Научная статья на тему 'Российский рынок полиграфических работ: состояние, тенденции и перспективы развития, 2008 год'

Российский рынок полиграфических работ: состояние, тенденции и перспективы развития, 2008 год Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
89
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

В статье публикуются материалы доклада Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям о состоянии и развитии рынка полиграфических работ в Российской Федерации в 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Российский рынок полиграфических работ: состояние, тенденции и перспективы развития, 2008 год»

РОССИЙСКИЙ РЫНОК ПОЛИГРАФИЧЕСКИХ РАБОТ: СОСТОЯНИЕ, ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ, 2008 ГОД* **

Полиграфический потенциал печати газет

Ранее в СССР, а ныне в РФ основной спецификой развития полиграфической промышленности было и остается создание действенной системы децентрализованной печати общефедеральных (центральных) газет — обеспечение возможности доставки подписчикам газет в день их выхода в Москве.

На первых этапах функционирования системы в отдельные пункты децентрализованной печати факсимильное изображение газетных полос передавалось по фототелеграфу (в 1981 г. действовал 41 пункт приема) или использовалась доставка самолетами матриц для отливки стереотипных печатных форм. В настоящее время уже широко используется возможность передачи данных по Интернету в сочетании с применением ОР и газетных агрегатов офсетной печати. Именно так, например, обеспечивается децентрализованная печать «Российской газеты» в39 пунктах страны.

Если в современных условиях проблема передачи данных и выполнение допечатных процессов производства газет практически решены, то многие вопросы их тиражирования приобрели первостепенное значение. За последнее время художественно-техническое оформление газет претерпело существенные изменения. Изменились форматы, объемы и красочность, а возможности полиграфического исполнения децентрализованной печати в центре и на местах существенно отличаются. Несмотря на проведенную системную модернизацию типографий, их техническая оснащенность различна и в ряде случаев не соответствует требованиям заказчиков. Основные газетные типографии в соответствии с существующей до последнего времени системой стандартизации были приспособлены к производству только определенного типа газет.

* Доклад составлен Управлением периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

** Продолжение. Начало см. в журнале «Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии» № 8 (128) — № 10 (130) — 2009.

Основное требование к типографиям, которое выдвигается издателями в настоящее время, включает наличие современного оборудования — высокоскоростных многокрасочных печатных машин. Понятие «современная» включает и состояние имеющегося парка газетных агрегатов, способного обеспечить необходимое качество печати, уровень которого постоянно возрастает. Жесткие сроки выполнения заказов, опасность их срыва обязывают газетные предприятия дублировать основное технологическое оборудование.

Такие условия организации газетного производства с учетом возрастающего спроса на дополнительные специальные услуги (отдельные развороты, вкладыши, скрепления и т. п.) возможно реализовать только в крупных полиграфических комплексах, естественно, уже значительное количество специализированных типографий становятся неконкурентоспособными.

В результате этого в крупных региональных центрах возникли новые типографии с современной производственной базой, но одновременно в целом ряде регионов дело обстоит совершенно иначе. В результате сегодня спрос на соответствующую газетную печать превышает предложение, несмотря на, казалось бы, избыток производственных мощностей по печати газет во всех регионах страны.

Не получая возможности реализовать свои проекты, издатели все чаще начинают создавать собственные полиграфические базы. И если в мировой практике традиция создания издательско-полиграфических комплексов постепенно сходит на нет, уступая более эффективному аутсорсингу, то в нашей стране возникла противоположная ситуация.

Издательский дом «Провинция» создает свою сеть типографий. Уже действуют девять предприятий в Москве, Ярославле, Орле, Ростове-на-Дону, Краснодаре, Кемерово, Омске, Оренбурге и Саратове. Идет к реализации подобного проекта и ИД «Комсомольская правда», который планирует построить девять типографий в крупных городах страны, в том числе в Краснодаре, Владивостоке, Кемерово, Ставрополе, Уфе и Санкт-Петербурге.

Расширяет свои возможности норвежская компания «А-Прессен», которая уже владеет в России шестью типографиями, ввела в строй еще одну в Челябинске и планирует создание крупного газетно-журнального комплекса в Краснодаре. Складывающийся процесс развития производственных мощностей в газетной печати никак не координируется, что ведет к новому переделу рынка полиграфических работ в регионах и возможному исчезновению ряда традиционных газетных типографий.

