УДК 327(430:47)
М.В. Стрелец
РОССИЙСКИЙ ВЕКТОР ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ВТОРОГО ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОГО КАБИНЕТА А. МЕРКЕЛЬ В ФРГ: НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИСТОРИИ
Прослеживается история российско-германских отношений в 2009-2013 годах - период, когда Федеративной Республикой Германия (ФРГ) руководила коалиция в составе Христианско-демократического союза/Христианско-социального союза (ХДС/ХСС) и свободной демократической партии (СвДП). Данная коалиция известна также как второй правительственный кабинет Ангелы Меркель. Автор излагает мотивы обращения к настоящему периоду, выделяет основные детерминанты в развитии этих отношений, рассматривает их в интерьере германских, российских и международных реалий, обращает внимание на ключевые события, относившиеся к данным отношениям в указанный отрезок времени.
В публикации показано, что второй канцлерский срок председателя ХДС Ангелы Меркель отмечен как преемственностью, так и обновлением в политике Берлина на российском направлении. Читатель подводится к выводу, что в период правления консервативно-либеральной коалиции (2009-2013 гг.) это направление германской внешней политики оказалось менее продуктивным по сравнению с предыдущим периодом.
безопасность, визит, демократия, дипломатия, коалиция, консультации, Д.А. Медведев,
A. Меркель, национальные интересы, партнёрство, переговоры, политика, президент,
B.В. Путин, Российская Федерация, сотрудничество, федеральный канцлер, Федеративная Республика Германия, ценности.
Политический класс ФРГ неизменно демонстрирует ясное понимание того, что «без кооперации с Россией невозможно обеспечить безопасность Европы и соответственно Германии. Поэтому все правительства в истории ФРГ стремились сохранять и поддерживать хорошие отношения с Москвой... В официальных заявлениях правящей политической элиты постоянно подчеркивается, что «без России невозможно обеспечить на длительную перспективу безопасность и внешнеполитическую стабильность в Европе. Поэтому германская политика в отношении России понимается как европейская стабилизационная политика» \ В этом плане нынешний канцлер Германии Ангела Меркель, которая правит страной уже третий срок, не отличается от всех своих предшественников.
Вместе с тем каждый из этих сроков имеет специфику в части, относящейся к российскому вектору внешней политики. Цель настоящей статьи - выявить преемственность и обновление в политике Берлина на российском направлении
1 Павлов Н.В., Новиков А.А. Внешняя политика ФРГ от Аденауэра до Шрёдера. М., 2005. С. 520. © Стрелец М.В., 2015
в период правления второго кабинета А. Меркель. Поскольку данный аспект германо-российских отношений исследован явно недостаточно, то сложно разобраться в нынешнем состоянии германо-российских отношений.
Впервые сформировав 22 ноября 2005 года федеральное правительство, Ангела Меркель понимала, что касательно данных отношений существуют как минимум три варианта преемственности. Первый вариант уходит своими корнями в 1949 год, второй - в 1990 год, третий - в 1998 год. Первый вариант связан с именем первого федерального канцлера ФРГ Конрада Аденауэра. Его политическая правнучка, председатель Христианско-демократического союза (ХДС) Ангела Меркель включила в свой мировоззренческий арсенал вышеупомянутое стабилизационное понимание российского вектора внешней политики ФРГ.
С 1990 года федеральное правительство, возглавляемое Гельмутом Колем, придало отношениям с Москвой характер стратегического партнерства. Этот прорыв в двусторонних отношениях органически вписывался в становление нового миропорядка. Начиная с эры Г. Коля Российская Федерация вошла в число стран, с которыми ФРГ ежегодно проводит межгосударственные консультации на высшем уровне. Впервые германо-российские консультации на таком уровне состоялись в Бонне 8-9 июня 1998 года. При активнейшем участии Г. Коля был подписан «Основополагающий акт НАТО - Россия» и возникли предпосылки для появления в дипломатической истории Старого Света саммитов Евросоюз - Россия.
Третий вариант был связан с именем седьмого федерального канцлера Германии Герхарда Шрёдера, с которым главе Российского государства В.В. Путину удалось установить личные дружеские отношения 2. Сокращение дистанции между Берлином и Москвой происходило в условиях, когда в отличие от старого миропорядка стала прослеживаться «суверенная расстановка акцентов в германской внешней политике. Канцлер Шрёдер в своем выступлении в 2002 году в германском бундестаге, адресуя его и США, указал, что «жизненно важные для германской нации вопросы будут решаться в Берлине» 3. Типичным примером такого подхода явилось удовлетворившее Москву некоторое охлаждение в германо-американских отношениях, выразившееся в особой позиции кабинета Шредера по иракскому кризису, по новой стратегической концепции НАТО и т. д. Можно однозначно утверждать, что в эру Шрёдера реально продвинулось германо-российское стратегическое партнерство. К числу рубежных вех вполне можно отнести подписание совместного заявления на высшем уровне 11 апреля 2005 года о стратегическом партнерстве в области образования, научных исследований и инноваций. Расширилась институциональная база стратегического партнерства. Начали отсчет своей истории рабочая группа высокого уровня по вопросам политики безопасности (РГВУ), рабочая группа высокого
2 Рар А. Ангела Меркель сделала ставку на сближение Германии с США. URL : Александр... rg.ru/2006/01/13/merkelj-rossia.htm... (дата обращения: 17.06. 2014)
3 Шёльген Г. Германия в мире // Германия. Факты. Франкфурт-на-Майне : Societaets-Verlag, 2010. С. 72.
уровня по стратегическим вопросам экономического и финансового сотрудничества (СРГ). Заметим также, что с новым миропорядком связана и общность политики безопасности и внешней политики Европейского союза, которая стала обретать реальные очертания по ряду направлений, включая российское.
