Научная статья на тему 'Российский фармацевтический рынок в i квартале 2003 года'

Российский фармацевтический рынок в i квартале 2003 года Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
86
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соколова Виктория, Горелова Светлана

По итогам I кв. 2003 г. объем импорта го-товых лекарственных средств (ГЛС) со-ставил 396 млн. долларов. По сравнению с I кв. 2002 г. объем импорта лекарств увеличился на 60%. Столь резкий скачок можно объяснить тем, что в начале 2002 г. объем их импорта снизился из-за из-быточного ввоза ЛС в конце 2001 г. в преддверии введения НДС. По сравнению с I кв. 2001 г. объем импорта увеличился на 10%. Наиболее активно Россия закупает лекарства у Западной Европы, США, Канады и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Российский фармацевтический рынок в i квартале 2003 года»

 июль-август 2003 | РЕМШииМ

КОНЪЮНКТУРА И ИССЛЕДОВАНИЯ

течными предприятиями (11,6%), а также по организации распределения ЛС и их эффективному использованию (7,4%). Однако общее число подготовленных диссертационных работ (24 докторских и 71 кандидатская) по ОЭФ за предшествующий пятилетний период явно недостаточно для решения текущих задач фармацевтической практики.

Сравнительный анализ тематики выполненных диссертационных исследований с основными положениями руководящих документов показал, что она лишь частично отвечает требованиям практической фармации и Концепции программы развития системы лекарственного обеспечения учреждений здравоохранения и населения Российской Федерации. С учетом сказанного выше можно выделить приоритетные научные направления в области ОЭФ на современном этапе: « разработка организационных, экономических и методических принципов ЛО населения и оптимального функционирования фармацевтического рынка с учетом потребностей всех его участников, прогрессивных мировых тенденций и специфических условий России; « развитие методов маркетинговых исследований фармацевтического рынка и их использования для регулирования деятельности фармацевтических организаций; « создание и совершенствование системы информационного обеспечения аптечных работников, органов управления и населения;

4 разработка методов стратегического управления качеством фармацевтической помощи населению на федеральном, территориальном и муниципальном уровнях и автоматизация процессов принятия управленческих решений;

« организация системы распределения ЛС и их эффективного использования; 4 разработка ценовой, ассортиментной политики в системе ЛО;

« совершенствование фармацевтического обслуживания и оптовой торговли ЛС; 4 совершенствование законодательной и нормативной базы, регулирующей ЛО в рыночных условиях;

4 актуализация программ подготовки, специализации и повышения квалификации фармацевтических кадров в современных условиях.

Виктория СОКОЛОВА, Светлана ГОРЕЛОВА

Российский фармацевтический рынок

В I КВАРТАЛЕ 2003 ГОДА

Список литературы вы можете запросить в редакции.

ИМПОРТ ГОТОВЫХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

По итогам I кв. 2003 г. объем импорта готовых лекарственных средств (ГЛС) составил 396 млн. долларов. По сравнению с I кв. 2002 г. объем импорта лекарств увеличился на 60%. Столь резкий скачок можно объяснить тем, что в начале 2002 г. объем их импорта снизился из-за избыточного ввоза ЛС в конце 2001 г. в преддверии введения НДС. По сравнению с I кв. 2001 г. объем импорта увеличился на 10%.

