Российский экспорт нефти и «ценовой потолок»: адаптация возможна
Андрей Моисеевич ГОЛУБЧИК,
кандидат экономических наук, доцент, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) (125319, Москва, Ленинградский проспект, 64), кафедра правового и таможенного регулирования на транспорте - доцент, e-mail: [email protected]; Егор Вадимович ПАК, кандидат экономических наук, МГИМО МИД России
(119454, Москва, проспект Вернадского, 76), кафедра международных экономических отношений и внешнеэкономических связей (МЭО и ВЭС) им. Н.Н. Ливенцева, кафедра международных транспортных операций -доцент, e-mail: [email protected]
УДК :339.564(470); ББК:65.428(2Рос); Г624 DOI: 10.24412/2072-8042-2023-1-56-63
Аннотация
5 декабря 2022 г. G7, Евросоюз и присоединившиеся к ним Австралия и Норвегия согласовали «потолок цен» на покупку российской сырой нефти, перевозимой морем, в размере 60 долл. за баррель. Заявленная ограничительная мера стала значимой вехой в санк-ционной политике коллективного Запада в отношении России после событий на Украине. Цель статьи заключается в оценке состоятельности введённого ценового предела, а также рисках, которые он несёт российской экономике. Авторами раскрыты два пути обхода данного ограничительного механизма, а также обозначена необходимость пересмотра сложившейся практики нефтетрейдинга в России.
Ключевые слова: внешняя торговля России, морская транспортировка нефти, «ценовой потолок», экономические санкции, экономика России, нефтетрейдинг.
^ 56
Российский внешнеэкономический вестник
1 - 2023
Russia's Oil Exports and the Price Cap: One Can Adapt
Andrej Moiseevich GOLUBCHIK,
Candidate of Economic Sciences, Moscow Automobile and Road Construction State Technical University (MADI), (64, Leningradsky Prospect, Moscow, Russia, 125319), Department of Legal and Customs Management of Transport - Associate Professor
e-mail: [email protected];
Egor Vadimovich PAK,
Candidate of Economic Sciences, MGIMO University (76, Prospect Vernadskogo, Moscow, Russia, 119454), Department of International Economic Relations and Foreign Economic Affairs named after N.N. Liventsev, Department of International Transport and Shipping - Associate Professor, e-mail: [email protected]
Abstract
G7, the EU as well as Australia and Norway agreed a $60 per barrel price cap on Russian seaborne crude oil on December 5, 2022. This restriction could be regarded as a daring milestone in the overall sanctions regime imposed on Russia by the West after the Ukrainian crisis. The paper critically evaluates the price cap and estimates its influence on the Russian economy. The authors reveal two possible ways to circumvent the cap and emphasize the importance of revising the existing oil trading practices in Russia.
Keywords: Russia's foreign trade, seaborne oil, maritime transportation of oil, price cap, economic sanctions, Russia's economy, oil trading.
Представляется, что «потолок цен» действительно создал для России достаточно неприятную ситуацию. Шахматисты называют её цугцванг - положение, при котором любой ход игрока ведёт к ухудшению своей игровой позиции. Если Россия откажется поставлять нефть в страны, принявшие «потолок» в 60 долл. за баррель, то потеряет существенные нефтяные доходы. Если же Россия согласится поставлять нефть в рамках ценовых ограничений, то убережёт основную часть доходов от продажи сырой нефти, но при этом понесёт серьезный репутационный ущерб, так как станет понятно, что страна приняла ограничительные меры.
Политический контекст действующего санкционного режима в отношении России, бесспорно, отрицательно влияет на экономику, снижая доходность бизнеса. В текущей ситуации это позволяет требовать увеличенный дисконт к рыночной цене на эталонные сорта нефти: в нефтетрейдинге такой дисконт носит название дифференциал. В ожидании реакции рынка на введённый ценовой «потолок» во вторую и третью недели декабря 2022 г. дифференциал Urals-Brent вновь упал до
1 - 2023
Российский внешнеэкономический вестник
57 Q
уровня минус 30 долл. за баррель, хотя почти всю осень 2022 г. держался на уровне около минус 23-25 долл.
