ИССЛЕДОВАНИЕ
Курганов В.В., Цыганов А.А.
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва
Российская практика страхования ответственности лиц, осуществляющих строительный контроль
АННОТАЦИЯ:
Теоретико-методологическую основу настоящей статьи составили современные концепции формирования и эффективного развития новых видов страхования, теория институционального развития страхового рынка, труды отечественных ученых и ведущих специалистов - практиков в области страхового дела, зарубежные источники по данной проблематике. В работе использованы методы сравнительного, логического анализа, системный подход, инструментарий финансово-правового анализа, основанный на имеющейся судебной практике.
В статье на основе анализа современной теории и практики имущественного страхования, имеющейся в распоряжении авторов судебной практики в отношении деятельности по осуществлению строительного контроля в России, рассматриваются актуальные вопросы страхования ответственности лиц, осуществляющих строительный контроль. Предполагается и обосновывается необходимость активизации имплементации нового вида страхования и даются рекомендации, в том числе по выбору формы и содержания договора страхования, определения иных существенных условий страхования ответственности лиц, осуществляющих строительный контроль, представлены практические выводы, предназначенные как для лиц, осуществляющих строительный контроль, так и для страховщиков, предполагающих реализовывать соответствующие страховые продукты.
Статья написана по результатам научно-исследовательской работы ФГОБУ ВО «Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации»: «Страхование ответственности организаций, осуществляющих строительный контроль в процессе строительства объектов транспортной инфраструктуры».
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: строительство, контроль, ответственность, страхование JEL: G22, L74, L84 ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Курганов В.В., Цыганов А.А. Российская практика страхования ответственности лиц, осуществляющих строительный контроль // Российское предпринимательство. — 2016. — Т. 17. — № 16. — С. 1975-1990. — doi: 10.18334/rp.17.16.36492
Курганов Валерий Валерьевич, заместитель генерального директора, ООО «Страховая строительная группа», г. Москва
Цыганов Александр Андреевич, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Страховое дело», Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва ([email protected])
ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 15.08.2016 / ОПУБЛИКОВАНО: 31.08.2016
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП: http://dx.doi.org/10.18334/rp.17.16.36492
(с) Курганов В.В., Цыганов А.А. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика"
Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND (http://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/3.0/) ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский
1976
Введение
В 2008 г. были приняты поправки в Градостроительный кодекс РФ (ГрК РФ), которые предусматривали отмену лицензирования и введение института саморегулирования в строительной отрасли. С этим же связаны изменения в практике страхования строительно-монтажных рисков в России. За прошедшие годы накопился опыт осуществления страхования строительно-монтажных рисков (СМР), оформилась система, включающая несколько видов страхования СМР, в том числе несколько видов страхования ответственности. К настоящему времени в отечественной литературе представлены обоснованные мнения по развитию этих видов страхования и, в меньшей степени, по имплементации в России некоторых видов страхования ответственности при проведении СМР, пока еще недостаточно развитых в отечественной практике страхования. В частности, к таким актуальным для современного развития строительной отрасли видов страхования, по мнению авторов, относится страхование ответственности лиц, осуществляющих строительный контроль. Развитию методологии этого нового для России вида страхования посвящен настоящий материал.
Для понимания вопросов нового вида страхования - страхования ответственности лиц, осуществляющих строительный контроль, следует очертить общее с остальными видами страхования СМР и особенно с представленными в настоящее время видами страхования ответственности, применяемыми строителями и организациями инфраструктуры стройиндустрии, выделить особенное, характерное именно для этого вида страхования, делающего его эффективным для применения в сфере строительной деятельности.
Страховой интерес организаций, осуществляющих строительный контроль
Вопросы страхования ответственности при проведении строительно-монтажных работ подробно рассматривались отечественной научной школой [3, 4, 7, 11-13] и практикой [6, 9, 10, 15], но с развитием законодательства к методологии данной совокупности видов страхования следует возвращаться вновь в связи с уточнением предмета и объекта страхования, страховых рисков, решением иных актуальных вопросов.
