Научная статья УДК 327
i@ ®
российский фактор в современном внешнеполитическом курсе Венгрии
А. Д. Лисенкова
Северо-Западный институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной
службы при Президенте Российской Федерации, Санкт-Петербург, Россия
Аннотация. В статье анализируется российский фактор в современном внешнеполитическом курсе прави-
тельства Венгрии во главе с В. Орбаном и его партией «Фидес - Венгерский гражданский союз». Сравниваются официальные позиции правительства по наиболее резонансным вопросам, связанным с Россией. К ним относятся энергетические санкций, членство Финляндии и Швеции в НАТО, поставки вооружения украинской стороне. Исследование показывает, что, несмотря на согласие со многими ценностными ориентирами партнеров по ЕС и НАТО, Венгрия готова продолжать последовательно защищать собственные экономические и энергетические интересы.
Ключевые слова: В. Орбан, «Фидес - Венгерский гражданский союз», Россия, санкции, НАТО, поставки вооружения
Благодарности: Исследование выполнено в рамках инициативной НИР СЗИУ РАНХиГС при Президенте РФ, номер в системе ЕГИСУ НИОКТР № 122112900010-9.
Для цитирования: Лисенкова А. Д. Российский фактор в современном внешнеполитическом курсе Венгрии // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2024. Вып. 1 (854). С. 16-23.
Original article
The Russian Factor in the Current Foreign Policy of Hungary
Alena D. Lisenkova
North-West Institute of Management - branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public
Administration, Saint Petersburg, Russia
Abstract.
Keywords:
The article characterizes the Russian factor in the current foreign policy course of the Hungarian government led by V. Orban and his party Fidesz - Hungarian Civic Alliance. The author compares the official governmental positions on the most controversial Russia-related issues. They include energy sanctions, the membership of Finland and Sweden in NATO and arms supplies to Ukraine. The study shows that Hungary agrees with many values of its EU and NATO partners. However, it is also ready to continue to consistently defend its own economic and energy interests.
V. Orban, Fidesz - Hungarian Civic Alliance, Russia, sanctions, NATO, arms supply
Acknowledgments: The study was carried out within the framework of the initiative research NWIM branch RANEPA, N 122112900010-9.
For citation: Lisenkova, A. D. (2024). The Russian Factor in the Current Foreign Policy of Hungary. Vestnik of
Moscow State Linguistic University. Social Sciences, 1(854), 16-23.
введение
В. Орбан неоднократно характеризовал венгерский внешнеполитический курс, прибегая к сравнению с известным лозунгом «Америка превыше всего» и Д. Трампом, определяя тем самым, что и его стране следует ставить собственные интересы на первое место (Hungarian prime minister hits back at Biden calling him a 'thug'//Fox News. 05.08.2021)1. Однако из-за этого приоритеты Европейского союза (ЕС) и других представителей «коллективного Запада» не всегда находят отклик в евроскептиче-ской внешней политике страны, а В. Орбан и его партия Фидес регулярно обвиняются западными партнерами в пророссийских настроениях, хотя данный вопрос корректнее было бы рассматривать в более широком контексте [Смирнов, 2022].
«Фидес - Венгерский гражданский союз» (Фидес) - правая национал-консервативная евроскеп-тическая политическая партия Венгрии. Ее действующими приоритетами можно считать вопросы, касающиеся экономических и внешнеполитических интересов, национальной идентичности, государственной безопасности (в том числе защиты от миграционных потоков), а также традиционных христианских, культурных и семейных ценностей. Фидес (при переводе с венгерского - Альянс молодых демократов) был создан в 1988 году на основе подпольного антикоммунистического студенческого движения с либерально-центристскими взглядами. Впрочем, постепенно они всё более смещались в сторону национал-консервативных. В 2000 году Фидес даже присоединился к христианским демократам из Европейской народной партии, покинув Либеральный Интернационал, в котором состоял с 1992 года (The History of Fidesz//Fidesz)2.