Несмотря на возникающие проблемы и целый ряд сдерживающих факторов, до настоящего времени (отмечается снижение общего тиража газет в 2007 к 2006 и 2008 к 2007 гг. на 3—4%) газетный рынок полиграфических работ последовательно развивался. Этому способствовало, главным образом, наличие достаточно устойчивого спроса со стороны издающих организаций на полиграфические услуги и новых издательских проектов.

Однако с начала 2008 г. ситуация на рынке изменилась, в полиграфии все более четко стали проявляться специализированные компании, для которых строительство и эксплуатация типографий является основным видом деятельности. В этой связи, а также из-за постоянного снижения объемов производства, усиления конкуренции на региональных рынках полиграфических работ можно уже говорить о наметившейся тенденции ликвидации «непрофильных» активов среди основных издательских домов. Более того, в конце2008 г. эта тенденция усилилась как следствие появления ряда негативных явлений в отрасли под влиянием развития мирового финансового кризиса. Можно предположить, что при дальнейшем негативном развитии событий последует дальнейшее снижение тиражей и замораживание новых издательских проектов, что, несомненно, отразится на эффективности работы многих полиграфических предприятий.

Характеризуя сложившийся потенциал газетного производства, нельзя не отметить, что основные газетные полиграфические предприятия, задействованные в системе децентрализованной печати, типографии регионального, городского и районного предназначения в своем большинстве оста-

ются практически все еще государственными. Длительное время их работа осуществлялась в условиях определенного монопольного положения, исключающего какую-либо конкуренцию, а организация и техническое оснащение производства подчинялась существующей ранее отраслевой системе стандартизации. Тем не менее, как показал выполненный мониторинг состояния полиграфических производственных мощностей, именно эта категория полиграфических предприятий продолжает сохранять свое доминирующее положение в секторе газетного производства страны.

В сегменте децентрализованной печати газет это подтверждается двумя параметрами: первый — число названий печатаемых газет в типографии; второй — удельный вес общефедеральных изданий в общем числе печатаемых газет.

Первый критерий определяет масштабность позиционирования предприятия на рынке, а второй — характеризует значимость объекта как элемента единого общероссийского информационного пространства.

По мнению экспертов, масштабность выпуска ежедневных, общероссийских газет и еженедельных приложений к ним существенно укрепляет единство информационного пространства РФ, а развитие сети децентрализованной печати создает возможности для этой прессы стать более доступной для населения всехрегионов (рис. 3).

С точки зрения организации полиграфического производства важность данного критерия состоит не только в его политической составляющей, но и в том, что общефедеральным изда-

Рис. 3. Структура газетных предприятий в системе децентрализованной печати по количеству печатных газет, %

ниям, печатающимся в регионах, свойственны специфические производственно-технологические характеристики, отличающие их от региональных газет и влияющие на организацию и техническое оснащение производства. Типографии, у которых удельный вес общероссийских газет в общем перечне превышает среднее значение (в 2008 г. среднее значение составляло 16 %), относятся к федерально значимым (рис. 4).

В настоящее время материально-техническую базу единого информационного пространства страны в сфере печатных средств массовой информации (сеть децентрализованной печати газет) составляют более 60 полиграфических предприятий, из которых половину составляют газетные комплексы, бывшие до акционирования в ведении Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, остальные — государственные типографии областного значения и частные сетевые предприятия.

В соответствии с выбранной оценкой состав наиболее значимых газетных предприятий включает: «Советская Сибирь» (г. Новосибирск), «Ниж-полиграф» (г. Н-Новгород), «Дальпресс» (г. Владивосток), «Кавказская здравница» (г. Минеральные Воды), «Челябинский дом печати», «Слово» (г. Саратов), «Омский дом печати», «Царицын» (г. Волгоград), Южный Урал» (г. Оренбург), «Звезда» (г. Пермь), «Пензенская правда», «Советская Кубань» (г. Краснодар), «Тюменский дом печати», «Уральский рабочий» (г. Екатеринбург), «Дом печати — Вятка» (г. Киров), «Иркутский дом печати», «Молот» (г. Ростов-на-Дону), «Башкортостан» (г. Уфа), «Идел-Пресс» (г. Казань).