В последние годы появились публикации, затрагивающие вопросы строительного контроля как части риск-менеджмента либо
1977
управления рисками при осуществлении данного контроля [5, 8, 14, 16]. Существуют нормативные требования по наличию договора страхования у организаций, осуществляющих строительный контроль, но нет требований к содержанию договора страхования, что в ряде случаев приводит к его формальному заключению при минимальных страховых премиях.
Реальность риска наступления ответственности организаций, осуществляющих строительный контроль, подтверждена сложившейся судебной практикой. В частности, достоянием гласности стало решение арбитражного суда Нижегородской области от 10 сентября 2015 г. по делу № А43-7954/2014, согласно которому были компенсированы неустойка и убытки, понесенные в связи с ненадлежащим исполнением обязанностей по договору на оказание услуг по осуществлению контроля и надзора за строительством, в размере более 600 тысяч рублей. В правоприменительной практике судов общей юрисдикции также имеются судебные решения о взыскании убытков с организаций в связи с недостатками работ при осуществлении строительного контроля. Так, решением Калининского районного суда города Тюмени от 21 августа 2012 года было постановлено взыскать более 900 тысяч рублей с ответчика, не выполнившего в полном объеме договор по осуществлению контроля и техническому надзору за проведением строительно-монтажных работ. Указанное решение суда было подтверждено Определением Верховного суда Российской Федерации от 5 ноября 2013 г. № 89-КГ13-5.
Таким образом, страховой интерес у организаций, осуществляющих строительный контроль, имеется, и должно быть сформировано соответствующее страховое покрытие, предложены требования к содержанию эффективного договора страхования ответственности организаций, осуществляющих строительный контроль, и его отличиям от сложившейся формальной практики страхования ответственности членов саморегулируемых организаций (далее - СРО) строителей.
Практика страхования ответственности в строительной сфере начала и середины 2010-х гг.
До 1 января 2010 г. строительные организации и в том числе организации, осуществляющие строительный контроль, были обязаны вступить в саморегулируемую организацию, чтобы продолжать свою
1978
деятельность на рынке. Членам СРО были предложены два инструмента, направленные на возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков произведенных ими работ. Первый - формирование компенсационного фонда: внесение членом СРО взноса в такой фонд в размере 1 млн руб. для строительных компаний и 500 тыс. руб. для проектировщиков и изыскателей. Второй - страхование гражданской ответственности члена СРО за вред, причиненный вследствие недостатков работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства, и формирование компенсационного фонда. Однако в случае наличия полиса страхования гражданской ответственности за вред, причиненный вследствие недостатков таких работ, взнос в компенсационный фонд сокращался до 300 тыс. руб. для строителей и до 150 тыс. руб. для проектировщиков и изыскателей.
27 июля 2010 г. Федеральным законом № 240-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» были введены дополнительные требования к размеру взносов в компенсационный фонд для членов СРО, имеющих свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации и организации строительства. Аналогично общему правилу на размер взноса в компенсационный фонд влияет наличие заключенного договора страхования гражданской ответственности за вред, причиненный вследствие недостатков таких работ.
Помимо сокращения расходов на взнос, страхование позволило использовать компенсационный фонд только в исключительных случаях - когда ущерб катастрофичен и превышает лимиты по страховому полису. Это давало возможность снизить затраты членов СРО на пополнение компенсационного фонда.
При этом необходимо подчеркнуть, что практика страхования ответственности в строительной отрасли является широко распространенной и практически обязательной. Так, общепринятым стало страхование гражданской ответственности членов саморегулируемых организаций строителей, проектировщиков и изыскателей за причинение вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Каждая саморегулируемая организация в данной сфере разрабатывает и утверждает Требования о страховании членами СРО гражданской ответственности на случай причинения вреда вследствие
1979
недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О саморегулируемых организациях», Уставом СРО, действующим законодательством Российской Федерации. Такие требования регламентируют порядок и условия страхования членами СРО гражданской ответственности на случай причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Требования о страховании являются Правилами саморегулирования и обязательны для исполнения всеми членами СРО.
