Научная статья на тему 'Российский рынок международных автомобильных перевозок грузов: тенденции и перспективы'

Российский рынок международных автомобильных перевозок грузов: тенденции и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2283
282
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКИЙ РЫНОК / АВТОМОБИЛЬНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ / ГЕОГРАФИЯ ПЕРЕВОЗОК / RUSSIAN MARKET / TRANSPORT BY ROAD / TRANSPORTATION GEOGRAPHY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Холопов Константин Владимирович, Забоев Алексей Игоревич

Оценено состояние и ёмкость российского рынка международных автомобильных перевозок грузов. Определена товарная номенклатура перевозимых грузов и география перевозок по странам и регионам. Выявлены тенденции международных автомобильныхперевозок грузов по странам-участницам Европейской конференции министров транспорта (ЕКМТ). Установлены основные параметры применения разрешительной системы ЕКМТ для интересов российских перевозчиков. Дан прогноз, параметры и факторы развития российского рынка международных автомобильных перевозок грузов на ближайшую перспективу. Установлено, что объемы и доли корреспонденций со странами Евросоюза останутся в обозримой перспективе превалирующими в общей структуре российских международных автомобильных перевозок грузов. Однако они могут уменьшиться при создании единого рынка автотранспортных услуг в рамках ЕАЭС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Холопов Константин Владимирович, Забоев Алексей Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russia’s market for international carriage of goods by road: trends and prospects

Assess the status and capacity of the Russian market for international road transport of goods.The authors defined nomenclature of cargoes and transportation geography by country andregion and the trends of international road transport of goods by the participating countries of theEuropean Conference of Ministers of Transport (ECMT). The basic parameters of the applicationfor the permit system ECMT interests of Russian carriers. The forecast parameters and factors ofdevelopment of the Russian market of international road transport of goods in the near future.Found that the volume and share of correspondence with the EU in the foreseeable future willremain prevalent in the general structure of Russian international road haulage. However, theycan be reduced to create a single market of road transport services within the EAEC.

Текст научной работы на тему «Российский рынок международных автомобильных перевозок грузов: тенденции и перспективы»

— Транспорт —

Российский рынок международных автомобильных перевозок грузов: тенденции и перспективы

Предметом масштабного и комплексного научного исследования стала отрасль, оказывающая значительное влияние на результаты внешней торговли Российской Федерации и её экспорт транспортных услуг. Всестороннее изучение отечественного рынка международных автомобильных перевозок грузов позволило оценить перспективы и направления его дальнейшего развития. Результаты исследования обращены и ориентированы к целям формирования на большей части бывшего СССР единого экономического пространства при активном участии России.

Одним из существенных факторов развития экономики Российской Федерации является расширение и повышение эффективности внешней торговли. Одним из важных элементов системы внешнеэкономических связей является транспорт вообще, и автомобильный транспорт, в частности, претерпевший за более чем два десятилетия развития рыночной экономики в Российской Федерации значительные количественные и структурные изменения. Роль международного автомобильного транспорта в экономике страны и в ее внешнеэкономических связях существенно выросла, расширилась география перевозок и номенклатура доставляемых экспортно-импортных и транзитных грузов. Результаты последних лет показали, что и сегмент международных автомобильных перевозок Россия активно интегрируется в международную евразийскую транспортную систему. /1, с. 111/ Это касается и прямых международных автомобильных перевозок, и возможности развития международных автомобильных перевозок грузов в смешанных сообщениях. /2, с. 103/

Международные автомобильные перевозки стали одним из значимых и конкурентоспособных секторов российской экономики, в котором создаются сотни тысяч рабочих мест, и

К.В. Холопов, А.И. Забоев

УДК 339.5 : 656 ББК 65.428 : 65.37 Х - 736

7 - 2014

Российский внешнеэкономический вестник

97 Q

который обеспечивает значительный объем экспорта транспортных услуг и налоговых поступлений в бюджет Российской Федерации. Рост конкуренции на рынке международных автоперевозок способствовал повышению качества, безопасности и эффективности перевозок, а также повышению привлекательности автомобильного транспорта для обеспечения внешней торговли по сравнению с остальными видами отечественного транспорта. /3. с. 16/

