Научная статья на тему 'РОССИЙСКИЙ ПОДВОДНЫЙ ФЛОТ В АРКТИКЕ НА РУБЕЖЕ 20-21 ВЕКА: ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ'

РОССИЙСКИЙ ПОДВОДНЫЙ ФЛОТ В АРКТИКЕ НА РУБЕЖЕ 20-21 ВЕКА: ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Арктика / подводный флот / экономическое развитие / экономические ресурсы / экономический потенциал / технические характеристики / структура / экспедиции / Arctic / submarine fleet / economic development / economic resources / economic potential / technical characteristics / structure / expeditions

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — К В. Ушаткин, А В. Карапыш, К А. Потапенко

Статья посвящена вопросам освоения Арктики подводным флотом России на рубеже 20-21 веков. Подводный флот России в Арктике обеспечивает защиту стратегических интересов нашей страны на севере, в том числе охрану территориальных вод, контроль над мор скими транспортными и торговыми путями и защиту природных и экономических ресурсов. Все это имеет важное стратегическое значение с точки зрения нац иональной безопасности, защиты политических интересов, сохранение и развитие экономического потенциала России в Арктике. Статья охватывает историю Российского подводного флота в Арктике, его структуру и состав, технические характеристики подводных лодок, возможности применения в условиях Арктик и, проблемы и вызовы, с которыми Российский подводный флот сталкивается в этом регионе на современном этапе развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN SUBMARINE FLEET IN THE ARCTIC AT THE TURN OF THE 20-21 CENTURY: POLITICAL AND ECONOMIC ASPECTS

The article is devoted to the development of the Arctic by the Russian submarine fleet at the turn of the 20th-21st centuries. The Russian submarine Fleet in the Arctic ensures the protection of our country's strategic interests in the north, including the protection of territorial waters, control over maritime transport and trade routes, and the protection of natural and economic resources. All this is of great strategic importance from the point of view of national security, protection of political interests, preservation and development of Russia's economic potential in the Arctic. The article covers the history of the Russian submarine fleet in the Arctic, its structure and composition, the technical characteristics of submarines, the possibilities of application in the Arctic, the problems and challenges that the Russian submarine Fleet faces in this region at the present stage of development.

Текст научной работы на тему «РОССИЙСКИЙ ПОДВОДНЫЙ ФЛОТ В АРКТИКЕ НА РУБЕЖЕ 20-21 ВЕКА: ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ»

EDN: KQZSHW

К.В. Ушаткин - преподаватель кафедры экономики судостроительной промышленности, Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, Санкт-Петербург, Россия, [email protected],

K.V. Ushatkin - tutor of the department of economics of the shipbuilding industry, St Petersburg state maritime technical university, St. Petersburg, Russia;

А.В.Карапыш - обучающаяся кафедры экономики судостроительной промышленности, Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, Санкт-Петербург, Россия; [email protected],

A.V. Karapysh - student of the department of shipbuilding economics, St. Petersburg state maritime technical university, St. Petersburg, Russia;

К.А. Потапенко - обучающийся кафедры экономики судостроительной промышленности, Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, Санкт-Петербург, Россия; [email protected],

K.A. Potapenko - student of the department of shipbuilding economics, St. Petersburg state maritime technical university, St. Petersburg, Russia.

РОССИЙСКИЙ ПОДВОДНЫЙ ФЛОТ В АРКТИКЕ НА РУБЕЖЕ 20-21 ВЕКА: ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ RUSSIAN SUBMARINE FLEET IN THE ARCTIC AT THE TURN OF THE 20-21 CENTURY: POLITICAL AND ECONOMIC ASPECTS

Аннотация. Статья посвящена вопросам освоения Арктики подводным флотом России на рубеже 20-21 веков. Подводный флот России в Арктике обеспечивает защиту стратегических интересов нашей страны на севере, в том числе охрану территориальных вод, контроль над морскими транспортными и торговыми путями и защиту природных и экономических ресурсов. Всё это имеет важное стратегическое значение с точки зрения национальной безопасности, защиты политических интересов, сохранение и развитие экономического потенциала России в Арктике. Статья охватывает историю Российского подводного флота в Арктике, его структуру и состав, технические характеристики подводных лодок, возможности применения в условиях Арктики, проблемы и вызовы, с которыми Российский подводный флот сталкивается в этом регионе на современном этапе развития.

