МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА Глотов В.И.,
к.э.н., профессор, академик РАЕН, заместитель директора Федеральной службы по финансовому мониторингу Аржанов И.А.,
студент 4 курса (бакалавриат) направления «Международные отношения» Московского городского университета управления при Правительстве Москвы
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ В СИСТЕМЕ НОВЫХ ВЫЗОВОВ И УГРОЗ. МЕЖДУНАРОДНОЕ
АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
В статье анализируются аспекты разрушительного феномена и реалий современности - международного терроризма. В современной сфере противодействия терроризму имеется множество недоработок и проблем. Одной из важнейших задач для обеспечения стабильного и мирного будущего для членов мирового сообщества Россия считает создание системы, которая в новых условиях не только позволит обеспечивать международную безопасность, но и будет способствовать сближению и интеграции государств, построению открытого мира. Автор приходит к выводу, что Российская Федерация имеет все основания для укрепления своего лидерского статуса в противодействии международному терроризму.
Ключевые слова: терроризм, глобализация, террористические организации, Россия, оружие массового поражения, Запад, противодействие терроризму, Сирия.
Glotov V.I., Arzhanov I.A.
THE RUSSIAN FEDERATION
IN THE SYSTEM OF NEW CHALLENGES AND THREATS.
INTERNATIONAL ANTITERRORIST COOPERATION AT THE PRESENT STAGE
The article analyzes the aspects of the destructive phenomenon and the realities of
modernity - international terrorism. In the modern sphere of countering terrorism, there are many shortcomings and problems. Russia believes that one of the most important tasks for ensuring a stable and peaceful future for the members of the world community is the creation of a system that, in the new conditions, will not only provide for international security, but will also promote the rapprochement and integration of states and the building of an open world. The author comes to the conclusion that the Russian Federation has every reason to strengthen its leadership status in countering international terrorism.
Keywords: terrorism, globalization, terrorist organizations, Russia, weapons of mass destruction, the West, counteraction to terrorism, Syria.
В эпоху глобализации сущность большинства процессов заметно трансформируется. Это существенно затронуло суть терроризма, адаптировав его к реалиям сегодняшних дней. Как результат - на данном этапе он не может считаться исключительно средством физического уничтожения мирного населения, являясь более широким явлением и затрагивающим гораздо большее количество сфер деятельности человека.
На сегодняшний день терроризм в большей степени является средством запугивания людей, мощным инструментом пропаганды идей радикальных группировок, в том числе основным средством дестабилизации ситуации в том или ином регионе планеты [1].
С другой же стороны, является одним из действенных инструментов в тактике политической борьбы, связанным с применением идеологически оправданного насилия. Исходя из этой концепции, основная суть терроризма заключается в насилии с целью устрашения. Либо, другими словами, достаточно изощренный способ запугивания [2]. Как показывает практика, чаще всего объектами насилия выступает либо власть, которую олицетворяет тот или иной политик, либо же общество в целом и ее отдельные граждане, тогда как субъекты насилия - это либо отдельные граждане,
либо различные неправительственные организации. Следует отметить, что в результате террористических атак вред может быть нанесен не только населению, но и имуществу (частному, государственному), объектам инфраструктуры либо различным системам жизнеобеспечения.
На данном этапе нужно понимать, какую цель преследует терроризм, какой результат получит от примененных действий. Чаще всего итогом насилия выступает реализация того или иного развития событий -будь то революция в отдельной стране, либо дестабилизация общества, запугивание общества, развязывание войны с другими государствами, обретение независимости, урон престижу власти, демонстрация собственных возможностей, демонстрация бессилия власти отдельной страны, требование уступок со стороны власти, требование выполнения тех или иных условий, выдвигаемых террористами [3].
В целом феномен террора можно разделить на несколько составляющих компонентов либо видов, которые в различной степени формируют понятие международного терроризма как такового, но в частностях - имеют различные корни, различные мотивы и порой могут преследовать совсем разные цели, достигающиеся зачастую схожими способами.