Наиболее активно Россия закупает лекарства у Западной Европы, США, Канады и Японии, доля этой группы стран увеличилась на 5 п.п. по сравнению с I кв. 2002 г. (см. рисунок). При этом доля импорта из стран Восточной Европы осталась на том же уровне, а доля импорта лекарств из стран Азии, Африки, Латинской Америки и Австралии упала на 5 п.п. Объем импорта стран из СНГ и Балтии составляет всего 1% от общего объема импорта. Десять ведущих производителей по объему импорта ГЛС представлены в таблице 1. Кумулятивная доля «десятки» компаний в I кв. 2003 г. составила 35,6% от общего объема импорта. Из десяти ведущих дистрибьюторов по объему импорта в I кв. 2003 г. по сравнению с I кв. 2002 г. только «четверка» лидеров была стабильной (табл. 2). Кроме того, у трех лидирующих компаний объемы импорта и доли возросли, и их кумулятивная доля в объеме импорта превысила 40%, тогда как год назад вся «десятка» составляла 45% объема импорта ГЛС. Некоторые дистрибьюторы, не входившие в список десяти ведущих импортеров в I кв. 2002 г., существенно увеличили объемы импорта и переместились в первую «десятку» год спустя. Среди них «Доминанта-Сервис», «Фармацевт Ростов-на-Дону», «Вектор-Медика» и «Мо-рон». Кумулятивная доля «десятки» по

сравнению с I кв. 2002 г. возросла на 5 п.п. и в I кв. 2003 г. составила 50% от общего объема импорта. Среди ведущих регионов увеличилась доля Ростовской, Рязанской, Томской и Свердловской областей. Интересно отметить рост доли Москвы в структуре импорта, в то время как С.-Петербург, Московская и Новосибирская области потеряли за тот же период по 1—1,5 п.п. в доле по объему прямого импорта лекарств. Также несколько сократилась доля Смоленской области по сравнению с I кв. 2002 года. Можно отметить, что импорт лекарств высоко сконцентрирован по регионам: доля первых четырех регионов составила как в I кв. 2002 г, так и год спустя 95%, а первых десяти — 98%.

ВНУТРЕННЕЕ ПРОИЗВОДСТВО ГЛС

Объем производства предприятиями химико-фармацевтической отрасли России в I кв. 2003 г. составил 239 млн. долл., что на 10% превышает уровень I кв. 2002 г. (218 млн. долл.). Наибольшего прироста объемов производства в I кв. 2003 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года достигла компания «Вири-он», объемы производства данного предприятия возросли в 1,9 раза, а доля — в 1,7 л. 4). Также резкий скачок вверх со-

вершила компания «Нижфарм», занявшая

3 позицию среди россииских компании по объему производства в I кв. 2003 года. По итогам анализируемого периода лидером оказалась компания «Отечественные лекарства», однако ее доля в сегменте упала на 1,7 п.п. Точно такая же ситуация у ICN Pharmaceuticals — ее доля также упала на 1,7 п.п. по сравнению с I кв. 2002 года. Но самыи большии спад в объеме производства в «десятке» лидеров наблюдался у компании «Брынцалов-А», — объемы ее производства сократились на 18%, а доля упала на 25%. Ровно у половины из десяти ведущих компании рост объемов произ-

водства был выше среднероссийского. Кумулятивная доля первой «десятки» в общероссийском производстве сократилась с 51% в I кв. 2002 г. до 49% в I кв. 2003 года.

РОЗНИЧНЫЕ ПРОДАЖИ ГЛС

По данным «Розничного аудита ГЛС в РФ»™, осуществляемого компанией ШВС, объем аптечного рынка в I кв. 2003 г. составил 817 млн. долл. в розничных ценах с учетом НДС, что означает прирост на 9% по сравнению с I кв. 2002 г. (750 млн. долл.). Средняя розничная наценка по сравнению с аналогичным периодом прошлого года незначительно уменьшилась (на 0,2 п.п.) и составила 27,5%.

Структура импорта в I кв. 2003 г. и I кв. 2002 г. В зависимости от страны-импортера

таблица 1

Десять ведущих производителей по объему импорта ГЛС в I кв. 2003 г.