Международные автомобильные перевозки грузов являются одним из наиболее динамичных и рыночно ориентированных секторов российской экономики, в котором функционирует 7,5 тыс. автотранспортных компаний, владеющих общим парком подвижного состава свыше 55 тыс. автомобилей и создающим 200 тыс. рабочих мест. Вклад сектора международных автомобильных перевозок в доходную часть бюджета Российской Федерации превышает 8 млрд руб. ежегодно.

Суммарная емкость российского рынка международных автоперевозок оценивается в 7 млрд долл. США, а ежегодная валютная выручка, приходящаяся на отечественных перевозчиков - более 3 млрд долл. США. В условиях глобализации международной экономики и международного торговли автомобильный транспорт становится незаменимым при осуществлении доставки внешнеторговых грузов высокой степени обработки без перегрузок в пути. За счет высокой интеграции в международные логистические цепочки поставок, автомобильный транспорт является наиболее привлекательным для малого и среднего бизнеса, заинтересованного в мелкопартионных отправках внешнеторговой продукции. Таким образом, международный автомобильный транспорт вносит свой существенный вклад в развитие внешнеэкономической деятельности в России.

Общий объем международных автомобильных перевозок российских грузов в 2012 году составил по данным АСМАП - Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (без учета Республики Беларусь и Республики Казахстан) 33,5 млн тонн, что на 34% больше, чем в 2005 году и на 14% больше, чем в 2008 году. Это свидетельствует о том, что за последние 5 лет основные тенденции развития российского рынка международных автомобильных перевозок грузов практически не претерпели значительных изменений. /4, с. 44/ По данным Ро-странснадзора общий объем международных автомобильных перевозок (с учетом Республики Беларусь и Республики Казахстан) в 2012 году оценивается в 40,9 млн тонн, что в 2,3 раза больше, чем в 2000 году, на 20% больше, чем в 2005 году и на 7% больше, чем в 2008 году.

Глобальный экономический кризис, особенно его острая фаза (2008-2009 годах), существенно повлиял на динамику внешнеторгового оборота и спроса на международные автомобильные перевозки. В 2009 году был достигнут локальный минимум, примерно соответствующий уровню 2004 года.

Международные автомобильные перевозки в Российской Федерации разбалан-сированы по направлениям - на ввоз импортных грузов в Россию в 2012 году при-

^ 98

Российский внешнеэкономический вестник

7 - 2014

ходилось около 72% общего объема, в то же время на вывоз экспортных грузов из России в зарубежные страны - лишь 28%, т.е. объем импортного грузопотока превышал объем экспортного грузопотока более чем в 2,5 раза. Это было вызвано, в первую очередь, структурой российской внешней торговли - значительным удельным весом высокотехнологичной продукции в импорте товаров и крайне низким ее уровнем в экспорте. При этом удельный вес экспортного направления в общем объеме международных автомобильных перевозок имеет устойчивую тенденцию к сокращению (с уровня 39,7% в 2000 году).

На долю автомобильного транспорта в 2012 году приходилось всего 1,2% от общего объема экспортных перевозок грузов, выполненных всеми видами транспорта (включая трубопроводный). Удельный вес автотранспорта в импортных перевозках, выполненных всеми видами транспорта в 2012 году, превышает 16,5% (без учета внутренних автомобильных перевозок импортных грузов из российских морских портов). В то же время удельный вес автомобильного транспорта по стоимости перевозимых внешнеторговых грузов существенно выше и оценивается в настоящее время в 25-27%, что сопоставимо с авиационным, морским и железнодорожным транспортом. /5, с. 13/