Политический терроризм имеет двустороннее направление. Это либо борьба радикальных группировок против существующего государственного строя (к примеру, «Красные бригады», «Движение второго июня» и др.), либо терроризм со стороны государства (совершается государственными спецслужбами в целях, необходимых государству). Данный подвид терроризма использовался с целью уничтожения врагов того или иного государства [4].
Существует также феномен (движение) национального терроризма, который следует охарактеризовать как один из инструментов борьбы за создание собственного государства (к примеру, борьба басков, борьба курдов, ИРА).
Вместе с тем в современном мире терроризму, который имел идеологические
и политические корни, приходит на смену иной вид, имеющий религиозные корни. Он основан на религиозной почве и является самым опасным. Его основу прочно занимает религиозный фанатизм. На этом фоне видится борьба между Палестиной и Израилем; наблюдается активизация радикальных ячеек и группировок в странах арабского мира, ключевую роль в которых долгое время отыгрывает ИГИЛ, продвигающий идею создания всемирного исламского государства и воспринимающий христиан как мировых колонизаторов, а мусульман - как непосредственных жертв данной колонизации. Чуть ранее первенство среди радикальных группировок удерживала другая организация - «Аль-Каида» (террористическое объединение, запрещенное в РФ).
Терроризм можно условно разделить по характеру субъекта террористической деятельности: на неорганизованный (индивидуальный, обособленный от других ячеек) и организованный. В первом случае организаторами теракта является один либо несколько человек, не отождествляющих себя с какой-либо радикальной организацией. Во втором террористическая деятельность планируется, координируется, прорабатывается и реализуется организацией - Аль-Каидой, ИРА, ЭТА, ИГИЛ (террористические объединения, запрещенные в РФ) [5]. В современном мире организованный терроризм является наиболее распространенной формой. Во многом причины заключаются в том факте, что в эпоху глобализации, цифровых технологий и наличия Интернета в любой части мира пропаганда тех или иных радикальных идей происходит более доступными и быстрыми методами, охватывает более широкую аудиторию, что приводит к большей эффективности вербовки новых кадров.
«Популярность» террористических организаций, мнимая схожесть идей, целей между группировкой и человеком, делают процесс интеграции новых членов в группировку более быстрым и менее болезненным. На этом этапе включаются все преимущества современных информационных
технологий. С помощью существующих средств связи передача информации, координация действий происходят мгновенно. Организатор и исполнитель могут связываться достаточно безопасными способами и согласовывать планы без особой боязни быть обнаруженными.
Существующие и возникающие новые вызовы и угрозы, в числе которых международный терроризм (который принял качественно новый характер), опасность распространения ядерного оружия, нелегальная миграция, экологические проблемы носят глобальный характер и не являются проблемой одной определенной страны. Они нуждаются в адекватном и конструктивном ответе со стороны всего международного сообщества, требуют адекватных усилий всего мира для решения данных проблем и вызовов [6].
Анализируя антитеррористическую деятельность Российской Федерации с 1990-х годов (на территории Чеченской Республики) и по настоящее время, стоит отметить, что наше государство регулярно выступает с эффективными инициативами на мировой арене и действует в рамках международного права в процессе принятия решений и при проведении соответствующих операций. В 2015 году Россия начала решительную борьбу с терроризмом в Сирии, став единственным государством, которое осуществляет контртеррористические действия по официальной просьбе легитимного президента Сирии.
Российская Федерация является активным участником предпринимаемых мировым сообществом совместных антитеррористических действий. Внесен большой вклад в формирование и укрепление международной антитеррористической коалиции, которая была создана США сразу после трагических событий 11 сентября 2001 г.