Место в рейтинге Компания Доля в общем объеме импорта, %

1 Aventis Pharma 6,0

2 Novo Nordisk 5,2

3 Gedeon Richter Ltd. 4,4

4 Berlin-Chemie / Menarini Pharma GmbH 4,0

5 Sanofi-Synthelabo 3,3

6 Novartis 2,9

7 GlaxoSmithKline 2,8

8 KRKA D.D. 2,6

9 Egis Pharmaceuticals Ltd. 2,2

10 Servier Pharmaceuticals 2,2

Источник: Импорт-Экспорт ГЛС, RMBC

таблица з| Десять ведущих регионов России

по объему импорта ГЛС

Место в рейтинге Регион Доля в общем объеме импорта, %

I кв. 2003 г. I кв. 2002 г. I кв. 2003 г. I кв. 2002 г.

1 1 Москва 87,1 84,1

2 2 Санкт-Петербург 3,1 4,3

3 4 Московская область 2,3 3,1

4 3 Новосибирская область 2,1 3,7

5 6 Ростовская область 1,2 0,5

6 23 Рязанская область 0,7 0,1

7 7 Республика Татарстан 0,5 0,5

8 19 Томская область 0,5 0,1

9 5 Смоленская область 0,5 0,8

10 10 Свердловская область 0,4 0,3

таблица 2

Десять ведущих дистрибьюторов по объему импорта ГЛС*

Место Доля в общем

в рейтинге Компания объеме импорта, %

I кв. I кв. I кв. I кв.

2003 г. 2002 г. 2003 г. 2002 г.

1 1 Протек 18,7 17,6

2 2 СИА Интернейшнл 13,4 11,0

3 3 Шрея Корпорэйшнл 9,3 5,6

4 4 Аптечный Склад №1 1,4 2,2

5 6 РоссибФармация 1,3 1,6

6 - Доминанта-Сервис 1,3 -

7 5 Аптека-Холдинг 1,2 1,9

8 19 Фармацевт Ростов-на-Дону 1,1 0,5

9 11 Вектор-Медика 1,0 1,0

10 15 Морон 1,0 0,8

* без учета консигнационных складов и покупателей ин-бапк.

Источник: Импорт-Экспорт ГЛС, RMBC

таблица 4| Десять ведущих химико-фармацев

1 тических предприятий по объему производства |

Место Доля в общем объ-

в рейтинге Компания еме производства,%

I№. Ыв. ыв. I№.

2002 г. 2001 г. 2002 г. 2001 г.

1 1 Отечественные лекарства 8,7 10,3

2 2 ICN Pharmaceuticals (Российские заводы) 7,0 8,4

3 10 Нижфарм 4,8 3,2

4 6 Мосхимфармпрепараты им. Н.А.Семашко 4,6 4,0

5 8 Верофарм 4,4 3,8

6 9 Синтез 4,4 3,7

7 4 Акрихин 4,3 4,8

8 3 Брынцалов-А 3,9 5,2

9 13 Вирион 3,5 2,1

10 7 Биосинтез 3,5 3,9

* В журнале «Ремедиум» №4, 2003 г. в статье «Российский фармацевтический рынок в 2002 году» была приведена позиция компании «Верофарм» без учета компании «ПЭНС». С учетом объема производства «ПЭНС» за 2002 г. «Верофарм» занимает 4 позицию в рейтинге химико-фармацевтических предприятий, и его доля составляет 4,4% от общего объема производства.

Источник: Госкомстат, анализ RMBC |

июль-август 2003

PfMtffUUM

КОНЪЮНКТУРА И ИССЛЕДОВАНИЯ

РОССИЙСКИЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК В I КВАРТАЛЕ 2003 ГОДА

таблица б| Аптечные продажи в регионах России за I кв. 2003 г.

Регион Объем продаж в розн. ценах, млн. долл. Доля в розн. ценах, % Средняя розн. наценка, % Потребление на душу населения в розн. ценах, долл.

