ПРЕДПРИЯТИЯ И ЭКОНОМИКА
С целью изучения проблемы готовности предприятий реального сектора к экономическому росту ИНП РАН были организованы периодические специальные анкетные обследования предприятий различных отраслей народного хозяйства. Полученные результаты трех опросов, проведенных с интервалом в полгода, оказались весьма интересными и содержательными. Значение сбора и анализа такого рода информации в условиях неполноты данных официальной статистики подтверждается также опытом изучения экономической ситуации в производстве на основе так называемых производственных интервью с работниками и руководителями предприятий, публикуемых в журнале с момента его основания под рубрикой «Социологические интервью».
Рассчитывая на регулярность поступления аналитических материалов, редколлегия журнала вводит новую рубрику, в которой будет систематически публиковать аналитические отчеты и оценки экономических результатов деятельности предприятий на основе специальных опросов, проводимых как ИНП РАН, так и другими организациями.
Редколлегия
Д.Б. Кувалин
РОССИИСКИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ В НАЧАЛЕ 2000 Г.: ТЕКУЩЕЕ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ЭКСПАНСИЯ НА ВНУТРЕННЕМ РЫНКЕ'
Основными задачами этого исследования были: а) продолжение наблюдений за динамикой производства на предприятиях реального сектора и их финансовым положением; б) получение информации о процессах импортозамещения на российских товарных рынках.
Для анализа ситуации на российских предприятиях были использованы итоги анкетного опроса, проведенного в январе-марте 2000 г. Всего в опросе приняло участие 133 предприятия из 48 регионов России. Данная выборка не по всем параметрам отвечает критериям репрезентативности2, однако результаты опроса позволяют вполне ясно и четко видеть основные тенденции в исследуемых сферах национальной экономики.
Полученные ответы в целом подтвердили тот факт, что в четвертом квартале 1999 г. и первом квартале 2000 г. в реальном секторе продолжались рост производства и улучшение финансовой ситуации.
Ответы на вопросы о ситуации со сбытом произведенной продукции отражены в табл. 1.
Суммарная доля предприятий, сообщивших о приросте продаж, составила 63,65% (в том числе в машиностроении - 68,76%), в то время как доля респондентов, у которых продажи снизились, составила всего 8,4% (в том числе в машиностроении - 9,37%). При этом 39,69% опрошенных предприятий (в том числе в машиностроении - 46,88%) сообщили об очень значительном - 25% и больше - приросте продаж всего за полгода. Подчеркнем также, что увеличение объемов сбыта
1 Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 00-02-00177) при участии А.В. Демочкиной и А.К. Моисеевой.
2 Подробнее об особенностях и ограничениях используемой выборки, а также о результатах предыдущих опросов см: Кувалин Д.Б., Кузнецов Ю.В., Демочкина А.В. Российские предприятия: адаптация к кризису и поиски новых стратегий развития // Проблемы прогнозирования. 2000. № 3.
означает, что предприятия наращивают выпуск продукции, пользующейся реальным спросом на рынке и, следовательно, вполне конкурентоспособной.
Таблица 1
Ответы на вопрос: «Как изменилась сбытовая ситуация на Вашем предприятии за последние 6 мес.?»