В. Орбан, один из основателей и многолетний лидер партии, охарактеризовал собственную политическую позицию как расположенную «внутри западной цивилизации» «более успешную в повседневной жизни консервативную национальную альтернативу [либералам]» (Hungarian prime minister hits back at Biden calling him a 'thug'//Fox News. 05.08.2021)3. В коалиции с Венгерским демократическим форумом и Независимой партией мелких хозяев, аграрных рабочих и граждан Фидес управлял Венгрией с 1998 по 2002 год (The History of Fidesz //Fidesz)4, а с Христианско-
1URL: https://www.foxnews.com/video/6266722532001
2URL: https://web.archive.Org/web/20071010152354/http://www.fidesz.
hu/index.php?Cikk=68476
3URL: https://www.foxnews.com/video/6266722532001
4URL: https://web.archive.org/web/20071010152354/http://www.fidesz. hu/index.php?Cikk=68476
демократической народной партией находится у власти с 2010 года, одержав также победы на выборах 2014, 2018 и 2022 годов. Премьер-министром во всех случаях стал В. Орбан.
Дальнейшее движение вправо, сопровождаемое обвинениями от западных партнеров в несоблюдении верховенства права и отступлении от демократии, привело к тому, что в 2019 году членство Фидес в Европейской народной партии было заморожено, а в 2021 году он окончательно покинул и транснациональную партию, и одноименную политическую группу в Европейском парламенте. Именно так в созыве 2019-2024 годов Евро-парламента Фидес, пусть и не сразу, но оказался в числе неприсоединившихся депутатов (de La Baume M. Orbân's Fidesz quits EPPgroup in European Parliament//Politico. 03.03.2021)5.
Дополнительным вкладом в дистанцирование между Венгрией и Европейским союзом стал комплекс новых внешнеполитических, экономических и энергетических вызовов, появившихся на рубеже 2021-2022 годов и связанных с обострением отношений между «коллективным Западом» и Российской Федерацией (РФ). Несогласие с украинским направлением внешнеполитического курса последней (особенно специальной военной операцией) вылилось в череду новых санкционных ограничений, трансформацию на мировых рынках и др.
В. Орбан неоднократно выступал в поддержку суверенитета и территориальной целостности Украины (Magyarorszâg tâmogatja Ukrajna szuverenitâsât és teruleti épségét // Fidesz. 22.02.2022)6. Не забывая отметить невозможность размещения венгерских солдат и военной техники на украинской территории, так как «безопасность венгерского народа - самое главное»; 24 февраля 2022 года он пообещал гуманитарную помощь и заявил, что «вместе с нашими союзниками по Европейскому союзу и НАТО мы осуждаем военные действия России» (Szâmunkra a magyar emberek biztonsâga a legfontosabb // Fidesz. 24.02.2022)7. Венгрия также неоднократно голосовала в поддержку антироссийских резолюций в Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций (UN General Assembly calls for immediate end to war in Ukraine//United Nations. 23.02.2023)8.
Несмотря на это, уже весной 2022 года он как «антиукраинский пропагандист» и «соучастник
5URL: https://www.politico.eu/article/
epp-suspension-rules-fidesz-european-parliament-viktor-orban-hungary/
6URL: https://fidesz.hu/hirek/
magyarorszag-tamogatja-ukrajna-szuverenitasat-es-teruleti-epseget
7URL: https://fidesz.hu/hirek/
szamunkra-a-magyar-emberek-biztonsaga-a-legfontosabb
8URL: https://news.un.org/en/story/2023/02/1133847
российских преступлений» оказался в числе политиков (Премьера Венгрии добавили в черный список украинского сайта «Миротворец» // Известия. 02.05.2022)1, включенных в базу украинского сайта «Миротворец»2, позиционирующего себя он-лайн-представительством «Центра исследований преступлений против основ национальной безопасности Украины, мира, безопасности граждан» (там же)3.
Цель данной статьи состоит в том, чтобы охарактеризовать российский фактор в современном внешнеполитическом курсе правительства Венгрии во главе с В. Орбаном и его партией «Фидес -Венгерский гражданский союз». Для этого автором рассматривается ряд наиболее острых связанных с Россией тем, по которым в последние годы позиция Венгрии подверглась критике от ее западных партнеров: антироссийские энергетические санкции, членство Финляндии и Швеции в НАТО, а также поставка вооружений украинской стороне, в том числе транзитом через территорию Венгрии.
