существующему социуму не выжить, так как произойдет смена культурно и физически существующего антропологического типа человека, личности.
Литература
1. Фукуяма Ф. Великий разрыв / Ф. Фукуяма; Пер. с англ. под общ. ред. А. В. Александровой. М: ООО "Издательство ACT": ЗАО НПП "Ермак", 2004.
2. См.: Покровский Н. Е. Транзит российских ценностей: нереализованная альтернатива, анатомия, глобализация //Глобализация и постсоветское общество /Ред. А. Согомонов и С. Кухтерин. М.: Стови, 2001.
3. Лесков С. Академия на медленном огне // Изв. 2006. 29 июн.
4. Тарушкин В. И. Интеллектуальный потенциал России. Нужна национальная стратегия создания конкурентоспособной научной продукции. Режим доступа: http:// www.center.ru/riasite/index.phtml? page=1 &tbl=tb_ 88&id=992/
5. См.: http://vip.subscribe.ru/person/390
6. См.: Балашов Л. Е. Человечеству грозит гибель от депопуляции, если... (арабески мысли, отрывки из книг, рукописей). М., Издание автора, 2009.
7. Цит. по: Садовничий В. А. Выступление ректора Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова на Всероссийском совещании заведующих кафедрами гуманитарных и социально-экономических дисциплин. М.: МГУ, 20-21 нояб. 2003 г.
Шевченко Наталья Петровна
ведущий специалист Управления НИО Кубанского государственного аграрного университета (тел.: 88612584110)
"Россия, вперед!" - воспитание нового типа толерантной личности в условиях самостоятельно развивающихся кризисов (на примере отдельных социальных институтов)
Аннотация
По мнению автора, формирование толерантного подхода к этническим различиям и противоречиям, связанным со сферой общественной жизни полиэтнического государства прослеживается через интеграцию, налаживание устойчивых связей на различных уровнях социальных отношений.
Annotation
In the opinion of author, the shaping толерантного approach to ethnic difference and contradiction, connected with sphere of the public life polyethnic state is tracked through integration, adjustment of the firm relationships on different level of the social relations.
Ключевые слова: толерантность, социология, цивилизация, межнациональные отношения, субъект. Key words: tolerance, sociology, civilization, intrnational relations, subject.
Изменения в общественном развитии коснулись каждого из нас и сделали проблему толерантности необходимым условием регулирования наших отношений с миром и природой, неведомым и неопределенным. С нашей точки зрения, эти изменения обусловливают тенденцию толерантности стать политической необходимостью, закрепиться в процедуре гражданско-правовой легитимации и стать культурной нормой. Согласно социологическим и историографическим исследованиям, в гражданско-правовом сознании
россиян заложен мощный потенциал отстаивания либерально-демократических установок и ценностей. С нашей точки зрения, реализация такого потенциала нуждается не только в научном обосновании, но и в ее превращении в публичную социально-правовую экспертизу, а также в процедуру политической легитимации.
Одним из главных социальных институтов, способствующим формированию толерантных начал в российском обществе, является образование. Именно поэтому Президент России Дмитрий Медведев провел урок толерантности
_58
ОБЩЕСТВО И ПРАВО 2009 № 5(27)
на YouTube. В своем первом видеообращении на YouTube Дмитрий Медведев поздравил всех с Днем знаний, а также напомнил школьникам и студентам о толерантности и взаимоуважении. "Современный человек - это человек образованный, с уважением, интересом относящийся к взглядам, убеждениям других людей", - сказал президент. В России проживает больше 140 млн. человек, более 180 народов, каждый из которых обладает уникальными культурными особенностями. Процветание России напрямую зависит от сплоченности и единства этих народов, отметил Дмитрий Медведев. Президент добавил, что сохранение единства российских народов является общей задачей, и призвал к пониманию и бережному отношению друг к другу. Также он призвал беречь" уникальный, огромный и удивительный мир -нашу Россию". (Опубликовано Живая Кубань, http://www.livekuban.ru). Однако выполнение образованием этой новой функции предполагает его коренную трансформацию. Последняя должна проходить под совместным влиянием принципов неопределенности мира и человека, толерантности, диалога и сотрудничества обучающей и обучаемой стороны. Принцип диалога, неразрывно связанный с принципом толерантности, должен являться не только средством обучения, но и его целью. В дальнейшем эти принципы могут начать экспансию в другие сферы жизни общества. Всепроникающий характер принципов толерантности и диалога не означает их "одиночества" и особой выделенности среди других жизненных принципов: он свидетельствует о том, что без усиления их влияния под угрозой находится выполнение главного на сегодня принципа - принципа выживаемости.
