов двух стран, в т. ч. в Арктике. На путь самостоятельного сотрудничества как на двусторонней основе, так и в рамках «Северного форума» вступили канадские и российские северные регионы: реализовывались проекты в сфере строительства, медицины и образования. Самыми активными регионами с российской стороны оказались Республика Саха (Якутия), Красноярский край и Мурманская область, с канадской - провинции Квебек, Альберта и Онтарио. Однако в связи с провалом ельцинских реформ, повлекших дефолт 1998 года и политическую нестабильность, интерес канадских партнеров к России практически исчез.
Следующий этап в развитии российско-канадских отношений наступил в 2000-е годы.
8Декларация о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Канадой, г. Оттава, 01.02.1992 г. URL: http://docs.cntd.ru/documenty1902067 (дата обращения: 20.01.2016).
'Меморандум о взаимопонимании относительно консультаций между Правительством Российской Федерации и Правительством Канады, г. Оттава, 01.02.1992 г. URL: http://docs.cntd.ru/document/901872077 (дата обращения: 20.01.2016).
10Договор о согласии и сотрудничестве между Российской Федерацией и Канадой, г. Оттава, 19.06.1992 г. URL: http://docs.cntd.ru/document/901728233 (дата обращения: 20.01.2016).
''Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Канады о сотрудничестве
в Арктике и на Севере, г. Оттава, 19.06.1992 г. URL: http://docs.cntd.ru/document/901724056 (дата обращения: 20.01.2016).
Начало новому витку сотрудничества положил визит новоизбранного президента РФ В.В. Путина в декабре 2000 года в Канаду12. В ходе переговоров были подписаны два межправительственных соглашения13. Одним из основных приоритетов в рамках двустороннего взаимодействия двух государств стало развитие Арктического региона.
В 2000 году канадское правительство выделило 10 млн канадских долл. на развитие Арктического совета, 5 из которых были направлены на поддержку коренных народов Российского Севера, а в 2001 году стартовала программа «Обмен опытом управления северными территориями» при поддержке аппарата полномочного представителя президента РФ в Сибирском федеральном округе и Министерства по делам индейцев и развитию Севера Канады [22, с. 7]. Однако после смены правящей партии в Канаде в 2004 году не все сферы демонстрировали позитивный результат взаимодействия. Успешно продолжало развиваться сотрудничество в торговой и инвестиционной сферах, но постепенно сворачивались региональные контакты и совместные программы сотрудничества в Арктике в области поддержки коренных малочисленных народов, развития северных территорий двух стран; практически прекратились контакты в политической плоскости.
В рассматриваемый период одним из негативных аспектов двустороннего взаимодействия Канады и России стал сырьевой характер
экономики последней. Для Канады инвестиционная привлекательность России заключается в ее ресурсах и рынке сбыта собственной продукции, а также извлечении прибыли за счет привлечения собственных ресурсов под гарантии российских банков. Это доказывает многолетний опыт эксплуатации недр Сибири и Дальнего Востока канадскими нефтегазовыми и горнодобывающими компаниями и тот факт, что в 2006 году на канадские предприятия, зарегистрированные в России, приходилось 40 % всей экспортируемой российской нефти14.
События на Украине 2014 года привели к самому серьезному кризису в российско-канадских отношениях с момента окончания холодной войны. Стоит учесть, что Канада одной из первых присоединилась к антироссийской западной кампании и сыграла в ней немаловажную роль. В рамках односторонних санкций, предусмотренных канадским законодательством, по рекомендации генерал-губернатора был издан указ о введении и распространении санкций на более чем 110 российских должностных лиц и организаций15 «в ответ на недопустимые нарушения суверенитета территориальной целостности Украины, которые могут привести к серьезному международному кризису»16.
Гражданам, на которых распространялись санкции, было запрещено посещение Канады, а их активы оказались замороженными. Канадским гражданам, в свою очередь, запретили вступать с ними в имущественные и финансовые
^Государственный визит Президента Российской Федерации В.В. Путина в Канаду 17-19 декабря 2000 г. URL: http://2002.kremlin.ru/summit2/s2_p&g4.html (дата обращения: 20.01.2016).
"Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Канады о воздушном сообщении. 18.12.2000 г. URL: http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_14356.html (дата обращения: 20.01.2016); Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Канады о принципах и основах сотрудничества между субъектами Российской Федерации и провинциями и территориями Канады, г. Оттава, 18.12.2000 г. URL: http://docs.cntd.ru/document/901789249 (дата обращения: 20.01.2016).
14Акимов Ю.Г. Проблемы истории российско-канадских отношений: учеб. пособие. СПб., 2007. 64 с.
15Canada Levels New Sanctions Against Ukrainian Rebel Leaders, Russian Firms // CBC News 24.07.2014. URL: http://www.cbc.ca/news/politics/canada-levels-new-sanctions-againstukrainian-rebel-leaders-russian-firms-1.2717206 (дата обращения: 15.04.2016).
16Foreign Affairs, Trade and Development Canada. Canadian Economic Sanctions. Russia. URL: http://www. international.gc.ca/sanctions/russiarussie.aspx?lang=eng (дата обращения: 15.04.2016).
отношения. Однако были сделаны исключения «на платежи по контрактам, заключенные этими россиянами до введения санкций, при условии, что средства не предназначены для их личных нужд; на пенсии лицам, проживающим на территории Канады и канадцам за рубежом; трансакции дипломатических миссий, ООН, Красного Креста, Красного Полумесяца; на финансовые услуги, необходимые попавшим под санкции гражданам для получения юридических лиц; на платежи по кредитным соглашениям, заключенным до 17 марта 2014 года»17.
В мае того же года санкционный список увеличился: в него попали российские компании (ООО «Авиа Групп», ООО «Авиа Групп Норд», ООО «Сахатранс») и банки («Собинбанк», «Северный морской путь»). Чуть позднее он пополнился газодобывающей компанией «Новотэк»; Объединенной судостроительной корпорацией, авиакомпанией «Добролет»; военной компанией «Алмаз-Антей»; концернами «Калашников», «Радиоэлектронные технологии», «Созвездие», «Конструкторское бюро приборостроения». После этого под санкции попали следующие банки: «ВТБ», «Банк Москвы», «Экспобанк», «Внешэкономбанк», «РНК Банк», «Росэнергобанк», «Россельхозбанк»18. 30 июня 2015 года Канада расширила санкционный список российскими нефтегазовыми компаниями «Сургутнефтегаз», «Газпром», «Газпром нефть» и «Транснефть». 18 марта 2016 года Оттава ввела дополнительные санкции, под которые попали еще 10 юридических лиц19.
Стоит отметить, что канадские санкции имеют секторальный принцип, касаются финансовой,
оборонной сферы и нефтегазовых компаний и почти полностью совпадают с американскими. Но и здесь есть свои исключения: например, Канада не включила в санкционный список «Сбербанк», т. к. у канадского Агентства развития экспорта заключен контракт на финансирование данного банка на сумму 275 млн долл. США для закупки канадской продукции20.
Исходя из анализа списка предприятий, подпадающих под канадские санкции, можно сделать вывод о том, что Канада действительно пытается использовать запреты в своих интересах, в частности с целью вытеснения российских нефтегазовых компаний с североамериканского рынка.
Были прекращены и военные контакты между двумя странами, в т. ч. переговоры и учения. Ситуация обострилась и тем, что канадские сенаторы единогласно одобрили присоединение страны к американской системе противоракетной обороны21. Помимо разрыва военных контактов канадское правительство предприняло попытку прекратить дипломатические контакты. Оттава отозвала своего посла Дж. Кера из РФ в марте 2014 года, однако менее чем через месяц он вернулся на свой пост.
Несмотря на множество проблем в двусторонних отношениях, существует ряд возможностей для их восстановления. Самой перспективной отраслью сотрудничества между Канадой и Россией мы считаем горнодобывающую промышленность. Если исходить из анализа основных сфер сотрудничества, она является наиболее успешной и практически не ориентируется
17Foreign Affairs, Trade and Development Canada. Canadian Economic Sanctions. Russia.
18Ibid.
19Канада расширила санкции против России // Деловой Петербург. 2016. 19 марта. URL: http://www. dp.ru/a/2016/03/19/Kanada_rasshirila_sankcii/ (дата обращения: 18.04.2016).
