Научная статья на тему 'Российская банковская система в условиях реализации рекомендаций Совета по финансовой стабильности'

Российская банковская система в условиях реализации рекомендаций Совета по финансовой стабильности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
308
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕТ ПО ФИНАНСОВОЙ СТАБИЛЬНОСТИ / БАНКОВСКИЙ СЕКТОР / БАЗЕЛЬСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ / РЕГУЛИРОВАНИЕ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / FINANCIAL STABILITY COUNCIL / BANKING SECTOR / BASEL AGREEMENT / BANKING REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Заернюк Виктор Макарович, Фаизова Гузель Рефкадовна

Сегодня Совет по финансовой стабильности является одним из ключевых среди существующих международных организаций в области обеспечения глобальной финансовой стабильности. В статье анализируются результаты отражения рекомендаций СФС для российской банковской системы, оцениваются перспективы принятия и адаптации новых регулятивных мер для российского банковского сектора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Today the Financial Stability Council (FSC) is one of the key international institutions working nowadays in global financial stability guaranteeing sphere. The article analyses the results of FSC recommendations reflection for the Russian banking system, estimates the prospects of taking and adapting new regulative measures for the Russian banking sector

Текст научной работы на тему «Российская банковская система в условиях реализации рекомендаций Совета по финансовой стабильности»

2010. [Электронный ресурс] // http://www.econ.msu.ru/cmt2/lib/a/1630/file/Kovel-

Mishina.pdf. (Дата обращения: 22 02.2012).

3. Степашина М.О. Допуск филиалов иностранных банков на территорию РФ // Международные банковские операции. 2008. № 3.

4. Рыкова И.Н., Харитонова В.Н. О деятельности на российском рынке банков с иностранным участием // Банковское дело. № 10. 2011.

5. Пользование услугами кредитно-финансовых организаций. 2011 г. [Электронный ресурс] // Profi Online Research. // http://profiresearch.ru/files/pr240311.pdf. (Дата обращения: 25 02.2012).

6. Старостенкова Е. Брак по расчету // Национальный банковский журнал. 2006.

март.

УДК 338.46:336.7

РОССИЙСКАЯ БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ СОВЕТА ПО ФИНАНСОВОЙ СТАБИЛЬНОСТИ

RUSSIAN BANKING SYSTEM IN CONDITIONS OF FINANCIAL STABILITY COUNCIL RECOMMENDATIONS IMPLEMENTATION

Заернюк Виктор Макарович, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, [email protected],

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,

г. Москва.

Фаизова Гузель Рефкадовна, главный специалист, [email protected],

ОАО «Россельхозбанк», г. Москва

Сегодня Совет по финансовой стабильности является одним из ключевых среди существующих международных организаций в области обеспечения глобальной финансовой стабильности. В статье анализируются результаты отражения рекомендаций СФС для российской банковской системы, оцениваются перспективы принятия и адаптации новых регулятивных мер для российского банковского сектора.

Ключевые слова: Совет по финансовой стабильности, банковский сектор, Базельское соглашение, регулирование банковской деятельности.

Today the Financial Stability Council (FSC) is one of the key international institutions working nowadays in global financial stability guaranteeing sphere. The article analyses the results of FSC recommendations reflection for the Russian banking system, estimates the prospects of taking and adapting new regulative measures for the Russian banking sector.

Key words: Financial Stability Council, banking sector, Basel agreement, banking regulation.

Недостаточное экономическое регулирование и дисбалансы в финансовом секторе стали основополагающими причинами мирового финансово-экономического кризиса 2008-2009 годов, в течение которого ряд крупных финансовых институтов оказался близок к банкротству и нуждался в официальной поддержке, хотя до кризиса рейтинговые агентства и контролирующие органы оценивали их как высоко капитализированные и ликвидные, с сильными системами риск-менеджмента.

Очевидной стала необходимость создания более эффективной системы надзора и регулирования финансового сектора, целью которой должно быть не только предотвращение возникновения кризисов в мировом масштабе, но и содействие надежному и результативному функционированию ее в последующем.

