ЭКО. - 2014. - №10 БОЛКУНЕЦ Д.В.
Российско-белорусское
энергетическое
сотрудничество
Д.В. БОЛКУНЕЦ, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва. E-mail: [email protected]
В статье рассматриваются текущее состояние белорусской энергетической системы, а также отношения Беларуси, Казахстана и России в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства. Необходима выработка новой концепции энергетической безопасности, которая позволит существенно сократить влияние экспорта углеводородов на экономическое развитие и повысить конкурентоспособность национальных экономик. Основой данного процесса должно стать создание общего энергетического рынка в рамках Евразийского союза.
Ключевые слова: энергетика, Таможенный союз, Украина, единое экономическое пространство
Первичные энергоресурсы
Беларусь обладает незначительными запасами собственных первичных топливно-энергетических ресурсов, что является угрозой ее национальной безопасности. Она добывает 1,66 млн т сырой нефти, 219 млн м3 природного газа, 2,6 млн т топливного торфа. Разведанные запасы энергоресурсов несущественны и не смогут покрыть потребности республики. Беларусь располагает месторождениями сланцевого газа, однако их запасы не изучены1. В 2014 г. в Речицком районе начато бурение первой горизонтальной скважины по добыче сланцевой нефти с последующим гидроразрывом пласта2.
С 2007 г. работает совместное венесуэльско-белорусское предприятие по нефтедобыче «Петролера Бело Венесолана» в Венесуэле (доля «Белоруснефти» - 40%). В разработке находится семь нефтяных и шесть газовых месторождений. Уже добыто более 4,26 млн т нефти и 2,72 млрд м3 газа. Планы работы в Венесуэле «Белоруснефть» связывает также с разработкой блока
1 Газа нет и не будет // interfax.by.- 2012.- 6 апр. URL: http://www.interfax. by/news/belarus/1114494
2 В Беларуси собираются начать добычу сланцевой нефти. - URL: http:// www.sb.by/post/161935/
Хунин-13. Проектом предусмотрены добыча сверхтяжелой нефти в объеме 1,4 млрд баррелей за 25 лет и строительство комплекса объектов инфраструктуры. Однако пока «Белоруснефть» не имеет достаточных средств для разработки и занимается поиском инвесторов4.
С 2012 г «Белоруснефть» приступила к реализации перспективных проектов в Республике Эквадор в области сейсморазведки и нефтяного сервиса и рассматривает возможность выхода на рынок сейсморазведочных услуг Боливии, Никарагуа, Парагвая, Уругвая, Колумбии.
На территории России «Белоруснефть» занимается нефтяным сервисом и добычей нефти и газа. С 2013 г. она представлена ОАО «Нефтяная компания "Янгпур"», которое ведет работу на четырех месторождениях в Ямало-Ненецком автономном округе. Общий объем извлекаемых запасов и ресурсов составляет свыше 40 млн т, годовая добыча нефти и газового конденсата -около 140 тыс. т, природного газа - 100 млн м3. «Белоруснефть» работает по принципу закрытой системы сбора с реализацией товарного продукта через систему ОАО АК «Транснефть». Добываемый природный газ реализуется в газотранспортную систему ОАО «Газпром»5. К концу 2015 г. компания рассчитывает выйти на полную переработку попутного нефтяного газа с месторождения «Янгпур» в Тюменской области и довести уровень его утилизации до 95%6.
Угольная ресурсная база Беларуси представлена четырьмя месторождениями бурых углей, однако строительство угледобывающих предприятий нерентабельно из-за недостаточного количества извлекаемых запасов, сложных гидрогеологических, горно-технических, экологических условий.
Запасы горючих сланцев по разведанной мощности находились на третьем месте в СССР, их прогнозные запасы оцениваются в 8,3 млрд т, а реальные промышленные - в 3,6 млрд т,
3 Добыча нефти и газа. URL: http://allby.tv/article/3166/dobyicha-nefti-i-gaza
4 Перспективные проекты. URL: http://www.belorusneft.by/sitebeloil/ru/ addUp/internationalProjects/perspective/
5 Международные проекты «Белоруснефти». URL: http://www.belorusneft. by/sitebeloil/ ru/addUp/internationalProjects/russia/
6 Белорусы переработают ПНГ с ямальских месторождений // Служба новостей ЯмалPRO.- 08.05.2014. URL: http://www.yamalpro.ru/2014/05/08/ belorusyi-pererabotayut-png-s-yamalskih-mestorozhdeniy/
2 ЭКО. - 2014. - №9
но из-за высокой зольности, низкой теплоты сгорания и высокого выхода экологически опасных летучих соединений, содержащих серу, они непригодны для прямого сжигания7.