20EDC and Sberbank of Russia Announce US$ 275 Million Agreement and Trade Finance Partnership. 30.03.2012. URL: http://www.edc.ca/EN/About-Us/News-Room/News-Releases/Pages/sberbank-russia.aspx (дата обращения: 15.04.2016).
21Chase S. Senate Panel Urges Ottawa to Join U.S. Missile Shield // The Globe and Mail. 2014. 16 June. URL: http://www.theglobeandmail.com/news/politics/senate-panel-urges-ottawa-to-join-us-missile-shield/article19192634/ (дата обращения: 19.04.2016).
на сложные политические взаимоотношения Оттавы и Москвы.
Хотя канадский бизнес преимущественно эксплуатирует ресурсы российских недр, стараясь сохранить при этом собственные месторождения, существуют и положительные стороны развития канадских горнодобывающих компаний на российском рынке. Политика социальной ответственности бизнеса относится к ним в первую очередь.
В качестве примера можно привести деятельность золотодобывающей компании «Кинросс Голд», занимающей второе место по объемам добычи золота в России. В рамках развития политики социальной ответственности в регионе, в котором сосредоточено основное производство корпорации, реализуется ряд социальных проектов. Так, на территории Чукотского автономного округа (ЧАО) с 2010 года корпорация организует научные конференции, предметные олимпиады и конкурсы на базе школ Чукотки; благотворительные акции («Новогодние подарки», «Помоги собраться в школу»); образовательные проекты для коренного малочисленного населения ЧАО («Школа лидерства», «Начни свое дело»). Кроме того, компания вносит вклад в развитие спорта в регионе: в 2011 и 2013 годах были открыты две спортивные площадки22.
В 2009 году корпорация «Кинросс Голд» учредила «Фонд социального развития «Купол», деятельность которого направлена на социально-экономическое развитие региона через финансирование проектов в области сохранения традиций коренных малочисленных народов Сибири, Севера и Дальнего Востока, здравоохранения, образования, развития малого и среднего предпринимательства.
Первый взнос компании в Фонд в 2009 году составил 1 млн долл. США, а ежегодный бюджет насчитывает 250 тыс. долл. США. Стоит отметить, что начиная с 2009 года Фондом профинансировано и реализуется в ЧАО 47 социально-экономических проектов на сумму более 34 млн р.23 Другой канадский золотодобывающий гигант «Хай Ривер Голд» за два года инвестировал в экономическое развитие Якутии 30 млн. долл. США [20].
Таким образом, канадские компании отчасти способствуют развитию северных территорий России. Однако политика социальной ответственности существует не у всех корпораций, разрабатывающих недра Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ), поэтому внесение определенных обязательств иностранного бизнеса перед российскими регионами в законодательство страны или субъектов АЗРФ несомненно будет способствовать их устойчивому инфраструктурному и социально-экономическому развитию.
Возможности для развития северных территорий России и Канады существуют также и в рамках регионального сотрудничества. Примером успешного сотрудничества в области развития региональной инфраструктуры являются два проекта: «Северный воздушный мост» и «Арктический мост», обеспечивающие кроссполярные воздушные и морские перевозки между арктическими регионами РФ и Канады. На сегодняшний день ресурсные мощности обоих проектов в полной мере еще не задействованы ввиду недостаточной развитости инфраструктуры северных российских регио-нов24. Диалог по реализации данных проектов еще не окончен, и успешность их реализации во многом зависит от российских регионов.
22Корпоративная социальная ответственность. URL: http://kinrossgold.ru/korporativnaya-otvetstvennost/ (дата обращения: 20.04.2016).
23Фонд «Купол». URL: http://kinrossgold.ru/korporativnaya-otvetstvennost/fond-kupol/ (дата обращения: 20.04.2016).
24Arctic Gateway Summit. 2010, November 8-10. The University of Winnipeg. URL: www.arcticbridge.com (дата обращения: 22.04.2016).
Учитывая тот факт, что образовательные организации северных регионов обеих стран имеют арктикоориентированный вектор исследований и подготовки специализированных «арктических» кадров, не менее перспективной областью сотрудничества является высшее образование. Кроме того, на сегодняшний день создана уникальная площадка для научно-исследовательского диалога в высоких широтах -«Университет Арктики», объединяющий образовательные организации стран циркумполярного региона, в т. ч. канадские и российские вузы. Среди них - Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова в г. Архангельске, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, Якутская государственная сельскохозяйственная академия и Арктический государственный университет культуры и искусства в г. Якутске.