позиция венгрии по энергетическим санкциям
В соответствии с данными оксфордского портала Our World in Data показатели Венгрии в долях энергетического потребления по различным ресурсам в 2022 году выглядели следующим образом: 36,25 % - нефть, 34,54 % - газ, 14,89 % - ядерное топливо, 7,8 % - возобновляемые источники энергии (ВИЭ), 5,2 % - уголь4. Данные цифры подчеркнули сохранившуюся приоритетную роль невозобновля-емых источников энергии для страны, а также показали достаточно низкую продуктивность ее «энергетического перехода». Впрочем, еще в 2020 году Венгрия все-таки обозначила целевые показатели по «углеродной нейтральности» к 2050 году и 90 % производства электроэнергии из «чистых» источников к 2030 году. Однако под влиянием развернувшегося в конце 2021 году международного энергетического кризиса, уже летом 2022 года в стране было объявлено чрезвычайное энергетическое положение, предоставившее возможность продлить срок службы четырех энергоблоков на единственной атомной электростанции (АЭС) «Пакш», увеличить импорт газа из РФ, а также собственную
1URL: https://iz.ru/1329199/2022-05-02/
premera-vengrii-dobavili-v-chernyi-spisok-ukrainskogo-saita-mirotvoretc
2Доступ к сайту заблокирован решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга в 2016 году.
3URL: https://iz.ru/1329199/2022-05-02/
premera-vengrii-dobavili-v-chernyi-spisok-ukrainskogo-saita-mirotvoretc
4Ritchie H., Roser M. Hungary: Energy Country Profile // Our World in
Data. URL: https://ourworldindata.org/energy/country/hungary
добычу газа и угля (Hungary's clean energy transition is the key to reach energy independence // International Energy Agency. 09.09.2022)5.
Накануне энергокризиса 21 % импортируемого угля, 95 % газа и 64 % нефти поставлялись из России. Ядерное топливо Венгрия и вовсе не производила самостоятельно, а полностью закупала его у РФ. В результате государство не считает допустимым прекращение сотрудничества с российской стороной и ее компаниями (такими как «Газпром», «Росатом») в вопросах поставок, а также строительства и финансирования новой инфраструктуры6. Венгрия весьма зависима от иностранных инвесторов, помогающих экономике развиваться, что заставляет делать дополнительные шаги для их сохранения [Дрыночкин, Сергеев, 2019].
Представленная выше статистика по энергетическому потреблению объясняет, почему страна в достаточно жесткой манере последовательно отстаивает нефтяное, газовое и атомное сотрудничество. Так, например, в 2023 году начался подготовительный этап строительства в рамках проекта АЭС «Пакш-2» (Росатом приступил к первому этапу подготовки сооружения энергоблоков АЭС «Пакш-2»//Росатом. 05.07.2023)7. С 2020-2023 годов доля сторонников развития атомной энергетики в стране среди ее граждан только увеличилась, в том числе с ростом показателей по отношению к использованию российских технологий (с 53 % до 57 %) [Дрыночкин, 2023]. Годом ранее министр иностранных дел и внешней торговли П. Сийярто заявил, что стороны договорились о возможности сверхпоставок природного газа в страну, преимущественно, через «Турецкий поток» (Милькин В., Савенкова Д., Мишутин f. Венгрия договорилась о сверхконтрактных поставках газа из России и отсрочке платежей//Ведомости. 11.04.2023)8.