Беларусь в 2007 г. предприняла попытку промышленного освоения горючих сланцев, однако инвестиционный контракт с Polar Stars Group был расторгнут8. Позднее была создана компания ОАО «Горючие сланцы» при участии ОАО «Белгорхимпром» и ОАО «Беларуськалий». К 2015 г. планируется строительство горнообогатительного комплекса по переработке горючих сланцев мощностью 5 млн т в год, а также электростанции мощностью до 500 МВт и энерготехнологического комплекса по глубокой переработке горючих сланцев9. Рентабельность проекта составит 10,5%, срок окупаемости - 14 лет, инвестиции - около 2 млрд долл., число занятых - около 1500 чел.10 Ввод в действие предприятия по добыче горючих сланцев позволит повысить энергонезависимость республики, получить сырье для многих отраслей промышленности. Однако существуют риски для экологии региона, и не до конца очевидна экономическая целесообразность проекта.
Для уменьшения доли импортируемых источников энергии правительство Беларуси планирует к 2020 г. увеличить долю местных и возобновляемых энергоресурсов в энергобалансе до 32%11. По некоторым оценкам, технический потенциал возобновляемых источников энергии (ветро- и солнечная энергетика, ГЭС, биогазовые установки) составляет около 80 млн т условного топлива в год, что превышает общий объем потребления энергоресурсов в стране.
С начала 1990-х годов в структуре потребления топлива Беларуси произошли существенные изменения за счет замещения
7 Пещенко А. Д., Мычко Д. И. Горючие сланцы Беларуси: ресурсы и перспективы использования // Хiмiя: праблемы выкладання.- 2011.- № 8.
8 Кто освоит горючие сланцы Беларуси? - URL: http://bdg.by/news/ bussiness/13443.html
9 Пещенко А. Д., Мычко Д. И. Горючие сланцы Беларуси: ресурсы и перспективы использования.
10 Мамчик С. О. Минерально-сырьевая база твердого топлива Республики Беларусь. - URL: http://www.myshared.ru/slide/649856/
11 Альтернативная энергетика (информационная справка Национального агентства инвестиций и приватизации Республики Беларусь). URL: http:/ /www.investinbelarus.by/invest/opportunities/directions/renewable-energy-and-new-materials/
нефти и угля газом, а также увеличения потребления местных видов топлива и возобновляемых источников. Доля потребления газа за счет газификации населенных пунктов и внедрения когенерационных установок, работающих на природном газе, за 1990-2013 гг. увеличилась с 29,3% до 62%. Традиционно в связи со значительными производственными мощностями нефтеперерабатывающего комплекса наибольшую долю (28%) в общем конечном энергопотреблении составляют нефтепродукты. Столь же существенна доля потребления тепловой энергии - 27%. Однако доли и нефтепродуктов, и тепловой энергии сократилась на 6% относительно 1993 г.
Отсутствие достаточных собственных топливно-энергетических ресурсов обусловливает высокую степень зависимости белорусской экономики от импорта энергоресурсов, доля которых за 1990-2013 гг. в общем энергопотреблении снизилась с 92,8% до 85%. По данному показателю Беларусь входит в число 15 самых энергозависимых стран мира.
Внешняя торговля энергоресурсами
С начала 1990-х годов наблюдается интенсивное развитие отношений Беларуси и России в энергетической сфере, благодаря чему республика имеет возможность получать энергоресурсы для собственного потребления по более низким ценам, чем другие страны Европы. Кроме того, Беларусь - единственная в мире страна с высоким удельным весом нефти и нефтепродуктов в суммарном экспорте. Данные товары - главная статья российского и белорусского экспорта в страны ЕС.
Россия является монополистом в поставках в Беларусь природного газа (стоимостной объем - 3,51 млрд долл., 4,7% общего объема экспорта РФ по группе 27 ТН ВЭД) и нефти (8,06 млрд долл., 4,6%). По итогам 2013 г. удельный вес углеводородов в импорте составил около 30% (табл. 1).
