Научная статья на тему 'РОССИЙСКАЯ МОЛОДЕЖЬ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ'

РОССИЙСКАЯ МОЛОДЕЖЬ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
10
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
российское общество / российская молодежь / социально-демографическая группа / социальная работа / социальная служба / противоречия / общественное воспроизводство. / Russian society / Russian youth / socio-demographic group / social work / social service / contradictions / social reproduction.

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Ковров В. В., Гафиатулина Н. Х., Биловус В. К.

В данной статье российская молодежь рассматривается в качестве объекта социальной работы; применяется социально-демографический и воспроизводственный подходы к молодежи как социально-демографической группе в рамках изучения социологии молодежи. Социальная работа с российской молодежью анализируется как особый вид деятельности, комплексная система социального обслуживания, целью которой является удовлетворение социально гарантированных и личностных интересов и потребностей молодежи как социально-демографической группы, создание условий, способствующих улучшению и развитию молодежных способностей к оптимальному воспроизводству. Рассматриваются молодежные социальные проблемы, которые определяются противоречиями, сопряженными со специфическими молодежными запросами, потребностями, интересами, ценностями, целями и способами деятельности молодых людей. Авторы описывают направления социальной работы с молодежью. Социальная работа с молодежью анализируется как трехуровневая система, которая должна проводиться на трех уровнях: микро-, мезои макроуровнях. Описаны социальные проекты для молодежи и их ключевые цели. Делается вывод о том, что при разработке социально-экономических программ по работе с российской молодежью, социальным службам необходимо учитывать специфическое социальное положение молодежи в процессе общественного развития и социального воспроизводства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN YOUTH AS AN OBJECT OF SOCIAL WORK

In this article, Russian youth is considered as an object of social work; Socio-demographic and reproductive approaches to youth as a socio-demographic group are used as part of the study of the sociology of youth. Social work with Russian youth is analyzed as a special type of activity, a comprehensive system of social services, the purpose of which is to satisfy the socially guaranteed and personal interests and needs of youth as a socio-demographic group, the creation of conditions that contribute to the improvement and development of youth abilities for optimal reproduction. Youth social problems are considered, which are determined by the contradictions associated with specific youth requests, needs, interests, values, goals and methods of activity of young people. The authors describe the directions of social work with youth. Social work with youth is analyzed as a three-level system, which should be carried out at three levels: micro, mesoand macro levels. Social projects for youth and their key goals are described. It is concluded that when developing socio-economic programs for working with Russian youth, social services, it is necessary to take into account the specific social status of youth in the process of social development and social reproduction.

Текст научной работы на тему «РОССИЙСКАЯ МОЛОДЕЖЬ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ»

ГУМАНИТАРНЫЕ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ / HUMANITIES, SOCIAL-ECONOMIC AND SOCIAL SCIENCES. 2024. № 12 (декабрь)

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

Научная статья

https://doi.org/10.24412/2220-2404-2024-12-33 УДК 316.4

РОССИЙСКАЯ МОЛОДЕЖЬ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Ковров В.В.1, Гафиатулина Н.Х.2, Биловус В.К3.

1 Вятский государственный университет, 2Южный федеральный университет, 3Донской государственный технический университет

Аннотация. В данной статье российская молодежь рассматривается в качестве объекта социальной работы; применяется социально-демографический и воспроизводственный подходы к молодежи как социально-демографической группе в рамках изучения социологии молодежи. Социальная работа с российской молодежью анализируется как особый вид деятельности, комплексная система социального обслуживания, целью которой является удовлетворение социально гарантированных и личностных интересов и потребностей молодежи как социально-демографической группы, создание условий, способствующих улучшению и развитию молодежных способностей к оптимальному воспроизводству. Рассматриваются молодежные социальные проблемы, которые определяются противоречиями, сопряженными со специфическими молодежными запросами, потребностями, интересами, ценностями, целями и способами деятельности молодых людей. Авторы описывают направления социальной работы с молодежью. Социальная работа с молодежью анализируется как трехуровневая система, которая должна проводиться на трех уровнях: микро-, мезо- и макроуровнях. Описаны социальные проекты для молодежи и их ключевые цели. Делается вывод о том, что при разработке социально-экономических программ по работе с российской молодежью, социальным службам необходимо учитывать специфическое социальное положение молодежи в процессе общественного развития и социального воспроизводства.

