Российско-африканское сотрудничество
Шубин В.Г., д.и.н.
РОССИЯ - ЮЖНАЯ АФРИКА: 30 ЛЕТ ПЛОДОТВОРНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И 25 ЛЕТ ОФИЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Аннотация: В течение трех десятилетий Африканский национальный конгресс пользовался разносторонней поддержкой нашей страны в деле борьбы против режима апартеида. Нередко эта помощь оказывалась там и тогда, где и когда другие не могли или не хотели этого делать. Однако в начале 1990-х годов высшее руководство СССР, а затем России стало активно устанавливать связи с уходящими с политической сцены властями ЮАР, что нанесло ущерб развитию двусторонних связей после прихода АНК к власти.
Тем не менее, постепенно эти связи стали укрепляться, и особенно после принятия Совместной декларации об установлении всеобъемлющего стратегического партнерства между РФ и ЮАР.
Ключевые слова: Южная Африка, режим апартеида, освободительная борьба, Африканский национальный конгресс, стратегическое сотрудничество
Хотя Россия никогда не имела колоний в Африке, история ее контактов с континентом долгая и богатая. Эти связи стали особенно интенсивными в 1960-е годы - 1980-е годы, когда Советский Союз обеспечивал всестороннюю поддержку национально-освободительной борьбы на Юге Африки.
1960 вошел в историю как Год Африки, когда 17 стран стали независимыми, и в декабре того же года по инициативе СССР Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о предоставлении независимости колониальным странам и народам. Однако в южной части африканского континента борьба за независимость потребовала еще три десятилетия.
Существует тенденция рассматривать вооруженные конфликты на Юге Африки через искажающую призму «соперничества сверхдержав» во время «холодной войны» и так называемые «прокси-войны». Бывший помощник госсекретаря США Честер Крокер даже утверждал, что «американская дипломатическая стратегия» помогла Вашингтону «выиграть холодную войну в третьем мире»1, «забывая», что фактически все политические силы на Юге Африки, от расистского режима в ЮАР до УНИТА Жонаса Савимби в Анголе, которых открыто или тайно поддерживали США, потерпели поражение.
В любом случае, «холодная война» не была частью советской политической лексики; Москва рассматривала свои действия в Африке, как часть всемирной «антиимпериалистической борьбы», которая велась странами социалистического содружества, рабочим классом капиталистических стран и национально-освободительным движением.
В развитии событий на Юге Африки, как и в других регионах, внешние факторы, естественно, играли важную роль. Но, прежде всего, они были вызваны, местной дина-
микой. Это определялось, с одной стороны, стремлением народов избавиться от колониализма и апартеида, а с другой - усилиями «союза нечестивых» - Претории, Солсбери и Лиссабона - и их западных союзников не допустить этого, что и побудило освободительные движения обратиться за политической и практической поддержкой, в том числе военной, к СССР.
Что же побудило Москву удовлетворять эти просьбы, каковы были стратегические интересы СССР в Южной Африке? Некоторые западные авторы пытаются найти в действиях СССР корыстные мотивы. Им с трудом верится, что «... советские предоставляли оружие, оборудование, деньги, обучение, стипендии, авиабилеты, медицинскую помощь и оплачиваемый отдых ради получения удовлетворения от помощи благородному делу»2. Они забывают, что «поддержка борьбы народов за национальное освобождение и социальный прогресс» была определена в качестве одного из направлений советской внешней политики в Конституции СССР .
Естественно, что в Москве устранение колониальных и расистских режимов рассматривали как успех в антиимпериалистической борьбе и ожидали плодотворного сотрудничества с будущими независимыми африканскими странами и демократической Южной Африкой, но, вопреки утверждениям правителей Претории и их покровителей, у Советского Союза отнюдь не было намерения лишить Запад природных ресурсов региона.
В своей поддержке освободительных движений Москве приходилось иметь дело с африканскими государствами, которые стали тыловой базой для них. Изначально у борцов за свободу были очень высокие ожидания. Например, лидеры Африканского национального конгресса рассчитывали, что их политический орган, созданный на дружественной территории, будет способен регулярно (раз в неделю или раз в две недели) осуществлять переброску новобранцев из Южной Африки и поддерживать надежный приток обученного персонала обратно в эту страну4. «У нас были довольно эйфориче-ские ожидания того, что африканские государства будут готовы сделать для нас», - писал позднее один из руководителей «Умконто ве сизве», военного крыла АНК, Джо Слово5.
Однако ситуация оказалась более сложной. В частности, отношения Советского Союза с некоторыми из этих стран временами были напряженными. Сказывалось и предубеждение против Москвы, унаследованное от бывших колониальных хозяев, и так называемый китайско-советский конфликт.
В течение примерно 15 лет практически единственным каналом поставок для АНК был Дар-эс-Салам, где располагалась штаб-квартира Комитета освобождения ОАЕ. Москва поддерживала с ним дружественные политические отношения, но практическое сотрудничество было ограничено. Комитет настаивал на направлении поставок через свои структуры, но руководство АНК предпочитало получать их из Москвы напрямую, хотя и с разрешения и помощи со стороны принимающих стран - Танзании и Замбии. Кроме того, Комитет долгое время настаивал на равном отношении к АНК и его сопернику - Панафриканистскому конгрессу, а это было неприемлемо для нас.
Ситуация резко изменилась с достижением Анголой и Мозамбиком независимости. Начиная с 1976 года бульшая часть советских поставок АНК стала осуществляться в Луанду (некоторые материалы направлялись также в Мозамбик, в тот же период до 1984 года, когда между Мапуту и Преторией был подписан Договор о мире и добрососедстве).