Москва 144,8 17,7 30,4 14,0

Московская область 33,6 4,1 31,4 5,1

Санкт-Петербург 33,0 4,0 26,5 7,1

Свердловская область 22,3 2,7 23,0 5,0

Самарская область 20,4 2,5 27,7 6,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Краснодарский край 17,8 2,2 24,3 3,5

Красноярский край 16,8 2,1 20,2 5,7

Нижегородская область 15,9 1,9 27,9 4,5

Татарстан 15,3 1,9 24,8 4,0

Новосибирская область 14,9 1,8 26,6 5,5

Башкортостан 13,1 1,6 30,9 3,2

Ростовская область 11,5 1,4 23,9 2,6

Воронежская область 9,4 1,2 27,9 4,0

Омская область 8,7 1,1 26,8 4,2

Тюмень 7,6 0,9 37,2 13,8

Пермь 7,1 0,9 28,7 6,9

Челябинск 6,3 0,8 20,0 5,8

Саратов 5,8 0,7 37,9 6,7

Владивосток 5,3 0,6 30,0 8,3

Иркутск 4,7 0,6 35,0 7,9

Хабаровск 3,6 0,4 27,0 5,8

Остальные регионы России 399,3 48,9 26,7 5,0

ВСЯ РОССИЯ 817,2 100 27,5 5,6

Общий объем продаж 21 анализируемого региона составляет 51% аптечного рынка (табл. 5). Москва, Московская область и Санкт-Петербург лидируют по объемам аптечных продаж, и их кумулятивная доля насчитывает 26% от общего объема продаж ГЛС в России. Это означает, что только около трети ГЛС, импортируемых напрямую в эти регионы, потребляется в них.

Самый высокий объем аптечных продаж на душу населения в I кв. 2003 г. был зафиксирован в Москве и Тюмени (14 и 13,8 долл. в розничных ценах соответственно). Среднедушевое аптечное потребление ГЛС в России в I кв. 2003 г. составило 5,6 долларов. Как видно из таблицы, потребление лекарств в городах выше, чем в сельской местности.

Десять ведущих производителей по объему аптечных продаж представлены в таблице 6, девять из них — иностранные компании. Кумулятивная доля «десятки» в I кв. 2003 г. по сравнению с аналогичным периодом 2002 г. не изменилась и составила 26%, в то время как общий объем продаж десяти лидирующих компаний возрос с 153 млн. долл. до 165 млн. долларов. Два лидера — Aventis Pharma и

Gedeon Richter — сохранили свои позиции, однако уменьшили свои доли в общем объеме аптечных продаж по сравнению с аналогичным периодом. Наибольшего увеличения объемов аптечных продаж среди десяти ведущих производителей смогли достичь компании Nycomed и Novartis (на 33 и 31% соответственно). Среди 50 ведущих производителей существенно опережающими темпами, по сравнению с ростом фармацевтического рынка в целом, выросли объемы продаж компаний: Solvay Pharma, Novo Nordisk, Ratiopharm, «Дальхимфарм» и Natur Produkt.

Продажи 10 ведущих препаратов в аптечной сети составили 7,6% от общего объема аптечного рынка России в I кв. 2003 года. Но-шпа продолжает лидировать (табл. 7), в то время как объем аптечных продаж Эссенциале Н сократился на 16%, и данный препарат переместился на 4 позиции вниз. Наибольшего прироста аптечных продаж по сравнению с I 2002 г. достиг препарат ТераФлю гриппа и простуды, увеличив объем своих аптечных продаж больше чем в 2 раза. Одной из возможных причин роста объемов продаж данного препарата является

Ч 11U-

а ап-I кв.

ю от

проведение широкой рекламной кампании в январе и феврале 2003 года. Кроме ТераФлю в «десятку» ведущих торговых марок за I кв. 2003 г. вошли еще 2 новых препарата — Актовегин и Колдрекс Хот-Рем. В то же время Фестал, Эналаприл и Капотен, занимавшие в I кв. 2002 г 7, 8 и 10 позиции соответственно, покинули «десятку».

