Научная статья на тему 'Российская молодежь как потенциальный человеческий капитал'

Российская молодежь как потенциальный человеческий капитал Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
431
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / МОЛОДЕЖЬ / РЫНОК ТРУДА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кочеткова А. И.

В статье рассмотрены параметры общества, построенного на принципах либеральной демократии, дана характеристика современного российского общества, где происходят радикальные перемены, существенно влияющие на общий человеческий капитал страны и на социализацию молодежи. Рассмотрено понятие человеческого капитала, показаны особенности рынка труда в современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author describes the parameters of society built on the principles of liberal democracy and studies the modern Russian society with its radical changes, which influence the human capital and socialization. The paper explains the concepts of human capital and analyzes the features of labor market in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Российская молодежь как потенциальный человеческий капитал»

Литература

1. Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем // Принципы системной организации функций. М., 1973.

2. Анохин П.К. Философский смысл проблемы естественного и искусственного интеллекта. // Вопросы философии. 1973, № 6.

3. БойкоВ.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека. М., 1987.

4. Диденко В.Д. Духовная реальность и искусство: эстетика преображения. М., 2005.

5. Зинченко В.П., Гордон В.М. Методологические проблемы психологического анализа деятельности // Системные исследования. Ежегодник. М., 1976.

6. Зинченко В.П. Психология на качелях между душой и телом // Научный журнал Московского гуманитарного университета. 2005. № 3. С. 151—169.

7. Лукьянова И.Е. Суханов В.Г. Реабилитационная помощь лицам с ограничением жизнедеятельности / Под ред. Е.А. Сигиды. М.: Наука, 2007.

8. Толочек В.А. Устойчивые и изменчивые характеристики и компоненты индивидуального стиля деятельности (на примере спортивной борьбы дзюдо). Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1985.

УДК 316.423

I российская молодежь I как потенциальный человеческий капитал

А.И. Кочеткова, кандидат экономических наук, доцент,

Институт бизнеса и делового администрирования Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, г. Москва

The author describes the parameters of society built on the principles of liberal democracy and studies the modern Russian society with its radical changes, which influence the human capital and socialization.

The paper explains the concepts of human capital and analyzes the features of labor market in the Russian Federation.

В статье рассмотрены параметры общества, построенного на принципах либеральной демократии, дана характеристика современного российского общества, где происходят радикальные перемены, существенно влияющие на общий человеческий капитал страны и на социализацию молодежи. Рассмотрено понятие человеческого капитала, показаны особенности рынка труда в современной России.

Ключевые слова: человеческий потенциал, человеческий капитал, молодежь, рынок труда.

Анализ социокультурных процессов, происходящих в нашей стране в условиях становления рыночной экономики и господства либерально-демократической идеологии показывает, насколько реальная практика становления новых общественных отношений

отличается от его теоретической модели. Каждое общество, построенное на принципах либеральной демократии, предполагает наличие в нем института частной собственности, многочисленный средний класс, развитые рынки труда, товаров и услуг, цивилизованные отно-

шения между работодателями и работниками, свободную конкуренцию и развитый монетаризм, а также наличие гражданского общества и реализацию принципов демократии во всех сферах жизни общества, в деятельности его социальных институтов и учреждений.

Не меньшее значение для характеристики такого общества имеет вопрос о месте и роли человека в практической жизни общества, а также о степени гармонии между сферой притязаний и сферой достижений у каждого члена общества. Очевидно, что современное транзитивное российское общество весьма далеко от реализации в полной мере вышеназванных параметров, они скорее выступают как некоторая идеальная модель, прогноз на будущее, в то время как реальная практика социального бытия современной России определяется тем системным кризисом, который начался еще в 90-е гг. прошлого века, и последствия которого постепенно преодолеваются, но не изжиты до сих пор.

