ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2012. № 1
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПАРТИЙНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
В.А.Балобаев
РОССИЯ В ПРОГРАММАХ ПОЛЬСКИХ ПОЛИТИЧЕСКИХ
ПАРТИЙ В ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ 2011 ГОДА
В статье анализируется образ России в программных документах основны/х политических партий Республики Польша в избирательной кампании 2011 года. По результатам исследования были выявлены следующие ключевые вопросы для польских политических партий, на основании которых можно составить образ России, формируемый различными политическими силами в Польше. Этими ключевыми вопросами являются: страх перед Россией, проблемы транспортировки нефти и газа, Калининградский вопрос, взаимодействие по линии ЕС—Польша—Россия, Ка-тынский вопрос и Смоленская трагедия, размещение средств ПРО в Калининграде и безопасность.
Ключевые слова: Польша, политические партии, избирательная кампания 2011 г., образ России.
Выборы в польский парламент 9 октября 2011 г. завершили очередной электоральный цикл в молодом демократическом государстве. Основной характеристикой партийной системы в Польше является институционально закрепленные правила межпартийной конкуренции, обеспечивающие репрезентативное представительство политических сил в государстве. Устойчивость сложившейся политической системы определяется как равной возможностью политического участия различных акторов, так и сформированными правилами политической игры, процедурами и практиками политического участия. Основой партийно-политической системы Польши является избирательное законодательство, претерпевшее ряд изменений за семь электоральных циклов в рамках демократической системы и определившее вид современных польских политических процедур1.
При рассмотрении практики строительства партийной системы в Польше нельзя не отметить изменения, которые претерпели идеологические векторы и локализация партийных программ с точки зрения идеологической дистанции. В отличие от довольно четких ориентиров удаленности от центра, наблюдаемых в начале 1990-х гг. в рамках первых
1 Жуковский И. И. Становление партийной системы Республики Польша. Калининград, 2010. С. 65-70.
электоральных циклов, сегодня идеологические различия между посткоммунистами и правыми силами сглаживаются, привычная «правая — левая» идентификация электората размывается2. Это обусловлено, во-первых, изменением самой политической системы и той повестки дня, которую она провоцирует. Кризисные вызовы посткоммунистической Польши, методы решения социально-экономических преобразований в условиях нестабильной политической системы сменились устойчивым развитием государства и рутинизацией политики, требующей менее категоричных и более гибких программ от политических партий. Во-вторых, широкий спектр вопросов, затрагиваемых программой каждой партии, направлен на привлечение новых сторонников, готовых отдать ей свой голос.
Однако несмотря на то, что в Польше нет значительного идеологического размежевания между партиями, ее политическая система всегда отличалась наличием оппозиционных игроков. Уже два электоральных цикла (2005-2007, 2007-2011) наблюдается доминирование двух партий — «Гражданская платформа» (ГП) (РМйзгта Obywatelska) и «Право и справедливость» (ПиС) (Ргаго i SprawiedИwosc) — и их кандидатов на пост президента Республики Польша. Предвыборная гонка этих политических партий характеризуется открытым противостоянием друг другу: в программах, в реальном и медийном пространствах3. Это четко прослеживается и в географическом пространстве: восточные и южные регионы страны поддержали правоконсервативную партию «Право и справедливость», западные и северные — либеральную партию «Гражданская платформа»4. Вместе с тем политические партии, чтобы привлечь на свою сторону новых избирателей, стремятся в своих программах предложить ряд решений злободневных проблем. Иными словами, они стремятся актуализировать свой курс и осуществлять более гибкую политику.
Как правило, в программах польских политических партий большое значение придается вопросам внутренней политики, тогда как международные аспекты упоминаются вскользь, а то и вовсе игнорируются. Исключение составляют крупнейшие польские партии — «Гражданская платформа» и «Право и справедливость», в программах которых вопросам внешней политики уделяется достаточное внимание. В значительно меньшей степени международные вопросы обсуждаются в программах партии «Союз демократических левых сил» (Sojusz Lewicy Demokratycz-nej) и Польской крестьянской партии (Ро№е Stronnictwo Ludowe). В
2 Там же. С. 116.
3 Dokumenty X Kongresu PSL. — Warszawa, 8 listopada 2008 // Polskie Stronnictwo Ludowe. 2011. URL: http://wwv.psl.org.pl/upload/pdf/dokumenty/Dokumenty_X_Kongres_PSL/ Psl1.pdf (дата обращения 04.10.2011).
4 Польша. Парламентские выборы 2007 // Электоральная география. 2007. 21 октября. URL: http://www.electoralgeography.com/new/ru/countries/p/poland/polsha-parlamentskie-vybory-2007.html (дата обращения 4.10.2011).
