Научная статья на тему 'Российская практика развития интеграционных процессов в системе высшего профессионального образования'

Российская практика развития интеграционных процессов в системе высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
399
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / НАУКИ И БИЗНЕСА / УНИВЕРСИТЕТСКИЕ КОМПЛЕКСЫ / СЕТЕВЫЕ ФОРМЫ ИНТЕГРАЦИИ / INTEGRATION PROCESSES / EDUCATION / SCIENCE AND BUSINESS INTEGRATION / UNIVERSITY COMPLEXES / NETWORK INTEGRATION FORMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маковеева Виктория Владимировна

Рассмотрены этапы институциональных преобразований, направленные на развитие интеграции образования, науки и бизнеса в России. Представлена типология университетских комплексов, выступающих в качестве базовых форм интеграционного взаимодействия субъектов образовательной, научной и производственной деятельности. Определены современные формы интеграции, основанные на сетевом взаимодействии. Обозначены проблемы, сдерживающие развитие интеграционных процессов в системе высшего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маковеева Виктория Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian practices for the integration process development in higher education system

Today, development intensity and competitiveness of educational institutions are mostly determined by the education, science and business integration level that ensures both high quality of professional staff training and conducting large-scale fundamental and applied researches along with a successful monetization of the achieved results. In 1996, science and education integration was officially acknowledged in Russia as one of the major principles in the government science policy. It included building of the holistic system to train all levels of the competent science personnel. To advance integration processes, the government developed the required regulatory framework and integration mechanism based on the creation of university complexes. The author has analysed the stages and structure of the institutional transformations towards integration of the science, educational and production activity in Russia and concluded that university complexes served as a foundation for the building of contemporary integration structures. The author accentuates that, at the current stage of the economic development, the outstripping level of personnel training that meet the economic demands (same as advancement of mechanisms designed to support fundamental and applied science R&D in the universities at every steps of the innovation cycle) is no more sufficiently effective within the conventional integration forms. The level and scale of the defined goals for social and economic transformations require implementation of modern, networking integration forms that produce synergistic effect. When solving challenging tasks, the participants of such networks transform into a new integral unity with other quality and quantity parameters and features. The domestic integration experience that was reviewed in this article illustrates the importance of establishing both internal and external network structures. The article proves that a set of the key steps in the strategy of innovation-based national economy development (such as: activation of innovation activity in the public sector; encouraging business participation in the determining and financing of the priorities for the fundamental and applied researches in universities; education quality enhancement; developing research competencies of universities to provide basis for the expansion of R&D) that meet business needs can be accomplished by using advanced patterns of network interaction between science, education and production subjects along with globally acknowledged and adequate administrative integration mechanisms. Based on the conducted researches, the author focuses on a number of challenges that restrain development of the integration processes in the Russian higher education system.

Текст научной работы на тему «Российская практика развития интеграционных процессов в системе высшего профессионального образования»

№ 358

ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Май

2012

ЭКОНОМИКА

УДК 378

В. В. Маковеева

РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рассмотрены этапы институциональных преобразований, направленные на развитие интеграции образования, науки и бизнеса в России. Представлена типология университетских комплексов, выступающих в качестве базовых форм интеграционного взаимодействия субъектов образовательной, научной и производственной деятельности. Определены современные формы интеграции, основанные на сетевом взаимодействии. Обозначены проблемы, сдерживающие развитие интеграционных процессов в системе высшего профессионального образования.

Ключевые слова: интеграционные процессы; интеграция образования, науки и бизнеса; университетские комплексы; сетевые формы интеграции.

В России, согласно «Доктрине развития российской науки», интеграция науки и образования была официально признана одним из основных принципов государственной научной политики в 1996 г., что предусматривало развитие целостной системы подготовки квалифицированных научных кадров всех уровней. Однако формальное разделение науки и образования в институциональном, организационно-управленческом, правовом и финансовом аспектах тормозило развитие интеграционных процессов.

Для активизации научно-исследовательской деятельности, подготовки кадров высшей квалификации в 1996 г. был принят Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике», в котором представлен механизм реализации интеграционных процессов, основанный на создании специальных структур - учебно-научных комплексов. С одной стороны, именно в рамках этих структур предполагалось реализовать «различные формы участия» вузов в научных исследованиях и экспериментальных разработках. С другой стороны, вопросы интеграции науки и образования в данном законе были представлены декларативно, среди целей и принципов государственной научно-технической политики, не были определены организационно-экономические основы их функционирования.