Предшественники восьмого канцлера ФРГ А. Меркель базировали свой курс в отношениях с Россией «на принципах равноправия и взаимного уважения, прагматичном учете взаимных интересов, настрое на поиск коллективных ответов на вызовы общеевропейского и мирового развития». Они считали «важным стимулом для сближения двух стран... такие факторы, как переплетение и дополняемость экономических потенциалов, общность истории и культурно-психологическая совместимость россиян и немцев в интегрирующейся Европе» 4
Положив начало современному этапу германо-российских отношений, первый кабинет Ангелы Меркель, с одной стороны, учитывал перечисленные выше моменты, а с другой стороны, обозначил специфическое видение данных отношений. Представляется резонной постановка вопроса о наличии преемственности и обновления в текстах коалиционных договоров, подписание которых предшествовало образованию первого и второго кабинетов бундесканцлерин. В этой связи целесообразно сделать базовой для последующего анализа таблицу 1.
Таблица 1
Отражение германо-российских отношений в коалиционных договорах на предмет образования федеральных правительств в 2005 и 2009 годах
Позиция Отражение в коалиционном договоре между ХДС, ХСС и СДПГ от 12 ноября 2005 года Отражение в коалиционном договоре между ХДС, ХСС и СвДП от 10 ноября 2009 года
Место отношений с Россией в тексте договора Глава «Стабильность, безопасность и кооперация в Европе и мире». Глава «Связанная ценностями и направляемая интересами внешняя политика».
Германо-российское стратегическое партнерство «Совместно с нашими европейскими партнерами мы выступаем за стратегическое партнерство с Россией, которое мы развиваем во всех сферах на уровне двусторонних отношений и на уровне ЕС» 5 .
4 Российско-германские отношения. URL : http://russische-botschaft.de/ru/dvustoronnien-bspotnoshenija/obshchaja-informacija.html (дата обращения: 12.06. 2014).
5 Gemeinsam für Deutschland. Mit Mut und Menschlichkeit. Koalitionsverlag zwischen CDU, CSU und SPD für die Periode des deutschen Bundestages. November 2005. Berlin, 2005. S. 65.
Отношение к российской модернизации «У Германии особый интерес в том, чтобы с трудом идущая модернизация страны была бы подкреплена усиленным политическим, экономическим и общественным сотрудничеством. Целью остается Россия, которая процветает и которая, ориентируясь на ценности, принятые в Европе и при учете своих традиций, успешно преодолевает поворот к стабильной демократии» 6. «Мы намерены. поддержать Россию в том, чтобы последовательно продолжать курс на модернизацию страны и при этом сокращать дефицит касательно прав человека, правового государства и демократии. Мы хотим для этих целей способствовать диалогу с гражданским обществом» 7.
Учет интересов соседей «Мы хотим так сформировать наши отношения с Россией, чтобы они связывали наших общих соседей в духе дружбы и доверия» 8. «Мы будем учитывать оправданные интересы наших соседей при развитии двусторонних отношений с Россией» 9.
Глобальные и региональные вызовы «Россия остается для нас важным партнером при преодолении региональных и глобальных вызовов, в борьбе против международного терроризма и в отношении непосредственно соседствующих с нею государств. Остаются неизменными предложения Германии и ЕС поддержать Россию при создании оптимальных рамочных условий для политического решения чеченского конфликта» 10. «Мы рассматриваем Россию как важного партнера при преодолении региональных и глобальных вызовов. К ним относятся конфликтные очаги в Афганистане или на Ближнем Востоке точно так же, как согласование в рамках переговоров по формуле Е3+3, вопросы международного терроризма, защиты климата или глобальных эпидемий» 11.
Экономические связи и энергетическое партнерство «Мы хотим расширять торговлю и создать долгосрочное энергетическое партнерство без односторонней зависимости» 12. «Мы хотим дальше расширять экономические связи и создавать долгосрочное надежное энергетическое партнерство без односторонней зависимости».13
6 Gemeinsam für Deutschland. Mit Mut und Menschlichkeit. S. 66.
7 Wachstum. Bildung. Zusammenhalt. Koalitionsverlag zwischen CDU, CSU und FDP. 17. Legislaturperiode. Berlin, 2009. S. 120.
8 Gemeinsam für Deutschland. Mit Mut und Menschlichkeit. S. 66.
9 Wachstum. Bildung. Zusammenhalt. S. 120.
10 Gemeinsam für Deutschland. Mit Mut und Menschlichkeit. S. 66.
11 Wachstum. Bildung. Zusammenhalt. S. 120.
12 Gemeinsam für Deutschland. Mit Mut und Menschlichkeit. S. 66.
13 Wachstum. Bildung. Zusammenhalt. S. 120.
Германо-российские отношения в контексте Европа - политики ФРГ «Европейское единство и атлантическое партнерство... образуют основу. для наших отношений с Россией» 14. «Мы поддерживаем развитие политики добрососедства ЕС. Цель - способствование устойчивому демократическому, экономическому, социальному, государственно-правово-му и экологическому развитию в непосредственной близости от нас, но также развитие этих стран в мире и благополучии» 15.
Линия в отношении России в контексте политики ФРГ в НАТО «Европейское единство и атлантическое партнерство... образуют основу. для наших отношений с Россией» 16. «Мы хотим, чтобы альянс следовал заложенному в Основополагающем акте НАТО - Россия стратегическому партнерству и интенсивнее использовал Совет НАТО - Россия как форум по вопросам совместной безопасности» 17.
Отсутствие во втором коалиционном договоре упоминания о стратегическом партнерстве следует оценивать как свидетельство снижения общего уровня двустороннего сотрудничества.
