УДК 001:008
РОССИЙСКИЕ «ДУХОВИДЦЫ»: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ
© 2013 Н.И.Воронина
Мордовский государственный университет им. Н.П.Огарева
Статья поступила в редакцию 17.04.2013
Статья посвящена научно-практической конференции с международным участием. Целью научного форума было глубокое изучение, сохранение и развитие духовных традиций многочисленных и самобытных народов огромной страны, воспитание нового поколения деятелей культуры.
Ключевые слова: культура, развитие духовных традиций, роль личности в сохранении историко-культурного достояния народа.
13 декабря 2012 г. в Мордовском государственном университете им. Н.П.Огарева (Саранск) состоялась Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Российские «духовидцы»: традиции и современность». С таким же названием вышел сборник материалов под научной редакцией профессора Н.И.Ворониной. (Саранск, Изд-во мордов. ун-та, 2013). - 180 с. В издание вошли тексты докладов и выступлений, поступившие в организационный комитет конференции, который посчитал возможным включить практически все присланные материалы и этим предоставить возможность каждому желающему высказать свои мнения по данным вопросам. Каждый голос имеет свой смысл, а любое мнение участвует в смыслопорождающей деятельности культуры, формируя и организуя ее пространство. На взгляд оргкомитета, дискуссия по проблемам «духовидения» способствовала профессиональному обогащению участников в живом и непосредственном диалоге в рамках научной конференции.
На пленарном заседании было представлено четыре доклада. Профессор Н.И.Воронина посвятила свое выступление трансформации философии в ХХ и XXI вв., которая связана с переосмыслением ее фундаментальных концептов: бытия, истины, субъекта (по словам петербургского философа А.Н.Исакова происходит «мифопоэзис современности: анализ превращенных форм общественного сознания») и остановилась на двух векторах явления духовидения в истории европейской интеллектуальной традиции. Оно образует некое общее силовое поле: во-первых, судьба духовидения как созерцания «края иного» в современной культуре,
Воронина Наталья Ивановна, доктор философских наук, кандидат искусствоведения, профессор, зав. кафедрой культурологии, этнокультуры и театрального искусства Института национальной культуры Мордовского государственного университета им. Н.П.Огарева. E-mail: [email protected]
а, во-вторых, «духовидение» (обратите внимание на кавычки!) как очень крепкая личностная конструкция, которая живет и творит в реальном мире. Для нее важнее не личная слава или другие блага, а возможность качественных инвестиций в перспективу. «Духовидцы» - Творцы реального бытия и считают себя обязанными людям, делая все возможное для них.
Профессор М.В.Логинова выступила с докладом «Духовные основания философии искусства П.А.Флоренского: методологический аспект», подчеркнув, что в основе философского символизма Флоренского лежит идея постижения мира как целого. Это целое берется не отвлеченно, а конкретно. Философ обсуждает вполне конкретные проблемы (например, способы построения пространства в различные художественные эпохи). Но целью исследователя будут онтологические смыслы, символами которых оказываются те или иные феномены искусства. Пространство выступает у Флоренского в качестве центрального символа, который как бы «стягивает» остальные символы и смыслы. Поэтому анализ пространственной формы искусства и художественно-изобразительного творчества оказывается способом построения общей философии искусства.
Профессор И.В.Клюева предложила для осмысления тему «Этнокультура мордвы как основа мировосприятия и творчества Степана Эрьзи», указав, что национальное в творчестве Эрьзи можно рассматривать в двух аспектах: во-первых, тематически, предметно (по предмету изображения); во-вторых, структурно (по характеру изображения, по способу мировиде-ния). Именно второй аспект и был рассмотрен автором на документальном (письма и зарубежные газетные статьи), а так же на конкретных работах Эрьзи.
Доцент В. С. Святогорова и научный сотрудник В.А.Ивлиева представили уникальный материал «инскрипты - краткие дарственные надписи на книгах, волею судеб оказав-
Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 15, №2(2), 2013
шихся в фондах библиотеки Научно-исследовательского института гуманитарных наук при правительстве Республики Мордовия». Выявлен характер проанализированных дарственных надписей, который необычайно разнообразен: надписи-приветы, надписи-благодарности, надписи-воспоминания, намекающие на неведомые нам обстоятельства, признания в дружбе, приглашения к обсуждению, надежда на понимание и поддержку творческого начинания, а главное в них - отношение к людям и ко времени.
