Научная статья на тему 'Россия в стратегиях нефтяных ТНК'

Россия в стратегиях нефтяных ТНК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
548
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аешин Андрей Александрович

В статье рассмотрена характеристика российского нефтяного рынка и особенности его развития в области нефтедобычи. Дается анализ деятельности нефтяных ТНК в России, их стратегические интересы и роли в развитии российской нефтяной отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIA IN THE STRATEGY OF OIL TRANSNATIONAL CORPORATIONS

The article describes main characteristic of Russian oil market and also specific ways of development of oil extracting. In the article is also analyzing activities of oil multinational company in Russia, their strategic interests and the impact on Russia oil market development.

Текст научной работы на тему «Россия в стратегиях нефтяных ТНК»

РОССИЯ В СТРАТЕГИЯХ НЕФТЯНЫХ ТНК

А.А. АЁШИН

Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, д. 6, 117198, Москва, Россия

В статье рассмотрена характеристика российского нефтяного рынка и особенности его развития в области нефтедобычи. Дается анализ деятельности нефтяных ТНК в России, их стратегические интересы и роли в развитии российской нефтяной отрасли.

Место нефтяных ТНК в мировой экономике

В современных условиях глобализации мировой экономики, где основным субъектом выступают транснациональные корпорации (ТНК), происходят качественные изменения как социально-политической, так и экономической жизни. Усиление глобализации в значительной степени обусловлено деятельностью ТНК.

ТНК увеличивают вовлеченность национальных экономик в общемировые процессы развития через перемещение капитала, товаров и технологий. В этих условиях на долю ТНК приходится около половины мирового ВВП, 2/3 объема международной торговли и международного перемещения капитала, 4/5 доли международного обмена технологиями, обеспечивая 57 млн. рабочих мест по всему миру1.

Глобализация характеризуется постоянным ростом числа ТНК и их экспансией практически во все отрасли экономики, в том числе и нефтяную. Если в 2003 г. в мире насчитывалось 61 ООО ТНК с объемами прямых иностранных инвестиций по всему миру в 7 трлн. долл., то в 2004 г. их число составляло около 70 000 компаний с объемами прямых иностранных инвестиций - 19 трлн. долл. В 2005 г. количество ТНК достигло 77 000 и объемы прямых иностранных инвестиций составили

24 трлн. долл.2.

Нефтяные ТНК занимают особое место среди ТНК. Более того, в большинстве случаев нефтяные ТНК являются крупнейшими ТНК в мире. Среди 10 крупнейших нефинансовых ТНК в мире у четырех (British Petroleum Company Pic., ExxonMobil Corporation, Royal Dutch/Shell Group, Total) основная деятельность связана с нефтяной отраслью. На долю 4 крупнейших нефтяных ТНК приходится около 30% зарубежных активов, 60% продаж от их общего количества и обеспечивается почти 450 тыс. рабочих мест во всем мире.

Специфика нефтяного рынка, а также современные черты мировой экономики влияют на организационную структуру и стратегии нефтяных ТНК. К основным факторам, изменяющим стратегии нефтяных ТНК, можно отнести интеграционные процессы, технологический процесс, либерализацию национальных экономик, а также проводимую инвестиционную и энергетическую политику стран-производителей нефти.

С другой стороны, присутствие сравнительно небольшого числа крупнейших нефтяных ТНК на мировом нефтяном рынке, их вовлеченность в национальную

экономику обусловливает значимость и уникальность проводимой ими стратегической политики и принимаемого стратегического выбора развития. В связи с этим можно констатировать, что развитие мирового нефтяного рынка во многом зависит от деятельности небольшой группы компаний - нефтяных ТНК.

При разработке и реализации своей стратегии нефтяные ТНК, в первую очередь, руководствуются следующими основными направлениями деятельности: upstream (апстрим) - разведка и добыча;

downstream (даунстрим) - транспортировка, переработка, маркетинг; energy - энергетика, альтернативные источники энергии.

Компании ставят перед собой различные цели по каждому направлению их деятельности в зависимости от масштаба, уровня конкурентных преимуществ, корпоративной культуры, прогнозов экономической и энергетической конъюнктуры^ что вынуждает их реализовывать блоки стратегий в соответствии с поставленными целями и выбранными направлениями. При этом постановка целей идет сверху вниз, т.е. от высшего руководства к топ-менеджерам более низшего звена.

Российский нефтяной рынок: запасы и динамика нефтедобычи

Россия, как одна из ведущих стран-экспортеров нефти, на территории которой сосредоточено около 10% разведанных мировых запасов нефти и 30% природного газа, с ее геополитическим и экономическим положением в мире все больше увеличивает заинтересованность нефтяных ТНК в присутствии на российском рынке.

При этом нефтяной рынок России является одним из фундаментов российской экономики и топливно-энергетического комплекса (ТЭК) России, который обеспечивает более 20% ВВП и более 40% федерального бюджета, а также 50% российского экспорта4.