программах остальных релевантных политических партий их взгляды на внешнюю политику не отражены или отражены незначительно.
Однако тот факт, что Польша является членом Европейского союза и во второй половине 2011 г. была его председателем, не мог быть обойден вниманием в программах политических партий. Ведь председательство в Евросоюзе давало Польше шанс укрепить свои позиции в ЕС и за его пределами, а также осуществить свой план — стать основным игроком на пространстве всей Восточной Европы, и в первую очередь на российском направлении. В декабре 2006 г. на неформальном саммите «Веймарского треугольника» Германия, Франция и Польша объявили Россию стратегическим партнером. Спустя пять лет на следующем саммите «Веймарского треугольника» в Варшаве 7 января 2011 г. президент Польши Бронислав Коморовский впервые официально пригласил российского президента Дмитрия Медведева принять участие во всех саммитах в качестве гостя. Этот факт свидетельствует о некоторых изменениях в отношениях Польши с Россией. При условии развития проекта «Веймарского треугольника» и рассматривая перспективу превращения его в символическую ось — Германия—Польша—Россия (через Калининград), Польша как один из лидеров региона Балтийского моря могла бы оказать влияние на «перезагрузку» отношений России со странами Балтии, что было бы выгодно как ЕС, так и РФ.
Говоря о том, как направление сотрудничества с Россией и образ России отражены в программах партий, стоит заметить, что все без исключения польские политики, независимо от партийной принадлежности, согласны с представлением о России как о важном партнере, особенно в экономической сфере.
При анализе внешнеполитических доктрин польских политических партий возникает необходимость в типологизации основных тематических блоков, на которых главным образом фокусируются партии. Четко прослеживаются три уровня вертикального деления, основанием которого служит фактор охвата политического пространства и роль Польши как суверенного игрока в нем.
Первым является макроуровень, на котором Польша рассматривается как часть наднациональных образований, таких как НАТО и ЕС. Программа выстраивания международных отношений излагается политическими союзами в свойственной им риторике и с учетом расстановки сил.
В частности, в программе партии «Гражданская платформа» содержатся предложения по усилению взаимодействия в рамках «Веймарского треугольника» с привлечением Калининграда к сотрудничеству. С положительной коннотацией представлен план улучшения отношений с Россией, в том числе по линии ЕС—РФ благодаря сильным позициям Польши в ЕС. В то же время в программе ГП не удалось избежать упоминания пресловутого «страха перед Россией». Возможность
преодоления «страха» видится ее авторам в сильной государственности Польши и ее позициях в ЕС. Однако для достижения этих целей необходим конструктивный подход к отношениям с Россией5. Понимание и учет данного обстоятельства в практической деятельности могут привести к улучшению двусторонних отношений.
В программе партии «Право и справедливость» Республика Польша позиционируется как часть некоего другого политического образования не столь настоятельно. Риторика консерваторов по отношению к России строится на более принципиальных позициях, чем у партии-конкурента. Например, в программе ПиС утверждается, что в случае победы на выборах партия будет развивать сотрудничество с соседними странами ЕС — на средиземноморском, прибалтийском и отдельно украинском направлениях. С Россией и Беларусью партия намерена сотрудничать только в случае явной выгоды для Польши (развитие приграничного сотрудничества). Также в программе ПиС упоминается тот факт, что ЕС выступил против невыгодного соглашения о поставках газа в Польшу6. Стоит заметить, что в программе ГП вопросы поставок нефти и газа не упоминаются.
Что касается партии «Союз демократических левых сил» (СДЛС), то в 2005 г. основой ее внешней политики являлось стремление к укреплению польской позиции в ЕС и НАТО. В этой связи партия выступала за добрососедские отношения с РФ, но отмечала необходимость контролировать ее империалистическую политику. Интересно, что, по мнению политиков «СДЛС», они «чувствуют» Россию лучше других польских политиков7.
В предвыборной программе партии 2011 г., выдержанной в том же ключе, констатируется, что за последнее время отношения Польши с Россией, Германией и восточными партнерами улучшились, что РФ и Германия — «ключевые соседи» Польши.
Программа «Польской крестьянской партии» (ПКП) отличается довольно четкой внешнеполитической доктриной. Партия ориентирована на активное членство в НАТО и ЕС и выступает за общеевропейскую восточную политику. Как в 2005 г., так и сегодня она пропагандирует активное развитие таких структур, как Вышеградская группа и Совет государств Балтийского моря, а также прагматический (в целях развития экономики) подход к внешней политике в целом8.