Все российские СРО из двух предложенных законодателем вариантов выбрали второй вариант, предусматривающий страхование. Но в Законе не были прописаны параметры и условия страхования, и это дало право СРО самостоятельно устанавливать требования к страхованию, в том числе к страховой сумме и рискам, включаемым в покрытие, к финансовой устойчивости страховщиков, работающих с членами СРО.
Тем не менее, вследствие работы Национального объединения строителей по унификации требований, условия страхования ответственности членов СРО строителей на территории Российской Федерации являются сходными по всем существенными характеристикам и заключаются в применении договора страхования гражданской ответственности «на годовой базе».
Договор страхования гражданской ответственности «на годовой базе» является формально наиболее удобным видом договора страхования гражданской ответственности для членов Саморегулируемой организации. Указанный договор заключается один раз в год и распространяется на все строительные работы, которые в течение срока действия договора будут выполнены застрахованным лицом, а также строительные работы, выполненные в ретроактивный период. Вместе с тем использование указанного вида договора страхования гражданской ответственности обладает рядом существенных недостатков:
—страховая сумма рассчитывается исходя из предшествующей деятельности застрахованного лица. Страховая сумма может быть необоснованно завышена, если в период страхования у застрахованного лица произойдет падение объемов строительной деятельности, что
1980
означает уплату излишнего страхового взноса. Страховая сумма может быть необоснованно занижена, если в период страхования у застрахованного лица произойдет рост объемов строительной деятельности, что означает существенный риск выплат из средств компенсационного фонда;
—для строительных организаций, осуществляющих строительную деятельность с низкими рисками причинения вреда, страховые взносы будут необоснованно завышены, поскольку страховщики не могут предвидеть наперед, какой уровень риска в строительной деятельности у строительной организации будет в страховой период, поэтому в расчет размера страхового взноса будут закладываться максимально возможные риски.
Страхование распространяется на случаи гражданской ответственности страхователя за вред, причиненный другим лицам вследствие недостатков указанных в договоре страхования работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при условии что:
— имеется прямая причинно - следственная связь между выполнением работ, поименованных в договоре страхования, и причинением вреда жизни, здоровью и/или имуществу других лиц и окружающей среде;
— вред причинен в течение срока действия договора страхования;
— событие, повлекшее за собой причинение вреда жизни, здоровью и/или имуществу других лиц и окружающей среде, произошло в пределах территории, указанной в договоре страхования;
— требования о возмещении вреда заявлены в соответствии и на основе норм гражданского законодательства Российской Федерации в течение сроков исковой давности, установленных действующим законодательством Российской Федерации.
Страховым случаем является возникновение гражданской ответственности страхователя в виде обязанности возместить в соответствии с требованиями гражданского законодательства Российской Федерации вред, причиненный другим лицам в течение срока действия договора страхования, вследствие недостатков, указанных в договоре работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, либо возникновение обязанности удовлетворить предъявленные страхователю в порядке регресса требования о возмещении убытков собственником или концессионером,
1981
либо страховщиками, застраховавшими их ответственность по соответствующим требованиям в случае возмещения ими вреда личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица.
Специфика страхования в данном случае учитывается в перечислении причин возникновения вреда, связанного с допущенными недостатками и упущениями при строительстве. Под недостатками, допущенными при выполнении работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, понимаются:
1. несоблюдение (нарушение) работниками страхователя при выполнении работ должностных инструкций, правил и других обязательных для применения нормативных правовых актов, определяющих порядок и условия проведения определенных видов работ, вследствие чего нарушена безопасность объекта (объектов) капитального строительства;
2. несоблюдение (нарушение) работниками страхователя при выполнении работ правил выполнения определенных видов работ, разработанных саморегулируемой организацией, членом которой является Страхователь, вследствие чего нарушена безопасность объекта (объектов) капитального строительства.
Моментом возникновения ответственности страхователя является момент причинения вреда. Если момент причинения вреда не может быть установлен, в том числе если причинение вреда растянуто во времени, моментом возникновения ответственности страхователя (моментом наступления страхового случая) признается момент, когда вред был обнаружен.
