Говорова Н.В.
РОССИЙСКАЯ АРКТИКА: СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ
Стратегические государственные интересы Российской Федерации в средне- и долгосрочной перспективе неразрывно связаны с возрождением арктического региона страны, форсированием его социально-экономического освоения. Нормативной базой для масштабной модернизации отечественных полярных территорий служат «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу»1, «Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года»2 и Указ Президента Российской Федерации «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации»3. Планировалось, что ключевым меха-
Утверждены Президентом РФ 18 сентября 2008 г. № Пр-1969. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_119442/ (дата обращения 12.03.2017).
2Утверждена Президентом РФ 8 февраля 2013 г. № Пр-232. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc;base=LAW;n=142561 (дата обращения 14.03.2017).
3Указ Президента РФ от 02.05.2014 N 296 [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req =doc;base=LAW;n=162553 (дата обращения 14.02.2017).
низмом реализации российской арктической политики станет Государственная программа РФ «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года»4, среди целей которой — подъем уровня социально-экономического развития и качества жизни людей Арктического макрорегиона, повышение конкурентоспособности региональных экономик и доли Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ) в общем объеме ВВП страны. Однако актуализация госпрограммы и приведение ее в соответствие с утвержденными параметрами федерального бюджета на плановый период 2016-2017 гг. не осуществлялась, ресурсное обеспечение из средств федерального бюджета отсутствовало.
В марте 2016 г. на заседании Государственной комиссии по вопросам развития Арктики было принято решение о разработке новой концепции Государственной программы социально-экономического развития АЗРФ с финансированием в размере 209 млрд. рублей и о создании в арк-
4 Утверждена постановлением Правительства РФ 21 апреля 2014 г. № 366 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consul-tant.ru / document/cons_doc_LAW_162195 / (дата обращения 02.05.2017).
тических регионах восьми опорных зон развития (Кольская, Архангельская, Ненецкая, Воркутинская, Ямало-Ненецкая, Таймыро-Туруханская, Се-веро-Якутская и Чукотская). В ноябре 2016 г. в Правительство РФ был внесен проект федерального закона «О развитии Арктической зоны Российской Федерации». Предполагается, что АЗРФ получит статус особого объекта государственного управления.
С 2015 г. АЗРФ является самостоятельным объектом федерального статистического наблюдения, и Федеральный план статистических работ дополнен разделом «Показатели социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности». На Интернет-портале Росстата создана новая тематическая рубрика «Арктическая зона Российской Федерации».
Однако пока количество показателей, характеризующих выполнение целей и задач «Стратегии развития АЗРФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года», ограничено. С 2017 г. началось размещение данных по основным направлениям социально-экономического развития АЗРФ (общеэкономическая информация о деятельности организаций, отраслевая статистика, демографические показатели, доходы населения, платные услуги, ЖКХ, социальная сфера, охрана окружающей среды).
Сегодня о социально-экономическом неблагополучии арктических территорий свидетельствуют такие данные, как отток населения, включая квалифицированные молодые кадры, значительная степень износа основных фондов, несбалансированность финансовой, транспортной,
энергетической и информационной инфраструктур [1; 2]. По данным Рос-стата за 2015 г., население АЗРФ уменьшилось на 13,4 тыс. человек (табл. 1). Произошло это повсеместно за исключением Анабарского национального (Долгано-эвенкийский) муниципального района (+44 человек), городских округов г. Норильск, г. Архангельск и Новая Земля (+1135, +261 и +183 человек), Ненецкого автономного округа (+465 человек). Снижение численности населения произошло, главным образом, за счет отрицательного миграционного прироста (табл. 2). Особенно серьезной была убыль населения в Ямало-Ненецком автономном округе (ЯНАО) и в Республике Коми, менее всего в этом отношении пострадал Чукотский автономный округ (ЧАО), а небольшое положительное сальдо наблюдалось только в Ненецком автономном округе (НАО). При этом коэффициент демографической нагрузки в регионах АЗРФ не превышает среднероссийского уровня — 740 человек в возрасте 0-15 и 60 и более лет на 1 тыс. человек трудоспособного возраста (исключение — Архангельская область) [3].
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении (ОПЖ) в 2015 г. во всех арктических регионах была меньше среднероссийского показателя (71,39 лет); ближе всего к этому уровню приблизилась Архангельская область (70,7 лет), наиболее далек от него ЧАО (64,16 лет), занимающий второе от конца место среди регионов РФ после Республики Тыва. Общероссийский тренд небольшого, но уверенного роста ОПЖ наблюдался в АЗРФ в последние годы повсюду, кроме Республики Коми и Мурманской области (2013-2014 гг.); существенно вырос этот показатель в НАО
в 2013-2015 гг. за счет увеличения на мужчин. В целом по АЗРФ ОПЖ соста-4,5 года продолжительности жизни вила 71,02 года.