Российские нефтяные компании сейчас вынуждены не только перестраивать логистические цепочки: основной упор придётся делать на порты Черного моря и Дальнего Востока, а также продавать сырьё трейдерам с большим дисконтом. В результате прибыль нефтяников снижается, что, в конечном счёте, отразится на доходах бюджетов всех уровней. Особо сильно это ощутят бюджеты субъектов России, доходы которых формируются с налогов на прибыль. Несколько в меньшей степени это повлияет на федеральные доходы, которые формируются с налогов на выручку нефтегазовых компаний.
В то же время, например, по данным издания Financial Times, в перевозке российской нефти задействованы ещё как минимум три-пять танкеров, имеющих западную страховку, на борту которых в совокупности находится примерно 2 млн баррелей нефти. Вместе с тем изданию достоверно неизвестно, учитывается ли в данных контрактах предельная цена.1
Реакция российской стороны на введённый ценовой механизм была достаточно однозначной. 25 декабря 2022 г. министр финансов России Антон Силуанов заявил: «Мы не будем поставлять нефть по контрактам, где будут указываться ценовые ограничения, которые предлагают западные страны. Это исключено. Мы будем искать новые рынки, будем искать новую логистику, возможно, это будет дороже».2 27 декабря 2022 г. вышел указ Президента России «О применении специальных экономических мер в топливно-энергетической сфере в связи с установлением некоторыми иностранными государствами предельной цены на российские нефть и нефтепродукты». Согласно п.2 запрет на поставку сырой нефти в страны, присоединившиеся к «потолку цен», вступит в силу с 01 февраля 2023 г.3
Ввиду возросшей глобальной неопределённости на сегодняшний день практически невозможно оценить, насколько «ценовой потолок» сократит доходы России. Так, цена в 60 долл. за баррель в 2022 г. в целом была вполне комфортной для российской нефти сорта Urals. Установлено, что на протяжении практически всего 2022 г. (помесячно) цена на баррель нефти марки Brent держалась 87 долл. и выше, что с учётом дифференциала минус 27-30 долл. и даёт те самые предельные 60 долл. за баррель, установленные для нефти Urals (см. рисунок 1).
^ 58
Российский внешнеэкономический вестник
1 - 2023
январь февраль март апрель май июнь июль август сентябрь октябрь ноябрь декабрь
Brent (фьючерс) ■ Ü га Is [сп от с учётом дифференциала) «Ценовой потолокд
Рис. 1. Цена нефти сорта Urals (спот) в 2022 г. помесячно с учётом дифференциала, долл. США
Fig. 1. Urals (spot) oil price in 2022 per month with differential, US$
Источник: составлено автором на основе данных Thompson Reuters. URL: https://www. thomsonreuters.com/en.html
При этом вероятность уменьшения поступлений от экспорта нефти всё же имеется. Например, по предварительным оценкам, ежедневные потери России от данного механизма составляют 160 млн евро, и могут вырасти до 280 млн евро, начиная с 5 февраля 2023 г. - когда под действия «потолка» попадёт морская транспортировка нефтепродуктов.4
Таким образом, представляется, что оценка эффективности «потолка цен» должна производиться в том числе и с учётом особенностей существующей в России бизнес-практики экспорта нефти, т.е. с позиций нефтетрейдинга.
В постсоветской России сложилась бизнес-практика, при которой доставка товара до конечных потребителей не является сферой ответственности нефтяных компаний. Такие продавцы в профессиональной терминологии трейдеров име-
1 - 2023
Российский внешнеэкономический вестник
59 Q
нуются ресурсодержателями. Если товар будет поставляться морем, то на рынке практически всегда применяется условие поставки FOB (порт отправления) INCOTERMS®2020, и товар обычно продаётся реальным производителем или аффилированным трейдером от его имени.