Основные месторасположения нефтедобычи находятся в Западно-Сибирском, Волго-Уральском и Тимано-Печорском районах. Среди указанных районов наиболее важную роль играет Западно-Сибирский, который представляет собой один из крупнейших нефтегазоносных районов мира.

За последние 20 лет на территории Западной Сибири были созданы мощности по добыче более 400 млн. т. нефти. Здесь добывается около 70% российской нефти, и находятся несколько десятков крупных месторождений, такие как Самотлор, Ме-гион, Усть-Балык, Шаим, Стрежевой, большая часть из которых расположена в Тюменской области, обеспечивающей 65% общероссийской добычи нефти5.

Вторым по значимости является Волго-Уральский район, который расположен в восточной части Европейской территории Российской Федерации в пределах республик Татарстан, Башкортостан, Удмуртия, а также Пермской, Оренбургской, Нижегородской, Саратовской, Волгоградской Кировской и Ульяновской областей.

Подавляющая часть нефти и попутного газа (более 4/5) приходится на Татарию, Башкирию, Нижегородскую область. Значительная часть нефти, добываемая на промыслах Волго-Уральской нефтегазоносной области, поступает по нефтепроводам на местные нефтеперерабатывающие заводы, расположенные главным образом в Башкирии и Нижегородской области, а также в Пермской, Саратовской, Волгоградской, Оренбургской областях.

И, наконец, третий район нефтедобычи - Тимано-Печорский. Он расположен в пределах Коми, Ненецкого автономного округа, Архангельской области и частично на прилегающих территориях, граничит с северной частью Волго-Уральского нефтегазоносного района. Тимано-Печорский район обладает лишь 6%

нефти в Российской Федерации. Добыча нефти ведется на таких месторождениях, как Усинское, Памгня, Ярега, Нижняя Омра, Водейское и др. Тем не менее Тима-но-Печорский район считается достаточно перспективным районом в связи с тем, что в Ненецком автономном округе открыты и разведаны запасы углеводородного сырья, соизмеримые с западносибирскими. Так, по оценке американских специалистов, недра арктической тундры хранят 2,5 млрд. т. нефти6.

Таким образом, распределение нефти на территории России неравномерно. Основные месторождения располагаются в труднодоступных районах и вдали от основных районов потребления.

Особенности месторождений в каждом из районов нефтедобычи, а также отличия в характеристиках нефти обусловливают технологическую специфику добычи и нефтепереработки, а также невозможности использования «стандартных» технологий.

Однако, оценивая потенциальные возможности России в увеличении добычи нефти, многие специалисты отмечают, что подтвержденные запасы сырой нефти составляют 48,6 млрд. барр., что эквивалентно 20 годам добычи с учетом современной ежегодной добычи7.

Несмотря на то, что время открытия гигантских месторождений, за счет которых обеспечивались приросты запасов, а издержки разведки и добычи снижались, прошло, Россия за сравнительно короткий промежуток времени успела не только приостановить снижение объемов в добыче нефти, но и нарастить их до ранее завоеванных в 1995 г. позиций.

Между тем, оценивая общую динамику добычи нефти в России за последние годы, мы видим, что она имеет тенденцию роста (рис. 1).

¡00 150 100 150 Ю0 !50 !00 50 00 50 О

1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005

Рис. 1. Динамика добычи нефти в России за 1994-2005 гг. (млн. т)

(источник: составлено автором на основе данных компании «ВР» - Статистического обзора мировой энергетики - июнь 2005 г. и Лебеге, расчетов «АТОНа», 2006 г.)

Основной объем российской добычи нефти (67,4 % в 2004 г.) приходится на Уральский федеральный округ (ФО). При этом основной прирост нефтедобычи приходится на Сибирский ФО (19 %, или 17,5 млн. т, в 2004 г. по сравнению с 14,5 млн. т в 2003 г.). Между тем доля в распределении добычи нефти по регионам России Северо-Западного и Уральского федеральных округов увеличилась.

Так, прирост нефтедобычи в Северо-Западном ФО составил 18,8%, или 21,5 млн. т, в 2004 г. вместо 18,1 млн. т в 2003 г., а Уральском - 10,5 %, или 309,3 млн. т, в 2004 г. против 279 млн. т в 2003 г.8

Несмотря на увеличение добычи нефти, нефтяной рынок России подвержен влиянию ряда негативных факторов, к которым можно отнести:

- ухудшение состояния сырьевой базы, как в количественном, так и качественном отношении. После распада СССР в 1990-х годах произошло заметное сни-

жение нефтедобычи (падение на 45%), которое было связано с объективными причинами, в частности с качественным ухудшением сырьевой базы отрасли и общеэкономическим кризисом в России. Степень выработки запасов достигала 54%9. При этом доля рынка российской нефти в мире сократилась с 17% до 9%;

- сокращение объема геологоразведочных работ. Так, в 2004 г. объем эксплуатационного бурения составил 8413 тыс. м, а разведочного - 585 тыс. м, тогда как в 2001 г. данные показатели ровнялись соответственно 10 003 тыс. м и 1261 тыс. м;

- снижение нефтеотдачи на уже разрабатываемых месторождениях;

- высокий износ основных фондов не только в нефтяной отрасли, но и в общем в ТЭК и других отраслях. Степень износа основных средств в ТЭК более 50%, а в нефтепереработке - 80%10.