Кпючевые слова: российское общество, российская молодежь, социально-демографическая группа, социальная работа, социальная служба, противоречия, общественное воспроизводство.

RUSSIAN YOUTH AS AN OBJECT OF SOCIAL WORK

Vladimir V. Kovrov1, Natalya Kh. Gafiatulina2, Vyacheslav K. Bilovus3

1 Vyatka State University, 2Southem Federal University, 3Don State Technical University

Abstract. In this article, Russian youth is considered as an object of social work; Socio-demographic and reproductive approaches to youth as a socio-demographic group are used as part of the study of the sociology of youth. Social work with Russian youth is analyzed as a special type of activity, a comprehensive system of social services, the purpose of which is to satisfy the socially guaranteed and personal interests and needs of youth as a socio-demographic group, the creation of conditions that contribute to the improvement and development of youth abilities for optimal reproduction. Youth social problems are considered, which are determined by the contradictions associated with specific youth requests, needs, interests, values, goals and methods of activity of young people. The authors describe the directions of social work with youth. Social work with youth is analyzed as a three-level system, which should be carried out at three levels: micro, meso- and macro levels. Social projects for youth and their key goals are described. It is concluded that when developing socioeconomic programs for working with Russian youth, social services, it is necessary to take into account the specific social status of youth in the process of social development and social reproduction.

Keywords: Russian society, Russian youth, socio-demographic group, social work, social service, contradictions, social reproduction.

Введение. Переход к рыночной экономической торые традиционно рассматривались в качестве

системе и становление рыночных отношений ключевого носителя прогрессивных идей и век-

стали триггерным механизмом трансформации тора развития российского общества [1]. Одно из

социального положения различных социальных первостепенных мест принадлежит молодежи

групп населения, в том числе и таких групп, ко- как особой социально-демографической группе,

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

поскольку выбранные ею социокультурные ориентиры в значительной мере предопределяют будущее российского общества.

Российская молодежь, будучи самостоятельной социально-демографической группой, характеризуется особым положением в социальной структуре, собственным, отличным от старших возрастных групп образом жизни, а также специфическими интересами. Данная группа первой усваивает, апробирует и транслирует инновационные тенденции и адаптирует их к современной действительности, однако у молодежи отсутствует достаточный опыт социального взаимодействия и имеются противоречия, возникающие под влиянием объективных либо субъективных факторов, соответственно, эти противоречия нуждаются в разрешении. Данный факт, так или иначе, обуславливает актуальность необходимости проведения социальной работы (далее -СР) с российской молодежью и молодежь в этом процессе является объектом данной работы.

Как подчеркивают С.В. Павлюк и Э.Ю. Чобанян, СР воздействует «на жизнеобеспечение молодых людей и определяет качество молодого поколения россиян» [2, с. 72], нуждающегося в социальной помощи и защите. Становление и совершенствование различных социальных служб для российской молодежи является одной из основных задач РФ.

Материалы и методы. В данной публикации применяется социально-демографический и воспроизводственный подходы к молодежи как социально-демографической группе в рамках изучения социологии молодежи.

Группообразующими признаками российской молодежи большинство социологов признали: возрастные особенности, специфику социальной позиции, которую молодежь занимает в процессе воспроизводства социальной структуры, а также способность не только наследовать, но и преобразовывать сложившиеся общественные отношения, что является потенциальными сущностными силами молодого поколения россиян. Противоречия, появляющиеся внутри данного процесса, лежат в основе комплекса специфических молодежных проблем, связанных с положением данной социально-демографической группы в стратах российского общества, которое характеризуется переходностью и нестабильностью.