В интервью Т. Карлсону (2023) премьер-министр В. Орбан сказал, что «мы [Венгрия и Сербия] очень ясно дали понять, что, если кто-то захочет сделать с "южным коридором" ["Турецким потоком"] то же самое, что было сделано с "северным" ["Северный поток-1" и "Северный поток-2"], мы рассмотрим это как террористическую атаку или повод для войны и немедленно отреагируем» (Interview with Viktor Orban by Tucker Carlson //
5URL: https://www.iea.org/news/hungary-s-clean-energy-transition-is-the-key-to-reach-energy-independence
'Hungary 2022: Energy Policy Review // International Energy Agency. 2022. URL: https://iea.blob.core.windows.net/assets/9f137e48-13e4-4aab-b13a-dcc90adf7e38ZHungary2022.pdf
7URL: https://rosatom.ru/journalist/news/rosatom-pristupil-k-pervomu-etapu-podgotovki-sooruzheniya-energoblokov-aes-paksh-2/
8URL: https://www.vedomosti.ru/business/ articles/2023/04/11/970491-vengriya-sverhkontraktnih-postavkah
About Hungary. 29.08.2023)1. Руководствуясь соображениями энергетической безопасности, П. Сий-ярто также предложил перенаправить газ, идущий транзитом через Украину, через «Турецкий поток» (Федотова М. Венгрия предложила направить идущий через Украину газ из РФ на «Турецкий поток»// Коммерсантъ. 18.08.2023)2. Исходя из тех же обоснований, Венгрия стремится, пусть и к неспособной заменить российские поставки, но все-таки диверсификации поставщиков, охарактеризовав рентабельным для себя сотрудничество с Азербайджаном и Турцией по тому же маршруту (Шевченко А. Венгрия хочет получать турецкий газ // Neftegaz. 29.07.2023)ъ. Тогда как США были сочтены экономически невыгодным партнером (Федотова М. Венгрия предложила направить идущий через Украину газ из РФ на «Турецкий поток» // Коммерсантъ. 18.08.2023)4.
Уровень энергетической зависимости Венгрии от России является ключом к пониманию часто резонансной позиции государства по вопросу различных санкционных ограничений, особенно в области энергетики. Так, яркими примерами стали нефтяное эмбарго (6-й пакет) и запрет на поставки российской нефти по северной ветке нефтепровода «Дружба» (11-й пакет). Благодаря угрозе блокировки решения в Совете именно от венгерской стороны, как в 6-м пакете санкций содержалась оговорка о временном исключении для трубопроводных поставок5, так и в 11-м речь не шла о южной ветке трубопровода, где нефть транспортируется как раз в Венгрию6.
Наконец, от санкций против российской атомной энергетики венгерская сторона и вовсе последовательно отказывается, в том числе из-за угрозы для реализации совместных необходимых и экономически выгодных для страны проектов с «Росатомом» (Венгрия не допустит санкций для атомной энергетики России, заявил Сийярто // Агентство экономической информации ПРАЙМ. 18.08.2023)7. В 4-м пакете данный сектор даже стал
1URL: https://abouthungary.hu/speeches-and-remarks/interview-with-viktor-orban-by-tucker-carlson (дата обращения: 22.09.2023).
2URL: https://www.kommersant.ru/doc/6171489
3URL: https://neftegaz.ru/news/ Trading/788507-vengriya-khochet-poluchat-turetskiy-gaz/
4URL: https://www.kommersant.ru/doc/6171489
5Special meeting of the European Council (30 and 31 May 2022) -Conclusions // European Council. 31.05.2022. URL: https://www.
consilium.europa.eu/media/56562/2022-05-30-31-euco-conclusions.pdf 'Council Decision (CFSP) 2023/1217 of 23.06.2023 amending Decision 2014/512/CFSP concerning restrictive measures in view of Russia's actions destabilising the situation in Ukraine // Official Journal of the European Union. 2023. L 159 I.
7URL: https://1prime.ru/energy/20230818/841514527.html
исключением в запрете на новые энергетические инвестиции8.
позиция венгрии по поставкам вооружения
Согласно данным Следственного комитета РФ на конец 2022 года, вооружения Украине поставляют не менее 25 стран, большая часть из которых входит в ЕС и / или НАТО, например, США, Великобритания, Литва, Франция и др.9 Однако первые лица Венгрии неоднократно подчеркивали, что государство не входит в их число, а также запретило транзит через свою территорию подобного рода грузов. Официальная позиция страны сводится к нежеланию как быть вовлеченным в конфликт, так и затягивать его (Мира без зрелищ: Венгрия не собирается поставлять оружие Украине // Известия. 11.082023)10. Балансируя между приоритетами Европейского союза и национальными интересами, в том числе желанием сохранить сотрудничество с Россией, правительство В. Орбана стабильно использует наиболее приемлемые для западных стран предлоги, позволяющие не участвовать стране в коллективных инициативах.