Перспективной площадкой для «арктического» диалога между Россией и Канадой является международная неправительственная организация «Северный форум». Несмотря на то, что на сегодняшний день активность этой структуры минимальна, а североамериканские регионы ее вообще покинули, она имеет уникальный потенциал сотрудничества, т. к. это единственная организация, которая могла бы объединить все северные регионы арктических стран. «Северный форум» уникален еще и тем, что в его состав включены отдельные полноправные субъекты. Учитывая то, что Секретариат Форума находится в Якутии, у российской стороны есть все шансы возродить прежнюю деятельность данной площадки, предложив идеи поступательного развития организации с целью создания прочной основы для межправительственного диалога.
Не менее важным и перспективным можно назвать сотрудничество по вопросам коренных малочисленных народов Севера России и Канады, где страны уже имеют богатый опыт реализации проектов. Крупнейшим из них являлась российско-канадская программа сотрудничества по развитию Севера. В рамках программы (2006-2009 годы) было реализовано 33 социально-экономических проекта на территории трех регионов: Хабаровский край, Ямало-Ненецкий автономный округ и Ханты-Мансийский автономный округ. Кроме этого, существует возможность установления контактов на уровне организаций и ассоциаций коренных малочисленных народов Севера России и Канады.
Несомненно, для выхода отношений между Россией и Канадой из сложившегося кризиса существуют возможности как на уровне регионов, так и на уровне правительств двух стран. Позитивный исторический опыт взаимодействия стран на рубеже XX-XXI веков, накопленный потенциал в таких сферах, как инвестиции, инфраструктура, строительство, медицина, образование, поддержка и сохранение культурного наследия коренных малочисленных народов, демонстрируют перспективы дальнейшего развития успешного двустороннего диалога. Однако необходимо подчеркнуть, что множество возможностей практически нереализуемо без конструктивного политического диалога Москвы и Оттавы. Без снятия санкций, введенных правительством Канады, и нормализации отношений между странами накопленный опыт сотрудничества будет постепенно разрушаться, что, в свою очередь, может привести к нарастанию противоречий в подходах к национальной безопасности в Арктическом регионе.
Список литературы
1. Исраелян Е.В., Евтихевич Н.С. Гуманитарные аспекты внешней политики Канады. М., 2013. 214 c.
2. Рогов С.М., Соколов В.И., Комкова Е.Г., Немова Л.А., Хорошилов Е.Е., Ажаева В.С., Шило В.Е., Барановский К.Ю., Черкасов А.И., Молочков С.Ф., Исраелян Е.В., Щукина Т.А. Канада: взгляд из России. Экономика, политика, культура: моногр. / отв. ред. В.И. Соколов. М., 2002. 288 с.
3. Комкова Е.Г., Соколов В.И. Пути сближения // Канада: взгляд из России. Экономика, политика, культура / отв. ред. В.И. Соколов. М., 2002. С. 266-278.
4. Немова Л.А., Комкова Е.Г., Черкасов А.И., Исраелян Е.В. Актуальные проблемы российско-канадских отношений: моногр. / отв. ред. С.Ф. Молочков. М., 1999. 167 с.
5. Молочков С.Ф. Внешняя политика Канады: факторы, особенности, проблемы // США и Канада: экономика, политика, культура. 2000. № 10. С. 59-75.
6. Молочков С.Ф. Основные направления и особенности внешней политики Канады // Канада: взгляд из России. Экономика, политика, культура / отв. ред. В.И. Соколов. М., 2002. С. 158-170.
7. Исраелян Е.В. Канадский мультилатерализм: вопросы теории // Россия и Америка в XXI веке. 2011. № 1. URL: http://www.rusus.ru/?act=read&id=234 (дата обращения: 21.01.2016).
8. Исраелян Е.В. Участие Канады в антироссийских санкциях // США и Канада: экономика, политика, культура. 2015. № 4. С. 64-75.