Изменение объема реализации, %
Предприятия снижение в целом рост Всего
отрасли 50 и более 25-50 0-25 без изм. 0-25 25-50 50 и более
Машиностроение ед. 1 0 5 14 14 14 16 64
% 1,56 0,00 7,81 21,88 21,88 21,88 25,00 100,00
Местная промышленность
ед. 0 0 0 5 2 3 4 14
% 0,00 0,00 0,00 35,71 14,29 21,43 28,57 100,00
Легкая
ед. 0 0 0 3 4 1 1 9
% 0,00 0,00 0,00 33,33 44,44 11,11 11,11 100,00
Пищевая
ед. 1 2 1 4 3 0 1 12
% 8,33 16,67 8,33 33,33 25,00 0,00 8,33 100,00
Фармацевтическая
ед. 0 0 0 1 3 1 2 7
% 0,00 0,00 0,00 14,29 42,86 14,29 28,57 100,00
Прочие*
ед. 0 0 0 6 1 3 1 11
% 0,00 0,00 0,00 54,55 9,09 27,27 9,09 100,00
Строительство
ед. 0 1 0 1 1 2 0 5
% 0,00 20,00 0,00 20,00 20,00 40,00 0,00 100,00
Сельское хозяйство
ед. 0 0 0 1 3 0 0 4
% 0,00 0,00 0,00 25,00 75,00 0,00 0,00 100,00
Транспорт
ед. 0 0 0 2 0 1 2 5
% 0,00 0,00 0,00 40,00 0,00 20,00 40,00 100,00
Всего
ед. 2 3 6 37 31 25 27 131
% 1,53 2,29 4,58 28,24 23,66 19,08 20,61 100,00
* Здесь и далее в таблицах к «проч им отра слям пром ышленности о и л ы V© несены п эедприяти я химиче-
ской промышленности, а также цветной металлургии и промышленности строительных материалов.
Поскольку вопросы о текущем финансово-экономическом положении задавались уже в третий раз подряд, у нас имелась возможность сравнить полученные результаты с данными предыдущих опросов. В частности, в августе-сентябре 1999 г. ответы на вопрос о динамике объемов реализации распределились следующим образом:
Таблица 2
Изменение объема реализации, %
Предприятия снижение в целом рост Всего
отрасли 50 и более 25-50 0-25 без изм. 0-25 25-50 50 и более
Всего ед. 4 4 11 25 36 19 18 118
% 3,39 3,39 9,32 21,19 30,51 16,10 15,25 100,00
Таким образом, доля респондентов, сообщивших о приросте продаж за полгода, предшествующие опросу, составляла на тот момент 61,86%, а удельный вес
предприятий, сокращавших объем продаж, равнялся 16,1%. Следовательно, в конце 1999 г. и начале 2000 г. оживление в реальном секторе не просто продолжалось, но и было даже несколько более выраженным, чем в первой половине 1999 г.
Это обстоятельство подтверждают также ответы и на другие вопросы о текущей конъюнктуре. В частности, в январе-марте 2000 г. предприятия в целом более оптимистично смотрели на свои ближайшие сбытовые перспективы3, чем за полгода и за год до этого момента (табл. 3).
Таблица 3
Ответы на вопрос: «Как, на Ваш взгляд, в ближайшие 6 мес. изменится сбытовая ситуация на Вашем предприятии?»
Предприятия Объем реализации Всего
отрасли снизится в целом не изменится увеличится
январь-март 2000 г. Машиностроение
ед. 4 26 34 64
% 6,25 40,63 53,13 100
Местная промышленность
ед. 3 8 3 14
% 21,43 57,14 21,43 100
Легкая
ед. 1 3 5 9
% 11,11 33,33 55,56 100
Пищевая
ед. 2 5 5 12
% 16,67 41,67 41,67 100
Фармацевтическая
ед. 0 2 4 6
% 0,00 33,33 66,67 100
Прочие
ед. 2 5 4 11
% 18,18 45,45 36,36 100
Строительство
ед. 1 1 2 4
% 25,00 25,00 50,00 100
Сельское хозяйство
ед. 0 3 1 4
% 0,00 75,00 25,00 100
Транспорт
ед. 1 3 5 9
% 20,00 80,00 0,00 100
Всего
ед. 14 57 58 129
% 10,85 44,19 44,96 100
август-сентябрь 1999 г. Всего
ед. 19 51 50 120
% 15,83 42,50 41,67 100
январь-март 1999 г. Всего
ед. 44 15 56 115
% 38,26 13,04 48,70 100
3 Отметим, что реальные сбытовые успехи предприятий всякий раз оказывались намного лучше, чем их же собственные прогнозы, сделанные во время предыдущих опросов. (Помимо прочего, это свидетельствует о том, что предприятия вполне понимают всю сложность текущей макроэкономической ситуации и потому достаточно осторожно оценивают свои перспективы.)