С точки зрения методологических оснований, СР с российской молодежью рассматривается как особый вид деятельности, комплексная система социального обслуживания, целью которой является удовлетворение социально гарантированных и личностных интересов и потребностей молодежи как социально-демографической группы, создание условий, способствующих улучшению и развитию молодежных способностей к оптимальному воспроизводству.

Молодежь рассматривается в качестве самостоятельной социально-демографической группы с позиций ее места и роли в общественном воспроизводстве, она является особой группой, переживающей период становления социальной зрелости, положение которой определено социально-экономическим состоянием общества, закономерностями социального развития, а также отношениями с другими группами российского общества в процессе «обеспечения наиболее благоприятных условий для своего существования и развития» [3].

Результаты. Обсуждение.

Молодежь, будучи становящимся субъектом общественного воспроизводства, «характеризуется особенным содержанием личностной, предметной и процессуальной сторон общественного конкретно-исторического бытия» [4, с. 232], при этом условия бытия российской молодежи определяют особенности ее сознания, «диалектическое единство структурных элементов которого и образует побудительно-мотивационные силы молодежи». Внутри данного единства возникает множество «противоречивых детерминаций, опосредующих особенности их отношений к окружающей действительности и мотивацию социальной деятельности» [4, с. 233], например, противоречия между действительным и желаемым, часть из которых относится к субъективным (личным) проблемам, которые сопряжены с удовлетворением многообразных потребностей молодежи. Однако многие проблемы российской молодежи детерминированы социальными противоречиями - это специфические молодежные социальные проблемы, разрешение которых лежит в русле компетенций социальной работы, выходящей за рамки личностно-индивидуальных возможностей молодых людей.

Подчеркнем, что молодежные социальные проблемы вытекают из сущности молодежи как социально-демографической группы, из особенностей ее роли и места в воспроизводстве общества, положения в социальной структуре. Они определяются противоречиями, сопряженными со специфическими молодежными запросами, потребностями, интересами, ценностями, целями и способами деятельности молодых людей (к примеру, молодежной субкультурой, образованием, трудовой деятельностью).

Стоит заметить, что молодежные проблемы не могут существовать изолированно друг от друга, ибо они образуют сложную систему противоречивых состояний, возникающих в молодежной среде и определяемых как проблемные ситуации. Последние могут трактоваться как определенные затруднения, разрешение которых средствами имеющегося у молодежи знания и практического опыта, не представляется возможным. И в этом случае, требуется помощь различных социальных служб в рамках проведения СР с российской молодежью.

_— СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

В Федеральном Законе «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» прописаны структура и задачи социальной службы для молодых россиян, в Законе говорится об особой комплексной системе социального обслуживания, особого вида практической деятельности, включая молодежь, предусматривающей предоставление социально-психологических, социально-экономических, медико-социальных, бытовых, правовых и иных социальных услуг [5].

Сформированная на базе статистических данных и результатов социологических исследований положения российской молодежи в социальной структуре общества, программа социальной работы с молодежью проводится в следующих направлениях [4]:

- обеспечения соблюдения прав и свобод российской молодежи;

- создания системы информационного обеспечения молодых россиян;

- государственной поддержки молодой семьи по программе «Молодая семья» (в частности, практические пути решения жилищной проблемы).

Технологии социальной работы с молодой семьей включают различные формы, направленные на пропаганду ценностей семейной жизни для молодых людей, а также, обеспечивающие частичную занятость воспитывающих малолетних детей. Заметим, что на укрепление института молодой семьи и увеличение количества благополучных семей в России, а также, на пропаганду ответственного родительства ориентирован социальный проект «Молодая семья России», который включен в Стратегию государственной молодежной политики в Российской Федерации, направленную на:

- содействие предпринимательской деятельности молодежи (рыночная экономика предполагает преобразование мотивов экономической активности, способности осуществлять жизнедеятельность в рыночных условиях);

- гарантированное государством предоставление социальных услуг;