Abstract. The article is devoted to the development of the Arctic by the Russian submarine fleet at the turn of the 20th-21st centuries. The Russian submarine Fleet in the Arctic ensures the protection of our country's strategic interests in the north, including the protection of territorial waters, control over maritime transport and trade routes, and the protection of natural and economic resources. All this is of great strategic importance from the point of view of national security, protection of political interests, preservation and development of Russia's economic potential in the Arctic. The article covers the history of the Russian submarine fleet in the Arctic, its structure and composition, the technical characteristics of submarines, the possibilities of application in the Arctic, the problems and challenges that the Russian submarine Fleet faces in this region at the present stage of development.

Ключевые слова: Арктика, подводный флот, экономическое развитие, экономические ресурсы, экономический потенциал, технические характеристики, структура, экспедиции.

Keywords: Arctic, submarine fleet, economic development, economic resources, economic potential, technical characteristics, structure, expeditions.

Арктический регион становится все более значимым в мировой политике и экономике. Страны, граничащие с Арктикой, а также другие государства, принимают активное участие в освоении ресурсов этого региона и защите своих интересов. Россия, как один из ключевых игроков в Арктике, активно развивает свой подводный флот, чтобы обеспечить национальную безопасность и защитить свои интересы в этом регионе.

Исторически, Российский подводный флот имел огромное значение в Арктике. С его помощью Россия проводила разведывательные миссии, обеспечивала безопасность своих военных объектов и контролировала активности других государств. На протяжении последних десятилетий Российский подводный флот прошел значительные изменения, в результате чего он стал более современным, технически совершенным и способным выполнять различные задачи.

Цель данной статьи - рассмотреть современное состояние Российского подводного флота в Арктике на рубеже 20-21 века, а также его возможности и вызовы. В рамках данной статьи будет рассмотрена история Российского подводного флота в Арктике, его структура и состав, технические характеристики подводных лодок, возможности применения в условиях Арктики, проблемы и вызовы, с которыми сталкивается Российский подводный флот в этом регионе.

Первые походы атомных лодок в Арктику были связаны с задачами исследования и обеспечения безопасности государства. В период холодной войны СССР нуждался в обеспечении своей обороноспособности и контроле за акваториями. Использование атомных лодок позволяло достичь высокой скорости и маневренности, а также обеспечить длительное нахождение под водой без необходимости всплытия на поверхность для подзарядки аккумуляторных батарей.

Первая атомная подводная лодка СССР "Ленинский комсомол" была спущена на воду в 1957 году, а первая атомная ракетная подводная лодка "К-19" была запущена в 1959 году. С тех пор атомные лодки стали основным средством стратегического ядерной триады СССР. [1][2]

Освоение опыта первых походов в Арктику позволило совершенствовать технологии создания атомных лодок, улучшать их характеристики и увеличивать их мощность. Например, атомные лодки проекта 941 "Акула" стали самыми крупными и мощными подводными лодками в истории, имевшими 20 баллистических ракет Р-39 на борту, мощность которых превышала мощность всей бомбардировочной авиации США.[3]

Опыт первых походов атомных лодок в Арктику позволил открыть и совершенствовать многие технологии, которые сделали подводные лодки более маневренными, эффективными и независимыми.

