Научная статья на тему 'РОССИЯ XXI ВЕКА: ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ КАК ФАКТОР ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ'

РОССИЯ XXI ВЕКА: ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ КАК ФАКТОР ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
435
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
PolitBook
ВАК
Ключевые слова
российская цивилизация / Национальная Идея / молодое поколение / единение государства и гражданского общества / традиционные российские ценности. / Russian civilization / National Idea / young generation / unity of the state and civil society / traditional Russian values.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Коряковцева Ольга Алексеевна

Статья посвящена личностной и гражданской ориентации молодежи, попавшей под влияние западных идей свободы самовыражения, конкуренции и потребительства, и в то же время сохранившей ориентацию на традиционную духовно-нравственную и социокультурную принадлежность к российской цивилизации. Подчеркивается, что в ситуации подобной социально-политической турбулентности молодому поколению все труднее идентифицировать себя не только с социальным слоем или профессиональной командой, но и с такими социально-политическими институтами, как нация и государство. В стабилизации всех сфер жизни современного постиндустриального общества автором отмечается особая коммуникативная значимость социально-политического воздействия информационного пространства на все группы населения, но в первую очередь – на молодежь. Автор статьи обращает внимание, на то, что в СМИ и социальных сетях ведётся настоящая информационная война, выражающаяся прежде всего в интерпретации исторической правды. Это убеждает в необходимости целенаправленной деятельности государственно-общественной системы по развитию патриотических чувств и формированию гражданской позиции у представителей современной молодежи. На основании результатов исследований делаются выводы, что обновление ценностной системы личности обеспечивается развитием гражданского самосознания, которое происходит только в ходе активной общественно-политической деятельности субъекта. Значит, в постиндустриальном цифровом обществе XXI века необходимо создание социокультурного пространства, где новые поколения чувствовали бы себя не только индивидуальностями, но личностями и творцами, которые понимают свой долг гражданина по отношению к обществу и государству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIA OF THE XXI CENTURY: TRADITIONAL VALUES AS A FACTOR OF CIVILIZATIONAL DEVELOPMENT

Particular attention is paid to the personal and civic orientation of young people who have come under the influence of Western ideas of freedom of self-expression, competition and consumerism, while at the same time retaining their orientation to the traditional spiritual, moral and socio-cultural belonging to the Russian civilization. The author emphasizes that in a situation of such socio-political turbulence it is becoming increasingly difficult for the younger generation to identify not only with a social stratum or occupational group, but also with socio-political institutions such as the nation and the state. The author notes the special communicative significance of the socio-political impact of the information space on all population groups, especially the young people, in the stabilization of all spheres of life in modern post-industrial society. Attention is called to the fact that there is a real information war in the media and on social networks, which is primarily expressed in the interpretation of historical truth. This convinces us of the need for purposeful action on the part of the state-society system in order to develop patriotic feelings and create a civic attitude among the representatives of modern youth. It is concluded from the research that the renewal of the individual’s value system is achieved by the development of civic consciousness, which occurs only in the course of the subject’s intense sociopolitical activity. It means that in the post-industrial digital society of the XXI century it is necessary to create a socio-cultural space in which the new generations would see themselves not just as individuals, but also as personalities and creators, who are aware of their duty as Citizens towards society and the state. The author is convinced that the time has come to return to the policy of preserving and strengthening the unity of a multi-ethnic and multi-confessional Russia on the basis of a common traditional system of values as an embodiment of the National Idea.

Текст научной работы на тему «РОССИЯ XXI ВЕКА: ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ КАК ФАКТОР ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ»

О.А. Коряковцева

РОССИЯ XXI ВЕКА: ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ КАК ФАКТОР ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация

Статья посвящена личностной и гражданской ориентации молодежи, попавшей под влияние западных идей свободы самовыражения, конкуренции и потребительства, и в то же время сохранившей ориентацию на традиционную духовно-нравственную и социокультурную принадлежность к российской цивилизации. Подчеркивается, что в ситуации подобной социально-политической турбулентности молодому поколению все труднее идентифицировать себя не только с социальным слоем или профессиональной командой, но и с такими социально-политическими институтами, как нация и государство. В стабилизации всех сфер жизни современного постиндустриального общества автором отмечается особая коммуникативная значимость социально-политического воздействия информационного пространства на все группы населения, но в первую очередь - на молодежь. Автор статьи обращает внимание, на то, что в СМИ и социальных сетях ведётся настоящая информационная война, выражающаяся прежде всего в интерпретации исторической правды. Это убеждает в необходимости целенаправленной деятельности государственно-

общественной системы по развитию патриотических чувств и формированию гражданской позиции у представителей современной молодежи. На основании результатов исследований делаются выводы, что обновление ценностной системы личности обеспечивается развитием гражданского самосознания, которое происходит только в ходе активной общественно-политической деятельности субъекта. Значит, в постиндустриальном цифровом обществе XXI века необходимо

