НЕВЕАРСН.ТЕСНАНТ
РОССИЙСКИЕ МАРКИ НОУТБУКОВ. РАЗВИТИЕ РЫНКА И ЕГО СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
ОБЩАЯ СИТУАЦИЯ НА РЫНКЕ
До недавнего времени на российском рынке ноутбуков были представлены в основном мировые брэнды и лишь несколько российских марок. Всем хорошо известны такие названия, как Toshiba, НР/ Compaq, IBM, Sony, Fujitsu, RoverBook и т. д.
Однако за последние два-три года ситуация существенно изменилась. В данный момент на российском рынке портативных компьютеров присутствует довольно много компаний, представляющих продукцию под собственными марками. Среди них есть как раскрученные, имеющие развитые дилерские сети, так и малоизвестные фирмы. Последние ориентируются на корпоративный рынок и осуществляют продажи через узкий круг магазинов или в режиме online,
В развитии российского рынка ноутбуков можно выделить два основных этапа.
Первый относится к периоду с 1995 по 1997 год, когда шло активное развитие компьютерного рынка в целом. В это время начали появляться и первые российские ноутбуки. «Пионерами» стали RoverBook и Bliss. Кроме того, еще несколько Компаний начинали выпускать собственные портативные компьютеры, например, Excimer и TS Computers, но из-за возникших сложностей были вынуждены временно закрыть эти проекты.
Финансовый кризис 1998 г. отразился практически на всех отраслях экономики. Произошел резкий спад покупательской способности,что повлекло за Собой снижение объемов производства. Это в первую очередь отразилось на дорогостоящих товарах, так называемых товарах второй необходимости и предметах роскоши, к которым на тот момент относились и ноутбуки. Средняя цена на лэптоп тогда составляла более 2 500 долл.
Второй период (2002-2004 гг.), когда рынок ноутбуков снова начал интенсивно развиваться, ознаменовался появлением новых игроков {«вторая волна»). Причем в это число входят не только российские компании, продвигающие собственные марки, но и транснациональные корпорации с уже известными брэндами - 8а>тищ, IX',, Асег, Л.чи.ч, Иуипйаг и др.
Многие отечественные фирмы, занимавшиеся поставками компьютеров и комплектующих в Россию, за годы сотрудничества установили прочные связи на азиатском рынке. Это позволило заняться сборкой собственных ноутбуков из готовых комплектующих под российскими марками. Фирмы, изначально занимавшиеся именно такими поставками, в дальнейшем преобразовывались или учреждали новые структуры, основной целью которых являлся выпуск со-
временных ноутбуков своей марки.
Как и большинство других производителей, работающих на локальных рынках отдельных стран, российские компании не участвуют в производственном процессе, а занимаются исключительно сборкой ноутбуков из комплектующих, сделанных в Азии, зачастую на тех жё платформах, что и у мировых брэндов. Сборочные линии, как правило, организованы на базе крупных заводов (бывших производствах радиоэлектронной аппаратуры в советский период).
На данный момент можно выделить более 25 российских компаний, выпускающих собственные ноутбуки (табл. 1).
В последнее время (2004 г.) идет активизация региональных производителей ноутбуков, деятельность которых направлена в первую очередь на удовлетворение местного спроса. Здесь следует отметить такие компании, как «Информатика» (http: / / www.informatica.ru) (Чувашия) и «ICL-КПО ВС» (http://www.icl.ru) (Татарстан) , уже производящие собственные ноутбуки, а также еще ряд фирм, которые заявили о своей готовности начать выпуск портативных компьютеров.
В отдельную группу следует выделить компании, охватывающие несколько направлений «ноутбучного» рынка.
Тел./факс редакции: (095) 168 3093, 956 7027, e-mail: [email protected], www.bci-marketing.aha.ru ПРАКТИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ № 5 (99). 2005
Во-первых, это продажа комплектующих для сборки (т. н. платформы), во-вторых, реализация готовых мобильных компьютеров известных марок и, наконец, продажа ноутбуков собственной сборки.
Также на рынке есть игроки, основная деятельность которых направлена на поставку комплектующих для ноутбуков и готовых платформ, т. е. работающих только в одном направлении - в качестве дистрибьюторов известных производителей. Организации такого профиля уже прочно обосновались на рынке и заняли собственные ниши, например, холдинговая компания ELKO Group (http://www.elko.ru), работающая в этой сфере уже более 10 лет и успевшая за этот срок закрепиться не только на российском рынке, но и в ряде стран Восточной Европы.
Таким образом, на сегодняшний день идет формирование нового «поколения» российских продавцов и производителей ноутбуков. Развитие идет по трем направлениям, часто пересекающимся (рис. 1).
Первое - это сборка ноутбуков и реализация их под собственной торговой маркой, которые подразумевают постоянные вложения ресурсов на раскрутку своего имени, позиционирование товара и т. д.
Второе направление - закупка и торговля лэптопами известных брэндов, в том числе и российскими моделями известных марок (iRU, RoverBook и др.).