Импорт нефти из России, которая до весны 2010 г. была единственным поставщиком, играет очень важную роль для экономики Беларуси. Связано это с функционированием двух крупных НПЗ, экспортирующих нефтепродукты в страны ЕС. В начале 2000-х годов в республике были созданы выгодные условия для российских компаний, экспортирующих нефть и нефтепродукты через территорию страны (за счет понижения 2*
экспортной пошлины). Данная схема была очень выгодна для Беларуси, особенно в условиях подорожания нефти на мировых рынках, а вот российский бюджет нес существенные потери.
Таблица 1. Удельный вес энергоресурсов в импорте Республики Беларусь в 2005-2013 гг.,%
Энергоресурсы 2005 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Нефть, нефтепродукты 26,3 27,0 28,0 29,4 22,0 28,1 28,6 19,7
Газ 6,0 7,5 7,0 9,4 12,0 11,9 7,4 7,8
Электроэнергия 0,6 0,4 0,3 0,7 0,4 0,8 1,0 0,9
Остальной импорт 67,1 65,0 64,7 60,6 65,6 59,2 63,0 71,6
В том числе из РФ:
нефть, нефтепродукты 43,2 44,6 46,2 49,2 33,5 40,9 47,6 36,0
газ 9,9 12,5 11,7 15,8 22,8 21,1 12,2 14,3
электроэнергия 0,9 0,5 0,4 0,8 0,01 0,7 0,8 0,9
остальной импорт 46,0 42,5 41,7 34,3 43,7 37,3 39,3 48,7
Источник: рассчитано автором на основе данных Национального статистического комитета Республики Беларусь и Федеральной таможенной службы России.
В 2006 г. Правительство РФ ввело 100%-е пошлины на поставки нефти в Беларусь, что вызвало протест со стороны руководства страны и привело к так называемой «нефтяной войне». В январе 2007 г. страны подписали трехлетнее соглашение о сотрудничестве в нефтяной сфере, предусматривающее понижающий коэффициент на поставки нефти и нефтепродуктов в Беларусь и постепенный переход на уплату 100%-й пошлины в 2010 г.
Данное соглашение привело к снижению доходности белорусских НПЗ и поиску альтернативных каналов поставки нефти. В 2010 г. был подписан контракт на поставку в республику 4 млн т в год венесуэльской нефти с последующим увеличением до 10 млн т, заключены сделки на импорт нефти из Азербайджана по схеме своп, при которой азербайджанская нефть заменяется на венесуэльскую, и тем самым происходит экономия на транзите. Правительство Беларуси прорабатывало возможности поставки нефти из Азербайджана, Венесуэлы и стран Персидского региона через балтийские и черноморские порты. В 2010 г. объем поставки нефти из Венесуэлы составил 1,8 млн т при средней цене 647 долл./т. После предоставленных
Россией в 2011 г. возможностей по беспошлинной переработке 6,5 млн т нефти для собственных нужд страны поставки нефти из Венесуэлы были свернуты.
В 2008 г. Беларусь неожиданно вышла в мировые лидеры по экспорту сложных органических растворителей (группа 3814 по ТН ВЭД): за 2008-2012 гг. ее доля в мировом экспорте увеличилась с 16% до 60%, хотя в республике не было запущено ни одного предприятия по выпуску данной продукции. Экспорт растворителей из Беларуси вырос с 0,86 млн т в 2000 г. до 3,25 млн т в 2012 г. Весь их объем отправлялся в Латвию и Нидерланды. Средняя цена их экспорта равнялась средней цене экспорта нефтепродуктов из Беларуси в указанные страны, в то время как средняя цена аналогичной продукции, импортируемой в Беларусь, была в 2,6 раза выше.
Причиной стремительного роста стало то, что разбавители, растворители и смазочные материалы при вывозе за пределы Таможенного союза не облагались экспортными пошлинами. Для пресечения подобных случаев Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) отнесла сложные органические растворители к категории нефтепродуктов, облагаемых пошлинами. Но решение ЕЭК не снимает проблему формирования общего рынка нефти и нефтепродуктов, а также беспошлинной торговли ими. В рамках подписанного в мае 2014 г. договора о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС) планируется формирование Таможенного союза без ограничений в движении товаров. Однако по инициативе России и Казахстана вопрос создания общего рынка отложен до 2025 г.