O. Koryakovtseva

RUSSIA OF THE XXI CENTURY: TRADITIONAL VALUES AS A FACTOR OF CIVILIZATIONAL DEVELOPMENT

Abstract

Particular attention is paid to the personal and civic orientation of young people who have come under the influence of Western ideas of freedom of self-expression, competition and consumerism, while at the same time retaining their orientation to the traditional spiritual, moral and socio-cultural belonging to the Russian civilization. The author emphasizes that in a situation of such socio-political turbulence it is becoming increasingly difficult for the younger generation to identify not only with a social stratum or occupational group, but also with socio-political institutions such as the nation and the state. The author notes the special communicative significance of the socio-political impact of the information space on all population groups, especially the young people, in the stabilization of all spheres of life in modern post-industrial society. Attention is called to the fact that there is a real information war in the media and on social networks, which is primarily expressed in the interpretation of historical truth. This convinces us of the need for purposeful action on the part of the state-society system in order to develop patriotic feelings and create a civic attitude among the representatives of modern youth. It is concluded from the research that the renewal of the individual's value system is achieved by the development of civic consciousness, which occurs only in the course of the subject's intense sociopolitical activity. It means that in the post-industrial digital society of the XXI century it is necessary to create a socio-cultural space in which the new generations would see themselves not just as individuals, but also as personalities and

создание социокультурного пространства, где новые поколения чувствовали бы себя не только индивидуальностями, но личностями и творцами, которые понимают свой долг гражданина по отношению к обществу и государству.

creators, who are aware of their duty as Citizens towards society and the state. The author is convinced that the time has come to return to the policy of preserving and strengthening the unity of a multiethnic and multi-confessional Russia on the basis of a common traditional system of values as an embodiment of the National Idea.

Ключевые слова:

российская цивилизация, Национальная Идея, молодое поколение, единение государства и гражданского общества, традиционные российские ценности.

Key words:

Russian civilization, National Idea, young generation, unity of the state and civil society, traditional Russian values.

https://doi.org/10.24412/2227-1538-2024-2-151-164

Технологическая революция, природная среда, национальные проблемы, сложные политические процессы, обнаружившие исчерпанность идей глобализации, определили современный исторический период развития России как важный шаг к консолидации общества и государства в ситуации мировой социально-политической турбулентности. Разделяем позицию М.А. Верниченко, Е.П. Казбан, А.В. Кирки, подчеркивающих, что среди политиков и экспертов «идет поиск новой эффективной модели миропорядка, которая могла бы сбалансировать интересы всех центров силы современного мира» [8, с. 82]. Подобная неустойчивость, на наш взгляд, сегодня определяется противостоянием индивидуалистической, так называемой демократической, идеологии Запада и идеей сохранения традиционных национальных ценностей большинством стран многополярного мира.

Особую неустойчивость своей гражданской позиции испытывает молодое поколение россиян, поскольку, с одной стороны, западные идеи автономии ориентируют их на свободу самовыражения, экзистенциальное одиночество и потребительство, характерные для постиндустриального общества, а с другой стороны, сохраняется ориентация на традиционную духовно-нравственную, политико-правовую и социокультурную принадлежность к российской цивилизации [2].

Очевидно, что настало время вернуться к политике сохранения и укрепления общих традиционных для многонациональной и многоконфессиональной России ценностей как воплощению ее Национальной Идеи. Это обусловлено рядом тревожных индикаторов в общественном мнении россиян и прежде всего среди подрастающего поколения. В частности, «порядка 28,5% опрошенных молодых людей продемонстрировали вербальное несогласие с положением дел в стране и одновременно заявили о низком поли-

тическом доверии властям или полном отсутствии такового. Существует группа молодых людей, которые, наряду с указанными установками, проявляют склонность к участию в несанкционированных протестных действиях» [13, с. 312]. Исследователи В.Р. Ермакова, Д.П. Колозов, И.В. Самаркина обратили внимание на тот факт, что есть необходимость «не только осмысления, но и конкретных действий институтов государственной молодежной политики» [15, с. 109], так как среди части российской молодежи сложилось представление «об отсутствии возможности влиять на политику и страх наказания за активную политическую деятельность» [15, с. 109]. Вывод политологов Н.В. Гришина, О.В. Поповой, С.И. Сусловой о том, что «коллективные действия современной российской молодежи нуждаются в постоянном осмыслении» [14, с. 483] направлен на поддержание сложившейся политической системы в стране.