В этой связи правительство России разработало программу по развитию нефтяного рынка, которая была преобразована в долгосрочную программу развития «Энергетическая стратегия России до 2020 г.», в которой сформулированы основные цели и приоритеты энергетической стратегии развития России. Программа направлена на долгосрочное развитие и уменьшение воздействия негативных факторов, рассматривает возможные сценарии развития нефтяного рынка, а также акцентирует приоритетные направления развития.

Для достижения поставленных целей, в первую очередь, необходимо увеличение масштабов геолого-поисковых и разведочных работ, которые впоследствии определят потенциально возможные проекты для разработки, а также улучшение технологической и законодательной базы.

Так, в соответствии с «Энергетической стратегией России до 2020 г.» уровень добычи нефти к 2010 г. должен составлять 445-490 млн. т, а в 2020 г. - 450-520 млн. т в зависимости от принятого варианта развития11.

Характерным для нефтяного баланса России в перспективе является увеличение доли нефти, направляемой для внутреннего потребления, как важного ускорителя роста ВВП и изменения энергопотребления в отраслях национальной экономики. Экспортные возможности России по нефти и нефтепродуктам на протяжении двух последующих десятилетий не превысят 4 млн. барр./день. Отмечается, что экспортные мощности по нефти и нефтепродуктам в России на перспективу до 2010 г. могут составить от 3,4 млн. барр./день до 3,8 млн. барр./день; до 2020 г. этот уровень может снизиться до 2,8 млн. барр./день - 3,5 млн. барр./день соответственно.

Между тем показатели уровня нефтедобычи за последние годы по компаниям и в России в целом показывают, что развитие в нефтедобывающей отрасли идет по оптимистическому варианту развития, что говорит об успехах проводимой стратегической политики России в области нефтяного комплекса.

В то же время нельзя забывать, что данный успех проводимой стратегической политики России во многом обусловлен потребностью в нефти, долговременной динамикой роста мировых цен на нефть, развитостью транспортной инфраструктуры, налоговыми условиями и НТП в разведке и разработке месторождений. Последний факт играет немаловажную роль для России, так как средняя стоимость производства нефти составляет 5-10 долл./барр.12, а высокая себестоимость добычи нефти делает это сырье неконкурентоспособным. Например, этот показатель на Ближнем Востоке составляет 1-5 долл./барр.

Деятельность нефтяных ТНК на территории России

В России работают 132 нефтяные компании. Столь значительное число нефтяных компаний говорит, что российский нефтяной рынок характеризуется высокой степенью концентрации. У каждой из этих компаний своя стратегия ведения бизнеса. В 2004 г. на долю 10 ведущих нефтяных компаний России, к которым относятся нефтяная компания (НК) «Лукойл», НК «ЮКОС», ОАО «Сургутнефтегаз», «ТНК-ВР», НК «Сибнефть», ОАО «Татнефть», НК «Роснефть», ОАО «Славнефть», ОАО «АНК «Башнефть», НК «Русснефть», приходилось 82,5% российской нефтедобычи13.

Однако среди данных компаний к нефтяным ТНК организацией UNCTAD была отнесена только НК «Лукойл», которая по уровню зарубежных активов среди ТНК Юго-Восточной Европы и СНГ в 2005 г. занимала первое место14.

Следует отметить, что в основе транснациональной деятельности российских ТНК лежит использование государственного ресурса, а география международного присутствия компаний часто ограничивается рынками ближнего зарубежья.

Помимо российских компаний на нефтяном рынке России осуществляют свою деятельность такие западные нефтяные ТНК, как «ВР», «ExxonMobil», «Royal Dutch/Shell», «Statoil Asa», «Chevron Texaco Corp.» и др.

Необходимо подчеркнуть, что освоение российского нефтяного рынка было постепенным. Западные нефтяные ТНК, прежде чем выйти на российский рынок, для эффективного осуществления деятельности сформировали концепцию, цели и задачи, а также стратегию развития на долгосрочную перспективу по каждому региону, которая является частью общекорпоративной стратегии. Россия, которая с недавнего времени характеризуется благоприятным инвестиционным климатом, воспринимается транснациональными компаниями как регион, на котором надо присутствовать15. В пользу последнего довода говорит тот факт, что доступ к российскому рынку открывает для нефтяных ТНК не только сырьевые возможности, но и дает дополнительные преимущества при выходе и развитии своей деятельности на рынках СНГ, Восточной Европы и Азии.