- создание условий, способствующих физическому и духовному развитию молодежи как особой социально-демографической группы (в частности, развитие массового спорта в молодежной среде, а также профилактика социально опасных форм поведения);

- поддержку деятельности молодежных объединений и волонтерских движений, в рамках которых молодежь может проявить свою социальную воспроизводственную активность и сформировать стойкие социальные ориентиры;

- поддержку талантливой молодежи (цели государства по выявлению талантливой молодежи и ожидаемые результаты установлены Концепцией общенациональной системы обнаружения и развития молодых талантов, утвержденной Президентом РФ);

- развитие активной гражданской позиции и патриотизма российской молодежи (в рамках гражданско-патриотического воспитания), где гражданственность характеризует «гражданско-патриотическую позицию человека, взгляды на жизненные ценности и уровень ответственности перед своей семьей и Родиной» [6, с. 86];

- международное молодежное сотрудничество, позволяющее содействовать международным молодежным обменам в различных сферах деятельности;

- обеспечение гарантий в сфере труда и занятости российской молодежи, так, одной из серьезных проблем, стоящих перед российской молодежью, является проблема оптимального трудоустройства в соответствии с образованием, интересами и достойной оплатой труда, поскольку внедрение рыночных отношений обострило проблему социальной защищенности в сфере труда. Это связано с тем, что молодые работники первыми попадают под сокращение. Кроме того, рыночные отношения, так или иначе, предполагают серьезное преобразование стимулов и мотивов экономической активности молодежи, ее готовность и способность трудиться в рыночных условиях.

Социологические опросы, преследующие цель изучить отношения к труду разных возрастных категорий молодежи показали, что для большей части молодых людей важно иметь в жизни интересную, хорошо оплачиваемую работу, хорошие отношения с трудовым коллективом, а также нормальные условия труда. На этот факт указало порядка 75 % опрошенной молодежи [7].

Какие же сложности встречают молодые люди при поиске работы? Как соотносятся их ожидания с реальной ситуацией на рынке труда?

По данным опроса ФОМ, 28 % студентов и выпускников в возрасте до 22 лет и 48 % молодых специалистов в возрасте 23-27 лет выбрали бы иную специальность, если бы у них была возможность начать обучение заново; 37 % студентов в возрасте до 22 лет работают одновременно с обучением; определенно хотят работать по специальности после окончания обучения 37 % студентов, не хотят - 19 %; 27 % студентов уверены, что им будет сложно или очень сложно найти работу по специальности в городе, в котором они учатся; 65 % занятых специалистов в возрасте от 23 до 27 лет хотели бы сменить место работы, не хотели бы этого делать лишь 32 % [7].

СР с молодежью в России является частью государственной молодежной политики (ГМП), ос© Ковров В.В., Гафиатулина Н.Х., Биловус В.К.

_— СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

новополагающейся на ряде принципов, в числе которых:

- сочетание государственных, общественных интересов и прав личности в формировании и реализации ГМП;

- привлечение молодежи к участию в формировании и реализации ГМП и программ, касающихся молодежного сообщества;

- обеспечение правовой и социальной защищенности молодого поколения россиян, необходимой для восполнения, детерминированного возрастными особенностями ограничения ее социального статуса и положения в социальной структуре;

- предоставление молодежи гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, социокультурному, духовному и физическому развитию, профессиональной подготовке и трудоустройству, качество и объем которых должны обеспечивать необходимое развитие личности и подготовки к самостоятельной жизнедеятельности как субъекта общественного воспроизводства;

- обеспечение приоритета общественных инициатив в сравнении с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждение при финансировании мероприятий и программ, имеющих непосредственное отношение к молодежи [8].

В рамках ГМП, в Российской Федерации ставится задача модернизации социальной сферы на основе комплекса взаимосвязанных инноваций, в том числе в социальной работе с молодежью. На II Международном форуме социальных работников Сибири и Дальнего Востока были обозначены два пути развития СР:

- эволюционный путь, предполагающий постепенное совершенствование всех звеньев системы социальной и социально-педагогической работы, их инфраструктуры;

- инновационный путь, связанный с решением как имеющихся, так и прогнозируемых молодежных проблем, и заблаговременной подготовки социальных работников к их решению [9].