В научном сообществе ведется дискуссия о сущности понятия «традиционные ценности» [6; 9; 11; 21; 23]. Есть общечеловеческие ценности, которые наполняют смыслом жизнь всех людей планеты Земля, а есть ценности, разделяемые большинством того или иного общества. «В обоих случаях можно говорить о ценностях, легших в основу национального менталитета. Уничтожение таких ценностей может привести к тому, что под угрозой размывания будет находиться национальная идентичность, уничтожение которой приведет к разобщению нации, а также к негативным политическим и социальным последствиям. Такие обстоятельства подвергают общественное сознание серьезной деформации, которая возникает в результате воздействия пропаганды и манипуляций, ставших повсеместным явлением в условиях глобализации, вестернизации и создания единого информационного медиапространства, направленных на унификацию и размывание уникальных традиционных ценностей» [10, с. 47]. Противоречия между основными мировыми политическим акторами на современном этапе придают импульс дальнейшему научному осмыслению категориального аппарата, в том числе и категории «цивилизационное развитие».

Российские духовно-нравственные ценности являются основой становления Гражданина и Патриота страны на данном историческом этапе. Особую значимость в процессе создания государственно-общественной системы формирования гражданского самосознания молодого поколения россиян на основе традиционных общероссийских ценностей, определенных Указом Президента Российской Федерации «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», приобретает деятельность властных структур. Данный Указ был подготовлен в соответствии с Федеральным законом

№172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28 июня 2014 года. В этом документе впервые названы традиционные российские ценности, а именно: «жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России». Данный Указ является основным нормативно-правовым актом, определяющим цели обеспечения национальной безопасности России.

Сегодня российское общество находится в процессе социокультурной и общественно-политической трансформации, вызванной как распадом Советского государства (1991 год), так и выбранной либеральным руководством России моделью строительства нового капиталистического общества. Это привело не только к разрушению союзного социалистического государства, но и повлияло на самосознание всего российского населения, особенно молодого поколения. Переходный период от одного государственного строя к другому характеризовался «диким» капитализмом, разгулом криминала, жаждой личного обогащения любым путем, размыванием традиционных ценностей и исторической преемственности, утратой мировоззренческих ориентиров, сепаратистскими и экстремистскими проявлениями. Правящая элита того времени старалась влиять на формирующееся гражданское общество, но это влияние часто было деструктивным.

Приведем широко известные примеры, которые обсуждались в обществе. В 1992 году при встрече с министром иностранных дел Российской Федерации А. Козыревым экс-президент США Р. Никсон спросил о том, как Правительство России определяет свои национальные интересы. А. Козырев как прозападный политик ответил, что мы слишком заклинились на национальных интересах. Настало время, чтобы думать больше в терминах универсальных общечеловеческих ценностей.

Позднее, когда Россия вошла в число участников Болонского процесса (2003 год), министр образования и науки Российской Федерации А.А. Фур-сенко (2004-2012 гг.) сказал о том, что главный недостаток советской системы образования - формирование человека-творца. По его мнению, задача государственного образования заключается в воспитании «квалифицированного потребителя»!?

Сегодня, казалось бы, остается только удивляться подобным идеям и действиям российских чиновников федерального уровня, но еще в далекие 40-е гг. прошлого столетия У. Черчилль очень точно подметил отличие госу-

дарственного деятеля от политика. По его мнению, политик ориентируется на следующие выборы, а государственный деятель - на следующие поколения. Британский политический государственный деятель говорил об основных субъектах политического процесса и их роли в управлении страной. Он подчеркивал, что для политиков важно получить власть и постараться её удержать, а для истинного государственного деятеля важно использовать свою власть с максимальной пользой для страны, для конкретной территории, для населения и для успешного развития будущих поколений.

На данном этапе развития российской государственности мы осознаем, что капитализм в современной России остается бюрократическим, и группа правящей элиты, состоящая в основном из «политиков», а не «государственных деятелей», оказывает достаточное влияние на формирование гражданского мировоззрения в обществе. Её представления об эффективности деятельности сводятся к быстрому достижению не реального результата, а видимого, которым можно «отчитаться». Именно отсюда возникла склонность ко всяческим рейтингам и критериям оценки, бывшим в приоритете у стран Европейского союза. Оценка эффективности любой деятельности не по результату, а по количеству участников, главная отчетная позиция - количество проведённых мероприятий, а не их польза для общества и государства. И в наши дни, к сожалению, для чиновников - «политиков» особенно важно, чтобы в отчетах о работе были значительные цифровые показатели.

Высокопоставленная бюрократия стремится сохранить и расширить свое влияние, но не выполняет высшую миссию политической элиты-«государственных деятелей» по консолидации сильного государства и эффективного гражданского общества. Поддержим тезис российских политологов Д.П. Колозова и И.В. Самаркиной, что «при конструировании внутренней политики, направленной на процесс консолидации российского общества, следует выстраивать общую систему ценностей, которая бы основывалась на общенациональном ценностном ядре, декларируемом в дискурсе первых официальных лиц государства, и учитывала бы региональную специфику социальных групп, в том числе и молодёжных, разных субъектов Российской Федерации» [16, с. 89].

