сливается в единый процесс, и выделение отмеченных актов становится затруднительным. При этом два первых акта - выработка альтернатив и принятие решения - скрыты от внешнего наблюдателя, в то время как акт реализации решения всё время на виду. У стороннего наблюдателя складывается обманчивое впечатление, что управление - это постоянные конкретные действия, где размышлениям, поиску, экспериментированию и планированию вовсе нет места.
Тем не менее, выработка альтернативных вариантов и принятие управленческого решения имеют информационно-знаниевую природу и совершаются в наделённой интеллектом среде. Профессиональный и культурный уровни этой среды определяются составом управленческой команды, что непосредственно сказывается на качестве принимаемых решений. Акт реализации принятого управленческого решения также предполагает определённые знания и умения, способные обеспечить его правильное восприятие и понимание. В этой связи весь процесс организационного управления следует ассоциировать с типичной интеллектуальной деятельностью.
Выработка альтернативных вариантов управленческого решения обязательно предполагает предсказание возможных последствий. Для такого предсказания нужна модель, на которой можно будет «проигрывать» действенность проектируемого варианта управленческого решения перед тем, как рекомендовать его к принятию. Этот аспект организационного менеджмента проиллюстрирован дублированием всей управляемой системы внутри органа (субъекта) управления (рис. 1).
Инженеризация организационного управления, как нам представляется, пойдет по линии формализации и развития всех трех
актов управленческого воздействия (2). Другими словами, управленческие решения будут не просто результатом творчества (индивидуального или коллективного), а станут проектироваться и рассчитываться как любое инженерное решение. Многие менеджеры станут выполнять чисто инженерные функции, а всякое сгенерированное ими управленческое решение может быть подвергнуто количественной проверке (перерасчету).
Естественно, что для перевода организационного менеджмента из искусства в инженерную науку потребуется некоторое время. Полагаем, что сочетание творческого и инженерного начала в управленческой деятельности способно привести к созданию шедевров менеджерского искусства, воплощенных в новых товарах, услугах, объектах, проектах, процессах и др. экономических явлениях.
Литература:
1. Информационное обеспечение систем организационного управления (теоретические основы). В 3-х частях. Часть 1. Методологические основы организационного управления / Под ред. Е.А. Микрина, В.В. Кульбы. - М.: Издательство физико-математической литературы, 2011. - 464 с.
2. Дрогобыцкий И.Н. Организационное управление: системный подход к синтезу новой парадигмы. / И.Н. Дрогобыцкий - М.: Lap lambert Academic Publishing, 2012. - 361 с.
3. Дрогобыцкий И.Н. Системный анализ в экономике. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 423 с.
4. Экономико-математическое моделирование / Под редакцией И.Н. Дрогобыцкого. - М.: Экзамен, 2004. - 581с.
5. Клейнер Г.Б. Системная парадигма и системный менеджмент // Российский журнал менеджмента, 2008. - № 6. - С. 27-50.
российская инновационная политика и система высшего профессионального образования: проблемы и противоречия
Жданов С.А., доцент кафедры Экономическая теория НОУ ВПО «Университет Российской академии образования»
Статья посвящена анализу влияния системы высшего профессионального образования на политику инновационного развития России. Выявлены системные проблемы и противоречия в механизме подготовки высококвалифицированных кадров и пути их преодоления на разных уровнях подготовки специалистов для повышения инновационного потенциала страны.
Ключевые слова: высокие технологии, высшее образование, инновации, инновационная политика, рабочая сила, рыночная экономика.
the russian innovation policy and the system of higher professional education: problems and contradictions
Zhdanov S., Associate Professor of the Department of Economic theory of NOU VPO «University of the Russian Academy of education»
This paper deals with analysis of high education system influence on innovation development of Russian policy System problems and antagonisms in mechanism of high qualified personnel training and ways of their avoiding on different levels of personnel training for innovation country potential increasing are shown.
Keywords high technologies, high education, innovations, innovation politic, labor force, market economic.
Мировое образовательное пространство конца XX — начала XXI веков уделяет повышенное внимание вопросам инноваций и процессам управления ими в рамках анализа трансформации социальных институтов в условиях глобализации. Интеграция образования и науки в настоящее время становится непременным условием и основополагающим правилом для всех современных высших учебных заведений. Реформирование и модернизация национальных институтов образования, основанная на интеграции инноваций во все уровни образования, определяет необходимость осознания основных концептуальных основ социальных инноваций в рамках рассмотрения модернизации системы образования.