так, в данном контексте существует острая проблема закарпатских венгров, проживающих численностью свыше 100 тыс. человек на территории Украины. По словам главы канцелярии премьер-министра Г Гульяша, поставки со стороны Венгрии если бы и были возможны, то только через данную территорию, что подвергло бы ее население опасности (Kormányinfó: Magyarország akár az Európai Unió bíróságához is fordulhat Erasmus-ügyben // Híradó. 12.01.2023)11. Кроме того, с точки зрения государства, закарпатские венгры и так уже пострадали от отмены в Украине закона о региональных языках, перевода школ на обучение на украинском языке и т. д. [Трухачев, 2022].
В марте 2023 года П. Сийярто даже заявил, что страна не будет поддерживать и европейскую интеграцию Украины до того момента, пока права меньшинства не будут восстановлены (Szijjártó
8Ukraine: EU agrees fourth package of restrictive measures against Russia // European Commission. 15.03.2022. URL: https://ec.europa.eu/ commission/presscorner/detail/en/ip_22_1761
'Председатель СК России провел оперативное совещание в Ге-ническе Херсонской области // Следственный комитет Российской Федерации. 0912.2022. URL: https://sledcom.ru/press/events/ item/1743429/
10URL: https://iz.ru/1557280/valentin-loginov/ mira-bez-zrelishch-vengriia-ne-sobiraetsia-postavliat-oruzhie-ukraine
■"URL: https://hirado.hu/belfold/cikk/2023/01/12/ kovesse-nalunk-az-ev-elso-kormanyinfojat#
közölte, mi Ukrajna EU-csatlakozasanak nulladik lepese//PestiSracok.hu. 20.03.2023)1.
Особого внимания заслуживает процедура принятия внешнеполитических решений в Европейском союзе. Технически она предполагает единогласие в Совете, хотя присутствует также и механизм конструктивного воздержания. Любое государство-член имеет право им воспользоваться. В таком случае требуется официальное объяснение, а также согласие с обязательностью принятого без него решения для ЕС [Тихова, 2015]. Так, например, Венгрия воспользовалась этим правом при голосовании за создание тренировочной Миссии Европейского союза по военной помощи Украине в октябре 2022 года [Bartoloni, 2023]. Впрочем, страна присоединилась к проекту Европейского оборонного агентства «Совместные закупки боеприпасов» весной 2023 года, хотя, по словам министра обороны страны К. Салай-Бобровнички, это было сделано из соображений доступности и более низких цен для удовлетворения собственных потребностей (Kristof Szalay-Bobrovniczky: keeping adequate ammunition stocks is in the Hungarian Defence Forces' strategic interest//Hadisir. 27.03.202S)2. В свою очередь, подход к поставкам оружия и боеприпасов снова базируется на конструктивном воздержании (Balazs M. Hungarian government approves EU arms purchase for Ukraine - with constructive abstention // Telex. 20.0J.2023)3.
П. Сийярто также заявил, что вклад Венгрии в Европейский фонд мира должен быть потрачен не на Украину, а на поддержание стабильности в регионе Западных Балкан и снижение миграционного давления (Foreign Minister Categorically Rules Out Sending Ammunition to Ukraine // Hungary Today. 21.03.2023)4. Кроме того, проблема единогласия в процедуре принятия решений не исключает вероятности торга. Так в 2023 года П. Сийярто заявил о намерении блокировать финансирование Европейским фондом мира Украины до тех пор, пока крупнейший коммерческий венгерский ОТР Bank (ОТП Банк) будет находиться в списке Национального агентства по предотвращению коррупции как «международный спонсор войны» (В Венгрии заявили, что не одобрят военную помощь Украине,
1URL: https://pestisracok.hu/
szijjarto-kozolte-mi-ukrajna-eu-csatlakozasanak-nulladik-lepese-video/ 2URL: https://defence.hu/news/kristof-szalay-bobrovniczky-keeping-adequate-ammunition-stocks-is-in-the-hungarian-defence-forces-strategic-interest.html
3URL: https://telex.hu/english/2023/03/20/hungarian-government-approves-eu-arms-purchase-for-ukraine-with-constructive-abstention
4URL: https://hungarytoday.hu/
foreign-minister-categorically-rules-out-sending-ammunition-to-ukraine/
пока банк OTP в черном списке// ТАСС. 19.07.202S)5. В данном вопросе Венгрия в угоду своим национальным интересам не стала дистанцироваться с помощью конструктивного воздержания, помешав партнерам по ЕС принять коллективное решение6. Примечательно, что даже после исключения банка из обозначенного списка государство продолжило блокировать транш, рассуждая в контексте России о том, что «политика санкций провалилась», а также о «военном психозе» своих европейских партнеров и нежелании участвовать в любом решении по финансированию Украины (Венгрия отказалась финансировать военную помощь Украине//РБК. 22.01.2024)7.
