Научная статья на тему 'Российско-эфиопские отношения в конце 1990-х начале 2000-х годов'

Российско-эфиопские отношения в конце 1990-х начале 2000-х годов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
856
361
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ И ФЕДЕРАТИВНАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА ЭФИОПИЯ / РОССИЙСКО-ЭФИОПСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В КОНЦЕ 1990-Х НАЧАЛЕ 2000-Х ГГ / RUSSIAN-ETHIOPIAN RELATIONS / RUSSIAN FEDERATION AND ETHIOPIA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Григорьева Светлана Валерьевна

Анализируется современное состояние российско-эфиопских отношений, характеризуются основные сферы двухстороннего сотрудничества в ХХI веке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN-ETHIOPIAN RELATIONS IN THE LATE 1990S AND EARLY 2000s

The article examines the current state of relations between the Russian Federation and Ethiopia. The author characterizes the main spheres of bilateral cooperation in the 21st century.

Текст научной работы на тему «Российско-эфиопские отношения в конце 1990-х начале 2000-х годов»

226

История

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2012, № 2 (1), с. 226-233

УДК 94(47)+94 (63)

РОССИЙСКО-ЭФИОПСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В КОНЦЕ 1990-х - НАЧАЛЕ 2000-х ГОДОВ

© 2012 г. С.В. Григорьева

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

svetl-grigor@yandex.ru

Поступила в редакцию 01.02.2012

Анализируется современное состояние российско-эфиопских отношений, характеризуются основные сферы двухстороннего сотрудничества в XXI веке.

Ключевые слова: Российская Федерация и Федеративная Демократическая Республика Эфиопия, российско-эфиопские отношения в конце 1990-х - начале 2000-х гг.

В последние годы возрос интерес России к африканскому континенту, активизировалась внешняя политика в отношении ряда африканских стран. Целью данной статьи является анализ российско-эфиопских отношений в последнее десятилетие, а именно с 1998-го по 2011 год. Работа базируется в основном на информации, полученной из материалов прессы и интернет-ресурсов: данных официального сайта Министерства иностранных дел РФ mid.ru, портала африканских проектов и актуальной информации africana.ru, сайта «страны Африки» afri.su и др.

В настоящее время, после двадцати лет по сути забвения Африки, Российская Федерация стала вновь наводить мосты и менять свое отношение к этому региону мира.

Подобные изменения вызваны рядом объективных факторов и теми процессами, которые происходят в стране и мире. Во-первых, в настоящее время Африка по многим параметрам перестает быть периферией мировой политики. Мировое сообщество в целом, органы и структуры ООН все чаще обращаются к обсуждению и решению вопросов, имеющих непосредственное отношение к Черному континенту, и пересматривают свои взгляды на роль и место Африки в современных международных отношениях. Крепнет убеждение, что без полноценного и активного участия африканских стран, составляющих более четверти членов мирового сообщества, невозможно развитие плодотворного сотрудничества в масштабе планеты, создание целостной и стабильной системы международной безопасности [1, с. 10].

Во-вторых, активное внедрение демократических стандартов, осуществление экономических реформ во многих странах африканского континента в плане развития сотрудничества

делают более предсказуемой и ответственной политику новых правительств и снижают в определенной степени финансово-экономические риски. Поэтому сотрудничество с африканскими странами сегодня может быть вполне взаимовыгодным.

В-третьих, современный мир становится не только более открытым для торговли и сотрудничества, но и менее защищенным от транснациональных угроз. Конфликты в Африке - это поток беженцев, терроризм, незаконная торговля оружием, наркобизнес, и эти угрозы, как показывает практика, перетекают с африканского континента в другие страны и регионы, включая Россию.

Наконец, «статус мировой державы и богатое советское наследие (на континенте сохраняется наше дипломатическое присутствие, действуют около 40 российских посольств), - как отмечал в своем выступлении на конференции «Взаимодействие России и Африки» заместитель министра иностранных дел В. Средин, -требуют от российского руководства активизации политики в отношении африканских государств [1, с. 10].

Россию и Эфиопию связывают давние связи, уходящие своими корнями в дореволюционное прошлое. Эфиопская империя стала одной из первых африканских стран, заключивших с царской Россией официальные дипломатические отношения в феврале 1898 г. Советский Союз стал преемником этих отношений, особо активизировавшихся после военного переворота 1974 г. и прихода к власти в Эфиопии Менгисту Хайле Мариама, заявившего о социалистической ориентации страны.

Однако с 1991 г. российско-эфиопские отношения пошли на убыль. Это было обусловлено распадом СССР и революционными процес-

сами, происходившими в нашей стране в начале 1990-х гг., а также изменением ситуации в Эфиопии. В 1991 г. военный режим Менгисту Хайле Мариама пал, и к власти пришли силы, которые заявили о своей приверженности идеалам свободы и демократии и о стремлении всемерно укреплять связи с США и ЕС, запретив созданную военным режимом Рабочую партию Эфиопии [2, с. 91]. Поэтому двухстороннее сотрудничество было свернуто.