Россия проводила сбалансированную и неконфронтационную внешнюю политику, твердо и последовательно отстаивая приоритет международного права и центральной роли ООН в решении главных мировых проблем, благодаря чему ей неоднократно удавалось избежать раскола в
рядах международной антитеррористической деятельности, вызванного односторонним проведением военной операции США и их союзников в Ираке. Вследствие грамотной политики Россией были разработаны и утверждены резолюции СБ ООН, которые помогли найти выход из сложнейшего иракского кризиса и восстановить пошатнувшееся единство международного сообщества, включая вопросы противодействия международному терроризму. Например, к одной из таковых следует отнести Резолюцию СБ ООН 1546 [7]. Российская Федерация выступила с инициативой формирования под эгидой ООН Глобальной стратегии противодействия новым угрозам и вызовам на основе норм и принципов действующего международного права. Время подтвердило значимость и актуальность данной инициативы, которая получила широкую поддержку в мире.
Россия поддержала единогласное принятие резолюции СБ ООН 1535 [8] о проведении реформы Контртеррористического комитета СБ ООН (КТК) в целях повышения его организационного и экспертного потенциала, эффективности деятельности, направленной на совместную практическую работу государств в борьбе с международным терроризмом. Значимое решение СБ ООН закрепило КТК как координирующий центр международной антитеррористической деятельности под эгидой ООН и при этом подтвердило общий настрой мирового сообщества на последующее развитие консолидированных механизмов противодействия современным вызовам и угрозам. Россия инициировала в разработку и принятие в конце апреля 2004 г. Резолюции 1540 о недопущении попадания оружия массового уничтожения и средств его доставки к негосударственным субъектам, в первую очередь к террористам и преступникам [9].
Российская Федерация выступает отличным примером самостоятельно выстроенной площадки с прочным фундаментом и уникальнейшим опытом в борьбе с терроризмом, что не может не вызывать интереса у зарубежных партнеров. Так, впервые в российской истории в г. Москве
осенью 2012 г. (октябрь - ноябрь) по линии противодействия финансированию терроризма были проведены обучающие курсы в межведомственном формате (ФСБ, МВД, Росфинмониторинг) для представителей правоохранительных органов и специальных служб стран АСЕАН [10].
Дополнительные трудности в противостоянии терроризму вызывает концепция «глобального лидерства» или «глобального доминирования» (в настоящее время является основной во внешней политике США). При этом доминировать и лидировать намного удобнее в ослабленном и фрагментарном мире на больших хаотизированных пространствах (так называемые «серые зоны»). Миру, по логике западных государств, совершенно не нужны сильные и суверенные государства, не требуется международное право равных. Именно эти основы международной политики активно защищает и отстаивает Россия на сегодняшний день.
Российская Федерация не просто ведет борьбу с международной террористической угрозой, а препятствует развитию разрушительных процессов. Тактика западных государств грозит полностью изменить политическую карту на Ближнем Востоке, где уже не будет национальных арабских государств, а ливийцы, иракцы, сирийцы и многие другие народы станут достоянием истории. Совместные действия России и Сирии при поддержке Ирана могут приостановить разрушительный процесс на Ближнем Востоке. Вместе с тем не стоит надеяться на окончательную победу: на месте поверженного ИГИЛ довольно быстро появятся многочисленные преемники. После того как войска США и НАТО вторглись в Ирак, была разгромлена Ливия и произошли события «арабской весны». Ближний Восток стал центром по массовой подготовке террористов. Это наглядно демонстрируют мировому сообществу реальные результаты и последствия деятельности терроризма.
В настоящее время международный терроризм можно победить, объединив усилия всех «здоровых» сил мирового со-
общества и сформировав единый антитеррористический фронт. Это неоднократно предлагал сделать Президент Российской Федерации В.В. Путин. Так, во многом благодаря искусству российской дипломатии, в конце сентября 2013 г. между РФ и США был согласован проект резолюции СБ ООН, где предусматривалось применение силовых сценариев по Сирии исключительно после проведения тщательных расследований и исключительно по решению СБ ООН [11]. 27 сентября 2013 г. была принята резолюция по химическому оружию в Сирии, где впервые выражалась единогласная поддержка Женевского коммюнике 2012 г., а Россия настойчиво настаивала на скорейшем созыве международной конференции по проблеме Сирии [12].