Хотя система образования наиболее статична и наименее подвержена преобразованиям, именно она является источником новых знаний и новых технологий, генерирующих нововведения и инновации во всех социальных системах[2, с. 1101]. Кроме того, в настоящее время в связи со структурными преобразованиями обострилась проблема несоответствия имеющихся профессий (специальностей) и уровней квалификации ищущих работу требованиям работодателей, а также дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда.
Специалисты выделяют отраслевые, территориальные, соци-
ально-демографические и профессионально-квалификационные диспропорции. Отраслевые диспропорции складываются под воздействием различных темпов рыночных преобразований в экономике, промышленности и сфере услуг[6, с. 31].
Территориальные диспропорции суть результат неравномерного размещения и распределения сырьевых и производственных ресурсов, различных темпов развития экономики и трудовых ресурсов. Социально-демографические диспропорции возникают вследствие пониженной конкурентоспособности отдельных групп населения — молодежи, инвалидов, женщин. Профессионально-квалификационные диспропорции стали следствием совокупного воздействия отраслевых, территориальных и социально-демографических диспропорций между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда в условиях недостаточного регулирования процессов воспроизводства и распределения трудовых ресурсов[1, с.92].
В результате отмеченных диспропорций на рынке труда возникает критическая ситуация. С одной стороны, не удовлетворяются потребности предприятий в квалифицированной рабочей силе, сдерживается рост качества продукции и производительности труда; а с другой — появляется и нарастает социальная напряженность в обществе из-за недоиспользования трудового и интеллектуального
186 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №6 2013 |
потенциала страны.
Диспропорция между структурой, объемами и профилями подготовки кадров в учебных заведениях профессионального образования и структурой спроса на рабочую силу — одна из причин, формирующих дисбаланс между спросом и предложением на рынке труда.
Решение проблемы приведения структуры и объемов подготовки кадров в соответствие с потребностями экономики как необходимого условия сбалансированности спроса и предложения рабочей силы обуславливает необходимость оптимизации взаимодействия учреждений профессионального образования и рынка труда.
Благодаря создаваемой им конкуренции между различными учреждениями профессионального образования постепенно возникают стимулы повышения эффективности работы, вырабатываются механизмы приведения структуры и объемов подготовки кадров в соответствие с потребностями экономики. Такая закономерность была установлена еще в известной теории Фишера о повышении устойчивости природы и любой биологической популяции по мере возрастания их генетического разнообразия. Однако, как показывает практика, в социальных системах, где действуют факторы разума и воли, субъективного и сознательного выбора (например, выбор человеком профессии), самоорганизация имеет исключительно сложный характер. Человек всегда имеет свои намерения, желание, а порой и профессиональное самоопределение^, с.93].
В этом и состоит специфика социальных систем, а эволюция таких систем определяется поведением людей во взаимодействии с условиями окружающей среды, например, с рынком труда.
Рынок образовательных услуг формируется под воздействием субъективных образовательных потребностей населения, являющихся одновременно важнейшим фактором потенциального спроса на рынке образования и потенциального предложения на рынке труда. Однако выбор человеком профессии зачастую определяется стихийными и не вполне верными представлениями о престижности определенных профессий и специальностей. Такой выбор не всегда соответствует интересам личности и работодателей, однако существенно деформирует структуру образовательных услуг и впоследствии создает проблемы с трудоустройством и эффективной занятостью молодежи.
В результате действия этих и других факторов наблюдается значительный дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы; на каждую вакансию претендует по нескольку десятков соискателей рабочих мест. Такое положение имеет место в ряде субъектов РФ, где рынок труда с его жестким законом спроса и предложения рабочей силы и рынок образовательных услуг с его преимущественной ориентацией на конъюнктурные запросы населения, особенно молодежи, взаимодействуют слабо.
Специалисты констатируют, что данная ситуация имеет долговременный характер и система профессионального образования в ближайшее время не сможет самостоятельно вернуться в прежнее равновесное состояние, когда она функционировала в условиях плановой экономики. В этих условиях наряду с рыночной самонастройкой возрастает значение регулирования рынка труда. Рынок труда и профессиональное образование являются формой адаптации социальных систем и, следовательно, должны быть объектом государственного и общественного регулирования. Механизм регулирования включает в себя рыночное саморегулирование, государственное регулирование и систему социального партнерства, при этом значение каждого элемента зависит от специфики регионов и темпов социально-экономических преобразований[1, с.94].
