ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
ECONOMIC THEORY
Оригинальная статья / Original article
УДК 338.24
http://doi.org/10.35854/1998-1627-2023-10-1164-1177
Российская экономика в условиях институциональной трансформации перехода к многополярному миру
Наталья Валерьевна Василенко1®, Анна Юрьевна Румянцева2
1 2 Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики, Санкт-Петербург, Россия 1 Международный банковский институт имени Анатолия Собчака, Санкт-Петербург, Россия
1 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-9031-6038
2 [email protected], https://orcid.org/0000-0001-7279-5306
Аннотация
Цель. Выявление ключевых институциональных характеристик перехода к многополярному миру и обоснование направлений развития российской экономики в период этого перехода, способствующих восстановлению позиций России как экономико-политического центра силы в новой модели мироустройства.
Задачи. Рассмотреть институциональные основы мироустройства для определения места многополярности среди других типов мироустройства; проследить особенности перехода к многополярному миру как институциональной трансформации из точки противодействия доминированию одной сверхдержавы; сформулировать направления трансформации российской экономики при переходе к многополярному миру.
Методология. С помощью общих методов научного познания, а также институционального и цивилизационного подходов рассмотрен переход к многополярному миру как закономерный этап перехода к новой модели мироустройства, отражающей эволюцию мировых хозяйственных укладов и соответствующих им мировых порядков.
Результаты. Определены регулирующие функции формальных и ценностно-этических институтов в институциональной среде мироустройства, а также роль государств и цивилизаций как их источников и гарантов. Выявлены институциональные разрывы моделей однополяр-ного и многополярного миров. Обоснован тезис о том, что движение к модели многополярного мира подразумевает институциональную трансформацию в экономическом, социально-духовном и политическом аспектах. Показана роль ценностей и сознательных усилий государств при переходе к многополярному миру. Определены основные вызовы и угрозы при переходе к многополярному миру для экономики России и сформулированы направления усилий, необходимых для ее укрепления.
Выводы. Переход к многополярному миру представляет собой сложный процесс трансформации институтов мирового порядка и мирового хозяйственного уклада на основе учета национальных интересов и ценностных установок большого количества мировых акторов. В период институциональной трансформации перехода перед российским государством возникают новые вызовы в социально-ценностной, экономической и политической сферах. Развитие российской экономики в переходный период должно стать основой укрепления экономико-политической мощи страны, ее национального суверенитета и обеспечить достойное место России в новой модели мироустройства.
Ключевые слова: мироустройство, мировой порядок, мировой хозяйственный уклад, институты, однополярный мир, многополярный мир, глобализация
Для цитирования: Василенко Н. В., Румянцева А. Ю. Российская экономика в условиях институциональной трансформации перехода к многополярному миру // Экономика и управление. 2023. Т. 29. № 10. С. 1164-1177. http://doi.org/10.35854/1998-1627-2023-10-1164-1177
© Василенко Н. В., Румянцева А. Ю., 2023
Russian economy in the conditions of institutional transformation of moving towards a multipolar world
Natalia V. Vasilenko1H, Anna Yu. Rumyantseva2
1 2 St. Petersburg University of Management Technologies and Economics, St. Petersburg, Russia 1 International Banking Institute named after Anatoliy Sobchak, St. Petersburg, Russia
1 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-9031-6038
2 [email protected], https://orcid.org/0000-0001-7279-5306
Abstract
Aim. To identify the key institutional characteristics of the transition to a multipolar world and to substantiate the directions of development of the Russian economy during this transition, contributing to the restoration of Russia's position as an economic and political center of power in the new model of the world order.
Objectives. To consider the institutional foundations of the world order to determine the place of multipolarity among other types of world order; to trace the features of the transition to a multipolar world as an institutional transformation from the point of counteraction to the dominance of one superpower; to formulate the directions of transformation of the Russian economy during the transition to a multipolar world.
Methods. Using general methods of scientific cognition, as well as institutional and civiliza-tional approaches, the paper considers the transition to a multipolar world as a natural stage of transition to a new model of world order, reflecting the evolution of world economic patterns and their corresponding world orders.
Results. The regulatory functions of formal and value-ethical institutions in the institutional environment of the world order, as well as the role of states and civilizations as their sources and guarantors are determined. Institutional gaps in the models of unipolar and multipolar worlds are revealed. The thesis that the movement to the multipolar world model implies institutional transformation in economic, socio-spiritual and political aspects is substantiated. The role of values and conscious efforts of states in the transition to a multipolar world is shown. The main challenges and threats in the transition to a multipolar world for the Russian economy are identified and the directions of efforts necessary for its strengthening are formulated.
Conclusions. The transition to a multipolar world is a complex process of transformation of the institutions of the world order and the world economic order on the basis of taking into account the national interests and values of a large number of global actors. During the period of institutional transformation of the transition, the Russian state faces new challenges in the socio-value, economic and political spheres. The development of the Russian economy in the transition period should become the basis for strengthening the economic and political power of the country, its national sovereignty and provide a worthy place for Russia in the new model of the world order.
-a
Keywords: world order, world order, world economic structure, institutions, unipolar world, multipolar world, globalization
For citation: Vasilenko N.V., Rumyantseva A.Yu. Russian economy in the conditions of institutional transformation of moving towards a multipolar world. Ekonomika i upravlenie = Economics and Management. 2023;29(10):1164-1177. (In Russ.). http://doi.org/10.35854/1998-1627-2023-10-1164-1177
< <
Введение
Рост неопределенности будущего, обусловленный нарастанием негативных экономических тенденций, а также усилением геополитической напряженности, актуализирует поиски концепций, обладающих достаточной объяснительной и прогностической способностью. Большинство авторов сходятся во мнении о нелинейном, волнообразном развитии мировой экономики,
состоящем в чередовании стабильных состояний, накапливающих изменения в различных аспектах мироустройства, и трансформаций в мироустройстве, в той или иной степени снимающих накопленные противоречия [1; 2; 3; 4]. О разрушении прежней модели институтов свидетельствуют санк-ционные ограничения торговых отношений, нарушение прав частной собственности как основы рыночной системы хозяйствования [5]. На мировую экономическую арену
о <
^ выходят новые акторы. По данным Всемир-q ного банка1, уже в 2021 г. страны БРИКС н производили почти треть мирового валового ^ внутреннего продукта (ВВП) по паритету по-
0 купательной способности, опередив страны ^ «Большой семерки».