В содержание СР в рамках содействия занятости молодых людей входят новые технологии и формы:

- вовлечение молодежи в деятельность трудовых объединений, студенческих отрядов, молодежных бирж труда и других форм занятости молодых людей;

- внедрение форм и технологий профессионального и социально-правового просвещения и ориентирования молодежи, помощи в планировании и развитии эффективной карьеры молодежи на рынке труда;

- внедрение эффективных программ развития социальной компетентности молодежи, необходимой для продвижения на рынке труда;

- поддержка и популяризация инициатив и начинаний молодежи в социально-экономической сфере, сфере технологий и научно-промышленных разработок [9, с. 14-15].

Мы полагаем, что СР с молодежью должна проводиться на трех уровнях: микро-, мезо- и макроуровнях.

На микроуровне проблемные ситуации складываются под влиянием непосредственного социального окружения. В этой связи, для обеспечения СР и защиты молодого человека социальным работником необходимы методы индивидуальной работы.

На мезоуровне молодые люди вступают во взаимоотношения и социальные интеракции с другими малыми и средними группами внутри общества (семья, учебная группа, трудовой коллектив). В данном случае социальному работнику необходимо владеть методами и технологиями работы с группами.

Что касается макроуровня, то молодежь вступает во взаимодействие с большими организациями, системами и группами, сталкивается с серьезными проблемными ситуациями, поэтому социальный работник должен оказать помощь в поиске оптимальных путей решения проблем.

Учитывая специфические особенности каждого уровня, социальные работники формируют у молодых людей знания, умения и навыки не просто справляться с проблемными ситуациями, но и обогащаться новым опытом преодоления проблем при осуществлении поиска путей их разрешения.

В данном случае проявляется немаловажное свойство СР - способность реализовывать преобразовательную деятельность одновременно на микро-, мезо- и макроуровнях, иными словами, решение проблемных ситуаций на индивидуальном уровне способствует облегчению решения текущих и перспективных проблем, выходящих за рамки микроуровня, - на мезо- и макроуровень. Исключительна только в этом случае деятельность социального работника в процессе осуществления СР и оказания помощи молодым людям становится оптимально полезной и эффективной.

В рамках данной публикации важно сказать также о том, какие же социальные проекты для молодежи сегодня существуют? В числе таких проектов:

• Проект «Услышать друг друга», цель которого - создание условий для социализации и самореализации молодых людей с ограниченными возможностями здоровья.

_— СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

• Проект «Российская молодежная информационная сеть». Целью проекта является формирование у молодежи информационной культуры и обеспечение информационной безопасности молодых людей;

• Проект «Вместе», цель которого - создание сайтов, упрощающих общение между обучающимися, родителями, сотрудниками и социальными партнерами средней и высшей школы;

• Проект «Всероссийский стройотряд». Кпю-чевой целью проекта является развитие форм самоорганизации молодежи в экономической деятельности;

• Проект «Доброволец России». Целью данного проекта является вовлечение молодежи в благотворительную деятельность и тем самым обеспечение духовно-нравственного развития молодежи;

• Проект «Шаг навстречу». Цель данного проекта направлена на оказание помощи молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, дабы оказать помощь в процессе СР на всех уровнях и вовлечь молодежь в общественное воспроизводство, социально-экономическую и культурную жизнедеятельность социума;

• Проекты, направленные на укрепление гражданского общества и социально-правового просвещения молодежи. В рамках проведения СР, преследуется цель по укреплению гражданской активности, направленной правовой социализации и вовлечению молодежи в социально-политические процессы посредством проведения дебатов, тренингов и семинаров по правам человека и гражданским обязанностям;

• Создание молодежных центров. Организация социальными работниками мест для встреч, коммуникации, интеракции, личностного развития и самореализации молодежи;