Следует, однако, учесть и тот факт, что в России наличие высшего образования и даже престижной профессии не является условием социальной успешности. Основными причинами этого являются низкое качество образовательных услуг и, как результат, подготовка неквалифицированных специалистов, отсутствие доступа у некоторых слоев населения к получению качественного образования. При данных обстоятельствах качественная образовательная услуга, доступная, как правило, высшим слоям общества, является фактором усиления социального неравенства, формирования социальных антагонизмов.
Рассмотрение образования как образовательной услуги актуализирует проблему ее стоимости и цены. И здесь при реализации образовательной политики очень важно помнить, что даже в условиях рыночной экономики социальную эффективность образовательных услуг невозможно отобразить лишь стоимостными характеристиками. Эффективность образовательных услуг должна рас-
сматриваться, прежде всего, с позиций социальных результатов функционирования системы образования, с точки зрения практической востребованности полученных человеком знаний. Изменения в социальной структуре региона, взаимосвязанные со структурными изменениями рынка труда, приводят к повышению у населения спроса на образовательные услуги, соответствующие потребностям рынка труда и позволяющие успешно осуществлять профессиональную мобильность[5, с.58].
На современном этапе системе профессионального образования, особенно среднего и высшего, свойственна коммерциализация отношений. Все большее количество (доля) студентов обучается на основе полного возмещения затрат. Последствиями коммерциализации профессионального образования является заметное снижение качества образовательных услуг при росте их количества и связанный с этим процесс расширения сети филиалов вузов. Ожидаемым результатом последнего должны являться расширение спектра предоставляемых образовательных услуг системы профессионального образования, развитие конкуренции на рынке образовательных услуг. В реальности получает распространение и практика выживания вузов в условиях государственной политики сокращения бюджетного финансирования образования[5, с.59].
Вот здесь и должны сработать механизмы общественного управления образованием, о которых так много говорится в последнее время. При разработке, внедрении и развитии этих механизмов необходимо учитывать отмеченное нами положение о соответствии или отнесенности данной конкретной образовательной услуги к разряду общественного, частного и т.д. блага. Это позволит разработать действенные механизмы финансирования (софинанси-рования) профессионального образования именно теми субъектами рынка или социума, на удовлетворение потребностей которых в первую очередь ориентированы и в чьих интересах организованы данные образовательные услуги.
Для современного этапа развития рыночных отношений характерны коренные преобразования в сфере образования. И в первую очередь это относится к экономическому механизму управления развитием высшего образования, важнейшая роль в котором принадлежит финансовому механизму.
Проблемы финансового обеспечения сферы высшего образования во всем мире всегда были и остаются острыми. Причины этого кроются в характере системы хозяйствования и в постоянной ограниченности бюджетных средств. Их недостаточность всегда ставит государство перед выбором: куда, в каком количестве и в какой последовательности направлять государственные ассигнования. До начала 90-х гг. ХХ века финансирование учебных заведений и системы образования страны в целом характеризовалось относительной стабильностью, т.к. все образовательные учреждения финансировались полностью за счет государства. В рыночной экономике подобная модель обнаруживает свою нежизнеспособность. Фактический объем ассигнований, выделяемых из бюджета на образование, не позволяет нормально функционировать образовательным учреждениям, так как не обеспечивает их требуемыми ресурсами.
Поиск оптимального соотношения государственного и частного финансирования сегодня стал ключевой проблемой реформирования системы высшего образования многих стран. Сложность решения этой проблемы прежде всего обусловлена необходимостью учитывать особенности институциональной организации страны. Подобный путь в настоящее время предстоит пройти и российскому высшему образованию. Самым сложным при этом является определение доли и формирование механизмов частного инвестирования в образование[7, с.110].
Основу государственной политики регулирования процессов подготовки кадров в учреждениях профессионального образования составляют: развитие систем профессионального образования; переподготовки, повышения квалификации кадров, в том числе безработных; внутрифирменного обучения; непрерывного профессионального образования, позволяющих, с одной стороны, повысить степень адаптации молодежи и взрослого населения к меняющимся условиям спроса на рабочую силу, а с другой — позволяющих работодателям удовлетворять свои потребности в квалифицированной рабочей силе; реализация целевых программ, через которые государство воздействует на объемы, структуру предложения рабочей силы и на спрос — непосредственно созданием и сохранением рабочих мест в общественном секторе — либо косвенно, стимулируя предпринимательство, создающее новые рабочие места; формирование сегмента организованного рынка труда и повышение
ТЯАШРОЯТ БиБШБББ Ш ЯШ81А | №6 2013 | 187
эффективности деятельности территориальных служб занятости, улучшение информационного обеспечения населения; расширение объемов и качества образовательных услуг, оказываемых различным категориям населения[2, с.1102].