При этом нефтяные ТНК строят свою стратегию, учитывая российское законодательство и ориентируясь на «Энергетическую программу развития до 2020 г.».

Как и во многих странах, основным способом выхода на российский рынок западных ТНК является инвестиционное финансирование крупных проектов, т.е. проектное финансирование разработок месторождений, строительство нефтепроводов и другого, так называемое инвестирование бизнес-сегмента «апстрим». При этом важнейшей задачей нефтяных компаний в области финансовых методов управления является внедрение эффективных методов планирования, учета и калькулирования затрат, современной техники управления издержками на базе формирования четко определенных центров издержек и центров прибыли. Это позволит лучше контролировать потоки денежных средств и повысить ликвидность и финансовую устойчивость компании16.

Поэтому нефтяные компании осуществляют поиск источников финансирования для осуществления инвестиционных программ и выбор наилучшей комбинации собственных ресурсов, а также привлекаемых акционерных, заемных и партнерских средств, исходя из стоимости капитала по различным источникам и эффективности проектов инвестирования.

Так, например, в 2005 г. нефтяная ТНК «Royal/Dutch Shell» инвестировала 65% от общего объема инвестиций в «апстрим», «ExxonMobil» - 85%, «ConocoPhil-lips» - 76%, «BP» - 73%.

В то же время, оценивая роль России в стратегическом развитии нефтяных ТНК, можно констатировать, что она играет существенную роль. Главным доказательством этому является их участие в инвестиционной деятельности российских проектов.

По данным ЮНКТАД, в 2003 г. Россия занимала третье место по значимости инвестиционных районов в мире, после Китая и США. При этом растущее число новых инвестиционных проектов является стимулирующим фактором для возможного роста притока иностранных инвестиций в российскую экономику17.

Это подтверждается статистическими данными Госкомстата России по общему объему инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов за 2003-2005 гг. Так, в 2003 г. общий объем иностранных инвестиций составлял 29,69 млрд. долл., в 2004 г. - 40,5 млрд. долл., а в 2005 г. - 53,65 млрд. долл.18. При этом нефтяной сектор экономики России играет одну из ключевых ролей в привлечении инвестиций нефтяных ТНК.

Анализ отраслевой структуры привлекаемых в российскую экономику иностранных инвестиций позволяет сделать вывод, что на современном этапе в отечественную экономику, главным образом, привлекаются иностранные инвестиции, связанные с ресурсной мотивацией (отрасли топливно-энергетического комплексов и металлургии) и мотивацией поиска новых рынков сбыта (торговля и общепит, пищевая промышленность).

Таким образом, иностранные инвестиции способствуют и направлены на превращение России в сырьевой придаток для ТНК, в частности нефтяных.

Таблица 1

Распределение нефтедобычи по компаниям в России в 2001-2005гг. (млн. т)

Компания Доля иностр. капитала в 2005 г. (%) Доля гос-ва в 2005 г. (%) 2005 2004 2003 2002 2001

Лукойл 16,1 0 87,8 84,1 78,9 75,5 62,9

ЮКОС - 0 24,5 85,7 80,7 69,3 58,1

ТНК-ВР 50 0 75,3 70,3 61,6 - -

Сургут НГ - 0,8 63,9 59,6 54,0 49,2 44,0

Сибнефть - 0 33,0 34,0 31,4 26,3 20,6

Татнефть - 40 25,3 25,1 24,7 24,6 24,6

Роснефть - 100 74,4 21,6 19,6 16,1 14,9

Славнефть 25 55 24,2 22,0 18,1 14,7 14,9

Башнефть - н/д 11,9 12,1 12,0 12,0 11,9

Газпром - 100 12,8 12,0 11,0 10,8 10,2

НОВАТЭК - н/д 2,4 - - - -

Русснефть - н/д 12,2 6,6 - - -

прочие - - 19,4 25,8 27,3 27,3 35,5

в т.ч. СРП 0,8 - - - -

ВСЕГО 467,1 458,9 419,3 325,8 297,6

Источник: Составлено автором на основании информации, размещенной на официальных сайтах компаний, а также официального сайта журнала «Нефть и капитал» www.oilcapital.ni

Доказательством могут послужить данные инвестиционной деятельности нефтяных ТНК в России. В течение 2005 г. компания «ExxonMobil» осуществила инвестиций на общую сумму 17,699 млрд. долл., «Royal Dutch/Shell» - 10,8 млрд. долл.,

«ВР» - 13,9 млрд. долл., «ConocoPhillips» - 9,496 млрд. долл. На долю России приходилось соответственно 2,65 млрд. долл., 1,3 млрд. долл., 1,4 млрд. долл. и 1,53 млрд. долл., что в среднем составляет 10% от общего объема инвестирования данных компаний19.

Столь значимая доля в инвестировании говорит о важности положения российских проектов в стратегическом развитии нефтяных ТНК. С другой стороны, данное участие можно рассматривать как стратегию по минимизации воздействия внешних факторов, которая включает диверсификацию активов нефтяных ТНК.