Рис. 4. Структура газетных предприятий по уровню значимости, %

Остальные государственные типографии данного сектора имеют, в основном, региональное значение, причем дальнейшее сохранение этого статуса на рынке потребует от них объективной оценки имеющегося потенциала и принятия адекватных инвестиционных действий, обеспечивающих необходимый уровень конкурентоспособности не только в регионе, но и в межрегиональном пространстве. За последние несколько лет в секторе газетной печати, главным образом в московском регионе, было введено в строй несколько новых предприятий, которые отвечают всем самым современным требованиям издающих организаций. Среди них: «Экстра — М», «Первый полиграфический комбинат», «Проф-Ме-диа Принт», «Пушкинская площадь». Несмотря на то, что производство этих типографий характеризуется большой долей печати общефедеральных газет, их настоящая роль в системе децентрализованной печати весьма ограничена. Это объясняется тем, что основная часть изданий распространяется главным образом в Москве и пределах границ Московской области. Удельный вес печати региональных газет, несмотря на имеющиеся возможности этих предприятий, весьманичтожен.

Актуальность применения данного критерия подтверждает и постоянная дискуссия в профессиональной прессе, где лейтмотивом проходит заявление о том, что основной проблемой издателей газет сегодня, особенно ежедневных, остается производство и именно эта проблема заставляет их создавать собственные полиграфические предприятия.

Результаты отраслевого мониторинга позволяют констатировать возникновение достаточно устойчивой тенденции по созданию в регионах газетных типографий замкнутой сетевой принадлежности. Можно сказать, что эти новые предприятия пока, как правило, небольшие производства, специализированные под печать продукции своих инвесторов в сфере бесплатных изданий или газет рекламно-коммерческого назначения.

Отмечается главная причина — негибкость действующих полиграфических предприятий из-за быстрого морального износа установленного печатного оборудования и ограниченных возможностей по его обновлению. Спрос со стороны

издательств и новые технологии намного опережают возможности типографий в проведении модернизации производственных процессов. Только за последние несколько лет практически все специализированные газетные типографии или полностью обновили свой печатный парк, способный осуществлять многокрасочную печать объемных изданий, или установили дополнительные модули для этих целей. Но как показывает практика, сегодня этого уже недостаточно для устойчивого позиционирования на данном рынке. Крупнейшие издательские компании переходят на новые виды газетных изданий, требующих применения многокрасочной печати на бумаге повышенного качества с использованием сушки, других форматов и дополнительных операций по подборке, скреплению, склейке, комплектованию.

Региональная газетная полиграфия

Основную массу российской периодики составляют газеты, общий годовой тираж которых достигает около 8,0 млрд экз. В этом объеме более 70 % составляет выпуск региональных и местных (городские и районные) газет, количество их наименований превышаетбтыс.

Сложившийся к настоящему моменту региональный газетный рынок как первичный фактор, определяющий состояние и перспективу развития соответствующей полиграфической базы, характеризуется постоянным появлением новых изданий как регионального, так и межрегионального уровней, учрежденных новыми субъектами издательского газетного рынка, а также изданий, как правило, межрегионального уровня, образованных в результате диверсификации издательской программы действующих субъектов этого рынка.

Для обеспечения печати такого мощного массива периодики существовали ранее и функционируют сегодня сотни полиграфических предприятий регионального значения и тысячи районных и городских типографий.

Анализ региональной полиграфии, выполненный в рамках проведенного мониторинга, показал, что практически в каждом административном образовании действует одна или несколько типографий, обеспечивающих выпуск всей региональной газетной периодики. В отдельных областях эти функции также выполняют газетные комплексы федерального и регионального значения.

В последнее время с появлением на местах частных и сетевых газетных предприятий ряд периодических изданий, главным образом рекламного и коммерческого характера, а также общефедераль-

ные газеты с региональными вкладками печатаются на их производственной базе. Следует отметить, что чем сильнее в регионе складывается конкуренция полиграфических предприятий в газетном секторе производства, тем интенсивнее проявляется миграция региональных газет по типографиям.