s Осмысление происходящих изменений
1 требует междисциплинарного подхода. ^ На философского-мировоззренческом уровне в рамках партикулярного и трансцендентного методов природа кризиса современного мироустройства рассматривается как дуализм концепций однополярного и многополярного мира [6]. Более широкий набор полярности, а также анализ процессов развития глобализации представлен в работах о международных отношениях и геополитике [7; 8]. Однополярная модель миропорядка исследована с позиций глобального господства [9] и сущностных характеристик соответствующего ей либерализма [10] в контексте установки на накопление капитала [11]. Социальная проблематика многополярного мира подробно отражена в работе А. В. Ду-гина [12], а обоснование многополярного мира как альтернативного мирохозяйственного варианта глобализации — в работах С. Ю. Глазьева [13; 14].
В современных исследованиях получили развитие различные стороны перехода к многополярному миру, такие как аннексионные и сецессионные конфликты в условиях глобализации [15], региональная латиноамериканская [16] и африканская интеграция [17], геополитическая борьба за Центральную Азию [18], проблемы реализации национальных интересов в развитии Арктики [19], политико-правовая природа национального суверенитета [20] и возможности обеспечения безопасности на национальном уровне [21] в условиях становления многополярного мира.
Вместе с тем вопросам, связанным с формированием многополярного мира как новой модели мироустройства в результате глубокой институциональной трансформации в единстве преобразования формальных и ценностно-этических институтов, а также необходимым изменениям в российской экономике в период перехода уделено недостаточно внимания. Указанные обстоятельства и определили цель настоящего исследования.
1 DataBank. World Development Indicators // World Bank Group. URL: https://databank.world-bank.org/source/ world-development-indicators (дата обращения: 15.03.2023).
Методология
Теоретическую базу исследования составили общенаучные методы, такие как анализ, синтез, обобщение, сравнение, а также институциональный и цивилизационный [22; 23] подходы.
Результаты и их обсуждение
Институциональные основы многополярного мира
Для выявления институциональных основ многополярного мира необходимо разместить это понятие в широком контексте, отражающем мироустройство с позиций институционального подхода. Системообразующим понятием в указанном научном контексте является понятие «мироустройство», имеющее междисциплинарный характер. В философии оно связано с поисками ответа на вопрос о том, как организовать человеческое общество для достижения гармонии, равновесия и справедливости между людьми и национальными сообществами. С экономических позиций мироустройство отражает разные стороны функционирования международной экономической системы: мировую торговлю, финансы, экономическое развитие, борьбу с неравенством и другие с точки зрения процветания участников мирового сообщества. В мировой политике мироустройство означает установление мира и стабильности между различными государствами и остальными акторами на мировой арене посредством дипломатических усилий, переговоров, соглашений и иных мер, направленных на предотвращение конфликтов [4].
Анализ междисциплинарного контекста показал, что в качестве главных составляющих мироустройства, отражающих его политические и экономические аспекты, в современной системе понятий следует рассматривать «мировой порядок» и «мировой хозяйственный уклад», как видно на рисунке 1. Исследование позволило выделить основные характеристики мирового порядка как системы правил, норм и механизмов для регулирования международных отношений с целью решения различных проблем и разрешения конфликтов [24]:
- господствующие силы и их баланс, отражающие возможности и границы влияния определенных стран или групп стран, при их стремлении поддерживать стабильное равновесие в глобальных делах;
Актор (источник и гарант) государство
il
ФОРМАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ — нормы и правила, закрепленные в международном праве, законодательство, нормативно-правовая база национального уровня
МИРОВОЙ ПОРЯДОК
— система норм, правил, регламентирующих
отношения между государствами
МИРОВОЙ ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ УКЛАД - связи взаимодействия между национальными экономиками
4
il
Актор (источник и гарант) цивилизация
Политический аспект
Экономический аспект
НЕФОРМАЛЬНЫЕ (ЦЕННОСТНО-ЭТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ) — базовые традиционные ценности, социальные нормы ЦИВИЛИЗАЦИЯ - высокоорганизованное общество, обладающее развитой культурой, экономикой, политической системой, технологиями и социальными институтами
4
Социально-духовный аспект
МИРОУСТРОЙСТВО —
основные аспекты жизнедеятельности и взаимоотношений между государствами и обществами
Модели мироустройства
АПОЛЯРНЫИ МИР - власть и влияние распределены между
несколькими ключевыми государствами или региональными силами
с разнообразными интересами при отсутствии явного баланса сил
ОДНОПОЛЯРНЫИ МИР
- одно доминирующее государство, которое обладает абсолютным преимуществом над другими странами и контролирует основные аспекты мировой политики, экономики
и безопасности;
- одна главная цивилизация, которая оказывает сильное культурное
и цивилизационное воздействие на другие народы и регионы
БИПОЛЯРНЫИ МИР - власть и влияние распределены между двумя силами, которые контролируют глобальную политику и экономику и конкурируют за влияние и преимущество, что приводит к определенному балансу и напряженным отношениям между ними
МНОГОПОЛЯРНЫИ МИР
- власть и влияние распределены между несколькими сильными государствами или центрами
власти, которые влияют на мировую политику, экономику и безопасность;
- многообразие
и развитие различных культур с опорой на традиционные человеческие ценности ,
< <
Рис. 1. Институциональные основы мироустройства Fig. 1. Institutional foundations of the world order
Источник: составлено авторами.
- международное право и нормы, регулирующие поведение государств и других участников международных отношений, включая обязательства, принимаемые государствами на основе международных договоров и соглашений;
- международные институты, в том числе международные организации, например, Организация Объединенных Наций (ООН), Всемирная торговая организация (ВТО),
Международный валютный фонд (МВФ) и иные, призванные к достижению сотрудничества, решения конфликтов и поддержания мира;
- механизмы решения международных конфликтов, включая дипломатические переговоры, миротворческие операции и другие средства мирного урегулирования споров.