Воспитание нового типа личности немыслимо без революционных изменений в системе образования. Речь идет о том, что во всем мире наблюдается процесс критического пересмотра представлений о человеке, обществе и природе, которые были выработаны во времена Просвещения и оставались с тех пор по сути неизменными. Считалось, что существуют объективные законы функционирования и развития мира, которые следовало познавать и использовать на благо людей. Но именно сейчас, в эпоху перехода от техногенной цивилизации к антропогенной, пришло осознание несоответствия просвещенческой парадигмы современным реалиям. Наступил период невиданного прежде процесса стремительного обесценивания знаний классической науки; мир вдруг утратил свою прежнюю ясность, прозрачность, определенность. Науки, причем не только гуманитарные и
социальные, но и естественные вынуждены были включить в систему своих принципов принцип неопределенности. Новая ситуация нашла отражение в виде парадокса: "Залог прочного мироустройства в принятии неопределенности бытия!", а современные социологи стали отмечать огромные трудности в представлении и описании общества ввиду его непрерывного усложнения.
Рост неопределенности резко изменил жизненную ситуацию человека, когда готовых решений нет и быть не может, когда нужно находить эти решения принимать их нести за них ответственность. Поэтому, главная задача в условиях кризисов (не финансовых и экономических) культурологических готовить не сумму людей, а конкретного человека, учить его творчеству, воспитывать самостоятельную личность, умеющую принимать решения и нести за них ответственность, умеющую критически мыслить, вести дискуссию, аргументировать и учитывать аргументы оппонента. Данный подход формирования противоречивого, неодномерного и полисистемного человека выдвигается на одно из первых мест в процессе образования.
Повышение ранга принципа неопределенности автоматически способствует повышению статуса принципа толерантности, так как становится очевидным, что нахождение адекватных решений более невозможно без диалога с другим человеком, природой, обществом.
Происходят изменения в понимании человеческой свободы - от проективно-конструктивного отношения к внешней среде (миру, человеку, социуму) к такому отношению, когда каждый принимает другого таким, какой он есть. Однако за взаимным признанием следует взаимодействие, носящее характер взаимной деятельности. Подчеркнем, что главным условием успеха взаимодействия является именно толерантность.
Толерантность начинает выступать в качестве неотъемлемого элемента современного понимания свободы, являющейся высшей человеческой ценностью. Она же служит важной частью структуры творческого взаимодействия и творчества вообще. Но это, в свою очередь, означает, что принцип толерантности должен творчески применяться и во всех социальных отношениях. И, прежде всего в образовательном процессе, во взаимоотношениях педагога и студента.
Безусловно, в этом случае грубо истолкованный принцип толерантности, как диалог на равных, не должен иметь место - речь может идти, как считал Ю. М. Лотман, характеризуя специфику университетского образования относительно отношений преподавателей и
студентов, об отношении коллеги к младшему коллеге. "Здесь нет верха и низа - учителей и учеников - здесь все коллеги, то есть люди, которые работают вместе. Ведь работа высшего учебного заведения состоит в сотрудничестве, т.е. когда одни хотят учиться, а другие им помогают в этом...".