Кумулятивная доля десяти ведущих МНН и группировочных названий не изменилась и за I кв. 2003 г. составила 13% от общего объема аптечных продаж. Два лидера сохранили свои позиции, несмотря на то, что их доли в общем объеме аптечного рынка незначительно уменьшились. Структура «десятки» претерпела некоторые изменения: за анализируемый период рост доли и продаж двух МНН — боярышника плодов и ксилометазолина — позволил им войти в «десятку» (табл. 8). Объемы аптечных продаж данных препаратов возросли на 24 и 21% соответственно. С другой стороны, ципрофлоксацин и кофе-ин+кодеин+парацетамол+метамизол на-трия+фенобарбитал, занимавшие 8 и 9 позиции в I кв. 2002 г., покинули «десятку». В I кв. 2003 г. кумулятивная доля десяти ведущих терапевтических групп (коды АТС

таблица 6

| Десять ведущих производителей по объему аптечных продаж

Место в рейтинге Компания Доля в общем объеме аптечных продаж в оптовых ценах, %

I кв. 2003 г. I кв. 2002 г.

I кв. 2003 г. I кв. 2002 г.

1 1 Aventis Pharma 3,8 4,4

2 2 Gedeon Richter Ltd. 2,9 3,1

3 6 Berlin-Chemie / Menarini Pharma GmbH. 2,8 2,4

4 3 KRKA D.D. 2,7 2,7

5 9 Novartis 2,5 2,1

6 7 GI.axoSmithKI.ine 2,4 2,3

7 5 Sanofi-Synthelabo 2,4 2,4

8 8 Servier Pharmaceuticals 2,2 2,1

9 4 ICN Pharmaceuticals (Российские заводы) 2,1 2,6

10 13 Nycomed 2,0 1,7

таблица 7

Десять ведущих торговых по объему аптечных продаж

марок

Место в рейтинге

Торговая марка

I кв. 2003 г. I кв. 2002 г. I кв. 2003 г. I кв. 2002 г.

1 1 Но-шпа 0,9 1,0

2 3 Энап 0,9 0,9

3 4 Кавинтон 0,8 0,9

4 5 Боярышника настойка 0,8 0,7

5 6 Мезим форте 0,8 0,7

6 2 Эссенциале Н 0,8 1,0

7 9 Виагра 0,7 0,6

8 13 Актовегин 0,7 0,5

9 22 Колдрекс ХотРем* 0,6 0,4

10 50 ТераФлю от гриппа и простуды 0,6 0,3

Доля в общем объеме аптечных продаж в оптовых ценах, %

* Включает все разновидности Колдрекс ХотРема.

таблица 8

Десять ведущих МНН и группировочных названий по объему аптечных продаж

Место в рейтинге

МНН

I кв. 2003 г. I кв. 2002 г. I кв. 2002 г. I кв. 2001 г.

1 1 Поливитамин+мультиминерал 2,9 3,0

2 2 Эналаприл 2,2 2,3

3 4 Поливитамин 1,2 1,3

4 3 Дротаверин 1,1 1,3

5 6 Панкреатин 1,1 1,0

6 5 Винпоцетин 1,1 1,2

7 7 Диклофенак 0,9 0,9

8 14 Боярышника плоды 0,8 0,7

9 10 Аскорбиновая кислота 0,8 0,8

10 16 Ксилометазолин 0,8 0,7

Доля в общем объеме аптечных продаж в оптовых ценах, %

таблица 9| Десять ведущих АТС групп

по объему аптечных продаж

Место в рейтинге АТС группы Название АТС группы Доля в общем объеме аптечных продаж в оптовых ценах, %

I кв. 2003 г. I кв. 2002 г. I кв. 2003 г. I кв. 2002 г.

