№ 358
ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Май
2012
ЭКОНОМИКА
УДК 378
В. В. Маковеева
РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Рассмотрены этапы институциональных преобразований, направленные на развитие интеграции образования, науки и бизнеса в России. Представлена типология университетских комплексов, выступающих в качестве базовых форм интеграционного взаимодействия субъектов образовательной, научной и производственной деятельности. Определены современные формы интеграции, основанные на сетевом взаимодействии. Обозначены проблемы, сдерживающие развитие интеграционных процессов в системе высшего профессионального образования.
Ключевые слова: интеграционные процессы; интеграция образования, науки и бизнеса; университетские комплексы; сетевые формы интеграции.
В России, согласно «Доктрине развития российской науки», интеграция науки и образования была официально признана одним из основных принципов государственной научной политики в 1996 г., что предусматривало развитие целостной системы подготовки квалифицированных научных кадров всех уровней. Однако формальное разделение науки и образования в институциональном, организационно-управленческом, правовом и финансовом аспектах тормозило развитие интеграционных процессов.
Для активизации научно-исследовательской деятельности, подготовки кадров высшей квалификации в 1996 г. был принят Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике», в котором представлен механизм реализации интеграционных процессов, основанный на создании специальных структур - учебно-научных комплексов. С одной стороны, именно в рамках этих структур предполагалось реализовать «различные формы участия» вузов в научных исследованиях и экспериментальных разработках. С другой стороны, вопросы интеграции науки и образования в данном законе были представлены декларативно, среди целей и принципов государственной научно-технической политики, не были определены организационно-экономические основы их функционирования.
В результате с целью развития нового института -учебно-научных комплексов - в 2001 г. было принято Постановление Правительства РФ № 676 «Об университетских комплексах». Предполагалось, что основные задачи создания и развития университетских комплексов будут заключаться в обеспечении интеграции образования и науки за счет использования результатов научных исследований в учебном процессе; создания единой информационной среды для обеспечения образовательной, научной и инновационной деятельности; реализации единой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров по профессиональным программам различных уровней; создания современной лабораторной и экспериментальной базы для подготовки специалистов; выполнения совместных научных проектов; обеспечения условий, способствующих привлечению дополнительных ресурсов из внебюджетных источников; выработки рекомендаций для решения актуальных проблем регионов и отраслей;
развития международных связей в сфере образования [1. С. 24]. Для решения поставленных задач были предложены различные модели по формированию университетских комплексов в зависимости от имеющегося ресурсного потенциала и особенностей территориального расположения образовательного учреждения.
Первая модель университетского комплекса представляет собой университет, состоящий из образовательных, научно-исследовательских, конструкторских, производственных и иных структурных подразделений, обеспечивающих подготовку кадров, выполнение фундаментальных, поисковых и прикладных исследований по приоритетным направлениям науки и техники в соответствии с профилем вуза, коммерциализацию технологий. В результате к 2001 г. на базе большинства ведущих университетов России были сформированы университетские комплексы по данной модели, которые включали образовательные учреждения разного уровня, а также научно-исследовательские институты.
Вторая модель университетского комплекса основывается на объединении образовательных, научных, конструкторских, инновационных и иных учреждений и организаций различных форм собственности, сохраняющих свою самостоятельность и представляющих собой ассоциацию (союз) или консорциум учебных заведений с академическими и отраслевыми НИИ, базовыми предприятиями. В данной модели системообразующим элементом выступает образовательное учреждение, объединяющее организации, обеспечивающие единство образовательного процесса, научно-исследовательской и инновационной деятельности по выделенным приоритетным направлениям. Эта модель стала базовой при формировании учебно-научно-производственных комплексов, которые позволили создать интегрированную среду, где процесс обучения непосредственно связан с производством и получением фундаментальных знаний, их использованием в прикладных разработках новой техники и технологии, проведением экспериментальных исследований, доведением результатов до опытных и серийных образцов [2. С. 99].
В этом направлении широкое распространение получили сетевые объединения вузов в консорциумы и ассоциации в сфере дистанционного образования, ока-
зывающие коммуникационные и организационнометодические услуги в рамках реализации основных и дополнительных образовательных программ высшего и послевузовского образования. Примером такого сетевого взаимодействия стала созданная в 1998 г. Ассоциация образовательных и научных учреждений «Сибирский открытый университет». Она представляла собой первый в Сибири консорциум, ставящий своей целью создание единого научно-образовательного пространства на основе современных средств телекоммуникаций и технологий дистанционного обучения, объединяющего интеллектуальные ресурсы вузов и научных учреждений, входящих в ассоциацию.