9. Исраелян Е.В. Итоги канадской программы технического сотрудничества с Россией // Россия и Америка в XXI веке. 2010. № 2. URL: http://www.rusus.ru/?act=read&id=204 (дата обращения: 24.03.2016).
10. Исраелян Е.В. Проблемы международной безопасности и российско-канадские отношения // США и Канада: экономика, политика, культура. 2001. № 10. С. 24-37.
11. Исраелян Е.В. Российско-канадские отношения: окончательный разрыв или временное охлаждение? // Канад. ежегодник. 2014. № 18. C. 69-85.
12. Исраелян Е.В. Санкции как инструмент внешней политики Канады // Канад. ежегодник. 2015. № 19. С. 176-190.
13. Исраелян Е.В. Гуманитарный вектор внешней политики Канады // Россия и Америка в XXI веке. 2014. № 1. URL: http://www.rusus.ru/?act=read&id=397 (дата обращения: 04.03.2016).
14. Исраелян Е.В. Доктрина С. Харпера и российско-канадские отношения // Россия и Америка в XXI веке. 2011. № 3. URL: http://www.rusus.ru/?act=read&id=306 (дата обращения: 16.03.2016).
15. Исраелян Е.В. Внешняя политика Канады: экономическое измерение // Россия и Америка в XXI веке. 2014. № 2. URL: http://www.rusus.ru/?act=read&id=412 (дата обращения: 05.03.2016).
16. Черкасов А.И. Территория Нунавут и российско-канадское сотрудничество на Севере // Канад. паспорт. 2000. № 10-11. C. 45-52.
17. Черкасов А.И. Шесть регионов Канады: Тихоокеанский регион (провинция Британская Колумбия) // США и Канада: экономика, политика, культура. 2009. № 3. С. 69-74.
18. Черкасов А.И. Провинция Квебек в контексте российско-канадских экономических отношений // Актуальные проблемы мировой экономики: сб. М., 2000. С. 116-125.
19. Максимова Д.Д. О некоторых проблемах межгосударственных отношений Канады в арктическом регионе // Россия и Америка в XXI веке. 2011. № 2. URL: http://www.rusus.ru/?act=read&id=274 (дата обращения: 05.04.2016).
20. Максимова Д.Д. Опыт российско-канадского межрегионального взаимодействия в Арктике // Канад. ежегодник. 2015. № 19. C. 201-218.
21. Максимова Д.Д. Северная политика провинции Квебек // Канад. ежегодник. 2013. № 17. C. 109-116.
22. Хорошилов Е.Е. Канадский капитал в России // Россия и Америка в XXI веке. 2009. № 3. URL: http://www. rusus.ru/?act=read&id=170 (дата обращения: 14.04.2016).
23. Канада и Россия: арктическое измерение: материалы науч.-практ. семинара, 2 марта 2005 года / отв. ред. Ю.Г. Акимов. СПб., 2005. 90 с.
24. Канада и Россия: Северное измерение и вызовы национальной безопасности: материалы Четвертых Канад. чтений, Санкт-Петербург, 9-10 октября 2006 года / отв. ред. Ю.Г. Акимов. СПб., 2007. 196 с.
25. Конышев В.Н., Сергунин А.А. Арктическое направление внешней политики России. Проблемы и перспективы // Обозреватель. 2011. № 3. C. 13-20.
26. Конышев В.Н., Сергунин А.А. Международные организации и сотрудничество в Арктике // Вестн. между -нар. орг. 2011. № 3(34). C. 27-36.
27. Конышев В.Н., Сергунин А.А. Канадская стратегия в Арктике и Россия: возможно ли взаимопонимание? // Арктика и Север. 2012. № 8. C. 4-26.
28. Конышев В.Н., Сергунин А.А. Арктические стратегии стран Северной Америки и Россия // Россия и Америка в XXI веке. 2011. № 2. URL: http://www.rusus.ru/?act=read&id=270 (дата обращения: 09.03.2016).
29. Конышев В.Н., Сергунин А.А. Арктический вызов России // Мир и политика. 2011. № 4. C. 92-97.
30. Конышев В.Н., Сергунин А.А. Стратегия Канады в освоении Арктики. URL: http://russiancouncil.ru/ analytics-and-comments/analytics/strategiya-kanady-v-osvoenii-arktiki/ (дата обращения: 04.04.2016).