Таким образом, в январе-марте 2000 г. не ожидали снижения объема продаж 93,75% респондентов, тогда как в августе-сентябре 1999 г. - всего лишь 84,17%, а в январе-марте 1999 г. - 61,74% опрошенных предприятий.
О продолжении позитивных сдвигов в отраслях реального сектора свидетельствуют и оценки предприятий, касающиеся финансовых аспектов их деятельности. Например, из результатов опроса хорошо видно, что за полгода, предшествовавшие опросу, улучшилась структура оборотного капитала предприятий: доля «живых денег» возросла, а доля бартера и взаимозачетов уменьшилась (табл. 4, 5).
Таблица 4
Ответы на вопрос: «Как изменилась обеспеченность оборотными средствами в «живых деньгах» за последние 6 мес. на Вашем предприятии по сравнению с предшествующим периодом?»
Предприятия отрасли Возросла Не изменилась Снизилась Всего
Машиностроение
ед. 36 23 5 64
% 56,25 35,94 7,81 100,00
Местная промышленность
ед. 8 5 1 14
% 57,14 35,71 7,14 100,00
Легкая
ед. 6 3 0 9
% 66,67 33,33 0,00 100,00
Пищевая
ед. 2 4 6 12
% 16,67 33,33 50,00 100,00
Фармацевтическая
ед. 3 3 1 7
% 42,86 42,86 14,29 100,00
Прочие
ед. 5 5 1 11
% 45,45 45,45 9,09 100,00
Строительство
ед. 3 3 0 6
% 50,00 50,00 0,00 100,00
Сельское хозяйство
ед. 1 3 0 4
% 25,00 75,00 0,00 100,00
Транспорт
ед. 1 1 3 5
% 20,00 20,00 60,00 100,00
Всего
ед. 65 50 17 132
% 49,24 37,88 12,88 100,00
При этом число предприятий, сообщивших о увеличении доли «живых денег» в обороте и сокращении удельного веса бартерных сделок, в 3-4 раза превосходило число предприятий, у которых структура оборотного капитала менялась в противоположном направлении.
Таким образом, исходя из полученных данных по объему продаж и структуре оборотных средств, можно утверждать, что в конце 1999 - начале 2000 г. рост в реальном секторе не просто продолжался, но и в определенной степени набирал обороты.
Это увеличение производства и продаж в реальной экономике, по мнению ана-литиков-макроэкономистов, определялось воздействием целого ряда факторов. В их числе называют следующие: определенное повышение уровня монетизации национальной экономики, произошедшее после августа 1998 г.; реальное сдержива-
ние цен на продукцию энергетических и транспортных монополий; наличие значительных свободных производственных мощностей в реальном секторе; постепенная адаптация предприятий к экономическим реалиям 90-х годов; рост цен мирового рынка на основные товары российского экспорта.
Но все же наиболее существенным фактором экономического подъема в России, очевидно, было импортозамещение - процесс вытеснения зарубежных товаров отечественными на внутреннем рынке, произошедший вследствие резкого падения обменного курса рубля в 1998 г., - и вызванное этим удешевление российской продукции по отношению к иностранной. Чтобы оценить меру влияния этого фактора, особое внимание в рамках данного опроса уделялось процессам импортозамещения.
Таблица 5
Ответы на вопрос: «Как изменилась доля бартерных сделок и взаимозачетов за последние 6 мес по сравнению с предшествующим периодом времени на Вашем предприятии?»