Моментом наступления страхового случая в виде возникновения обязанности удовлетворить регрессные требования собственников, концессионеров зданий, сооружений, застройщиков и технических заказчиков объектов незавершенного строительства или страховщиков, застраховавших их ответственность по соответствующим требованиям, является дата предъявления страхователю регрессных требований.
Унифицированные требования Национального объединения строителей к договорам страхования ответственности
Решением Совета Национального объединения строителей (протокол от 17 октября 2011 г. № 21) утверждены «Унифицированные требования к страхованию членами саморегулируемой организации гражданской ответственности, которая может наступить в случае
1982
причинения вреда вследствие недостатков строительных работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» (далее - Унифицированные требования), которые были разработаны исходя из положений Методических рекомендаций по страхованию гражданской ответственности членов саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство, одобренных Министерством регионального развития Российской Федерации (протокол от 27.02.2010). Требования являются обязательными для исполнения всеми членами саморегулируемой организации.
Согласно данным Унифицированным требованиям, объектом страхования являются имущественные интересы страхователя или лица, ответственность которого застрахована, связанные с его обязанностью возместить вред жизни, здоровью и имуществу третьих лиц, окружающей среде, жизни и здоровью животных или растений, а также объектам культурного наследия (памятникам истории, культуры) народов Российской Федерации вследствие недостатков строительных работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Виды работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, указываются в договоре страхования. Перечень видов работ, включенный в договор страхования, должен соответствовать перечню видов работ, содержащемуся в свидетельстве о допуске, выданному страхователю или лицу, ответственность которого застрахована, саморегулируемой организацией. При внесении изменений в свидетельство о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, страхователь обязан обратиться в страховую организацию для внесения в договор страхования соответствующих изменений и дополнений.
Перечень видов работ, при проведении которых ответственность подлежит страхованию, определен Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624 (ред. от 14.11.2011) «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» (зарегистрировано в Минюсте РФ 15.04.2010 № 16902).
1983
Как следует из пункта 32 указанного Перечня, к работам по осуществлению строительного контроля привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем относятся различные виды строительного контроля.
Если строительный контроль осуществляется привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, страхование ответственности производится на условиях, не противоречащих Унифицированным требованиям Национального объединения строителей и Требованиям к страхованию, предъявляемым Саморегулируемой организацией строителей, членом которой является организация, осуществляющая строительный контроль в процессе строительства объектов транспортной инфраструктуры.
Учитывая особенности договора страхования гражданской ответственности «на годовой базе», при принятии решения о заключении указанного вида договора страхования гражданской ответственности следует исходить из следующего:
1. договор страхования гражданской ответственности «на годовой базе» нецелесообразно распространять на договора строительного подряда, которые содержат в себе риски существенных выплат по возмещению вреда;
2. преимуществом применения договора страхования гражданской ответственности «на годовой базе» является его однократное заключение в течение года.
В отношении договора страхования «на годовой базе» рекомендуется определять страховую сумму в размере пяти процентов от годовой выручки члена Саморегулируемой организации по строительным работам, но не менее пяти миллионов рублей.
При этом может быть установлена верхняя граница страховой суммы в размере не менее 100 миллионов рублей. При таком определении страховой суммы в подавляющем большинстве случаев возмещение вреда будет полностью осуществлено за счет средств страховых организаций. Минимальная страховая сумма в размере пяти миллионов рублей в отношении договора страхования «на годовой базе» обосновывается тем, что в сумму страхового взноса входят фиксированные затраты, связанные с расходами на заключении договора страхования. Снижение минимального размера страховой суммы менее
1984
пяти миллионов рублей не оказывает существенного влияния на размер страхового взноса, но существенно увеличивает риск выплат из компенсационного фонда.
Проблемы и перспективы страхования ответственности лиц, осуществляющих строительный контроль
Исследование иностранной практики страхования позволяет сделать вывод, что объем строительства и его качество (качество стройматериалов, техоборудования и соответствие построенного проектной документации) гарантируется страховщиком в рамках полиса Contractor's Insurance, где страховщик гарантирует собственнику, что застройщик выполнит ряд требований по строительству, предусмотренных законодательством [1, 2].