Поэтому нефтяные ТНК, которые уже вышли на российский рынок, не намерены уменьшать свою активность, а наоборот, ее увеличивают.

Так, например, компания «Royal Dutch Shell» увеличила инвестирование российских проектов примерно на 700 млн. долл., компания «ВР» - на 500 млн. долл., а компания «ExxonMobil» - на 1 млрд. долл. по сравнению с 2004 г.

Однако столь активная инвестиционная деятельность представлена только несколькими крупными проектами, например, разработка месторождений на Сахалине, покупка 7,6% акций компании «Лукойл», развитие компании «ТНК-ВР».

С другой стороны, развитие нефтяной отрасли только усилиями российских компаний невозможно, так как требуемый объем инвестиций согласно «Энергетической стратегии» России должен превышать текущий объем инвестиций в основной капитал нефтяной отрасли 9 млрд. долл. в год в полтора-два раза20. Поэтому главным аргументом в пользу участия нефтяных ТНК в проектах на российском нефтяном рынке являются финансовые возможности данных компаний, которые могут инвестировать достаточно крупный капитал в развитие российской нефтяной отрасли, а также высокий уровень технологического развития.

В основном такими возможностями располагают наиболее крупные ТНК такие, как «ВР», «ExxonMobil», «Total», «Royal Dutch/Shell» и другие, которые в состоянии инвестировать достаточно крупный капитал.

Так, по объему поступивших инвестиций нефтяная отрасль занимает 2-е место после торговли и общественного питания, на которые соответственно приходится 8,15 млрд. долл. и 12,987 млрд. долл.21. При этом если сравнивать общее распределение прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в ТЭК, то 95% всех инвестиций приходится на нефтяную отрасль.

Анализ регионального распределения прямых иностранных инвестиций по регионам России, показывает, что основными районами привлечения ПИИ являются Ямало-Ненецкий АО, Ханты-Мансийский АО, Тюменская обл., о. Сахалин, Волгоградская область, Ленинградская область, Москва и другие.

Сопоставление регионального распределения ПИИ с основными районами нефтедобычи показывает, что в большинстве случаев они являются нефтедобывающими районами России либо связанны с нефтяной промышленностью.

Так, Ямало-Ненецкий АО, Ханты-Мансийский АО, Тюменская обл., о. Сахалин, Республика Саха - это районы нефтедобычи, а Волгоградская область, Ленинградская область - районы, где строятся терминалы или по территории которых проходят строящиеся нефтепроводы. Например, в Ленинградской области идет строительство нефтяного терминала «Высоцк».

Инвестирование нефтяной промышленности зачастую требует государственной поддержки. С одной стороны, мировая практика показывает, что такие гарантии всегда приветствуются и в ряде случаев необходимы, с другой - отношения между инвестором и государством должны регламентироваться в законодательном порядке и декларироваться инвестиционной политикой государства.

В таких условиях некоторые нефтяные ТНК выбрали своей стратегией объединение своих активов с российскими через операции слияния и поглощения. Данное образование альянсов позволяет нефтяным ТНК выходить на российский рынок с большим преимуществом.

Это объясняется тем, что данные сделки обеспечивают иностранным партнерам определенную долю уже завоеванного внутреннего рынка, сформированную сбытовую сеть, а также снижение инвестиционных затрат на развитие. По своей сути данные виды сделок являются примером агрессивной политики компаний, когда необходимо начинать свою деятельность в кратчайшие сроки

Так, например, компания «British Petroleum Company Pis.» в 2003 г. после заключения сделки по слиянию с российской нефтяной компанией «ТНК» и покупки 50% активов «Славнефти» начала осуществлять свою деятельность почти во всех основных нефтегазоносных провинциях РФ, а также укреплять сбыт своей продукции через автозаправочные станции (АЗС).

Другая западная нефтяная ТНК, «ConocoPhillips» в 2004 г. заключила стратегический альянс с российской компанией «Лукойл», выкупив государственную долю в капитале, равную 10%, с правом увеличения ее до 20%22. По итогам 2005 г., ее доля составила 16,1%, столь быстрый рост долевого участия говорит о стратегической важности сотрудничества между двумя компаниями23.

Данное партнерство предполагает возможность создания совместных предприятий при разработке месторождений на территории России, а также открывает дополнительные возможности для компании «Лукойл» в выходе на международный рынок24. Примером может послужить начало розничной продажи продуктов нефтепереработки на территории США компанией «Лукойл» через приобретенные бензозаправочные станции.

Необходимо отметить, что такое участие иностранных нефтяных ТНК для развития российского нефтяного рынка благоприятно с технологической точки зрения, так как оно предполагает использование новых технологий, апробированных мировой практикой.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Так, при разработке Южно-Хыльчуйского месторождения на территории Ненецкого автономного округа РФ было создано совместное предприятие «Нарьян-марнефтегаз» с долевым участием «Лукойл» - 70% и «ConocoPhillips» - 30%.