По оценке авторов, на сегодняшний день такое условие продажи применяется практически в 100% сделок с российской нефтью. Таким образом, продавцы предпочитают работать с трейдерами, которые выкупают у них сырьё, сами реализуют его на рынке, и сами же организуют доставку до потребителей, позволяя тем самым трейдерам зарабатывать на фрахте и иных рыночных инструментах.5
В этой связи, в статье представлено несколько одновременно внешнеторговых и логистических технологий, которые позволяют обходить требование о «потолке цен». Авторы делают оговорку, что две описываемые технологии являются их собственной реконструкцией, так как все реальные участники сделок соблюдают коммерческую тайну. Однако представляется, что суть и логика технологий выявлены правильно.
Ситуация, сложившаяся сегодня на рынке, для трейдеров достаточно благоприятна. В силу стечения целого ряда обстоятельств их доходы резко возросли. Для трейдера очень важен выбор механизма переноса рисков с тех участников рынка, кто не желает нести риски, на тех участников, кто стремится к этому. Важным положительным моментом переноса риска является повышение кредитоспособности предприятий, которые до начала действий этого механизма были более уязвимы перед ценовыми колебаниями.
Выкупая товар у ресурсодержателей, трейдер осознанно принимает на себя основную часть политических и финансовых рисков, выстраивая подчас очень сложные схемы легализации санкционных товаров. В целом недопустимо говорить о том, что введение «ценового потолка» стало неожиданной новостью для всех участников рынка. Наоборот, к такому повороту событий российские продавцы и крупные трейдеры тщательно готовились.
В самом начале осени 2022 г., когда стало ясно, что «потолка цен» на российскую сырую нефть не избежать, с рынка очень быстро исчезли все свободные танкеры грузоподъёмностью 90-120 тыс. т. Это были далеко не новые, но крепкие суда, возрастом 20-30 лет. Для национальной регистрации танкеры были переведены в очень непривередливые офшорные юрисдикции типа Науру, Вануату, Фиджи, Камбоджа, Сент-Киттс и Невис. Такие флаги в профессиональной среде давно не называют «удобными флагами», а используют гораздо более резкое выражение -«флаг три банана». На эти суда были оформлены страховые полисы третьеразрядных фирм, имеющих регистрацию в Гонконге, Сингапуре, Малайзии. Одновременно на рынке возникли ранее неизвестные трейдеры, которые стали выкупать «санкционную нефть» у российских ресурсодержателей и грузить её в эти самые танкеры.
На практике использование Россией этих судов при экспорте нефти может вы-
^ 60
Российский внешнеэкономический вестник
1 - 2023
глядеть следующим образом. Танкер, загруженный российской нефтью, выходит из порта на Дальнем Востоке и держит путь в удалённую точку Тихого океана, куда-то в район «точки Немо» - места, где шанс встретить другое судно стремится к нулю. Примерно за сутки-двое до назначенного места на судне выключается GPS-трекер, позволяющий отследить его местоположение в мировом океане. В эту же точку приходит другой танкер, большей вместимости, более новый, с правильной регистрацией и почти всегда с первоклассной страховкой, но этот танкер также заранее отключил свой трекер. Перекачка нефти из одного судна в другое происходит в открытом океане без свидетелей.
Особенностью второго танкера является наличие в его танках любой другой нефти, например, аравийской, брунейской или малазийской, в объёме не более 8-10% от принимаемой партии (по весу). После перегрузки суда расходятся: старый танкер идёт за новой партией российской нефти, а более молодой движется в сторону порта выгрузки. После 7-10 суток в пути вся нефть полностью перемешивается, становится однородной по химическому составу, после чего ни один даже самый опытный эксперт не определит её исходный состав.
