Юлия КОРОЛЕВА
РОССИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛИЗМ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ
В работе раскрываются возможности федерализма, в частности российского, по воздействию на процесс формирования и укрепления национальной безопасности страны. Автор раскрывает и формулирует факториальные возможности российского федерализма в деле укрепления системы национальной безопасности страны на современном этапе.
The article reveals the possibilities of federalism, especially in Russia, to influence the process of formation and strengthening of the system of national security. The author discovers and formulates factorial possibilities of the Russian federalism in strengthening Russian system of national security at the present stage.
Ключевые слова:
федерализм, фактор, безопасность страны, система национальной безопасности страны, потенциал; federalism, factor, safety of country, system of national security, potential.
КОРОЛЕВА
Юлия
Михайловна — соискатель по кафедре философии МГОУ; заместитель директора Центра оценки качества зерна
Идея федерализма как фактора решения внутренних противоречий многократно включалась в политическую мысль. Но обладает ли федерализм потенциалом в деле совершенствования национальной безопасности, может ли он выступать фактором совершенствования системы национальной безопасности России? Это тем более значимо, т.к. сущностное свойство федерализма еще только воплощается в жизнь нашей страны. И в деле совершенствования системы национальной безопасности весьма значимым является потенциал возможностей субъектов Российской Федерации, сочетаемый с принципами федерального государственного устройства страны в целом.
Автор считает, что именно в сочетании возможностей отдельных субъектов России и федерального устройства страны кроются совершенно новые возможности включения государства в изменяющуюся систему международных отношений, в изменяющуюся политическую и военную обстановку в мире, в обеспечение эффективного функционирования системы национальной безопасности страны, в ее совершенствование.
Недаром многие исследователи справедливо отмечают, что возможности федерализма сегодня еще не нашли должного отражения в теоретических рекомендациях, которые необходимо использовать при принятии и реализации политических решений по вопросам безопасности как руководством страны, так и руководством субъектов Российской Федерации1.
Очевидно, для раскрытия возможностей федерализма необходимо выявить те свойства и качества федерализма, которые прямо и опосредованно относятся к формированию и укреплению безопасности страны.
Автор придерживается точки зрения, что федерализм представляет собой и конституционно установленную форму государственного устройства, и конституционный принцип разделения государственной власти «по вертикали», и конституционно закрепленную составную часть механизма общественного само-
1 См.: Карапетян Л.М. Федеративное устройство Российского государства. — М., 2005, с. 4—7; Федерализм: теория, институты, отношения (сравнительноправовое исследование) / отв. ред. Б.Н. Топорнин. — М., 2005, с. 27—32; Ум-нова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма: учебно-практическое пособие. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 2006, с. 11—16.
управления, и конституционно-организационную гарантию прав и свобод человека и гражданина1.
Следовательно, федерализм — это идеология, образ жизни, принцип взаимоотношений между различными государствами, а также общностями людей и государством вне зависимости от формы его политикотерриториального устройства, содержанием которого является оптимальное и справедливое разделение публичной власти в обществе на основе децентрализации, учета интересов всех сторон этих связей и отношений.
В этом смысле он включает в себя совокупность нормативно-правовых регуляти-вов2, позволяющих политической власти выразить себя таким образом, что власть субъектов дополняет и усиливает федеральную государственную власть. При этом обеспечивается свободное, суверенное, безопасностное и прогрессивное развитие страны в целом, всех граждан, в ней проживающих, а также всех структурных элементов федерального государства. Федерализм предполагает также, что все организации, учреждения и другие структуры федерального государства обязаны действовать на основе правового регулирования и в русле выбранного народом пути своего развития.
Правда, федерализм таит в себе и негативные возможности, ибо предполагает возникновение межсубъектных противоречий. Он реально «порождает» переход властных полномочий, как государственных, так и местного самоуправления, под бесконтрольную власть «аппарата». В таком случае на уровне субъектов федерации и на федеральном уровне будут создаваться сплоченные группы коррумпированных руководителей всех отраслей экономики, правоохранительных органов, партийных руководителей и даже армии и флота. Это особенно опасно в условиях национального суверенитета отдельных регионов, многонационального уклада жизни и деятельности структур страны и общества.