Согласно ряду опросов общественного мнения, большая часть респондентов поддерживает Президента России В.В. Путина в его стремлении найти верную траекторию для реализации заявленного стратегического национального приоритета - защиты традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти. Понимаем, что в современных условиях развития мирового политического процесса «необходима мобилизация ресурсов вокруг традиционных ценностей, способных фо-

кусировать энергию и опыт большого числа людей, участвовать в разработке и реализации эффективных стратегий будущего» [1, с. 54]. Политологи Г.И. Авцинова и Е.Ю. Воронина аргументировали важный тезис об организации «гражданского контроля и экспертизы по оценке технологических решений, актуальности циркулирующей в обществе информации, при необходимости ее быстрой корректировке, пониманию возможных альтернатив» [1, с. 54]. На наш взгляд, все это позволит защитить сформированные в стране духовно-нравственные ценности.

Настоящий исторический период особенный: и в мировом сообществе, и в России проявляются черты кризиса как личной, так и коллективной идентичности. Становится ясно: в ситуации неустойчивости и социально-политической турбулентности молодому поколению все труднее идентифицировать себя не только с социальным слоем или профессиональной командой, но и с такими социально-политическими институтами, как нация и государство [5; 18; 22; 24].

Многолетние исследования ученых лаборатории «Изучение гражданской идентичности студенческой молодежи: сущность, условия развития, перспективы» (Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского») указывают на то, что обновление ценностной системы личности обеспечивается развитием гражданского самосознания, которое происходит в ходе активной общественно-политической деятельности субъекта. Значит, в постиндустриальном цифровом обществе XXI века необходимо создание социокультурного пространства, в котором новые поколения чувствовали бы себя не только индивидуальностями, но личностями и творцами, которые понимают свой долг Гражданина по отношению к обществу и государству.

Очевидно, что в современной России в ходе развития социально-политического самосознания «сошлись» традиционные ориентации на патриотизм, справедливость, подвижничество и индивидуальные устремления к самореализации, материальному достатку и благополучию. Наши исследования констатировали: идёт сложный процесс гармонизации индивидуальности личности и специфики коллективного российского менталитета, традиционных духовно-нравственных ценностей и потребительских интересов. Приоритетом российского молодого поколения сегодня, с одной стороны, становятся индивидуалистические запросы (возможности самореализации, материальный доход, порядок), а с другой стороны, сохраняется ориентация на общественную активность. Сочетание таких разнообразных устремлений порождает у молодых россиян неудовлетворенность жизнью, поскольку они

ощущают как экзистенциальный вакуум, так и подсознательное стремление к «соборности». В данной ситуации гражданская идентичность могла бы стать основой идентичности личности и гармонизировать традиционные коллективистские ценности и ценности постиндустриального века. Важно укрепить традиционные коллективистские ценности, особенно чувство патриотизма, которые способствуют консолидации общества и государства: в России до сих пор актуален девиз «Если мы едины, мы - непобедимы». Таким образом, движение России в будущее определяется единением государства и общества на основе сохранения и развития российской цивилизации при условии субъект-субъектного диалога государственной власти и гражданского общества.

Мероприятиями, приказами и законами построить сильное государство, которое выполняет все свои функции и обязательства, невозможно. Государство - это прежде всего люди, разные по возрасту, национальности, религии, образованию, мировоззрению, запросам и ожиданиям. Вот почему для упомянутого равноправного диалога важна «мягкая сила» как некий языковый социально-политический фактор, который сможет в процессе общения способствовать эффективной передаче информации, мотивации к размышлению или действию, объяснению каких-либо исторических и современных фактов и т.д.

Для стабилизации всех сфер жизни современного постиндустриального общества особую коммуникативную значимость имеет социально-политическое воздействие информационного пространства на все группы населения, но в первую очередь - на молодежь. К сожалению, представленная информация может быть как объективной, так и ложной.

Прежде всего это касается исторической памяти, которая создает смысловую основу гражданственности личности и населения страны в целом. Важно осознавать, что в СМИ и социальных сетях интерпретация исторической правды (исторических событий и фактов, роли исторических личностей) особенно сильна, поскольку она рассматривается с разных временных и мировоззренческих позиций авторов информации [19]. Все это убеждает в необходимости целенаправленной деятельности государственно-общественной системы по развитию патриотических чувств и формированию гражданской позиции у представителей современной молодежи. При этом следует подчеркнуть значимую роль педагогического воздействия на становление гражданского самосознания личности с учетом феномена «гибридной правды».

Основы самосознания граждан любого государства базируются на истории страны, государства, общества. Исторические события, факты и сим-

волы ассоциируются у личности с определенным социумом и государством. При этом очень сложно определить, насколько правдиво представлены исторические факты, не разбалансируют ли они историческое сознание и не нарушат ли они историческую память граждан, особенно молодого поколения. Поскольку медиасреда для современной молодежи является комфортной личной и профессиональной средой, сконструированная (придуманная) в этой среде полуправда всегда становится более привлекательной и серьезно воздействует на социализацию молодых россиян. На каком основании это можно утверждать?