Кроме того, ухудшению отношений между двумя странами способствовали новые подходы российского руководства к сотрудничеству с Эфиопией, в основу которых теперь были положены экономические, а не идеологические выгоды, и нестабильность ситуации в районе Африканского Рога. Начавшийся в 1991 г. эфиопо-эритрейский конфликт заставил находящихся в стране российских граждан покинуть Эфиопию и отказаться от большинства совместных проектов.

На рубеже ХХ-ХХ1 вв. положение стало меняться. Прекращение военных действий между Эфиопией и Эритреей, стабилизация в регионе создали благоприятные предпосылки для возобновления российско-эфиопского сотрудничества. Импульс этому процессу положило празднование в Аддис-Абебе столетнего юбилея двухсторонних отношений в марте 1998 г. Встречи на высшем уровне стали носить регулярный характер: в апреле - мае 1999 года Эфиопию посетил заместитель министра торговли РФ В.А. Пахомов. В июле 1998 г. и в январе 1999 г. состоялись рабочие визиты в Россию министра иностранных дел ФДРЭ Сейюма Месфина. Возобновилась деятельность Межправительственной российско-эфиопской комиссии по вопросам экономического, научнотехнического сотрудничества и торговли (МПК). В июле 1999 г. министрами финансов было подписано межправительственное соглашение об урегулировании эфиопской задолженности по кредитам бывшего ССССР (около 5.6 миллиарда долларов) [3, с. 27]. К концу мая

2001 г. Россия списала 80 процентов государственного долга Эфиопии перед СССР. Остальные 20 процентов этой задолженности (порядка 600 млн долларов) должны были быть реструктурированы и частично «прощены» [4]. Таким образом, главная проблема, осложнявшая двухстороннее сотрудничество, была устранена.

В 1999 г. были приняты важные решения об укреплении экономических отношений между двумя странами, подписан ряд соглашений в экономической области: торговое соглашение [5], соглашение об экономическом и научнотехническом сотрудничестве [6]. В январе 2000

г. в Москву приехал заместитель министра иностранных дел Эфиопии Текеда Алему. Во время встречи с председателем правительства РФ В.В. Путиным состоялся предметный обмен мнениями по вопросам российско-эфиопских отношений, ряду международных и африканских проблем. В феврале 2000 г. заключено межправительственное соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений [7]. На новый уровень было поднято военнотехническое сотрудничество. Этому во многом способствовал приезд в начале 2000 г. в Москву министра обороны и одновременно вицепремьера Эфиопии Теферы Валвы.

С целью активизации экономических связей в 2001 г. состоялся визит в Москву премьер-министра Федеративной Демократической Республики Эфиопия Мелеса Зенауи1, который встретился не только с президентом РФ

В.В. Путиным и премьер-министром М. Касьяновым, но и с представителями российского бизнеса, в надежде привлечь их инвестировать средства в эфиопскую экономику. Это первый после распада СССР официальный визит эфиопского руководителя столь высокого ранга в Москву. В результате переговоров была подписана Декларация о принципах дружественных отношений и партнерстве между Россией и Эфиопией, предопределившая развитие российско-эфиопских отношений на ближайшее десятилетие [8]. В сентябре 2002 г. Аддис-Абебу с кратким рабочим визитом посетил председатель правительства РФ М. Касьянов, который имел встречу с Мелесом Зенауи. В 2002 г. было заключено межправительственное соглашение о безвизовом режиме въезда по дипломатическим и служебным паспортам [9].

Таким образом, была заложена правовая база для активизации двухсторонних контактов. Последующие встречи: в 2005 и 2007 гг. Москву посетил министр иностранных дел ФДРЭ Сей-юм Месфин, а в сентябре 2006 г. состоялся визит в Аддис-Абебу российского министра иностранных дел С.В. Лаврова - носили в большей степени рабочий характер.

Попробуем охарактеризовать основные сферы российско-эфиопского сотрудничества и проблемы, которые в них сложились.

В настоящее время можно выделить несколько областей сотрудничества, а именно: экономическую, военно-техническую, культурную и дипломатическую (имеется в виду участие РФ в международных организациях, занимающихся вопросами межгосударственного урегулирования на африканском континенте).

