Научная статья на тему 'Российская интерактивная Инновационная платформа'

Российская интерактивная Инновационная платформа Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
201
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Московкин Владимир Михайлович, Крымский И. А.

Предложена концепция создания «Российской интерактивной информационной платформы», ядрами которой являются федерально-региональный онлайновый инновационный портал и сеть региональных онлайновых инновационных порталов. Предполагается, что данная инициатива кардинально ускорит интерактивный процесс взаимного обучения в регионах России и даст толчок развитию региональных инновационных систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian interactive innovation platform

The conception of creation of «Russian interactive innovation platform» was offered. It's key elements are federal-regional on-line innovation portal and network of regional on-line innovation portals. It is suggested that this initiative would accelerate interactive process of mutual learning in Russian regions and would give a push for the development of regional innovation systems.

Текст научной работы на тему «Российская интерактивная Инновационная платформа»

Российская интерактивная инновационная платформа

В. М. Московкин,

д. геогр. н., профессор кафедры мировой экономики

И. А. Крымский,

аспирант кафедры мировой экономики

Белгородский государственный университет

Предложена концепция создания «Российской интерактивной информационной платформы», ядрами которой являются федерально-региональный онлайновый инновационный портал и сеть региональных онлайновых инновационных порталов. Предполагается, что данная инициатива кардинально ускорит интерактивный процесс взаимного обучения в регионах России и даст толчок развитию региональных инновационных систем.

The conception of creation of «Russian interactive innovation platform» was offered. It’s key elements are federal-regional on-line innovation portal and network of regional on-line innovation portals. It is suggested that this initiative would accelerate interactive process of mutual learning in Russian regions and would give a push for the development of regional innovation systems.

С целью организации интерактивного процесса взаимного общения в регионах России между всеми партнерами, заинтересованными в инновационном региональном развитии и построении региональных экономик, основанных на знани-

ях, нами предполагается инициатива по запуску «Российской интерактивной инновационной платформы» (Russian Interactive Innovation Platform, RIIP). Ее ядрами могут стать федерально-региональный онлайновый инновационный портал и широкая сеть реги-

ИННОВАЦИИ № 3 (113), 2008

ИННОВАЦИИ № 3 (113), 2008

ональных онлайновых инновационных порталов, построенных на единой методологической основе. Предполагается, что деятельность последних даст толчок развитию региональных инновационных кластеров и созданию на их основе полноценных региональных инновационных систем. Тесное взаимодействие этих порталов при методологической и инновационно-аналитической поддержке, а также координации со стороны менеджмента федерально-регионального онлайнового инновационного портала будет содействовать формированию национальной инновационной системы.

По аналогии с инициативой, запущенной в 2005 г. Еврокомиссией, по созданию Платформы взаимного обучения (Mutual Learning Platform, MLP), RIIP может так же опираться на три ключевых инструмента [1]:

1. Региональное технологическое прогнозирование.

2. Региональный инновационный бенчмаркинг (сравнение базовых инновационных индикаторов по регионам).

3. Региональные инновационные профили (сбор и обобщение инновационных индикаторов по регионам).

Отметим, что в формулировке этих инструментов инновационно-технологическая их составляющая не подчеркнута, хотя и подразумевается из дальнейшего подробного их описания [1].

Если MLP сразу же нацелена на сравнение региональных профилей и региональный бенчмаркинго-вый процесс для большой совокупности регионов Европы, то в рамках RIIP предполагается дополнительно строить институциональные инновационные профили (сбор и обобщение инновационных инди-

каторов по инновационным компаниям и организациям инновационной инфраструктуры) на основе которых будет проводится институциональный инновационный бенчмаркинг в рамках конкретного региона.

Если деятельность в рамках инициативы MLP состоит в организации семинаров по обмену знаниями и опытом в разработке, реализации и презентации вышеуказанных инструментов, то предполагается, что деятельность в рамках инициативы RIIP будет сосредоточена вокруг региональных онлайновых инновационных порталов и организации интерактивного взаимного обучения на их базе, включая те же семинары по обмену знаниями и опытом.

Авторы полагают, что для запуска этой инициативы необходимо создание пилотного федеральнорегионального онлайнового инновационного портала, который послужит методологической основой для создания типовых региональных онлайновых инновационных порталов. Предлагаемый авторами федерально-региональный статус портала связан с тем, что инициатива его создания идет из региона, а не из центра. Поэтому команда его разработчиков (в данном случае из Белгородского госуниверситета) предлагает два уровня информационного наполнения такого портала — федеральный и региональный, при этом последний может служить моделью для будущих региональных онлайновых инновационных порталов.

Рассмотрим концепцию пилотного проекта такого портала со структурно-логической схемой, показанной на рис. 1.

Инициаторами создания таких порталов в регионах России могут выступать ведущие региональные

Рис. 1. Структурно-логическая схема федерально-регионального онлайнового инновационного портала

университеты совместно с региональными правительственными департаментами или агентствами, отвечающими за инновационное развитие своих регионов. В тех российских регионах, где онлайновые инновационные порталы уже созданы, целесообразно сфокусировать их деятельность на сопровождение регионального инновационного бенчмаркинга и на мощную информационно-аналитическую поддержку инновационных процессов.