Предприятия отрасли Возросла Не изменилась Снизилась Отсутствует практика Всего
Машиностроение ед. 7 20 36 0 63
% 11,11 31,75 57,14 0,00 100
Местная промышленность
ед. 2 4 7 0 13
% 15,38 30,77 53,85 0,00 100
Легкая
ед. 0 5 2 0 7
% 0,00 71,43 28,57 0,00 100
Пищевая
ед. 4 4 4 0 12
% 33,33 33,33 33,33 0,00 100
Фармацевтическая
ед. 2 2 3 0 7
% 28,57 28,57 42,86 0,00 100
Прочие
ед. 1 5 3 1 10
% 10,00 50,00 30,00 10,00 100
Строительство
ед. 0 4 2 0 6
% 0,00 66,67 33,33 0,00 100
Сельское хозяйство
ед. 0 2 1 1 4
% 0,00 50,00 25,00 25,00 100
Транспорт
ед. 2 1 2 0 5
% 40,00 20,00 40,00 0,00 100
Всего
ед. 18 47 60 2 127
% 14,17 37,01 47,24 1,57 100
В 90-е годы экспансия зарубежных производителей на внутрироссийском рынке стала серьезно сказываться на положении отечественных товаропроизводителей. Конкуренция с иностранными производителями, а также производителями из стран СНГ стала реальным фактом и значительно усложнила российским предприятиям сбытовые проблемы. Однако резкая девальвация рубля после финансового кризиса 1998 г. значительно изменила положение вещей. Хотя большинство рос-
сийских предприятий по-прежнему рассматривает производителей из стран дальнего зарубежья и СНГ как своих прямых конкурентов, степень присутствия иностранцев на российских товарных рынках после 1998 г. в целом заметно сократилась. Таким образом, вытеснение импортной продукции с внутреннего рынка стало реальным процессом (табл. 6-9, январь-март 2000 г.).
Если принять во внимание, что 21,54% респондентов работают на рынках, где нет иностранцев, то более половины из оставшихся предприятий (55 из 101) сообщают о потере позиций своими зарубежными конкурентами на российских рынках. При этом подавляющее большинство предприятий-победителей в конкурентной борьбе (49 из 55) считают, что в основном это было связано с девальвацией рубля в 1998 г.
Таблица 6
Ответы на вопрос : «Являются ли иностранные производители Вашими конкурентами на российском рынке?»
Предприятия отрасли Вариант ответа Всего
да да, частично нет
Машиностроение 22 24 18 64
ед.
% 34,38 37,50 28,13 100
Местная промышленность
ед. 3 9 2 14
% 21,43 64,29 14,29 100
Легкая
ед. 3 5 1 9
% 33,33 55,56 11,11 100
Пищевая
ед. 5 5 2 12
% 41,67 41,67 16,67 100
Фармацевтическая
ед. 2 4 1 7
% 28,57 57,14 14,29 100
Прочие
ед. 1 6 4 11
% 9,09 54,55 36,36 100
Строительство
ед. 1 1 4 6
% 16,67 16,67 66,67 100
Сельское хозяйство
ед. 2 1 1 4
% 50,00 25,00 25,00 100
Транспорт
ед. 0 0 6 6
% 0,00 0,00 100,00 100
Всего
ед. 39 55 39 133
% 29,32 41,35 29,32 100
Таблица 7
Ответы на вопрос: «Являются ли производители из стран СНГ Вашими конкурентами на российском рынке?»
Предприятия Вариант ответа
отрасли да да, частично нет Всего
Машиностроение ед. 15 26 23 64
% 23,44 40,63 35,94 100
Местная промышленность
ед. 4 8 2 14
% 28,57 57,14 14,29 100
Легкая
ед. 3 4 2 9
% 33,33 44,44 22,22 100
Пищевая
ед. 2 7 2 11
% 18,18 63,64 18,18 100
Фармацевтическая
ед. 2 3 2 7
% 28,57 42,86 28,57 100
Прочие
ед. 1 6 4 11
% 9,09 54,55 36,36 100
Продолжение табл. 7
Строительство
ед. 1 0 5 6
% 16,67 0,00 83,33 100
Сельское хозяйство
ед. 1 1 2 4
% 25,00 25,00 50,00 100
Транспорт
ед. 1 0 5 6
% 16,67 0,00 83,33 100
Всего
ед. 30 55 47 132
% 22,73 41,67 35,61 100
Таблица 8
Ответы на вопрос: «Как в последние годы меняется степень присутствия иностранных производителей на внутрироссийских рынках, где работает Ваше предприятие?»