Вследствие особой важности данного вопроса для Беларуси было решено урегулировать вопрос на двусторонней основе12. Подписанные в конце мая 2014 г. протоколы, регулирующие российско-белорусские отношения, предусматривают, что объем поставки нефти из России в Беларусь в 2015 г. составит 23 млн т, а в 2016-2024 гг. - 24 млн т в год. Беларусь обязуется в 2015-2017 гг. направлять на российский рынок нефтепродукты, в том числе не менее 1 млн т бензина. Цены должны определяться на рыночной основе по результатам российских биржевых
12 О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь / Декрет Президента Республики Беларусь. 06.08.2009 г.- № 10.
торгов, а в случае прямых контрактов - по договорным ценам с учетом биржевых котировок.
Возникающие противоречия частично планируется разрешать за счет того, что с 2015 г. предполагается перечислять в бюджет Республики Беларусь 1,5 млрд долл. вывозных таможенных пошлин. С 2016 г. стороны могут вернуться к пересмотру этих параметров.
Подписание данных соглашений является важной, но недостаточной предпосылкой создания единого рынка нефтепродуктов на территории Евразийского экономического союза. Откладывание вопроса о создании общего энергетического рынка до 2025 г. не способствует появлению конкуренции в области нефтепереработки. Недоговоренность по ключевому для Беларуси вопросу ставит под сомнение саму идею общего рынка в рамках ЕАЭС и порождает существенные риски.
Противоречия по поводу поставок российской нефти в Беларусь в 2006-2007 гг. и 2009-2010 гг. приводили к резкому обострению политических отношений между странами, блокированию транзита российской нефти в ЕС, запрету на поставки отдельных продовольственных товаров на российский рынок. Результатом был рост недовольства среди населения действиями России.
С момента распада СССР наблюдается тенденция увеличения субсидирования белорусской экономики со стороны России. Объем энергосубсидий по отношению к белорусскому экспорту в Россию в 2012 г. и 2013 г. составил 76% и 66% соответственно, а по отношению к ВВП в 2013 г. - 16% (табл. 2). Накопленный объем энергосубсидий за 2001-2013 гг. составил 72,3 млрд долл.
Следует признать, что Беларусь нерационально использует данные финансовые возможности для повышения конкурентоспособности своей продукции и выхода на новые рынки сбыта товаров. За последние десять лет не произошло коренного перелома в структуре и направлениях сбыта продукции. Ввиду усиления конкуренции производителей на внутреннем российском рынке продолжение данной тенденции несет угрозу для белорусских экспортеров и может привести к экономической деградации страны.
Таблица 2. Размер энергетической субсидии России для Беларуси в 2001-2013 гг.
Год Субсидия, млрд долл. Объем энергосубсидии (%) по отношению к: Доля энергосубсидии Беларуси по отношению к ВВП России,%
нефтяная газовая ВВП Беларуси экспорту Беларуси в Россию
2001 0,5 1,1 13 40 0,5
2002 0,8 0,9 12 43 0,5
2003 0,7 1,3 11 42 0,5
2004 0,9 1,1 9 31 0,3
2005 2,4 1,9 14 75 0,6
2006 3,3 3,5 18 100 0,7
2007 2,4 2,7 11 58 0,4
2008 5,2 4,8 16 95 0,6
2009 1,9 1,8 8 55 0,3
2010 1,6 1,7 6 33 0,2
2011 6,8 1,3 14 57 0,4
2012 8,7 3,7 19 76 0,6
2013 8,0 3,2 16 66 0,5
Всего 43,2 29,1 - - -
Источник: Расчёты автора на основе данных Белстата и Росстата.
Без проведения экономических реформ при неэффективной экономической модели запросы на субсидирование со стороны белорусского правительства будут возрастать. Но в рамках ТС и ЕАЭС существенные разрывы в уровне развития экономик, оплаты труда и т. д. недопустимы. Россия может стимулировать белорусское правительство к проведению экономических реформ через интеграционные образования и тем самым сокращать и даже ликвидировать субсидирование белорусской экономики. В этой связи российское правительство должно оценить целесообразность перехода от энергетических дотаций белорусской экономике к предоставлению единовременных кредитов под определенные условия. Особенно важно прийти к реализации такого сценария в случае неудач в ходе разработки нового механизма взаимодействия участников ЕАЭС.