Таблица 1
Численность населения в регионах АЗРФ, человек
Территории 1.01.2015 1.01.2016 Территории 1.01.2015 1.01.2016
АЗРФ 2 391 631 2 378 234 Архангельская область без НАО 655 100 652 867
Республика Коми 82 953 81 442 Городской округ «Архангельск» 358 054 358315
Городской округ «Воркута» 82 953 81 442 Городской округ «Новая Земля» 2 841 3 024
Республика Саха (Якутия) 26 194 26 107 Городской округ «Новодвинск» 39 222 38906
Аллаиховский муниципальный район 2 733 2 682 Городской округ «Северодвинск» 187277 186138
Анабарский национальный (Долга-но-эвенкийский) муниципальный район 3 387 3 431 Мезенский муниципальный район 9 482 9 241
Булунский муниципальный район 8 404 8 366 Онежский муниципальный район 32 272 31 456
Нижнеколымский муниципальный район 4 426 4 386 Приморский муниципальный район 25 952 25 787
Усть-Янский муниципальный район 7 244 7 242 Мурманская область 766 281 762 173
Красноярский край 227 205 227 546 НАО 43 373 43 838
Городской округ «Норильск» 176 971 178106 ЧАО 50 540 50 157
Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район 33 381 32 871 ЯНАО 539 985 534 104
Туруханский муниципальный район 16 853 16 569
Источник: данные Росстата.
Таблица 2
Демографические показатели регионов АЗРФ в 2015 г.
Территории Коэффициент естественного прироста населения* Коэффициент миграционного прироста населения* Коэффициент демографической нагрузки*
АЗРФ 3,9 -9,6 ..
Республика Коми 3,6 -22,0 695
Республика Саха (Якутия) 6,0 -9,3 678
Красноярский край 8,3 -6,8 702
Архангельская область без НАО 0,3 -3,6 783
Мурманская область 0,3 -5,7 651
НАО 8,4 2,3 707
ЧАО 4,1 -1,1 562
ЯНАО 11,3 -237,8 511
* на 1000 человек Источник: данные Росстата.
Средний возраст жителей АЗРФ ниже, чем в целом по России (39,58 лет), за исключением Архангельской области (39,98 лет), а доля детей и лиц трудоспособного возраста — выше (кроме Архангельской и Мурманской областей)5. Низкие показатели продолжительности жизни на российском Севере связаны не только с чрезвычайно сложными природно-климатическими условиями, обусловливающими высокий уровень заболеваемости и смертности населения, но и с неудовлетворительным качеством жизни, и в первую очередь, низкой доступностью населения к качественным медицинским услугам.
Человек — это главный ресурс современной экономики, качество рабочей силы является главным фактором экономического роста [4], именно поэтому Арктика должна стать привлекательной для жизни на постоянной основе населения различного возраста и уровня образования, в том числе профессионального. Качество трудовых ресурсов, сохранение и развитие человеческого потенциала — ключевые проблемы в условиях возобновления полноценной экономической деятельности и развития социальной сферы в российской Арктике.
Доля валового регионального продукта АЗРФ в суммарном валовом региональном продукте (ВРП) субъектов РФ составляла в 2015 г. 5,1%; здесь создается 22% объема экспорта и 11% национального дохода нашей страны. ВРП — важнейший индикатор экономического развития; в расчете на душу населения он во всех территориях АЗРФ выше среднероссийского уровня. Лидерами являются НАО, ЯНАО и ЧАО, где этот показа-
5 Данные приводятся по субъектам РФ в целом из-за их отсутствия по районам и округам.
тель больше среднего по РФ в 10; 7 и 2,5 раза, соответственно.
Денежные душевые доходы населения, благодаря районным коэффициентам и надбавкам к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера в АЗРФ выше, чем в среднем по России, за исключением Красноярского края, в отраслевой структуре валовой добавленной стоимости которого преобладают обрабатывающие производства, а не добыча полезных ископаемых (табл. 3). При этом доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ, превышает среднероссийский показатель (11,2%) в Республике Коми и Архангельской области, Красноярском крае и Республике Саха (Якутия). Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов) выше среднего по стране — 0,416 в Ненецком, Ямало-Ненецком и Чукотском автономных округах. Общая безработица ощутимо ниже среднероссийского уровня в Ямало-Ненецком и Чукотском АО, которые лидируют по уровню экономической активности и занятости населения в России.
Доля населения, использующего информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», в общей численности населения АЗРФ в 2016 г. (86,4%) на 10% превышала аналогичный показатель по России в целом. Удельная численность обучающихся по программам подготовки рабочих и специалистов среднего звена везде в АЗРФ, за исключением Мурманской области, выше среднероссийского показателя.