В настоящее время действует Совет по финансовой стабильности (Financial Stability Board) (далее по тексту - СФС), созданный в апреле 2009 года на Лондонском саммите странами Большой индустриальной двадцатки на базе Форума финансовой стабильности (Financial Stability Forum) (ФФС), просуществовавшего с 1999 года до 2009 года. СФС, в отличие от ФФС, имеет расширенный мандат, новые компетенции для координации работы национальных финансовых органов власти и международных финансовых организаций на международном уровне, разработки и внедрения эффективного регулирования, надзора и прочих мер для финансового сектора. Совет создан для быстрого обнаружения уязвимостей в глобальной системе стандартов финансовой отчетности и быстрого оказания помощи мировым разработчикам стандартов.

В настоящее время СФС объединяет 24 суверенных юрисдикции, среди них Аргентина, Австралия, Бразилия, Канада, Китай, Франция, Германия, Гонконг, Индия, Индонезия, Италия, Япония, Республика Корея, Мексика, Нидерланды, Россия, Саудовская Аравия, Сингапур, ЮАР, Испания, Швейцария, Турция, Соединенное Королевство Великобритании, США, а также глобальные финансовые институты и международные организации, включая Базельский комитет по банковскому надзору, Всемирный банк и Международный валютный фонд. Россия представлена Банком России, Федеральной службой по финансовым рынкам и Министерством Финансов. Круг членов СФС подтверждает важность намерений Совета и масштабность реформ мировой финансовой системы.

Совет по финансовой стабильности оценил 60 юрисдикций с точки зрения соблюдения ими международных стандартов сотрудничества и обмена информацией. Все юрисдикции были разделены на три группы: страны, которые демонстрируют

приверженность к международным стандартам (Швейцария, Люксембург,

Великобритания, США, Гернси, Кипр, Бермуды и др.); страны, осуществляющие прогресс на пути внедрения этих стандартов (Россия, Израиль, Багамы, Барбадос); страны, не желающие сотрудничать (Ливия, Венесуэла).

Ключевыми функциями СФС являются осуществление мониторинга ситуации на финансовых рынках, обнаружение кризисных явлений на ранних стадиях возникновения, в том числе через сотрудничество с существующими международными институтами, разработка и применение регулирующей и надзорной политики, обеспечивающей нормативное единство в финансовом секторе.

Приоритетными направлениями деятельности СФС являются [2]:

- утверждение приверженности международным принципам экономического регулирования и финансового надзора;

- формирование стандартов достаточности капитала и ликвидности;

- изменение практик в области компенсационных выплат;

- совершенствование рынка производных финансовых инструментов;

- «мягкий» контроль над деятельностью системообразующих институтов;

- перенастройка стандартов финансовой отчетности;

- создание системы макропруденциального надзора;

- регулирование операций хедж-фондов;

- лицензирование деятельности рейтинговых агентств;

- внедрение более надежных практик секьюритизации.

Следует отметить, что Совет по финансовой стабильности ведет работу и по вопросам совершенствования норм финансовой отчетности. Одна из задач СФС заключается в контроле над упрощением стандартов финансовой отчетности, разрабатываемых Советом по МСФО и американским Советом по стандартам, и достижением единства в подходах составления отчетности.

Объявленные СФС меры политики экономического регулирования и финансового надзора включают в себя [3]:

- разработку нового международного стандарта в качестве исходной точки для реформ национальных режимов разрешения финансовых проблем (эти режимы надлежащим образом, не подвергая налогоплательщиков риску убытков, направлены на укрепление полномочий властей в помощи финансовым компаниям, находящимся на грани банкротства);

- требования по разрешению финансовых проблем в планах и в трансграничных соглашениях о сотрудничестве среди конкретных системно значимых банков;

- требования по дополнительной способности абсорбировать убытки, которые были бы выше минимального размера, установленного Базель III для глобальных системообразующих банков;

- проведение более интенсивного и эффективного контроля с помощью повышения полномочий и более высоких требований контроля для функций управления рисками, возможностей объединения данных по рискам, управления рисками и внутреннего контроля.