Все современные массовые процессы в России, вырастали из тех тенденций, которые сложились в стране еще в доперестроечный период. К таким сложным и негативным процессам относятся: современная демографическая ситуация, связанная с продолжающейся депопуляцией страны; ухудшение качества здоровья населения, особенно детских и молодежных возрастов; усиление нестабильности семьи, особенно в городах, где проживает свыше 70% всего населения России; недостаточная производительность труда и пассивность работников, очевидная алкоголизация населения, рост девиантного и делинквентного поведения во всех группах населения

Радикальные изменения в жизни российского общества, как показывают эмпирические исследования, способствовали усилению деструктивных процессов в психике всех россиян, а также привели к аномалиям личностного развития молодежи, их дезадаптации и существенной социальной девиации, к росту асоциального поведения и другим негативным проявлениям, характеризующим современную российскую молодежь, которая родилась, выросла и сформировалась уже в постсоциа-листических условиях.

Молодежь как особую социальнодемографическую группу общества характеризуют не столько возрастные, сколько социокультурные характеристики. К ним относятся:

специфические соматические, физиологические и психологические особенности, связанные с процессами взросления организма; экономическая, политическая и социальная несамостоятельность, связанная с отсутствием необходимого социального опыта; открытость мировоззрения и плюрализм ценностных ориентаций, что делает поведение молодых неустойчивым. Для молодежи характерен низкий статус внутри той социальной группы, к которой она принадлежит по «факту рождения».

Молодежь — продукт развития определенного общества в конкретно-исторических обстоятельствах, и именно динамика эпохи формирует резкие различия внутри поколения молодых. Социализация молодежи в обществе риска существенно отличается от ее становления в стабильном обществе.

Для становления современной российской молодежи характерны существенные и все возрастающие различия внутри молодых уже в период «стартовых ожиданий». Эти различия обусловлены многими социокультурными факторами — региональными, социальными, семейно-бытовыми, этно-национальными, но, прежде всего, уровнем материального достатка.

Формирование подрастающих поколений в современном переходном российском обществе существенно изменило сроки и темпы первичной и вторичной социализации. Достаточно вспомнить, что согласно официальной статистике в стране живет более 700 тысяч детей и подростков — социальных сирот или беспризорников, чья вторичная социализация началась очень рано и зачастую обсловливает девиантное и делинквентное поведение. Главным институтом социализации для них являются группы сверстников и различные виды малоквалифицированного, преимущественно физического труда. Очевиден и низкий уровень образования у этой части молодежи.

Именно поэтому, а также в связи с постоянно ухудшавшимся на протяжении более чем двадцати лет состоянием здоровья детей и подростков (не говоря о высокой смертности экономически активного населения и некоторых других показателях) индекс развития человеческого потенциала в РФ неуклонно снижается. По мнению международных экспертов, в 1992 году РФ по этому показателю занимала 30-е место среди других стран мира, в 2000 году — 57-е, а в 2005 году это было уже

62-е место в мире. Рассматривая человеческий потенциал как совокупность объективных показателей, с помощью которых определяют потенциальные возможности развития каждого нового подрастающего поколения в совокупном населении страны, можно сделать вывод о том, что базисные основы человеческого потенциала любого современного общества определяются не только экономическими показателями, но, в первую очередь, принципами и нормами социальной политики, проводимой государственными структурами.

Специалисты рассчитывают каждому новому поколению прогностически ожидаемые условия социального бытия, которые включают материальный достаток, высокооплачиваемый квалифицированный труд, стабильные отношения в обществе, крепкую семью, полноценное здоровье, высокий уровень образования, достойную старость. Индекс человеческого потенциала показывает динамику изменений, реально происходящих в обществе и влияющих на жизнедеятельность всего населения страны Вторым значимым объективным показателем состояния и развития социальнодемографических групп всего общества, в т.ч. детей и молодежи, является понятие «человеческий капитал», которое было разработано в середине ХХ века экономистами и сначала было связано только с определением стоимости предприятия, в этот показатель стали включать капитальные вложения материальных и денежных средств в экономику, в производство и в человека.

В настоящее время понятие «человеческий капитал» широко используется в социальногуманитарном знании, однако объем и содержание этого понятия существенно изменились. Исследователи отмечают, что человеческий капитал — это сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком определенный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые целесообразно используются в той или иной сфере общественного воспроизводства, содействуют росту производительности труда и эффективности производства и тем самым влияют на рост заработков (доходов) человека2.