Обратная ситуация наблюдается по высшему образованию: только в Красноярском крае численность студентов вузов в расчете на 10 тыс. населения выше чем в среднем по стране.
* Данные приводятся по субъектам РФ в целом из-за их отсутствия по районам и округам. Источник: данные Росстата.
Таблица 3
Социальные и экономические показатели субъектов АЗРФ, 2015 г.
Субъект Федерации Численность обучающихся по программам подготовки рабочих/ специалистов среднего/ высшего звена, человек на 10000 населения Первичная заболеваемость, человек на 1000 населения Среднедушевые денежные доходы в месяц, руб. Уровень занятости, % Уровень безработицы, %
РФ 47/139/277 778,2 27766 65,3 5,2
Республика Коми* 91 / 158 / 227 1072,0 30844 65,7 6,0
Архангельская область* 74 /125/168 1015,9 29432 62,1 7,2
НАО 79 / 214 / .. 1421,4 66491 67,4 5,3
Мурманская область 47 / 155 / 146 835,5 34149 69,3 6,7
ЯНАО 47 / 92 / 31 1096,9 61252 75,1 3,1
Красноярский край* 72 / 154 / 282 784,9 24806 66,1 5,0
Республика Саха (Якутия)* 59 / 174 / 249 1026,6 34205 65,4 7,4
ЧАО 104 / 123 / 92 1076,3 57310 81,2 3,2
Состав занятого населения в Арктике по уровню профессионального образования в 2015 г. выглядел следующим образом: самая высокая доля занятого населения с высшим образованием в Ямало-Ненецком АО (36,5% против 33,0% в среднем по РФ), а самая низкая — в Ненецком АО (23,2%), зато в последнем среднее профессиональное образование имеют почти 60% занятых. Это самый высокий показатель в регионе, на втором месте Архангельская область (58,2%), а на последнем — Чукотский АО (33,1%), что почти в полтора раза меньше среднероссийского значения (45,0%). Самая высокая доля безработных с вузовским образованием в ЯНАО (27,2% против 19,7% в среднем по РФ), самая низкая в НАО (4,2%).
В настоящее время в Мурманской области создается многопрофильный опорный региональный вуз на базе Мурманского арктического государственного университета, миссией которого будет обеспечение специалистами основных арктических отрас-
лей: добывающая, рыбопромысловая, туристическая, транспортно-логисти-ческая и информационная. Вуз будет осуществлять 184 образовательные программы, из них 53 — среднего профессионального образования. В арктических университетах увеличивается прием студентов на бюджетные места, при этом на инженерные специальности приходится 44% всех бюджетных мест, на подготовку специалистов для сферы образования 19%, здравоохранения 8%; это больше чем в среднем по стране. Однако пятая часть выпускников трудятся за пределами АЗРФ6, поэтому сегодня остро стоит задача расширения двусторонних отношений между учебными заведениями и предприятиями в области подготовки и последующего трудоустройства специалистов.
//www.arctic.gov.ru ^ ews/с3с45365-3c15-e711-80c8-00155d006312?nodeId=9ce 9c1ed-d94b-e511-825f-10604b797c23&page= 1&pageSize=10
Обучение в рамках целевого набора, т.е. по специальностям и направлениям подготовки, потребность в которых выявлена государством или ведущими компаниями-работодателями региона, наряду с дополнительным профессиональным образованием и повышением квалификации на постоянной основе способно решить самые острые кадровые проблемы Арктики.
Показатели здоровья населения в Арктике уступают общероссийским: уровень заболеваемости основными классами болезней и смертности, соответственно в пять и девять раз выше. Это объясняется недостаточной обеспеченностью населения медицинскими кадрами, сетью и мощностью учреждений здравоохранения в условиях низкой плотности населения, значительным износом медицинского оборудования в действующих учреждениях, отсутствием в необходимом количестве техники для оказания дистанционных консультационных врачебных услуг. Сегодня в планах Министерства здравоохранения РФ ускоренное развитие выездных форм работы, оказание помощи через мобильную или спутниковую связь, расширение парка санитарных вертолетов, обновление медицинской инфраструктуры7.
Эти меры, а также совершенствование профилактики заболеваемости и формирование здорового образа жизни у населения позволят существенно улучшить здоровье северян. * * *
На сегодняшний день Россия занимает лидирующие позиции в мире по развитию арктических проектов: Северный морской путь, строитель-
7https://www.arctic.gov.ru/News/0db1db8d-f615-e711-80c8-00155d006312?nodeId=9ce9 c1ed-d94b-e511-825f-10604b797c23&page= 1&pageSize=10
ство (и реконструкция) автодороги Сыктывкар-Нарьян-Мар, стратегической железнодорожной магистрали Белкомур (БЕЛое море — КОМи-УРал), газопровода «Бованенково — Ухта (Республика Коми) — Торжок» и др. Нефтегазовый потенциал нашей страны на арктическом шельфе составляет около 100 млрд. тонн нефтяного эквивалента, еще 50 млрд. тонн — на суше, что в полтора раза превышает подтвержденные ресурсы стран Персидского залива. Чтобы воплотить в жизнь эти грандиозные планы, следует принимать меры по стабилизации демографической ситуации, повышению привлекательности региона как места постоянного проживания, созданию собственных социальных инновационных технологий, в том числе в медицине и образовании [5; 6].