И, наоборот, в каждом регионе существует особый, исторически сложившийся сегмент внутри регионального сектора газетного производства, который отличается стабильностью как в тиражной политике, так и в дислокации мест печатания. Этот сегмент составляют районные и городские газеты в административно-территориальных образованиях с численностью населения до 100 тыс. человек. В загрузке региональных, федеральных газетных комплексов эти газеты занимают незначительное место, пользуясь в большинстве случаев возможностями типографий (районных, городских, межрайонных) с меньшими накладными расходами. Практически вся местная пресса печатается в городских и районных типографиях. По всей вероятности этим, несмотря на всю проблематичность ситуации, объясняется то, что в стране сохраняется широкая сеть типографий местной печати.

Этот вывод подтверждается и взаимозависимостью размещения населения в стране и соответствующей дислокацией количества местных газет (рис. 5).

Несомненно, что вся система районной полиграфии за эти годы претерпела существенные изменения, но в каждом регионе по-разному. В ряде областей и краев сеть местной печати была реформирована, произошло укрупнение типографий, их акционирование и приватизация и, как следствие, модернизация одних типографий и ликвидация других. В других регионах, наоборот, усилилась государственная поддержка региональной полиграфии, осуществляются структурные преобразования, разработаны и реализуются программы развития местных типографий (республики Башкортостан, Татарстан, Пензенская и Ростовская обл. и др.).

В результате проделанной работы уже можно говорить о наметившейся общей тенденции, когда традиционные производственно-технические параметры местных газет последовательно эволюционируют от черно-белого малообъемного уровня 20-летней давности к увеличению объемов изданий и их красочности. Красочность региональных газет с 2005 по 2008 г. увеличилась с 1,67 (среднее число красок на одной полосе) до 1,9 ед. Этот процесс обеспечивается оснащением целого ряда типографий современной ротационной и листовой печатной техникой.

Удельный а территориальных образовании с население« до 100 тыс чел. в численности населения регионе

Удельный газет ■

ш

Г ~1л

Центральный Сейеро- При волжский Южный Уральский ФО Западней фо ф5 ф5

ФО

Рис. 5. Газетная полиграфия местной печати, %

Сибирский Дальневосточный ФО ФО

Тем не менее следует констатировать, что основная масса районных и городских типографий продолжает эксплуатировать морально и физически устаревшее оборудование, установленное еще в далекие советские времена. Несмотря на постоянно увеличивающиеся масштабы технического перевооружения, технологическая структура состава печатного оборудования региональных типографий все еще не соответствует современному уровню развития полиграфического производства. Около трети всего парка оборудования представлены печатными машинами высокой печати, удельный вес офсетных машин достигает только 60 %. Получили относительно широкое применение, особенно в районных типографиях, ризографы — установки трафаретной печати, которые не рассчитаны на длительный срок использования и имеют ограниченные технологические возможности. Но, несмотря на малую производственную мощность этих установок, в целом ряде случаев (небольшая тираж-ность, оперативность и высокая экологичность) — эта самая доступная газетная технология в тех или иных условиях организации производства.

Только около четверти установленных печатных машин насчитывают менее 10 лет производственной эксплуатации, более 60 % единиц этой техники находится за чертой нормативно допустимого применения. Если частные типографии, созданные, как правило, не более 10 лет тому назад, оснащены достаточно современным оборудованием, то на государственных предприятиях почти 80 % действующих печатных машин имеют возраст более 10 лет, а60 % — больше 15 лет, что, естественно, говорит о низкой конкурентоспособности этих типографий

на региональных рынках полиграфических работ.

Рассматривая в целом сектор региональной газетной полиграфии, нельзя не сказать о том, что большинство специализированных полиграфических предприятий, находящихся еще в собственности субъектов РФ, имеют возможность продолжить функционирование в соответствии со своим производственным назначением только при условии сохранения настоящей формы собственности. В случае смены собственника типография по определению превращается в имущественный комплекс с опасностью перепрофилирования на более эффективный бизнес. И от того, как сегодня будет протекать назревший процесс интенсивной модернизации типографий в городах и районах всех регионов, будет зависеть сохранение и развитие местных СМИ, являющихся важнейшим элементом информационного обеспечения населения страны.

Сохранение же государством за собой в той или иной форме права собственности на эти объекты полиграфической деятельности в настоящее время не столько вопрос экономический, сколько политический.