Как показывает российский и зарубежный опыт, страхование ответственности организаций, осуществляющих строительный контроль в процессе строительства объектов, является высокоспециализированным видом страхования и не может производиться по единственному шаблону. Разнообразие отраслей промышленности, сооружаемых объектов даже в пределах одной отрасли, делает практически невозможным унифицированный подход к тому или иному риску и требует от страховщика профессионального андеррайтинга принимаемых на страхование рисков. В этом же заинтересован и страхователь, желающий передать риски на ответственность страховой компании. В этом контексте трудно переоценить участие в страховании ответственности лиц, осуществляющих строительный контроль, страховщика,
специализирующегося именно на этой сфере.
В связи с отсутствием какой-либо утвержденной методики (рекомендаций) экономического обоснования повышающих и понижающих коэффициентов, применяемых при оценке риска и последующем определении страхового тарифа по конкретному договору страхования ответственности организаций, осуществляющих строительный контроль, в процессе строительства объектов транспортной инфраструктуры, их минимальные и максимальные значения, а также основные факторы риска определяются экспертным путем с учетом многолетней практики применения системы повышающих (понижающих) коэффициентов российскими страховыми организациями. Основанием для применения страховщиком повышающих или понижающих коэффициентов в определенных
1985
диапазонах являются результаты проведенной им оценки страхового риска, осуществляемой на основании: информации и документов, представленных страхователем с заявлением на страхование, как из числа указанных в правилах страхования, так и дополнительно запрошенных страховщиком (при необходимости); информации, самостоятельно полученной страховщиком; заключений экспертов, которые позволяют страховщику в совокупности выявить факторы риска, повышающие или понижающие вероятность наступления страхового случая, определить особенности осуществляемой страхователем деятельности по строительному контролю в процессе строительства объектов транспортной инфраструктуры.
Наличие минимальных и максимальных значений повышающих / понижающих коэффициентов позволяет страховщику более полно учитывать особенности деятельности страхователя (застрахованного лица), возможные факторы риска и определять наиболее реальную тарифную ставку по конкретному договору страхования, что является одним из условий обеспечения финансовой устойчивости страховщика и обеспечения гарантированности страховой выплаты в случае страхового события.
При проведении предстраховой экспертизы страхования рисков наступления ответственности за причинение вреда организации, осуществляющей строительный контроль в процессе строительства объектов, необходимо прежде всего четко определить два основных параметра оценки рисков, а именно: объем страхового покрытия и страхуемые риски.
Страховым риском является риск наступления ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу граждан, имуществу юридических лиц, муниципальных образований, субъектов Российской Федерации или Российской Федерации в результате ненадлежащего проведения строительного контроля. А причиной реализации риска является совершение ошибок, упущений и небрежных действий при осуществлении строительного контроля.
Страхование ответственности организаций, осуществляющих строительный контроль в процессе строительства объектов, по сравнению с другими видами страхования подразумевает вовлечение в застрахованном объекте большого числа заинтересованных сторон.
В крупных контрактах на строительство объектов транспортной инфраструктуры, таких как строительство автомобильных дорог,
1986
аэропортов, линий метрополитена, обычно задействованы проектировщики, транспортники, консультанты, строители, изготовители технологического оборудования, шеф-монтажники и т.д., что с точки зрения оценки рисков представляет определенные сложности, преодолеваемые при должном уровне профессионализма страховщика.