Понятие «человеческий капитал» связано с определением характеристик, которыми дол-

2 Добрынин А.И., Дятлов С.А. и др. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. СПб: Наука, 1999. С. 50—51.

жен обладать работник, и эти свойства определяются не только его профессиональными знаниями и навыками, но и совокупностью человеческих качеств, приобретаемых человеком во время его формирования как личности.

В процессах социализации и адаптации молодой человек включается в реальные практические отношения, учится разным формам деятельности и общения, осваивает одобряемые референтными группами нормы и стандарты поведения, присваивает (интериоризует) ответственное отношение к своему поведению, трудолюбию и определенной дисциплине труда. У молодого человека складывается система ценностных ориентаций, норм и правил общения и деятельности, формируется общая направленность личности и ее мотивациии, а также уровень притязаний в разных сферах жизнедеятельности, что и определит его дальнейшую судьбу.

Для подавляющего большинства российской молодежи наемный труд, а не предпринимательство является ведущим видом деятельности. В течение двух последних десятилетий в сфере труда произошли радикальные изменения: постоянно сокращается численность работников на предприятиях государственной или муниципальной форм собственности и возрастает численность работников, которые трудятся на частных предприятиях.

По данным официальных источников в 2005 году, 37,4% всех занятых работали на государственных предприятиях, 45% трудились на частных предприятиях, примерно 15% — на смешанных и 2,6% всех занятых работали в иностранных организациях. Другими словами, современная российская молодежь включается в трудовую деятельность не как в предшествующие эпохи по оргнабору или на основе государственного распределения, а приходит на рынок труда, который уже функционирует в современной России.

В обществе, где господствуют нормы и принципы цивилизованных рыночных отношений, рынок труда является одним из наиболее значимых социальных индикаторов, позволяющих судить о национальном благополучии, стабильности и эффективности социально-экономических преобразований. Состояние рынка труда позволяет судить о занятости населения, безработице и ее формах, конкурентоспособности рабочей силы, уровне

заработной платы, степени влияния теневой экономики на рынок труда

В отечественной экономической науке рынок труда традиционно считался сферой рыночных отношений, где лишь формируется спрос и предложение на рабочую силу, однако такое представление слишком узко. Автор солидарен с точкой зрения А. Шатохина, согласно которой рынок труда в узком смысле слова связан с классическим представлением экономистов о формировании на нем спроса и предложения на рабочую силу, а в широком смысле слова рынок труда представляет собой систему общественных отношений, которые обеспечивают воспроизводство, обмен и использование рабочей силы3.

Современный российский рынок труда отражает достигнутый на данный период баланс интересов между присутствующими на нем тремя главными силами — предпринимателями, наемными работниками и государством. Организационной формой выражения интересов сторон являются ассоциации предпринимателей, с одной стороны, и профсоюзы, с другой, а главной функцией государства сейчас является определение правовых интересов партнеров и противостоящих сил.

Российский рынок труда осуществляет свое становление сразу на всех уровнях — общероссийском, региональном, отраслевом, а также на уровне отдельных предприятий, кроме того, он формируется и регулируется как «сверху» из центра, так и «снизу», из регионов и отраслей, в связи с этим возникает существенная дифференциация в заработной плате и доходах, сказывающаяся на социальной стабильности транзитивного российского общества и нередко приводит к росту миграционных процессов, особенно у молодой, а потому наиболее динамичной части общества.

Особенности рынка труда в современной России сохраняют традиционные отношения к трудовой деятельности, давно сложившиеся в российской истории и ставшие частью российского менталитета. В первую очередь, это высокая степень коллективизма как традиционного способа взаимной поддержки работающих и одновременно невысокая гибкость рабочей силы; высокий уровень занятости населения в наемном труде и невысокая оплата

3 Шатохин А.Г. Возможные пути формирования рынка труда в России. Гл. 2. Сервер Ярославского госуниверси-тета им. П.Г. Демидова http// uniyar.ac.ru

труда; огромная скрытая безработица и низкая мобильность рабочей силы.