31. Balawyder A. Canadian-Soviet Relations Between World Wars. Toronto, 1972. 248 p.
32. Canadian-Soviet Relations, 1939-1980 / ed. by A. Balawyder. Oakville, 1981. 222 p.
33. Graham B. Canada-Russia Relations: A Canadian View // Russia: The Challenge of Change / ed. by C. Canales, L.A. Lo Manto, S. Plekhanov. Toronto, 2004. P. 153-161.
34. Lamb J.M. Canadian Relations with the New Russia: Security Concerns and Policy Responses // Can. Foreign Policy J. 1994. Vol. 2, № 1. P. 79-107.
References
1. Israelyan E.V., Evtikhevich N.S. Gumanitarnye aspekty vneshney politiki Kanady [Humanitarian Aspects of Canada's Foreign Policy]. Moscow, 2013. 214 p.
2. Rogov S.M., Sokolov V.I., Komkova E.G., Nemova L.A., Khoroshilov E.E., Azhaeva V.S., Shilo V.E., Baranovskiy K.Yu., Cherkasov A.I., Molochkov S.F., Israelyan E.V., Shchukina T.A. Kanada: vzglyad iz Rossii. Ekonomika, politika, kul'tura [Canada: A View from Russia. Economy, Politics, Culture]. Moscow, 2002. 288 p.
3. Komkova E.G., Sokolov V.I. Puti sblizheniya [Making Relations Closer]. Kanada: vzglyad iz Rossii. Ekonomika, politika, kul'tura [Canada: A View from Russia. Economy, Politics, Culture]. Moscow, 2002, pp. 266-278.
4. Nemova L.A., Komkova E.G., Cherkasov A.I., Israelyan E.V. Aktual'nye problemy rossiysko-kanadskikh otnosheniy [Current Problems of Canada-Russia Relations]. Moscow, 1999. 167 p.
5. Molochkov S.F. Vneshnyaya politika Kanady: faktory, osobennosti, problemy [Canada's Foreign Policy: Factors, Peculiarities, Problems]. SShA i Kanada: ekonomika, politika, kul'tura, 2000, no. 10, pp. 59-75.
6. Molochkov S.F. Osnovnye napravleniya i osobennosti vneshney politiki Kanady [Key Lines and Features of Canada's Foreign Policy]. Kanada: vzglyad iz Rossii. Ekonomika, politika, kul'tura [Canada: A View from Russia. Economy, Politics, Culture]. Moscow, 2002, pp. 158-170.
7. Israelyan E.V. Kanadskiy mul'tilateralizm: voprosy teorii [Canadian Multilateralism: Theoretical Issues]. Rossiya i Amerika v XXI veke, 2011, no. 1. Available at: http://www.rusus.ru/?act=read&id=234 (accessed 21 January 2016).
8. Israelyan E.V Uchastie Kanady v antirossiyskikh sanktsiyakh [Canadian Participation in Sanctions Against Russia]. SShA i Kanada: ekonomika, politika, kul'tura, 2015, no. 4, pp. 64-75.
9. Israelyan E.V. Itogi kanadskoy programmy tekhnicheskogo sotrudnichestva s Rossiey [Canadian Technical Cooperation Program: Results of Work in Russia]. Rossiya i Amerika vXXI veke, 2010, no. 2. Available at: http://www. rusus.ru/?act=read&id=204 (accessed 24 March 2016).
10. Israelyan E.V Problemy mezhdunarodnoy bezopasnosti i rossiysko-kanadskie otnosheniya [Problems of International Security and Canada-Russia Relations]. SShA i Kanada: ekonomika, politika, kul'tura, 2001, no. 10, pp. 24-37.
11. Israelyan E.V Rossiysko-kanadskie otnosheniya: okonchatel'nyy razryv ili vremennoe okhlazhdenie? [Russia-Canada Relations: A Final Breakup or a Temporary Cooling?]. Kanadskiy ezhegodnik, 2014, no. 18, pp. 69-85.
12. Israelyan E.V. Sanktsii kak instrument vneshney politiki Kanady [Sanctions as a Tool of Canadian Foreign Policy]. Kanadskiy ezhegodnik, 2015, no. 19, pp. 176-190.