Обращают на себя внимание и различия в формулировании линии в отношении российской модернизации. Касательно первого и второго коалиционных договоров существо формулировок не совпадает. В первом договоре четко прослеживается причастность федерального министра иностранных дел Германии в первом и третьем кабинетах А. Меркель, одного из ключевых деятелей Социально-демократической партии Германии (СДПГ) Франка-Вальтера Штайнмайера. Именно ему принадлежит авторство идеи партнерства ради модернизации, взятой на вооружение второй большой коалицией. Во втором коалиционном договоре эта идея сформулирована менее четко, менее ясно, с менее удобных для российской стороны позиций. Под ним подписывались не социал-демократы, ставшие оппозиционной партией, а свободные демократы в лице Г. Вестервелле, занявшего во втором кабинете А. Меркель пост федерального министра иностранных дел. Идея партнерства ради модернизации касательно германо-российских отношений более или менее работала только во время правления второй большой коалиции (20052009 гг.). В те годы «предпринимались попытки активизировать связи, запустить (как при Герхарде Шрёдере) ряд крупных совместных проектов, но
14 Gemeinsam für Deutschland. Mit Mut und Menschlichkeit. S. 61.
15 Wachstum. Bildung. Zusammenhalt. S. 117.
16 Gemeinsam für Deutschland. Mit Mut und Menschlichkeit. S. 61.
17 Wachstum. Bildung. Zusammenhalt. S. 119.
после ухода СДПГ из правительства в 2009 г. амплитуда этих усилий стала потихоньку угасать» 18.
Рассматривая отношение политического класса ФРГ к российской модернизации, следует обязательно подчеркнуть, что «российско-германские отношения вступили в 2012 г. на волне критического восприятия немецким политическим истэблишментом декабрьских выборов в Государственную думу. Тон был задан во время актуального парламентского часа 15 декабря, на котором с основным докладом выступил координатор по российско-германскому межобщественному сотрудничеству при правительстве Андреас Шоккенхоф (занимал эту должность с марта 2006 г. по январь 2014 г.). По итогам обсуждения бундестаг принял резолюцию «Протесты в России - обнадеживающий знак». Основной смысл критических высказываний А. Шок-кенхофа сводился. к следующему: отсутствие прогресса в модернизации российского общества, рост отчуждения между ним и властью, в том числе вследствие известной рокировки, фальсификация итогов парламентских выборов, сохранение вертикали власти и централизации и, как следствие, бюрократии и коррупции. Критический настрой в Германии по отношению к России усилился после президентских выборов в марте и существенно вырос к концу лета 2012 г., что было связано с принятием известных поправок к законам об НКО, демонстрациях и процессу над участницами скандально известной панк-группы. В августе вышла статья сотрудницы SWP (института, официально работающего на правительство) Сьюзан Стюарт, в которой она призывала к пересмотру официальной политики в отношении (России. -М.С.), включая прекращение проектов, которые не вписываются в предлагаемый ею новый формат отношений...»
Вышеизложенные заявления вызвали неприятие со стороны представителей российской власти и дали повод для парламентского обсуждения критических запросов немецких правительственных партий и оппозиции, которая в лице фракции Зеленых проявила соответствующую инициативу. «Фракционные запросы были опубликованы в октябре. Текст фракций ХДС/ХСС и СвДП получил название «Укреплять гражданское общество и правовые основы государственности в России путем сотрудничества»; СДПГ - «Вместе добиваться продвижения по пути модернизации, преодолевать барьеры, придавать новые импульсы партнерству»; «Союз 90/Зеленые» - «Без правовой основы модернизация в России невозможна». Примечательно, что к окончательному тексту резолюции приложили руки дипломаты из Ауссенамта - они постарались сгладить наиболее резкие пассажи, но депутаты приняли не всю предложенную ими правку. В итоге на две трети окончательный вариант одобренного фракциями партий правящей коалиции проекта резолюции (оппозиция голосовала против) оказался по-
18 Интервью Владимира Котенева, чрезвычайного и полномочного посла, посла Российской Федерации в Федеративной Республике Германия в 2004-2010 гг. РИА НОВОСТИ. URL: http://ria.ru/world/-20131219/984975818.html# 13875154378443&message=resize&relto=register&-action=addQass&value=registration#ixzz2nzKNXPCz (дата обращения: 22.12. 2013)
священным нарушениям прав человека в России, дефицитам правовой государственности и демократии, гонениям, которым подвергаются представители оппозиции со стороны российских властей. Она также содержит список требований к правительству, состоящий из 17 пунктов» 19.
Правящая политическая элита ФРГ продолжает мыслить в духе принятой бундестагом резолюции и поныне.
В марте 2013 года неожиданно разразился скандал, связанный с жесткими
проверками российских некомерческих организаций. В ходе проверок были
проведены обыски в Бюро Представительства Московского филиала Фонда
имени Конрада Аденауэра в Санкт-Петербурге. В немецких масс-медиа резко
осудили противозаконные действия российских властей как в отношении
немецких партийно-политических фондов, так и отечественных некоммерческих « 20 организаций в целом .
На протяжении года представители различных немецких сообществ продолжали активно формировать негативное общественное мнение и о российских властях, и об ухудшении двусторонних отношений. В анализируемый период «немецкие политики. стремились налаживать более тесные контакты с представителями среднего класса и гражданского общества в РФ - на достижение именно этой цели были направлены усилия по облегчению процедуры предоставления виз» 21.
Прорывным в этом плане стал последний год в истории второго кабинета А. Меркель. Обращаясь к 2013 году, нынешний глава дипломатического представительства ФРГ в Москве заявляет: «С начала 2013 года в ряде российских городов действуют сервисно-визовые центры посольства ФРГ, принимающие документы на визу. Итог за прошедший год впечатляет: теперь почти не надо ждать, не требуется обращаться лично. Доля отказов мала - их не наберется и 3 %. И это на фоне более 300 000 шенгенских виз, которые одно только посольство выдало за прошлый год. С недавнего времени сервисно-визовые центры действуют также в Перми, Иркутске, Уфе и Владивостоке. Но (по мнению германской стороны. - М.С.) и этого недостаточно: планируется открыть и другие сервисно-визовые центры в Российской Федерации, отчасти - вместе с партнерами ФРГ по ЕС» 22.