Первые контакты между Москвой и АНК были установлены еще в 1927 г., когда его тогдашний президент Джосайя Гумеде посетил СССР в связи с празднованием 10-й
годовщины Октябрьской революции. Однако до начала 1960-х годов эти контакты носили эпизодический характер и стали регулярными только после того, как АНК, запрещенный в своей стране в апреле 1960 г., создал «Внешнюю миссию». Ее руководитель, заместитель президента АНК Оливер Тамбо впервые посетил Советский Союз в апреле 1963 г. Ранее он делал все возможное, чтобы получить значительную поддержку со стороны Запада, - но тщетно. Способность независимых африканских стран оказывать материальную помощь была так же ограниченной: посетив несколько из них, а также Англию вместе с Тамбо в 1962 году, Нельсон Мандела писал своим коллегам: «Сбор средств - это работа, которая требует много времени. Вы должны быть готовы ждать. Поездка в социалистические страны стала императивом»6.
Приезду Тамбо в СССР предшествовали визиты представителей Южно-Африканской коммунистической партии, включая ее генерального секретаря и видного деятеля АНК Мозеса Котане и Юсуфа Даду, руководителя союзного с АНК Южноафриканского индийского конгресса. Они способствовали, в частности, выделению, начиная с 1960 г., финансовых средств ЮАКП за счет так называемого «Международного профсоюзного фонда помощи левым рабочим организациям». Эти средства в значительной степени были использованы в интересах АНК и его вооруженного крыла - «Умконто ве сизве», а после первого визита Тамбо в СССР в том же 1963 г. 300 тыс. долларов были предоставлены непосредственно АНК .
Предоставление регулярной финансовой помощи АНК (параллельно с ЮАКП) продолжалось до конца существования Советского Союза, хотя его объем от года к году различался.
АНК называл четыре «столпа» борьбы против режима апартеида: вооруженная борьба, подпольные структуры, массовое политическое движение и международная солидарность. Рассмотрим, как конкретно оказывалось содействие этим направлениям борьбы со стороны Москвы.
Политическая поддержка осуществлялась на различных уровнях, как на многосторонней, так и на двусторонней основе. На государственном уровне Советский Союз поддерживал все соответствующие резолюции ООН и других международных организаций и бойкотировал режим Претории в различных областях. Эти вопросы поднимались Москвой на регулярной основе в двусторонних контактах с другими странами.
При существовавшей в нашей стране в тот период однопартийной системе двусторонние контакты АНК с КПСС были чрезвычайно важны для обеспечения разносторонней помощи. Однако роль «второго яруса», неправительственных или, как их называли в Советском Союзе, общественных организаций не следует недооценивать. Например: ВЦСПС, Комитет советских женщин, Комитет молодежных организаций СССР поддерживали контакты с соответствующими структурами, связанными с АНК, и так же оказывали им политическую и практическую помощь, как на двусторонней основе, так и через соответствующие международные объединения. Они не только участвовали в международных конференциях в поддержку освободительной борьбы в Южной Африке, но и содействовали их проведению путем предоставления финансовых средств и особенно авиабилетов и транзитных возможностей для делегатов.
Особо важную роль среди общественных организаций играл Советский комитет солидарности стран Азии и Африки (СКССАА), являвшийся членом Организации солидарности народов Азии и Африки (ОСНАА) со штаб-квартирой в Каире. Например, этот комитет оказал практическое содействие проведению Чрезвычайной конференции солидарности с народом Южной Африки в Аддис-Абебе 30-31 октября 1976 года, вскоре после восстания в Соуэто, внеся вклад в ее бюджет и организовав чартерный рейс в
столицу Эфиопии. Кстати, одной из участников конференции была Нкосазана Длами-ни, в то время молодая студентка-медик, только что покинувшая Южную Африку, после 1994 г. занимавшая посты министра в правительстве ЮАР, а в 2011-2017 гг. - председателя Комиссии Африканского союза.
Кроме того, в интересах освободительных движений действовала мощная советская информационная структура. Так, Радио Москвы вело передачи на Юг Африки не только на английском, но и на зулу, чишона и синдебеле, а позднее - и на африкаанс. Специальная африканская редакция действовала в Агентстве печати «Новости», которое, в частности, издавало журналы в ряде африканских стран.
Важнейшее значение для освободительного движения в Южной Африке имела советская помощь в военной сфере: поставки оружия и другого оборудования, обучение кадров АНК (как в СССР, так и в Африке). Следует подчеркнуть, что решение «использовать насилие» отнюдь не было навязано АНК Москвой. Когда этот вопрос был поднят Мозесом Котане и Юсуфом Даду на беседе в ЦК КПСС в ноябре 1961, советское руководство с уважением отнеслось к решению южноафриканцев, подчеркнув при этом приоритет политической работы: «Необходимо не противопоставлять одну форму борьбы другой, а умело сочетать все эти формы. Вооруженная борьба - это борьба широких народных масс»8.