Таблица 1
Список российских марок ноутбуков (в алфавитном порядке)
1. AIRbook http://www. kitcom.ru
2. Aquarius http://www.aq.ru/aquarius-pc.html
3. ARBYTE http://www.arbyte.ru
4. BLISS http://www.biiss.ru
5. Desten easyBook http://www.desten.ru/ciassify.asp7c no=596
6. Dragon http://www.dragon.su
7. Favourite http://www.nnz.ru
8. Freelance (Эксимер) http://www.excimer.com
9. Geronimo http://wiww, geronimo.ru
10. Infa Note http ://www. і nform atica. ru
11. Irbis http://www.k-systems.ru
12. IRON LOGIC http://www.iico.ru
13. iRU http://www.iru.ru
14. KLONDAIK Referent http://www.kiondike.ru
15. KNS http://wiww, kns.ru
16. MaxSelect http ://www. m axse lect.ru
17. RAYBook http://www.ici.ru
18. RoverBook http://www.roverbook.ru
19. Sitronics http://www.sitronics.ru/ru/products/notebooks
20. TS Computers http://wi/vw,ts.ru
21. ULTRABook http://www.ultracomp.ru
22. ZODIAK http://www.zodiacnb.ru
23. ZSNS http://www.zsns.ru
24. АйПиКо http://www.ipcomp.ru
25. OK http://www.octium.ru
26. ОПТИКОМ http://wiWW.opticom.ru
И последнее - продажа готовых платформ для сборки от оригинальных производителей - Лпта, НС, Аорт.
СТАТИСТИЧЕСКИЕ
ДАННЫЕ
В ходе исследования были проанализированы данные портала NBprice.RU, отражающие интерес пользователей к тем или иным категориям ноутбуков.
Примерно четверть российских компаний занимается активным продвижением своих марок на рынке, развивая собственные дилерские сети и проводя рекламные кампании в СМИ (тематические печатные издания, телевидение и Интернет). Остальные же фирмы (в основном те, которые вышли на рынок ноутбуков совсем не-
давно) специализируются либо на местных (региональных) рынках или непосредственно на работе с крупными корпоративными клиентами и известны лишь узкому сектору потребителей.
Заметно изменились предпочтения потребителей по ценовым категориям. Хотя сегмент бюджетных ноутбуков продолжает пользоваться спросом, его доля значительно уменьшилась - с47 до 27%. Произошло существенное перемещение спроса покупателей с низшей категории на ноутбуки среднего уровня. Так, теперь наибольшим спросом пользуются мобильные компьютеры в ценовом диапазоне 1 000-1 500 долл. (33%). Также вырос спрос на модели по цене 1 500-2 ООО долл. (до
2(1'V).
Основными предпосылками, повлиявшими на изменение ценовых предпочтений, стало несколько факторов. Постоянное увеличение мировых объемов выпуска позволяет снижать издержки производства ноутбуков. Если в начале 2004 г. минимальная стоимость бюджетных моделей составляла 600-700 долл., то уже сейчас на рынке представлены ноутбуки по цене около 500 долл.
Еще один из важных факторов - разработка новых технологий, Настоящим проры-
вом стало появление технологии 1гМ СеЫппо. Представленная полтора года назад(в марте 2003 г.) и нацеленная, главным образом, на рынок бизнес-ноутбуков, она быстро получила распространение. А уже в начале следующего года (2004) ЫШ представила процессор Се1егопМ для бюджетных решений. Таким образом, спустя некоторое время новейшие технологии Становятся доступными большинству пользователей.
Далее на гистограмме приведено изменение предпоч-
Структура рынка ноутбуков
тений потребителей по ценовым категориям за последние три года (рис, 2).
Наибольшим спросом в России пользуются ноутбуки бюджетного и среднего уровня. А вот модели /м-тй?составляют не более 15% потребительского спроса.
На следующем графике (рис, 3) представлено изменение спроса на российские мар ки ноутбуков в 2003-2004 гг.
Значимые доли рынка среди российских марок принад-
Рисунок 1
Юго-Восточная
А;ия
Уровень
«Производство»
Уровень «Вендоры»
Уровень
«Дистрибуция»
Уровень «Конечные продажи»
Уровень
«Потребители»
Пр-во комплектую Ш.ИХ, платформ
Контрактное пр-во ноутбук (ОЕМЮОМ)
■£
Дистрибуция
платформ
Пр-во ноутбуков собственной марки
.......................£
Дистрибуция потовых ноутбуков
ч
Трейдеры
1. Крупные организации и корпорации
(постоянный контакт с поставщиком, больш ой объем закупок)
2. Н еболь ш ие ор ганизации
(покупки у разньк поставщиков, небольшой объем закупок)
3. Индивидуальные пользователи
(покупки у разньк поставщиков, «единичный* спрос)
Собственное пр-во мировых брендов
Ноутбуки Ноутбуки Ноутбуки
российских марок мировых брендов азиатских брендов
(С) www.nbprice.rUpresearch.techart.ru
Тел./факс редакции: (095) 168 3093, 956 7027, e-mail: [email protected], www.bci-marketing.aha.ru ПРАКТИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ № 5 (99). 2005
лежат компаниям, известным еще по первому периоду становления «ноутбучного» рынка (конец 90-х - RoverBook, Bliss) или начавших свою деятельность на более раннем этапе «второй волны» (2002 г. -MaxSelect, йШЩ. Как видно из графика, долгое время среди российских марок лидировала RovetBooh (от 40 до 60%), а iRXJ, MaxSelectii Bliss занимали примерно от 15 до 30%.