Результаты деятельности научно-практической лаборатории Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского по изучению гражданской идентичности молодежи опираются на серию репрезентативных психологических исследований, на анализ статистических данных, результатов анкетирования и работы фокус-групп. Вот что они показали: при ответе на вопрос: «Кто должен заниматься формированием ценностной системы и гражданской идентичности молодежи?», - первое место по степени влияния было отдано респондентами государственной системе образования и воспитания; второе место - семье; на третьем месте оказались общественные организации и движения; четвертое место заняли органы государственной власти и только пятое - средства массовой информации и медиаресурсы [4]. Такой результат убеждает, что молодежь недооценивает и не понимает силу влияния и значимость воздействия СМИ и медиаресурсов на их личность, на их самосознание, на их гражданскую позицию, хотя это воздействие далеко не всегда позитивное. Несомненно, что быстрое развитие и распространение информационно-коммуникационных технологий не только способствуют познанию нового, но и неоднозначно влияют на ценностную систему и мировоззрение молодых граждан России. К сожалению, интерактивные медиа представленной ими «гибридной» правдой зачастую способствуют развитию и поддержке протестных явлений.

Общеизвестно, что память выражает отношение «прошлое - настоящее» (в прошлом часто ищут и находят объяснения действительности). Значит, чтобы идентифицировать себя, личности необходимо ощущать непрерывность истории, что позволяет ей обрести новую идентичность в изменяющемся мире. Историческая память в нашем сознании соединяет картины прошлого, реальность настоящего и прогнозы на будущее. Важно понимать, что историческая память наличествует и в коллективном сознании гражданского общества, а образы прошлого способствуют системной интерпретации политики, а значит, социально-политической и профессиональной ориентации личности во всех сферах жизни. По мнению Ю.П. Зарецкого, образ про-

шлого зависит от властных отношений в обществе и может служить манипуляциям тех сил, которые стремятся к достижению определенных политических результатов в настоящем [7]. Таким образом, можно сказать, что сегодня и научные исследования, и нормативные государственные документы по Стратегии развития России требуют организации целенаправленного развития патриотических чувств и системного формирования гражданственности новых поколений россиян. Тем более, что западными СМИ против России постоянно ведется информационная война, которая сегодня становится самым агрессивным «скрытым» орудием политических интриг и подготовки общественно-государственных изменений.

Не зря древнекитайский военачальник Сунь-цзы еще в V-VI вв. до нашей эры называл информационную войну «путем обмана». Главным оружием в подобной войне становится дезинформация. Информационная война способствует не только политической победе, но и экономическому превосходству. А главное, она не требует значительных финансовых затрат: нужно только продумать все механизмы информационного воздействия с учетом особенностей населения и в соответствии с поставленными целями. Основными инструментами подачи дезинформации являются: ложные факты, сокрытие информации, ошибочные обоснования, отвлечение внимания от главного, смещение или подмена понятий. Вся подобная деятельность нацелена на изменение общественного мнения и управление им, провоцирование конфликтов на политической, национальной, религиозной и другой почве, она способствует изменению отношений между властью и обществом, иногда - между государствами.

Влияние на общественное мнение осуществляется с целью создания мифической реальности, введения в заблуждение граждан других стран, а также - для развития патриотических чувств собственных граждан с целью консолидации общества и государства в интересах безопасности своей страны. Вот почему так важно осуществлять работу по противодействию дезинформации.

Сегодня наступает период скрытой войны, которая носит информационно-сетевой характер, её цель - морально-психологическое подавление личности. А в связи с этим и внедрение в сознание населения, особенно молодого, нужных правящей элите (своей или мировой) идей и мнений. Как можно этому противостоять? Говоря о государственно-общественной системе формирования гражданского самосознания населения, мы не можем не обратиться к осмыслению стержня данной системы, то есть, к национальной идее государства и общества.

Национальная идея - термин философский, который определяет её как комплекс смыслов существования определенной нации в прошлом, настоящем и в ближайшем будущем. Национальная Идея объясняет цель существования нации сейчас и ее миссию в будущем. Она базируется на понимании менталитета, традиционных ценностей, характерных особенностей населения страны, отношений общества и власти и т.д. [20]. Такое понимание позволяет посредством Национальной Идеи донести до собственных граждан и до мирового сообщества послание конкретной страны о цели своего существования и миссии в будущем. Миссия России очевидна: защищать и сохранять традиционные духовно-нравственные ценности, отстаивая и развивая тем самым свою российскую цивилизацию (идентичность?) в современном многополярном мире на основе взаимопонимания и взаимодействия с другими странами.