На встрече с Б.Н. Пономаревым, секретарем ЦК КПСС в апреле 1963 года Оливер Тамбо просил организовать военную подготовку кадров АНК в СССР. Вскоре первые группы активистов АНК, одна из которых включала Криса Хани, будущего начальника штаба «Умконто ве сизве», стали проходить подготовку в течение десяти месяцев «в окрестностях Москвы», в специализированном учреждении, известном среди борцов за свободу как «Северный учебный центр». Один из них, Арчибальд Сибеко писал в своих мемуарах: «Нас обучали военной стратегии и тактике, топографии, строевой подготовке, применению огнестрельного оружия и партизанской войне. Мы также изучали политику, сильный упор был на умение изготавливать и применять взрывчатые вещества, обслуживание транспортных средств, снабжение мобильной армии и оказание первой помощи: все необходимое для выживания в партизанских условиях»9.
Более крупные группы активистов АНК начали прибывать в ноябре 1963 г. в Одессу, где их подготовка была организована в военном училище10. Среди тех, кто учился там, были Джо Модисе, будущий первый министр обороны демократической Южной Африки, Ронни Касрилс, его будущий заместитель, а затем министр разведывательных служб и будущий секретарь Революционного совета АНК и генеральный секретарь ЮАКП Мозес Мабида.
Вскоре в Перевальном, неподалеку от Симферополя в Крыму был создан 165-й учебный центр специально для подготовки активистов освободительных движений в Африке и других регионах, а во второй половине 1980-х годов, в ожидании радикальных перемен в Южной Африке, началась подготовка кадров АНК для регулярной армии, военно-морского флота и военно-воздушных сил в ряде городов Советского Союза, от Минска в Белоруссии до Фрунзе в Киргизии. В целом, по подсчетам автора, военную подготовку в СССР в 1963-1991 прошли более двух тысяч членов АНК.
Помощь со стороны СССР дала возможность АНК сохранить ядро своего вооруженного крыла в самые трудные для него времена. Как указано в документе: «В июле 1969 года наша штаб-квартира получила уведомление с требованием о том, чтобы АНК вывел свои военные кадры из лагеря Конгва [в Танзании] в течение 14 дней... Другими словами, это означало ликвидацию «Умконто ве Сизве»11. Позднее, в 1985 г., Оливер Тамбо в докладе на консультативной конференции АНК в Кабве (Замбия) уточнил:
«В 1969 году в результате осложнений, с которыми сталкивалось наше движение в этом регионе, мы должны были эвакуировать нашу армию [точнее, большинство ее бойцов] в Советский Союз в очень короткие сроки»12. Таким образом, Москва пришла на помощь, когда, к сожалению, другие африканские страны не были готовы заменить Танзанию в качестве базы для бойцов АНК.
Следует отметить, что поставки оружия и другого имущества для АНК осуществлялись с согласия независимых африканских государств, в адрес их вооруженных сил, но целевым назначением. С 1963 по 1990 год АНК получил несколько тысяч автоматов Калашникова, 3 362 самозарядных карабинов СКС, 6 000 пистолетов, 275 гранатометов, 90 ракетных установок Град-П, более 40 зенитных ракетных установок «Стрела 2М», 20 противотанковых ракетных установок «Малютка», более 60 минометов и т.д.13
Руководство АНК неоднократно предпринимало попытки направить на родину группу бойцов «Умконто», прошедших подготовку преимущественно в Советском Союзе. Но долгое время все они терпели неудачи, в том числе Операция «I», попытка высадить группу бойцов на побережье Транскея в ЮАР. Содействие со стороны Москвы включало подготовку лиц, которые должны были разведать места для высадки, финансовое содействие в приобретении судна 14, поставку имущества и обучение десантников.
Ситуация для АНК, как и для других освободительных движений на Юге Африки радикально изменилась в лучшую сторону после португальской революции, которая способствовала достижению Анголой и Мозамбиком независимости в 1975 г. После восстания в Соуэто в июне 1976 года сотни, а затем и тысячи молодых южноафрикан-цев покинули свою страну, чтобы вступить в ряды «Умконто», при этом многие из них прошли военную подготовку в СССР.
Приведем только один пример, «из первых уст», со слов генерала Сипиве Ньянды, первого африканца - командующего Южноафриканскими национальными силами обороны, а затем министра. Он приехал в СССР в 1985 году в группе из четырех командиров «Умконто», включавшей Чарльза Нкакулу, который позднее стал министром обороны, а сейчас является депутатом парламента, и Носививе Маписа-Нкакула, его жены и нынешнего министра обороны ЮАР.
«В СССР мы жили в квартире на улице Горького в Москве, где проводились лекции, - писал он автору. Для практических занятий мы выезжали на место за пределами Москвы. Мы изучали ВБР [военно-боевую работу] в рамках сокращенного курса командиров бригад.
Курс включал среди других следующие предметы: связь, подпольная работа, наблюдение, тайнопись, скрытые встречи, фотография, военная работа, засады, нападения, эффективность артиллерии, стрелковое оружие. Все они были полезными»15.
Новый элемент в двустороннем сотрудничестве с АНК появился, когда во время своего визита в Москву в октябре 1978 г. Тамбо попросил содействия в подготовке кадров «Умконто» на территории Анголы. Первую группу советских офицеров, первоначально небольшую, возглавлял капитан первого ранга В.Ф. Ширяев, который под псевдонимом «товарищ Иван» стал хорошо известен в АНК16. В общей сложности более 200 советских военных советников, специалистов и переводчиков разделили службу в
17
Анголе с их товарищами из АНК .
Среди курсов, которые кадры АНК проходили в СССР или с советскими военными в Анголе один был особенно важным - «военно-боевая работа» (ВБР). Сущность его была гораздо важнее, чем просто «военная» или «боевая», фактически он был посвящен созданию вооруженного подполья. Ронни Касрилс писал автору из Южной Афри-
ки, где он был объявлен в розыск властями Претории как «вооруженный и опасный»: «Три маленьких слова стали нашей гарантией»18.