В заключение данного раздела необходимо остановиться на некоторых принципиальных вопросах функционирования газетных предприятий и сформировать определенные выводы.

Значительную часть производственного потенциала газетного сектора отечественной полиграфии продолжают составлять типографии и комплексы, являющиеся собственностью государства, субъектов РФ, муниципальных образований. Формально они относятся к так называемым контрактным предприятиям (предприятия, ведущие самостоятельную политику на рынке, включая вопросы инвестиционного обеспечения развития своего производственного потенциала), но практически они лишены экономической самостоятельности, в частности, в инвестиционной политике. Основная причина — отсутствие права собственности на имущественный комплекс, находящийся в их пользовании, так как вопросы инвестиционного характера по административным каналам, к сожалению, проходят с большими затруднениями. Вследствие пассивной позиции собственника

конкурентные позиции типографий этой специализации постоянно ухудшаются, адвойственность сложившегося статуса становится реальной угрозой для дальнейшего их существования как полиграфического производства.

Представляется, что решением данной проблемы может стать интегрирование типографий как на федеральном, так и региональном уровнях в хозяйственные структуры. Эти преобразования изменят как форму собственности, так и долю участия органов власти в капитале интегрированных структур — от первоначальной на уровне блокирующего пакета акций для предупреждения перепрофилирования предприятий и до нуля при исчезновении этой угрозы.

Создание интегрированных структур отраслевые эксперты считают весьма своевременным, указывая на перспективность газетного рынка, а также на то, что в большинстве регионов наблюдается дефицит газетных типографий, вооруженность которых соответствует современным требованиям заказчиков. Бизнес в регионах более рентабелен, чем в центре, а предприятия без участия государственного капитала в своих активах — это серьезное конкурентное преимущество. По общему мнению, консолидация экономических активов в газетном секторе рынка полиграфических работ становится все более актуальной, в том числе на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Интегрированные структуры — отраслеобра-зующие центры являются важным фактором для восстановления статуса полиграфии как отрасли.

Следует затронуть еще один принципиальный вопрос, который наряду с проблемами распространения и доставки периодической прессы не сходит со страниц как профессиональной, так и общей печати.

Его лейтмотив — нам негде производить качественный продукт, мы вынуждены создавать собственные предприятия. Во-первых, само определение «качественный» некорректно и непрофессионально. Употребление таких бытовых понятий не делает чести издательским работникам, связанным с производством. В полиграфии понятие качества несет совсем другой смысл, имеет четкие параметры оценки. Даже самая «затрапезная газетенка» в черно-белом варианте с точки зрения полиграфического исполнения может быть отпечатана качественно или некачественно.

Речь идет о другом: об изменении форматов, объема, красочности и дизайна газетных изданий, об «ожурналивании» газет, наконец. И эта тенденция понятна, так как каждая газета стремится в духе времени стать оригинальней, привлекательней

и более читабельной. Другими словами, в термин «качественный продукт» вкладывается смысл о соответствии производственных возможностей типографии изменяющимся во времени и пространстве требованиям издающей организации.

Во-вторых, данный диалог ведется на фоне, когда в газетном секторе полиграфии, как это было отмечено выше, складывается существенный избыток производственных мощностей, систематическая их недозагрузка, жесткая конкуренция, увеличивающаяся по мере нескоординированного ввода в строй новых предприятий. Одновременно следует учитывать, что проводится масштабная модернизация типографий, действующих в этой сфере производства.

Фактор цвета на газетных полосах в последние годы приобрел огромное значение. По крайней мере, практически во всех публикациях, так или иначе относящихся к современному состоянию, ближним и дальним перспективам газетного бизнеса, этот фактор фигурирует в качестве одного из основных, определяющих тенденции развития газетного производства. Очевидно, так оно и есть или так оно и должно быть.

Рыночно ориентированные ежедневные газеты России как общефедеральные, так и региональные настойчиво ищут свое место в новых условиях развития медиа-индустрии, стараясь переломить негативную тенденцию к сокращению тиражей и читательской аудитории. Издатели активно применяют передовой зарубежный опыт — становятся мультимедийными, переходят на многокрасочную печать и более удобные для читателей форматы, используют технологии многокрасочной печати на мелованных и легкомелованных бумагах для обложек и дополнительных вложений, увеличивают свои инвестиции в полиграфию, инициируют внедрение новых допечатных и послепечатных технологий и процессов.