Здесь также важно решить задачу информационной интеграции уже созданных инновационных порталов с предлагаемым нами федерально-региональным онлайновым инновационным порталом. Отметим, что задача информационной интеграции единого федерального распределенного образовательного портала с другими образовательными порталами и сайтами ставилась в работе [2], и в дальнейшем решалась в работе [3].

В процессе создания и поддержки предполагаемых авторами порталов студенты, аспиранты, преподаватели и ученые ведущих региональных университетов вовлекаются в совместную деятельность с внешними поставщиками информации и обладателями внешней экспертизы (внешних знаний), осваивают инструменты регионального технологического прогнозирования, построения региональных инновационных профилей и инновационного бенчмаркинга, идентифицируют сильные и слабые стороны региона, его подсистем и экономических объектов, анализируют разнообразную региональную информацию и синтезируют из нее новое региональное знание (знание в области региональной диагностики и регионального развития), учатся конструировать региональные инновационные кластеры.

Освоение этого методологического инструментария и его апробация может происходить на основе научно-методологических и проектных семинаров.

Переходя к рассмотрению концепции пилотного федерально-регионального онлайнового инновационного портала, мы полагаем, что она должна строится на солидной методолого-аналитической основе, как это имеет место при функционировании онлайновой платформы Еврокомиссии «CORDIS» с ее Trend Chart проектом по инновациям в Европе, включающим в себя мощный матрично-аналитический инструмент инновационного бенчмаркинга — «Европейскую инновационную шкалу» [4].

Предлагается два уровня — региональный и федеральный — размещения информации и инструментов инновационного бенчмаркинга на таком портале. Названия тематических разделов этого портала приведены на рис. 1. Рассмотрим их по порядку. На региональном уровне (структура информации на этом уровне одна и та же для всех онлайновых региональных инновационных порталов и изложение ведется применительно к любому такому порталу) в разделе «Инновационная политика» размещаются концепции, стратегии и другие программные и политические документы по переходу региона на инновационный путь развития, которые должны основываться на региональном инновационном законодательстве, ключевым документом которого является

региональный закон об инновационной деятельности (раздел «Инновационное законодательство» портала).

Накануне вступления России в ВТО встает задача инвентаризации всей интеллектуальной собственности и перевода ее в нематериальные активы предприятий и организаций. В связи с этим правительства субъектов РФ должны давать заказы профильным организациям на создание региональных баз данных по патентам и торговым маркам, размещаемых в соответствующих разделах портала. Поставщиком информации в раздел «Инновационная статистика» является управление статистики субъекта РФ. Следующие три раздела портала формируются на основе информационного мониторинга, включая отслеживание баз данных Национального информационного аналитического центра по мониторингу инновационной инфраструктуры научно-технологической деятельности и региональных инновационных систем и портала информационной поддержки инноваций и бизнеса «Инновации и предпринимательство», а также за счет регистрации организаций инновационной инфраструктуры, инновационных компаний, инновационных программ и проектов на портале.

На основе баз данных, построенных в разделах «Инновационная инфраструктура» и «Инновационные компании» и с использованием статистических данных, собранных в разделах «Патенты и торговые марки» и «Инновационная статистика», аналитическая группа портала разрабатывает комплекс частных интегральных показателей инновационной активности объектов инновационной деятельности (организации информационной инфраструктуры, инновационные компании), строит их инновационные профили и запускает для них матрично-аналитические процедуры институционального инновационного бенчмаркинга (последний по счету тематический раздел регионального уровня). Результаты использования бенчмаркинговых процедур должны дополняться соответствующими бенчмаркинговыми отчетами и итоговыми материалами семинаров, которые составляют неотъемлемую часть системы инновационного бенчмаркинга. В этом же разделе могут быть приведены результаты использования матрично-аналитических процедур и алгоритмов по бенчмаркингу и моделированию региональных университетско-промышленных связей [5].

Сбор информации для тематических разделов федерального уровня портала, за исключением последнего расчетно-аналитического раздела, может происходить как на основе информационного мониторинга, в отличие от раздело регионального уровня, для которых существовали внешние поставщики информации и регистрационные процедуры, так и за счет внешних поставщиков информации.

В разделе «Инновационное законодательство», помимо федеральных законов и подзаконных актов, целесообразно создать базу данных всех региональных законов об инновационной деятельности. В разделе «Инновационная статистика» статистические данные приводятся по всем субъектам РФ, на основе которых в разделе «Инновационный бенчмаркинг