позиция Венгрии по членству Финляндии и Швеции в нато
В отличие от Европейского союза, в который Венгрия вступила во время первого из его восточных расширений 2004 года, к Североатлантическому альянсу она присоединилась несколькими годами раньше, еще в 1999 году. Процедурой принятия решений в НАТО, существующей с момента основания организации, является консенсус, отражающий волеизъявление всех действующих членов, коих на 2023 год насчитывается 31 государство. Это предполагает, что консультации могут продолжаться до тех пор, пока устраивающее все стороны решение не будет найдено [Григорян, 2017]. Для вступления в состав альянса новому члену, согласно ст. 10 Североатлантического договора (1949), требуется получить приглашение, выдвинутое «по всеобщему согласию» договаривающихся сторон (действующих участников)8.
В мае 2022 года Финляндия и Швеция изъявили желание присоединиться к НАТО, однако против этого с достаточно категоричной позицией выступила не только Турция, также не отказывающаяся от сотрудничества с Россией, но и Венгрия. По официальной версии, сомнения вызвали как некогда критические замечания двух стран по вопросам демократии, свободы слова, верховенства права на территории последней, так и попытки ограничить ее право на получение финансирования из фондов ЕС [CeyLan-Szakacs, Kenessei, Szenes, 2023]. Через год Финляндии все-таки удалось
5URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/18311635
6Там же.
7URL: https://www.rbc.ru/politics/22/01/2024/65ae73d99a794748570 d82ac?from=copy
8Североатлантический договор // Организация Североатлантического договора. 1949. URL: https://www.nato.int/cps/ru/natohq/ official_texts_17120.htm
присоединиться к Североатлантическому альянсу, но у Швеции это пока не получилось.
З. Ковач, пресс-секретарь правительства Венгрии, в своем блоге на платформе About Hungary резюмировал позицию, обозначив три причины для скепсиса в отношении приема Швеции в НАТО: постоянный подрыв отношений, воображаемое моральное превосходство, отсутствие заботы и уважения (Kovàcs Z. Three reasons why Hungary's parliament is right to be hésitant about Sweden's NATO admission // About Hungary. 29.03.2023)1. Позиция Турции содержала 10 более конкретных пунктов, суть которых сводилась к прекращению поддержки деятельности структур типа Организации Фетхуллаха Полена (ФЕТО) и Рабочей партии Курдистана (РПК), определяемой государством как террористическая; ограничению деятельности РПК внутри двух стран и регулированию депортации и экстрадиции ее членов, а также отмене эмбарго на поставки оружия (isveç ve Finlandiya'ya 10 §art// Yeni §afak. 06.06.2022)2.
В действительности, прослеживалась некоторая координация действий между Турцией и Венгрией, так как венгерская сторона последовательно отступала от своих позиций, следуя за турецкой, как в ратификации вступления Финляндии, так и в заявлениях о поддержке членства Швеции [Greilinger, 2022]. В большей степени обвинения Турции касались как раз шведской стороны [Neset, 2023]. Сближению взглядов Турции и Венгрии поспособствовала уже упоминаемая ранее заинтересованность последней в энергетической диверсификации, а также экономическом и культурном сотрудничестве с Турцией и другими тюркскими странами, что отражено даже в статусе наблюдателя при Организации тюркских государств [Greilinger, 2022].