В результате с целью развития нового института -учебно-научных комплексов - в 2001 г. было принято Постановление Правительства РФ № 676 «Об университетских комплексах». Предполагалось, что основные задачи создания и развития университетских комплексов будут заключаться в обеспечении интеграции образования и науки за счет использования результатов научных исследований в учебном процессе; создания единой информационной среды для обеспечения образовательной, научной и инновационной деятельности; реализации единой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров по профессиональным программам различных уровней; создания современной лабораторной и экспериментальной базы для подготовки специалистов; выполнения совместных научных проектов; обеспечения условий, способствующих привлечению дополнительных ресурсов из внебюджетных источников; выработки рекомендаций для решения актуальных проблем регионов и отраслей;

развития международных связей в сфере образования [1. С. 24]. Для решения поставленных задач были предложены различные модели по формированию университетских комплексов в зависимости от имеющегося ресурсного потенциала и особенностей территориального расположения образовательного учреждения.

Первая модель университетского комплекса представляет собой университет, состоящий из образовательных, научно-исследовательских, конструкторских, производственных и иных структурных подразделений, обеспечивающих подготовку кадров, выполнение фундаментальных, поисковых и прикладных исследований по приоритетным направлениям науки и техники в соответствии с профилем вуза, коммерциализацию технологий. В результате к 2001 г. на базе большинства ведущих университетов России были сформированы университетские комплексы по данной модели, которые включали образовательные учреждения разного уровня, а также научно-исследовательские институты.

Вторая модель университетского комплекса основывается на объединении образовательных, научных, конструкторских, инновационных и иных учреждений и организаций различных форм собственности, сохраняющих свою самостоятельность и представляющих собой ассоциацию (союз) или консорциум учебных заведений с академическими и отраслевыми НИИ, базовыми предприятиями. В данной модели системообразующим элементом выступает образовательное учреждение, объединяющее организации, обеспечивающие единство образовательного процесса, научно-исследовательской и инновационной деятельности по выделенным приоритетным направлениям. Эта модель стала базовой при формировании учебно-научно-производственных комплексов, которые позволили создать интегрированную среду, где процесс обучения непосредственно связан с производством и получением фундаментальных знаний, их использованием в прикладных разработках новой техники и технологии, проведением экспериментальных исследований, доведением результатов до опытных и серийных образцов [2. С. 99].

В этом направлении широкое распространение получили сетевые объединения вузов в консорциумы и ассоциации в сфере дистанционного образования, ока-

зывающие коммуникационные и организационнометодические услуги в рамках реализации основных и дополнительных образовательных программ высшего и послевузовского образования. Примером такого сетевого взаимодействия стала созданная в 1998 г. Ассоциация образовательных и научных учреждений «Сибирский открытый университет». Она представляла собой первый в Сибири консорциум, ставящий своей целью создание единого научно-образовательного пространства на основе современных средств телекоммуникаций и технологий дистанционного обучения, объединяющего интеллектуальные ресурсы вузов и научных учреждений, входящих в ассоциацию.

Третья модель университетского комплекса базируется на создании университетского образовательного округа (ассоциация, союз), объединяющего образовательные учреждения и организации независимо от форм собственности, реализующие образовательные программы различных уровней. По данной модели в Республике Мордовия был сформирован в виде ассоциации «Региональный учебный округ при Мордовском государственном университете имени Н. П. Огарева (университетский комплекс)». В результате объединения образовательных учреждений была создана инновационная система подготовки кадров, включающая в себя все уровни образования, ставшая основной в дальнейшем для развития системы непрерывного образования [3].