• Образовательные проекты. Проведение мастер-классов, семинаров, вебинаров, коллоквиумов, лекций, дискуссионных площадок по различным тематическим направлениям;

• Экологические акции - проект «ЭкоМоло-

дежь». Цель проекта - защита окружающей среды - экоакции, осуществляемые путем очистки территорий, озеленения (высадки деревьев и кустарников), а также экопросвещение - обучение экологическим принципам, обеспечение социальными работниками занятости молодежи;

• Культурные проекты - проект «Культурная молодежь». Цель проекта - развитие культурной среды и привлечение молодежи к искусству и творчеству путем организации выставок, концертов, фестивалей, театральных представлений для молодежи с целью духовного и культурного развития, а также профилактики девиа-нтного поведения;

• Спортивные мероприятия - проект «Здоровая молодежь». Организация соревнований, тренировок, спортивно-оздоровительных мероприятий для молодежи с целью обеспечения социальными работниками физического, соматического и личностного развития, а также профилактики болезней и осознания важности здорового образа жизни;

• Волонтерские акции. Участие в благотворительных мероприятиях и помощь нуждающимся, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, а также развитие в молодежной среде идеи толерантности, содействия качественной помощи молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации.

Как подчеркивает О.Н. Веричева, в содержательную часть СР с молодежью, оказавшейся в проблемной жизненной ситуации, входит:

- «выявление типичных и вновь складывающихся групп молодежи, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

- развитие моделей и направлений адресной мобильной социальной помощи молодым людям;

- развитие групп самопомощи и взаимной поддержки молодежи;

- распространение среди молодых людей, испытывающих трудности в интеграции, программ развития навыков и умений самостоятельной жизни;

- поддержка молодежных проектов» [9, с. 16].

По мнению Т.А. Черниковой, Л.Д. Шайдуковой и др. авторов, молодежь достаточно осведомлена о существовании различных программ поддержки и социальных проектов, однако, опрос молодых людей показал, несколько иные результаты, что, возможно, связано с «разными подходами в предоставлении необходимой информации со стороны комитета по делам молодежи и поиска информации со стороны молодежи». Так, на вопрос «Что, на Ваш взгляд, препятствует реализации жизненных планов молодежи?», «40 % специалистов ответили - отсутствие действенной государственной политики, 30 % ответили - невостребованность молодежи на рынке труда, 20 % - низкое материальное положение молодежи, 10 % - слабая социальная активность со стороны молодых людей» [10, с. 21].

По результатам опроса становится очевидным, что на проблемы молодежи существуют разно-полярные точки зрения: специалисты оценивают объективные факторы (количество обращений молодых людей за помощью к социальным работникам), а сама молодежь учитывает субъективные факторы при оценке своей проблемной ситуации. Но стоит подчеркнуть, что и специалисты, и молодежь едины во мнении о том, что главными проблемами являются проблема тру© Ковров В.В., Гафиатулина Н.Х., Биловус В.К.

— СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —

доустройства, материальной обеспеченности и действенная ГМП.

Заключение.

В заключение хотим подчеркнуть, что при разработке социально-экономических программ по работе с российской молодежью, социальным

службам необходимо учитывать специфическое социальное положение молодежи в процессе общественного развития и социального воспроизводства. В этой связи, возникает насущная необходимость в усилении внимания к социальным проблемам молодежи, определению средств, форм, методов и критериев социальной работы с молодым поколением россиян.

Конфликт интересов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Не указан Рецензия

Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.

Conflict of Interest None declared

Review

All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.

Литература:

1. Ковров B.B. Социокультурная дифференциация российской молодежи: теоретико-методологические основания / B.B. Ковров // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2023. № 1. С. 240-245.

2. Павлюк С.В. Молодежь как объект социальной работы / С.В. Павлюк, Э.Ю. Чобанян // KANT. 2015. № 1(14). С. 71-73.

3. Тезаурус социологии: темат. слов.-справ. / Под ред. Ж.Т. Тощенко. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2009. 487 с.