В сентябре 1987 г. Оливер Тамбо попросил советских представителей оказать содействие в создании подпольной сети АНК на территории Южной Африки, которая позднее стала известна как «Операция Вула». Член Исполкома АНК Mac Махарадж (будущий министр транспорта) и упоминавшийся выше Сипиве Ньянда, которые должны были возглавить эту структуру, прошли краткое обучение в Москве, к тому же помощь была нужна и для поддержки их «легенды». Ньянда позднее писал автору: «Моя поездка в Москву в 1988 г. была последним этапом моей подготовки к возвращению в Южную Африку. Она дала мне возможность изменить мою внешность и приобрести больше уверенности... С оперативной точки зрения московский этап был, возможно, самым важным для моей легенды. Без исключения, все те, кто не был информирован, верили, что я все еще находился на учебе в Советском Союзе. Поэтому противник никак не ожидал, что я нахожусь у него на пороге!»19.
Гуманитарная помощь из Москвы включала продукты питания, одежду, автомобили, грузовики, спортивную одежду, строительные материалы и другие товары. В частности, она предназначалась для Колледжа свободы им. Соломона Махлангу (СОМАФКО) - школы АНК в Танзании. Кроме того, выделялась ежегодная «квота» для отдыха и лечения лидеров и активистов освободительных движений, раненые бойцы «Умконто» проходили лечение в советских военных госпиталях, врачи, лекарство и оборудование направлялись в лагеря АНК в Анголу, а южноафриканцы обучались как врачи и медсестры в СССР.
Что касается массового политического движения в Южной Африке, то по понятным причинам роль Москвы в этой области была ограничена. Однако, помимо кадров, прошедших подготовку по ВБР, ценной была политическая подготовка южноафрикан-цев в Институте общественных наук (ИОН), а также в профсоюзной и комсомольской школах. Среди выпускников ИОН были такие будущие видные деятели, как президент ЮАР Табо Мбеки, министры по делам президента Эссоп Пахад и Джеффри Хадебе. Кстати, как правило, обучающиеся в ИОН проходили курс по противодействию «подрывным действиям империалистических сил», в том числе как вести себя при аресте. Один из нынешних министров ЮАР рассказывал автору, что такие знания, полученные в Москве, помогли ему на допросе: «Служба безопасности ЮАР никогда не узнала, что я был в Москве».
Еще одним направлением сотрудничества была подготовка кадров АНК по гражданским специальностям. Советские вузы окончили свыше 200 южноафриканцев, в том числе несколько будущих министров.
С другой стороны, с ростом легальной оппозиции в Южной Африке в консультации с АНК советские общественные организации и академические органы в середине 1985 г. начали устанавливать прямые контакты с демократическими силами в этой стране. Они включали поездки в СССР таких оппонентов расисткого режима, как архиепископ Десмонд Туту, а также Алекс Борейн и Фредерик ван Зил Слабберт из Института демократической альтернативы для Южной Африки (ИДАСА).
Это происходило в первые годы «перестройки», когда встреча Горбачева с Тамбо в Кремле 4 ноября 1986 г. стала символом нового уровня двусторонних отношений Москвы с АНК. Общая позиция двух сторон была выражена в официальном пресс-релизе, в котором были названы три основных условия достижения политического урегулирования в Южной Африке: прекращение агрессивных актов Претории против независимых африканских государств, предоставление независимости Намибии в соответствии с решения-
ми ООН и устранение режима апартеида в Южной Африке как «первопричины конфликтной ситуации в регионе»20. Остается добавить, что все эти цели были достигнуты.
Одним из результатов визита Тамбо в Москву стало открытие в 1987 г. официального представительства АНК в СССР, которое пользовалось всеми дипломатическими привилегиями21, хотя и было аккредитовано при общественной организации - Советском комитете солидарности стран Азии и Африки. Другим - расширенная подготовка кадров АНК, в том числе для ВВС и ВМФ.
Подъем освободительной борьбы в Южной Африке в ее различных формах создал ситуацию, в которой переговоры о ликвидации апартеида мирными средствами становились возможными. Подход к политическому урегулированию был подробно обсужден на конфиденциальных трехсторонних консультациях в Москве в сентябре 1987 года, где делегации СССР, АНК и Кубы подтвердили общую позицию по всем вопросам.
Кроме непреходящей поддержки АНК со стороны СССР и его союзников созданию благоприятных условий для политического урегулирования способствовало и общее ослабление международной напряженности в конце 1980-х годов. Однако ошибочным является утверждение многих исследователей, да и политиков, о том, что такое урегулирование было результатом политических изменений в Восточной Европе, символизируемых «падением [Берлинской] стены» в ноябре 1989 г. Сторонники этой точки зрения забывают, что группа высших руководителей АНК, в том числе Уолтер Сисулу, без каких-либо условий была освобождена из тюрьмы еще ранее, в октябре22. Вышедшие на свободу руководители АНК сразу же стали участвовать в массовых политических митингах под его знаменами, хотя официально конгресс все еще был запрещен. Более того, «переговоры о переговорах», первые неформальные контакты между лицами, связанными с правительством Претории и АНК имели место, еще начиная с поездки профессора Кейптаунского университета Хендрика Ван дер Мерве в Лусаку, где находилась штаб-квартира Конгресса, в 1984 г.