Не последнюю роль в реализации воз-
1 Атаманчук Г.В. Новое государство: поиски, иллюзии, возможности. — М., 1996, с. 149—150.
2 Регулятивы — это совокупность ограничений и допущений, содержащихся в методах, принципах, правилах, формах, которые обусловливают поведение и деятельность человека, сообществ, народов.
можностей федерализма будут играть и культура народов страны, и особенности религиозной веры этносов и наций, ее населяющих, и в каком историческом времени данный принцип реализуется, и в каких международных условиях находится конкретная страна, и т.д.
Конкретно потенциал федерализма в деле совершенствования системы национальной безопасности заключается в следующем.
Во-первых, федерализм позволяет обеспечить единство государства в условиях его территориальной организации на нескольких уровнях, ибо проявляет себя не только как принцип и форма государственного устройства, но и как режим государственной власти3.
Принцип федерализма позволяет обеспечить равноудаленность и равнопри-ближенность всех субъектов федерации к «центральной власти», формирует своеобразную преграду по нанесению ущерба соседу. Он снимает противоречия в отношениях между субъектами по критерию «свой — чужой», которые реально детерминируются этнонациональной самодостаточностью, на основе социальнопсихологических факторов. Так, по мнению В.Е. Чиркина, в федеративном государстве, пока субъект (субъекты) остаются в составе федерации, всегда есть нормы и способы регулирования отношений посредством исключения вооруженного на-силия4.
Во-вторых, федерализм содержит возможность совершенствовать систему национальной безопасности как в ее «внутреннем» пользовании, так и вовне — в отношениях нашей страны и субъектов федерации с другими странами и субъектами международных отношений5.
Другими словами, федеральное государство приобретает такую мощную силу, которая создает условия для свободного и всестороннего развития всех своих субъектов и граждан. Федерализм позволяет воплотить в жизнь высший принцип гуманистического развития: «свободное раз-
3 Такой же позиции придерживаются В.Г. Введенский, А.Ю. Горохов, И.А. Умнова. См.: Введенский В.Г., Горохов А.Ю. Россия: испытание федерализмом. Теория и практика отечественного и зарубежного опыта. — М., 2008, с. 7.
4 См.: Федерализм: теория, институты, отношения (сравнительно-правовое исследование) / отв. ред. Б.Н. Топорнин. - М., 2005, с. 31.
5 См.: Умнова И.А. Указ. соч., с. 11.
витие каждого — есть условие свободного развития всех».
Реально субъекты федерации получают властные права, соизмеримые с их возможностями, которые они могли бы использовать для своего внутреннего развития. При этом все они остаются в равных статусных положениях. Это не позволяет унижать народы друг перед другом, исключает дискриминацию, формирует объединительный вектор совместного действия и общий патриотизм.
Укрепляется и утверждается в жизни «взаимообязанность и взаимоответствен-ность» не только граждан, но и субъектов федерации в решении всех вопросов жизнедеятельности общества. Ведь в федерализме выражена особая возможность правового регулирования отношений между «своими» субъектами и субъектами межгосударственных отношений, что также влияет на процесс создания и функционирования системы национальной безопасности такого государства.
В-третьих, в деле совершенствования системы национальной безопасности потенциал федерализма заключен в духе федерализма, пронизывающем и «обрамляющем» социальную составляющую каждого в отдельности и всех вместе.
Федеративное устройство государства в государственно-правовом отношении создает уникальную возможность организовать общественную жизнь так, чтобы в ней единичное (личностное), особенное (коллективное, региональное) и общее (общегосударственное) свободно сочетались, дополняли и усиливали друг друга, сохраняя и укрепляя многообразную целостность.