Так, в рамках реализации Постановления Правительства РФ «Об университетских комплексах», определяющего цели, задачи и принципы формирования структурной и ассоциативной интеграции, получили распространение следующие виды университетских комплексов: учебно-научные комплексы (УНК), учебно-научно-инновационные комплексы (УНИК), учебно-научно-производственные комплексы (УНПК), инновационные учебно-научно-производственно-финансовые комплексы (ИУНПФК). Считалось, что главными звеньями интеграционной политики в сфере высшего профессионального образования должны стать УНИК и УНПК, сочетающие получение новых знаний, идей и технологий, проведение фундаментальных исследований, создание на их основе конкурентоспособных инновационных продуктов. При этом основной принцип объединения субъектов научной, образовательной и производственной деятельности в университетский комплекс заключался в максимальной организационной интеграции для решения единого комплекса согласованных всеми участниками интеграционного процесса взаимосвязанных задач.

Однако следует отметить, что принятое в 2001 г. Постановление об университетских комплексах было несимметричным по отношению ко всем участникам интеграционного процесса, так как предусматривало их организацию в форме юридического лица только на базе вузов. Кроме того, университетские комплексы как субъект права не были выделены, и создавать их разрешалось только в форме ассоциаций. В результате возникла необходимость в совершенствовании нормативно-правовой базы, и в 2007 г. был разработан новый законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопро-

сам интеграции образования и науки» (№ 308-Ф3), который включал следующие положения.

Во-первых, положения, касающиеся создания нормативно-правовой базы для уже ранее существующих форм взаимодействия науки, высшего и послевузовского профессионального образования, к которым относятся проведение вузами исследований и разработок за счет грантов и иных источников финансирования; привлечение вузами работников научных организаций, а научными организациями - работников вузов к научной (образовательной) деятельности на договорной основе; осуществление вузами и научными организациями совместных научно-образовательных проектов, научных исследований и иных совместных мероприятий на договорной основе.

Во-вторых, предоставление вузам права создания на базе научных организаций кафедр, осуществляющих образовательный процесс, а научным организациям - права создания на базе вузов лабораторий, ведущих научную деятельность. При этом, несмотря на то что закон предусматривал разработку порядка по созданию этих структур, данный порядок был разработан в 2009 г. только для создания лабораторий на базе вузов.

В-третьих, предоставление научным организациям права на создание объединений с учреждением высшего профессионального образования как на договорной основе, так и в форме ассоциаций или союзов в соответствии с действующим законодательством. Ранее в Постановлении Правительства «Об университетских комплексах» этим правом обладали только вузы.

В-четвертых, определение имущественного права интеграции, в соответствии с которым вузы и научные организации получили возможность на взаимное предоставление движимого и недвижимого имущества на основании договора.

Таким образом, в процессе разработки нового законопроекта была решена задача не разработки нормативно-правовой базы для развития форм интеграции, соответствующих современным условиям развития экономики и использующихся в мировой практике, а придания правовой легитимности существующей отечественной практике интеграции, ее экономическим формам и механизмам, отношениям участников данных интеграционных процессов. Что касается современных форм интеграции образования, науки и бизнеса в сфере высшего профессионального образования, то в рассмотренном законе это не нашло отражения. Кроме того, принципиальным недостатком этого закона стало также позиционирование интеграции науки и образования как абсолютно самостоятельного блока в контексте более широкой задачи интеграции науки, образования и бизнеса. Подчеркивалась необходимость присоединения к этим процессам бизнеса в целях обеспечения инновационного развития экономики, но одновременно интеграция науки и образования выделялась в самостоятельную задачу, требующую первоочередного решения.

Итак, проведенные исследования российской практики развития интеграционных процессов в системе высшего профессионального образования позволили отметить, что в результате проведенных в рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг. институцио-

нальных преобразований университетский комплекс стал рассматриваться как объединение учебных заведений вокруг ведущих университетов региона либо вокруг ведущих отраслевых вузов с целью наиболее рационального использования имеющегося ре-

сурсного потенциала для решения задач регионального развития. В дальнейшем концепция формирования университетских комплексов стала основой для проведения иных институциональных преобразований (рис. 1).

Федеральные целевые программы, направленные на развитие системы ВПО

I ЭТАП

Создание университетских комплексов

1. Создание УНК, УНИК, УНПК на базе одного вуза.

2. Создание УНК, УНИК, УНПК в форме ассоциации (консорциума) независимых юридических лиц.

3. Создание Университетского образовательного округа

_=[!

II ЭТАП III ЭТАП Ч IV ЭТАП

Реализация Создание сети Реализация ком-

ПНПО «Образо- ведущих универ- плексной про-

вание» ситетов граммы

1. Реализация 1. Определение 1. Создание высо-

мероприятий по национальных котехнологичных

развитию инте- университетов. производств по

грации, представ- 2. Формирование ПП № 218.