В настоящее время российский банковский сектор остается уязвимым к внешним факторам и его динамика имеет линейную зависимость от ситуаций на мировых финансовых рынках.

По данным Банка России, темп прироста активов и собственного капитала банковского сектора за 2011 год составил 23,1% и 10,8% соответственно, против 14,9% и 2,4% за 2010 год, что свидетельствует об относительно устойчивом развитии банковского сектора и достаточно хорошем темпе развития в условиях выхода из кризиса. В то же время сохраняется много проблем: слабая законодательная база банковского сектора, неразвитость частных банков, слабая техническая и технологическая составляющие, низкий уровень инновационных проектов.

Возможный сценарий развития банковского сектора в текущем году по прогнозам специалистов Банка России и аналитиков «Эксперт РА» представлен в таблице 1.

Таблица 1 - Возможные сценарии развития банковского сектора в 2012 году

Показатели 01.01.2012 Прогноз

на 01.01.2013, оптимистичный сценарий на 01.01.2013, пессимистичный сценарий

Активы, млрд. руб. 41 627,5 47 000 41 000

Кредитный портфель, млрд. руб. 28 699,2 34 000 28 000

Проблемные кредиты, % от всего кредитного портфеля 15-17 16-18 22-25

Средний Нь % 15,2 14 12,5

Источник: http://raexpert. ru/researches/banks/bank_sektor_2012.

Главными задачами отечественного банковского сектора являются сохранение экономической самостоятельности и надежности ведущих российских банков и

вхождение в мировое банковское сообщество, чему напрямую содействует членство России в Совете по финансовой стабильности.

Несомненно, реализация требований СФС в части исполнения нормативов достаточности капитала и ликвидности влечет необходимость пересмотра стратегии управления банковским капиталом и рисками, способной обеспечить долгосрочную эффективность банковского бизнеса, взвешенность управленческих решений и своевременную идентификацию всех рисков, консервативную оценку возможных последствий их реализации и принятие адекватных мер защиты от рисков.

Во многих странах с формирующейся и развивающейся рыночной экономикой малые небанковские кредитные учреждения играют все более важную роль. С расширением этого сектора его взаимосвязь с остальной частью финансовой системы приобретает в настоящее время более сложные формы. Следование рекомендациям СФС, по нашему убеждению, окажет влияние на деятельность небольших кредитных организаций, что, скорее всего, усилит тенденцию сокращения общего количества кредитных организаций в российской банковской системе.

Также стоит отметить, что активное участие в деятельности мирового сообщества непосредственно повлечет расширение масштабов деятельности зарубежных банков на рынке кредитных организаций России. По данным Банка России, на 01.01.2012 зарегистрировано 224 кредитных организаций, в том числе 77 кредитных организаций со 100% иностранным участием, на долю которых приходится 16,9% активов и 17,6% собственного капитала по отношению к соответствующим показателям всех действующих кредитных организаций. В последние годы иностранные банки существенно расширили свою филиальную сеть и объемы кредитования малого и среднего бизнеса. Все эти процессы приводят к выигрышу потребителей банковских услуг в России, но создают более жесткую конкурентную ситуацию в ее банковском секторе.

Однако иностранные банки имеют определенные преимущества перед российскими - временного характера; в то время как конкурентные преимущества российских банков носят фундаментальный долгосрочный характер. По мере дальнейшего снижения инфляции в России отечественные банки будут сближаться с иностранными банками по стоимости фондирования. На наш взгляд, существующие сценарии и прогнозы специалистов о полном вытеснении российских участников рынка иностранными уже становятся не такими актуальными для России, как это было десять лет назад, так как в стране уже функционируют довольно сильные отечественные бренды.

Тем не менее необходимо обозначить масштабы и формы присутствия иностранных банков на российском рынке.