Предприятия отрасли Вариант ответа Всего
иностранцы всегда являются нашими серьезными конкурентами иностранцы были нашими серьезными конкурентами до девальвации рубля 1998 г., но сейчас они потеряли свои позиции раньше иностранцы были нашими серьезными конкурентами, но потеряли свои позиции на рынке еще до кризиса 1998 г. раньше иностранцы конкурировали с нами мало, но сейчас их присутст-вие на рынке чувствуется сильнее иностранные производители никогда не присутствовали на наших рынках в России другое
Машиностроение
ед. 16 18 3 11 14
% 25,81 29,03 4,84 17,74 22,58 0 100
Местная промышленность
ед. 3 9 0 1 1 0 14
% 21,43 64,29 0,00 7,14 7,14 0,00 100
Легкая
ед. 1 7 0 1 0 0 9
% 11,11 77,78 0,00 11,11 0,00 0,00 100
Пищевая
ед. 4 4 1 1 2 12
% 33,33 33,33 8,33 8,33 16,67 0,00 100
Фармацевтическая
ед. 3 2 0 1 0 1 7
% 42,86 28,57 0,00 14,29 0,00 14,2 100
9
Прочие ед. 1 5 1 1 3 0 11
% 9,09 45,45 9,09 9,09 27,27 0,00 100
Строительство ед. 1 3 0 0 1 0 5
% 20,00 60,00 0,00 0,00 20,00 0,00 100
Сельское хозяйство
ед. 1 1 1 0 1 0 4
% 25,00 25,00 25,00 0,00 25,00 0,00 100
Транспорт ед. 0 0 0 0 6 0 6
% 0,00 0,00 0,00 0,00 100,00 0,00 100
Всего
ед. 30 49 6 16 28 1 130
% 23,08 37,69 4,62 12,31 21,54 0,77 100
В то же время из опроса видно, что некоторые иностранные производители уже приспособились к новой ситуации на российском рынке и возобновили попытки экспансии. Об этом сообщает каждое седьмое из предприятий, сталкивающееся с конкуренцией со стороны зарубежной продукции.
Таблица 9
Ответы на вопрос: «Как в последние годы меняется степень присутствия производителей из стран СНГ на внутрироссийских рынках, где работает Ваше предприятие?»
Предприятия отрасли Вариант ответа Всего
производители из стран СНГ всегда являются нашими серьезными конкурентами производители из стран СНГ были нашими серьезными конкурентами до девальвации рубля 1998 г., но сейчас они потеряли свои позиции раньше производители из стран СНГ были нашими серьезными конкурентами, но потеряли свои позиции на рынке еще до кризиса 1998г. раньше производители из стран СНГ конкурировали с нами мало, но сейчас их присутствие на рынке чувствуется сильнее производители из стран СНГ никогда не присутствовали на наших рынках в России другое
Машиностроение
ед. 14 5 10 12 22 0 63
% 22,22 7,94 15,87 19,05 34,92 0,00 100
Местная промышленность
ед. 6 1 1 3 3 0 14
% 42,86 7,14 7,14 21,43 21,43 0,00 100
Легкая
ед. 2 1 0 3 1 0 7
% 28,57 14,29 0,00 42,86 14,29 0,00 100
Пищевая
ед. 4 2 0 1 5 0 12
% 33,33 16,67 0,00 8,33 41,67 0,00 100
Фармацевтическая
ед. 3 0 1 1 2 0 7
% 42,86 0,00 14,29 14,29 28,57 0,00 100
Прочие
ед. 1 3 2 0 4 0 10
% 10,00 30,00 20,00 0,00 40,00 0,00 100
Строительство
ед. 0 0 0 1 5 0 6
% 0,00 0,00 0,00 16,67 83,33 0,00 100
Сельское хозяйство
ед. 0 0 1 0 2 1 4
% 0,00 0,00 25,00 0,00 50,00 25,00 100
Транспорт
ед. 0 0 0 1 5 0 6
% 0,00 0,00 0,00 16,67 83,33 0,00 100
Всего
ед. 30 12 15 22 49 1 129