ленных в про- сети националь- 2. Формирование

граммах иннова- ных исследова- инновационной

ционного разви- тельских универ- среды в рамках

тия вузов. ситетов. ПП № 219.

2. Создание НОЦ. 3. Создание сети 3. Создание лабо-

3. Создание ма- федеральных уни- раторий мирового

лых инновацион- верситетов уровня по ПП

ных предприятий № 220

(№ 217-ФЗ)

V ЭТАП

Создание новых форм интеграции

1. Включение вузов в реализацию программ инновационного развития 47 компаний.

2. Создание 28 технологических платформ.

3. Создание региональных, территориальных кластеров

Создание инновационной инфраструктуры с целью развития интеграционных процессов, включающей

бизнес-инкубаторы, технопарки, технопарковые зоны, инновационно-технологические центры, инжиниринговые центры, центры сертификации, центры трансфера технологий, центры коллективного пользования, центры научнотехнической информации, центры мониторинга и прогнозирования, центры инновационного консалтинга, центры патентования и защиты интеллектуальной собственности и др.

Рис. 1. Этапы институциональных преобразований по развитию интеграции образования, науки и бизнеса

В настоящее время основные направления институциональных преобразований представлены в Федеральной целевой программе развития образования на 2011 -2015 гг. и в «Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 г.», где интеграция позиционируется как одно из ключевых направлений реформирования образования и науки, условий создания конкурентоспособного сектора исследований и разработок при увеличении государственной поддержки новых форм интеграции образования, науки и бизнеса, получивших распространение в мировой практике. При этом согласно принятой «Стратегии...» одним из основных направлений модернизации в сфере высшего образования определено «развитие кооперационных связей вузовского сектора науки с организациями академического сектора науки и сектора прикладной науки, а также реального сектора экономики, включая: заключение договоров на реализацию совместных образовательных программ, научных и инновационных проектов, организацию совместных научных изданий, а также участие в конкурсах на получение российских и международных грантов; создание центров передовых исследований, совместных испытательных центров, полигонов, научных и технологических парков; активизацию взаимосвязей с бизнесом, процессов коммерциализации результатов прикладных научных исследований и разработок, а также передачу технологий в реальный сектор экономики» [4].

Следовательно, на современном этапе развития экономики система профессионального образования России характеризуется тем, что обеспечение опережающего уровня подготовки кадров, соответствующих потребностям экономики, и развитие механизмов поддержки вузовских фундаментальных и прикладных научных исследований и разработок на всех этапах инновационного цикла уже является не достаточно эффективным в рамках традиционных форм интеграции. Уровень и масштаб поставленных задач социально-экономического преобразования требуют внедрения современных сетевых форм интеграции, обеспечивающих синергетический эффект, а участники таких сетей при решении сложных задач трансформируются в новое целое, обладающее качественно и количественно иными характеристиками и возможностями.

Сетевой подход в управлении интеграционными процессами в сфере науки, образования и производства в настоящее время следует использовать, во-первых, при формировании и реализации акционерными обществами с государственным участием, государственными корпорациями и федеральными государственными унитарными предприятиями программ инновационного развития, которые направленны на разработку и внедрение новых технологий, инновационных продуктов и услуг, соответствующих мировому уровню. В программах должны предусматриваться меры по обеспечению эффективного взаимодействия компании с ву-

зами, научными организациями, малыми инновационными предприятиями с целью согласования интересов и определения потенциала сторон по выполнению совместных проектов в области подготовки и переподготовки кадров, научно-исследовательской и производственной деятельности. Во-вторых, при формировании и развитии технологических платформ в виде научно-инновационных и образовательных комплексов, объединяющих усилия бизнеса, образовательных учреждений и исследовательских организаций с целью инновационного развития экономики. При этом деятельность технологических платформ направлена прежде всего на поиск новых научно-технологических возможностей модернизации существующих и формирование новых секторов российской экономики, на расширение научно-производственной кооперации и создание новых партнерств в инновационной сфере. В-третьих, при формировании региональных кластеров. Они относятся к числу форм интеграции, обеспечивающих условия хозяйствования, при которых деятельность организаций региона переносится в сетевую среду. Как показывает опыт развитых стран, кластерный подход к организации и управлению инновационной деятельностью позволяет решать задачи регионального и отраслевого развития, а также способствует повышению эффективности взаимодействия государства, частного сектора, исследовательских и образовательных учреждений в инновационном процессе.