Совет по финансовой стабильности тесно сотрудничает с Базельским комитетом по банковскому надзору, особенно в части необходимости повышения качества, устойчивости и прозрачности регулятивного капитала [5]. Базель III создан с учетом деятельности СФС. Нормативы и регулятивные меры Совета нашли отражение в документе Базель III. Теоретически полноценный переход на стандарты Базель III планируется завершить к 2019 году (таблица 2).

Таблица 2 - Минимальные требования к составу капитала и период их внедрения, %,

к 1 января соответствующего года

2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

Доля акционерного капитала 3,5 4,0 4,5 4,5 4,5 4,5 4,5

Резервный буфер 0,625 1,25 1,875 2,5

Акционерный капитал + буфер 3,5 4,0 4,5 5,125 5,75 6,375 7,0

Сокращение 15-процентной подушки финансовых инструментов, сейчас входящих в расчет достаточности капитала 20,0 40 60 80 100 100

Коэффициент достаточности капитала 8,0 8,0 8,0 8,0 8,0 8,0 8,0

Достаточность капитала+буфер 8,0 8,0 8,0 8,625 9,25 9,875 10,5

Источник: Базельский комитет по банковскому надзору

Основными положениями является ужесточение требований к капиталу первого уровня, который должен быть увеличен с 4% до 6% активов, взвешенных с учетом риска. Кроме того, Базельский комитет обязал каждый банк создать специальный резервный капитал в размере 2,5%. Для защиты всей системы в целом принято решение, что банки должны в случае системного кризиса выделять в особый стабилизационный фонд до 2,5% капитала в зависимости от размеров банков и их уязвимости [1].

Большинство аналитиков склоняются к мнению, что исполнение требований Базель III целесообразно для банков, совершающих международные банковские операции. В то же время в качестве существенного недостатка данного стандарта можно выделить то, что он никаким образом не регламентирует деятельность небанковских кредитных организаций, имеющих право на осуществление банковских операций, деятельность которых очень тесно связана с деятельностью банков и имеет весомое значение для отечественной банковской системы.

Для внедрения единых стандартов отчетности по всему банковскому сектору и исполнения требований Базель III следует усовершенствовать нормативную базу, а также закрепить в законодательстве постепенный переход на новые стандарты, и тем самым

создать условия для возможности перехода к этим стандартам без существенных сокращений темпов основной деятельности кредитных организаций.

Переход российской банковской системы на новые стандарты повлечет ускорение процесса консолидации кредитных организаций, укрупнения и сокращения числа банков, в том числе как результат отзыва лицензий. Выполнение новых требований по достаточности капитала и ликвидности, несомненно, укрепит доверие иностранных инвесторов, повысит эффективность банковской системы и позволит российским кредитным организациям стать полноправными участниками международных банковских операций.

Одним из пунктов, которому в своей программе Советом по финансовой стабильности уделяется значительное внимание, является управление валютными рисками [4]. Волатильность номинального валютного курса, которая осложняется изрядным движением капитала, может создать серьезные валютные риски. Эти риски особенно заметны в странах с формирующейся и развивающейся рыночной экономикой с их слабыми внутренними финансовыми рынками, значительной финансовой долларизацией, или на ограниченных рынках для хеджирования валютных расхождений. Российские банки подвержены такому риску либо через открытые позиции, которые не могут быть эффективно скомпенсированы, либо косвенно, в результате кредитования заемщиков, активы и источники доходов которых подвергаются воздействию колебаний валютного курса. Задача усиления кредитными организациями политики по управлению рисками сохраняет свою актуальность. В частности, с целью управления валютным риском необходимо уделить максимальное внимание способам оценки и методам управления данным видом риска для адекватной и максимально возможной его оценки.

Некоторые меры по исполнению рекомендаций Совета по финансовой стабильности нашли отражение в документе Банка России «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2012 год и период 2013 и 2014 годов», в том числе и по вопросу, касающемуся определения системно значимых банков. В 2012-2014 годах предстоит выработать подходы к определению системно значимых банков, а также определить особенности регулирования их деятельности в отношении глобальных системно значимых финансовых институтов.