Под недостатками, допущенными при выполнении работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, понимается неумышленное несоблюдение (нарушение) работниками страхователя или лица, ответственность которого застрахована, при выполнении строительных работ технических регламентов, должностных инструкций, правил и других обязательных для применения нормативных актов, стандартов саморегулируемой организации, определяющих порядок и условия проведения соответствующих видов работ, иные непреднамеренные ошибки и упущения, вследствие чего нарушена безопасность объекта (объектов) капитального строительства и причинен вред третьим лицам. Объектом страхования являются имущественные интересы страхователя или лица, ответственность которого застрахована, связанные с его обязанностью возместить вред жизни, здоровью и имуществу третьих лиц, окружающей среде, жизни и здоровью животных или растений, а также объектам культурного наследия (памятникам истории, культуры) народов Российской Федерации вследствие недостатков строительных работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Страховым случаем является возникновение обязанности страхователя или лица, ответственность которого застрахована, возместить вред, причиненный жизни, здоровью, имуществу третьих лиц вследствие недостатков строительных работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, свидетельство о допуске к которым страхователь или лицо, ответственность которого застрахована, имели на момент допущения таких недостатков. Страховой случай включает в себя опасность, от которой производится страхование, факт причинения вреда и причинную связь между опасностью и вредом и считается наступившим с момента причинения вреда в результате действия опасности, от которой производилось страхование. В соответствии с теорией страхования и законодательством предполагаемое событие, на случай наступления которого производится страхование, должно
1987
обладать признаками вероятности и случайности. При этом событие признается случайным, если при заключении договора страхования участники договора не знали и не должны были знать о его наступлении либо о том, что оно не может наступить.
При страховании гражданской ответственности организаций, осуществляющих строительный контроль в процессе строительства объектов, целесообразно заключение договора страхования на срок выполнения строительных работ, увеличенный не менее чем на три года, поскольку вероятность причинения вреда третьим лицам вследствие недостатков работ максимальна в период выполнения строительных работ и в течение нескольких лет после их завершения.
А с учетом требований ст. 737 ГК РФ «Последствия обнаружения недостатков в выполненной работе», где для недвижимого имущества установлен гарантийный срок 5 лет, договор страхования следует заключать на срок выполнения предусмотренных договором страхования строительных работ, увеличенный на 5 лет.
Сложившаяся практика определения страховых сумм (страховая сумма - денежная сумма, которая определена в порядке, установленном федеральным законом и (или) договором страхования при его заключении, и исходя из которой устанавливается размер страховой выплаты при наступлении страхового случая) при страховании гражданской ответственности организации, осуществляющей строительный контроль: от количества групп видов работ и выручке от строительно-монтажных работ за предыдущий год не совсем эффективна, так как не учитывает индивидуальных особенностей строящегося объекта. Страховая сумма должна определяться в зависимости от стоимости договора строительного подряда (максимально возможного ущерба) и не может составлять менее десяти процентов от стоимости работ по договору строительного подряда. Страховые суммы по страхованию гражданской ответственности, как правило, являются неагрегатными (восстанавливаемыми) суммами, что является более удобным для страхователя.
Безопасность зданий и сооружений напрямую зависит от того, насколько эффективна система строительного контроля на всех стадиях их возведения, включая инженерные изыскания, проектирование, изготовление строительных материалов и изделий, производство работ и сдачу построенного объекта в эксплуатацию. Российская практика страхования ответственности в настоящее время уже сформировала
1988
требования к существенным условиям договора страхования ответственности лиц, осуществляющих строительный контроль, которые вполне отвечают современным требованиям российского законодательства.
Заключение
На основании вышеизложенного, проанализировав понятие, цели, функции строительного контроля, правовые основания ответственности перед третьими лицами при проведении строительного контроля, особенности проведения строительного контроля на технически сложных и уникальных объектах, существующую практику страхования гражданской ответственности (в том числе, ответственность членов СРО на годовой базе и объектной базе), а также судебную практику, представляется возможным сделать следующие выводы:
1. В настоящее время можно констатировать неэффективность существующей практики страхования гражданской ответственности членов СРО на годовой базе, использование которой в ряде случаев может привести к законному отказу страховщика в выплате страхового возмещения.
2. Необходимость для обеспечения качественной страховой защиты заключения договоров страхования гражданской ответственности по каждому конкретному объекту (на объектной базе).
3. Страховая сумма по договору страхования должна составлять не менее 10% от стоимости объекта строительства.
4. Срок страхования должен быть равным сроку строительства объекта и гарантийному сроку - 5 лет.