В настоящее время существует противоречие между потребностями рынка труда в работниках определенных видов деятельности и перепроизводством специалистов, в которых экономика регионов уже удовлетворила спрос. Снижение объемов производства и услуг, изменение структуры спроса на профессии и специальности привели к рассогласованию рынка труда и рынка образовательных услуг. Возникшие противоречия в некоторой степени носят объективный характер, так как для открытия новых специальностей (профессий) требуется определенное время, и в то же время учебные заведения вынуждены учитывать порой конъюнктурные образовательные потребности своих абитуриентов. Так как в результате образовательные учреждения слабо реагируют на изменяющиеся потребности рынка труда, обостряется несоответствие между вновь подготовленной рабочей силой и требованиями работодателей.
Проблема несоответствия структуры и объемов подготовки кадров потребностям рынка труда имеет несколько составляющих: макроэкономическую — ухудшение воспроизводства и обеспечения отраслей экономики квалифицированной рабочей силой; макроэкономическую — ухудшение обеспеченности организаций квалифицированной рабочей силой, что может привести к снижению их конкурентоспособности на международных и отечественных рынках; социальную — риск безработицы среди выпускников и недоиспользование их трудового и интеллектуального потенциала; финансовую — низкая эффективность использования средств на подготовку молодых специалистов и необходимость ее переподготовки. Учебные заведения, оказывая образовательные услуги, должны учитывать требования работодателей, положение в сфере занятости и на региональных рынках труда, что делает проблему оптимизации взаимодействия системы профессионального образования с рынком труда многомерной.
Важной задачей на современном этапе развития РФ становится мониторинг рынка труда, позволяющий выявить тенденции спроса и предложения рабочей силы, обосновать рациональную структуру и объемы подготовки кадров в учреждениях всех видов профессионального образования. По результатам мониторинга можно выявить потребности территорий в рабочей силе, тенденции ее спроса и предложения, обосновывать рациональную структуру и объемы подготовки кадров в учреждениях профессионального образования, что является важнейшей предпосылкой адекватности рынка образовательных услуг рынку труда, определения стратегии учебных заведений в отношении подготовки и трудоустройства выпускников. Такая практика уже применяется в ряде субъектов РФ (Липецкая, Воронежская, Астраханская, Тверская области и др.) [2, с.1103].
Исследование потребностей и мотивационных устремлений молодежи в профессиональном образовании производятся региональными службами занятости и органами образования на основе анализа и обобщения периодических опросов различных групп молодежи. Особое внимание необходимо уделять изучению структуры образовательных потребностей молодежи, ее ориентации на типы учебных заведений, виды и уровни профессионального образования, сферы будущей трудовой деятельности.
Важнейшее условие повышения эффективности подготовки и трудоустройства кадров — улучшение сотрудничества между образовательными учреждениями, службами занятости и работодателями. Сейчас учебные заведения переходят от отраслевого принципа подготовки к территориальному с учетом потребностей экономики регионов.
В целях повышения уровня трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования введена контрактная система подготовки специалистов. Практически во всех вузах созданы специализированные подразделения (центры занятости) по трудоустройству выпускников. Для выпускников, попавших в критическую ситуацию с трудоустройством и получивших статус «безработных», государственная служба занятости оказывает поддержку, используя различные программы: молодежная практика, трудоустройство, переподготовка, профориентация и психологическая поддержка[2, с.1103].