Третья модель университетского комплекса базируется на создании университетского образовательного округа (ассоциация, союз), объединяющего образовательные учреждения и организации независимо от форм собственности, реализующие образовательные программы различных уровней. По данной модели в Республике Мордовия был сформирован в виде ассоциации «Региональный учебный округ при Мордовском государственном университете имени Н. П. Огарева (университетский комплекс)». В результате объединения образовательных учреждений была создана инновационная система подготовки кадров, включающая в себя все уровни образования, ставшая основной в дальнейшем для развития системы непрерывного образования [3].
Так, в рамках реализации Постановления Правительства РФ «Об университетских комплексах», определяющего цели, задачи и принципы формирования структурной и ассоциативной интеграции, получили распространение следующие виды университетских комплексов: учебно-научные комплексы (УНК), учебно-научно-инновационные комплексы (УНИК), учебно-научно-производственные комплексы (УНПК), инновационные учебно-научно-производственно-финансовые комплексы (ИУНПФК). Считалось, что главными звеньями интеграционной политики в сфере высшего профессионального образования должны стать УНИК и УНПК, сочетающие получение новых знаний, идей и технологий, проведение фундаментальных исследований, создание на их основе конкурентоспособных инновационных продуктов. При этом основной принцип объединения субъектов научной, образовательной и производственной деятельности в университетский комплекс заключался в максимальной организационной интеграции для решения единого комплекса согласованных всеми участниками интеграционного процесса взаимосвязанных задач.
Однако следует отметить, что принятое в 2001 г. Постановление об университетских комплексах было несимметричным по отношению ко всем участникам интеграционного процесса, так как предусматривало их организацию в форме юридического лица только на базе вузов. Кроме того, университетские комплексы как субъект права не были выделены, и создавать их разрешалось только в форме ассоциаций. В результате возникла необходимость в совершенствовании нормативно-правовой базы, и в 2007 г. был разработан новый законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопро-
сам интеграции образования и науки» (№ 308-Ф3), который включал следующие положения.
Во-первых, положения, касающиеся создания нормативно-правовой базы для уже ранее существующих форм взаимодействия науки, высшего и послевузовского профессионального образования, к которым относятся проведение вузами исследований и разработок за счет грантов и иных источников финансирования; привлечение вузами работников научных организаций, а научными организациями - работников вузов к научной (образовательной) деятельности на договорной основе; осуществление вузами и научными организациями совместных научно-образовательных проектов, научных исследований и иных совместных мероприятий на договорной основе.
Во-вторых, предоставление вузам права создания на базе научных организаций кафедр, осуществляющих образовательный процесс, а научным организациям - права создания на базе вузов лабораторий, ведущих научную деятельность. При этом, несмотря на то что закон предусматривал разработку порядка по созданию этих структур, данный порядок был разработан в 2009 г. только для создания лабораторий на базе вузов.
В-третьих, предоставление научным организациям права на создание объединений с учреждением высшего профессионального образования как на договорной основе, так и в форме ассоциаций или союзов в соответствии с действующим законодательством. Ранее в Постановлении Правительства «Об университетских комплексах» этим правом обладали только вузы.
В-четвертых, определение имущественного права интеграции, в соответствии с которым вузы и научные организации получили возможность на взаимное предоставление движимого и недвижимого имущества на основании договора.
Таким образом, в процессе разработки нового законопроекта была решена задача не разработки нормативно-правовой базы для развития форм интеграции, соответствующих современным условиям развития экономики и использующихся в мировой практике, а придания правовой легитимности существующей отечественной практике интеграции, ее экономическим формам и механизмам, отношениям участников данных интеграционных процессов. Что касается современных форм интеграции образования, науки и бизнеса в сфере высшего профессионального образования, то в рассмотренном законе это не нашло отражения. Кроме того, принципиальным недостатком этого закона стало также позиционирование интеграции науки и образования как абсолютно самостоятельного блока в контексте более широкой задачи интеграции науки, образования и бизнеса. Подчеркивалась необходимость присоединения к этим процессам бизнеса в целях обеспечения инновационного развития экономики, но одновременно интеграция науки и образования выделялась в самостоятельную задачу, требующую первоочередного решения.
Итак, проведенные исследования российской практики развития интеграционных процессов в системе высшего профессионального образования позволили отметить, что в результате проведенных в рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг. институцио-
нальных преобразований университетский комплекс стал рассматриваться как объединение учебных заведений вокруг ведущих университетов региона либо вокруг ведущих отраслевых вузов с целью наиболее рационального использования имеющегося ре-
сурсного потенциала для решения задач регионального развития. В дальнейшем концепция формирования университетских комплексов стала основой для проведения иных институциональных преобразований (рис. 1).