При этом в рамках настоящего исследования важно обратить внимание на то,
о <
1 что изменения геополитических тенденций о и глобальные события приводят к посто-н янному эволюционированию мирового по-^ рядка, порождая различные его типы. Это
0 находит отражение в различных моделях ^ мироустройства, как показано на рисун-з ке 1. Мировой хозяйственный уклад, пони-
1 маемый как совокупность способов, методов ^ и механизмов организации и функционирования мировой экономики в определенный период [13], может быть описан прежде всего через его ключевые элементы:
- характер производственной базы, используемые технологии и способы организации производства товаров и услуг;
- организация мировой финансовой системы, включая международные финансовые институты, валютные отношения и движение капитала между странами;
- объем и характер международной торговли, в том числе особенности региональных и глобальных рынков;
- роль правительств и международных организаций в установлении правил и норм, регулирующих мировую экономику, в том числе торговля, финансы и инвестиции;
- способы распределения доходов и богатства между странами и внутри них, включая вопросы социальной справедливости и борьбу с экономическим неравенством.
Мировой хозяйственный уклад находится под постоянным воздействием различных факторов, таких как технологические инновации, политические решения, глобальные кризисы, демографические изменения и т. д. Закономерности динамики мирового хозяйственного уклада отражены во многих теориях и подходах, в том числе циклах «большой конъюнктуры» Н. Д. Кондратьева, технологических укладах С. Ю. Глазьева, мировых циклах накопления капитала Дж. Арриги, теории «созидательного разрушения» Й. Шумпетера [1; 3].
Функционирование экономических субъектов в условиях тех или иных мировых порядков, мировых экономических укладов в институциональной среде общества определено прежде всего формальными институтами, источником которых выступают государства или группы государств, достигшие соглашений. Они же становятся гарантами выполнения институциональных требований, надежность следования которым экономическими авторами национального либо микроуровня связана с влиянием и потенциальной, а иногда и реальной
возможностью применения насилия, в том числе на межнациональном уровне. Однако не следует забывать о второй не менее значимой составляющей институциональной среды общества: о так называемых неформальных, то есть с позиции содержания ценностно-этических нормах и правилах, включающих в себя моральные ограничения, нравственные принципы и т. п., отражающие определенный цивилизационный код. Источником и гарантом таких институциональных правил служит та или иная цивилизация, фиксирующая социально-духовные аспекты мироустройства.
Соотношение различных политических, экономических и социально-духовных аспектов в институциональном контексте закреплено в понятии «институциональные матрицы» [25]. Однако различия между Х и У матрицами не дают достаточно оснований для сравнительного анализа четырех выделенных моделей мироустройства, как видно на рисунке 1, сочетающих в себе различные характеристики мировых порядков, мирохозяйственных укладов и цивилизаций.
В настоящее время для различия разных видов мироустройства широко применяют понятие «полярность», отражающее количество сильных государств или центров власти, которые определяют структуру и характер мировых отношений. В зависимости от их количества можно выделить несколько видов полярности [4; 7; 24]:
- аполярность (бесполярность) — отсутствие явного господства или преобладания одного либо нескольких центров силы, которые могли бы устанавливать общие правила и структуру мирового устройства;
- однополярность (униполярность, монополярность) — господство одного сильного мирового актора или сверхдержавы, с одной стороны, создающее определенные предпосылки в области стабильности и предотвращения конфликтов, с другой — вызывающее опасность для остального мира относительно одностороннего влияния и доминирования;
- биполярность (двуполярность) — присутствие двух главных сверхдержав или сильных мировых акторов, которые балансируют друг друга, создавая определенную стабильность, но и напряженность при наличии жестких противоречий между центрами силами (например, противоборство между СССР и США в период с конца Второй мировой войны до распада СССР);
- многополярность (мультиполярность) — наличие нескольких сильных мировых акторов или центров власти, соперничающих и взаимодействующих друг с другом, при этом создающих мир, стабильность которого определена степенью достижения баланса интересов многих различных акторов-государств, их объединений, возможно, принадлежащих к разным цивилизациям.
Анализ институциональных основ мироустройства позволяет сделать ряд выводов:
- регулирующая функция формальных институтов в институциональной среде мироустройства определяет активную роль и ответственность государства как источника формальных правил в мировом строит ельстве;
- роль ценностно-этических институтов в институциональной среде мироустройства проявляется в их ограничивающей функции при выборе возможных вариантов действий на национальном и мировом уровнях [26], что в настоящее время прослеживается в столкновении традиционных и либеральных ценностей;
- концепция полярности (полюсности) в различных моделях мироустройства обусловливает необходимость наличия переговорной силы у государства как мирового актора, которая определена его экономической и политической мощью и требует внимания к вопросам национального суверенитета и безопасности.
Последний из указанных аспектов становится особенно важным в периоды смены модели мироустройства, в частности при переходе от однополярного мира к многополярному.
Институциональная трансформация перехода к многополярному миру
Институциональный анализ перехода к многополярному миру распадается на две задачи. Во-первых, речь должна идти о выявлении общих закономерностей такого перехода, как институциональная трансформация. Во-вторых, необходимо указать, что переживаемый в настоящее время переход означает движение в сторону многополярности со стороны России, Китая и ряда других стран в противовес однополярности как доминирования США.
Для решения первой задачи опорой может служить рисунок 1, на котором показаны взаимосвязи между основными составля-
ющими мироустройства и институтами, обеспечивающими не только их функционирование, но и изменение. В целом исследование позволяет заключить, что переход от одной модели мироустройства к другой требует сознательных усилий государств, объективно имеющих основание претендовать на роль центра экономической и политической силы в трех направлениях:
- повышение собственных возможностей влияния через укрепление экономического и духовного суверенитета [27];
- создание политических и экономических коалиций и союзов с учетом сочетания цивилизационных основ потенциальных партнеров [5; 10; 16];
- актуализация международных норм и правил в соответствии с формируемой моделью мироустройства [21].