13. Israelyan E.V. Gumanitarnyy vektor vneshney politiki Kanady [Humanitarian Dimension of Canadian Foreign Policy]. Rossiya i Amerika v XXI veke, 2014, no. 1. Available at: http://www.rusus.ru/?act=read&id=397 (accessed 4 March 2016).
14. Israelyan E.V Doktrina S. Kharpera i rossiysko-kanadskie otnosheniya [The Steven Harper Doctrine and Russian-Canadian Relations]. Rossiya i Amerika v XXI veke, 2011, no. 3. Available at: http://www.rusus.ru/?act=read&id=306 (accessed 16 March 2016).
flamiR-ap M.M., OnpurnKO A.H. PoccuMcKO-KaHagcKue oraomeHHa b ApKranecKOM perHOHe.
15. Israelyan E.V. Vneshnyaya politika Kanady: ekonomicheskoe izmerenie [Economic Dimension of Canadian Foreign Policy]. Rossiya i Amerika v XXI veke, 2014, no. 2. Available at: http://www.rusus.ru/?act=read&id=412 (accessed 5 March 2016).
16. Cherkasov A.I. Territoriya Nunavut i rossiysko-kanadskoe sotrudnichestvo na Severe [Nunavut Territory and Russia-Canada Cooperation in the North]. Kanadskiypasport, 2000, no. 10-11, pp. 45-52.
17. Cherkasov A.I. Shest' regionov Kanady: Tikhookeanskiy region (provintsiya Britanskaya Kolumbiya) [Canada's Six Regions: The Pacific Region (British Columbia Province)]. SShA i Kanada: ekonomika, politika, kul'tura, 2009, no. 3, pp. 69-74.
18. Cherkasov A.I. Provintsiya Kvebek v kontekste rossiysko-kanadskikh ekonomicheskikh otnosheniy [Quebec Province in the Context of Canada-Russia Economic Relations]. Aktual'nye problemy mirovoy ekonomiki [Current Issues of Global Economy]. Moscow, 2000, pp. 116-125.
19. Maksimova D.D. O nekotorykh problemakh mezhgosudarstvennykh otnosheniy Kanady v arkticheskom regione [The Problems of Canada's State-to-State Relations in the Arctic Region]. Rossiya i Amerika vXXI veke, 2011, no. 2. Available at: http://www.rusus.ru/?act=read&id=274 (accessed 5 April 2016).
20. Maksimova D.D. Opyt rossiysko-kanadskogo mezhregional'nogo vzaimodeystviya v Arktike [The Experience of the Russian-Canadian Interregional Cooperation in the Arctic]. Kanadskiy ezhegodnik, 2015, no. 19, pp. 201-218.
21. Maksimova D.D. Severnaya politika provintsii Kvebek [Northern Policy of Quebec Province]. Kanadskiy ezhegodnik, 2013, no. 17, pp. 109-116.
22. Khoroshilov E.E. Kanadskiy kapital v Rossii [Canadian Capital in Russia]. Rossiya i Amerika vXXI veke, 2009, no. 3. Available at: http://www.rusus.ru/?act=read&id=170 (accessed 14 April 2016).
23. Akimov Yu.G. (ed.). Kanada i Rossiya: arkticheskoe izmerenie: materialy nauch.-prakt. seminara [Canada and Russia: Arctic Dimension: Proc. Sci. Semin.]. 2 March 2005. St. Petersburg, 2005. 90 p.
24. Akimov Yu.G. (ed.). Kanada i Rossiya: Severnoe izmerenie i vyzovy natsional'noy bezopasnosti: materialy Chetvertykh Kanad. chteniy [Canada and Russia: Northern Dimension and National Security Challenges: Proc. 4th Can. Read.]. St. Petersburg, 9-10 October 2006. St. Petersburg, 2007. 196 p.
25. Konyshev V.N., Sergunin A.A. Arkticheskoe napravlenie vneshney politiki Rossii. Problemy i perspektivy [Arctic Line of Russia's Foreign Policy. Problems and Prospects]. Obozrevatel', 2011, no. 3, pp. 13-20.
