В статье кратко освещается история разработки основ территориальной организации хозяйства России (ТПК, ПТК, регион). Обсуждается возможность использования понятия территориального (регионального) кластера в ретроспективном анализе и прогнозировании развития экономики страны.
Российские корни территориального кластера
Г. Г. ШАЛМИНА, доктор географических наук, действительный член и эксперт Российской экономической академии, А. И. ГАГАРИН, кандидат исторических наук, Сибирская государственная геодезическая академия, Новосибирск
От губернии - к ТПК
Точку отсчёта разработки территориальных основ управления хозяйством следует искать в первой половине XVIII столетия, которое ознаменовалось присоединением к России сибирских и дальневосточных земель. Перед правительством России встала задача, связанная с необходимостью территориального деления государства с целью оценки природной среды для выбора лучших мест размещения промышленности, земледелия и распределения армии. Петр I территорию рассматривает как объективно сложившийся базис выбора стратегии решения управленческих задач, а территориальную структуру - как основу размещения производительных сил и армии. В указах Петра I нашел отражение подход к размещению промышленности, основанный на практическом опыте. Вот как определяются принципы размещения металлургии Урала: «...в недалеком расстоянии от железных руд, вблизи судоходных рек, на реках с вывозом железа на запад и восток, на реке с большим падением, где можно построить плотину, вблизи многих "пустых" лесов, по возможности вблизи населенных пунктов и т. д.»1.
1 Кашинцев Д. История металлургии Урала. М.-Л., 1939. С. 45.
СТРАНИЦЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ РОССИИ
Ь* ЕЬ
6*
163
Россия была поделена на 12 губерний. Развернутое описание первой территориальной структуры России даёт И. К. Кириллов в книге «Цветущее состояние всероссийского государства» (издана через два года после кончины Петра I), в которой дано комплексное описание каждой губернии2. За основу взято три принципа размещения хозяйства: экономический (возможности территории для материального содержания армии), упорядочение сбора налогов, оценка природного ресурсно-сырьевого потенциала территории и трудовых навыков населения.
К середине Х1Х столетия разрабатываются теоретико-методологические основы экономического районирования России (П. И. Рычков, К. И. Арсеньев, А. Н. Радищев, декабристы, П. Крюков, Н. П. Огарев, Д. И. Менделеев, П. П. Тян-Шанский и др.).
После 1920-х годов в стране формируется жесткая система централизованного управления экономикой.
Начиная с 1930-1935 гг. наибольшее развитие теория экономического районирования получила в работах Н. Н. Колосовского, который экономический район определяет как «часть территории государства с присущими ей природными ресурсами, уровнем хозяйственной освоенности, населением с его трудовыми навыками, объединяющая эти составляющие наиболее выгодным образом в виде производственно-территориальных сочетаний (ПТС)».
Специализация развития района предопределяется его ресурсно-сырьевым потенциалом. Достижение наивысшей эффективности производительных сил предполагается за счет комбинирования технологических процессов при переработке сырья, получении энергии, использовании оборудования и труда, путём создания производственно-территориальных комплексов (ПТК) - комбинатов. Развитие каждого района должно способствовать материальному и культурному обеспечению населения3.
2 Кириллов И. К. Цветущее состояние всероссийского государства. М.: Наука, 1977.
3 Колосовский Н. Н. Теория экономического районирования. М.: Мысль. 1969. - 335 с.
ПТК понимается как промышленно-территориальный комплекс, в основу формирования которого положены энерго-про-изводственные циклы. Основными составляющими ПТК являются отдельные производства и отраслевые комплексы, включая ресурсно-сырьевую базу.
Впервые в мире разрабатывается инвестиционный проект формирования Урало-Кузнецкого комбината4. До настоящего времени поражает детальность этой разработки: сформированы производственные циклы, внешняя и внутренняя инфраструктура, территориальное обустройство трудящихся, определены объекты для оказания необходимых услуг населению, вплоть до системы образования, и др. В качестве ресурсно-сырьевой базы, на основе сравнения перспектив промышленного освоения многих аналогичных источников природного сырья, определены месторождения углей Кузбасса и железных руд Урала, то есть впервые в России прогнозируется крупномасштабный территориальный кластер. По аналогии с Урало-Кузнецким комбинатом проектируется Норильский комбинат - как город коммунистического будущего (под застекленным куполом).
В послевоенный период, начиная с 1945 г., на практически разрушенной до основания европейской части территории положено начало формированию нового цикла развития экономики. Предпринимаются попытки перехода к территориальной системе управления хозяйством (при Н. С. Хрущеве).
С 1950-1955 гг. в исследованиях по размещению производительных сил используется экономико-математическое моделирование, которое, ускорив оценочные процессы прогнозирования и планирования, вносит в разработку основ формирования ПТК элементы формальной логики и, как следствие (в связи с ограниченностью размерности задач по программированию), потерю многих факторов, определяющих влияние природной и антропогенной составляющих территории5.
4 Колосовский Н. Н. Проблемы территориальной организации производительных сил Сибири. Новосибирск: Наука, 1971. - 175 с.