Рассмотрение особенностей текущего перехода предполагает учет точки отсчета, задающей начальное состояние институциональной среды, которую и желательно преобразовать в многополярный мир. Результаты сравнительного анализа основных институциональных различий между одно-полярным миром (точкой отсчета) и многополярным (желаемым состоянием) представлены в таблице 1.
Как видим, однополярный и многополярный миры представляют различные мировые порядки и мировые хозяйственные уклады, в которых существуют разные структуры власти, а также происходит распределение влияния между государствами и международными акторами. Представление о различиях между нормами и ценностями однополярного и многополярного мира подтверждает сравнение принципов Вашингтонского и Пекинского консенсусов, отражающих разные подходы к экономической и политической моделям развития государств, как следует из таблицы 2.
Обобщая изложенные подходы, можно утверждать, что существующий однопо-лярный мир следует считать результатом глобализации, под которой, как правило, понимают процесс увеличения связей, взаимозависимости и интеграции между странами и регионами в экономической, политической, социальной и культурной сферах жизнедеятельности общества. Глобализация способствует расширению мирового рынка, торговле, инвестициям, перемещению людей, обмену информацией и идеями [27; 28]. В таких условиях, обладая ресурсами,
а
< <
о <
к <
Сравнительный анализ институциональных особенностей моделей однополярного и многополярного миров
Table 1. Comparative analysis of institutional features of unipolar and multipolar world models
№ п/п Критерий сравнения Модель однополярного мира (на примере гегемонии США в начале XXI в.) Модель многополярного мира (на примере глобальных тенденций первой четверти XXI в.) Разрыв
1 Главный мировой актор Одна доминирующая сверхдержава или страна, обладающая преимуществом в основных сферах (политике, экономике, вооруженных силах и культуре) Несколько сильных государств или региональных сил, которые влияют на мировую политику и экономику, и нет одного явного доминантного лидера Равновесие и баланс сил против доминирования и господства одной супердержавы
2 Распределение власти и влияния Доминирующая сверхдержава контролирует ключевые аспекты мировых дел, влияет на другие государства и международные организации Власть и влияние распределены более равномерно между несколькими сильными государствами, что приводит к более сложным и гибким взаимодействиям Гибкость и разнообразие против единовластия
3 Формы взаимодействия между государствами Проблемы с конкуренцией и подавлением сотрудничества со стороны доминирующей силы Разнообразные формы сотрудничества и конкуренции между различными государствами или региональными силами
4 Характер основных вызовов и рисков Связаны с возможностью злоупотребления властью и ограничением свободы других стран Связаны с неопределенностью и неспособностью достичь широкого консенсуса между различными государствами и другими акторами Преимущества национальных интересов против норм либеральной глобализации, поддерживаемых международными организациями
5 Источник стабильности и предсказуемости Превосходство доминирующей сверхдержавы Сложные и динамичные взаимодействия между разными акторами
Источник: составлено авторами.
технологиями, геополитическим преимуществом, сильной промышленностью и финансовой мощью, одна страна или супердержава может стать лидером в мировой экономике. Доминируя в ключевых отраслях, таких как информационные технологии, энергетика или финансы, супердержава может стать определяющим игроком на мировой арене (экономический и политический аспекты отражены на рисунке 1).
Кроме того, глобализация также способствует распространению культуры и идей. Доминирующая супердержава, пропагандирующая свою культуру и привлекающая другие страны к своему образу жизни, может увеличить тем самым свое мягкое влияние на глобальной арене (социально-ценностный аспект представлен на рисунке 1). Основными идеями, сопровождающими и обеспечивающими глобализацию, стали ценности либерализации, декларирующие освобождение экономики от государственного вмешательства и создания благоприятных
условий для свободного предпринимательства, процесс открытия рынков, снижения преград для торговли и инвестиций. Процесс либерализации как «освобождения» постепенно достиг этапа освобождения человека от ответственности перед государством и обществом, от традиционных ценностей, перешел от уважения прав человека к его праву отказа от рождения детей и выбора пола. Таким образом, формирование однопо-лярного мира затронуло цивилизационные коды, которые и становятся в ряде стран, таких как Россия, непреодолимым институциональным барьером для распространения либеральных ценностей.
Вышеизложенное подтверждает мысль о том, что противодействие однополярному миру и движение к модели многополярного мира подразумевает институциональную трансформацию во всех трех аспектах: экономическом (как материальной основы национального суверенитета), социально-духовном (как духовной основы национального
Сравнительный анализ принципов Вашингтонского и Пекинского консенсусов
Table 2. Comparative analysis of the Washington and Beijing Consensus principles
№ п/п
Критерий сравнения
Вашингтонский консенсус (ВК)
Пекинский консенсус (ПК)
Разрыв
Роль
правительства и государства
Приверженность рыночной экономике и ограниченная роль правительства в экономике, подразумевающие свободную торговлю, приватизацию государственных предприятий, сокращение государственного долга и снижение инфляции
Активное руководство и регулирование экономики со стороны правительства с использованием смешанной экономической модели и сочетания рыночных механизмов и государственного управления, предполагающие госинвестирование в стратегические отрасли и регулирование деятельности частных и государственных компаний
Экономическая модель: согласно ПК, более активна роль государства в экономике с ориентированием на стратегические отрасли и контролем над капиталом, а также процессами финансового регулирования
а
Источник развития социальной инфраструктуры
Привлечение частного капитала для развития социальной инфраструктуры, включая образование и здравоохранение
Государственное инвестирование в социальную инфраструктуру с предоставлением доступного образования и здравоохранение для населения
Социальная модель: согласно ПК, больше социальных гарантий в обмен на социально-трудовую ответственность
Политическая система
Демократические политические системы с акцентом на гражданские свободы и права человека
Авторитарные или полуавторитарные политические системы с акцентом на стабильность и социальную гармонию
Политическая модель: согласно ПК, более активна роль государства в контроле над обществом и экономикой, большая сосредоточенность на поддержке стабильности и социального контроля
Отношение к глобализации как способу достижения однопо-лярного мира
Поддержка международной торговли и инвестиций через открытость рынков и интеграцию в мировую экономику
Поддержка мировой экономической интеграции при активной защите национальных интересов и использовании экономических ресурсов для достижения национальных стратегических приоритетов
Национальные интересы (ПК) против глобализации (ВК)
Источник: составлено авторами.