1 2 N02 Анальгетики 7,2 7,0

2 1 J01 Антибактериальные препараты для системного использования 6,9 7,8

3 3 A11 Витамины 6,1 6,1

4 6 R05 Препараты для устранения симптомов простуды и кашля 3,9 3,1

5 4 C09 Препараты, влияющие на систему ренин-ангиотензин 3,9 3,8

6 5 N06 Психоаналептики 3,7 3,8

7 8 C01 Препараты для лечения заболеваний сердца 2,6 2,9

8 7 N05 Психотропные препараты 2,6 3,1

9 11 G03 Половые гормоны 2,6 2,3

10 16 L03 Иммуномодуляторы 2,5 2,0

второго уровня) от общего объема аптечных продаж составила 42% (табл. 9). Структура ведущих АТС-групп претерпела некоторые изменения. В «десятку» вошли 2 новые группы: «Половые гормоны» ^03) и «Иммуномодуляторы» (Ш3), — увеличив свои доли в общем объеме аптечных продаж на 13 и 25% соответственно. В свою очередь из «десятки» выбыли группы «Препараты для лечения заболеваний, связанных с нарушением кислотности» и «Препараты для лечения заболеваний печени и желчевыводящих путей», переместившись на 11 и 14 позиции и снизив свои доли в объеме аптечных продаж на 5 и 9% соответственно по сравнению с I кв. 2002 года.

ГОСПИТАЛЬНЫЙ СЕКТОР

По данным «Анализа больничных закупок в РФ»™ в I кв. 2003 г. объем госпитального сектора составил 160,4 млн. долларов в ценах закупки (оптовых ценах). Это на 15% выше, чем в I кв. 2002 г. (139,5 млн. долл.). Структура госпитального сектора по производителям представлена в таблице 10. Кумулятивная доля «десятки» в общем объеме больничных закупок в I кв. 2003 г. осталась на уровне I кв. 2002 г. и составила 30%. Компания Aventis — лидер по итогам анализируемого периода в госпитальном секторе, так же, как и в аптечных продажах. Ее доля в общем объеме больничных закупок по сравнению с I кв.

2002 г. увеличилась на 0,7 п.п. На втором месте находится F.Hoffmann-La Roche, место и доля которой существенно выше, чем в аптечном секторе. Кроме двух лидеров все остальные компании «десятки» сменили свои позиции. В I кв. 2003 г. кумулятивная доля 10 ведущих препаратов по сравнению с I кв. 2002 г. не изменилась и составила 15% госпитального сектора, то есть вдвое выше, чем соответствующий показатель на аптечном рынке. Структура рейтинга претерпела значительные изменения (табл. 11). В I кв. 2003 г. в «десятке» появились новые игроки, а именно: Актове-гин (объем его больничных закупок по сравнению с I кв. 2002 г. увеличился на

рсмшиим ьл

июль-август 2003

КОНЪЮНКТУРА И ИССЛЕДОВАНИЯ

РОССИЙСКИЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК В I КВАРТАЛЕ 2003 ГОДА

таблица 10

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Десять ведущих производителей по объему госпитальных закупок

Место в рейтинге

Компания

I кв. 2003 г. I кв. 2002 г. I кв. 2003 г. I кв. 2002 г.

1 1 Aventis Pharma 5,8 5,1

2 2 F.Hoffmann-La Roche Ltd 3,9 3,8

3 4 Gedeon Richter Ltd. 3,4 3,1

4 8 Sanofi-Synthelabo 3,1 2,6

5 3 GI.axoSmithKI.ine 2,8 3,2

6 12 Pfizer International Inc. 2,5 1,7

7 10 Novartis 2,2 1,9

8 11 Nycomed 2,1 1,9

9 7 Eli Lilly 2,0 2,7

10 15 Lek D.D. 2,0 1,6

Доля в общем объеме госпитальных закупок в оптовых ценах, %

таблица 11

Десять ведущих торговых марок по объему госпитальных закупок

Место в рейтинге Торговая марка Доля в общем объеме госпитальных закупок в оптовых ценах, %

I кв. 2003 г. I кв. 2002 г. I кв. 2003 г. I кв. 2002 г.