Изначально, в том числе из-за того, что у Турции голосование было запланировано не раньше октября (Эрдоган заявил, что парламент не одобрит заявку Швеции на членство в НАТО ранее октября // Interfax. 12.07.2023)3, в Венгрии оно было перенесено. Показательно, что в назначенную дату не явилась именно правящая партия В. Орбана «Фи-дес - Венгерский гражданский союз» (Чернышова Е. В Венгрии не смогли проголосовать по членству Швеции в НАТО из-за бойкота //РБК. 31.07.2023)4. С точки зрения доцента РУДН В. А. Данилова, разница между Швецией и Финляндией здесь
1URL: https://abouthungary.hu/blog/three-reasons-why-hungarys-parliament-is-right-to-be-hesitant-about-swedens-nato-admission
2URL: https://www.yenisafak.com/gundem/ isvec-ve-finlandiyaya-10-sart-3833510
3URL: https://www.interfax.ru/world/911352
4URL: https://www.rbc.ru/politics/31/07/2023/64c7b7379a7947bc56
ebfba6
преимущественно в стратегически важном положении последней непосредственно на границе с РФ (Чукалина Е. Соблюсти альянс: почему Венгрия одобрила вступление Финляндии в НАТО // Известия. 27.03.2023)5. Ориентируясь на действия Турции, Венгрия намерена ратифицировать и все необходимые документы по Швеции. Оставаясь зависимой от других членов частью Североатлантического альянса и Европейского союза, Венгрия продолжает показывать свое несогласие с действиями партнеров, демонстративно подчеркивая заботу о будто бы независимых собственных интересах. Но в решающий момент, если вопрос не стоит так остро как по энергетическим санкциям или поставкам вооружения, в подобного рода темах она всё равно соглашается с большинством. До ратификации членства всеми остальными сторонами государство может себе позволить не торопиться и оценивать реакцию Турции, следить за состоянием выгодного для Венгрии сотрудничества РФ и «коллективного Запада» и т. д. Более показательна здесь позиция по членству Украины, так как В. Орбан считает его не только нереалистичным (как и отчуждение Крыма от России), но и опасным из-за протяженности границы России и Украины, потенциально вошедшей бы в альянс (Interview with Viktor Orban by Tucker Carlson //About Hungary. 29.08.2023)6.
заключение
Венгрия последовательно демонстрирует, что разделяет многие ценностные ориентиры «коллективного Запада», однако это не означает абсолютного согласия со всеми инициативами, исходящими от ЕС, НАТО, США и т.д. В своем современном внешнеполитическом курсе венгерское правительство во главе с В. Орбаном и его партией «Фидес -Венгерский гражданский союз» в первую очередь прагматично ориентируется на национальные экономические и/или энергетические интересы, в которых сохраняется стремление сохранять выгодное сотрудничество с Россией. Балансируя между разными сторонами, венгерское правительство готово поддерживать или не препятствовать реализации многих инициатив, пока они не грозят катастрофическими последствиями для него лично.
Правительство В. Орбана осознает высокую степень зависимости страны как от Европейского союза и НАТО, членом которых она является, так
5URL: https://iz.ru/1489368/evgeniia-chukalina/ sobliusti-alians-pochemu-vengriia-odobrila-vstuplenie-finliandii-v-nato
6URL: https://abouthungary.hu/speeches-and-remarks/ interview-with-viktor-orban-by-tucker-carlson
и от российских поставок, технологий и инвестиций. В результате, в ряде случаев Венгрия готова демонстративно не соглашаться с коллективными западными инициативами, в частности, не только потенциально угрожающими закарпатским венграм, но и очевидно препятствующими венгерско-российскому сотрудничеству поставкам вооружения. Отдельно стоит остановиться на энергетических вопросах, так как именно в них, опасаясь серьезных последствий, Венгрия проявляет
список источников
свое принципиальное несогласие, защищая зависимую от российских технологий атомную энергетику или российский нефтепровод «Дружба». Тогда как в контексте членства Финляндии и Швеции в НАТО позиция страны гораздо мягче. Однако венгерская сторона, обладая определенной слабостью перед европейскими партнерами, готова либо не препятствовать коллективному решению, либо прибегнуть к торгу и в ряде случаев даже поменять свою позицию, если всё зависит только от нее.
1. Смирнов П. Е. Изменения в подходах США к региону Восточной Европы после начала украинского кризиса // Вестник Пермского университета. Политология. 2022. Т. 16. № 1. С. 84-93.
2. Дрыночкин А. В., Сергеев Е. А. Современная модель взаимодействия Венгрии с иностранным капиталом в контексте «патриотического поворота» // Современная Европа. 2019. № 7 (93). С. 93-104.