В ходе походов атомных лодок в Арктику были разработаны и усовершенствованы системы обнаружения подводных лодок противника. Были созданы гидроакустические системы, которые позволяли обнаруживать звуковые сигналы, излучаемые надводными или подводными кораблями, другими объектами, а также их движение и скорость. Эти системы позволили лодкам СССР обнаруживать и отслеживать подводные лодки США и других стран.

Гидроакустическое обнаружение подводных объектов - это технология, основанная на использовании звуковых волн для обнаружения и определения расстояния до подводных объектов. Эта технология позволяет

354

Международный журнал

лодкам излучать звуковые импульсы в воду и затем измерять время, которое требуется для того, чтобы эти импульсы отразились от других объектов и вернулись обратно к исходной точке. Измеряя время задержки эхо-сигналов, лодки могут определять расстояние до других объектов в воде. С использованием этой технологии, лодки могли быстро обнаруживать и отслеживать другие подводные объекты, что являлось очень важным для обеспечения безопасности на море. В последствии, технология гидроакустического обнаружения была доработана и усовершенствована, включая использование компьютерных алгоритмов и улучшенных датчиков, что позволило лодкам более точно определять расположение других объектов в воде и избегать столкновений. Таким образом, гидроакустическое обнаружение стало важной технологией в области подводного обнаружения и навигации [4].

Еще одной важной технологией, которая была разработана благодаря опыту походов атомных лодок в Арктику, является технология инерционной навигации. С ее помощью лодки могли определять свое местоположение в воде, не используя GPS-навигацию, которая не всегда была доступна в условиях Арктики.

Технология инерционной навигации основана на использовании инерционных сенсоров, таких как акселерометры и гироскопы, которые измеряют изменение скорости и направления движения лодки. Эта информация передается в компьютерную систему навигации, которая интегрирует данные и определяет точное местоположение лодки в воде. Такая технология навигации была необходима для атомных лодок, так как они могли проводить длительное время под водой без доступа к спутниковой навигации. Инерционная навигация позволяла лодкам оперировать в условиях ограниченной видимости и плохой погоды, таких как туман или сильный снегопад. С течением времени технология инерционной навигации была совершенствована и улучшена. Новые версии инерционных сенсоров и компьютерных систем позволяют определять местоположение лодки с более высокой точностью и надежностью. Это позволяет атомным лодкам быть более эффективными и безопасными во время своих походов в Арктике и других районах. Также благодаря опыту походов атомных лодок в Арктику были улучшены системы жизнеобеспечения на борту. Были разработаны новые системы очистки воды и воздуха, которые позволяли командам лодок находиться под водой в течение более длительного времени. Также были разработаны системы рециркуляции кислорода, которые позволяли лодкам оставаться под водой даже при поломке обычных систем жизнеобеспечения.

Также были созданы системы защиты лодок от возможных атак. Эти системы включали в себя различные средства защиты, такие как системы предотвращения попадания торпед и ракетного вооружения, системы управления лодкой в автоматическом режиме и т.д. [5].

В целом, опыт первых походов атомных лодок в Арктику стал важным этапом в развитии технологий создания подводных лодок и систем их обнаружения и защиты. Большинство из этих технологий были.

На сегодняшний день Россия является одной из ведущих стран в исследовании этого региона, и подводный флот является одним из ключевых элементов в этом процессе. Одним из примеров участия подводных лодок в освоении Арктики является испытания баллистических ракет при запуске из надводного и подводного положения. Технология запуска ракет из надводного положения представляет собой поиск подходящей полыньи для всплытия ракетоносца, запуск ракеты и быстрое удаление из точки запуска для предотвращения обнаружения противником. Старт ракет из подводного положения предполагает собой заход РПКСН (ракетный подводный крейсер стратегического назначения) в точку запуска, сам запуск и удаление из точки запуска для предотвращения обнаружения противником. Такие испытания позволяют совершенствовать системы запуска, условия эксплуатации носителя и ракетного оружия [6].