4. Основы социальной работы : учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. М. : ИНФРА-М, 2019. 368 с.

5. Федеральный Закон об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации. URL : https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156558 (дата обращения 19.11.2024).

6. Корнакова Е.И. Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения / Е.И. Корнакова // Автономия личности. 2020. № 2(22). С. 85-89.

7. URL : https://iom.anketolog.ru/2018/05/28/professional-nye-traektorii (дата обращения 19.11.2024).

8. Социальная работа: теория и практика / Отв. ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. М. : ИНФРА-М, 2014. 427 с.

9. Веричева О.Н. Инновационные технологии социальной работы с молодежью / О.Н. Веричева // Технологии социальной работы с молодежью. II Межрегиональная заочная научно-практическая конференция с международным участием. Кострома, 2014. С. 13-17.

10. Социальная работа с молодежью: региональный аспект / Т.А. Черникова, Л.Д. Шайдукова [и др.] // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 12(114). URL : https://research-journal.org/ archive/12-114-2021-december (дата обращения 20.11.2024).

References:

1. Kovrov V.V. Sociocultural differentiation of Russian youth: theoretical and methodological foundations / V.V. Kovrov // State and municipal administration. Scientific notes. 2023. № 1. P. 240-245.

2. Pavlyuk S.V. Youth as an object of social work / S.V. Pavlyuk, E.Yu. Chobanyan // Kant.2015. № 1(14). P. 71-73.

3. Thesaurus of sociology: thematic reference words / Edited by Zh.T. Toshchenko. M. : UNITY-DANA, 2009. 487 p.

4. Fundamentals of social work : textbook / Ed. Ed. P.D. Pavlek. M. : Infra-M, 2019. 368 p.

5. Federal Law on the Fundamentals of Social Services of Citizens in the Russian Federation. URL : https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156558 (date of application 19.11.2024).

6. Kornakova E.I. Civil-patriotic education of the younger generation / E.I. Kornakova // Autonomy of the individual. 2020. № 2(22). Р. 85-89.

7. URL : https://iom.anketolog.ru/2018/05/28/professional-nye-traektorii (date of application 11.11.2024).

8. Social work: theory and practice / Ed. E.I. Holostova, A.S. Serving. M. : Infra-M, 2014. 427 p.

9. Vericheva O.N. Innovative technologies for social work with youth / technology of social work with youth. II Interregional correspondence scientific and practical conference with international participation. Kostroma, 2014. Р. 13-17.

10. Social work with youth: regional aspect / T.A. Chernikova, L.D. Shaidukova [et al.] // International Research Journal. 2021. № 12(114). URL : https://research-journal.org/archive/12-114-2021-december (date of application 11/20/2024).

ГУМАНИТАРНЫЕ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ / HUMANITIES, SOCIAL-ECONOMIC AND SOCIAL SCIENCES. 2024. № 12 (декабрь)

_— СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

Информация об авторах

Ковров Владимир Викентьевич

кандидат педагогических наук, доцент,

Вятский государственный университет, г. Киров [email protected]

Гафиатулина Наталья Халиловна

кандидат социологических наук, доцент,

доцент Института социологии и регионоведения, Южный Федеральный университет, г. Ростов-на-Дону

https://orcid.org/orcid 0000-0002-7548-1350 [email protected]

Биловус Вячеслав Казьмирович

кандидат социологических наук, доцент Института сферы обслуживания и предпринимательства (филиал), Донской государственный технический университет, г. Шахты

[email protected]

Vladimir V. Kovrov

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Vyatka State University, Kirov [email protected]

Natalya Kh. Gafiatulina

Candidate of sociological science, Associate Professor,

Associate Professor of the Institute of Sociology

and Regional Studies,

South Federal University, Rostov-on-Don

https://orcid.org/orcid 0000-0002-7548-1350

[email protected]

Vyacheslav K. Bilovus

Candidate of Sociological Sciences,

Associate Professor of the Institute of Service Sector

and Entrepreneurship (branch),

Don State Technical University, Shakhty

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.