При определении соответствующих критериев для российских банков Банк России намерен учитывать особенности функционирования отечественного рынка банковских услуг, а также рекомендации Базельского комитета по банковскому надзору и Совета по

финансовой стабильности в части их адаптации к регулированию деятельности национальных системно значимых банков [7].

Помимо внесения значимых необходимых изменений на законодательном и нормативном уровне в банковской системе, совершенствования политики по управлению рисками, можно выделить следующие основные направления работы и задачи, стоящие перед банковским сектором на пути выполнения рекомендаций Совета по финансовой стабильности и вхождения в мировое банковское сообщество.

Прежде всего, это направление, связанное с созданием и внедрением информационных технологий, способствующее качественному переходу на единые стандарты финансовой отчетности, исполнению установленных требований и рекомендаций, сбору и своевременному предоставлению необходимой информации как внутри российской банковской системы, так и на международном уровне, а также обеспечение надежной работы и защиты компьютерных банковских систем.

Принятие мер по созданию необходимых статистических массивов и повышению уровня автоматизации, обеспечивающего надежную работу и защиту компьютерных банковских систем, внедрение новых информационных технологий, способствующих качественному переходу на единые стандарты отчетности, исполнению установленных требований и рекомендаций как внутри российской банковской системы, так и на международном уровне.

Внесение изменений в стратегию развития, в государственное регулирование банковского сектора с учетом предстоящих изменений.

Повышение качества и снижение рисков банковских инвестиций с целью улучшения качества банковских заимствований и ликвидности активов для подготовки к исполнению новых стандартов.

И, наконец, повышение требований к банковскому персоналу, особенно в части риск-менеджмента, службы внутреннего контроля и банковской отчетности.

Присутствие России в качестве члена в Совете по финансовой стабильности является значимым для отечественной банковской системы и подтверждает намерения менять банковское законодательство в соответствии с мировой практикой и рекомендациями, вырабатываемыми Базельским комитетом.

В то же время российское банковское сообщество выражает озабоченность тем, что предстоящие нововведения влекут за собой существенные обязательства, которые станут достаточно капиталоемкими и, в первую очередь, потребуют проведения значительной работы по выявлению пробелов в законодательной и нормативной базе.

Незамедлительное исполнение рекомендаций и требований СФС может повлечь снижение кредитной активности банковского сектора, одного из важнейших факторов, влияющих на темпы экономического роста, в результате необходимости повышения требований к размеру капитала.

Литература

1. Воловник А.Д., Зиядуллаев Н.С., Кибардина Ю.С. Базель-III: испытание надёжности банковской системы России в условиях глобальной конкуренции //Экономика мегаполисов и регионов. Июнь 2011. №3 (39). С. 40-49.

2. Заварыкина К.О., Зуев В.Н., Кучерявый П.В. Совет по финансовой стабильности - новый международный институт внедрения «мягкого» регулирования в условиях «жесткого» кризиса // Вестник международных организаций. 2010. №2 (28). С. 72-82.

3. FSB announces policy measures to address systemically important financial institutions (SIFIs) and names initial group of global SIFIs.// The Financial Stability Board. [Электронный ресурс] // URL: http://www.financialstabilityboard.org/press/pr_111104cc.pdf. (Дата обращения: 15.02.2012).

4. Report on Financial Stability Issues in Emerging Market and developing

Economies.// The Financial Stability Board. [Электронный ресурс] // URL:

http://www.financialstabilityboard.org/press/pr_111019.pdf. (Дата обращения: 17.02.2012).

5. Материалы Базельского комитета по банковскому надзору. Банк международных расчетов, 2010.

6. Обзор банковского сектора Российской Федерации. Аналитические показатели

№113 март 2012 года. // Банк России. [Электронный ресурс] // URL:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

http://cbr.ru/analytics/bank system/obs ex.pdf. (Дата обращения: 20.02.2012).

7. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики

на 2012 год и период 2013 и 2014 годов.// Банк России. [Электронный ресурс] // URL: http://cbr.ru/today/publications reports/on 2012%282013-2014%29.pdf (Дата обращения:

22.02.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.