19 Белов В.Б. Непростой год для российско-германских отношений. Германия. 2012. Ч. 2. = Germany. 2012. Ч. 2. М. : Ин-т Европы РАН : Русский сувенир, 2013. С. 119-138. (Доклады Института Европы = Reports of the Institute of Europe. N 295). С. 119-122.
20 Белов В.Б. Российско-германское сотрудничество - хорошее состояние на фоне плохой атмосферы. Германия. 2013. = Germany. 2013. М. : Ин-т Европы РАН, 2014. C. 107-124 (Доклады Института Европы = Reports of the Institute of Europe. N 304). С. 109.
21 Бубенец А.А. Развитие внутриполитической ситуации в России: взгляд из Германии. Германия. 2011. = Germany. 2011 / под ред. В.Б. Белова. М. : Ин-т Европы РАН : Русский сувенир, 2012. С. 153-164. (Доклады Института Европы = Reports of the Institute of Europe. N 279). С. 164.
22 Интервью чрезвычайного и полномочного посла Федеративной Республики Германия в Российской Федерации Рюдигера фон Фрича Germania-online.
В обоих коалиционных договорах одинаково по существу и близко по форме прописана позиция «учет интересов соседей».
При рассмотрении настоящей позиции особый интерес вызывает «восточная политика» ФРГ. Применяя принцип историзма, ее вполне можно оценивать исходя из наличия главных и неглавных объектов. С самого начала постсоветской эпохи Россия была для германской стороны на данном направлении главным объектом, превосходящим все остальные, вместе взятые. Федеративная Республика Германия определяла «свои отношения со странами «новой Восточной Европы» (Украиной, Молдовой, Беларусью и странами Южного Кавказа) в контексте двусторонних немецко-российских отношений. Берлин отдавал абсолютный приоритет партнерству с Москвой, в связи с чем такие страны, как Украина и Молдова, рассматривались во многом как пространство российского доминирования, где Германия осторожно пытается содействовать процессу внутренних реформ, но не более этого. Не случайным был факт, что программа Европейского Союза «Восточное партнерство» была инициирована в мае 2008 г. Польшей и Швецией, в то время как Германия предпочла продолжить логику односторонних действий. Одним из главных примеров такой логики было подписание в июне 2010 г. А. Меркель и Д. Медведевым Мезебергского меморандума, который от имени ЕС предлагал Москве более тесное сотрудничество в сфере безопасности (с возможным последующим созданием общеевропейского комитета по безопасности) при условии ее позитивного вклада в разрешение приднестровского конфликта. Данное предложение не было предварительно согласовано с другими странами-членами, что вызвало с их стороны серьезную озабоченность» 23.
По прошествии двух с небольшим лет, с момента образования второго кабинета А. Меркель, имелись все основания констатировать серьезные изменения на указанном направлении внешней политики ФРГ. «Начиная с 2012 года в немецкой восточной политике произошли значительные изменения. Страны Восточного партнерства превращаются для Германии в отдельный приоритет ее внешней политики, не менее значимый, чем «стратегическое партнерство» с Россией. «Германия все в большей степени начинает практически поддерживать саму программу «Восточное партнерство» и активно координирует свою деятельность с другими государствами ЕС. В особенности по Украине и Молдове Берлин активно взаимодействует с Польшей, совместные визиты в эти страны на уровне высокопоставленных сотрудников МИД осуществляются также с Великобританией и Францией. Германия. пытается активно содействовать заключению договора об ассоциации между ЕС и восточными соседями... Примечательным событием в этой связи был визит канцлера А. Меркель в Кишинев в августе 2012 г., которая выразила однозначную поддержку европейским устремлениям Молдовы.
23 Девятков А.В. Новые акценты немецкой «восточной политики». Германия. 2013 = Germany. 2013 / под ред. В.Б. Белова. М. : Ин-т Европы РАН , 2014. C. 124-134. (Доклады Института Европы = Reports of the Institute of Europe. N 304). C. 126.
При этом Германия. все решительнее заявляет о своем несогласии с политикой Москвы в регионе «общего соседства». Так, А. Меркель в своем выступлении в бундестаге в преддверии Вильнюсского саммита «Восточное партнерство» в ноябре 2013 г. заявила, что никакая третья сторона (имелась в виду прежде всего российская) не может иметь право вето в решении судьбы своих соседей» 24
В указанных договорах нет кардинальных расхождений по позиции «Глобальные и региональные вызовы». Встречи на высшем и высоком уровнях показали, что подходы сторон по спорным вопросам, выделенным во втором договоре, в основном совпадают. Полное совпадение прослеживалось в отношении борьбы с международным терроризмом, поддержания глобального биологического равновесия, поиска действенных средств в противостоянии эпидемиям планетарного масштаба. В ноябре 2013 года «шестерка», в которую в числе прочих входят РФ и ФРГ, подписала соглашение с Ираном по его ядерной программе. Стороны были во многом едины и относительно разрешения афганской проблемы. Особо следует сказать о подходах к ближневосточному мирному урегулированию, где, хотя и превалировало согласие, все же имели место существенные расхождения.
И в первом, и во втором договорах в едином по смыслу ключе изложена позиция по «экономическим связям и энергетическому партнерству».
«Немецкие предприниматели демонстрировали заинтересованность в создании с Россией «единого экономического пространства» в Европе, в рамках которого они хотели получить доступ к энергетическим ресурсам и рыночному потенциалу нашей страны, что предполагает снижение торговых и инвестиционных препятствий.