Несколько последних лет на рынке периодической печати продолжалось укрупнение бизнеса. Достаточно масштабная концентрация медиа-активов крупным бизнесом вызвана, прежде всего, инвестиционной привлекательностью индустрии СМИ вообще и повышением ценности информационного ресурса региональных СМИ, в частности.

В настоящее время в стране действуют около десятка медиа-холдингов, имеющих в своих активах печатную прессу. Среди них: «Газпром Медиа», «РБК», «ПрофМедиа», «Ньюс медиа», «Independent Media Sanome Magazines», «Московский комсомолец», «Медиа 3» и др. Одновременно местная пресса становится более привлекательной для инвесторов, а в субъектах РФ активно форми-

руются региональные и межрегиональные медиа-холдинги. Так, в Кировской области образовано три холдинга, в Вологодской области сложились два региональных медиа-центра, а в Костромской области функционирует крупная медиа-структура — ООО «Народная медиа-группа».

Естественно, что существенные, а порой и принципиальные изменения на рынке газетной печати, происходящие в последнее время, не могли не вызвать адекватные процессы в секторе российской газетной полиграфии.

Для того чтобы иметь возможность удовлетворить постоянно возрастающие требования со стороны потребителя газетной продукции (населения и рекламодателей), издателям газет необходима соответствующая полиграфическая база, способная решить эту задачу.

Данное требование рынка уже находит свое решение, которое подтверждается созданием нескольких крупнейших газетных комплексов, сетью новых региональных типографий, а также все увеличивающимися масштабами модернизации и технологического перевооружения традиционных типографий системы децентрализованной печати газет, типичных представителей газетных предприятий, которые продолжают составлять реальную материально-техническую базу единого информационного пространства в сфере газетных СМИ.

За последние несколько лет на предприятиях страны было установлено более 100 современных газетных агрегатов различной конфигурации и производственной мощности на сумму 150 млн долл. США. И этот процесс последовательно продолжается. Однако, как показывает анализ эффективности вложения инвестиций в дорогостоящее оборудование, позволяющее печатать многокрасочные, объемные газеты, предварительные ожидания, основанные на складывающихся тенденциях, оправдываются не во всех случаях. Уже все риски по предпринятой модернизации чаще всего типографии вынуждены принимать на себя.

В этой связи следует подчеркнуть, что полиграфическое производство газет в России — это достаточно крупный бизнес, который требует постоянных

масштабных инвестиций. Кроме того, необходимо, чтобы эти инвестиции направлялись на решение тех производственных задач, которые востребованы или будут востребованы стабильными, перспективными заказчиками на рынке газетной печати.

А это возможно только в случае, когда партнеры по полиграфическому бизнесу будут проводить последовательную, открытую издательскую политику, максимально раскрывая свои перспективные планы (о смене формата издания, красочности, величине объема и тиража, применяемого вида бумаги, специальных требованиях по качеству печати и т. п.). Только в этом случае, располагая информацией о планах заказчика, производственная служба типографии сможет более точно спланировать программу технического перевооружения предприятия, скорректировать свои бизнес-планы.

Из всего этого следует, что поддержание высокого технического уровня производства в соответствии с изменяющимися запросами рынка является непрерывным процессом, требующим постоянного контроля рыночной ситуации и конкурентной среды, а также квалифицированного знания рынка полиграфического оборудования, чтобы инвестиционные решения принимались исходя не только из текущих финансовых возможностей, а главным образом, исходя из стратегии долгосрочного развития.

Следовательно, напрашивается важный вывод: для дальнейшего эффективного развития газетного сектора рынка полиграфических работ необходима координация «издатель — полиграфист» и реанимация взаимосогласованной стандартизации в рамках системы отраслевого технического регулирования с учетом развития негативных процессов в предстоящий период.

А развитие этих процессов уже наблюдается со второй половины 2008 г., когда типографии начали сталкиваться со снижением тиражей, полосности и красочности целого ряда газетных изданий, снятием с производства газет рекламного характера, ранее печатаемых значительными тиражами. Не получили подтверждения новые проекты изданий, предполагаемые к печати в 2009 г.

(Продолжение следует)

XXX

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.