3. Дрыночкин А. В. Приоритеты вишеградских стран в углеводороной и атомной энергетике // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2023. № 2 (32). С. 64-72.
4. Трухачев В. В. Отношение Венгрии к проблеме этнических венгров в Закарпатье // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. Серия «Евразийские исследования. История. Политология. Международные отношения». 2022. № 3. С. 65-77.
5. Тихова В. В. Регулирование внешнеполитической деятельности Европейского союза: от Маастрихта до Лиссабона // Право и управление. XXI век. 2015. № 3 (36). С. 170-175.
6. BartoLoni M. E. Simple Abstention and Constructive Abstention in the Context of International Economic Sanctions: Two Too Similar Sides of the Same Coin? // European Papers. 2023. VoL. 7. # 3. P. 1121-1130.
7. Григорян А. В. Процесс принятия решений в НАТО и дипломатия малых стран // Мировая политика. 2017. № 3. С. 1-11.
8. CeyLan-Szakacs M., Kenessei Z., Szenes Z. A kiLencedik NATO-bovites: A finn es a sved csatLakozas perspektivaia viLniusi csiics eLott // Hadtudomany. 2023. VoL. 33. # 1. P. 3-20.
9. GreiLinger G. Hungary's Eastern Opening PoLicy as a Long-Term PoLiticaL-Economic Strategy // Fokus. 2022. # 4. P. 1-5.
10. Neset S. What Turkey Wants: Turkey's Objection to FinLand and Sweden's NATO Membership AppLications // IFS Insights. 2023. # 3. P. 1-8.
references
1. Smirnov, P. Ye. (2022). U.S. Varying Approaches towards Eastern Europe after the Outbreak of the Ukraine Crisis. Perm University Herald. Political Science, 16(1), 84-93 (In Russ.)
2. Drynochkin, A. V., Sergeev, E. A. (2019). Modern Model of Hungary's Approach Towards Foreign Capital in the Context of a "Patriotic Turn". Contemporary Europe, 7(93), 93-104. (In Russ.)
3. Drynochkin, A. V. (2023). Priorities of the Visegrad Countries in Conventional and Nuclear Energy. Scientific and Analytical Herald of the Institute of Europe RAS, 2(32), 64-72. (In Russ.)
4. Trukhachev, V. V. (2022). Hungary's Attitude to the Issue of Ethnic Hungarians in Ukrainian Transcarpathia. RSUH/ RGGU Bulletin "Eurasian studies. History. Political science. International relations", 3, 65-77. (In Russ.)
5. Tikhova, V. V. (2015). Regulation of the Foreign Policy of the European Union: From Maastricht to Lisbon. Journal of Law and Administration, 3(36), 170-175. (In Russ.)
6. Bartoloni, M. E. (2023). Simple Abstention and Constructive Abstention in the Context of International Economic Sanctions: Two Too Similar Sides of the Same Coin? European Papers, 7(3), 1121-1130.
7. Grigoryan, A. V. (2017). NATO's Decision-Making Process and Small Countries' Diplomacy. World Politics, 3, 1-11.
8. Ceylan-Szakacs, M., Kenessei, Z., Szenes, Z. (2023). A kilencedik NATO-bovites: A finn es a sved csatlakozas perspektivaia vilniusi csucs elott. Hadtudomany, 33(1), 3-20.
9. Neset, S. (2023). What Turkey Wants: Turkey's Objection to Finland and Sweden's NATO Membership Applications. IFS Insights, 3, 1-8.
10. Greilinger, G. (2022). Hungary's Eastern Opening Policy as a Long-Term Political-Economic Strategy. Fokus, 4, 1-5.
информация об авторе
Лисенкова Алена Денисовна
преподаватель кафедры международных отношений
факультета международных отношений и политических исследований
Северо-Западного Института управления - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
information about the author
Lisenkova Alena D.
Lecturer of the Department of International Relations Faculty of International Relations and Politics
North-West Institute of Management - branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
Статья поступила в редакцию одобрена после рецензирования принята к публикации
28.09.2023
22.01.2024 14.03.2024
The article was submitted approved after reviewing accepted for publication