Проект разработки месторождения основан на принципе минимизации воздействия на окружающую среду и предусматривает использование технологий и технологических стандартов «ConocoPhillips», к которым можно отнести:

- минимальные площади при строительстве скважин;

- исключение растепления вечномерзлых грунтов;

- максимальное использование попутного нефтяного газа;

~ полную автоматизацию управления технологическими процессами и другие25.

Нефтяная ТНК - «Royal Dutch/Shell» выбрала менее агрессивный путь развития на российском рынке. Однако ее цели в отношении российского рынка схожи с целями концерна «ВР».

Начав свою деятельность с участия в разработке проекта Сахалин-2, который является крупнейшим российским и крупнейшим комплексным проектом в мире26, «Royal Dutch/Shell» начала развивать свою деятельность по основным направлениям деятельности: «апстрим», «даунстрим». В настоящее время компания работает в таких бизнес-сегментах, как: разведка, добыча и транспортировка нефти и газа, маркетинг смазочных материалов, химических и нефтепродуктов, моторных и ин-

дустриальных масел, строительство и эксплуатация сетей АЗС и является одним из крупнейших прямых иностранных инвесторов в российскую экономику.

Основные проекты данной компании на территории России включают разработку месторождений на шельфе о. Сахалин в рамках проекта Сахалин-2; разработка Салымской группы нефтяных месторождений, участие в Каспийском трубопроводном консорциуме (суммарная доля Royal Dutch/Shell составляет 5,5%), сотрудничество с ОАО «Газпром». Следует отметить, что первоначально разработка проекта Сахалин-2 велась компанией «Royal Dutch/Shell» совместно с японскими компаниями «Mitsui» - 25%, «Mitsubishi» - 20%, («Royal Dutch/Shell» - 55%). Однако в конце 2006 г. доля участия компаний изменилась. Государственная компания ОАО «Газпром» выкупила 50%+1 акцию участия в проекте Сахалин-2. Таким образом, участие компаний в проекте стало следующим: «Royal Dutch/Shell» - 27,5%, «Mitsui» - 12,5%, «Mitsubishi» - 10% и компания «Газпром» - 50% + 1 акция.

Между тем, говоря об успехах деятельности «Royal Dutch/Shell», следует отметить, что на долю «Royal Dutch/Shell» приходится 20% российского импорта моторных масел, которые реализуются через широкую дистрибьюторскую сеть, охватывающую всю страну. Она является крупнейшим покупателем российской нефти, при этом оказывая комплексные услуги для предприятий нефтяной и газовой промышленности, включая разработку и внедрение новых продуктов и катализаторных технологий27.

Такой же стратегии придерживается и другая нефтяная ТНК «ExxonMobil», которая начала свою деятельность в области «апстрим» с участия в разработке и развитии проекта Сахалин-1 (доля участия «ExxonMobil» - 30%) и проекта Сахалин-3 (компания готова начать работы по разведке при условии получения соответствующих лицензий). С точки зрения стратегии «ExxonMobil», данные проекты важны для компании, так как они находятся в непосредственной близости от быстро развивающегося азиатского рынка, на территории которого компания располагает несколькими нефтеперерабатывающими заводами в Японии, Китае, Южной Корее. Поэтому развитие и разработка месторождений на о. Сахалин обеспечивает компании рост ресурсной базы, а также загрузку производственных мощностей в бизнес-сегменте «downstream», ориентированный на азиатский рынок с возможным расширением на российском.

Данное стратегическое развитие компании во многом соответствует общероссийской энергетической стратегии, которая одной из своих целей ставит дифференциацию экспорта российской нефти и развитие экспорта в восточном направлении.

В подтверждение приоритетности развития восточного направления можно привести факт активизации инвестиционной деятельности азиатских нефтяных компаний на российском рынке.

Так, в 2006 г. китайская компания «Sinopec» достигла соглашения о покупке активов ОАО «Удмуртнефть», которая является частью нефтяной ТНК «ТНК-ВР». Стоимость сделки около 4 млрд. долл. Стратегические интересы «Sinopec» заключаются в увеличении объемов добываемой нефти, которая ведет к активной инвестиционной политике в области «upstream» и эффективности использования ресурсов.

Таким образом, выход на российский рынок крупных международных инвесторов укрепляет ключевую роль России на глобальных рынках энергоресурсов. В то же время это является стимулирующим фактором увеличения уровня инвестиро-

вания в промышленность регионов России, что является стимулирующим фактором их развития.

Поэтому деятельность нефтяных ТНК должна учитывать не только общероссийскую стратегию, но и интересы регионов России. Наглядным примером взаимодействия нефтяных ТНК и региональных властей является Уватский проект в Тюменской области.

В 2004 г. ТНК-ВР достигла большого успеха в продвижении Уватского проекта, который сейчас представляет собой группу из 8 месторождений с извлекаемыми запасами в 60 млн. т и перспективными ресурсами в 200 млн. т28.