5 Program Wyborzy 2011 // Platforma Obywatelska. 2011. URL: http://platforma.org/wy-bory/program/zobacz-program.php (дата обращения 04.10.2011).
6 Program Prawa i Sprawiedliwofci // Prawo i Sprawiedliwo^ö. 2011. URL: http://pro-grampis.org.pl/ (дата обращения 04.10.2011).
7 Jutro bez obaw / Program Polski // Sojusz Lewicy Demokratycznej. 2011. URL: http://www.kujawsko-pomorskie-sld.org.pl/pdfy/program_sld.pdf (дата обращения 04.10.2011).
8 Dziemidok- Olszewska B. Partie polityczne w wyborach 2005 roku w Polsce // Partie i system partyjny RP: stan i perspektywy. ToruA, 2007.
Таким образом, в разделах программ политических партий, посвященных международной политике, Польша рассматривается как часть целого, выходящего за пределы государственных границ. Особенно четко просматривается это в линии обеспечения коллективной безопасности, в которой России отводится скорее роль партнера, нежели врага. Кроме того, выстраивание равновесной политики с РФ проходит при содействии ЕС или НАТО как тяжеловесов, способных сдержать империалистическую политику России и заставить ее не пренебрегать Польшей как равным партнером.
Вторая ступень типологизации внешнеполитических доктрин — мезоуровень, на котором Польша выступает как суверенный игрок на международной арене. Здесь наблюдается линия Польша—Россия, Польша—Германия, менее отчетливо просматривается линия Польша—Беларусь, Польша—Украина.
Выделим проблемы среднего уровня, отчетливо актуализированные в программах партий. Во-первых, проблемы политики и безопасности. Так, в программе ГП отдельно рассматривается возможность использования для защиты части территории Польши и Балтийских стран российской системы ПРО. В качестве одной из основных задач внешней политики партия декларирует налаживание стабильных добрососедских отношений с РФ, при этом подчеркивается, что «с Россией нужно взаимодействовать уважительно, но с железной рукой (z szacun-kiem, ale z zelazn^ konsekwencj^), чтобы она соблюдала все международные обязательства, будь то вопросы прав человека, разоружения или энергетической политики»9.
«Страх» соседства с непредсказуемым в политическом отношении государством четко прослеживается в программе ПиС. В партии считают, что в России принимаются невыгодные для Польши решения, например о строительстве газопровода «Северный поток». Понимая, что этот проект уже не остановить, партия, в случае своей победы на выборах, обещала запретить строительство терминала СПГ и попытаться наладить поставки нефти из стран Средней Азии10.
Программа ПиС отличается эмоциональными высказываниями в адрес России, ссылками на исторические примеры и неодобрительной реакцией на проводимую в стране политику. Кроме того, тема России в программе партии используется и для политической борьбы с главным оппонентом — ГП. Так, в программе Д. Туск не раз обвиняется в пособничестве России в вопросах, касающихся размещения ПРО, Балтийской (Вислинской) косы, поставок газа и т.д. Часто в тексте программы повторяется утверждение, что Россия не уважает Польшу, не
9 Program Wyborzy 2011 // Platforma Obywatelska. 2011. URL: http://platforma.org/wy-bory/program/zobacz-program.php (дата обращения 04.10.2011)
10 Program Prawa i Sprawiedliwofci // Prawo i Sprawiedliwo^ö. 2011. URL: http://pro-grampis.org.pl/ (дата обращения 04.10.2011)
считает ее равноправным партнером, относится к ней как к стране советского лагеря.
Отдельно в программе ПиС рассматривается выступление В.В. Путина на Вестерплатте в Гданьске. Эта встреча была расценена как двустороннее общение России и Германии, признание силы двух великих держав без учета Польши как равноправного партнера. Опять же подчеркивается «молчаливое согласие» Д. Туска с решениями, принятыми на встрече с лидерами государств-гегемонов.
Еще одной трудной проблемой в польско-российских отношениях является расследование смоленской катастрофы МАК. Большое внимание в программе ПиС уделено факту проведения расследования без участия польской стороны. Здесь же очередной раз партия-конкурент ставит в вину Дональду Туску то, что Польша не обратилась в НАТО за помощью в расследовании.
В программе СДЛС нет разделов, специально посвященных польско-российским отношениям, однако констатируется, что за последнее время отношения Польши с Россией, Германией и восточными партнерами улучшились, подчеркивается, что РФ и Германия — «ключевые соседи» Польши11.
Второй группой проблем, требующих решения на мезоуровне, являются проблемы экономического сотрудничества. Необходимо отметить, что в этом вопросе все партии придерживаются прагматического курса и называют развитие экономических отношений с РФ важным направлением своей внешней политики. Например, в программе ПКП прописана заинтересованность Польши в достижении взаимовыгодного экономического сотрудничества с Россией12.