Подводя итог, стоит отметить, что роль России в современном международном сотрудничестве по борьбе с терроризмом сложно переоценить. Государство имеет богатый опыт противодействия преступлениям данного вида на собственной территории, является активным участником и инициатором многих конструктивных коллективных мер на мировой арене, направленных на решение рассматриваемой проблемы. Одним из таких событий выступает совместная программа по Сирии, принятие которой произошло в Астане в январе 2017 года между Ираном, Россией и Турцией [13]. 5 апреля 2017 года Россия внесла в СБ ООН свой проект резолюции по инциденту с химическим оружием в Сирии [14], а 26 апреля 2017 в Москве прошли переговоры министров иностранных дел России и Саудовской Аравии по ряду ключевых аспектов ближневосточной проблематики [15].
Сегодня Россия является одним из центров формирующегося многополярного мира, а значит, обеспечивает баланс сил, не позволяя некоторым западным государствам действовать в обход утвержденным резолюциям СБ ООН. Тем самым Российская Федерация выступает в качестве одного из ведущих акторов, осуществляющих антитеррористическую деятельность не только на Ближнем Востоке, но и по
всему миру. Есть все основания полагать, что данная тенденция сохранится и укрепится в обозримом будущем.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Иржанов А.С. О понятии терроризма в международном праве // Евразийский юридический журнал. - 2013. - № 3.
- С. 40-45.
2. Кузнецов А.П., Маршакова Н.Н. Международный терроризм в условиях глобализации // Юридический мир. - 2010.
- № 9. - С. 8-13.
3. Возжеников А.В. Международный терроризм: борьба за геополитическое господство. - М.: Эксмо, 2007. - 528 с.
4. Кропачев Н.М., Мусин В.А. О понятии международного терроризма // Известия высших учебных заведений. - 2010.
- № 1. - С. 128-142.
5. Самович Ю.В. О понятии «международный терроризм» // Вестник Томского государственного университета. - 2012. -№ 361. - С. 120-123.
6. Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 30 ноября 2016 г.) // [Электронный ресурс]. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/i d/2 542248
7. Резолюция 1564 (2004) принятая Советом Безопасности на его 5040-м заседании 18 сентября 2004 года // [Электронный ресурс]. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UND0C/GEN/N04/515/49/PD F/N0451549.pdf?0penElement
8. Резолюция 1535 (2004) принятая Советом Безопасности на его 4936-м заседании 26 марта 2004 года // [Электронный ресурс]. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UND0C/GEN/N04/286/43/PD F/N0428643.pdf?0penElement
9. Резолюция 1540 (2004) принятая Советом Безопасности на его 4956-м заседании 28 апреля 2004 года // [Электронный ресурс]. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UND0C/GEN/N04/328/45/PD F/N0432845.pdf?0penElement
10. Обзор МИД РФ «Новые вызовы и угрозы» // [Электронный ресурс]. URL:
http://www.mid.ru/diverse/-
/asset_publisher/zwI2FuDbhJx9/content/novy
e-vyzovy-i-ugrozy
11. Вавилов А.И. Битва за Сирию // Вестник МГЛУ. - 2014. - № 2. - С. 9-30.