Парадокс, однако, заключается в том, что именно в то время, когда ведущая роль АНК в будущем политическом устройстве Южной Африки становилась общепризнанной и когда несколько десятилетий советской поддержки АНК стали приносить плоды, Горбачев и его окружение, прежде всего министр иностранных дел Эдуард Шеварднадзе, стали отходить от принципиальной позиции Москвы.
На беседе с Тамбо в ноябре 1986 г. Горбачев сообщил тому о попытках президента Питера Боты установить контакты с Москвой «через третью, даже через четвертую сторону» и заверил его, что любой шаг в этом направлении будет сделан после консультации с АНК23, но, как это бывало и в других случаях, он не сдержал своего слова, начав устанавливать связи с уходящим с политической сцены расистским режимом Претории за спиной старых друзей.
Характерно, что возглавлявшуюся президентом АНК делегацию в марте 1989 г. принимал уже не Горбачев, а его заместитель по Президиуму Верховного совета Анатолий Лукьянов, а в сентябре того же года, выступая на Генеральной ассамблее ООН, Шеварднадзе фактически «отказал» борцам против режима апартеида в праве использовать вооруженную форму борьбы, призвав «решительно действовать против любого
24
насилия, чем бы оно ни мотивировалось и не оправдывалось» .
Растущее негативное отношение Горбачева к АНК проявилось и в неоднократных задержках визита освобожденного из заключения Нельсона Манделы в Москву, фор-
25
мально по техническим, а реально по политическим причинам . А в то же время за спиной АНК активизировались связи с режимом Претории, вплоть до приезда в Москву в 1991 г. директора Национальной разведывательной службы ЮАР Ниела Барнарда26.
К счастью, однако, к тому времени АНК глубоко укоренился внутри страны и стал получать широкую поддержку на международном уровне, в том числе и от тех сил, которые чурались его ранее.
Отношения Москвы с АНК стали быстро и резко ухудшаться после трагических событий в августе 1991. Десятки слушателей военно-учебных заведений вскоре были вынуждены вернуться в Африку. И одновременно, вопреки принципиальной позиции, которую СССР занимал в течение нескольких десятилетий, в ноябре 1991 г. в Москве был принят министр иностранных дел ЮАР Рулоф («Пик») Бота, с которым новоиспеченный советский (а по существу - антисоветский) министр иностранных дел Борис Панкин подписал соглашение о восстановлении консульских отношений.
Вслед за этим новый «хозяин» Кремля, президент Российской Федерации Борис Ельцин лично дал указания об установлении дипломатических отношений с ЮАР, что и было сделано 28 февраля 1992 г. во время визита туда Андрея Козырева, хотя в этом не было никакой практической необходимости, так как по согласованию с АНК еще в феврале 1991 г. была достигнута договоренность о создании в обеих странах миссий связи без дипломатического статуса27.
Вскоре после вояжа Козырева, в июне 1992 г., Ельцин принял де Клерка с официальным визитом, предусмотрев размещение его не где-нибудь, а в Кремле с поднятием над его резиденцией государственного флага ЮАР28. Своеобразно реагировало на события тех дней упомянутое выше издание «КоммерсантЪ»: «Россия предала сербов (проголосовав за введение санкций ООН против Белграда - прим.авт.). И негров»29. Оставим слово «негры» на совести журналистов «Коммерсанта», но по существу они были, к сожалению, правы. Достаточно привести один факт: когда Ельцин начал говорить Де Клерку о том, что Мандела был также приглашен в Москву, к нему подскочил один из его помощников30 с запиской, и тот начал читать, что Мандела будет «принят в Москве не как президент АНК, а посетит российскую столицу как международный деятель, борец за права человека»31. Стоит ли удивляться после этого, что Мандела посетил Москву только восемь лет спустя, накануне своего ухода с поста президента ЮАР.
В ходе визита де Клерк объявил об открытии для новых властей России кредита в южноафриканских рандах на сумму эквивалентную 50 миллионам долларов32. Сумма стала быстро уменьшаться, что, могло объясняться как распространенными в те годы манипуляциями с кредитами33, так и быстрым обесценением ранда и годом позже, в апреле 1993 г. «Известия» писали уже о меньшей сумме: «Все минувшие месяцы шла кропотливая работа по выработке соответствующих соглашений, в скором времени они будут подписаны. В том числе, вероятно, соглашение о кредитной линии для России приблизительно на сумму около 40 миллионов долларов в целях стимулирования торгово-экономических связей между двумя странами»34. Остается добавить, что соглашение это так и не было подписано, и никакой кредит выдан не был.
Заслуживает внимания судьба этих двух министров, подписавших явно вредные для нашей страны соглашения со старым режимом ЮАР - Панкина и Козырева. Первый уже более 20 лет проживает в Швеции, прибыв туда вместо возвращения на родину после ухода с поста посла в Лондоне. При этом, как отмечает В.Н. Казимиров, сущность его «высвечивает столь унизительное - с потерей достоинства бывшего министра иностранных дел великой державы» - поселение там «на иждивении упаковочной компании «Тетрапак»35.
Второй же не только стал постоянным жителем Майами, но и призывает оттуда Запад готовиться к скорой смене власти в России и быть твердым «в защите суверенитета
Украины и восстановлении ее территориальной целостности», для «обуздания агрессивных импульсов Кремля»36.