1 2 Цефазолин 2,5 2,4

2 1 Натрия хлорид 2,3 2,4

3 5 Таксотер 1,5 1,3

4 4 Глюкоза 1,5 1,4

5 13 Актовегин 1,2 1,1

6 9 Фраксипарин 1,2 1,2

7 11 Тиенам 1,2 1,1

8 41 Цефобид 1,1 0,5

9 7 Нейпоген 1,1 1,3

10 53 Цефотаксим 1,0 0,4

таблица 12| Десять ведущих МНН и группировочных

названий по объему госпитальных закупок

Ме в рей сто тинге МНН Доля в общем объеме госпитальных закупок в оптовых ценах, %

I кв. 2003 г. I кв. 2002 г. I кв. 2002 г. I кв. 2001 г.

1 2 Цефазолин 2,8 2,6

2 4 Цефотаксим 2,6 2,0

3 3 Натрия хлорид 2,3 2,4

4 1 Цефтриаксон 2,2 2,9

5 8 Доцетаксел 1,5 1,3

6 6 Декстроза 1,5 1,4

7 29 Цефоперазон 1,3 0,7

8 12 Надропарин кальция 1,2 1,2

9 14 Имипенем+циластатин 1,2 1,1

10 10 Филграстим 1,1 1,3

[таблица 13 Десять ведущих АТС групп 1

по объему госпитальных закупок

Место в рейтинге АТС группы Название АТС группы Доля в общем объеме госпитальных закупок в оптовых ценах, %

I кв. 2003 г. I кв. 2002 г. I кв. 2003 г. I кв. 2002 г.

1 1 J01 Антибактериальные препараты для системного использования 22,0 20,6

2 3 B05 Плазмозамещающие и перфузионные растворы 8,5 8,2

3 2 L01 Противоопухолевые препараты 7,0 12,1

4 5 N05 Психотропные препараты 3,8 3,1

5 7 N06 Психоаналептики 3,3 2,7

6 4 A10 Средства для лечения сахарного диабета 2,9 3,1

7 10 B01 Антикоагулянты 2,8 2,4

8 6 N01 Анестетики 2,6 3,0

9 8 L03 Иммуномодуляторы 2,5 2,7

10 9 C01 Препараты для лечения заболеваний сердца 2,3 2,6

32%), Тиенам (на 24%), Цефобид (на 161%) и Цефотаксим (на 192%). В то же время больницы стали меньше закупать такие препараты, как Гемзар, Флудара, Фортум и Меронем; эти названия не фигурируют среди 10 ведущих торговых наименований по объему госпитальных закупок в I кв. 2003 года. По объему больничных закупок в I кв. 2003 г. Цефазолин лидирует в рейтингах и как торговое наименование, и как МНН (табл. 12). Структура госпитальных закупок по МНН претерпела некоторые изменения, самое заметное из которых — это резкий скачок вверх цефоперазона (а в рейтинге торговых наименований рост соответствующего препарата Цефо-

бида). Больничные закупки цефоперазо-на в I кв. 2003 г. возросли более чем в 2 раза по сравнению с I кв. 2002 года. За тот же период доля и объем закупок МНН цефтриаксон упали на 23 и 11% соответственно. Кумулятивная доля «десятки» МНН выросла на 1 п.п. и в I кв. 2003 г. составила 18% от общего объема госпитальных закупок.

Структура ведущих АТС-групп по объему госпитальных закупок была наиболее стабильна и в I кв. 2003 г. по сравнению с I кв. 2002 г. практически не претерпела изменений (табл. 13). В «десятке» нет ни одного нового игрока, и самое заметное изменение — это рост позиции группы «Антикоагулянты», которая в I кв. 2002 г. была

на десятом месте, а год спустя — на седьмом. Также заметно увеличились объемы больничных закупок психотропных препаратов и психоаналептиков. Продажи в больницы препаратов каждой из этих двух фармакотерапевтических групп в I кв. 2003 г. возросли на 42% по сравнению с I кв. 2002 года. В то же время группа «Противоопухолевые препараты» потеряла 33% своих продаж и 42% доли в общем объеме госпитального сектора.