В 2012 году в структуре российского экспорта транспортных услуг, в части грузовых перевозок, на автомобильный транспорт приходилось примерно 7,5% от общего объема, что на 2% больше, чем в 2008 году (см. рисунок 1). В импорте транспортных услуг доля международных автомобильных грузовых перевозок составила в 2012 году 8,5% против 7,8% в 2008 году. Таким образом, международные автомобильные перевозки, согласно статистике Центрального Банка России, характеризуются отрицательным сальдо торговли услугами. Однако в данном показателе не учтен экспорт транспортных услуг от перевозок грузов российскими автотранспортными компаниями между пунктами в третьих странах с использованием многосторонних разрешений ЕКМТ - Европейской конференции министров транспорта.1

1 Европейская конференция министров транспорта (European Conference of Ministers of Transport) - межправительственная организация, основанная 17 октября 1953 года в Брюсселе. Участниками Конференции являются министры транспорта 43 стран Европы. Россия является участницей ЕКМТ с 1997 года. Конференция функционирует в целях создания эффективной транспортной системы в Европе, способствует развитию сотрудничества между ЕС и остальными европейскими государствами, исследует существующие тенденции и перспективы дальнейшего развития внутреннего транспорта на европейском континенте. Разрешения ЕКМТ - это многосторонние разрешения на международные автомобильные перевозки грузов в странах-участницах ЕКМТ. Разрешительная система ЕКМТ основана на предоставлении странам-участницам квот (определенного количества разрешений ЕКМТ), для выполнения перевозок между двумя и более странами ЕКМТ. Каждое разрешение ЕКМТ действительно на определенный период времени для неограниченного числа рейсов. Разрешения ЕКМТ выдаются либо сроком на год, либо сроком на 30 дней.

7 - 2014

Российский внешнеэкономический вестник

99 Q

Рисунок 1

Удельный вес автомобильного транспорта в экспорте и импорте транспортных услуг (в части грузовых перевозок) в 2008-2012 гг., %%

9

2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011г. 2012 г.

Е>ю: п ■:■ рт у с л у г ■ И м п ■:■ рту с л у г

Источник: Центральный банк Российской Федерации (Платежный баланс Российской Федерации за 2005 год - январь-сентябрь 2013 года. http://www.cbr.ru/statistics/)

Товарная структура международных автомобильных перевозок имеет существенные различия в экспортном и импортном направлениях. На долю основной позиции - лесных грузов в 2012 году приходилось чуть менее трети от общего объема экспортных автомобильных перевозок.

Еще одну треть от общего объема экспортных перевозок составляли продовольственные товары, продукты химической промышленности и каучук. В импортных перевозках, наоборот, преобладают продовольственные товары (более 31%), машины, оборудование и транспортные средства (16,8%), продукция химической промышленности, каучук (16,2%), текстильные изделия и обувь (13%).

В настоящее время на пространстве между Тихим и Атлантическими океанами международные автомобильные перевозки осуществляются более чем в 40 странах мира, в число которых входят государства ЕС и СНГ, а также Турция и Китай. На долю государств, участвующих в многосторонней системе ЕКМТ, в 2012 году приходилось около 72% от общего объема международных автомобильных перевозок Российской Федерации. При этом во ввозе грузов в Россию из зарубежных

^ 100

Российский внешнеэкономический вестник

7 - 2014

государств удельный вес стран ЕКМТ был выше (около 80%), в вывозе грузов из России в зарубежные страны ниже - чуть более половины от общего объема.

Во ввозе импортных грузов из стран ЕКМТ две трети всего объема международных автоперевозок грузов приходится на 6 стран - Финляндию, Украину, Польшу, Литву, Германию и Эстонию. При этом в структуре импортных перевозок наиболее значительны грузопотоки между Финляндией и Россией (продукты питания, мебель, автомобили, бытовая техника, также транзитные грузы, вывозимые преимущественно из финских морских портов), а также Украиной и Россией (продукты питания, а также товары, завозимые через морские торговые порты Ильичевск и Одесса).