< <
суверенитета) и политическом (как ресурса власти и влияния для достижения, поддержания и укрепления национального суверенитета). Переход к многополярному миру может происходить под влиянием различных факторов и событий, воздействующих на мировую политику и экономику. Исследование показало, что наиболее значимы в настоящее время следующие:
- замедление экономического роста у доминирующей страны (США) и наличие других экономик, которые становятся сильными игроками на мировой арене (Россия и др.), что может привести к распределению власти и влияния между различными государствами;
- появление новых экономических центров и региональных сил, таких как Китай, Индия, Бразилия и др., что может повлиять на мировые торговые потоки и глобальные цепочки поставок, способствовать укреплению политического и экономического влияния новых экономических центров в своих регионах и за их пределами;
- геополитические сдвиги и изменения в отношениях между странами, которые могут привести к появлению новых союзов и альянсов, пересмотру старых союзов для лучшего соответствия новым реалиям и интересам; это будет оказывать влияние на мировой порядок, сопровождаясь возникновением конфликтов и напряжений между
о <
1
2
3
4
^ странами, особенно в регионах, в которых о баланс сил перераспределяется;
- развитие региональных организаций, ^ таких как БРИКС, ШОС, Африканский союз о и др., способствующее переходу к многополярному миру через усиление региональной
з интеграции, увеличение обмена товарами, услугами и капиталом, развитие горизон-
о
^ тальных отношений между государствами и распределение власти более равномерно в решении общих глобальных проблем.
Переход к многополярному миру неизбежно связан с ролью ценностей [12; 29], которые имеют ключевое значение в формировании мирового порядка, оказывают воздействие на взаимодействие между странами и определяют приоритеты в международной политике. Различные страны и культуры могут придерживаться разных ценностей, что может создать сложности и вызовы в переходе к многополярному миру, а впоследствии — к конкуренции за влияние на ценностно-идеологическом уровне. Итак, с позиций цивилизационного подхода переход к многополярному миру предполагает:
- культурное многообразие, поскольку представители различных цивилизаций имеют уникальные ценности, традиции и обычаи, которые привносят разнообразие в мировой порядок;
- гибкость и адаптивность к различным контекстам и культурным особенностям;
- уважение к суверенитету государств и признание права каждой цивилизации самостоятельно определять свою внутреннюю и внешнюю политику в условиях складывающегося нового мирохозяйственного уклада;
- диалог и сотрудничество между различными странами, регионами и цивилизациями, что будет способствовать обмену знаниями, технологиями и культурой, а также поможет противостоять вызовам и проблемам, с которыми страны сталкиваются совместно.
Переход к многополярному миру существенно зависит от роли государства в мировых отношениях, поскольку именно они выступают основными акторами мироустройства [9; 11; 14]. На рисунке 1 показано, что с государствами связаны экономические и политические аспекты мироустройства, которые регламентируются формальными правилами. Поэтому с позиций институционального подхода важен учет роли ин-
ститутов, регулирующих взаимодействие государств и других международных акторов. Институциональный подход делает акцент на значении установления и соблюдения международных норм и механизмов управления, которые способствуют сотрудничеству и координации действий между государствами и иными акторами мировой экономики. Это предполагает:
- укрепление и расширение роли международных организаций, таких как ООН, БРИКС, ШОС и др., которые становятся площадками для диалога и сотрудничества;
- установление и соблюдение международных норм и правил, регулирующих поведение государств и ограничивающих влияние доминирующих сил, что способствует предотвращению конфликтов и укреплению правопорядка на мировой арене;
- стимулирование многосторонних договоренностей и соглашений между различными акторами, включая торговые договоры, договоренности о климате, сотрудничество в области науки и технологий и др.;
- усиление механизмов урегулирования споров и разрешения конфликтов между странами и акторами, что помогает снижению напряженности и предотвращает конфронтацию;
- достижение и поддержание равноправного представительства государств и акторов на мировой арене, включая расширение роли развивающихся стран и укрепление их влияния в международных институтах.
Все указанное направлено на создание более справедливого и сбалансированного мирового порядка, основанного на сотрудничестве и взаимодействии между различными государствами и акторами.
Направления трансформации российской экономики при переходе к многополярному миру
В условиях изменяющегося мирового порядка Россия сталкивается с новыми вызовами и возможностями в своей экономической стратегии. Исследование показало, что для укрепления позиций при переходе к многополярному миру России, как экономическому и политическому центру, необходимы усилия в ряде направлений:
- диверсификации экономики на базе модернизации производства, улучшения качества продукции, поддержки инноваций для укрепления устойчивости экономики
Таблица 3
Основные вызовы и угрозы при переходе к многополярному миру для экономики России
Table 3. Main challenges and threats to Russia's economy in transition to a multipolar world
№ п/п Источник вызова или угрозы Область Направление снижения вызова или угрозы
1 Преимущественно сырьевая ориентация национальной экономики в условиях мировой глобализации Экономическая зависимость Диверсификация экономики в сторону других отраслей и снижение зависимости от экспорта нефти и газа
2 Повышение интенсивности конкуренции на рынках в условиях санкционных ограничений Конкуренция на рынках Улучшение качества национальной продукции и повышение ее конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках
3 Различие экономических интересов и ценностей новых акторов Сотрудничество с акторами перехода Развитие новых партнерств с различными государствами и регионами на принципах уважения суверенитета и взаимной выходы
4 Перераспределение влияния и пересмотр мировых институтов Геополитические изменения Активное участие в международных отношениях, развитие дипломатических усилий по актуализации мировых институтов многополярного мира с учетом интересов России
a
Источник: составлено авторами.