На данный момент основным оружием подводных ракетоносцев является ракета «Булава-30». Ракета "Булава-30" - это межконтинентальная баллистическая ракета, которая может быть запущена как с подводной, так и с надводной позиции. Она предназначена для поражения целей на дистанции более 8 тыс.км и несет от 6 до 10 гиперзвуковых маневрирующих ядерных блоков индивидуального наведения общей массой 1,15 т, способных менять траекторию полета по высоте и курсу. Успешный запуск ракеты "Булава-30" из надводного или подводного положения подводной лодки является доказательством высокой готовности и профессионализма экипажа, а также технической компетенции разработчиков и производителей оборудования. Это также подтверждает возможности подводного флота в освоении Арктики и защите интересов России в этом регионе.

Современный российский подводный флот в Арктике насчитывает более 30 подводных лодок, в том числе атомные и дизель-электрические, находящиеся в составе Краснознаменного Северного флота и Краснознаменного Тихоокеанского флота. Они могут выполнять широкий спектр задач, включая боевые действия, обеспечение безопасности на море, разведку и т.д.

Техническое вооружение подводных лодок России в Арктике является одним из самых мощных и разнообразных в мире. Каждая лодка оборудована комплексом различных систем оружия, которые позволяют ей выполнять различные задачи на море. Одной из основных систем является комплекс ракетного оружия, который включает в себя баллистические ракеты. Наиболее мощные и современные подводные лодки России в Арктике оснащены такими ракетами, которые могут поражать цели на большом расстоянии от лодки и обладают способностью преодолевать системы ПРО. Также на борту подводных лодок находятся торпеды, которые могут использоваться для боевых действий и уничтожения противника. Они способны поражать как надводные, так и подводные цели. Другим важным элементом технического вооружения подводных лодок являются системы разведки. Они могут использоваться для наблюдения за противником и сбора различной информации о его дей-

ствиях. Также на борту могут находиться системы установки морских мин, которые могут применяться для обеспечения безопасности российских территориальных вод.

Таким образом, техническое вооружение подводных лодок России в Арктике является высокотехнологичным и мощным комплексом, который обеспечивает возможность выполнения различных задач на море.

Подводный флот России в Арктике имеет стратегическое значение для национальной безопасности. Он обеспечивает защиту российских интересов на севере, в том числе защиту территориальных вод, контроль над морскими путями и защиту ресурсов. Помимо защиты территориальных интересов, подводный флот России в Арктике также играет важную роль в обеспечении национальной безопасности в целом. Он является составной частью ядерной триады России, вместе с баллистическими ракетами на суше и в воздухе, и способен выполнять удары по потенциальным противникам. Кроме того, подводные лодки способны проводить разведку и следить за действиями иностранных военных кораблей и подводных лодок в Арктике. В случае необходимости они также могут принимать участие в операциях по спасению экипажей потерпевших крушение судов и подводных лодок. Кроме того, важную роль играют арктические походы кораблей Северного флота в Арктику. Походы имеют несколько целей, включая контроль над территориями Арктики и укрепление обороноспособности страны в этом регионе. Также проводятся исследования в области гидрологии, гидрографии, метеорологии и экологии Арктики. Арктические походы кораблей Северного флота по Северному морскому пути подчеркивает растущую роль России в Арктике и ее стратегический интерес в этом регионе. В то же время, это также свидетельствует о том, что подводные лодки и другие корабли продолжают играть важную роль в обеспечении безопасности и освоении Арктики [7].

Также проводятся учения, направленные на повышение боевой готовности подводных лодок в условиях Арктики. Например, учения «Умка», проведенные в 2021 году, позволили проверить боевых возможностей подводных лодок в сложных условиях Северного морского пути.