На основании вышеизложенного и с учетом практики совместной работы служб занятости, органов образования и учебных заведений можно предложить следующие основные направления тех-
нологии взаимодействия профессионального образования с рынком труда: организация мониторинга и прогнозирования развития региональных рынков труда, определение потребностей экономики в работниках определенных профессий и квалификаций, обоснование объемов и рациональной структуры их подготовки; определение численности различных категорий граждан, попадающих на рынок труда и нуждающихся в различных формах профессионального обучения; создание в регионах единой информационной базы о состоянии рынка труда, наиболее востребованных и перспективных профессиях, возможностях получения профессионального образования и трудоустройства; постоянное изучение и прогнозирование профессионально-образовательных потребностей молодежи, мотивов и стимулов выбора сферы будущей трудовой деятельности; налаживание социального партнерства между организациями, предприятиями и учебными заведениями по целевой подготовке и переподготовке кадров, развитию контрактной системы подготовки молодых специалистов; совместная деятельность служб занятости и органов образования по приведению структуры, объемов и профилей подготовки кадров в учебных заведениях в соответствии с потребностями экономики регионов; развитие в регионах и в каждом учебном заведении системы профессиональной ориентации молодежи, создание в учебных заведениях служб маркетинга и трудоустройства выпускников; многоканальное финансирование профессионального образования и переподготовки кадров за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации и средств организаций и предприятий. Реализация данного механизма взаимодействия системы профессионального образования с рынком труда позволит учебным заведениям вести адресную подготовку кадров, сбалансировать спрос и предложение рабочей силы, улучшать ситуацию с трудоустройством молодых специалистов.
По мере углубления глобализационных процессов положение государства на мировой арене все больше начинает определяться его общей конкурентоспособностью, которая, в свою очередь, напрямую зависит от структуры и эффективности инновационной системы страны. Именно инновационная система позволяет государству занять определенную нишу в системе международного разделения труда, приобрести вес и статус в системе международных отношений. Проблема повышения международной конкурентоспособности остро стоит и перед Россией. Принятая в ноябре 2008 г. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. определила основные направления перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития страны[5, с.17].
В «Концепции 2020» заявлено, что переход экономики России на инновационный тип развития невозможен без формирования конкурентоспособной в глобальном масштабе национальной инновационной системы и комплекса институтов правового, финансового и социального характера, обеспечивающих взаимодействие образовательных, научных, предпринимательских и некоммерческих организаций и структур во всех сферах экономики и общественной жизни[3, с.77].
Основная цель НИС - обеспечение устойчивого экономического развития страны и повышение качества жизни населения путем: создания дополнительных рабочих мест, как в сфере науки, так и производства услуг; увеличения поступлений в бюджеты разных уровней за счет увеличения производства наукоемкой продукции и увеличения доходов населения; повышения образовательного уровня населения; решения собственных экологических и социальных проблем за счет использования новейших технологий.
Основными элементами НИС признаны следующие подсисте-мы[5, с.18]:
- генерации знаний;
- образования и профессиональной подготовки;
- производства продукции и услуг;
- инновационной инфраструктуры;
- рынка наукоемкой продукции и услуг.
Система генерации научных знаний представлена в России совокупностью организаций, выполняющих фундаментальные и прикладные исследования. Это научные организации Российской Академии наук, отраслевых министерств, научные секторы высших учебных заведений, научные подразделения промышленных предприятий. Подсистема образования и профессиональной подготовки в России достаточно развита и имеет устоявшиеся традиции, однако она не всегда ориентирована на нужды и пот-ребности го-
188 ТЯАШРОЯТ ВШШБ88 Ш ЯШ81А | №6 2013 |
сударства. А это, в свою очередь, создает дополнительные проблемы по вовлечению молодых специалистов в инновационное производство. В большинстве стран Европы (Германии, Нидерландах, Бельгии, Великобритании) огромное внимание уделяется не только профессиональной подготовке выпускников (прежде всего практической), но и поднятию и поддержанию престижа инженерных и технологических специальностей.
Таким образом, основными проблемами формирования Российской инновационной системы высшего образования являются:
- недостаточная эффективность управления инновационными процессами;
- отсутствие эффективного механизма обеспечения инновационной деятельности финансовыми ресурсами;
- отсутствие у банков и небанковских кредитных организаций мотивов вкладывать свои средства в наукоемкие технологии и производства в силу их низкой рентабельности;
- слабая ориентированность научного комплекса на рынок, неспособность самостоятельно искать новые ниши рынка;
- отсутствие четкой связи между вузами и производственными предприятиями, что мешает притоку в отрасль молодых специалистов.
Решение указанных проблем будет способствовать и качественным изменениям в системе российского высшего профессионального образования.
Литература:
1. Акумова Н.В. Оптимизация взаимодействия учреждений профессионального образования с рынком труда // Высшее образо-
вание для XXI века: IV Международная научная конференция, Мос-ГУ, 18-20 октября 2007 г.: доклады и материалы. Часть I. - М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2007.