5 Общественная география России (экономическая, социальная и политическая география России) / Под общей ред. д. геог. н., проф. В. П. Дронова и д. геог. н., проф. В. Г. Глушковой. М.: Классик Стиль, 2003. - 560 с.
В 1960-1963 гг. Госпланом СССР после продолжительных дебатов утверждена сетка экономических районов СССР (19 районов).
С 1960-1965 гг. в Институте экономики СО АН СССР создаётся сибирская школа региональных исследований: в качестве базового модуля территориальной организации производительных сил предлагается территориально-производственный комплекс (ТПК) (М. К. Бандман, Н. И. Ларина, О. П. Бурматова и др). ТПК понимается как планово формируемое взаимодействие технологических процессов по освоению природных ресурсов на вновь осваиваемых компактных территориях, значительно повышающее экономическую эффективность производства. Учёные этой школы разрабатывают программы формирования на территории Восточно-Сибирского экономического района нескольких ТПК (Братско-Усть-Илимский, Ангаро-Енисейский, Саяно-Шушенский и др.), которые создаются на основе гидроэлектроэнергетики Анга-ро-Енисейского каскада.
В Новосибирской государственной академии экономики и управления (кафедра территориальной организации производительных сил и экономики природопользования) на основе классической теории экономического районирования (Н. Н. Баранский, Ю. Г. Саушкин, С. Б. Лавров и др.) разрабатывается методика комплексной многофакторной оценки природных ресурсов Сибири как основы компактного размещения и развития горнодобывающей промышленности с комплексным, безотходным использованием исходного сырья при минимальном нарушении экологии среды. Методика апробирована на примерах комплексной оценки ресурсно-сырьевой базы развития агрофосфатной промышленности6.
Новое как хорошо забытое старое
Переход на рыночную парадигму управления экономикой в России сопровождался резким сокращением объемов производства в промышленности и АПК, деградацией населения, распадом Союза и уменьшением территории государства.
6 Шалмина Г. Г. Геолого-экономический анализ агрофосфатных ресурсов Сибири. Новосибирск: Наука, 1984. - 130 с.
В начале XXI столетия экономика России развивается за счет природного ресурсно-сырьевого потенциала, в основном -запасов нефти и природного газа, подготовленных для освоения до начала реформ. Значительно осложнилась структура государственного управления: фрагментарно сохранившаяся часть отраслевой системы управления была дополнена схемой группы отраслей материального производства, непроизводственной сферы, социального обеспечения и схемой отраслей, объединенных по функциональным признакам (первичные и вторичные отрасли производства). На обозначенное сочетание структур накладывается трехуровневая схема территориального управления экономикой. С 1998-2000 гг. решается вопрос о введении системы местного самоуправления. Основными недостатками сложившейся системы управления сегодня являются политизация, громоздкость в сочетании с нечетким распределением функций, многоуровневое прохождение решений от центра на места, практически полное отсутствие обратной связи от территории к федеральному центру.
Для решения региональных проблем российского государства все чаще используются зарубежные исследования (У. Айзард, А. Леш, Й. Тюнен, В. Лаунхард и др.), не учитывающие связь производственных процессов с природной ресурсно-сырьевой базой территории. Однако, на наш взгляд, в условиях России мало найти точку размещения промышленного производства - требуется широкомасштабное многофакторное сравнение природных ресурсов с целью выбора, обеспечивающего получение наибольшего экономического эффекта производства продукта с учетом состояния данной части территории.
Понятие «регион» стало трактоваться в двух аспектах: как синоним определения экономического района и как типологическое понятие, согласно которому регионы выделяются в соответствии с целями и задачами исследования. В 1996 г. представителями экономической географии предлагается следующее понятие региона: это - часть территории Российской Федерации, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. Границы региона могут совпадать с таковы-
ми субъектов Федерации либо объединять территории нескольких субъектов.
С 2002 г. в России распространяется теория кластера, основоположником которой признан М. Портер. По его определению, «кластер - это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга. Территориальный охват кластера может варьироваться от групп производства одного города или штата (региона) до страны или даже нескольких соседствующих стран. Кластеры имеют различную форму в зависимости от своей глубины и сложности, но большинство включает в себя: компании "готового продукта" или сервиса; поставщиков специализированных факторов производства, комплектующих изделий, механизмов, сервисных услуг; финансовые институты, фирмы в сопутствующих отраслях... правительственные структуры, оказывающие существенное влияние на кластер могут рассматриваться как его часть»7.
Сходство приведенных выше определений территориальных образований (ТПК, ПТК и др.), разработанных российскими учеными, с понятием «кластер», по-видимому, не требует дополнительных доказательств. Общими являются как базисная составляющая - часть территории формирования этих образований, набор технологических структур, механизмы формирования этих структур, так и главная цель создания этих образований - поиск оптимальных сочетаний их территориальной организации, обеспечивающей получение наибольшей экономической эффективности (при жестко централизованном управлении) или экономического эффекта (в условиях развитой системы рыночного управления экономикой).