% 23,26 9,30 11,63 17,05 37,98 0,78 100
Что касается вытеснения продукции из стран СНГ, то оно, как видно из табл. 9, происходило гораздо менее интенсивно, чем замещение импорта из дальнего зарубежья. Если о непосредственном влиянии девальвации рубля 1998 г. на позиции производителей из дальнего зарубежья говорила почти половина их российских конкурентов (49 из 101), то о утрате своих позиций после 1998 г. говорили лишь 12 из 80 российских предприятий, реально конкурирующих с предприятиями ближнего зарубежья. По всей видимости, это связано с тем, что большинство стран СНГ под воздействием российского финансового кризиса также девальвировали свои национальные денежные единицы, и потому уровень издержек производства, выраженный в твердых валютах, в этих странах также снизился, благодаря чему конкурентоспособность их товаров на российском рынке уменьшилась не так сильно.
Опрос также показал, что вопреки некоторым мнениям потенциал импортоза-мещения в начале 2000 г. был еще далеко не исчерпан. Целых 50% опрошенных предприятий считали, что снижение доли товаров из дальнего зарубежья на рынке их продукции будет продолжаться (табл. 10).
Таблица 10
Ответы на вопрос: «Как Вы оцениваете перспективы импортозамещения в ближайшие 6-12 мес. на рынках, где работает Ваше предприятие?»
Вариант ответа
импортозамещение отсутствует, потому что импортозамещение
Предприятия отрасли ино-стран-цы на этих рынках не работают за последнее время российские производители полностью вытеснили иностранцев с этих рынков в ближайшее время российские производители не смогут потеснить иностранцев прекратилось, процесс пошел вспять, и доля иностранцев на наших рынках опять растет имело место, но сейчас уже выдохлось, и в дальнейшем доля продаж импортных товаров особо не изменится еще не исчерпало свой потенциал, и в дальнейшем доля российской продукции будет расти Всего
Машиностроение
ед. 11 1 2 2 10 37 63
% 17,46 1,59 3,17 3,17 15,87 58,73 100
Местная промышленность
ед. 0 0 2 2 6 3 13
% 0,00 0,00 15,38 15,38 46,15 23,08 100
Легкая
ед. 0 0 1 0 5 2 8
% 0,00 0,00 12,50 0,00 62,50 25,00 100
Пищевая
ед. 1 1 1 1 2 6 12
% 8,33 8,33 8,33 8,33 16,67 50,00 100
Фармацевтическая
ед. 0 0 0 0 2 5 7
% 0,00 0,00 0,00 0,00 28,57 71,43 100
Прочие ед. 2 1 2 0 0 4 9
% 22,22 11,11 22,22 0,00 0,00 44,44 100
Строительство ед. 2 0 0 0 1 3 6
% 33,33 0,00 0,00 0,00 16,67 50,00 100
Сельское хозяйство
ед. 1 0 0 0 1 2 4
% 25,00 0,00 0,00 0,00 25,00 50,00 100
Транспорт ед. 4 0 0 0 0 2 6
% 66,67 0,00 0,00 0,00 0,00 33,33 100
Всего
ед. 21 3 8 5 27 64 128
% 16,41 2,34 6,25 3,91 21,09 50,00 100
По товарам из стран СНГ подобное мнение высказало несколько меньше предприятий - 35,7%. (табл. 11). Но в то же время из опроса видно, что значительно меньшее число респондентов считали производителей из стран СНГ своими конкурентами. Поэтому и возможные масштабы вытеснения продукции из стран СНГ изначально были ниже.