Таким образом, рассмотренный отечественный опыт свидетельствует о повышении роли организации взаимодействия субъектов образовательной, научно-

исследовательской и производственной деятельности, способности формировать как внутренние, так и внешние интеграционные структуры и обеспечивать дальнейшее их функционирование в соответствии с обозначенными приоритетами социально-экономического развития. Решение поставленных задач предусматривает необходимость проведения ряда преобразований.

Во-первых, проведение организационно-управленческих преобразований, что предполагает определение вузами интеграционных процессов как основы для построения и реализации их стратегии; систематическое проведение внутреннего мониторинга с целью определения накопленного ресурсного потенциала в области подготовки кадров, проведения фундаментальных и прикладных исследований, а также внешнего мониторинга, позволяющего определить потребности рынка и разработать стратегию дальнейшего развития; вовлечение сотрудников в процесс формирования интеграционной политики с целью последующей реализации образовательной, научно-исследовательской и инновационной деятельности; изменение культуры как внутрен-

них, так и внешних коммуникаций, построение взаимодействия на принципах партнерства.

Во-вторых, проведение институциональных преобразований. В современных условиях образовательные учреждения должны представлять собой открытые системы и уделять внимание, с одной стороны, развитию внутренней интеграции, направленной на повышение качества образования, организацию системы непрерывного образования, формирование необходимых ресурсов для повышения эффективности научно-исследовательской и инновационной деятельности. С другой стороны, они должны уделять внимание формированию внешних интеграционных структур на основе сетевого взаимодействия или включению в уже существующие сетевые объединения, созданные не только образовательными учреждениями, но и предприятиями реального сектора экономики, ведущими научно-исследовательскими организациями на национальном и международном уровне в сфере образовательной, научноисследовательской и инновационной деятельности. Кроме того, возникает необходимость в изменении структуры управления взаимоотношениями с внешними партнерами - создание института «структуры-посредника» (по опыту ведущих вузов мира: Массачусетский технологический институт, Университет Беркли и др.) в виде управления по организации взаимодействия с внешними партнерами - с целью обеспечения «единого окна» для промышленных партнеров и иных организаций, взаимодействующих с вузами; проведения мониторинга интересов внешних партнеров с целью формирования совместных программ и проектов; координации выполнения комплексных проектов.

Безусловно, необходимо отметить значимость происходящих преобразований в российской системе высшего образования, направленных на развитие интеграционных процессов. Однако следует выделить ряд проблем, сдерживающих в настоящее время развитие интеграционных процессов: недостаточная финансовая поддержка интеграции в связи с неразвитостью механизма государственно-частного партнерства; слабая мотивация участников интеграционного процесса, как партнеров по взаимодействию, так и сотрудников внутри отдельных организаций; отсутствие организационно-управленческих механизмов, рекомендаций по построению моделей интеграции, отвечающих требованиям современной экономики; отсутствие соответствующей нормативно-правовой базы, регулирующей формирование и развитие современных форм интеграции науки, образования и бизнеса в области научноисследовательской и технико-внедренческой деятельности, подготовки кадров, стимулирующей развитие государственно-частного партнерства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Жураковский В.М. Университетские комплексы: цели и задачи // Alma mater: Вестник высшей школы. 2002. № 1. С. 20-26.

2. Губарьков С.В. Создание университетских комплексов как часть стратегии инновационного развития России // Проблемы теории и практики

управления. 2005. № 5. С. 95-100.

3. МакаркинН.П. Университетские комплексы в Мордовии / Н.П. Макаркин, Н.Е. Фомин, В.И. Ивлев // Университетское управление: практика

и анализ. 2001. № 3 (18). С 38-43.

4. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 г. URL: http://base.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=101907;dst=0;ts=BA9A09F0DC5CA13D99FE21481D3AD134 (дата обращения 18.01.2012).

Статья представлена научной редакцией «Экономика» 2 февраля 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.