В духе федерализма содержатся:
— убеждения в возможности разрешения противоречий на основе взаимно принятых международных, межгосударственных правовых норм;
— все более возрастающее понимание социально-экономической взаимозависимости всех субъектов межгосударственных отношений;
— осмысление все более возрастающей взаимной обязанности всех народов в решении проблем, которые принимают глобальный характер;
— уяснение необходимости укрепления солидарности по безопасностному разрешению стоящих перед человечеством проблем;
— все более четкое осознание ограниченности ресурсов, которые могут быть использованы человечеством в процессе своего развития, и взаимное понимание того, что их важнее истратить на мирные цели, чем на военные.
Правда, применительно к современному состоянию реализации федерализма в стране его факториальные возможности в деле совершенствования безопасности в определенной степени снижены. Все дело в том, что в России федерализм еще не сложился как «...структурно-организационный принцип, как многоуровневая система, основными признаками которой являются целостность, единство и многообразие, как особая система властеотно-шений»1.
Так, в нашей стране наличествует неодинаковый правовой статус субъектов. Он заключается в том, что в ряде конституций субъектов федерации (уставов) наличествуют несоответствия с Конституцией Российской Федерации, а сами данные документы содержат отличия по отношению друг к другу. Да и развитие Российской Федерации в последние годы характеризуется значительным усилением централизации государственной власти, усилением роли федерального центра. Федеральные законы по предметам совместного ведения нередко принимаются как законы по предметам ведения федерации и не предоставляют субъектам возможности учитывать в своей деятельности их экономические, этнонациональные, региональные особенности2.
То есть, у нас, при заявленной и закрепленной в Конституции РФ самостоятельности субъектов федерации, реально многое зависит от решений федерального центра. Все это обусловлено тем, что практически большинство из субъектов не может самостоятельно решать многие экономические, социальные вопросы и задачи духовного развития сообществ и людей, проживающих на их территориях.
По мнению автора, для разрешения выделенных противоречий между теоретическими и практическими возможнос-
1 Сафонов В.Е. Федерализм в государственном строе России: Конституционно-правовые аспекты. — М., 2004, с. 23.
2 Глигич-Золотарева М.В. Законодательная база федеративных отношений: перспективы совершенствования // Журнал российского права, 2002, № 7, с. 50—51.
тями федерализма в деле совершенствования системы национальной безопасности в России следовало бы осуществить следующие мероприятия:
— скорректировать курс социально-экономических преобразований в направлении формирования экономических основ федеративных отношений;
— пересмотреть принципы и стратегию национальной политики в направлении, позволяющем учесть социокультурные и исторические особенности развития Российской Федерации и ее субъектов;
— внести в действующее законодательство коррективы, базирующиеся на принципах реального федерализма и учитывающие отечественные реалии;
— обеспечить безусловное подчинение положению Конституции Российской Федерации о равенстве прав и ответственности исполнительной и законодательной ветвей власти всех субъектов федерации перед обществом и гражданами (вне зависимости от их национальной принадлежности) России;
— признать практику подмены социально-экономических и нормативно-правовых основ развития российского федерализма этнополитическими основами угрожающей национальной безопасности, стратегическим интересам российского общества и государства;
— отказаться от национально-регионального принципа построения отношений между федеральным центром и субъектами федерации, а также от дележа на
базе данного принципа основных фондов, природных и финансовых ресурсов и т.д., признать этот принцип разрушающим единство социального, экономического, экологического, правового пространства страны;
— отказаться от федеральной поддержки субъектов федерации, руководство которых способствует дискриминации «нетитульных наций» и деятельность органов законодательной и исполнительной власти которых в социально-экономической, внешнеполитической и прочих сферах не соответствует вышеназванным требованиям.
Следует также использовать принцип оптимальной комбинации ответственности за принятие решений между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Обобщая рассмотренное, можно утверждать, что федерализм как реальный принцип создания демократического многонационального государства в нашей стране выступает объективным фактором совершенствования системы национальной безопасности. Образно его проявление можно сравнить с «эффектом сжатой руки». «Сжатые» воедино федеральными правами и обязанностями субъекты нашей многонациональной страны реально не только усилят систему национальной безопасности, но и создадут совершенно новый ее облик и новое ее содержание.