В АЗРФ ухудшается демографическая ситуация: сокращается численность жителей многих районов из-за низкой продолжительности жизни и миграционной убыли населения на фоне более высокого по сравнению с РФ в целом естественного прироста населения. Данные о социально-экономическом развитии демонстрируют неоднозначную картину: с одной стороны — относительно высокие номинальные денежные доходы и высокий уровень занятости населения при невысокой безработице, с другой — нехватка специалистов разных уровней профподготовки для экономики и социальной сферы региона.
В АЗРФ имеется вероятность перелома негативных трендов социально-демографического развития. Осуществить это в неблагоприятных природно-климатических условиях для жизнедеятельности людей и при значительных территориальных социально-экономических различиях, возможно только при условии повы-
шения благосостояния и качества жизни северян на фоне оздоровления экологии, содействия развитию традиционных видов деятельности (рыболовство, оленеводство, охотничий промысел, народные ремесла), создания оптимальных условий для профессиональной самореализации жителей. В целях системного и планомерного пространственного развития региона представляется необходимым воплотить в жизнь парадигму его развития на основе диверсификации и повышения эффективности экономической деятельности, создания инновационной транспортной, информационной, образовательной и социальной инфраструктуры, аркти-
ческих кластеров и территорий опережающего развития [1].
Качество трудовых ресурсов, т.е. сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком запас знаний, способностей и здоровья имеют ключевое значение для решения масштабных стратегических задач России по освоению Арктики.
Таким образом, учитывая, что в современных геополитических условиях понятие «конкурентоспособность страны (региона)» равнозначно понятию «конкурентоспособность рабочей силы», необходимо признать, приоритетность сохранения и преумножения человеческого капитала Арктики.
Литература
1. Антюшина Н.М., Говорова Н.В. Перспективы хозяйственного освоения Арктической зоны России // Современная Европа. — 2014. — № 4. — С. 48-60.
2. Говорова Н.В. Человеческий и конкурентный потенциал Арктики // Современная Европа. — 2012. — № 4. — С. 62-70.
3. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2016: Стат. сб. / Росстат. — М., 2016. — 1326 с.
4. Римашевская Н.М., Бочкарёва В.К., Мигранова Л.А., Молчанова Е.В., Токсанбаева М.С. Человеческий потенциал российских регионов // Народонаселение. — 2013. — № 3. — С. 84-141.
5. Римашевская Н.М., ДоброхлебВ.Г. Эффективность человеческого потенциала в «новой» экономике // Народонаселение. — 2010. — № 2. — С. 10-17.
6. Мигранова Л.А. Оплата труда в России в условиях кризиса // Научное обозрение. Серия 1. Экономика и право — 2016. — № 1. — С. 22-37.
Bibliography
1. Antyushina N.M., Govorova N.V. Perspektivy khozyaystvennogo osvoyeniya Arkticheskoy zony Rossii [Prospects of the economic development of Russia's Arctic zone]. Sovremenna-ya Yevropa [Contemporary Europe]. 2014. № 4. P. 48-60.
2. Govorova N.V. Chelovecheskiy i konkurentnyy potentsial Arktiki Human and competitive po tential of the Arctic. Sovremennaya Yevropa [Contemporary Europe]. 2012. № 4. P. 62-70.
3. Regiony Rossii. Sotsial'no-ekonomicheskiye pokazateli. 2016: Stat. sb [Regions of Russia. Social and Economic Indicators. Statistical Handbook]. Rosstat. Moscow. 2015. 1268 p.
4. Rimashevskaya N.M., Bochkareva V.K., Migranova L.A., Molchanova E.V., Toksanbaeva M.S. Chelovecheskiy potentsial rossiyskikh regionov [Human potential of Russian regions]. Narodonaseleniye [Population]. 2013. №3. P. 82-141.
5. Rimashevskaya N.M., Dobrokhleb V.G. Effektivnost' chelovecheskogo potentsiala v «novoy» ekonomike [Efficiency of human potential in the "new" economy]. Narodonaseleniye [Population] 2010. № 2. P. 10-17.
6. Migranova L. A. Oplata truda v Rossii v usloviyakh krizisa [Work payment in Russia under the crisis conditions]. Nauchnoye obozreniye. Seriya 1. Ekonomika i pravo [Scientific Review. Series 1. Economics and Law]. 2016 No 1. P. 22-37.