ВЫВОДЫ

Прошло уже более года с момента введения налога на добавленную стоимость. В ожидании его введения в конце 2001 г. боль-

шинство крупнейших компаний увеличили объемы импорта и существенно сократили поставки в начале 2002 года. Однако сейчас ситуация стабилизировалась, и объем импорта за I кв. 2003 г. не только достиг уровня I кв. 2001 г., но и превысил его на 10%. Дистрибьюторский сектор, с одной стороны, продолжает укрупняться в части лидирующих компаний, а с другой стороны, в «десятке» лидеров по объему импорта появилось несколько новых игроков. Кроме того, продолжает увеличиваться доля московских компаний.

В «десятке» отечественных фармпредприятий произошли некоторые изменения, и наибольшего прироста объемов производства достигли компании «Вирион» и «Нижфарм». Несмотря на прирост объемов производства, а также опережающий рост объемов выпуска некоторых заводов, в объеме потребления лекарств все еще лидируют иностранные препараты и их производители.

Объем аптечных продаж ГЛС в I кв. 2003 г. увеличился на 9% по сравнению с I кв. 2002 г. и составил 641 млн. долл. в ценах закупки. В аптечном сегменте за анализируемый период наиболее заметным изменением стал рост продаж препаратов ТераФлю от гриппа и простуды (Novartis), Колдрекс ХотРем (GlaxoSmithKli-ne) и Актовегин компании Nycomed.

Больничный сегмент продолжает развиваться более динамично. По сравнению с I кв. 2002 г. госпитальный сектор вырос на 15%. Наибольшего роста достигла компания Pfizer, ее объемы продаж в госпитальном секторе увеличились в 1,7 раз, а доля — в 1,5. Так же, как и в аптечном секторе, в госпитальном выросли закупки Актовегина.

«НИЖФАРМ» НА ПОРОГЕ НОВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА С ЕБРР

В июне состоялся визит представителя инвестора, старшего банкира ЕБРР г-жи Sylvia Gansser-Potts в компанию «Нижфарм». Основная цель этого визита — оценить эффективность инвестиций и ближайшие планы развития компании. Координатором этой встречи в компании «Нижфарм» выступила компания Quadriga Capital Russia GmbH&Co — один из венчурных фондов, управляющий активами ЕБРР в России. Kendrick D.White, директор этого фонда, так прокомментировал визит представителя ЕБРР в компанию «Нижфарм»: «Г-жа Gansser-Potts оценила свой визит в компанию «Нижфарм» как достаточно успешный. Она отметила высокий профессионализм сотрудников компании и, в первую очередь, управляющей команды. Г-жа Gansser-Potts убеждена, что компания «Нижфарм» обладает сильным потенциалом для того, что бы стать производителем №1 на российском фармрынке. «Нижфарм» — пример сильной и динамичной российской компании, которая быстро движется к мировым стандартам GMP».

Соб. инф.

НОВОЕ СРЕДСТВО ПРОТИВ МИКОЗОВ

Симпозиум, посвященный выводу на российский рынок нового противогрибкового препарата Онихон (тербинафин), провела фармацевтическая компания-производитель Lechiva (Чехия). Научная часть симпозиума была посвящена вопросам, касающимся современных методов лечения грибковых заболеваний, опыту применения препаратов фирмы Lechiva (Онихон, Микомакс, Мифунгар) в лечении микозов. Одно из наиболее распространенных на сегодня заболеваний — онихомикоз (грибковое поражение ногтей). Им страдает до 20 млн. населения страны. Препарат Онихон отличается высокой безопасностью и эффективностью в лечении онихомикозов, широким спектром фунгицидного действия и доступной ценой.

Соб. инф.

Эффективное лечение грибковых заболеваний

МИКрЗОРАЛ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.