Уровень экономического сотрудничества двух стран за последние десять лет значительно

поднялся. Как отмечал в своем интервью газете «Завтра» 20 февраля 2002 г. Временный Поверенный в делах Федеративной Демократической Республики Эфиопии в России в ранге посла Берхану Кебеде «по-прежнему в Эфиопии работает российский госпиталь им. Балчи, где трудятся русские врачи. Эфиопия нацелена на совместное с Россией строительство дорог, ирригационных систем, электростанций, создание предприятий переработки сельхозпродукции по российским технологиям. Изучаются возможности широких поставок в Россию эфиопского мяса, первоклассной эфиопской кожи и кожаных изделий. Страна готова к совместному освоению эфиопских полезных ископаемых. Есть большая база для совместной геологоразведки природных ресурсов, таких как золото, нефть и газ» [10]. Возобновлено авиасообщение. В мае 2000 г. начало работу в г. Мекеле сборочное предприятие «Афро» на основе технологий «КамАЗа». «КамАЗ» зарекомендовал себя отличной машиной для африканских условий, более дешевой, чем аналогичные машины западного производства. На базе российских технологий саратовского предприятия «Коксохим-монтаж» реализуются проекты по созданию предприятий для производства цистерн для жидких и сыпучих веществ - нефти, воды и зерна [10].

В ноябре 2002 г. была принята Среднесрочная программа развития торговли, экономического, промышленного и научно-технического сотрудничества между РФ и ФДРЭ, которая определила основные направления российско-эфиопского сотрудничества: это нефтегазовая промышленность, электроэнергетика, геология и природные ресурсы, промышленность и сельское хозяйство, водное хозяйство, ирригация и освоение земель, здравоохранение [11]. По сути РФ продолжила сотрудничество в тех же сферах, в которых Эфиопия сотрудничала с СССР.

Однако появились и новые области развития отношений. Это сфера туризма. Эфиопия, одна из немногих христианских стран африканского континента, чрезвычайно богата памятниками культуры. Наиболее привлекательны для посещения города Аксум, Гондэр, Харар, Аддис-Абеба и Лалибэла.

Один из туристических девизов страны: «Эфиопия - страна 13 месяцев солнца» (по эфиопскому календарю год разбит на 13 месяцев). Действительно, в среднем 346 дней в году небо над страной абсолютно ясное, а жара, благодаря большой высоте, не столь сильна, как в окружающих странах. Аксум - столица древнего Аксумского царства, которым правила династия Соломонидов, считавших себя потомками

царя Соломона и царицы Савской. Город буквально излучает ауру древности. Существует легенда, будто эфиопский царь Менелик забрал из Иерусалима «Ковчег Завета», и с тех пор он тайно хранится в церкви Девы Марии в Аксуме. Город Гондэр (севернее озера Тана) до середины XIX в. был столицей Эфиопской империи, о чем напоминают замки XVI-XVШ вв., в нем находится исторический музей страны. Недалеко от Гондэра расположен комплекс монастырей XШ-XV вв., в которых находится несколько святынь эфиопской православной церкви, в том числе чудотворный бассейн, купание в котором вылечивает женщин от бесплодия. В Хараре интересен дворец губернатора, коптская церковь и несколько мечетей. В Аддис-Абебе можно посетить дворец императора Менелика II, коптский храм Святого Г еоргия, Дворец Африки с великолепными витражами, знаменитый открытый рынок «Меркато», археологический и художественный музеи.

Одной из главных достопримечательностей Эфиопии является город Лалибэла, бывший в течение долгих столетий религиозным центром и местом паломничества. На его территории находятся 11 храмов, высеченных в скалах. Самый большой из них, храм Христа Спасителя, достигает в длину 33.7 метра, в ширину 23.7 метра и в высоту 11.6 метра.

Кроме исторических достопримечательностей на территории Эфиопии расположены знаменитые национальные парки, что могло бы привлечь россиян, тем более что европейцы (особенно немцы) уже давно освоили этот регион, называемый «африканской Швейцарией». Живописные природные пейзажи, интересные исторические и приключенческие маршруты, относительно спокойная ситуация с преступностью, как полагает эфиопская сторона, могут привлечь российских туроператоров. Как заявил по этому поводу в интервью российским журналистам Чрезвычайный и Полномочный посол Эфиопии в РФ профессор Текетель Фур-ссидо в декабре 2010 г., «российский туризм стремительно поднялся вверх, особенно после того, как мы продвинули стратегию популяризации экзотического отдыха среди российских туристов, и эта схема хорошо работает» [12]. Однако пока турпоток из России в Эфиопию незначителен (не более 100 человек в год) и его росту мешают крайне высокая стоимость туров (более 3000 долларов с авиаперелетом) и сложная эпидемиологическая ситуация в стране (для посещения Эфиопии обязательно нужно делать прививки). Тем не менее в ближайшую пятилетку планируется увеличить российский тур-поток до 5000 человек.