В 2013 г. наметилась тенденция к увеличению импорта в Россию нефтепродуктов, производимых белорусскими НПЗ из российского сырья (группа 2710 по ТН ВЭД). Общий объем составил 1,4 млн т, в том числе автобензина и дизтоплива -1,2 млн т (табл. 3).
Таблица 3. Динамика экспорта нефтепродуктов из Беларуси в 1998-2013 гг., млн т
Показатель 1998 2000 2005 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Всего 3,56 7,78 13,49 15,20 15,50 11,20 15,70 17,49 13,56
СНГ: 1,68 1,97 0,49 1,60 2,10 2,40 3,30 4,90 4,60
Россия 1,27 0,25 0,01 0,02 0,01 0,04 0,10 0,36 1,39
Украина 0,35 1,63 0,38 1,40 1,90 2,20 3,00 4,40 2,98
Страны вне СНГ: 1,88 5,81 12,99 13,60 13,40 8,80 12,40 12,60 8,96
Латвия 0,88 1,79 0,38 1,90 2,00 0,90 1,90 2,00 н.д.
Нидерланды 0,08 0,37 7,39 8,60 8,50 5,00 7,20 7,70 н.д.
Великобритания 0,05 0,36 2,70 1,80 1,70 1,60 0,50 0,50 н.д.
Источник: Стат. ежегодник Республики Беларусь. 2013.
Нефтепереработка
Нефтеперерабатывающая отрасль в Беларуси возникла в 1963 г. с открытием НПЗ в Новополоцке (Витебская область). В 1975 г. был построен завод в Мозыре (Гомельская область). Оба предприятия обеспечивали топливом западную группу войск СССР. С начала 1990-х годов ведется работа по модернизации НПЗ, увеличивается глубина переработки нефти до уровня 90%. В год предприятия могут переработать около 22,8 млн т нефти13.
Беспошлинная поставка нефти на белорусские НПЗ создала им конкурентные преимущества по сравнению с соседними странами. Имея равные с Украиной стартовые условия в начале 1990-х годов, Беларусь смогла провести успешную модернизацию нефтеперерабатывающих заводов и нарастить объемы переработки нефти (табл. 4). И сегодня они являются одними
13 Об утверждении стратегии развития энергетического потенциала Республики Беларусь / Ргауо.Ьу. 111^: Шр://ргауо.Ьу/та1п.азрх?дшС=387 1&р0=С21001180&р2=%7ВМРРА°%^
из самых высокотехнологичных нефтеперерабатывающих предприятий Восточной и Западной Европы.
Таблица 4. Динамика переработки нефти и нефтепродуктов в Беларуси, Казахстане, России и Украине в 1991-2013 гг., млн т
Страна 1991 1995 2000 2005 2010 2013
Беларусь 35,8 13,1 13,5 19,8 16,5 21,2
Казахстан 18 10,9 5,9 10,8 12,8 14,3
Россия 286,5 182,3 173,8 207,7 249,9 273
Украина 54,6 16,9 9,1 18,4 10,9 3,4
Источник: Данные статистических комитетов стран.
К 2015 г. планируется увеличить глубину переработки нефти на Мозырском НПЗ с 73% до 89,2%, коэффициент сложности завода (индекс Нельсона) - с 8,3 до 11,8. Это позволит обеспечить дополнительный объем производства светлых нефтепродуктов и приведет к увеличению рентабельности. С вводом в действие нового оборудования увеличится выпуск дизельного топлива, соответствующего требованиям стандарта «Евро-5», бензина АИ-95 и вакуумного газойля14. Аналогичные мероприятия по модернизации предприятия ведутся на Новополоцком НПЗ. Принятый Технический регламент ТС, устанавливающий требования к различным видам топлива, будет способствовать повышению качества данной продукции. Белорусские НПЗ подготовились к этому заранее и с 2011 г. наращивают выпуск топлива категорий «Евро-4» и «Евро-5».
Белорусская сторона обсуждает возможность продажи нефтеперерабатывающих предприятий. В качестве условий предполагается увеличение переработки нефти на 10 млн т, полная загрузка производственных мощностей и сбыт нефтепродуктов в ЕС. Стоимость Мозырского НПЗ оценена в 4 млрд долл.15, что является завышенной величиной по сравнению с аналогичными заводами ЕС. Возможный покупатель - российская «Роснефть».