Учения «Умка» проводятся в рамках тренировочного цикла подводных лодок и охватывают комплекс мероприятий, включающий как боевые тактические задачи, так и элементы ледовой навигации. Основная цель учений - проверка готовности подводных лодок к выполнению задач в условиях Арктики, а также развитие навыков боевого применения и обучение команд переживать экстремальные условия. В рамках учений могут проводиться различные задания, такие как боевые пуски ракет, погружение под лед, обнаружение и уничтожение подводных целей, а также другие боевые мероприятия. Экспедиции «Умка-2021», которая проходила в период с 22 февраля по 3 марта 2021 года. включала в себя проверку боевых возможностей подводных лодок в сложных условиях Арктики, а также тестирование беспилотных летательных аппаратов и дронов.

В конечном итоге, экспедиция «Умка-2021» позволила проверить боевую готовность подводных лодок в условиях Арктики и протестировать новейшие технологии, что является важным шагом для повышения безопасности и эффективности действий подводного флота в регионе [8].

На сегодняшний день, подводный флот продолжает активно участвовать в освоении Арктики, выполняя множество задач, связанных с исследованием и обеспечением безопасности в этом регионе.

Российский подводный флот играет важную роль в освоении Арктики. Подводные лодки обеспечивают безопасность и защиту интересов России в регионе, проводят исследования и научные эксперименты, участвуют в учениях и испытаниях новой техники и вооружения. Специальные мероприятия, такие как учения "Умка", позволяют подводному флоту повышать свою боевую готовность и эффективность в сложных условиях Арктики. Развитие и модернизация подводных лодок, а также надводных кораблей, позволяют усиливать присутствие России в Арктике и защищать ее интересы в регионе.

В целом, подводный флот России является ключевым фактором в освоении Арктики и защите интересов страны в этом регионе, и его развитие и модернизация остаются важными приоритетами национальной безопасности.

Источники:

1. К-19 — первый отечественный атомный подводный ракетоносец //Тасс, информационное агентство: официальный сайт. — URL: https://tass.ru/armiya-i-opk/9972479 (дата обращения 10.05.2023).

2. Национальная оборона : военная гидроакустика в период Великой Отечественной войны // Национальная Оборона. - 2020, №11. — URL: https://2009-2020.oborona.ru/includes/periodics/navy/2020/0228/131928814/detail.shtml (дата обращения 10.05.2023).

3. Первый пуск межконтинентальной баллистической ракеты «Булава» с борта АПЛ «Князь Владимир» // Наука и техника - 2019, 30 октября. — URL: https://naukatehnika.com/pusk-ballisticheskoj-rakety-bulava.html (дата обращения 13.05.2023).

4. Подводная лодка К-3, "Ленинский комсомол", Б-3.Проект 627,2022г. / [Электронный ресурс] // Deep Storm — URL: http://www.deepstorm.ru/DeepStorm.files/45-92/nts/627/k3/k3.htm (дата обращения 10.05.2023).

5. Семенов В.Н. Подводные ракетоносцы тихоокеанцев в 1958-1991 гг. // Военно-исторический журнал. - 2020, №8. - с.31-39. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podvodnye-raketonostsy-tihookeantsev-v-1958-1991-gg (дата обращения 09.05.2023).

6. Проект 941 «Акула». Гордость отечественного подводного кораблестроения / [Электронный ресурс] // Военное Образование. - 2019, 19 марта. — URL: https://topwar.ru/155667-javljaetsja-li-proekt-941-akula-gordostju-otechestvennogo-podvodnogo-korablestroenija-otvet-bezuslovno-da.html (дата обращения 11.05.2023).

7. Федоров А.В. Системы навигации // MIL.PRESS FLOT — URL: https://flot.com/science/sn1.htm?ysclid=lhmiuc9mrj293953357 (дата обращения 12.05.2023).

8. Экспедиция «Умка-2021». Подлодки, самолеты и арктический потенциал / [Электронный ресурс] // Военное обозрение. - 2021, 31 марта. — URL: https://topwar.ru/181454-jekspedicija-umka-2021-podlodki-samolety-i-arkticheskij-potencial.html (дата обращения 12.05.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.