В условиях жестко централизованной системы управления (как следует из практики прошлого столетия) завершающая часть всей цепочки оторвана от базиса своего развития и управляется с учетом политико-экономических интересов центральной власти, часто без учета интересов развития базиса.
7 ПортерМ. Конкуренция: Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильямс», 2006. С. 258.
Одной из причин широкого использования российской наукой зарубежного научного направления стало, на наш взгляд, обострение проблем восстановления и интенсификации потерянных за время перестройки темпов развития экономики, что особенно важно в сельском хозяйстве, где новые формы организации производства до настоящего времени не разработаны, а территории сельскохозяйственных угодий «опустыни-ваются»8.
Мы полагаем, что введение отдельных элементов кластера в разработку основ территориальной организации производительных сил России будет способствовать, с одной стороны, более гибкому проведению ретроспективного анализа и, с другой - позволит осуществлять прогноз экономического развития. К сожалению, невостребованность правительством РФ результатов исследований классической региональной экономической науки привела к потере многих достижений доперестроечного периода, породив хаос в иерархии исходных понятий (сегодня к статусу экономического района, региона некоторые исследователи относят административные структуры разных рангов, города, поселения и т. д.; если продолжить тенденцию, то на очереди, по-видимому, «дворовые спортивные площадки».).
В настоящее время решение по усечению Западно-Сибирского района в связи с вхождением Тюменской области в территориальную структуру так называемого «Большого Урала», имеющее цель обеспечить беспрепятственный транзит сибирской нефти и газа на запад, обусловило резкое обострение проблемы электроэнергетического обеспечения хозяйства юга Западно-Сибирского экономического района. И таких примеров немало.
После многолетнего перерыва заинтересованность правительства Российской Федерации в разработке основ территориального планирования (полагаем, что как составляющей территориальной структуры государства), в частности, схем развития территориальных образований муниципального и федерального уровней управления, можно только приветствовать.
8 Подробнее см.: Гагарин А. И. Земельные ресурсы: состояние и проблемы // ЭКО. 2007. № 10.
Однако из содержания уже разработанных концепций территориального планирования видно, что в качестве основных применяются методы оценки объектов исследования, созданные в период отраслевого управления экономикой, не соответствующие современным требованиям к стратегии территориального развития России. Особенно «не повезло» природной среде: при разработке основ территориального планирования оценка ее проводится в усеченном варианте, с применением качественных или полуколичественных (балльных, экспертных и кадастровых) методов.
Комплексный территориальный кластер
Применение кластерного подхода в сочетании с методами оценки состояния природных и антропогенных составляющих в их взаимодействии, по нашему мнению, позволит не только выявить причину процессов их деградации, но и определить основные направления более эффективного социально-экономического развития этих территорий.
Мы предлагаем ввести понятие «комплексного территориального кластера» (КТК) - любой объект или часть объекта рассматриваются как составляющие территориальной структуры с учетом процессов развития параллельно задействованных производств и возможных последствий принимаемых решений в этой сфере.
В качестве основных принципов разработки КТК определяются соблюдение логической последовательности проведения расчетных операций в сочетании с комплексной многофакторной оценкой состояния и развития территориальных структур, историзм (последовательность преобразований), комплексность и системность (многофакторная оценка закономерностей развития связей составляющих систему элементов и их влияния на процессы природопользования), вариантность (разработка и анализ реально возможных направлений освоения природных ресурсов и выбор из них наиболее рациональных, обеспечивающих высокий социально-экономический эффект производства продукта, услуг), экологичность (минимизация негативных антропогенных воздействий на среду), рациональность (пер-
воочередное освоение природных ресурсов, обеспечивающих экономический эффект не ниже ожидаемого). Выделяется также группа принципов, обусловленных действием рынка -принципы взаимозависимости, сбалансированности, конкурентности и т. д.
По «целостности» производственного процесса условно могут быть выделены: КТК полного цикла (анализируется и оценивается состояние всего экономического процесса, от состояния ресурсно-сырьевой базы до надстроечной части цикла - организационной структуры управления процессом); КТК усеченного цикла, а также микро-КТК, когда комплексной кластеризации подвергаются отдельные звенья или операции составляющих процесс развития производств.
Апробация (экспериментальная лаборатория СибГУТИ) предлагаемого подхода к разработке территориального кластера в сочетании с комплексным многофакторным подходом к оценке территориальных образований (на примере Новосибирской, Омской областей и Республики Алтай) позволила выявить:
- целесообразность сокращения сетки территориального административного деления территорий в два-три раза (необходимость совершенствования территориальной структуры России подтверждается в настоящее время спонтанностью объединения территориальных частей Западно-Сибирского экономического района);
- основные причины массовой миграции населения (за период реформ сибирскую деревню покинуло более 20% населения);
- основную общетерриториальную специализацию для наиболее эффективного экономического развития территорий;
- конкретные части территорий (точки экономического роста) и последовательность их введения в хозяйственный оборот;
- зоны для формирования соответствующих секторов развития земельного рынка (под аренду, куплю-продажу и т. д.);
- и главное - предложить вариант методического подхода к разработке основ территориального планирования (районной планировки).