В настоящее время среди российских Марок лидера на нашем рынке нет, и борьба за первенство идет между двумя производителями, представляющими марки illU и RoverBook. С одной стороны, RoverBook уже давно известен (с конца 90-х) , успел прочно закрепиться на рынке и стать одним из лидеров. Другая же марка - iRU, хотя стартовала относительно недавно (в
2002 г.), но сразу же заняла активную позицию и стала проводить агрессивные маркетинговые акции (например, нашумевший рекламный ролик «Закажи друга»). Это позволило ей потеснить такого лидера как RoverBook и претендовать на место одного из ведущих игроков.
Российский рынок представляет интерес не только для российских, но и для иностранных производителей, что ясно видно по появлению новых компаний.
Общемировые тенденции развития рынка ноутбуков, такие как снижение цен, появление новых технологий и
Рисунок 2
Предпочтения потребителей по ценовым категориям за последние три года
50
45
40
35
30
25
20
15
10
5
0
1 н м 1 V
□ До 1000
□ 1000-1500
□ 1500-2000
□ 2000-2500 П Свыше 2500
2002
2003
2004
Рисунок 3
Спрос на российские марки ноутбуков в 2003-2004 гг.
Bliss
iRU
MaxSelect
Roverbook
обострение конкуренции, позволяют ноутбукам перейти из класса дорогих привилегированных товаров в разряд более доступных. Этот фактор очень важен для отечественного рынка ноутбуков, особенностью которого является ориентированность на бюджетные модели. Это связано с уровнем доходов в России.
Другое существенное отличие российского рынка связано с появлением новых производителей (так называемой «второй волны»). Причем здесь идет формирование двух торговых направлений. Первое представляют региональные фирмы, хорошо изучившие потребности местных клиентов и позиционирующиеся только на локальных рын-
ках. А второе- новообразовав-шиеся компании, стремящиеся укрепиться и занять прочные позиции на общероссийском рынке ноутбуков.
Подготовлено департлменпюм.лшркетишовых исследований Research. TechArt маркетинговой, группы «-Текарт.» специально для NBPnce.Ru
ИНФОРМАЦИЯ О ФИРМЕ
МАРКЕТИНГОВАЯ ГРУППА «ТЕКАРТ»
RESEARCH.TECHART
Сентябрь 1999 года - основание компании «Текарт».
Маркетинговая группа «Текарт» сегодня: офисы в Москве и Туле; более 70 сотрудников; более 200 интернет-проектов, более 100 проектов на постоянном обслуживании, более 80 проектов с услугами интернет-маркетинга, собственные отраслевые ресурсы.
Основные департаменты:
- маркетинговые исследования - Research.TechArt (http://research.techart.ru);
- брэндинг - Branding.TechArt (http://branding.techart.ru);
- графический дизайн - Design.TechArt (http://'design.techart.ru);
- дизайн, разработка и сопровождение интернет- и интранет-решений - Web.TechArt (http://web.techart.ru);
- интернет-маркетинг - Promo.TechArt (http://promo.techart.ru);
- рекламное агентство - Advert.TechArt (http://advert.techart.ru).
Собственные отраслевые интернет-ресурсы:
Vashdom.ru - «Все для строительства и ремонта».
OfficeMart.ru - «Все для профессионалов рынка канцелярских и офисных товаров».
NGE.ru - «Торговая площадка по нефтепродуктам в России и СНГ».
HimTrade.ru - «Химия и Нефтехимия».
NBPrice.ru - «Торговая площадка по ноутбукам».
AIIVision.ru - «Плазменные панели, проекторы и домашние кинотеатры, обзор цен».
HiFiNews.ru - «Информационно-аналитический ресурс для людей живущих в окружении HiFi-техники».
Research.Techart сформировано как самостоятельное подразделение группы «Текарт» в начале 2004 г. Его создание стало итогом обобщения многолетнего опыта и огромных массивов коммерческой информации, сформированных на основе оказания комплексных маркетинговых услуг клиентам группы.
109004, г. Москва, Б. Коммунистическая ул., д. 13/1 тел./факс (095) 510 1959 http://www.techart.ru
300041, г. Тула, Ф.Смирнова ул., д. 28, к. 701 тел. (0872) 27 87 86 тел./факс: (0872)21 12 96