Характерной тенденцией последних лет стал небольшой рост удельного веса Украины, Польши и стран Балтии в географической структуре экспортно-импортных перевозок Российской Федерации при относительно небольшом снижении удельного веса Германии в доставке внешнеторговых грузов. Кроме того, продолжает укрепляться тенденция расширения логистических схем доставки товаров в Россию из стран Западной Европы с использованием промежуточных терминальных комплексов и перецепкой полуприцепа / перегрузкой груза. Основная сеть указанных логистических комплексов расположена в Латвии, Литве, Польше и Эстонии.

В 2005 году из основных грузообразующих стран (Франция, Германия, Бельгия и Нидерланды) в Россию поступило 3 млн т грузов, причем 87% - прямым автомобильным сообщением и только 13% - с перегрузкой/перецепкой в Польше, Латвии и Литве. Но уже в 2012 году общий объем поставок из указанных стран возрос до 5,2 млн т, однако лишь 54% объёма товаров пришло в Россию прямым автомобильным сообщением, а 46% объёма поступает с использованием двусторонних разрешений соответствующих стран после переоформления и промежуточного хранения на многочисленных терминальных комплексах соседних с Россией стран.

Это также стало одной из причин, по которой удельный вес перевозчиков стран Балтии и Польши на рынке перевозок с Россией стабильно растет все эти годы. При этом для перевозок в Россию используется стандартная схема перевозок с использованием соответствующих двусторонних разрешений, дефицита по которым у этих стран, в отличие от других стран Западной и Центральной Европы, не наблюдается.

Некоторое восстановление посткризисных объемов внешней торговли России с европейскими странами в 2010-2012 гг. привело к некоторому восстановлению и, даже, небольшому росту спроса в нашей стране на международные автомобильные перевозки. Однако экономическая стагнация в Еврозоне, начавшаяся в конце 2011 года и не завершившаяся до сих пор, а также остановка экономического роста в Российской Федерации по итогам 2013 года (по оценке МЭР на 7 февраля 2014 года прирост ВВП в 2013 году составил 1,3%, а прирост промышленного произ-

7 - 2014

Российский внешнеэкономический вестник

101 ^

водства - 0,3%), создают значительные риски для секторального рынка международных автоперевозок между Россией и странами ЕС, и в целом, и российского сектора международных автомобильных сообщений, в частности. Указанная ситуация усугубляется целым рядом негативных факторов, таких как рост импортных цен на товары и услуги, что ведет к сжатию спроса и снижению экспортных цен.

С учетом того, что по данным Центра Стратегических разработок (ЦСР), российский экономический цикл коррелирует с циклом Еврозоны больше, чем с ценой на нефть, а также, основываясь на оперативных данных ФТС России по объемам и структуре внешней торговли за 2013 год, ожидается снижение объема международных грузовых автоперевозок, которое может составить в 2013 году по сравнению с 2012 годом - 0,5-1,5% по оптимистичному сценарию, и 2-5% - по пессимистичному сценарию. В частности, по предварительным данным ФТС России, снижение объемов ввоза импортных товаров в Россию в 2013 году по сравнению с 2012 годом может составить - по легковым автомобилям - до 17%, по мясной продукции - до 10%, по рыбе и морепродуктам - до 5% и т.д. Отрицательная динамика объемов международных автомобильных перевозок грузов для России может усилиться в 2014 году.

Перспективы развития рынка международных автомобильных перевозок грузов за пределами 2014 года будут во многом зависеть от состояния мировой экономики, а также внешней торговли Российской Федерации. В первую очередь, здесь индикаторами будет состояние внешней торговли со странами ЕС, СНГ и Китаем; возможности производства в нашей стране высокотехнологичной продукции, пользующейся спросом на международном рынке; расширение экономического сотрудничества с зарубежными странами и, в немалой степени, конъюнктура внешних товарных рынков, а также международных рынков транспортных услуг.

При определении перспектив развития российского рынка международных автомобильных перевозок грузов могут быть рассмотрены два основных сценарных варианта, основанных на Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года.