Федеральные целевые программы, направленные на развитие системы ВПО
I ЭТАП
Создание университетских комплексов
1. Создание УНК, УНИК, УНПК на базе одного вуза.
2. Создание УНК, УНИК, УНПК в форме ассоциации (консорциума) независимых юридических лиц.
3. Создание Университетского образовательного округа
_=[!
II ЭТАП III ЭТАП Ч IV ЭТАП
Реализация Создание сети Реализация ком-
ПНПО «Образо- ведущих универ- плексной про-
вание» ситетов граммы
1. Реализация 1. Определение 1. Создание высо-
мероприятий по национальных котехнологичных
развитию инте- университетов. производств по
грации, представ- 2. Формирование ПП № 218.
ленных в про- сети националь- 2. Формирование
граммах иннова- ных исследова- инновационной
ционного разви- тельских универ- среды в рамках
тия вузов. ситетов. ПП № 219.
2. Создание НОЦ. 3. Создание сети 3. Создание лабо-
3. Создание ма- федеральных уни- раторий мирового
лых инновацион- верситетов уровня по ПП
ных предприятий № 220
(№ 217-ФЗ)
V ЭТАП
Создание новых форм интеграции
1. Включение вузов в реализацию программ инновационного развития 47 компаний.
2. Создание 28 технологических платформ.
3. Создание региональных, территориальных кластеров
Создание инновационной инфраструктуры с целью развития интеграционных процессов, включающей
бизнес-инкубаторы, технопарки, технопарковые зоны, инновационно-технологические центры, инжиниринговые центры, центры сертификации, центры трансфера технологий, центры коллективного пользования, центры научнотехнической информации, центры мониторинга и прогнозирования, центры инновационного консалтинга, центры патентования и защиты интеллектуальной собственности и др.
Рис. 1. Этапы институциональных преобразований по развитию интеграции образования, науки и бизнеса
В настоящее время основные направления институциональных преобразований представлены в Федеральной целевой программе развития образования на 2011 -2015 гг. и в «Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 г.», где интеграция позиционируется как одно из ключевых направлений реформирования образования и науки, условий создания конкурентоспособного сектора исследований и разработок при увеличении государственной поддержки новых форм интеграции образования, науки и бизнеса, получивших распространение в мировой практике. При этом согласно принятой «Стратегии...» одним из основных направлений модернизации в сфере высшего образования определено «развитие кооперационных связей вузовского сектора науки с организациями академического сектора науки и сектора прикладной науки, а также реального сектора экономики, включая: заключение договоров на реализацию совместных образовательных программ, научных и инновационных проектов, организацию совместных научных изданий, а также участие в конкурсах на получение российских и международных грантов; создание центров передовых исследований, совместных испытательных центров, полигонов, научных и технологических парков; активизацию взаимосвязей с бизнесом, процессов коммерциализации результатов прикладных научных исследований и разработок, а также передачу технологий в реальный сектор экономики» [4].
Следовательно, на современном этапе развития экономики система профессионального образования России характеризуется тем, что обеспечение опережающего уровня подготовки кадров, соответствующих потребностям экономики, и развитие механизмов поддержки вузовских фундаментальных и прикладных научных исследований и разработок на всех этапах инновационного цикла уже является не достаточно эффективным в рамках традиционных форм интеграции. Уровень и масштаб поставленных задач социально-экономического преобразования требуют внедрения современных сетевых форм интеграции, обеспечивающих синергетический эффект, а участники таких сетей при решении сложных задач трансформируются в новое целое, обладающее качественно и количественно иными характеристиками и возможностями.
Сетевой подход в управлении интеграционными процессами в сфере науки, образования и производства в настоящее время следует использовать, во-первых, при формировании и реализации акционерными обществами с государственным участием, государственными корпорациями и федеральными государственными унитарными предприятиями программ инновационного развития, которые направленны на разработку и внедрение новых технологий, инновационных продуктов и услуг, соответствующих мировому уровню. В программах должны предусматриваться меры по обеспечению эффективного взаимодействия компании с ву-
зами, научными организациями, малыми инновационными предприятиями с целью согласования интересов и определения потенциала сторон по выполнению совместных проектов в области подготовки и переподготовки кадров, научно-исследовательской и производственной деятельности. Во-вторых, при формировании и развитии технологических платформ в виде научно-инновационных и образовательных комплексов, объединяющих усилия бизнеса, образовательных учреждений и исследовательских организаций с целью инновационного развития экономики. При этом деятельность технологических платформ направлена прежде всего на поиск новых научно-технологических возможностей модернизации существующих и формирование новых секторов российской экономики, на расширение научно-производственной кооперации и создание новых партнерств в инновационной сфере. В-третьих, при формировании региональных кластеров. Они относятся к числу форм интеграции, обеспечивающих условия хозяйствования, при которых деятельность организаций региона переносится в сетевую среду. Как показывает опыт развитых стран, кластерный подход к организации и управлению инновационной деятельностью позволяет решать задачи регионального и отраслевого развития, а также способствует повышению эффективности взаимодействия государства, частного сектора, исследовательских и образовательных учреждений в инновационном процессе.