12. Резолюция 2118 (2013) принятая Советом Безопасности на его 7038-м заседании 27 сентября 2013 года // [Электронный ресурс]. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N13/489/25/PD F/N1348925.pdf?OpenElement
13. Совместное заявление Ирана, России, Турции по итогам международной встречи по Сирии в Астане, 23-24 января 2017 года // [Электронный ресурс]. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/i d/2 610777
14. Россия внесла в СБ ООН свой проект резолюции по инциденту с химоружием в Сирии // [Электронный ресурс]. URL:
https://lenta.ru/news/2017/04/05/resolution/
15. О переговорах Министра иностранных дел России С.В.Лаврова с Министром иностранных дел Королевства Саудовская Аравия Аделем Аль-Джубейром // [Электронный ресурс]. URL: http://www.mid.ru/ru/maps/sa/-/asset_publisher/8mhfuWloeKqd/content/i d/2 738648
BIBLIOGRAPHIC LIST
1. Irzhanov A.S. O ponyatii terrorizma v mezhdunarodnom prave // Evrazijskij yuridicheskij zhurnal. - 2013. - № 3. - S. 4045.
2. Kuznecov A.P., Marshakova N.N. Mezhdunarodnyj terrorizm v usloviyah glob-alizacii // YUridicheskij mir. - 2010. - № 9. -S. 8-13.
3. Vozzhenikov A.V. Mezhdunarodnyj terrorizm: bor'ba za geopoliticheskoe gos-podstvo. - M.: EHksmo, 2007. - 528 s.
4. Kropachev N.M., Musin V.A. O po-nyatii mezhdunarodnogo terrorizma // Izvestiya vysshih uchebnyh zavedenij. -2010. - № 1. - S. 128-142.
5. Samovich YU.V. O ponyatii «mezhdunarodnyj terrorizm» // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. -2012. - № 361. - S. 120-123.
6. Koncepciya vneshnej politiki Ros-sijskoj Federacii (utverzhdena Prezidentom Rossijskoj Federacii V.V. Putinym 30 noy-abrya 2016 g.) // [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/i d/2 542248
7. Rezolyuciya 1564 (2004) prinyataya Sovetom Bezopasnosti na ego 5040-m zasedanii 18 sentyabrya 2004 goda // [EHlektronnyj resurs]. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UND0C/GEN/N04/515/49/PD F/N0451549.pdf?0penElement
8. Rezolyuciya 1535 (2004) prinyataya Sovetom Bezopasnosti na ego 4936-m zasedanii 26 marta 2004 goda // [EHlek-tronnyj resurs]. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UND0C/GEN/N04/286/43/PD F/N0428643.pdf?0penElement
9. Rezolyuciya 1540 (2004) prinyataya Sovetom Bezopasnosti na ego 4956-m zasedanii 28 aprelya 2004 goda // [EHlek-tronnyj resurs]. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UND0C/GEN/N04/328/45/PD F/N0432845.pdf?0penElement
10. Obzor MID RF «Novye vyzovy i ugrozy» // [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.mid.ru/diverse/-
/asset_publisher/zwI2FuDbhJx9/content/novy e-vyzovy-i-ugrozy
11. Vavilov A.I. Bitva za Siriyu // Vest-nik MGLU. - 2014. - № 2. - S. 9-30.
12. Rezolyuciya 2118 (2013) prinyataya Sovetom Bezopasnosti na ego 7038-m zasedanii 27 sentyabrya 2013 goda // [EHlektronnyj resurs]. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UND0C/GEN/N13/489/25/PD F/N1348925.pdf?0penElement
13. Sovmestnoe zayavlenie Irana, Ros-sii, Turcii po itogam mezhdunarodnoj vstrechi po Sirii v Astane, 23-24 yanvarya 2017 goda // [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2 610777
14. Rossiya vnesla v SB 00N svoj proekt rezolyucii po incidentu s himoruzhiem v Sirii // [EHlektronnyj resurs]. URL: https://lenta.ru/news/2017/04/05/resolution/
15. 0 peregovorah Ministra inostrannyh del Rossii S.V.Lavrova s Ministrom inostran-nyh del Korolevstva Saudovskaya Araviya Adelem Al'-Dzhubejrom // [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.mid.ru/ru/maps/sa/-/asset_publisher/8mhfuWloeKqd/content/id/2 738648