Несмотря на это, руководство АНК после прихода к власти проявило явную заин-тересованость в расширении связей с Россией. Уже в сентябре 1994 г. Москву посетил министр иностранных дел Альфред Нзо, который более 20 лет был генеральным секретарем АНК (и, кстати, прошел в Советском Союзе военную подготовку), а в июле 1995 г. - министр обороны Джо Модисе. В сентябре 1995 г. ЮАР посетил тогдашний первый заместитель председателя правительства России Олег Сосковец, который, кроме прочего, отвечал за оборонную промышленность. Однако эти визиты практически не способствовали развитию двусторонних отношений, во многом из-за регулярных кадровых перемен в российском правительстве.
Хорошие перспективы, казалось, открывались после визита в Москву в качестве гостя премьер-министра Евгения Примакова в ноябре 1998 года Табо Мбеки, в то время заместителя президента ЮАР, который к тому времени уже сменил Манделу на посту президента АНК. Однако уже пять месяцев спустя Примаков, хотя он пользовался поддержкой большинства в Государственной думе и растущей популярностью в стране, был довольно бесцеремонно уволен Ельциным со своего поста. Но еще до этого в конце апреля 1999 г. Москву наконец-то посетил Нельсон Мандела, подписавший с Ельциным Декларацию о принципах дружественных отношений и партнерства между Россией и Южной Африкой.
Эта декларация послужила основой Договора о дружбе и партнерстве, который был парафирован в 2000 году, но подписание его состоялось лишь шесть лет спустя, во время визита президента РФ в г. Кейптаун 5-6 сентября 2006 г., а во время следующего визита В.В. Путина, приуроченного к состоявшемуся в г. Дурбане (Этеквини) саммите БРИКС, в марте 2013 г. была подписана Совместная декларация об установлении всеобъемлющего стратегического партнерства.
В настоящее время между Россией и Южной Африкой сложились отличные политические отношения, их отличают совпадение или близость позиций по ключевым международным вопросам. Они убеждены «в необходимости построения более справедливой системы международных отношений на основе суверенного равенства всех государств и народов и верховенства права при центральной роли Организации Объединен-
37
ных Наций» . Россия и ЮАР активно сотрудничают в БРИКС и других международных ассоциациях и организациях.
Однако, к сожалению, такой уровень сотрудничества не достигнут в экономической сфере, хотя с 1999 г. действует Смешанный Межправительственный комитет по торгово-экономическому сотрудничеству, а с 2006 г. - Деловой совет Россия-ЮАР. Товарооборот, достигший почти 1 млрд долларов в 2013 г., но затем снизился на четверть до 717,7 млн долл. США в 2016 г.38
Нет активных связей и между политическими партиями и общественными организациями двух стран, эпизодический характер носят культурные связи, хотя ситуация в этой области должна измениться после открытия в обеих странах Сезонов культуры Россия - Южная Африка в 2016-2017 гг. Серьезным препятствием для развития связей в области культуры, да и образования - особенно изучения русского языка в ЮАР, является отсутствие в стране Российского культурного центра.
Среди положительных событий последнего времени можно отметить отмену с 30 марта 2017 г. визового режима, что должно привести к значительному росту туризма.
Учитывая нехватку квалифицированных кадров в ЮАР, особенно по техническим специальностям, широкие возможности имеются для сотрудничества с Россией в сфере
образования. В первые два десятилетия после прихода к власти АНК на учебу в российские вузы поступали лишь единицы южноафриканцев. Ситуация радикально изменилась, когда в 2013 г. было, наконец, подписано межправительственное соглашение о взаимном признании документов об образовании и ученых степенях, и начался быстрый рост числа студентов из ЮАР.
Низкий уровень сотрудничества во многих областях в значительной степени вызван отсутствием объективной информации друг о друге в обеих странах, в частности, СМИ ЮАР, как правило, публикуют материалы о России, полученные с Запада, зачастую враждебные. Фактически СМИ страны встроены в информационно-пропагандисткую систему англоязычного мира, подавляющую любые значимые потоки несанкционированной информации39.
Это отчетливо проявилось в последние месяцы в связи с возможным участием России в программе строительства АЭС в ЮАР. Учитывая острую нехватку электроэнергии в ЮАР, атомная энергетика представляется наиболее перспективной отраслью двустороннего сотрудничества. Однако сообщение о подписании в сентябре 2014 г. межправительственного соглашения о стратегическом партнерстве и сотрудничестве в области атомной энергетики и промышленности немедленно вызвало негативную реакцию в ЮАР, прежде всего, в СМИ, в основном настроенных недружественно к России. Хотя соглашение носит рамочный характер, оно стало изображаться в СМИ не только как «коррупционная сделка Росатома», но и как «сговор» Путина и Зумы. Даже, казалось бы, ответственные лица не гнушаются участием в таких действиях. Сипо Питьяна, бывший генеральный директор МИД ЮАР, а ныне крупный бизнесмен и лидер движения под амбициозным названием «Спасти Южную Африку», запугивал недавно своих соотечественников: «Если вы не чувствуете, что ядерная сделка будет означать для ЮАР, подумайте об этом: мы будем работать на русских до конца нашей жизни. Наши дети будут рабами русских40». Остается добавить, что у России, к сожалению, почти нет информационных ресурсов в ЮАР, способных противостоять этой кампании.
Россия и Южная Африка имеют хорошие перспективы для взаимовыгодного сотрудничества во многих областях. Но они могут быть реализованы, только если обе стороны на всех уровнях - государственных структур, общественных организаций, академических кругов, СМИ, - отказавшись от навязываемых со стороны стереотипов, будут доброжелательно и целеустремленно стремиться к этому.