14 Антонова-Мельянович Т. Развиваться - значит строиться // Вестник Белнефтехима.- 2012.- № 7 (78); Ливень О. Белорусский пример / Энергетика Украины.- 2012.- 7 февр. URL: http://www.uaenergy.com.ua/post/10222
15 Условия продажи Мозырского НПЗ российский бизнес считает «тяжелыми». URL: http://naviny.by/rubrics/economic/2014/06/11/ic_articles_113_185764/
Инвестиционное обеспечение
Из-за сложных политических отношений Беларуси со странами ЕС и США российские инвестиции играют значимую роль в ее экономике. По итогам 2013 г. удельный вес прямых иностранных инвестиций (ПИИ) из России составил 52%16. Основные белорусские товарные рынки, на которых активно работают российские компании, - это рынки энергоносителей, нефтепродуктов, металлургии, информационных технологий, химических удобрений, строительных и туристических услуг17. Накопленный объем инвестиций в крупные инфраструктурные проекты энергетики за 2001-2013 гг составил около 65% суммарного объема ПИИ (табл. 5).
Таблица 5. Прямые инвестиции России в Республику Беларусь в 2001-2013 гг., млн долл.
Показатель Всего 2001-2006 2007 2010 2011 2012 2013 Всего 2001-2013
Всего 738 813 934 2820 470 863 9038,8
Участие в капитале 693,8 770 732 2641 251 168 7388,3
В том числе инвестиции: связанные со строительством и функционированием газопровода «Ямал - Европа» 631,4 85 26,6 32,4 27,9 31,2 895,4
приобретение доли в ОАО «Белтрансгаз» 0 625 625 2500 0 0 5000
в другие предприятия нефинансового сектора 51,4 20,2 24,2 78,8 64 98,2 475,1
в кредитные организации 11 40,1 56,3 30 159 39 1017,8
Реинвестированные доходы 49,2 36 192 138,9 181 573 1369,8
Прочий капитал -5 6,7 10 39,5 38,5 122 280,7
Источник: «Платежный баланс Союзного государства за 2013 год», Материалы к ХХХХ заседанию Межбанковского валютного совета ЦБ РФ и Национального банка Республики Беларусь, 2014.
Лидирующие позиции в белорусской энергосистеме занимают российские компании.
Так, ОАО «Газпром» - единственный поставщик газа на рынок Беларуси и крупнейший собственник на территории
16 Результаты инвестиционной политики за 2013 год / Министерство экономики Республики Беларусь. 17.03.2014. URL: http://www.economy. gov.by/ru/invpolicy/invest-klimat/pezultat
17 Российско-белорусское инвестиционное сотрудничество (информационная справка) / Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/by/by_ru_relations/ by_rus_projects/
республики. Компания владеет магистральным газопроводом «Ямал - Европа», белорусской газотранспортной компанией ОАО «Белтрансгаз» и ее собственными магистральными газопроводами. Через ряд дочерних структур «Газпром» участвует в деятельности таких компаний, как «Белстройтрансгаз», «Си-бурБелсервис», «Белтехногаз», «Белруснефтегаз». В нефтяной отрасли интересы «Газпрома» представляет «Газпромнефть -Белнефтепродукт», дочерняя компания российского ОАО «Газпром нефть». Компания владеет в Беларуси автозаправочными станциями и нефтебазами, а также является совладельцем акций Мозырского НПЗ. «Газпром» также контролирует СП «Брест-газоаппарат» - крупнейшего в СНГ производителя газовых и электрических плит. «Газпром» и «Газпромбанк» являются владельцами контрольного пакета «Белгазпромбанка».
С началом строительства Белорусской атомной станции свою деятельность в республике ведет ЗАО «Атомстройэкспорт» (структура ГК «Росатом»).
Ключевым активом в Беларуси ОАО НК «ЛУКОЙЛ» является ИП «Лукойл-Белоруссия» - крупнейший частный поставщик и переработчик нефти на белорусских НПЗ и экспортер нефтепродуктов. В его активе - нефтебазы, газонаполнительные станции, а также АЗС.
«Транснефть» - владелец сети нефтепродуктопроводов, которыми управляет предприятие «Запад-Транснефтепродукт». Компания «ТНК-ВР Менеджмент» через дочернее предприятие ИООО «ТНК-БиПи-Запад» - владелец сети АЗС и нефтебаз; занимается также поставками нефти, ее переработкой и экспортом бензина18.