Национальную идею нельзя путать с идеологией, поскольку, выражая всеобщие для граждан ценности, они все же отличаются. Идеология представляет собой целостный комплекс идей, отражающих идеалы различных групп людей: сообществ по интересам, социальных классов, общественных и политических организаций. Но Статья 13 Конституции Российской Федерации гласит: «В Российской Федерации признается идеологическое многообразие, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Это означает, что российское государство не стремится к господству какой-либо единой идеологии, как было в Советском Союзе. Вот почему в данный исторический период для выражения общероссийских национальных интересов абсолютно необходима равнозначно важная и для государства, и для общества Национальная Идея. Эта Идея, по нашему мнению, определяется миссией современной России.

Если обратиться к истории, то горячие дискуссии по поводу «русской» идеи (мы понимаем её как «российскую») велись еще в XIX веке и данная тема неоднократно поднималась в трудах многих известных нам представителей научных, политических и религиозных кругов общества (например, у Н.А. Бердяева, П.Я. Чаадаева) [3]. Разрабатывались вопросы возникновения и истории нации, её исторической миссии и смысла существования. И в те времена любовь к Отечеству, деятельность во имя его Блага почиталась для Гражданина высшим смыслом. Сегодня этот смысл мы видим в развитии многонациональной российской цивилизации. На наш взгляд, Национальной Идеей становится миссия России по сохранению идентичности и защите национальных интересов. Её выполнение возможно, благодаря одной из высших традиционных ценностей россиян - патриотическим чувствам народа и правящей элиты, определяющим их социально-политическое единение.

Недаром В.В. Путин, отвечая на вопрос журналиста П. Зарубина, ведущего программу «Москва. Кремль. Путин.», отметил, что граждан России во времена испытаний всегда сплачивала любовь к Отечеству. Патриотизм не является идеологией, поскольку как общая духовно-нравственная ценность он деполитизирован и направлен на укрепление внутренних основ российского общества и государства. Исторический опыт научил наш народ, что во времена суровых испытаний единственное спасение и условие для движения вперед - единство.

Национальная идея связана с сохранением и укреплением российской многонациональной и многоконфессиональной цивилизации на основе общих традиционных духовно-нравственных ценностей и единой многовековой исторической памяти. Её реализации будет способствовать ряд условий:

1. Создание в этом направлении действенной нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность всех органов власти сверху до низу (от федеральной до муниципальной).

2. Наличие подготовленных специалистов - педагогов, психологов, социологов, политологов, владеющих практическими навыками и технологиями развития патриотических чувств и формирования гражданственности у новых поколений.

Особенно следует подчеркнуть важность и срочность формирования профессиональных компетенций управленческих кадров для умелой и успешной организации государственно-общественной системы воспитания и формирования гражданина России, думающего о благе своей Родины и активно участвующего в её развитии. Оценкой эффективности данной системы должны стать конкретные результаты социально-значимой деятельности населения, особенно молодежи, но не на основе рейтингов или других количественных показателей.

В последнее время организация социально-значимой деятельности проводится в рамках развития добровольческого (волонтерского) движения. Но какие-либо реальные результаты за бумажными и электронными отчётами не всегда видны. Знаем о проведенных массовых мероприятиях, форумах, движениях, об их количестве, а действительных изменений в формировании гражданина-патриота новой России, судя по опросам в студенческой и преподавательской среде, не видно. Общаясь с участниками молодежных форумов, семинаров, которые по возвращению домой должны были бы организовывать социально-значимую деятельность среди молодежи или хотя бы сами вести какую-то инициативную деятельности, мы убедились, что «лидерская» индивидуалистическая карьеристская позиция часто побеждает, а благие намерения перерастают в словесную шелуху, оставаясь пустыми

призывами без конкретных дел по решению насущных проблем своего поселка, города, района, страны в целом.

Необходимо, на наш взгляд, поддержать позицию Е.П. Борзова и А.А. Ковалева в отношении роли государства, которые поддерживают, что «в современном обществе государство содействует примирению общества, где часть населения может придерживаться традиционных устоев, а другая, меньшая часть — альтернативных норм и ценностей. В связи с этим государство становится способным сдерживать ценностно-нормативный конфликт в приемлемых рамках, не затрагивающих глубинный слой национального менталитета, при этом ограничивая внешние деструктивные влияния» [9, с. 48]. А.В. Полосин прав, констатируя, что «если российское мировоззрение будет и впредь отталкиваться от редуцированного и упрощенного понимания собственных историко-политических оснований и ценностных констант, это грозит усугублением имеющихся социальных проблем и увеличением имеющихся общественных расколов» [12, с. 34].

Большинство наших граждан независимо от национальности, вероисповедания, профессии и возраста ощущает свою российскую идентичность и готовы транслировать традиционные ценности в будущие поколения. При этом научное сообщество постоянно находится в поиске определения проблемных ценностных зон, которые исторически изменяются в процессе ци-вилизационного развития.