Одновременно немецкая сторона жестко критиковала российское законодательство, предусматривавшее ограничения по доступу иностранцев в стратегически важные отрасли народного хозяйства, а также усиление роли государства в этих отраслях, в том числе наличие государственных корпораций. Она ожидала от Российского государства дальнейших реформ, в том числе в сфере либерализации рынка газа, коммунальных услуг и железных дорог, дальнейшего улучшения условий хозяйствования экономических субъектов. уменьшения ввозных пошлин на сельскохозяйственную уборочную технику и запчасти, в которой нуждаются российские фермеры, более эффективной защиты иностранных инвесторов и обеспечение их равноправия с отечественными предпринимателями» 25.
По анализируемой позиции первым по значимости направлением по-прежнему являлась торговля. Для выяснения наличия динамики по части торгового оборота обратимся к таблице 2.
24 Девятков А.В. Новые акценты немецкой «восточной политики». C. 126-127.
25 Белов В.Б., Максимычев И.Ф. Образ современной России в Германии = Image of modem Russia in Germany. - М. : Ин-т Европы РАН : Русский сувенир, 2010. - 66 с. (Доклады Института Европы = Reports of the Institute of Europe. N 249). С. 18.
Таблица 2
Торговый оборот РФ с ФРГ по российской статистике, млрд долларов США 26
Год Оборот Экспорт Импорт Сальдо
2008 67,3 33,2 34,1 -0,9
2009 39,9 18,7 21,2 -2,5
2010 52,4 25,7 26,7 -1,0
2011 71,9 34,2 37,7 -3,5
2012 73,3 35,0 38,3 -3,3
2013 74,9 37,0 37,9 -0,9
При анализе таблицы 2 есть смысл обратиться к сослагательному наклонению, попытавшись представить себе, каким был бы двусторонний торговый оборот, если бы не было мирового финансового и экономического кризиса, разразившегося осенью 2008 года. В таком случае не было бы существенного сбоя в 2009 году, после которого понадобилось два года для того, чтобы превзойти рубеж, на который стороны вышли до кризиса. Именно в предкризисном 2008 году была достигнута рекордная по сравнению со всеми предшествующими годами величина товарооборота между ФРГ и РФ. Первый ощутимый шаг для возвращения к этому рубежу был сделан в 2010 году. Судя по таблице, за второй срок А. Меркель торговый оборот между ФРГ и РФ возрос в 1,87 раза. Вместе с тем в данный отрезок времени неизменно прослеживается отрицательное для российской стороны сальдо, что, естественно, противоречит ее национальным интересам.
Конечно, у каждой из сторон насчитывается без малого двести торговых партнеров. Каково же было состояние германо-российских торговых отношений на фоне других партнеров?
По состоянию на 2013 год «доля России во внешнеторговом товарообороте Германии составляет 3,8 %... По объему товарооборота Россия занимает 11-е место среди ведущих торговых партнеров Германии - после Франции, Нидерландов, Китая, США, Великобритании, Италии, Австрии, Швейцарии, Бельгии, Польши. По импорту в ФРГ Россия находится на 7-м месте - после Нидерландов, Китая, Франции, США, Италии, Великобритании...
По экспорту из ФРГ Россия занимает 11-е место - после Франции, США, Великобритании, Нидерландов, Китая, Австрии, Италии, Швейцарии, Польши, Бельгии.
26 Таблица составлена на основании следующих источников: Белов В.Б. Непростой год для российско-германских отношений. С. 126 ; Товарная торговля Германии с Россией в январе - декабре 2013 года / Министерство экономического развития Российской Федерации. URL : www.ved.gov.ru > ... > Германия > Двусторонние отношения с Россией (дата обращения: 17.06. 2014)
Статистика Федеральной таможенной службы России приводит следующие данные о роли Германии во внешней торговле России в 2013 году: доля в товарообороте - 8,9 % (в 2009 г. 8,5 %. - М.С.), в т. ч. в экспорте России - 7,0 %, в импорте России - 11,9 % (в 2012 году - 8,7 % товарооборота, в т. ч. 6,7 % экспорта и 12,1 % импорта). По итогам 2013 года Германия заняла 3-е место по товарообороту России с зарубежными странами (после Китая и Нидерландов), 3-е место по экспорту России (после Нидерландов и Италии), 2-е место по импорту России (после Китая)» 27. Известно, что «с 1997 г. ФРГ стабильно занимала первое место по величине торгового оборота с Россией» 28. Заметим, что именно в годы правления А. Меркель это место было утрачено.
Касательно товарных поставок в двусторонних отношениях прослеживается преемственность в следующем.
«Среди главных товаров германского экспорта Россия играла заметную роль в. машинах без отраслевой специализации.
Среди главных товаров германского импорта Россия играла (ту же. -М.С.) роль в четырех товарных позициях. : нефть, природный газ, нефтепродукты, алюминий/алюминиевые полуфабрикаты» 29.
Когда стартовала правительственная ответственность второго кабинета А. Меркель, объем накопленных инвестиций субъектов хозяйствования «Берлинской республики» в народнохозяйственный комплекс Российской Федерации составлял 19, 226 миллиардов долларов, истечение его полномочий было отмечено следующим показателем: 28,7 миллиардов долларов. Это означает, что за истекшие четыре года по анализируемому показателю наблюдался рост в 49,3 процента.