России, снижения ее уязвимости к колебаниям на мировых рынках и санкционному давлению, уменьшения зависимости от экспорта сырьевых товаров;
- развитии новых рынков через активизацию экономических отношений России с другими странами и регионами, такими как Китай, Индия, страны Латинской Америки и Африки, что помогает диверсифицировать экспорт, привлекать инвестиции из различных источников;
- создании и развитии инфраструктуры, такой как транспортные пути, коммуникации, энергетика и цифровые технологии, что способствует развитию различных отраслей экономики, активизации экономического обмена между российскими регионами и дружественными странами, повышению производительности и привлечению иностранных инвестиций;
- развитии человеческого капитала, включая образование, науку, здравоохранение и социальную защиту, поскольку инвестиции в человеческий капитал способствуют повышению производительности труда и укреплению экономики в целом;
- активном участии в международных организациях, таких как БРИКС, ШОС, АСЕАН и др., и поддержке международных торговых договоров, соглашений с целью согласования позиций в строительстве новой модели мироустройства.
Осуществление эффективной экономической политики России в переходный период может способствовать укреплению ее пози-
ции в многополярном мире, привлечению инвестиций и расширению сотрудничества с другими странами. Однако переход к многополярности также сопровождается сложностями и вызовами, и успешная адаптация экономики требует гибкости, инноваций и адекватной реакции на изменяющиеся условия мировой политики и экономики [30]. Переход от модели либеральной глобализации к многополярному миру может представлять сложности для России, так как каждая из этих моделей предполагает разные подходы к мировому устройству и взаимодействию государств. В процессе исследования установлены основные вызовы и риски, с которыми может столкнуться российская экономика при таком переходе, как следует из таблицы 3.
Успешный переход от либеральной глобализации к многополярному миру для России требует гибкости, стратегического планирования и адаптации к изменяющейся мировой ситуации. Россия должна будет учитывать свои интересы и ценности, а также стремиться к сотрудничеству и диалогу с другими государствами для обеспечения стабильности и устойчивого развития в многополярном мире.
Выводы
Следует понимать, что переход от одно-полярного мира к многополярному является сложным процессом, сопровождается напряженностью и конфликтами. Однако
< <
о <
1 многополярный мир также предоставля-о ет возможность для более разнообразных н и гибких взаимодействий между различны-^ ми государствами и акторами, что может о способствовать при достижении баланса ^ сил повышению устойчивости и справед-з ливости мироустройства. Разнообразие геополитических сил и интересов создает ^ более сложную динамику в международных отношениях и может способствовать формированию новых международных коалиций и альянсов для совместного решения экономических задач.
Важнейшими аспектами формирования многополярного мира являются экономиче-
ские, социально-духовные и политические. Следовательно, одна из главных задач для России — развитие мощной экономической базы, опора на традиционные ценности, а также активное участие в международных альянсах, соответствующих ее национальным интересам для укрепления национальной безопасности и восстановления позиций России как экономико-политического центра силы. Такая позиция Российской Федерации будет способствовать созданию гибкой модели мироустройства, объединяющей различные государства в решении общих проблем, стоящих перед человечеством.
Список источников
1. Айвазов А. Э. Периодическая система мирового капиталистического развития // Кондратьевские волны. 2013. № 2. С. 84-123.
2. Арриги Дж. Долгий двадцатый век. Деньги, власть и истоки нашего времени / пер. с англ. М.: Территория будущего, 2006. 472 с.
3. Балацкий Е. В. Концепция циклов накопления капитала Дж. Арриги и ее приложения // Terra Economicus. 2018. Т. 16. № 1. С. 37-55. DOI: 10.23683/2073-6606-2018-16-1-37-55
4. Васильев Ю. В., Медведев Н. П. Переход к многополярному мироустройству: вопросы концептуализации феномена // Вестник Института дружбы народов Кавказа (Теория экономики и управления народным хозяйством). Экономические науки. 2022. № 1. С. 6-24.
5. Халова Г., Иллерицкий Н. Энергетическая геополитика и трансформация ШОС: от центральной Азии к Евразии и многополярному миру // Энергетическая политика. 2023. № 2. С. 78-85. DOI: 10.46920/2409-5516_2023_2180_78
6. Афанасьев А. Н. Философско-методологическое осмысление концепций однополярного и многополярного мира в исторической ретроспективе // Историко-правовые проблемы: новый ракурс. 2022. № 2. С. 5-14. DOI: 10.24412/2309-1592-2022-2-5-14
7. Буровский А. М. Мир двухполярный, однополярный, многополярный и бесполярный // Вестник Московского университета. Серия 27. Глобалистика и геополитика. 2022. № 1. С. 36-54.
8. Хачатурян Н. Х., Соколовская Л. Д., Хачатурян М. В. Истоки формирования процессов глобализации и многополярного мира // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2009. № 4. С. 61-67.
9. Орлов К. А. Теоретические основы становления многополярного мира в процессе развития политики локализации экономики // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2020. Т. 10. № 8-1. С. 508-516. DOI: 10.34670/AR.2020.22.75.050
10. Шахмин Н. В. Евразийский проект в многополярной системе координат: постановка вопроса // Локус: люди, общество, культуры, смыслы. 2020. Т. 11. № 2. С. 135-144. DOI: 10.31862/2500-2988-2020-11-2-135-144
11. Волконский В. А. Противостояние цивилизаций и роль государства в эпоху многополярного мира // Экономическая наука современной России. 2021. № 1. С. 77-96. DOI: 10.33293/1609-1442-2021-1(92)-77-96
12. Дугин А. Г. Теория многополярного мира. М.: Евразийское движение, 2013. 532 с.
13. Глазьев С. Ю. Мирохозяйственные уклады в глобальном экономическом развитии // Экономика и математические методы. 2016. Т. 52. № 2. С. 3-29.
14. Глазьев С. Ю. Российская экономика в начале 2020 года: о глубинных причинах нарастающего хаоса и комплексе антикризисных мер // Российский экономический журнал. 2020. № 2. C. 3-39.
15. Лобова Л. А. Государствообразующие процессы в условиях многополярной глобализации // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2020. № 6. С. 137-142.