В соответствии с указанным прогнозом в 2015-2016 гг. можно ожидать постепенное восстановление объемов международных автоперевозок. По консервативному варианту рост может составить до 1%; по инновационному - до 3%. В случае если после 2016 года сохранится стабильность на мировых товарных рынках, можно прогнозировать некоторый рост международных автомобильных перевозок грузов между Россией и зарубежными странами. В результате объем перевозок грузов международным автомобильным транспортом в 2020 году может возрасти до 43,6 млн т и 47,1 млн т. Такие, в целом, не очень высокие прогнозируемые темпы роста объемов международных автомобильных перевозок грузов связаны, по мнению авторов, с сохранением (к сожалению) в обозримой перспективе традиционной роли России как поставщика первичных энергоресурсов и сырья низкой

^ 102

Российский внешнеэкономический вестник

7 - 2014

степени переработки, что не позволяет поднять физические темпы роста отечественного экспорта выше 2,4% в год в 2016-2030 гг.

Однако здесь возможно появление факторов качественного роста российского рынка международных автотранспортных услуг. Одним из таковых, который окажет значительное влияние и на географическую структуру внешней торговли Российской Федерации, и на рынок перевозочных услуг, должно стать развитие Единого экономического пространства, а также создание на его основе Евразийского Экономического Союза после 2015 года.

Европейский союз сохранит ведущие позиции в географической структуре российского экспорта и импорта, а также в качестве источника притока инвестиций и бизнес-компетенций в различные отрасли российской экономики. Но удельный вес ЕС в российском обороте внешней торговли будет постепенно снижаться, и к 2030 году составит около 45%. Снизится доля ЕС и в структуре российского импорта. По оценкам, она составит примерно 33%.

Ряд факторов развития будет зависеть от наличия и качества регуляторных мер сектора международных автомобильных услуг. Речь идет об отечественных формах и методах такого регулирования рынка. Пока на сегодняшний день российский рынок международных автомобильных перевозок полностью открыт.

Развитие международных автомобильных перевозок в обозримой перспективе будет во многом зависеть от уровня конкуренции российских автотранспортных компаний с перевозчиками из зарубежных стран, модернизации автомобильного парка современной техникой высоких экологических классов ЕВРО-V и ЕВРО-VI, а также целого ряда других факторов.

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. Kholopov K.V, Golubchik A.M. Problems and Directions of Intégration Russia into International Transport Systems. Russian Foreign Economic Journal. English Supplément. №1 (1), 2013. p. 109 - 116

2. Холопов К.В. Зарубежный опыт и направления развития международных контрейлерных перевозок в России. // «Российский внешнеэкономический вестник», 2011. №9, с. 101 - 109 (Holopov K.V. Zarubezhnyj opyt i napravlenija razvitija mezhdunarodnyh kontrejlernyh perevozok v Rossii. // «Rossijskij vneshnejekonomicheskij vestnik», 2011. №9, s. 101 - 109)

3. Холопов К.В. Современное состояние и проблемы развития российского рынка международных автомобильных перевозок. //«Российский внешнеэкономический вестник», 2010. №9, с. 43 - 51 (Holopov K.V Sovremennoe sostojanie i problemy razvitija rossijskogo rynka mezhdunarodnyh avtomobil'nyh perevozok. //«Rossijskij vneshnejekonomicheskij vestnik», 2010. №9, s. 43 - 51)

4. Абсаметова А.М., Забоев А.И., Ташенов А.С. Развитие авиатранспортного потенциала ЕврАзЭС. Обзор Евразийского Банка Развития (ISBN 978-601-7151-22-5). Алматы: 2011 г.- 50 с. (Absametova A.M., Zaboev A.I., Tashenov A.S. Razvitie aviatransportnogo potenciala EvrAzJeS. ObzorEvrazijskogo Banka Razvitija (ISBN 978-601-7151-22-5). Almaty: 2011 g.- 50 s.)

7 - 2014

Российский внешнеэкономический вестник

103 Q

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.