ИННОВАЦИИ № 3 (113), 2008

ИННОВАЦИИ № 3 (113), 2008

Таблица 1

Внешние поставщики информации регионального уровня

субъектов РФ», на ежегодной основе, строится «Российская региональная инновационная шкала» по аналогии с «Европейской региональной инновационной шкалой». В этом же разделе на основе выше указанных баз данных по организациям инновационной инфраструктуры (они так же составят основу раздела «Инновационная инфраструктура»), на ежеквартальной основе строятся матрицы российской региональной инновационной инфраструктуры (по типам инфраструктуры и субъектам РФ) с целью отслеживания временных трендов в ее развитии [6]. Аналогичные матрицы строятся на основе базы данных по инновационным компаниям (раздел «Инновационные компании»). Все эти матрицы рассматриваются в качестве процедур регионального инновационного бенчмаркинга и будут сравниваться с соответствующими матрицами «Российской региональной инновационной шкалой» на предмет выявления корреляционно-регрессионных связей. Эти три сопряженные бенчмаркинговые процедуры вместе с трендовыми и диагностическими диаграммами, SWOT-анализом, бенчмаркинговыми отчетами и семинарами по обмену знаниями и опытом, составят основу отечественного Trend Chart проекта по инновациям а России по аналогии с Trend Chart проектом по инновациям в Европе.

В предложенном тематическом разделе федерального уровня на основе Интернет-мониторинга создается всеохватывающая база данных по российским онлайновым инновационным порталам федерального и регионального уровней, с целью создания в дальнейшем единой сети таких порталов с информационным обменом между ними.

Для сбора информации и размещения ее на пилотном портале создается четыре группы информационной (контентной) поддержки разделов портала (рис. 1).

Мозговым центром пилотного портала является ранее упоминаемая аналитическая группа. Она разрабатывает и реализует на портале разнообразные матрично-аналитические процедуры институционального и регионального бенчмаркинга, отвечает за два «сквозных» раздела: «аналитика» и «публикации».

Также предусмотрены четыре службы портала, показанные на рис. 1.

В вышеуказанных группах и службах портала будет задействованы достаточно большое количество студентов, аспирантов и преподавателей ведущего регионального университета, разрабатывающего этот пилотный проект. При создании подобных региональных инновационных порталов необходимость информационно-аналитической поддержки инновационной деятельности на федеральном уровне отпадает.

Помимо аналитической группы, вторым по важности инструментом предлагаемого портала является группа по трансферу технологий, которая управляет «электронной биржей технологий». В этой виртуальной бирже размещается информация о спросе и предложении на различные технологии. Администрация RIIP заключает договора с разработчиками и потребителями технологий и получает определенный процент при их удачных сделках.

В этом отношении показателен итальянский опыт создания и функционирования инновационной сети, основанной на web-портале, который для членов итальянской промышленной конфедерации «Confin-dustria» (объединяет 266 ассоциаций с 120 тысячами производственных фирм) обеспечивает доступ к информации об инновациях. Предложения по технологическому трансферу от университетов, научных парков и научно-исследовательских центров размещаются в сети после заключения соглашений с «Confin-dustria» [7].

В данной статье мы будем различать следующие типы информации, поступающей от ее внешних поставщиков на региональном уровне (табл. 1).

В заключение отметим, что, как следует из всего вышеизложенного, предлагаемая нами инициатива создания Российской интерактивной инновационной платформы будет реализовывать все основные инструменты, необходимые для эффективного построения региональных и национальных инновационных систем — взаимное обучение, технологическое прогнозирование, составление инновационных профилей, инновационный бенчмаркинг, сетирование и кластерный подход.

Литература

1. Mutual Learning Platform//CORDIS focus (Research Policy Supplement). Issue number 1 (September). Luxembourg, 2006.

2. А. Д. Иванников, М. В. Булгаков, Е. Г. Гридина. Современное состояние и перспективы развития федеральных образовательных порталов//Интернет-порталы: содержание и технологии: Сб. науч. ст. Вып. 3. ГНИИиТТ «Информатика». М.: Просвещение, 2005.

3. В. А. Мордвинов, А. В. Силаев. Вопросы моделирования вертикальных образовательных порталов с открытой архитектурой/ /Открытое образование, № 5, 2007.

4. В. М. Московкин, Н.П. Зайцева. Бенчмаркинг и моделирование университетско-промышленных связей в территориальных образованиях//Университетское управление: практика и анализ, № 5. Екатеринбург, 2007.

5. В. М. Московкин, И. А. Крымский. Матрично-аналитический инструментарий для бенчмаркинга российской региональной инновационной инфраструктуры//Бизнес-Информ, № 9. Харьков, 2007.

6. В. Московкин, А. Раковская-Самойлова, В. Пуртов. Количественные индикаторы научной и инновационной деятельности. Зарубежный опыт и его адаптация для отечественных ус-ловий//Бизнес-Информ, № 11-12. Харьков, 2002.

7. Networking industry//Innovation and Technology Transfer, № 4. Brussels, 2003.

Тип информации Внешние поставщики информации

Аналитическая Различные аналитические отделы, службы и центры организаций и объединений региона

Статистическая Региональные управления статистики

Законодательная Правовые управления и отделы региональных и местных властей

Деловая (инновационно-инвестиционная и производственная) Деловые ассоциации и союзы, деловые издания и агентства

Новостная Пресс-службы региональных и местных властей, деловых ассоциаций и союзов, информационные службы вузов, информационные агентства и СМИ

Дискуссионная Участники форума портала

Регистрационная Организации, компании, владельцы авторских прав, регистрирующие свои профили и объекты авторских прав на портале

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.