На момент завершения истории первого кабинета Меркель на российском направлении было задействовано как минимум 4600 германских субъектов хозяйствования. В течение второго срока «фрау канцлерин» к этим субьектам добавилось не менее полутора тысяч компаний. Когда стартовал третий срок Ангелы Меркель, невозможно было назвать тот сектор народнохозяйственного комплекса Российской Федерации, в который не были бы вовлечены соотечественники нынешнего главы высшего органа исполнительной власти ФРГ. Конечно, абсолютное большинство подобных секторов никак не назовешь стратегическими. Вместе с тем отнюдь не мизерное число стратегических секторов народного хозяйства самого большого по территории государства органически вписалось в график перманентной деловой активности германских субъектов хозяйствования.
Конечно, не может не возникать вопрос о реальном весе субъектов хозяйствования, вовлеченных в двусторонние торгово-экономические отношения, в отечественном народнохозяйственном комплексе. Здесь прослеживается явная асимметрия с тех времен, когда «фрау канцлерин» еще не была главой высшего
27 Товарная торговля Германии с Россией в январе - декабре 2013 года.
28 Кузнецов А.В. Россия - Германия: инвестиционные и торговые связи. URL: http://www.per-spektivy.info/book/rossija-germanija_investicionnyje_i_torgo-vyje_svazi_2007-10-12.htm (дата обращения: 14.06. 2014)
29 Товарная торговля Германии с Россией в январе - декабре 2013 года.
органа исполнительной власти ФРГ. Ядро германских участников образует активно лоббируемый А. Меркель средний слой. Возглавляемые ею кабинеты перманентно удовлетворены тем, что на российском направлении прежде всего представлен германский мелкий и средний бизнес. С российской стороны соответствующая функциональная нагрузка традиционно ложится на крупный бизнес.
В области энергетического партнерства в анализируемый период главным проектом явился «Северный поток». Принципиальное решение о строительстве газопровода, проходящего по дну Балтийского моря и связывающего российских поставщиков и германских потребителей, было принято еще при канцлере Шрёдере.
Важно иметь в виду, что выход проекта «Северный поток» на финишную прямую совпал с принятием окончательного решения об энергетической реформе в ФРГ. Предполагается, что после успешного завершения реформы отпадет вопрос о зависимости ФРГ от российского природного газа.
При анализе оставшихся в таблице 1 позиций принципиально важно понимание того, что бундесканцлерин берет в расчет прежде всего многостороннюю дипломатию, принадлежность официального Берлина к международным организациям. Унилатерализм, на котором базировался Г. Коль в отношениях с Б. Ельциным, воспринимается ею как реальность прошлого века, не подлежащая реанимации.
Позиция «германо-российских отношений в контексте «Европа - политики ФРГ» с ясным указанием роли России изложена в первом договоре. Следует специально отметить, что, хотя в тексте второго договора Россия при формулировании данной позиции прямо не называется, она подразумевается в числе стран, относительно которых проводится изложенная здесь политика добрососедства ЕС. Такой вывод убедительно вытекает из всей совокупности содержащихся в договоре между ХДС, ХСС и СвДП формулировок на предмет российского вектора внешней политики ФРГ.
Берлин во второй срок А. Меркель по-прежнему играл важную роль в подготовке и проведении саммитов ЕС - Россия (в Ростове-на-Дону, 31 мая - 1 июня 2010 года; в Брюсселе, 7 декабря 2010 года; в Нижнем Новгороде, 9-10 июня 2011 года; в Брюсселе, 14-15 декабря 2011 года; в Санкт-Петербурге, 3-4 июня 2012 года; в Брюсселе, 20-21 декабря 2012 года; в Екатеринбурге, 3-4 июня 2013 года).
Федеративная Республика Германия весьма позитивно оценила подписание меморандума взаимопонимания между РФ и ЕС по условиям присоединения России к Всемирной торговой организации. Берлин сыграл ключевую роль в разработке касавшейся исключительно России стратегии ЕС «Партнерство для модернизации». Второй кабинет А. Меркель постоянно демонстрировал свою заинтересованность в скорейшем подписании соглашения между РФ и ЕС об отмене визовых требований для граждан России и Евросоюза. Прослеживалось деятельное участие федерального правительства в поиске энергетического сотрудничества между Россией и ЕС. Кабинет Меркель считал, что на указанных саммитах нужно постоянно обсуждать тему взаимовыгодной имплементации «третьего энергетического пакета». Христианско-либеральная коалиция выра-
жала удовлетворение общностью позиций Европейского союза и Москвы на предмет наполнения реальным содержанием решений саммита «Группы двадцати» относительно кардинальной перестройки современных международных финансовых отношений. Германский политический класс возлагал немалые надежды на проходивший в первом квартале независимый форум по гражданскому обществу между Россией и Европейским союзом. Кабинет Меркель придавал важное значение работе над базовым соглашением между Россией и ЕС.
Содержащееся в первом коалиционном договоре и особенно усиленное во втором декларировало максимально более полное использование потенциала Совета Россия - НАТО для достойного противостояния терроризму, чрезвычайным ситуациям, достижения прогресса в области разоружения и контроля над вооружениями.
Таким образом, второй канцлерский срок председателя ХДС Ангелы Меркель отмечен как преемственностью, так и обновлением в политике Берлина на российском направлении. Для восьмого германского канцлера «германо-российское партнерство по-прежнему представляло собой самостоятельную величину в регионе Евро-Атлантики как фактор его стабилизации. Поле совпадающих интересов двух стран в формирующейся полицентричной модели мироустройства было значительно шире, чем расхождения в отдельных вопросах» 30. Вместе с тем анализируемое направление германской внешней политики оказалось менее продуктивным по сравнению с предыдущим периодом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ
1. Белов, В.Б. Непростой год для российско-германских отношений [Текст] // Германия. 2012. Ч. 2. = Germany. 2012. Ч. 2. - М. : Ин-т Европы РАН : Русский сувенир, 2013 - С. 119-138. (Доклады Института Европы = Reports of the Institute of Europe. N 295).