1989
ИСТОЧНИКИ:
1. Attachment 7. Contractor's Insurance Requirements [Electronic resource] // New York State
Office of General Services. - Mode of access:
http://ogs.ny.gov/purchase/biddocument/22559rfp_Attachment07.pdf
2. Insurance Requirements [Electronic resource] // Seminole Electric Cooperative. - Mode of
access: http://www.seminole-electric.com/suppliers/insurance-requirements/
3. Брызгалов Д.В. Особенности страхования топливно-энергетического комплекса в
Российской Федерации // Страховое ревю. - 2005. - № 12. - С. 14-16.
4. Грызенкова Ю.В. Страхование на случай природных и техногенных катастроф в России:
проблемы и перспективы // Корпоративная экономика. - 2015. - № 3. - С. 75-78.
5. Донцова Л.В., Артёменко И.О. Организация системы внутреннего контроля,
основанной на риск-ориентированном подходе в строительных организациях // Бухгалтерский учет: достижения и научные перспективы XXI века: Сборник материалов конференции. - М.: Канцлер, 2015. - 544 с. - С. 125-132.
6. Ингосстрах: опыт практической деятельности: Учебное пособие. - М.: Издательский
дом Русанова, 1996. - 432 с.
7. Кириллова Н.В. Страхование промышленных предприятий: теория, методология,
практика. - М: Экономика, 2007.
8. Луняков М.А. Моделирование рисковых ситуаций при контроле готовой строительной
продукции на предприятиях стройиндустрии и вероятность перебоев производства // Недвижимость: экономика, управление. - 2015. - № 3. - С. 30-35.
9. Миллерман А.С. Теория и практика страхования в строительстве. - М.: Финансы, 2005. -
258 с.
10. Рыжкин И.И. Риски строительства и монтажа. - М.: Анкил, 2006. - 241 с.
11. Справочник по страхованию в промышленности. - М.: Юнити: Страховой полис, 1994.
- 336 с.
12. Страхование: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2012. - 869 с.
13. Страхование: экономика, организация, управление: Учебник: в 2-х т. - М.: Экономика,
2010. - (Учебники экономического факультета СПбГУ).
14. Царенко Ю.А., Манухина О.А. Исследование компетенций в сфере строительного
контроля // Международный журнал экспериментального образования. - 2015. -№ 10-1. - С. 55-56.
15. Цыганов А.А. Сборник типовых правил, условий договоров страхования. - М.: Анкил,
2003. - 414 с.
16. Яськова Н.Ю., Елкина Е.Ю. Инновационные латентные риски при контроле качества
процесса реализации инвестиционно-строительного проекта жилья // Вестник Иркутского государственного технического университета. - 2014. - № 12. - С. 392395.
1990
Valeriy V. Kurganov, Deputy Director General, Insurance Construction Company, LLC, Moscow
Aleksandr A. Tsyganov, Doctor of Science, Economics, Professor, Head of the Chair of Insurance, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow
Russian practice of insuring the responsibility of the persons who execute construction control
ABSTRACT
Modern conceptions of formation and efficient development of new insurance types, the theory of institutional development of the insurance market, the works of the domestic and foreign practicing specialists working in the field of insurance, foreign sources on this problem are the theoretical and methodological basis for this article. The authors have used the methods of the comparative and logical analysis, systemic approach, the instruments of financial and legal analysis based on the established legal practice. Based on the analysis of the modern theory and practice of property insurance, legal practice in relation to the construction control activities in Russia that is available at the authors' disposal, the authors discuss relevant issues of liability insurance of the persons executing construction control. The need for activization of a new insurance type implementation has been substantiated. The author gives certain recommendations, including the ones concerning the choice of form and content of the insurance agreement, determination of other considerable conditions of insuring the responsibility of the persons executing construction control. There are practical conclusions both for the persons executing construction control and for insurers intending to sell the respective insurance products.
The article has been written following the results of the research work of Federal State Educational Institution of Higher Professional Education "Financial University under the Government of the Russian Federation": "Liability insurance of organizations executing construction control in the process of the construction of transport infrastructure objects". KEYWORDS: construction, control, responsibility, insurance