Далее посол отметил, что из Эфиопии на российский рынок экспортируются кофе, специи, цветы. С российской стороны - химикаты, удобрения, техника и некоторые производственные товары, поощряется интерес частных предпринимателей вкладывать инвестиции в Эфиопию. Несколько компаний уже вложили деньги в агрообрабатывающую промышленность, отельный бизнес, туризм, недвижимость, другие продолжают прощупывать остальные жизнеспособные области экономики [12].

Однако эти связи нельзя назвать достаточными, когда имеются возможности для их расширения. По мнению эфиопской стороны, Россия могла бы поставлять топливо и горючее, промышленные изделия, химические препараты, минералы и древесину, которые Эфиопия закупает в других странах мира. В то же время Эфиопия может предложить РФ широкий спектр продовольственных товаров: кофе, зерновые (пшеницу), масличные и бобовые культуры, а также текстильные изделия, в частности хлопковые ткани и волокно, натуральную резину, плантационный белый сахар, обработанные шкуры домашних животных, говядину и баранину, чай и сигареты, фрукты, обувь и другие изделия из натуральной кожи, рыбу, обезьян для научных исследований, цветы, репчатый лук и специи.

Среди возможных статей импорта из России упоминаются промышленное оборудование и запасные части, железнодорожные локомотивы, трамваи и запчасти, горючее, нефтепродукты, шины и трубы, средства транспорта, мебель, канцелярские принадлежности, удобрения, древесина и пиломатериалы, медицинские и фармацевтические товары, сельскохозяйственные машины и оборудование, музыкальные инструменты, фотооборудование, электроника, минеральные изделия, химикаты [12].

Кроме создания условий для взаимовыгодной торговли, эфиопская сторона возлагает большие надежды на российские инвестиции и готова создать благоприятный инвестиционный климат для российских бизнесменов.

Однако, скорее всего, это дело далекого будущего, поскольку, во-первых, даже после прекращения военных действий в 2000 г. эфиопоэритрейская граница остается закрытой и отношения между двумя африканскими странами продолжают оставаться враждебными. Лишение Эфиопии выхода к морю превратилось в фактор, который осложняет развитие страны и затрудняет двухстороннее сотрудничество.

Во-вторых, несмотря на относительную стабилизацию в стране, будущее Эфиопии непредсказуемо, поскольку приверженность совре-

менного руководства Эфиопии принципам западной демократии носит декларативный характер, в стране по сути сформировалась авторитарная модель господства одной партии и одного лидера Мелеса Зенауи. В настоящее время подобная форма является для страны исторически обусловленной, так как позволяет сохранить целостность государства и относительную политическую стабильность. Тем не менее процесс модернизации и демократизации в стране идет крайне медленно и непоследовательно, что способствует росту в стране оппозиционных настроений и недовольства [1, с. 96].

Руководство Эфиопии во главе с Мелесом Зенауи не слишком популярно среди населения. За 20 лет его правления оно не смогло радикальным образом улучшить социальноэкономическую ситуацию в стране и предложить обществу реальный путь ускоренного и успешного развития. Эфиопия продолжает входить в число беднейших государств мира с годовым доходом на душу населения около 120 долларов [13]. Это дополнительный фактор нестабильности и обострения межэтнических и межконфессиональных проблем.

В-третьих, в стране сильно влияние США, которые рассматривают зону Африканского Рога как удобный военно-стратегический плацдарм и ориентируются на военно-силовые методы решения международных конфликтов. Поэтому все большее число жителей Эфиопии начинают видеть подходящую для себя социальную альтернативу не в демократии западного типа, а в радикальном политическом исламе.

В-четвертых, Эфиопия слишком далека от России, поэтому проникновение частного бизнеса в эту страну без серьезных гарантий и поддержки государства вряд ли возможно. Однако сегодня рассчитывать на государственную помощь в этом вопросе российские бизнесмены не могут, поскольку перед Российской Федерацией стоит немало проблем, нацеленных на развитие и модернизацию собственной экономики и политической системы.

В военно-технической сфере наше сотрудничество более плодотворно. Следует заметить, что началось оно еще в XIX столетии, когда Российская империя, заинтересованная в сильной Эфиопии, помогала последней выдержать натиск итальянских колонизаторов в период итало-абиссинской войны 1894-1896 годов и осуществляла небольшие поставки лучших образцов военной техники того времени из государственных арсеналов.

Поставки советской военной техники в Эфиопию начались сразу же после свержения императора Хайле Селассие в 1974 г. и установ-

ления режима Менгисту Хайле Мариама и были важным фактором жизнеспособности военного режима. Это были самолеты, танки, гаубицы, стрелковое оружие, а также запчасти и боеприпасы к нему. Далеко не все эти поставки были оплачены, поэтому после прихода к власти Революционно-демократического фронта эфиопских народов во главе с Мелесом Зенауи проблема долга стала камнем преткновения в двухсторонних отношениях. Тем не менее новая власть так же нуждалась в вооружении, особенно после начавшегося конфликта с Эритреей. «Основу сухопутных сил обеих армий составляют танки Т-62 и Т-72, БТР-70 и БТР-80, БМП-1 и БМП-2. Вовсю применяются целые дивизионы РСЗО «Град» и «Ураган». ПВО оснащено еще не потерявшими своей актуальности и в Европе С-75 «Волга» и С-125 «Печора». Основную силу эфиопских ВВС составляют несколько эскадрилий Су-27» [13]. Поэтому Эфиопия продолжала закупать вооружение в России, только теперь это были закупки не у государства, а у отдельных предприятий российского ВПК.