2. Белов, В.Б. Образ современной России в Германии = Image of modern Russia in Germany [Текст] / В.Б. Белов, И.Ф. Максимычев. - М. : Ин-т Европы РАН : Русский сувенир, 2010. - 66 с. (Доклады Института Европы = Reports of the Institute of Europe. N 249).
3. Белов, В.Б. Российско-германское сотрудничество - хорошее состояние на фоне плохой атмосферы [Текст] // Германия. 2013. = Germany. 2013. - М. : Ин-т Европы РАН, 2014. - С. 107-124 (Доклады Института Европы = Reports of the Institute of Europe. N 304).
4. Бубенец, А.А. Развитие внутриполитической ситуации в России: взгляд из Германии [Текст] // Германия. 2011. = Germany. 2011 / под ред. В.Б. Белова. - М. : Ин-т Европы РАН : Русский сувенир, 2012. - С. 153-164. (Доклады Института Европы = Reports of the Institute of Europe. N 279).
5. Внешняя торговля [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.spb.hk-24.ru/ru/o_nas/rossiya_i_germaniya/vneshnyaya_torgovlya/ (дата обращения: 22.05. 2014)
30 Российско-германские отношения.
6. Девятков, А.В. Новые акценты немецкой «восточной политики» [Текст] // Германия. 2013. = Germany. 2013 / под ред. В.Б. Белова. - М. : Ин-т Европы РАН, 2014. -C. 124-134. (Доклады Института Европы = Reports of the Institute of Europe. N 304).
7. Интервью Владимира Котенева, чрезвычайного и полномочного посла Российской Федерации в Федеративной Республике Германия в 2004-2010 гг., РИА НОВОСТИ [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://ria.ru/world/-20131219/984975818.html#-13875154378443&message=resize&relto=register&action=addQass&value=registration#ixzz 2nzKNXPCz (дата обращения: 22.12. 2013).
8. Интервью чрезвычайного и полномочного посла Федеративной Республики Германия в Российской Федерации Рюдигера фон Фрича Germania-online [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://germania-onhne.ru/nc/politika/politika-detal/datum////rju-diger-fon-frich-v-istorii-sluchajutsja-sovershenno-neozh.html (дата обращения: 14.04. 2014)
9. Кузнецов, А.В. Россия - Германия: инвестиционные и торговые связи [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.perspektivy.info/book/rossija--germa-nija_investicionnyje_i_torgovyje_svazi_2007-10-12.htm (дата обращения: 14.06. 2014).
10. Павлов, Н.В. Внешняя политика «большой коалиции». 2005-2009 гг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : www.mgimo.ru/files/210929/Pavlov_Merkel_2005-2009.doc (дата обращения: 14.06. 2014).
11. Павлов, Н.В. Внешняя политика ФРГ от Аденауэра до Шрёдера [Текст] / Н.В. Павлов, А.А. Новиков. - М. : Московские учебники : СиДиПресс, 2005. - 608 с.
12. Рар, А. Ангела Меркель сделала ставку на сближение Германии с США [Электронный ресурс]. - Режим доступа : Александр... rg.ru/2006/01/13/merkelj-rossia.htm... (дата обращения: 17.06. 2014).
13. Российско-германские отношения [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://russische-botschaft.de/ru/dvustoronnienbspotnoshenija/obshchaja-informacija.html (дата обращения: 12.06. 2014).
14. Тиммерманн, Х. Германо-российские отношения в европейском контексте [Текст] // Мировая экономика и международные отношения. - 2006. - № 3.
15. Товарная торговля Германии с Россией в январе - декабре 2013 года [Электронный ресурс] / Министерство экономического развития Российской Федерации. -Режим доступа : www.ved.gov.ru > ... > Германия > Двусторонние отношения с Россией (дата обращения: 17.06. 2014)
16. Шёльген, Г. Германия в мире [Текст] // Германия. Факты. - Франкфурт-на-Майне : Societaets-Verlag, 2010. - 192 с.
17. Gemeinsam für Deutschland. Mit Mut und Menschlichkeit. Koalitionsverlag zwischen CDU, CSU und SPD für die Periode des deutschen Bundestages. November 2005. -Berlin, 2005. - 116 S.
18. Wachstum. Bildung. Zusammenhalt. Koalitionsverlag zwischen CDU, CSU und FDP. 17. Legislaturperiode [Text]. - Berlin, 2009. - 132 S.
REFERENCES
1. Belov, V.B. Neprostoy god dlya rossiysko-germanskikh otnosheniy [Difficult year for Russian-German relations] [Text] // Germany. - 2012. - Iss. 2. - Moscow : the Institute of Europe of RAS : Russian souvenir, 2013. - P. 119-138. (Reports of the Institute of Europe. N 295.)
2. Belov, V.B. Obraz sovremennoy Rossii v Germanii [Image of modern Russia in Germany] [Text] / V.B. Belov, I.F. Maksimychev. - Moscow : the Institute of Europe of RAS : Russian souvenir, 2010. - 66 p. (Reports of the Institute of Europe. N 249.)
3. Belov, V.B. Rossiysko-germanskoye sotrudnichestvo - khorosheye sostoyaniye na fone plokhoy atmosphery [Russian-German cooperation - good condition against a background of bad atmosphere] [Text] // Germany. - 2013. - Moscow : Institute of Europe of RAS, 2014. - P. 107-124 (Reports of the Institute of Europe. N 304.)
4. Bubenets, A.A. Razvitiye vnutripoliticheskoy situatsii v Rossii: vzglyad iz Germanii [The development of the internal political situation in Russia: a view from Germany] [Text] // Germany. - 2011 / ed. by V.B. Belov. - Moscow : Institute of Europe of RAS : Russian souvenir, 2012. - P. 153-164. (Reports of Institute of Europe. N 279.)
