0,01мм. По окончании испытаний операции протирки, измерения втулок повторяются с периодичностью и рассчитывается средняя величина износа и скорость изнашивания.
Программа испытания металлополимерных втулок включает проверку их работоспособности при следующих режимах: испытание подшипника скольжения с пластической смазкой Литол 24, в режиме сухого трения и в абразивной среде (с составом абразива в процентах по массе: песок 0БЗК02 ГОСТ 213884 —50%; глина ПГОСБ ТУ 14-8-90-74-25 %; вода -25%).
Определение работоспособности металлополимерных втулок производится в процессе всего испытания подшипника скольжения балансира, которое проводится в объеме 900 часов, из которых:
— 150 часов при испытании с пластической смазкой Литол 24;
— 150 часов при испытании в режиме сухого трения;
— 150 часов при испытании в абразивной средо со смазкой Литол 24.
Методика испытаний предусматривает испытание штатных (450 час) и металлополимерных тулок (450 час) подшипника скольжения при скоростях скольжения и нагрузках, в 1,5-2 раза превышающих скорость скольжения во втулках подшипника при средней скорости движения объекта па марше 25 км/ч,
Для получения данных о величине износа и скорости изнашивания поверхности скольжения втулок подшипника, для каждого режима испытаний, они проводятся циклами и этапами. Продолжительность цикла — 10 часов при заданной частоте вращения привода. Количество циклов для каждой сборки — 5. Количество сборок (втулок) в одном этапе не менее трех. В процессе испытания контролировались величина износа втулок и температура металлической основы втулки. По результатам изменений внутренних размеров втулок во всех испытаниях рассчитывалась средняя потеря скорости изнашивания втулок.
В таблице 1 приведены результаты испытаний втулок с различной толщиной покрытия при различных параметрах нагружения PV, принятом в трибологии для оценки работоспособности пар трения (PV — произведение контактного давления Р на скорость скольжения V). Давление изменяли от0,5 до 4,5 МПа. Продолжительность испытания 5 часов.
Полученные результаты показывают, что при толщине покрытия 0,15мм разрушение полимерной пленки наблюдается при минимальном значении параметра PV<0,5 МПа-м/с. Аналогичный результат получен при толщине покрытия 1,5 мм. Втулки с тол-
Таблица 1
Результаты испытаний втулок с различной толщиной покрытия при различном параметре нагружения РУ
Толщина Предельное Скоросъ изнашипания
покрытия ll, значение PV, J 10 .г/ ч
мм МПамс: Г
f>V=- 1.5 HV=2,0
0,15 0, J
0,25 1,5 2,В раэруш.
0,50 2.5 2,5 3,2
1,0 2.7 3,2
1,50
щинои покрытия 0 5 и 1,0 мм успешно прошли испы-мния па износос тйкос'1 ь при РУ 1,5 и 2,0 МПа-м/с и показали примерно одинаковую скорость изнашивания. При этомотде'ы 1ЫХ1.крушений целостности покрытия, трещин и отслоения не наблюдалось.Втулка с толщиной покрытия 0,25 мм выдержала испытания при РЛ/= 1,5 МПа-м/с, по при РУ = 2 МПа-м/с покрытие не разрушилось.
Следовательно, толщина полимерного покрытия в пределах 0,5-1,0мм обеспечивает надежную работу металлополимерной пары трения без разрушения и отслаивания полимерного покрытия.
Библиографический список
1. Швецов Г.А., Алимова Д.У., Барышникова М.Д. Технология переработки пластических масс. — М.: Химия, 1988,- 160с,
2. Кудимов В.В. Нанесение покрытий напылением. - Д.: Знание, 1970,-35с.
3. Хасуй А Техника напыления. Псреиодсипонского Маслен-иикопа С.Л. ■ М.: Машиностроение. 1975,-288с.
4. Полякова К.К.. Найма В.И. Технология и оборудование для нанесения порошковых полимерных покрытий. — М.: Машиностроение, 1972,- 130 с.
МОРГУНОВ Анатолий Павлович, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой "Технология машиностроения" Омского государственного технического университета.
ЗВЕЗДИН Дмитрий Сергеевич, старший преподаватель кафедры технологии производства Омского танкового инженерног о института.
Поступила в редакцию 06.07.06. ©Моргунов А. П., Звезди н Д. С.
Российские научные журналы
ЗАГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ПРОИЗВОДСТВА В МАШИНОСТРОЕНИИ (Кузнечно-штамповочное, литейное и другие производства)
Ежемесячный журнал научно-технической, производственной и нормативной информации
Выпускается с января 2003 года ОАО "Издательство "Машиностроение" при содействии Академии проблем качества Российской Федерации; Министерства промышленности, науки и технологий; Воронежского завода тяжелых механических прессов; ЦНИИЧермет; ВНИИМЕТМАШ; ИМЕТ РАН; Каширского завода "Центро-лит"; АМУРМЕТМАШа. Журнал включен в Перечень ведущих научных периодических изданий.
Тематика журнала: литейное и сварочное производства, кузнечно-штамповочное производство, прокатно-волочильное производство, материаловедение и новые .материалы, экономика, управление качеством и техническая информация.