1 Crocker C, High Noon in Southern Africa: Making Peace in a Rough Neigbourhood, Johannesburg: Jonathan Ball Publishers, 1993, p. 13.
2 Foreign Affairs, 19 (2), March-April 2000). https://www.foreignaffairs.com/reviews/capsule-review/2000-03-01/anc-view-moscow
3 Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик, статья 28. http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1977.htm#4
4 T. Karis and G. Carter, From Protest to Challenge. A Documentary History of African Politics in South Africa, 1887-1964, vol. 3; T. Karis and G. Gerhart. Challenge and Violence: 1953-1964, Stanford: Hoover Institution Press, 1977, p. 762.
5 Dawn, Souvenir issue, p. 24.
6 Цит. по: Strydom L. Rivonia Unmasked! Voortrekkerpers, Johannesburg. 1965, p.108.
7 Российский государственный архив новейшей истории (РГАНИ). Фонд 89, опись 38, дело 6, c. 11-12.
8 РГАНИ, Решения, принятые по указанию секретарей ЦК КПСС без записей в протокол, N 478, 28 ноября 1961.
9 Sibeko A. (Zola Zembe) with Leeson J. Freedom in our Lifetime. http://www.anc.org.za/ancdocs/history/ congress/sactu/zz1.htm.
10 Всего в 1963-1965 гг. 328 бойцов «Умконто» прошли подготовку в Одессе в составе двух групп. (прим. авт.)
11 Mayibuye Collection of Historical Papers, ANC Lusaka Collection. The report of the Secretariat covering the last two years .1971, p.5.
12 Ibid.; African National Congress National Consultative Conference. President's Statement. Р.19.
13 Независимая газета, Москва, 8 августа 1992 г.
14 Письмо ЮАКП в адрес КПСС, 6 сентября 1970 г., ссылка на которое имеется в книге: Maloka, E. The South African Communist Party in exile, 1963-1990. Africa Institute of South Africa, Pretoria. 2002, p.29. На эти цели было выделено 75 000 фунтов (прим. авт.).
15 Переписка автора: С. Ньянда автору, 10 декабря 2002 г.
16 Ширяев В.Ф. Меня звали товарищ Иван. ВВИТКУ. Воспоминания выпускников 1961 года. M., 2005, c. 88-92.
17 Сегодня. М. 1993, № 5.
18 Переписка автора: Р. Касрилс автору, 10 марта 1991 г.
19 Переписка автора: С. Ньянда автору, 10 декабря 2002 г. Еще один эпизод, связанный с операцией «Вула», заслуживает внимания: 11 и 12 июля 1989 г., в то время как пропаганда Претории и Запада утверждала, что Москва «бросила» АНК, советская столица была наиболее безопасным местом, где Оливер Тамбо и другие руководители АНК могли встретиться с прибывшим тайно из ЮАР Маком Махараджем (прим. авт.).
20 Правда, 5 ноября 1986 г.
21 MCHP, ANC Lusaka Collection. Rules governing the privileges and immunities granted to the Mission of the African National Congress (ANC) of South Africa.
22 Я полагаю, что важнейшим рубежом в истории ЮАР было именно это событие, а не знаменитая речь президента Де Клерка в парламенте 2 февраля 1990 г., в которой он объявил о снятии запрета с АНК, ЮАКП и «Умконто» и предстоящем освобождении Нельсона Манделы (прим. авт.).
23 Автор присутствовал на этой беседе (прим. авт.).
24 Известия, 20 сентября 1989 г. Напомним, что три с небольшим года спустя Шеварднадзе вернулся в Грузию по приглашению людей, захвативших власть именно путем насилия, причем некоторые из них были ранее осужденные уголовники. (прим. авт.).
25 Об этом достаточно откровенно позднее писал его тогдашний помощник А.С. Черняев. См.: ЧерняевА.С. Шесть лет с Горбачевым. М., Прогресс-Культура, 1993, с. 195.
26 http://www.vn.kazimirov.ru/d002.htm.
27 Характерная деталь: Козырева сопровождал небезызвестный «предприниматель» Константин Боровой, прихвативший из Москвы атташе-кейс с долларами. (прим.авт.). Издание российских деловых кругов «КоммерсантЪ» (в то время еженедельник) следующим образом освещало этот визит: «ГЛАВНЫЙ управляющий РТСБ Константин Боровой 26 февраля - 1 марта посетил Анголу, ЮАР и Египет в составе делегации, которую возглавлял министр иностранных дел России Андрей Козырев. В ЮАР Боровой провел переговоры с руководством брокерской конторы George Huyshammer & Partners и Johannesburg Stock Exchange, в ходе которых обсуждались возможности и направления сотрудничества. Встреча с самым богатым человеком ЮАР г-ном Николасом Оппенгеймером (Nicholas Oppenheimer) носила личный характер. Вечером 2 марта Боровой отправился в Дом моды на чествование своего большого друга - известного модельера Вячеслава Зайцева, отмечавшего свое 54-летие и 30-летие творческой деятельности. Боровой, впервые вышедший в свет в новом пальто "от Зайцева", преподнес юбиляру большую хрустальную вазу, шикарный букет калл и краткую поздравительную речь. По свидетельству очевидцев, он выпил по бокалу шампанского и "Пепси", чашечку кофе, съел пару бутербродов с черной икрой и пару с осетриной холодного копчения и все это заел орешками кэшью» [КоммерсантЪ. 09 марта 1992, № 110; см. также: http://kommersant.ru/doc/3512.] (прим. ред.).