На профессиональном языке такой сорт нефти получил вполне логичное название Pacific blend. Цинизм названия понятен - ведь в водах Тихого океана и прилегающих территориях практически нет коммерческих запасов нефти.
В цепочке купли-продажи задействовано минимум 2-3, а иногда и более, трей-динговых фирмы, и каждая последующая имеет более весомый имидж и высокий профессиональный статус. Действующие правила оформления коносаментов и их переуступки позволяют бесконечное число раз менять получателей нефти. Скорее всего, при такой схеме коносаменты не индоссируют, то есть не меняют получателя при помощи переуступочной надписи, а перевыпускают. Соответственно, цепочка транзитных покупателей перестаёт быть видимой. Это первый способ обойти введённый санкционный механизм.
Второй способ более прост. Никто не мешает покупателю российской нефти указать стоимость покупки, не превышающую предельный уровень. А в случае необходимости (если реальная цена будет выше допустимой) перевести разницу отдельным платежом, через фирму-посредника. Все инвойсы компании-продавцы изготавливают самостоятельно, поэтому договориться несложно. В свою очередь, в коносаментах стоимость перевозимого товара никогда не указывается: все известные авторам проформы коносаментов (ASBAtankvoy, TankerBill, Intankbill, Congenbill, не говоря о собственных коносаментах перевозчиков) на перевозку нефти или нефтепродуктов просто не содержат соответствующей графы.
Таким образом, раскрытые способы обхода «потолка цен» на российскую нефть дают авторам определённое основание утверждать, что данный ограничительный механизм не окажет желаемого катастрофического влияния на экономику страны, следовательно, фактически речь может идти о мощном политическом ходе со стороны коллективного Запада.
1 - 2023
Российский внешнеэкономический вестник
61 Q
* * *
В настоящее время в мировой энергетике нет полной замены российским нефти и газу. Частично потеснить позиции России можно, но полностью вытеснить с рынка - нет. При этом можно также вскрыть/обнародовать схемы обхода «потолка цен» на российскую нефть. Сегодня достаточно технических средств, чтобы идентифицировать в океане любое судно даже с выключенным трекером. Можно отследить и практически все валютные транзакции. Можно делать вид, что Pacific blend действительно существует, и, соответственно, «закрыть глаза» на такие схемы. Однако представляется, что эти доказательства никому (главным образом бизнесу) на Западе не требуются, а потребность в российской нефти и нефтепродуктах имеется. Такое поведение сторонников антироссийских санкций в целом подтверждает вывод авторов о том, что установление «потолка цен» на российскую нефть не более чем показательная акция.
Таким образом, сложившуюся ситуацию следует признать достаточно благоприятной для России, как это ни парадоксально звучит. Вместе с тем непонятно, почему лица, ответственные за принятие решений в национальной экономике и энергетике, не хотят прислушаться к мнению единственного отечественного учёного и, одновременно, профессионального нефтетрейдера - П.Б. Катюхи, который ни один год продвигает идею создать свои, российские бенчмарки (эталонные сорта) нефти и торговать ими исключительно на российской нефтяной бирже.6 Остаётся неясным, почему на рынке в качестве эталонов позиционируются техасская WTI, североморская Brent или аравийская Dubai Crude, и почему нет прямых котировок российских сортов Urals, Siberian Light, REBCO? Почему они торгуются через дифференциал от Brent? Данный вопрос обретает исключительную актуальность в условиях действующего (и имеющего тенденцию к эскалации) санкцион-ного режима в отношении России, который вполне может продлиться годы.