5. Devyatkov, A.V. Novyye aktsenty nemetskoy "vostochnoy politiki" [New accents of german "Ostpolitik"] [Text] // Germany. - 2013 / ed. by V.B. Belov. - Moscow : the Institute of Europe of RAS, 2014. - P. 124-134. (Reports of the Institute of Europe. N 304.)
6. Gemeinsam für Deutschland. Mit Mut und Menschlichkeit. Koalitionsverlag zwischen CDU, CSU und SPD für die Periode des deutschen Bundestages. November 2005 [Text]. - Berlin, 2005. - 116 S.
7. Interv'yu chrezvychaynogo I polnomochnogo posla Federativnoy Respubliki Ger-maniya v Rossiyskoy Federatsii Ryudigera von Fritscha, Germania-online [The interview of Ambassador Extraordinary and Plenipotentiary of the Federal Republic of Germany in the Russian Federation Rüdiger von Fritsch, Germania-online] [Electronic resource]. - Mode of access : http://germania-online.ru/nc/politika/politika-detal/datum////rjudiger-fon-frich-v-isto-rii-sluchajutsja-sovershenno-neozh.html (accessed: 14.04. 2014).
8. Interv'yu Vladimira Koteneva, chrezvychaynogo I polnomochnogo posla Rossiyskoy Federatsii v Federativnoy Respublike Germanii v 2004-2010 gg, РИА НОВОСТИ [The Interview of Vladimir Kotenev, Ambassador Extraordinary and Plenipotentiary of the Russian Federation in the Federal Republic of Germany in 2004-2010] [Electronic resource]. - Mode of access : http://ria.ru/world/20131219/984975818.html#13875154378443&message=resize&relto=register &action=addClass&value=registration#ixzz2nzKNXPCz (accessed: 22.12. 2013)
9. Kuznetsov, A.V. Rossiya - Germaniya: investitsionnyye I torgovyye svyazi [Russia _0 Germany: investment and trade links] [Electronic resource]. - Mode of access : http://www.perspektivy.info/book/rossijagermanija_investicionnyje_i_torgovyje_svazi_2007-10-12.htm (accessed: 14.06. 2014).
10. Pavlov, N.V. Vneshnyaya politika "bol'shoy koalitsii". 2005-2009 [Foreign policy of «grand coalition»] [Electronic resource]. - Mode of access : www.mgimo.ru/fi-les/210929/Pavlov_Merkel_2005-2009.doc (accessed: 14.06. 2014).
11. Pavlov, N.V. Vneshnyaya politika FRG ot Adenauera do Shryodera [The foreign policy of the Federal Republic of Germany from Adenauer to Schroeder] [Text] / N.V. Pavlov, А.А. Novikov. - Moscow : Moscow textbooks : CDPress, 2005. - 608 p.
12. Rar, А. Angela Merkel sdelala stavku na sblizheniye Germanii s SSHA [Angela Merkel made a bid for rapprochement of Germany with the USA] [Electronic resource]. - Mode of access : Alexandr... rg.ru/2006/01/13/merkelj-rossia.htm... (accessed: 17.06. 2014)
13. Rossiysko-germanskiye otnosheniya [Russian-German relations] [Electronic resource]. - Mode of access : http://russische-botschaft.de/ru/dvustoronnienbspotno-shenija/ob-shchaja-informacija.html (accessed: 12.06. 2014).
14. Shyolgen, G.G. Germaniya v mire [Germany in the world] [Text] // Germany. Facts. -Frankfort on the Main : Societaets-Verlag, 2010. - 192 p.
15. Timmermann, K.H. Germano-rossiyskiye otnosheniya v yevropeyskom kontekste [German-Russian relations in European context] [Text] // Mirovaya ekonomika I mezhdu-narodnyye otnosheniya - World Economy and International Relations. - 2006. - N 3.
16. Tovarnaya torgovlya Germanii s Rossiyey v yanvare-dekabre 2013 goda [Commodity trade between Germany and Russia in January - December of 2013] / Ministerstvo
ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii - Ministry of Economic Development of Russian Federation [Electronic resource]. - Mode of access : www.ved.gov.ru > ... > Germany > Bilateral relations with Russia (accessed: 17.06. 2014).
17. Vneshnyaya torgovlya [Foreign trade] [Electronic resource]. - Mode of access : http://www.spb.hk24.ru/ru/o_nas/rossiya_i_germaniya/vneshnyaya_torgovlya / (accessed: 22.05. 2014).
18. Wachstum. Bildung. Zusammenhalt. Koalitionsverlag zwischen CDU, CSU und FDP. 17. Legislaturperiode [Text]. - Berlin, 2009. - 132 S.
M.V. Strelets
THE RUSSIAN VECTOR OF THE SECOND MERKEL CABINET'S FOREIGN POLICY: SOME ASPECTS OF HISTORY
The paper focuses on the history of Russian-German relationships in 2009-2013 when the Federal Republic of Germany (FRG) was ruled by a coalition of Christian Democratic Union/ Christian Social Union (CDU/CSU) and the Free Democratic Party (FDP). This coalition is also known as the Angela Merkel's second cabinet. The author of the article explains his reasons for concentrating on this period, he singles out the major landmarks of Russian-German relationships, and centers on the key events of the aforementioned period. The author maintains that Angela Merkel's second term was characterized by both tradition and innovation in Berlin's policy towards Russia. He states that during the rule of this Conservative-Liberal coalition (2009-2013) this line of German foreign policy turned out to be less fruitful than during the previous period.
Safety, visit, democracy, diplomacy, consultations, D.A. Medvedev, A. Merkel, natonal interests, partnership, negotiations, politics, president, V.V. Putin, Russian Federation, cooperation, Federal Chancellor, Federal Republic of Germany, values.