Таблица 11
Ответы на вопрос: «Как Вы оцениваете перспективы вытеснения продукции из стран СНГ в ближайшие 6-12 мес. на рынках, где работает Ваше предприятие?»
Вариант ответа
Предприятия вытеснение отсутствует, потому что вытеснение
отрасли производители из СНГ на этих рынках не работают за последнее время российские производители полностью вытеснили товары из СНГс этих рынков в ближайшее время российские предприятия не смогут потеснить товары из СНГ прекратилось, процесс пошел вспять, и доля производителей из СНГ на наших рынках опять растет имело место, но сейчас уже выдохлось, и в дальнейшем доля продаж товаров из СНГ особо не изменится продукции из стран СНГ еще не исчерпало свой потенциал, и доля российской продукции будет расти Всего
Машиностроение
ед. 17 4 3 4 7 27 62
% 27,42 6,45 4,84 6,45 11,29 43,55 100
Местная промышленность
ед. 0 2 2 3 2 3 12
% 0,00 16,67 16,67 25,00 16,67 25,00 100
Легкая
ед. 1 0 2 1 2 3 9
% 11,11 0,00 22,22 11,11 22,22 33,33 100
Пищевая
ед. 3 1 1 1 3 3 12
% 25,00 8,33 8,33 8,33 25,00 25,00 100
Фармацевтическая
ед. 1 0 0 0 2 4 7
% 14,29 0,00 0,00 0,00 28,57 57,14 100
Прочие
ед. 4 1 0 1 2 2 10
% 40,00 10,00 0,00 10,00 20,00 20,00 100
Строительство
ед. 3 0 0 0 0 1 4
% 75,00 0,00 0,00 0,00 0,00 25,00 100
Сельское хозяйство
3 0 0 0 1 0 4
ед.
% 75,00 0,00 0,00 0,00 25,00 0,00 100
Транспорт
ед. 4 0 0 0 0 2 6
% 66,67 0,00 0,00 0,00 0,00 33,33 100
Всего
ед. 36 8 8 10 19 45 126
% 28,57 6,35 6,35 7,94 15,08 35,71 100
Тем не менее, несмотря на оптимизм по поводу перспектив импортозамещения, российские предприятия в целом не считали себя окончательными победителями в конкурентной борьбе с зарубежными производителями. Судя по результатам ответов, отраженных в табл. 12 и 13, подавляющее большинство предприятий-респондентов предполагали, что серьезная конкуренция со стороны импортной продукции будет иметь место и в будущем. Более того, число предприятий, полагающих, что в ближайшие год-два конкуренция со стороны иностранных производителей возрастет, заметно превышает число респондентов, придерживающихся противоположной точки зрения, причем как в случае с продукцией из дальнего зарубежья (39 против 22), так и по отношению к производителям из стран СНГ (28 против 18).
Таблица 12
Ответы на вопрос: «Как Вы оцениваете уровень конкуренции на российских рынках, которую Ваше предприятие будет испытывать со стороны иностранных производителей в ближайшие 1-2 года?»