Существуют большие перспективы для роста участия российского бизнеса в уставном капитале белорусских компаний. В первую очередь, за счет инвестирования в модернизацию перерабатывающей и пищевой промышленности, машиностроение и 1Т-отрасль.
По планам белорусского правительства, до 2020 г. инвестиции в энергетический потенциал должны составить не менее 45 млрд долл. (табл. 6), более половины - из России.
18 Российско-белорусское инвестиционное сотрудничество (информационная справка).
Таблица 6. Объем капитальных вложений в энергетическую систему Беларуси в 2011-2020 гг., млн долл.
Направление 2011-2015 2016-2020 2011-2020
Энергосбережение и местные виды ТЭР 8 663 8 300 16 963
Модернизация энергосистемы 8500-9000 9500-10000 18000-19000
В том числе:
строительство АЭС 3 000 6 334 9 334
возврат кредитных средств 2 575 3 120 5 695
Производство древесного топлива 112 33 145
Торфяная промышленность 312 334 646
Газотранспортная система и ПХГ 613 700 1 313
Добыча нефти 600 600 1 200
Переработка нефти 2 500 500 3 000
Освоение минерально-сырьевой базы 2 000 2 200 4 200
Итого 23300-23800 22167-22667 45467-46467
Источник: Об утверждении стратегии развития энергетического потенциала Республики Беларусь / Pravo.by. - URL: http://pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0= C21001180&p2=%7BNRPA%7D
Одним из инструментов реализации стратегии являются государственные целевые программы, для финансирования которых планируется использовать средства государственной поддержки, частное и частно-государственное партнерство, в том числе иностранные заемные средства. В Беларуси на законодательном уровне инвестор освобождается от перечисления в республиканский бюджет платы за право заключения договора аренды земельного участка, от ввозных таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Беларуси оборудования, требующегося для реализации проекта19.
Для стимулирования иностранных инвестиций в энергосистему планируется создание совместных предприятий, в том числе за рубежом, открытие иностранных компаний на ее территории. Представляется важным либерализация электроэнергетического рынка20.
19 О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь / Декрет Президента Республики Беларусь. 6 августа 2009 г.- № 10.
20 Об утверждении стратегии развития энергетического потенциала Республики Беларусь / Pravo.by. - URL: http://pravo.by/main.aspx?guid=38 71&p0=C21001180&p2=%7BNRPA%7D
Правительствам России и Беларуси следует переосмыслить значимость Договора к Энергетической хартии, который не ратифицировали лишь четыре европейские страны - Норвегия, Исландия, Беларусь и Россия. В экспертном сообществе и политическом руководстве России сложилось неоднозначное мнение о перспективах дальнейшего участия страны в Энергетической хартии. Следует отметить, что подписание данного документа в свое время сыграло важную роль в формировании в РФ благоприятного инвестиционного климата, повышении инвестиционного и кредитного рейтингов, так как это - универсальный документ, регулирующий правила игры на мировом рынке энергетики и осуществления транзита21. В условиях обострения российско-европейских отношений активизация диалога позволит сгладить возникающие противоречия между странами и минимизировать возможные негативные последствия для торговых и инвестиционных отношений ЕС со странами ЕАЭС.
* * *
Таким образом, сложившиеся экономические и политические условия предопределили зависимость Беларуси от российского рынка энергоресурсов. Экономика страны нуждается в реформировании и имеет значительный потенциал для повышения ее энергоэффективности. Представляются важными структурные преобразования в топливно-энергетическом комплексе, ликвидация перекрестного субсидирования, совершенствование ценовой и тарифной политики. Анализ внешнеторговой деятельности республики показывает незаменимую роль энергетического сотрудничества с Россией в поддержании высокого уровня социальной стабильности в обществе. Несмотря на возникающие противоречия, страны заинтересованы во взаимовыгодном сотрудничестве.
21 Ершов Ю. А. Договор к Энергетической хартии: быть или не быть - таков вопрос // Российский внешнеэкономический вестник.- 2006.- № 10. -С. 23-34; Ершов Ю. А. Глобальная энергетическая безопасность и Договор к Энергетической хартии: каким он должен стать, чтобы отвечать национальным интересам России // Инвестиции в России.- 2008.- № 10; Конопляник А. А. Россия и Энергетическая хартия: долгий и извилистый путь навстречу друг другу // ЭКО.- 2010.- № 12. - С. 114-132.