В результате переговоров между представителями «ТНК-ВР» и региональными властями было принято решение в рамках подготовки соглашения о взаимодействии при реализации инвестиционных, производственных, социальных проектов. По этому соглашению власти региона обязались предоставить компании субвенцию в размере 10% (200 млн. долл.) от стоимости Уватского проекта, а также льготу по налогу на прибыль в размере 4% в соответствии с областным законодательством. В то же время обустройство месторождений кардинально изменит инфраструктуру региона, создаст дополнительные рабочие места, пополнит местный бюджет и т.д. Такое же соглашение подписано и с администрацией ХМАО. Данный опыт работы компании в регионах, нуждающихся в стимулах для развития инвестиционной активности, может послужить примером и для других нефтяных ТНК.

Как видно из табл. 2, где предпринята попытка систематизации используемых стратегий нефтяных ТНК на российском рынке, нефтяные ТНК используют различные стратегии развития своей деятельности на территории России.

Основной акцент в стратегическом развитии нефтяные ТНК делают на бизнес-сегмент «апстрим». Практически все представленные нефтяные ТНК в таблице одной из своих целей ставят увеличение нефтедобычи. Основными стратегиями являются инвестирование геологоразведочных работ, инвестирование нефтедобычи, участие в деятельности российских нефтяных компаний и др.

Таблица 2

Основные проекты с участием западных нефтяных ТНК

Зарубежная нефтяная компания Проекты в России (доля участия) Используемые стратегии

ВР Сахалин-4,5 (49%) - внедрение технологий «ВР» в области геологоразведки и добычи; - инвестирование в геологоразведку и добычу

ТНК-ВР (50%) - увеличение объемов добычи; - увеличение рентабельности инвестиций посредством «даунстрим»; - инвестиции в технологии; - рационализация и улучшение качества активов; - освоение и коммерческая разработка газовых ресурсов

Продолжение табл. 2

Зарубежная нефтяная компания Проекты в России (доля участия) Используемые стратегии

Royal Dutch/Shell Сахалин-2 (27,5%) - использование глубоководных технологий нефтедобычи; - инвестирование в геологоразведку и добычу; - инвестирование в развитие нефтетрубопроводной сети; - разработка газовых месторождений; - строительство завода по производству СПГ

Каспийский трубопроводный консорциум (5,5%) - увеличение рентабельности инвестиций посредством «даунстрим»; - использование передовых технологий в области строительства трубопроводов и экологической безопасности

Салымский проект (50%) - инвестирование в разведку и добычу; - строительство трубопровода, соединяющего месторождения с системой «Транснефти»; - строительство инфраструктуры

Строительство сети АЗС - выход на конечного потребителя в крупных городах; - завоевание внутреннего рынка продуктов нефтепереработки; - получение дополнительного дохода с продаж напрямую потребителю

ExxonMobil Сахалин-1 (30%) - инвестирование в геологоразведку и добычу; - строительство нефтетрубопроводов; - применение технологий по глубоководной добычи; - освоение и коммерческое освоение газовых месторождений

Сахалин-3 - инвестирование в геологоразведочные работы

Chevron Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) (15%) - увеличение рентабельности инвестиций в проекте Тенгиз (Казахстан) посредством участия в строительстве КТК; - использование передовых технологий в области строительства трубопроводов и экологической безопасности

Соглашения с российским нефтяными компаниями - увеличение доли продаж продуктов нефтепереработки; - завоевание российского рынка нефтепродуктов

ConocoPhil- lips Долевое участие в акционерном капитале «Лу- койл»(16,1%) - инвестирование в деятельность компании «Лукойл»; - технологическая поддержка компании «Лукойл»; - возможность создания СП с 30% долей участия при разработке месторождений на территории России

Sinopec Сахалин-3 (25,1%) - инвестирование промежуточных геологических исследований; - использование передовых технологий ЗЭ; - финансирование поисково-разведочных работ

Удмуртнефть (4?%) - инвестирование российских проектов в нефтегазовом секторе

Таким образом, на территории России нефтяные ТНК используют различные стратегии развития, основная суть которых сводится к проведению инвестиционной деятельности, внедрению достижений НИОКР и образованию альянсов.

В заключение статьи хотелось бы отметить, что в своей деятельности нефтяные ТНК стремятся быть глобальными функционально интегрированными и гео-

графически диверсифицированными компаниями. При этом они преследуют стратегию концентрации усилий на базовом бизнесе - «апстим», что вынуждает их проводить активную инвестиционную деятельность. Развитие «апстрим» предполагает интенсивную отработку эксплуатируемых запасов и коммерциализацию известных более мелких залежей, которые уравновешиваются поисками на новых перспективных территориях, что объясняется заинтересованностью нефтяных ТНК в крупных проектах, а также дороговизной разведочных работ.