Литература

1. Авцинова Г.И., Воронина Е.Ю. Трансформация ценностей в глобальном мире в эпоху цифровизации // PolitBook. 2023. №1. С. 46-57.

2. Аналитический доклад «Российская идентичность в социологическом измерении». URL: https://www.is-ras.ru/analytical_repot_Ident_8.html (дата обращения 25.12.2023).

3. Бердяев Н.А. Русская идея. Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2008. 134 с.

4. Бугайчук Т.В. Становление гражданской идентичности российской молодежи как политический феномен // Локус: люди, общества, культуры, смыслы. 2021. Т. 12. №4. С. 144-154.

5. Бугайчук Т.В., Коряковцева О.А. Становление гражданской идентичности в условиях социально-политической реальности // Социально-политические исследования. 2019. №1(2). С. 5-15.

6. Герасимова Ю.И., Хмелев А.О. Проблематика укрепления традиционных ценностей в России в контексте обострения международной обстановки // Дипломатическая служба. 2023. №3. С. 191-196.

7. Зарецкий Ю.П. Стратегии понимания прошлого. Теории, истории, историография. Москва: Новое литературное обозрение, 2011. 379 с.

8. Казбан Е.П., Верниченко М.А., Кирка А.В. Геополитические модели как инструменты анализа современных мировых процессов // PolitBook. 2023. №1. С. 70-86.

9. Ковалев А.А. Разрушение базовых традиционных ценностей как угроза для национального менталитета // Социально-политические исследования. 2022. №3(16). С. 33-46.

10. Ковалев А.А., Борзова Е.П. Разрушение традиционных ценностей как возможный фактор ментальной деградации народа // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2023. Т.24. №3-2. С. 38-49.

11. Мельников С.А. Традиционные ценности в современном мире: тенденции и вызовы // Гражданское общество в России и за рубежом. 2023. №2. С. 23-26.

12. Полосин А.В. Больше, чем консерватизм: историко-политические основания российской государственности // Журнал политических исследований. 2023. Т.7. №1. С. 27-37.

13. Попова О.В., Гришин Н.В. Политическое доверие российской молодежи: «Туда ли мы идем?» // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2023. Т.19. №2. С. 298-317.

14. Попова О.В., Гришин Н.В., Суслов С.И. Политизация массового сознания российской молодежи в 2022 г.: возможности оценки на основе статистического анализа // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2023. Т. 25. №2. С. 471-485.

15. Самаркина И.В., Колозов Д.П., Ермакова В.Р. Политическое участие молодежи в условиях расширения социально-политического пространства России и консолидации российского общества // PolitBook. 2023. №3. С. 94-117.

16. Самаркина И.В., Колозов Д.П. Дискурс консолидации российского общества и политические ценности молодежи // Южно-российский журнал социальных наук. 2023. Т. 24. №1. С. 78-94.

17. Сараева Е.Л. Размышления П.Я. Чаадаева о судьбе России // Ярославский педагогический вестник. 2014. Т.1. №4. С. 17-26.

18. Семочкина Е.В., Сковиков А.К. Особенности взаимодействия молодежных общественно-политических организаций с органами государственной власти в современной России // PolitBook. 2022. №4. С. 31-42.

19. Соколов А.В., Миронова С.В. Особенности транслирования политических ценностей в молодежных сообществах социальной сети «ВКонтакте» // PolitBook. 2023. №1. С. 6-45.

20. Тишков В.А. Национальная идея России. Российский народ и его идентичность. Москва: АСТ, 2021. 416 с.

21. Berk N., Madmarov N. Traditional Values and Institutional Quality // Spatial Economics. 2021. Vol.17. №3. P. 38-58.

22. Bugaychuk T., Koryakovtseva О. Patterns of formation of the younger generation civic identity // PolitBook. 2022. №2. P. 171-181.

23. Girinsky A.A. On «Conservative Balance» and «Traditional Values» // Russia in Global Affairs. 2023. Vol. 21. №3(83). P. 24-37.

24. Moamenla A. The Dynamics of Political Trust among Youth // Asian Journal of Research in Social Sciences and Humanities. 2017. Vol. 7(8). P. 300-310.

References

1. Avtsinova G.I., Voronina E.Yu. Transformatsiya tsennostei v global'nom mire v epokhu tsifrovizatsii. PolitBook. 2023. №1. S. 46-57.

2. Analiticheskii doklad «Rossiiskaya identichnost' v sotsiologicheskom izmerenii». URL: https://www.is-ras.ru/analytical_repot_Ident_8.html (data obrashcheniya 25.12.2023).