Другими словами, рынку труда присуща характерная для культурных традиций и общей ментальности россиян амбивалентность и дихотомичность всех ценностных ориентаций, норм и идеалов. Динамика современных изменений в российском обществе такова, что большинство населения не успевает осмыслить те радикальные изменения, которые происходят и уже произошли.

Лучше других групп населения эти перемены поняла и эмоционально поддерживает большая часть российской молодежи, впервые приходящей на рынок труда. Эта молодежь выросла и сформировалась в постсоветском социальном пространстве, когда радикально изменялись практически все социальные структуры и институты, во всех сферах жизнедеятельности функционируют рыночные отно -шения, а средства массовой информации усиленно пропагандируют новые приоритетные ценности, ценности общества потребления.

Та часть российской молодежи, которая получила высшее образование, сумела сформировать новые системы ценностей, где доминирующими установками являются ценности частной жизни и стремление к преуспеванию. На этой базисной основе формируются такие черты молодежного сознания как высокая активность, нелинейная логика и нестандартное мышление, высокая предприимчивость и максимальное использование всех своих способностей.

Характерно, что эмпирические исследования последних лет показывают существенную эволюцию в системе мотиваций в сфере труда, особенно для высококвалифицированных работников, а именно постоянный рост нематериальной мотивации труда. Для современных собственников и топ-менеджеров характерным становится переход от конвергенции к конкуренции на развивающемся рынке, стремление к созданию этических кодексов и реализации норм высокой корпоративной культуры организации, возрастание чувства ответственности, в т.ч. и за судьбы людей в организации.

Исторический процесс современности характеризуется особой хаотичностью и возрастающими по масштабам и формам протекания социальными рисками, когда процесс подключения молодежи к трудовой деятельности становится все более длительным и сложным.

Он зависит от международного и геополитического положения страны, ее демографической ситуации, доминирующей модели расселения, финансово-экономических возможностей, существующей/отсутствующей в стране политики по отношению к молодежи, равно как и от численности молодежи и ее желания/нежелания интегрироваться в существующие общественные отношения.

Социализация подавляющего большинства молодых людей в России в последние двадцать пять лет происходила, а для многих и сейчас происходит в условиях угрожающе низкого достатка, что существенно влияет на формирование у молодых определенных систем предпочитаемых ценностей и идеалов. В этих условиях доминируют главным образом стратегии выживания в тех экстремальных обстоятельствах, которые возникли на базе радикальных изменений страны. Вместе с тем указанные обстоятельства сформировали у многих молодых позитивные психологические установки на перманентные изменения, а также их веру в собственные силы и желание жить лучше.

Сейчас российское общество осуществляет процесс стабилизации общества и развития экономики на основе внедрения инновационных технологий и новейших научных достижений, поэтому особенно актуальными становятся вопросы о возрастании стоимости человеческого капитала и факторах оптимизации этого процесса.

Современное российское общество ориентируется в развитии на практическое использование всех технико-технологических достижений информационной культуры и формирования на этой материальнотехнической базе новых общественных связей и отношений, социальных институтов и организаций, новых средств социального контроля, обеспечивающих взаимопонимание членов общества, а потому и стабилизацию всего российского общества.

Западные исследователи информационного общества отмечают, что для него характерны общественные взаимодействия, социальные объединения, авторитет, новые социальные роли и социальные статусы, новые нормы общения, реальная социальная энтропия.

Для сторонников технологического детерминизма, на базе которого развиваются современные глобальные информационные системы, достижение этих параметров —

главный путь к счастью и процветанию. Непредвзятый анализ этих оптимистических концепций социального процветания позволяет сделать вывод о том, что все они рассчитаны на т.н. «золотой миллиард» человечества, куда нет хода остальным пяти миллиардам населения Земли, в т.ч. России.