Таким образом, рассмотренный отечественный опыт свидетельствует о повышении роли организации взаимодействия субъектов образовательной, научно-
исследовательской и производственной деятельности, способности формировать как внутренние, так и внешние интеграционные структуры и обеспечивать дальнейшее их функционирование в соответствии с обозначенными приоритетами социально-экономического развития. Решение поставленных задач предусматривает необходимость проведения ряда преобразований.
Во-первых, проведение организационно-управленческих преобразований, что предполагает определение вузами интеграционных процессов как основы для построения и реализации их стратегии; систематическое проведение внутреннего мониторинга с целью определения накопленного ресурсного потенциала в области подготовки кадров, проведения фундаментальных и прикладных исследований, а также внешнего мониторинга, позволяющего определить потребности рынка и разработать стратегию дальнейшего развития; вовлечение сотрудников в процесс формирования интеграционной политики с целью последующей реализации образовательной, научно-исследовательской и инновационной деятельности; изменение культуры как внутрен-
них, так и внешних коммуникаций, построение взаимодействия на принципах партнерства.
Во-вторых, проведение институциональных преобразований. В современных условиях образовательные учреждения должны представлять собой открытые системы и уделять внимание, с одной стороны, развитию внутренней интеграции, направленной на повышение качества образования, организацию системы непрерывного образования, формирование необходимых ресурсов для повышения эффективности научно-исследовательской и инновационной деятельности. С другой стороны, они должны уделять внимание формированию внешних интеграционных структур на основе сетевого взаимодействия или включению в уже существующие сетевые объединения, созданные не только образовательными учреждениями, но и предприятиями реального сектора экономики, ведущими научно-исследовательскими организациями на национальном и международном уровне в сфере образовательной, научноисследовательской и инновационной деятельности. Кроме того, возникает необходимость в изменении структуры управления взаимоотношениями с внешними партнерами - создание института «структуры-посредника» (по опыту ведущих вузов мира: Массачусетский технологический институт, Университет Беркли и др.) в виде управления по организации взаимодействия с внешними партнерами - с целью обеспечения «единого окна» для промышленных партнеров и иных организаций, взаимодействующих с вузами; проведения мониторинга интересов внешних партнеров с целью формирования совместных программ и проектов; координации выполнения комплексных проектов.
Безусловно, необходимо отметить значимость происходящих преобразований в российской системе высшего образования, направленных на развитие интеграционных процессов. Однако следует выделить ряд проблем, сдерживающих в настоящее время развитие интеграционных процессов: недостаточная финансовая поддержка интеграции в связи с неразвитостью механизма государственно-частного партнерства; слабая мотивация участников интеграционного процесса, как партнеров по взаимодействию, так и сотрудников внутри отдельных организаций; отсутствие организационно-управленческих механизмов, рекомендаций по построению моделей интеграции, отвечающих требованиям современной экономики; отсутствие соответствующей нормативно-правовой базы, регулирующей формирование и развитие современных форм интеграции науки, образования и бизнеса в области научноисследовательской и технико-внедренческой деятельности, подготовки кадров, стимулирующей развитие государственно-частного партнерства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Жураковский В.М. Университетские комплексы: цели и задачи // Alma mater: Вестник высшей школы. 2002. № 1. С. 20-26.
2. Губарьков С.В. Создание университетских комплексов как часть стратегии инновационного развития России // Проблемы теории и практики
управления. 2005. № 5. С. 95-100.
3. МакаркинН.П. Университетские комплексы в Мордовии / Н.П. Макаркин, Н.Е. Фомин, В.И. Ивлев // Университетское управление: практика
и анализ. 2001. № 3 (18). С 38-43.
4. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 г. URL: http://base.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=101907;dst=0;ts=BA9A09F0DC5CA13D99FE21481D3AD134 (дата обращения 18.01.2012).
Статья представлена научной редакцией «Экономика» 2 февраля 2012 г.