По понятным причинам сведений о поставках вооружения в прессе немного, но из того, что просочилось, можно говорить о регулярных поставках самолетов. В частности, есть сведения о продажах научно-производственным концерном «Штурмовики Сухого» штурмовиков Су-25Т и учебно-боевых самолетов Су-25УБ [14], истребителей Су-27, боевых Ми-24, транспортных вертолетов Ми-8, авиационных боеприпасов к ним и наземной техники обеспечения [15]. Известно, что в 2002 г. Эфиопия приобрела через «Рособоронэкспорт» семь тяжелых истребителей Су-27 из состава ВВС России. Стоимость одного подержанного Су-27 составляла около 15 млн долларов, а общая сумма сделки превысила 100 млн долларов [15].

Имеющееся у эфиопской армии вооружение советского образца быстро иссякало, попытки закупить ему подобное в других странах, в частности в Китае, не принесли желаемых результатов. Китайские автоматы, например, оказались и дороже российских, и хуже по техническим характеристикам изношенных советских автоматов Калашникова. Надежды на помощь США также не оправдались. США были поглощены подготовкой к войне в Ираке. Поэтому эфиопское руководство, особенно с начала 2000-х гг., активизировало военное сотрудничество с РФ. Это касалось не только поставок вооружений, но и вопросов подготовки военных специалистов. При этом эфиопская сторона обязалась оплатить все услуги российской стороне твердой валютой.

В декабре 2002 г. между правительством РФ и правительством ФДРЭ было подписано соглашение о реализации программы военно-технического сотрудничества на период до 2005 г., по которому стороны подтвердили свою готовность осуществлять военно-техническое сотрудничество на коммерческой и контактной основе в области закупок вооружения, военной техники, запасных частей и другого оборудования; в обеспечении эксплуатации, ремонта и модернизации поставленных вооружения и техники российского производства; в оказании услуг в организации производства вооружений. Соглашение предусматривало командирование в Эфиопию российских специалистов для оказания технического содействия эфиопской стороне, а также подготовку кадров в соответствующих учебных заведениях государств с учетом потребностей и возможностей сторон. Программа военно-технического сотрудничества предусматривала создание предприятий по капитальному ремонту самолетов МиГ-23, Су-27, вертолетов серии «Ми», модернизацию заводов для создания производства стрелкового оружия, боеприпасов, для ремонта бронетанковой, автомобильной и артиллерийской техники, зенитноракетных комплексов, радиолокационных станций и средств связи ПВО. РФ обязалась поставлять в Эфиопию вооружение, военную технику и запчасти к ней; оборудовать учебные центры, подготовить технический персонал; обучить старший и младший офицерский состав вооруженных сил Эфиопии в учебных заведениях Минобороны России [16]. Программа была рассчитана на три года, однако даже после ее окончания сотрудничество было продолжено.

Другим наиболее значимым проектом военного сотрудничества стала подготовка специалистов для эфиопского спецназа в учебном центре частей коммандос «Блатен», расположенном в 350 километрах юго-западнее Аддис-Абебы. Подготовка военнослужащих в рамках этого проекта началась в октябре 2002 г. и продолжается по сей день [17].

Таким образом, в военной сфере сотрудничество между РФ и Эфиопией имеет большие перспективы и сулит России большие экономические выгоды, хотя и в определенной степени противоречит российской внешнеполитической концепции, нацеленной на сохранение мира и стабильности в регионе.

Современная обстановка на африканском континенте характеризуется внутренней нестабильностью и кровопролитными вооруженными конфликтами, поэтому требует действенных усилий по ее нормализации со стороны мирового сообщества в лице ООН, Африканского союза (АС) и субрегиональных африканских организаций.