Россия, как одна из ведущих стран-экспортеров нефти, с ее геополитическим и экономическим положением в мире все больше увеличивает заинтересованность нефтяных ТНК в присутствии на российском рынке. Нефтяные ТНК используют широкий спектр стратегий по выходу на российский рынок и по его «завоеванию». Основные стратегии нефтяных ТНК делятся на две большие группы: стратегии в области «апстрим» (инвестирование в максимизацию нефтедобычи, долевое участие в деятельности российских нефтяных компаний, инвестирование геологоразведочных работ) и стратегии в области «даунстрим» (инвестирование и развитие транспортной сети и инфраструктуры разрабатываемых месторождений, развитие производственно-сбытовой сети). При этом нефтяные ТНК, разрабатывая свою стратегию развития, большое внимание уделяют сырьевым возможностям России, соответственно стратегиям бизнес-сегмента «апстрим», что отражается на их стремлении участвовать во всех крупных российских нефтяных проектах. Данной тенденции способствует и политика России, проводимая в области энергоресурсов, которая направлена на увеличение нефтедобычи, обеспечение стабильно высоких поступлений в доход консолидированного бюджета.

Основным аргументом в пользу участия нефтяных ТНК в проектах на российском нефтяном рынке являются финансовые возможности данных компаний, которые могут инвестировать достаточно крупный капитал в развитие российской нефтяной отрасли, а также высокий уровень технологического развития.

При этом выход на российский рынок крупных международных инвесторов укрепляет ключевую роль России на глобальных рынках энергоресурсов.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 UNCTAD, World Investment Report 2005. Table 1.1 p. 5.

2 UNCTAD, World Investment Report 2006. p. 1.,UNCTAD, World Investment Report 2005, Overview. P. 4; World Investment Report 2004, Overview. P. 5.

3 Ермилов O.M., Мшовидов КН. и др. Стратегия развития нефтегазовых компаний. - М., Наука, 1998. - С. 163.

4 Матвеев Н.И Современное состояние и развитие нефтяной промышленности в Западной Сибири на примере ОАО «Сургутнефтегаз» И Нефтяное хозяйство, 2005.-№ 9.-С. 144 .

5 «Нефтяная житница» // Газета «Россия». - 2005. 8-14 сентября. - № 36 (464).

6 ТЭК - важнейшая структура российской экономики // Промышленность России. - 1999. - №3.

7 Бурлака Г.Г., Поп Г.С. Нефть и газ в современной экономике. - Киев, 2004.-С. 68.

8 Гордеев О. Г Современное состояние и перспективы развития нефтедобывающей отрасли России // Нефтяное хозяйство. - 2005. - №9. - С. 128.

9 Конопляник A.A. Росси на формирующемся евроазиатском энергетиче-

ском пространстве: проблемы конкурентоспособности. - М., 2004. - С. 510.

I Энергетическая стратегия России на период до 2020 г. - М., 2005. - С. 65-66.

II Энергетическая стратегия России на период до 2020 г. - М., 2005. - С. 72.

12 Марголин А. Семенов С. Нужен ли России бюджет развития? // Экономист. - 2004. - № 1.

13 Нефтегазовая вертикаль. - 2005. - № 5. - С. 60.

14 UNCTAD, World Investment Report. - 2005. - C. 272.

15 Дневник наблюдений // Секрет фирмы. - 2004. - № 21. - С. 10.

16 Портер М. Международная конкуренция / Пер. с англ.; под ред. В.Д. Щетинина. -М.: Международные отношения, 1993.

17 UNCTAD, World Investment Report. - 2003. - C. 63.

18

Россия в цифрах. - 2006. Росгосстат // www.gks.ru.

19 Рассчитано автором на основе финансовой отчетности компаний.

20 Энергетическая стратегия России на период до 2020 г. - М., 2005.

21 Россия в цифрах. - 2005 г. Росгосстат // www.gks.ru.

22 Наращивание темпов. Выдержки из годового отчета за 2004 г. // www.conocophillips.com.

23 Отчет о деятельности компании «Лукойл» за 2005 г. // www.lukoil.ru.

24 Annual report 2004 // www.conocophillips.com.

25 Пресс-релизкомпании «Лукойл» от 22.09.2005 г. Подробная информация располагается на сайте компании «Лукойл» // www.lukoil.ru .

26 «Сахалин-2 никуда не денется» // www.aksnews.ru .

27 «Шелл в России сегодня» // www.shell.com.

Уватский проект. Информация размещена на сайте компании ТНК-ВР // www.tnk-bp.ru.

RUSSIA IN THE STRATEGY OF OIL TRANSNATIONAL CORPORATIONS

A.A. AESHIN

People’s Friendship University of Russia MikJukho-Maklaya sir., 6, 117198, Moscow, Russia

The article describes main characteristic of Russian oil market and also specific ways of development of oil extracting. In the article is also analyzing activities of oil multinational company in Russia, their strategic interests and the impact on Russia oil market development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.