Все, кому нужна российская нефть, будут покупать её на бирже на условиях России. Желающие её купить найдутся всегда. При этом при бирже сложится сообщество отечественных нефтетрейдеров, которые, как и на любой другой бирже, будут получать свою комиссию, но налоги с неё будут платить уже в России, а не за её пределами.7
ПРИМЕЧАНИЯ:
1 Россия начала исполнять требования потолка цен. LENTA.RU. 16.12.2022. URL: https://lenta.ru/news/2022/12/16/postava/
2 Силуанов: РФ перенаправит поставки нефти из-за потолка цен даже при росте издержек. Коммерстантъ. 25.12.2022. URL: https://news.mail.ru/economics/54432856/?from-mail=1&utm_partner_id=429
3 Путин подписал указ об ответных мерах на потолок цен на нефть. Ведомости. 27.12.2022. https://www.vedomosti.ru/politics/news/2022/12/27/957338-putin-ukaz
^ 62
Российский внешнеэкономический вестник
1 - 2023
4 EU oil ban and price cap are costing Russia EUR 160 mn/day, but further steps can multiply the impact. CREA. 11.01.2023. URL: https://energyandcleanair.org/wp/wp-content/ uploads/2023/01/CREA_Press-release_EU-oil-ban-and-price-cap-are-costing-Russia-EUR-160-mn_day-but-further-steps-can-multiply-the-impact.pdf
5 Голубчик А.М., Катюха П.Б. Контракты FOB и CIF в практике российского не-фтетрейдинга: миллионы недополученной выручки / Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. 2020. № 1(181). С. 24-27. DOI 10.33285/1999-6942-2020-1(181)-24-27.
Катюха П.Б. Нужен ли российский нефтяной бенчмарк для мирового нефтяного бизнеса, или сможет ли Urals стать новым репрезентативным индикатором для мирового рынка нефти? / Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. 2016. № 12. С.13-18
7 Катюха П.Б. Формирование национальной системы оценки российской нефти и создание российских бенчмарков на нефть - ключевые задачи России в условиях неопределенности на мировом рынке нефти и санкций против России / Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. 2022. №8(212). С. 15-23. DOI 10.33285/1999-6942-2022-8(212)-15-23.
БИБЛИОГРАФИЯ/BIBLIOGRAPHY
Голубчик А.М., Катюха П.Б. Контракты FOB и CIF в практике российского нефте-трейдинга: миллионы недополученной выручки / Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. 2020. № 1(181). С. 24-27@@ Golubchik A.M., Katjuha P.B. Kontrakty FOB i CIF v praktike rossijskogo neftetrejdinga: milliony nedopoluchennoj vyruchki / Problemy jekonomiki i upravlenija neftegazovym kompleksom. 2020. № 1(181). S. 24-27.) DOI 10.33285/1999-6942-2020-1(181)-24-27.
Катюха П.Б. Нужен ли российский нефтяной бенчмарк для мирового нефтяного бизнеса, или сможет ли Urals стать новым репрезентативным индикатором для мирового рынка нефти? / Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. 2016. № 12. С.13-18 @@ Katjuha P.B. Nuzhen li rossijskij neftjanoj benchmark dlja mirovogo neftjanogo biznesa, ili smozhet li Urals stat' novym reprezentativnym indikatorom dlja mirovogo rynka nefti? // Problemy jekonomiki i upravlenija neftegazovym kompleksom. 2016. № 12. S.13-18.
Катюха П.Б. Формирование национальной системы оценки российской нефти и создание российских бенчмарков на нефть - ключевые задачи России в условиях неопределенности на мировом рынке нефти и санкций против России / Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. 2022. №8(212). С. 15-23 @@ Katjuha P.B. Formirovanie nacional'noj sistemy ocenki rossijskoj nefti i sozdanie rossijskih benchmarkov na neft' - kljuchevye zadachi Rossii v uslovijah neopredelennosti na mirovom rynke nefti i sankcij protiv Rossii / Problemy jekonomiki i upravlenija neftegazovym kompleksom. 2022. №8(212). S. 15-23. DOI 10.33285/1999-6942-2022-8(212)-15-23.
1 - 2023
Российский внешнеэкономический вестник
63 Q