Эфиопо-эритрейский конфликт также не мог остаться без внимания ООН, которая взяла на себя нелегкую задачу установления мира в регионе. Развернутая в конце 2000 г. в соответствии с Резолюцией Совета Безопасности ООН 1312 от 31 июля 2000 г. Миссия ООН в Эфиопии и Эритрее имела целью преодоление последствий вооруженного конфликта 1998-2000 гг. и нормализацию взаимоотношений двух стран на основе справедливого, удовлетворяющего обе стороны определения границ их национальных территорий. Российские представители были активными участниками этой миссии. За семь лет деятельности миссии (2000-2007 гг.) был решен в основном блок военных вопросов -обмен пленными, возвращение интернированных и частичное разминирование местности. Проблема же урегулирования и снятия всего комплекса эфиопо-эритрейских противоречий и оздоровления политического климата в Восточной Африке остается не решенной до настоящего времени [18]. Одной из причин этого, по мнению экспертов, стала практически неспособность руководства ООН задействовать авторитет организации для выполнения конфликтующими сторонами ее решений на фоне попыток западных государств использовать сложившуюся ситуацию в своих интересах. Кроме того, должным образом не были учтены причины эфиопо-эритрейских противоречий, которые коренятся в далеком колониальном прошлом Эритреи [19], в этно-конфессиональной ситуации в районе Африканского Рога, в личных амбициях политических лидеров обеих стран.

Со временем Эфиопия, обладающая более мощным людским (население Эфиопии 60 млн человек против 4 млн эритрейцев) и военнополитическим потенциалом, смогла переломить ситуацию в свою сторону на фронте и в переговорном процессе. Кроме того, эфиопская дипломатия сумела добиться «понимания» своей позиции в урегулировании конфликта со стороны руководства ООН, Европейского союза, США, России, Китая и ряда других стран. Позиционируя себя как надежного и последовательного партнера и приверженца демократических ценностей на Черном континенте, Эфиопия встала на путь активного сотрудничества (прежде всего военного и военно-технического) с ведущими мировыми державами, превратившись, по сути, в стратегического партнера США в Восточной Африке.

Поэтому позиция России оказалась не вполне понятной. С одной стороны, военные поставки в Эфиопию экономически выгодны и перспективны для РФ. С другой стороны, со времен холодной войны продолжают действовать

стереотип и представления о США как о потенциальном противнике России, следовательно, помощь его стратегическому партнеру в регионе видится российскому руководству опасной и чреватой серьезными последствиями. Поэтому РФ не форсирует события, заняв выжидательную позицию.

Особо следует сказать о культурном сотрудничестве двух стран, поскольку общность религии традиционно рассматривалась как благодатная почва, на которой должны взойти всходы двухсторонних отношений. Религиозные связи между Российской и Эфиопской империями через Коптскую Александрийскую церковь, эфиопское подворье в Иерусалиме восходят к середине XVIII в. и продолжают развиваться.

Возобновление религиозных контактов между Русской православной и Эфиопской монофи-зитской церквями началось во время визита эфиопского лидера Мелеса Зенауи в Москву и его встречи в декабре 2001 г. с патриархом Московским и всея Руси Алексием II, на которой было решено активизировать церковные связи [20].

В июле 2000 г. состоялась встреча председателя Отдела внешних церковных сношений Московского патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла с Чрезвычайным и Полномочным послом ФДРЭ доктором Кассой Г. Хивотой. Во время беседы обсуждалась проблема бедственного положения населения Эфиопии, где в результате трехлетней засухи и эфиопо-эритрейского конфликта пострадало около 8 млн человек. Митрополит Кирилл заверил гостей, что РПЦ сделает все возможное для оказания гуманитарной помощи страждующим братьям в Эфиопии [15]. Впоследствии был организован сбор средств в пользу голодающих. РПЦ наряду с правительством РФ оказала народу Эфиопии действенную финансовую и гуманитарную помощь.

В июле 2000 г. и феврале 2003 г. Эфиопии предоставлялась российская гуманитарная помощь в связи с засухой. В 2008 году Россия выделила Эфиопии 4 млн долларов в рамках своего ежегодного взноса в бюджет Всемирной продовольственной программы, а также 1.2 млн долларов на оказание материально-технической помощи больнице Российского Красного Креста в Аддис-Абебе [21].

Программа межцерковного сотрудничества обсуждалась и детализировалась в ходе встречи представителей РПЦ с предстоятелем Эфиопской церкви патриархом абуной Павлом и другими церковными иерархами Эфиопии в июне 2006 г. во время визита делегации Отдела внешних связей Московского патриархата в

Эфиопию. В частности, поднимались вопросы о возможности восстановления обмена студентами, взаимных визитов церковных делегаций, богословского диалога. Делегация РПЦ проинформировала предстоятеля эфиопской церкви о ходе подготовки к саммиту религиозных лидеров в Москве в июне 2006 г. и получила от него заверения в готовности принять участие в этом форуме [22].

Кроме традиционных форм сотрудничества наметились и новые, в частности паломнический и религиозный туризм. Как уже было сказано выше, в Эфиопии немало христианских святынь. Паломнический центр Московского патриархата уже провел немалую работу в этом направлении, посетив в ноябре 2008 г. христианские памятники Эфиопии, изучив возможности эфиопского религиозного туристического рынка. В апреле 2009 г. центром была организована фотовыставка «Христианские святыни Эфиопии» с целью познакомить российскую православную общественность с «прекрасным миром Эфиопии». Эта передвижная выставка кроме Москвы посетила Санкт-Петербург и Ростов-на-Дону.