Следует отметить, что сегодня обострение проблемы отношений учителя и ученика заключается в том, что доминирующей фигурой в образовании остается педагог императивного склада, по изящному выражению, несоответствующий духу времени и современной культуре. Творческое использование принципа толерантности в процессе обучения становится залогом эффективности образования, с одной стороны, а также создает благоприятные условия для дальнейшей экспансии толерантности в другие сферы социальных отношений.
Принципы толерантности и неопределенности объединяются вместе в педагогике сотрудничества.
От рассмотрения толерантности в качестве одного из принципов обучения перейдем к анализу ее формирования как личностного базиса в образовательном процессе. Воспитание толерантных начал носит многоплановый характер и в условиях полиэтничности, многоязычия, поликультурности и полименталь-ности населения России не может не приобретать характер поликультурного образования.
Важной частью поликультурного образования являются различные системы свободного воспитания, базирующиеся на принципах многофакторности и полифункциональности педагогического процесса. Так, в настоящее время уже получили распространение школы вальдорфской педагогики, диалога культур, педагогики "нового гуманизма".
Одним из исходных принципов школы диалога культур выступает осознание необходимости перехода от "человека образованного" к "человеку культуры". Формирование "человека культуры" требует преобразования, по мысли авторов концепции этой школы, преобразования самого содержания образования. При этом принцип диалога начинает приобретать всепроникающий характер.
Во-первых, диалог рассматривается не только в качестве эвристического приема усвоения монологического знания и умения, но и начинает определять саму суть и смысл передаваемых и творчески формируемых понятий.
Во-вторых, диалог получает "реальный образовательный действенный смысл" в качестве диалога культур, "общающихся между собой - в контексте современной культуры, - в средоточии основных вопросов бытия, основных точек удивления нашего разума".
В-третьих, диалог становится постоянно действующим аспектом в сознании ученика (и учителя) голосов поэта (художника) и теоретика" и выступает основой реального развития творческого (гуманитарного) мышления.
Принцип диалога, распространяемый на сферы жизнедеятельности общества, означает и отказ от "снятия" архаичных культур в современной культуре, уважения и признания их важности. Часто обращается внимание на недопустимый перекос в структуре учебных дисциплин, в результате которого знания обучающихся о сфере культуры несравнимы ни по объему, ни по содержанию со знаниями об "объектном мире".
В этой связи предлагается, с одной стороны, провести гуманитаризацию образования, а, с другой стороны, изменить методы преподавания как гуманитарных и социальных, так и естественнонаучных дисциплин.
Воспитание толерантности предполагает, что гуманитарные и социальные дисциплины не могут преподаваться и усваиваться такими же методами, как и дисциплины естественнонаучные. Что касается последних, то и они (в определенной части) должны преподаваться в историческом и культурно-историческом плане. Сегодня наблюдается определенная экспансия в сферу образования процессов, создающих условия для развития интолерантности личности в рамках тенденции этнокультурной изоляции. Это происходит в результате абсолютизации различий определенных черт социальной идентификации, преимущественно этнических и религиозных. В этой связи, в частности, приобретает особую актуальность проблема взаимоотношения образовательных учреждений и религии, не нашедшая пока удовлетворительного решения.
При этом следует отметить, что религиозный подход к воспитанию духовных ценностей противоречит принципам Конституции. Изменение же Конституции может означать отказ от демократических завоеваний, от той же свободы в сфере образования. Поэтому положению о светском характере образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях на сегодняшний день представляется актуальным и вполне разумным.
Думается, что имеющиеся препятствия в вопросах образования между обществом, государством и церквями, религиозными объединениями, являются преодолимыми. Конечно, сотрудничество такого рода предполагает определенные компромиссы со стороны его участников. В чем-то эти интересы не совпадают, а в чем-то являются общими. Это - интеграция общества с учетом его многоконфессиональности, проблема общественного согласия и толерантности, компетентности
ш
ОБЩЕСТВО И ПРАВО 2009 № 5(27)
общества и власти в оценке религиозного фактора. Важную роль в воспитании толерантности призваны играть семейное воспитание и средства массовой информации. Однако кризисное состояние семьи как социального института, вызванное беспрецедентным снижением уровня ее материального обеспечения, широкого распространения межкультурных браков служит питательной почвой для воспроизводства тоталитарного типа личности, создания конфликтных ситуаций из-за неприятия культурных оснований ментальности Инакового.