Книга с автографом становится уникальной и неповторимой. В дарственных надписях сквозь призму слова просматриваются реальные и сложные жизненные ситуации, творческие и человеческие отношения, своеобразие личности тех, кто дарил свои книги, и тех, кому они были предназначены.
На конференции работали четыре секции, на которых выступили 31 человек, представители разных городов России: Москва, Ульяновск, Чебоксары, Ямал и Зарубежья (Лар-нака Республика Кипр).
На Секции № 1 - Хронотоп духовного мира были заслушаны выступления Г.М.Агеевой о проблемах книжности в трудах М.М.Панфилова, В.П.Леонова и А.В.Соколова; выступление Ю.А.Елисеевой о «культурных гнездах» как матрице «жизнесмыслов»; о России как «цивилизации духа» (А.А.Индриков) и о «разоблачении духа» в искусстве ХХ века (Ю.А.Кондратенко). Были представлены и два российских «духовидца»: Г.П.Федотов в выступлении И.Л.Сиротиной и И.Н.Ульянов в выступлении А.Ю.Тихоновой.
На Секции № 2 - Творческая личность в культуре и искусстве палитра представленных личностей была разнообразна, так же как и поставленные проблемы в их осмыслении: смыслы творчества, штрихи к биографии, влияние религии, географического фактора, восприятия красоты - и все это в условиях современного мира и глобализации. Многие имена были представлены впервые: Б.М.Зубакин (входил в «круг Бахтина») - докладчик И.В.Клюева; В.Д.Фалилеев в мордовско-пензенском крае -докладчик Н.Ю.Лысова и др.
На Секции № 3 - Духовные ценности в диалоге культур были заслушаны и обсуждены проблемные выступления, посвященные взаимовлиянию и взаимопересечению в явлении духо-
видения ценностей разных культур: здесь и Библия, и Театр абсурда, личность и имидж Мерлин Монро и личности молодежной культуры. Проблема диалога в современном обществе имеет свою специфику. В «посттрадиционном» обществе угроза ценностных конфликтов, или конфликтов идентичностей, связана с трансформациями культурных идентичностей, вызванными как последствиями глобализации и регионализации культур, так и снижением идеологии и практики мультикультурализма. Ценностный конфликт как недостаток культурного диалога связан с трансформацией ценностей традиционализма. Важный вывод в том, что способность к диалогу придает современным культурным идентичностям репродуктивный характер.
На Секции № 4 - Финно-угорская культура и ее творцы_актуальными оказались творцы в большей мере мордовского искусства от феномена сказительницы Ф.И.Беззубовой до этно-символиста в живописи Н.В.Рябова. Н.О.Лос-ский говорил, что в деле хранения и развития национального своеобразия, кроме природной мощи народа, нужно еще содействие национального воспитания и образования. Вот почему в период «всплеска» этнического самосознания народов России в 90-е гг. ХХ в. во многих университетах открылись факультеты, которые в качестве своих важнейших задач ставят глубокое изучение, сохранение и развитие духовных традиций многочисленных и самобытных народов огромной страны, воспитание нового поколения деятелей культуры (дирижеров и вокалистов, культурологов, хореографов), знающих и любящих наследие своих предков.
Этническое разнообразие и своеобразие этнического искусства отдельных народностей и регионов России - это не только их историко-культурное достояние, но и сильный фактор модернизации нашей современной жизни, нашей нации в целом. Сохранение поливариантного богатства традиционных национальных культур выступает как существеннейшая стратегия выживания народов страны, дальнейшего развития нашей нации. Поэтому столь велика в этом процессе роль личности.
RUSSIAN «CREATORS»: TRADITIONS AND MODERN TIMES
© 2013 N.I.Voronina Mordovia N.P.Ogarev State University
The paper is devoted to a scientific-practical conference with the international participation. The aim of the scientific forum was to study, conserve and develop spiritual traditions of numerous and original people of our country, to bring up the new generation of workers of Culture.
Key words: culture, progress of spiritual traditions, creators, the role of a person in the conservation of historical and cultural property of people.
Natalia Ivanovna Voronina, Dr Ph, Professor, Head of the Chair
of Culture study, Ethnoculture and Histrionic Art Department of the National Culture Institute of Mordovia N.P.Ogarev State University. E-mail: kafkmgu@mail. ru