Еще в ноябре 2001 г. в институте Африки РАН состоялась Учредительная конференция по созданию Общества дружбы, научного, культурного и делового сотрудничества с Эфиопией. В конференции приняли участие представители эфиопской дипломатической миссии в Москве, российского МИДа, деловых кругов, ученые-африканисты, журналисты, представители христианской и мусульманской конфессий. Возглавил это общество ветеран российско-эфиопских отношений С.Я. Синицын, занимавший длительное время пост посла России в Эфиопии. Главной целью этого общества стало установление связей с общественными организациями Эфиопии, обеспечение финансовой базы общества, привлечение коммерческих структур для содействия связей с Эфиопией. За последние десять лет при участии этого общества были проведены выставки и конференции, литературные вечера и презентации, российское кино было показано в рамках эфиопских международных кинофестивалей.

Важную роль в развитии двухсторонних культурных контактов играет Российский центр науки и культуры в Аддис-Абебе. Этот центр располагает постоянно действующей выставкой, рассказывающей об истории России и ее современном состоянии, библиотекой, организовывает курсы русского языка, при нем действуют художественная студия, литературный клуб. РЦНК сотрудничает с ассоциацией выпускников вузов России и стран СНГ, с другими

общественными организациями и учебными заведениями Эфиопии. Наиболее значимыми мероприятиями последних лет, которые были организованы при непосредственном участии Российского общества дружбы, научного, культурного и делового сотрудничества с Эфиопией и РЦНК, стали празднование Пушкинского юбилея [23] и 60-летия госпиталя Российского Красного Креста в Аддис-Абебе [24], фотовыставка «Христианские святыни Эфиопии» в Москве, Санкт-Петербурге и Ростове-на-Дону, российская экспедиция в Эфиопию по следам

Н.С. Гумилева, страновая конференция выпускников ассоциации вузов России. Благодаря развивающимся контактам российские ученые получили возможность исследовать древнюю страну, организовав несколько научных экспедиций, получив доступ к первоисточникам [25].

Вышесказанное вселяет надежду, что российско-эфиопское сотрудничество будет в дальнейшем набирать обороты и служить на благо народов двух стран.

Примечания

1. Мелес Зенауи (Ме^ Zenawi) родился 8 мая 1955 г. (по другим данным - в 1954 или 1956 г.) в городе Адува, в регионе Тигре на севере Эфиопии. В 1972 г. окончил среднюю школу в Аддис-Абебе и поступил на медицинский факультет Университета Аддис-Абебы. В 1974 г. оставил учебу и присоединился к Народно-освободительному фронту Тигре, выступавшему против военного правительства Эфиопии, которое возглавлял Менгисту Хаиле Мариам. Мелес в этом движении занимался вопросами информационного обеспечения и пропаганды. С 1989 г. Мелес был председателем НОФТа и коалиции революционных сил - Эфиопского народного революционно-демократического фронта (ЭНРДФ).

В мае 1991 г. Менгисту был свергнут, силы ЭНРДФ заняли Аддис-Абебу, и Мелес стал председателем переходного правительства Эфиопии. Мелес стал одним из создателей конституции 1994 г., установившей в Эфиопии федеративное устройство.

22 августа 1995 г. Мелес был избран премьер-министром, фактически он стал главой государства при номинальном президенте. Премьеру удалось сохранить и укрепить свою власть, и в последующие годы, особенно после того, как в 2001 г. США развернули «войну против террора», он установил тесные отношения с западными странами. В 2004 г. Ме-лес вошел в Африканскую комиссию премьера Великобритании Тони Блэра, которая была призвана бороться с бедностью на африканском континенте. В 2005 г. сторонники Мелеса одержали победу на парламентских выборах и утвердили его во главе правительства на очередной пятилетний срок. Оппозиция провела в Аддис-Абебе массовые демонстрации протеста, которые были подавлены силами правопорядка. Мелес Зенауи женат, у него четверо детей [26, 27].

Список литературы

1. Россия - Африка: пора переходить к конкретным делам. Выступление статс-секретаря - заместителя министра иностранных дел В. Средина на конференции «Взаимодействие России и Африки» // Азия и Африка сегодня. 2001. № 8. С. 10-12.

2. Крылов А. Африканский Рог: новые тенденции развития // Мировая экономика и международные отношения. 2007. № 9. С. 91-96.

3. Потапов А. Двери Эфиопии для России открыты // Азия и Африка сегодня. 2002. № 1. С. 26-29.