Вместе с тем объективно происходящие интеграционные процессы в современном мире непосредственно воздействуют на первичную и вторичную социализацию всех подрастающих поколений. Это, в частности, приводит к тому, что и российская молодежь социализируется, т.е. усваивает одновременно нормы и ценности своей и другой, чаще всего экранной, а значит англоязычной культуры. Поэтому массовое сознание современной молодежи включает в себя как традиционные базовые ценности и культурные традиции россиян, так и ценности общества потребления, принципы либеральной идеологии, нормы и стандарты рыночных отношений. Таким образом, современные культурные миры молодых россиян плюралистичны и амбивалентны, что существенно затрудняет процессы их воспитания, образования и обучения.

Анализ ближайших перспектив для подрастающих поколений россиян выявляет тот факт, что в годы перестройки существенно снизился общий уровень образования, т.к. по мнению либеральных идеологов, образование и наука относятся к сфере услуг, и каждый волен выбирать, где и в какой форме он будет осуществлять свою интеллектуальную жизнь [7].

В годы перестройки перестал действовать Закон об обязательном образовании, это существенно повлияло на уровень образования молодежи, начиная с 90-х гг. прошлого века. Практика показывает, что молодежь с более высоким уровнем образования, чем ее сверстники, как правило, мигрирует из страны, это уменьшает интеллектуальный потенциал российского общества, а значит и возможности экономического роста и обновления России.

Процессы миграции российской молодежи будут нарастать, т.к. в европейских странах, где происходит старение населения, будет необходим постоянный приток мигрантов.

Под влиянием современных средств массовой информации, формирующих доминирующие ценности общества потребления в массовом сознании населения, молодежь нередко становится заложником определенных

сил, использующих современные социальные технологии для направленного воздействия на умонастроение молодежи.

В работе «Православная цивилизация в глобальном мире» А.С. Панарин утверждает, что функционирование современного спекулятивно-ростовщического западного рыночного общества, в которое интегрируют Россию, становится возможным потому, что существует существенная разница мировых валютных курсов, а во-вторых, благодаря возникновению и безмерной раздутости «потребительского престижа, основанного на культурном неравноправии товаров и услуг в силу своей большей/меньшей продвинутости на рынке, наличии бренда, эффективной рекламы и пр.» [8].

Во многом и само информационное общество является своего рода хорошим брендом, делящим весь мир на горстку «продвинутых» и огромное большинство «непродвинутых» стран и народов. В современных конкретноисторических обстоятельствах России необходимо искать нетрадиционные решения для нестандартных задач, характерных для тран-

зитивного российского общества, которое может иметь множество самых разнообразных вариантов или сценариев своего последующего развития, в т.ч. для формирования трудовых мотиваций молодых работников.

Мотивации и ценностные ориентации современной российской молодежи зависят от деятельности социальных институтов и организаций, а также определяются внутренней многоуровневой дифференциацией молодежи — поколенческой, гендерной, стратификационной и социокультурной.

Становление новых мотиваций молодежи к труду в современных организациях (именно они, а не традиционные заводы и фабрики индустриального общества, доминируют в информационном обществе) будет все больше связываться не с денежным вознаграждением, карьерным ростом, достижением власти, а с формированием потребности реализации творческого потенциала работающего, возрастанием его человеческого капитала, развитием как самоактуализирующейся личности, имеющей высокий творческий потенциал и чувство ответственности за все происходящее на Земле.

Литература

1. Добрынин А.И., Дятлов С.А. и др. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка,

эффективность использования. СПб.: Наука, 1999. С. 50—51.

2. Шатохин А.Г. Возможные пути формирования рынка труда в России. Гл. 2. // Сервер Ярославского госуни-

верситета им. П.Г.Демидова. http// uniyar.ac.ru

3. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. СПб., 2000.

4. ЗубокЮ.А. Феномен риска в социологии. Опыт исследования молодежи. М.: Мысль, 2007.

5. Культурные миры молодых россиян: три жизненные ситуации. М.: МГУ, 2000.

6. Кочеткова А.И. Модели организационного поведения и их влияние на мотивации молодых россиян. М.: Дин-

тер, 2005.

7. Интервью помощника президента РФ Дж. Поллаевой // Журнал «Итоги». 26.12.2005. С. 15.

8. Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире. М., 2001. С. 521.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.