16. Семенова Е. Н. Латиноамериканская интеграция в условиях становления многополярной конфигурации международных отношений // Власть. 2022. Т. 30. № 4. С. 60-66. DOI: 10.31171/vlast.v30i4.9125
17. Волков С. Н., Константинова О. В. Африканская континентальная интеграция - новый шаг на пути к многополярному миру // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2023. Т. 23. № 1. С. 157-167. DOI: 10.22363/ 2313-0660-2023-23-1-157-167
18. Сангинов Н. Н. Геополитическая борьба за Центральную Азию в современном многополярном мире // Известия Института философии, политологии и права имени А. Баховад-динова Национальной академии наук Таджикистана. 2022. № 3. С. 120-125.
19. Кирсанов К. А., Попова С. А. Арктика как территория суровых взаимодействий различных цивилизаций: проблемы конфронтации в условиях становления многополярного мира // Вестник Института мировых цивилизаций. 2020. Т. 11. № 1. С. 36-40.
20. Грачев Н. И. Методологические проблемы исследования суверенитета и его политико-правовая природа в условиях становления многополярного мира // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. 2022. № 3. С. 67-84. DOI: 10.18384/2310-6794-2022-3-67-84
21. Гребнев Р. Д. Стратегические направления внешней политики России в многополярном мире: геополитический подход // Социально-гуманитарные знания. 2023. № 3. С. 124-128.
22. Бродель Ф. Грамматика цивилизаций / пер. с фр. М.: Весь Мир, 2008. 552 с.
23. Дробинин А. Ю. Образ многополярного мира // Россия в глобальной политике. 2023. Т. 21. № 2. С. 54-62. DOI: 10.31278/1810-6439-2023-21-2-54-62
24. Голиней В. А. Полюс как элемент системы международных отношений в XXI в. // Век глобализации. 2019. № 1. С. 55-67.
25. Кирдина С. Г. Институциональные матрицы и развитие России: введение в X-Y-теорию. СПб.: Нестор-История, 2014. 468 с.
26. Василенко Н. В., Румянцева А. Ю. Формирование информационного суверенитета государства в условиях цифровизации экономики: технологическая и ценностная составляющие // Экономика и управление. 2022. Т. 28. № 10. С. 1051-1063. DOI: 10.35854/19981627-2022-10-1051-1063
27. Валлерстайн И. Миросистемный анализ. Введение / пер. с англ. М.: Территория будущего, 2006. 248 с.
28. Хазин М. Л. Мир на пороге новых времен // Россия и мусульманский мир. 2012. № 11. С. 3-27.
29. Караганов С. А. От не-Запада к мировому большинству // Россия в глобальной политике. 2022. Т. 20. № 5. С. 6-18. DOI: 10.31278/1810-6439-2022-20-5-6-18
30. Старостин А. М. Стратегии глобального влияния и управления в современном многополярном мире // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2023. № 4. С. 135-139.
References
1. Aivazov A.E. Periodic system of world capitalist development. Kondrat'evskie volny. 2013; (2):84-123. (In Russ.).
2. Arrighi G. The long twentieth century: Money, power, and the origins of our times. London: Verso Publisher; 1994. 416 p. (Russ. ed.: Arrighi G. Dolgii dvadtsatyi vek. Den'gi, vlast' i istoki nashego vremeni. Moscow: Territoriya budushchego; 2006. 472 p.).
3. Balatsky E.V. The Arrighi's concept of capital accumulation cycles and its applications. Terra Economicus. 2018;16(1):37-55. (In Russ.). DOI: 10.23683/2073-6606-2018-16-1-37-55
4. Vasiliev Yu.V., Medvedev N.P. Transition to a multipolar world order: Questions of conceptualization of the phenomenon. Vestnik Instituta druzhby narodov Kavkaza (Teoriya ekono-miki i upravleniya narodnym khozyaistvom). Ekonomicheskie nauki = Bulletin of the Institute of Friendship of the Peoples of the Caucasus (Theory of Economics and Management of the National Economy). 2022;(1):6-24. (In Russ.).
5. Khalova G., Illeritsky N. Energy geopolitics and the transformation of the Shanghai Cooperation Organization: From Central Asia to Eurasia and the multipolar world. Energeticheskaya politika = The Energy Policy. 2023;(2):78-85. (In Russ.). DOI: 10.46920/ 2409-5516_2023_2180_78
6. Afanas'ev A.N. Philosophical and methodological understanding of the concepts of a unipolar and multipolar world in a historical retrospective. Istoriko-pravovye problemy: novyi rakurs = Historical-Legal Problems: The New Viewpoint. 2022;(2):5-14. (In Russ.). DOI: 10.24412/2309-1592-2022-2-5-14
7. Burovsky A.M. The world id bipolar, unipolar, multipolar and non-polar. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 27: Globalistika i geopolitika = Bulletin of Moscow University. Series 27: Globalistics and geopolitics. 2022;(1):36-54. (In Russ.).
8. Khachaturyan N.Kh., Sokolovskaya L.D., Khachaturyan M.V. The origins of the formation of the processes of globalization and the multipolar world. Uchenye zapiski Rossiiskogo
a
< <
о <
K gosudarstvennogo sotsial'nogo universiteta = Scientific Notes of the Russian State Social
^ University. 2009;(4):61-67. (In Russ.).
m 9. Orlov K.A. Theoretical foundations of the formation of a multipolar world in the process
K of developing the policy of economic localization. Ekonomika: vchera, segodnya, zavtra =
g Economics: Yesterday, Today and Tomorrow. 2020;10(8-1):508-516. (In Russ.). DOI: 10.34670/
^ AR.2020.22.75.050
^ 10. Shahmin N.V. The Eurasian project in a multi-polar system of coordinates: Formulation
s of the problem. Locus: People, Society, Cultures, Meaning = Locus: People, Society, Cultures,
§ Meaning. 2020;11(2):135-144. (In Russ.). DOI: 10.31862/2500-2988-2020-11-2-135-144
2 11. Volkonsky V.A. Opposition of civilizations and the role of state in the era of multipolar
world. Ekonomicheskaya nauka sovremennoi Rossii = Economics of Contemporary Russia. 2021;(1):77-96. (In Russ.). DOI: 10.33293/1609-1442-2021-1(92)-77-96
12. Dugin A.G. Theory of a multipolar world. Moscow: Evraziiskoe dvizhenie; 2013. 532 p. (In Russ.).
13. Glaziev S.Yu. National economy structures in the global economic development. Ekonomika i matematicheskie metody = Economics and Mathematical Methods. 2016;52(2):3-29. (In Russ.).