4. Соглашение между правительством РФ и правительством ФДРЭ об урегулировании задолженности перед РФ по ранее предоставленным кредитам от 8 июля 1999 г. Электронный ресурс. Режим доступа: www. afri. su/countries/ethiopia/rnssia/documtnts/

5. Торговое соглашение между правительством РФ и правительством ФДРЭ от 26 ноября 1999 г. Электронный ресурс. Режим доступа: www.afri.su/ countries/ethiopia/russia/documtnts/

6. Соглашение об экономическом и научнотехническом сотрудничестве между правительством РФ и правительством ФДРЭ от 26 ноября 1999 г. Электронный ресурс. Режим доступа: www.afri.su/ countries/ ethiopia/russia/documtnts/

7. Соглашение между правительством РФ и правительством ФДРЭ о поощрении и взаимной защите капиталовложений от 10 февраля 2000 г. Электронный ресурс. Режим доступа: www.afri.su/countries/ ethiopia/russia/documtnts/

8. Декларация о принципах дружественных отношений и партнерстве между РФ и ФДРЭ. Электронный ресурс. www.afri.su/countries/ethiopia/russia/ documtnts/

9. Соглашение о безвизовом режиме проезда по дипломатическим и служебным паспортам между правительством РФ и правительством ФДРЭ от 11 декабря 2002 г. Электронный ресурс. Режим доступа: www.afri.su/countries/ethiopia/russia/documtnts/

10. Брежнев А. Африканская Византия. Интервью с временным поверенным в делах Федеративной Демократической Республики Эфиопии в России в ранге посла Берханом Кебеде // Завтра. № 8 (377). 20 февраля 2001.

11. Среднесрочная программа развития торговли, экономического, промышленного и научно-технического сотрудничества между РФ и ФДРЭ от 29 ноября

2002 г. Электронный ресурс. Режим доступа: www. afri. su/countries/ethiopia/russia/documtnts/

12. Интервью Чрезвычайного и Полномочного Посла Эфиопии в Российской Федерации профессора Текеля Форссидо 10 декабря 2010 г. Электронный ресурс. Режим доступа: //www.africana.ru/lands/ Ethi-opia/Rossia.htm

13. Брежнев А. Война - и в Африке война (Эфиопия, Эритрея, Россия, Украина) //Завтра. № 43 (360). 25 октября 2000.

14. Данные агентства военных новостей от 4 апреля 2000 г. Электронный ресурс. www.military-news.ru

15. Портал африканских проектов и актуальной информации. Электронный ресурс. Режим доступа: www. africana. ru/lands/Ethiopia/Rossia.htm

16. Соглашение о реализации программы военно-

технического сотрудничества на период до 2005 года между правительством РФ и правительством ФДРЭ от 10 декабря 2002 г. Программа военно-технического сотрудничества. Электронный ресурс. Режим доступа: www.afri.su/countries/ethiopia/russia/ do-

cumtnts/

17. Александров В. Без грифа «секретно»: Россия создает спецназ Эфиопии // Журнал подразделений особого назначения «Братишка». 2006. Май.

18. Елгазин О. Основные итоги Миссии ООН в Эфиопии и Эритрее // Зарубежное военное обозрение. 2010. № 10. С. 22-30.

19. Григорьева С.В. Позиция Советского Союза в эфиопо-эритрейском конфликте // Вестник ННГУ. Серия История, Выпуск 1. 2002. С. 110-117.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Архив NEWSru.com. Электронный ресурс.

Режим доступа: NEWSru.com./religy/04dec2001/

copts_ortho. html.

21. Страны Африки. Российско-эфиопские отношения. Электронный ресурс. Режим доступа: www. afri. su/countries/ethiopia/russia

22. Визит представителей РПЦ в Эфиопию // Церковный Вестник. 2006. № 12 (336).

23. Вольпе М.Л. Пушкинский юбилей в Эфиопии. // Азия и Африка сегодня. 2010. № 1. С. 47-48.

24. Макеев А. Российский лепесток «Нового цветка» // Русский мир. 2009. № 5. Май. С. 36-41.

25. Львова Э.С., Балашова Г.А. Конференция по эфиопским исследованиям // Восток. 2008. № 4.

С. 157-163.

26. Иванов И. Люди: Мелес Зенауи // Эхо планеты. 02.12.2005. № 49 (920).

27. Мелес Зенауи, премьер-министр Эфиопии // Коммерсант. Первые лица. 11.11.2005.

RUSSIAN-ETHIOPIAN RELATIONS IN THE LATE 1990S AND EARLY 2000s

S. V. Grigorievа

The article examines the current state of relations between the Russian Federation and Ethiopia. The author characterizes the main spheres of bilateral cooperation in the 21st century.

Keywords: Russian-Ethiopian relations, Russian Federation and Ethiopia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.