3. Berdyaev N.A. Russkaya ideya. Sankt-Peterburg: Azbuka-klassika, 2008. 134 s.

4. Bugaichuk T.V. Stanovlenie grazhdanskoi identichnosti rossiiskoi molodezhi kak politicheskii fenomen. Lokus: lyudi, obshchestva, kul'tury, smysly. 2021. T. 12. №4. S. 144-154.

5. Bugaichuk T.V., Koryakovtseva O.A. Stanovlenie grazhdanskoi identichnosti v usloviyakh sotsial'no-politicheskoi real'nosti. Sotsial'no-politicheskie issledovaniya. 2019. №1(2). S. 5-15.

6. Gerasimova Yu.I., Khmelev A.O. Problematika ukrepleniya traditsionnykh tsen-nostei v Rossii v kontekste obostreniya mezhdunarodnoi obstanovki. Diplomaticheskaya sluzhba. 2023. №3. S. 191-196.

7. Zaretskii Yu.P. Strategii ponimaniya proshlogo. Teorii, istorii, istoriografiya. Moskva: Novoe literaturnoe obozrenie, 2011. 379 s.

8. Kazban E.P., Vernichenko M.A., Kirka A.V. Geopoliticheskie modeli kak instru-menty analiza sovremennykh mirovykh protsessov. PolitBook. 2023. №1. S. 70-86.

9. Kovalev A.A. Razrushenie bazovykh traditsionnykh tsennostei kak ugroza dlya natsional'nogo mentaliteta. Sotsial'no-politicheskie issledovaniya. 2022. №3(16). S. 33-46.

10. Kovalev A.A., Borzova E.P. Razrushenie traditsionnykh tsennostei kak vozmozhnyi faktor mental'noi degradatsii naroda. Vestnik Russkoi khristianskoi gumani-tarnoi akademii. 2023. T.24. №3-2. S. 38-49.

11. Mel'nikov S.A. Traditsionnye tsennosti v sovremennom mire: tendentsii i vyzovy. Grazhdanskoe obshchestvo v Rossii i za rubezhom. 2023. №2. S. 23-26.

12. Polosin A.V. Bol'she, chem konservatizm: istoriko-politicheskie osnovaniya ros-siiskoi gosudarstvennosti. Zhurnal politicheskikh issledovanii. 2023. T.7. №1. S. 27-37.

13. Popova O.V., Grishin N.V. Politicheskoe doverie rossiiskoi molodezhi: «Tuda li my idem?». Politicheskaya ekspertiza: POLITEKS. 2023. T.19. №2. S. 298-317.

14. Popova O.V., Grishin N.V., Suslov S.I. Politizatsiya massovogo soznaniya rossiiskoi molodezhi v 2022 g.: vozmozhnosti otsenki na osnove statisticheskogo analiza. Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Politologiya. 2023. T. 25. №2. S. 471-485.

15. Samarkina I.V., Kolozov D.P., Ermakova V.R. Politicheskoe uchastie molodezhi v usloviyakh rasshireniya sotsial'no-politicheskogo prostranstva Rossii i konsolidatsii rossiiskogo obshchestva. PolitBook. 2023. №3. S. 94-117.

16. Samarkina I.V., Kolozov D.P. Diskurs konsolidatsii rossiiskogo obshchestva i politicheskie tsennosti molodezhi. Yuzhno-rossiiskii zhurnal sotsial'nykh nauk. 2023. T. 24. №1. S. 78-94.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Saraeva E.L. Razmyshleniya P.Ya. Chaadaeva o sud'be Rossii. Yaroslavskii ped-agogicheskii vestnik. 2014. T.1. №4. S. 17-26.

18. Semochkina E.V., Skovikov A.K. Osobennosti vzaimodeistviya molodezhnykh obshchestvenno-politicheskikh organizatsii s organami gosudarstvennoi vlasti v sovremen-noi Rossii. PolitBook. 2022. №4. S. 31-42.

19. Sokolov A.V., Mironova S.V. Osobennosti translirovaniya politicheskikh tsennostei v molodezhnykh soobshchestvakh sotsial'noi seti «VKontakte». PolitBook. 2023. №1. S. 6-45.

20. Tishkov V.A. Natsional'naya ideya Rossii. Rossiiskii narod i ego identichnost'. Moskva: AST, 2021. 416 s.

21. Berk N., Madmarov N. Traditional Values and Institutional Quality. Spatial Economics. 2021. Vol.17. №3. P. 38-58.

22. Bugaychuk T., Koryakovtseva O. Patterns of formation of the younger generation civic identity. PolitBook. 2022. №2. P. 171-181.

23. Girinsky A.A. On «Conservative Balance» and «Traditional Values». Russia in Global Affairs. 2023. Vol. 21. №3(83). P. 24-37.

24. Moamenla A. The Dynamics of Political Trust among Youth. Asian Journal of Research in Social Sciences and Humanities. 2017. Vol. 7(8). P. 300-310.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.