Что касается средств массовой информации, то реализация права на свободу печати пока не во всем отвечает требованиям толерантности ("информационные войны" и т.п.). Эта ситуация будет продолжаться до тех пор, пока средства массовой информации будут служить интересам отдельных социальных групп, а не всего общества.
С нашей точки зрения, все социальные институты государства российского должны учитывать исторический и действительный международный и национально-культурный опыт. Особенно важной становится тенденция востребованности либерально-демократических завоеваний, толерантности, культуры межнационального общения. "Россия должна стремиться к гармонизации национальных отношений в стране. Об этом президент сказал в ходе видеомоста с участниками молодежного форума "Селигер-2009". "Мы должны работать над тем, чтобы, в конечном счете, все национальные отношения в стране стали гармоничными", - заявил президент. "Это очень сложная, большая задача на десятилетия вперед, но она абсолютно по силам нашему обществу", -добавил Дмитрий Медведев (Цитируется по www.rusnovosti.ru/news/40135).
Согласно социологическим и историографическим исследованиям, в гражданско-правовом сознании россиян заложен мощный потенциал отстаивания либерально-демократических установок и ценностей. С нашей точки зрения, реализация такого потенциала нуждается не только в научном обосновании, но и в ее превращении в публичную социально-правовую экспертизу, а также в процедуру политической легитимации.
Расколотость российской цивилизации, ее молодость, принадлежность к пограничному типу цивилизаций, антиномичность культуры, манихейская доминанта ментальности, недоверие православия и государства к автономной личности, а также огромный и разнообразный опыт насилия на всех уровнях общества
являются неблагоприятными условиями развития толерантности.
Сфера межнациональных отношений нуждается в таком изменении убеждений сторон, при котором последние перестанут видеть в "другом" врага или друга, а обнаружат друг в друге равноправных партнеров, способных честно договариваться и уважать чужие интересы.
До начала демократических реформ в России идея толерантности находилась на периферии общественного и научного сознания. "Открытие" России миру, плюрализация и дифференциация политического, экономического, идеологического, религиозного, культурного пространства выдвинули проблему толерантности на авансцену современной российской жизни. А события октября 1993 г. и война в Чечне, агрессия режима Саакашвили, изоляционистские и антидемократические тенденции, чреватые конфликтами на национальной и религиозной почве, лишь усилили актуальность вопроса борьбы с нетерпимостью. И это сразу нашло свое отражение в повороте общества к данной проблеме - резко увеличилось само упоминание ранее незнакомого термина "толерантность" в СМИ, чаще стали проводиться конференции, посвященные этой проблематике, появились соответствующие публикации в академических и общественно-политических журналах.
Формирование толерантного подхода к этническим различиям и противоречиям, связанным со сферой общественной жизни полиэтнического государства прослеживается через интеграцию, налаживание устойчивых связей на различных уровнях социальных отношений. Разрешение подобного подхода возможно ходе поиска и реализации наиболее благоприятных вариантов взаимодействия субъектов межнациональных отношений, различных социальных институтов. Поэтому большое значение приобретает вопрос о концептуализации государственной этнополитики, четкого определения и понимания со стороны государства роли толерантности и реализации её основных положений на практике.
Литература
1. Культура, культурология и образование (материалы "круглого стола") // Вопросы философии. 1997. № 2.
2. Лекторский В. А. О толерантности // Философские науки. 1997. № 3-4.
3. Лотман Ю. М. Ю.М. Лотман и тартусско-семиотическая школа. М., 1994.
4. Шалин В. В. Толерантность (Культурная норма и политическая необходимость). 2000.
5. http://www.livekuban.ru
6. www.rusnovosti.ru/news/40135