28 http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?doc_itself=&&nd=102016375&&page=1&rdk=0#I0.
29 КоммерсантЪ. 8 июня 1992. № 123; см. также: http://kommersant.ru/doc/5069
30 Это был человек, известный тогда под кличкой «козел», который через тройку лет «прославился» тем, что подвыпившая ельцинская компания сбросила его с палубы судна в Енисей. (прим. авт.).
31 Российская газета, 2 июня 1992 г.; Детали этого эпизода автору рассказал присутствовавший на беседе покойный А.А Макаров, возглавлявший миссию связи в Претории, а затем назначенный временным поверенным РФ в ЮАР (прим. авт.)
32 Правда, 4 июня 1992. № 77, с. 3.
33 Баранов В.М., Фитуни Л. Л. Легализация преступных доходов как угроза экономической безопасности России. Теория, практика, техника гармонизации международно-правовых и национальных механизмов противодействия / Под ред. д.юр.н., проф., заслуженного деятеля науки РФ В.М. Баранова, д. эк. н., проф. Л.Л. Фитуни. Нижний Новгород, 2009.
34 Известия, 3 апреля 1993 г. цит по: http://www.yeltsincenter.ru/digest/release/den-za-dnem-3-aprelya-1993-goda
35 http://www.vn.kazimirov.ru/d002.htm.
36 http://www.kp.ru/daily/26409/3284411/
37 http://kremlin.ru/supplement/1428.
38 http://russian-trade.com/reports-and-reviews/2016-02/torgovlya-mezhdu-rossiey-i-yuar-v-2016-g/
39 Абрамова И.О., Поликанов Д.В., Фитуни Л.Л. Интернет, трансформация обществ и сетевые войны. // Российские стратегические исследования. Москва, 2002, с. 136-150.
40 https://www.thesouthafrican.com/watch-its-tickets-for-sa-if-zuma-gets-his-hands-on-treasury-sipho-pity-ana-video/
Shubin V.G., Dr.Sc. (History)
RUSSIA - SOUTH AFRICA: 30 YEARS OF FRUITFUL CO-OPERATION AND 25 YEARS OF OFFICIAL RELATIONS
Abstract: The African National Congress enjoyed versatile support of our country during three decades of its struggle against the apartheid regim. Often it was provided when and where others could not or would not do it. However, in the early 1990s, the top leadership of the USSR and then Russia began actively setting the connection with the South African authorities who were leaving the political scene, and that hampered the development of bilateral relations after the ANC came to power.
Nevertheless, gradually, these ties have become stronger, especially after the adoption of the Joint Declaration on the establishment of a Comprehensive Strategic Partnership between the Russian Federation and the Republic of South Africa.
Keywords: South Africa, apartheid regime, liberation struggle, African National Congress, strategic cooperation
REFERENCES
Konstitutsiya (Osnovnoy Zakon) Soyuza Sovetskikh Sotsialisticheskikh Respublik [Constitution (Fundamental Law) of the Union of Soviet Socialist Republics]. Retrieved at <http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1977. htm#4>, accessed 12.12.2016
Mayibuye Collection of Historical Papers, ANC Lusaka Collection. Rules governing the privileges and immunities granted to the Mission of the African National Congress (ANC) of South Africa.
Mayibuye Collection of Historical Papers, ANC Lusaka Collection. The report of the Secretariat covering the last two years (1971).
Mayibuye Collection of Historical Papers, ANC Lusaka Collection. African National Congress National Consultative Conference. President's Statement. «Report» [ANC Document, s.l., s.a.].
Abramova I.O., Polikanov D.V., Fituni L.L. Internet, transformatsiya obshchestv i setevyye voyny. . [Internet, the transformation of societies and network wars], in Fituni L. (ed.) Rossiyskiye strategicheskiye issle-dovaniya. [Russian Strategic Studies]. Moscow, 2002, pp. 136-150.
Baranov V.M., Fituni L.L. (eds.) (2009) Legalizatsiya Prestupnykh Dokhodov Kak Ugroza Eko-nomicheskoy Bezopasnosti Rossii: Teoriya, praktika, tekhnika garmonizatsii mezhdunarodno-pravovykh i natsional'nykh mekhanizmov protivodeystviya. [Legalization of Criminal Proceeds as a Threat to Russia's Economic Security. Theory, practice, technique of harmonization of international legal and national counteraction mechanisms]. Nizhny Novgorod: NNAMVD.
Chernyayev A.S. (1993). Shest' Let s Gorbachevym. M. [Six years with Gorbachev]. Moscow: Progress-Kul'tura.
Crocker C., (1993). High Noon in Southern Africa: Making Peace in a Rough Neigbourhood, Johannesburg: Jonathan Ball Publishers, p. 13.
Maloka, E. 2002.The South African Communist Party in exile, 1963-1990. Africa Institute of South Africa, Pretoria, p. 29.
Shiryayev V.F. (2005). Menya zvali tovarishch Ivan. [I was called Comrade Ivan], in Vospominaniya vy-pusknikov 1961 goda. [Memoirs of graduates of 1961]. Moscow: VVITKU, pp. 88-92.
Sibeko A. (Zola Zembe) with Leeson J. Freedom in our Lifetime. Retrieved at http://www.anc.org.za/ ancdocs/history/congress/sactu/zz1.htm , accessed 17.01.2017
Strydom L. (1965). Rivonia Unmasked! Voortrekkerpers, Johannesburg.