2. Башарина А.В. Социальные инновации в образовании: сущность и классификация // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - Самара: Изд-во Самарский научный центр РАН - 2009 - Т.11. - № 4.
3. Воронина Л. Опыт Германии по применению инновационных сетей и проектов финансирования при реализации научно-инновационной политики // Региональная экономика: теория и практика. - М.: Изд-во ООО «Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ», 2008. - №5.
4. Гордеева Е.И. Влияние эффективности образовательных услуг на социально-экономическое положение региона // Тезисы докладов региональной научно - практической конференции «Экономика образования в системе социальных координат». - Тамбов, 2006.
5. Козлова Ж.М. Проблемы становления национальной инновационной системы в России // Вестник Алтайской академии экономики и права. - Барнаул: Изд-во Алтайская академия экономики и права -2011. - №2.
6. Макарычев Д.В. Качество образования как главный фактор конкурентоспособности вуза // Известия Самарского научного центра РАН. - Самара: Изд-во Самарский научный центр РАН - 2006 -Т. 8.
7. Мухтаров Ш.Г. О некоторых финансовых аспектах развития сферы образования // Успехи современного естествознания. - Пенза: Изд-во Общество с ограниченной ответственностью «Издательский Дом «Академия Естествознания» - 2007. - №12.
языковой аспект решения проблемы академической мобильности субъектов профессиональной подготовки в
техническом вузе
Цуникова Т.Г., к.п.н., доцент кафедры иностранных языков МГТУ МИРЭА
Академическая мобильность рассматривается автором в практическом аспекте как реализация модели профессионально-ориентированной лингвистической подготовки в направлении развития мобильной компетентности студентов и академического персонала технического вуза.
Ключевые слова: академическая мобильность; субъекты образовательного взаимодействия; выбор и целеполагание; управленческая культура; мобильная компетентность.
language aspects of academic mobility of professional training
subjects in technical high school
Tsunikova T.G., Master of Educational Science, associate professor of Foreign language department, MSTU MIREA
Academic mobility is considered by the author to the practical aspect of the realization of the model as professionally-oriented language training in the direction of the mobile competence of students and academic staff of a technical university.
Keywords: academic mobility, subjects of educational interaction, selection and goal-setting, management culture, mobile competence.
Педагогическая интерпретация профессиональной подготовки в техническом университете в свете «постановки философами вопроса о многообразии форм (способов) постижения бытия»[5,С.116-117] субъектов образовательного взаимодействия направлена на проведение соответствующей образовательной политики посредством управления всеми видами деятельности.
Академическая мобильность является ключевой инновационной составляющей Болонского процесса при формировании единого европейского образовательного и научного пространства. ЕПВО или единое пространство высшего образования ориентировано на решение задач, требующих достижения разнообразия образовательных и научных программ, а также осуществление их с целью оптимального взаимодействия за счет сопоставимости, взаимного признания и возможности эффективного взаимодействия вузов и научных центров.
Природная сущность любой деятельности и особенно инновационной, требует пояснения её «самоопределяющего начала».Це-лесообразность, являясь сущностной характеристикой деятельности, не даёт возможности в полной мере развести два конкретных типа деятельности. С одной стороны, это «репродуктивная, целе-
достигающая, безличная, замкнутая определёнными программами и контекстами», но, «несмотря на это, вполне целесообразная, поскольку в соответствии с целью могут быть выстроены те или иные средства, выбраны и реализованы необходимые условия, соблюдена взаимосвязь цели и результата. Есть лишь один небольшой нюанс: цель задана извне и тогда происходит подмена качества субъекта. Он выступает не в качестве субъекта деятельности, а лишь как субъект целенаправленных и целесообразных действий»[4,С.101].
Если позиция субъекта профессиональной подготовки ограничена функциональностью, то в ней нет собственно субъектного начала или целеполагания, которое отличает другой тип деятельности такой, как - «продуктивная, целеполагающая, сдвигающая горизонт распредмечивания, творческая, личностно сфокусированная». В целом работа в режиме опредмечивание и распредмечиваниепо-нимается как способ преодоления предметной точки зрения и предметных способов мышления. Определенным типологическим аналогом идее опредмечивания и распредмечивания выступают идеи чтения - письма, деконструкции и т.д., сформулированные в рамках разных версий постструктурализма.
Одним из отличительных признаков мобильной деятельнос-
TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №6 2013 | 189