Предприятия отрасли Вариант ответа Всего
возрастет останется на том жеуровне уменьшится
Машиностроение
ед. 20 32 10 62
% 32,26 51,61 16,13 100
Местная промышленность
ед. 6 5 1 12
% 50,00 41,67 8,33 100
Легкая
ед. 2 4 3 9
% 22,22 44,44 33,33 100
Пищевая
ед. 4 4 3 11
% 36,36 36,36 27,27 100
Фармацевтическая
ед. 2 3 2 7
% 28,57 42,86 28,57 100
Прочие
ед. 4 5 0 9
% 44,44 55,56 0,00 100
Строительство
ед. 0 3 2 5
% 0,00 60,00 40,00 100
Сельское хозяйство
ед. 1 3 0 4
% 25,00 75,00 0,00 100
Транспорт
ед. 0 4 1 5
% 0,00 80,00 20,00 100
Всего
ед. 39 63 22 124
% 31,45 50,81 17,74 100
В ходе опроса требовалось выяснить, компании каких стран активнее всего ведут себя на российском рынке. Поэтому заключительный вопрос, заданный отечественным предприятиям, касался географического местонахождения их наиболее серьезных конкурентов: «Продукция каких стран дальнего и ближнего зарубежья составляет наиболее серьезную конкуренцию для продукции Вашего предприятия внутри России?» В целом по выборке ответы распределились следующим образом:
Беларусь 46 Германия 38 Китай 17
Украина 33 Италия 15 США 15
страны Прибалтики 7 Польша 13 Франция 8
Казахстан 3 Турция 8 Чехия 7
Молдавия 2 Финляндия 5 Нидерланды 4
Туркмения 1 Швеция 4 Япония 4
Иран 1 Англия 3 Индия 3
Чили 1 Бельгия 3 Венгрия 3
Словения 1 Дания 2 Швейцария 2
Канада 1 Корея 2 Словакия 2
Австрия 1 Болгария 1 страны ЕЭС 1
Норвегия 1 ЮВА 1 Малайзия 1
Пакистан 1
Таблица 13
Ответы на вопрос: «Как Вы оцениваете уровень конкуренции на российских рынках, которую Ваше предприятие будет испытывать со стороны производителей из стран СНГ в ближайшие 1-2 года?»
Предприятия отрасли Вариант ответа Всего
возрастет останется на том же уровне уменьшится
Машиностроение
ед. 10 48 6 65
% 15,38 73,85 9,23 100
Местная промышленность
ед. 6 6 1 13
% 46,15 46,15 7,69 100
Легкая
ед. 2 5 2 9
% 22,22 55,56 22,22 100
Пищевая
ед. 4 4 3 11
% 36,36 36,36 27,27 100
Фармацевтическая
ед. 1 6 7
% 14,29 85,71 0,00 100
Прочие
ед. 2 4 3 9
% 22,22 44,44 33,33 100
Строительство
ед. 2 3 1 6
% 33,33 50,00 16,67 100
Сельское хозяйство
ед. 0 2 2 4
% 0,00 50,00 50,00 100
Транспорт
ед. 1 4 5
% 20,00 80,00 0,00 100
Всего
ед. 28 82 18 129
% 21,71 63,57 13,95 100
В заключение сформулируем следующие выводы. На протяжении 1,5 лет после августа 1998 г. импортозамещение в значительной степени способствовало экономическому подъему в России. Более того, в целом ряде секторов российской экономики процессы импортозамещения будут продолжаться еще, как минимум, год-два. Этому будут способствовать как наличие свободных производственных мощностей на отечественных предприятиях и улучшение их текущего финансового состояния, так и сохранение разрыва в ценах на российскую и иностранную продукцию. Однако в дальнейшем современные конкурентные преимущества российских предприятий достаточно быстро будут сходить на нет (обменный курс и паритет покупательной способности рубля по отношению к основным иностранным валютам будет постепенно выравниваться; свободные производственные мощности либо будут полностью загружены, либо окончательно устареют; зарубежные производители будут продвигать на нашем рынке продукцию все более высокого качества). Поэтому российская экономика должна, используя сегодняшнюю благоприятную конъюнктуру, перейти к инвестиционному типу экономического роста. Для этого нужны как серьезные усилия самих предприятий по реструктуризации производства и улучшению своих
рыночных позиций, так и активная макроэкономическая политика органов государственной власти, имеющая целью быстрое увеличение объема инвестиций в национальную экономику4.
Если судить по результатам опросов, предприятия понимают сложившуюся ситуацию. Теперь важно, чтобы той же степени понимания достигли и органы власти, ответственные за проведение макр омической политики.
4 При проведении дальнейших опросов предполагается специально проследить за тем, как в российской экономике развиваются процессы реструктуризации и модернизации. Результаты этих опросов планируется опубликовать в будущих номерах «Проблем прогнозирования».