26. Konyshev V.N., Sergunin A.A. Mezhdunarodnye organizatsii i sotrudnichestvo v Arktike [International Organizations and Arctic Cooperation]. Vestnikmezhdunarodnykh organizatsiy, 2011, no. 3, pp. 27-36.
27. Konyshev V.N., Sergunin A.A. Kanadskaya strategiya v Arktike i Rossiya: vozmozhno li vzaimoponimanie? [The Strategy of Canada in the Arctic and Russia: Is It Possible to Find Mutual Understanding?]. Arktika i Sever, 2012, no. 8, pp. 4-26.
28. Konyshev VN., Sergunin A.A. Arkticheskie strategii stran Severnoy Ameriki i Rossiya [North American States' Arctic Strategies and Russia]. Rossiya i Amerika v XXI veke, 2011, no. 2. Available at: http://www.msus. ru/?act=read&id=270 (accessed 9 March 2016).
29. Konyshev V.N., Sergunin A.A. Arkticheskiy vyzov Rossii [Russia's Arctic Challenge]. Mir i politika, 2011, no. 4, pp. 92-97.
30. Konyshev V.N., Sergunin A.A. Strategiya Kanady v osvoenii Arktiki [Canada's Strategy for the Development of the Arctic]. Available at: http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/strategiya-kanady-v-osvoenii-arktiki/ (accessed 4 April 2016).
31. Balawyder A. Canadian-Soviet Relations Between World Wars. Toronto, 1972. 248 p.
32. Balawyder A. (ed.). Canadian-Soviet Relations, 1939-1980. Oakville, 1981. 222 p.
33. Graham B. Canada-Russia Relations: A Canadian View. Canales C., Lo Manto L.A., Plekhanov S. (eds.). Russia: The Challenge of Change. Toronto, 2004, pp. 153-161.
34. Lamb J.M. Canadian Relations with the New Russia: Security Concerns and Policy Responses. Can. Foreign Policy J., 1994, vol. 2, no. 1, pp. 79-107.
DOI: 10.17238/issn2227-6564.2017.4.39
Marina М. Panikar
Northern (Arctic) Federal University named after M.V Lomonosov; prosp. Lomonosova 2, Arkhangelsk, 163002, Russian Federation;
e-mail: [email protected]
Andrey I. Opryshko
Northern (Arctic) Federal University named after M.V Lomonosov; prosp. Lomonosova 2, Arkhangelsk, 163002, Russian Federation;
e-mail: [email protected]
CANADA-RUSSIA RELATIONS IN THE ARCTIC REGION IN THE EARLY 21st CENTURY: STATUS AND PROSPECTS
Based on a comprehensive analysis of primary and secondary sources, this article describes key stages in the development of contemporary Canada-Russia relations, analyses the dynamics of Canada-Russia cooperation during the period under study and explores the main areas of collaboration between the two countries in the Arctic region: extractive industry; construction and investment; ecology and protection of indigenous peoples living in the North of Russia and Canada; higher education and social services. Further, the paper dwells on Canada's sanctions policy against Russia implemented in response to the Ukrainian crisis of 2014. It was established that Canadian sanctions are almost identical to the American ones: they are sectoral and first of all affect the financial and defence spheres, as well as oil and gas companies. In addition, the paper considers the possibility of rehabilitating the two countries' relations through collaboration in the industrial sector, mining industry being one of the most promising spheres of cooperation, according to the authors. Further, the article studies the policy of social responsibility of Canadian business in the northern regions of Russia, contributing to the development of their social and industrial infrastructure. The analysis of the main spheres of cooperation between the two countries in the Arctic region revealed that many of these spheres pay little attention to the complicated current political relations between Ottawa and Moscow and thus could become a promising platform able to facilitate bilateral political dialogue at the highest level.
Keywords: North of Russia, Canada, Canada- Russia relations, Arctic region, Arctic shelf, Northern Forum, Canadian studies.
Поступила: 04.04.2017 Received: 4 April 2017
For citation: Panikar M.M., Opryshko A.I. Canada-Russia Relations in the Arctic Region in the Early 21st Century: Status and Prospects. Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federal'nogo universiteta. Ser.: Gumanitarnye i sotsial'nye nauki, 2017, no. 4, pp. 39-50. DOI: 10.17238/issn2227-6564.2017.4.39