14. Glaziev S.Yu. The Russian economy at the beginnings of 2020: The root causes of the growing chaos and the complex of anti-crisis measures. Rossiiskii ekonomicheskii zhurnal = Russian Economic Journal. 2020;(2):3-39. (In Russ.).
15. Lobova L.A. State forming processes in the conditions of multipolar globalization. Nauka i obrazovanie: khozyaistvo i ekonomika;predprinimatel'stvo;pravo i upravlenie. 2020;(6):137-142. (In Russ.).
16. Semenova E.N. Latin American integration in the context of multipolar world order formation. Vlast' = The Authority. 2022;30(4):60-66. (In Russ.). DOI: 10.31171/vlast.v30i4.9125
17. Volkov S.N., Konstantinova O.V. African continental integration - a new step towards a multipolar world. Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Mezhdunarodnye otnosheniya = Vestnik RUDN. International Relations. 2023;23(1):157-167. (In Russ.). DOI: 10.22363/2313-0660-2023-23-1-157-167
18. Sanginov N.N. Geopolitical struggle for Central Asia in the modern multipolar world. Izvestiya Instituta filosofii, politologii i prava imeni A. Bakhovaddinova Natsional'noi akademii nauk Tadzhikistana = News of the Institute of Philosophy, Political Science and Law named after A. Bahovaddinov of the Academy of Sciences of the Republic of Tajikistan. 2022;(3):120-125. (In Russ.).
19. Kirsanov K.A., Popova S.A. The Arctic as a territory of harsh interactions of different civilizations: Problems of confrontation in the conditions of formation of a multipolar world. Vestnik Instituta mirovykh tsivilizatsii = Bulletin of the Institute of World Civilizations. 2020;11(1):36-40. (In Russ.).
20. Grachev N.I. Methodological problems of the study of sovereignty and its political and legal nature in the conditions of the formation of a multipolar world. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Yurisprudentsiya = Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Jurisprudence. 2022;(3):67-84. (In Russ.). DOI: 10.18384/ 2310-6794-2022-3-67-84
21. Grebnev R.D. Strategic directions of Russia's foreign policy in a multipolar world: Geopolitical approach. Sotsial'no-gumanitarnye znaniya = Social and Humanitarian Knowledge. 2023; (3):124-128. (In Russ.).
22. Braudel F. Grammaire des civilisations. Paris: Éditions Flammarion; 2002. 476 p. (Russ. ed.: Braudel F. Grammatika tsivilizatsii. Moscow: Ves' Mir; 2008. 552 p.).
23. Drobinin A.Yu. Image of a multipolar world. Rossiya v global'noi politike = Russia in Global Affairs. 2023;21(2):54-62. (In Russ.). DOI: 10.31278/1810-6439-2023-21-2-54-62
24. Golinei V.A. Pole as an element of the system of international relations in the 21st century. Vek globalizatsii = Age of Globalization. 2019;(1):55-67. (In Russ.).
25. Kirdina S.G. Institutional matrices and Russia's development: An introduction to X-Y theory. St. Petersburg: Nestor-Istoriya; 2014. 468 p. (In Russ.).
26. Vasilenko N.V., Rumyantseva A.Yu. Formation of national information sovereignty in the context of economic digitalization: Technological and value components. Ekonomika i upravlenie = Economics and Management. 2022;28(10):1051-1063. (In Russ.). DOI: 10.35854/ 1998-1627-2022-10-1051-1063
27. Wallerstein I. World-system analysis. Durham, NC: Duke University Press; 2004. 109 p. (Russ. ed.: Wallerstein I. Mirosistemnyi analiz. Moscow: Territoriia budushchego; 2006. 248 p.).
28. Khazin M.L. The world on the threshold of new times. Rossiya i musul'manskii mir = Russia and the Moslem World. 2012;(11):3-27. (In Russ.).
29. Karaganov S.A. From the non-West to the world majority. Rossiya v global'noi politike = Russia in Global Affairs. 2022;20(5):6-18. (In Russ.). DOI: 10.31278/1810-6439-2022-205-6-18
30. Starostin A.M. Strategies of global influence and governance in the modern multipolar world. Nauka i obrazovanie: khozyaistvo i ekonomika;predprinimatel'stvo;pravo i upravlenie. 2023;(4):135-139. (In Russ.).
Сведения об авторах
Наталья Валерьевна Василенко
доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры экономики и управления социально-экономическими системами1, и. о. заведующей кафедрой экономики, управления и предпринимательства2
1 Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики
190020, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44а
2 Международный банковский институт имени Анатолия Собчака
191023, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 60 Анна Юрьевна Румянцева
кандидат экономических наук, доцент, проректор по науке и международной деятельности
Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики
190020, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44а
Поступила в редакцию 03.08.2023 Прошла рецензирование 08.09.2023 Подписана в печать 30.10.2023
Information about the authors
Natalia V. Vasilenko
D.Sc. in Economics, Associate Professor, Professor at the Department of Economics and Management of Socio-Economic Systems1, Acting Head of the Department of Economics, Management and Entrepreneurship2
1 St. Petersburg University of Management Technologies and Economics
44a Lermontovskiy Ave., St. Petersburg 190020, Russia
2 International Banking Institute named after Anatoliy Sobchak
60 Nevskiy Ave., St. Petersburg 191023, Russia
Anna Yu. Rumyantseva
PhD in Economics, Associate Professor, Vice-Rector for Science and International Affairs
St. Petersburg University of Management Technologies and Economics
44a Lermontovskiy Ave., St. Petersburg 190020, Russia
Received 03.08.2023 Revised 08.09.2023 Accepted 30.10.2023
a
Конфликт интересов: авторы декларируют отсутствие конфликта интересов, связанных с публикацией данной статьи.
Conflict of interest: the authors declare no conflict of interest related to the publication of this article.
< <
о <