Третьей, самой эмоциональной и политически-ангажированной темой является историческая память. Ни одна партия не обошла ее стороной, каждая изложила свою точку зрения. Проблеме поиска исторической правды в отношениях с РФ уделяется внимание в программе СДЛС, особенно о сталинской эпохе и о событиях в Катыни. Если в программе ГП эта тема используется для освещения собственных достижений на пути признания Россией преступлений советского режима, то в программе ПиС она является краеугольным камнем и проходит лейтмотивом через все польско-российские отношения, трансформируясь из сталинских репрессий в смоленскую катастрофу 2010 г.
Самый острый вопрос в отношениях России и Польши — Катын-ская трагедия — в программе ГП представлен следующим образом: партия заявляет о том, что благодаря ей «в России признали преступления, совершенные сталинским режимом в Катыни, о чем свидетель-
11 Jutro bez obaw / Program Polski // Sojusz Lewicy Demokratycznej. 2011. URL: http://www.kujawsko-pomorskie-sld.org.pl/pdfy/program_sld.pdf (дата обращения 04.10.2011)
12 Dziemidok- Olszewska B. Partie polityczne w wyborach 2005 roku w Polsce // Partie i system partyjny RP: stan i perspektywy. ToruA, 2007.
ствует декларация, принятая в Государственной думе»13. В программе ГП содержится вывод, согласно которому «несмотря на все трудности и различия в оценках и взглядах, связанные в том числе и со Смоленской трагедией, результат российско-польских отношений является положительным» (bilans ostatnich trzech lat stosunkow polsko- rosyjskich jest pozytywny)14.
В программе партии ПиС утверждается, что Катынь следует считать геноцидом и любое отрицание этого факта унижает польский народ. По их мнению, в этом вопросе Д. Туск снова «пошел на уступки России и признал их оправдания, пойдя при этом против президента, что закончилось смоленской трагедией»15.
События, связанные с авиакатастрофой под Смоленском, в программе ПиС отражены следующим образом: «русские и ГП спланировали свой сценарий церемонии памяти жертвам Катынской трагедии, но когда вмешался президент Л. Качиньский — все могло пойти не по их сценарию, и тогда случилась катастрофа...»16.
Кроме того, в партийной программе ПиС часто упоминается Лех Качиньский, что выглядит как беатификация бывшего президента Польши.
Подводя итог анализу программ на мезоуровне, следует подчеркнуть, что основными партнерами для Польши являются два ее соседа: Россия и Германия. Исторические связи и геополитические реалии заставляют балансировать между двумя тяжеловесами, отстаивая собственную значимость на международной арене.
Реализации экономических амбиций и их выход за рамки ЕС подталкивает Польшу идти на уступки в вопросах экспортных поставок в РФ. Необходимо отметить, что Россия является вторым экономическим партнером Польши после Европейского союза17. Поэтому в программах партий в этом вопросе прослеживается единодушие и прагматизм.
Третьим уровнем в осуществленном нами вертикальном делении является микроуровень. Его главной характеристикой выступает практическая направленность мер по созданию инфраструктуры в рамках региона Балтийского моря, ориентация на сотрудничество непосредственно с административными единицами. С этой точки зрения явно выделяется роль Калининградской области, особенно в решении проблем малого приграничного сообщения.
13 Program Wyborzy 2011 // Platforma Obywatelska. 2011. URL: http://platforma.org/wy-bory/program/zobacz-program.php (дата обращения 04.10.2011).
14 Ibid.
15 Program Prawa i Sprawiedliwofci // Prawo i Sprawiedliwo^ö. 2011. URL: http://pro-grampis.org.pl/ (дата обращения 04.10.2011).
16 Ibid.
17 Economy of Poland // Central Intelligence Agency. 2010. URL: https://www.cia.gov/lib-rary/publications/the-world-factbook/geos/pl.html (дата обращения 20.09.2011).
В программе ГП внимание уделено активно лоббируемому проекту малого приграничного движения между северо-восточными воеводствами Польши и Калининградской областью. Этот проект, по их мнению, «откроет Калининградскую область для Европы». Положительный отклик на данный проект присутствует и в программе партии СЛДС, которая видит явную выгоду для соседствующих регионов. ГП рассматривает также возможность подписания соглашения о судоходстве через Балтийский пролив (Ое§шп$ Pilawskд)18.
ПиС пытается лоббировать проект строительства канала по Вис-линской косе для свободного прохода польских судов в Вислин-ский/Калининградский залив19.
В программе СЛДС Калининград рассматривается как возможный участник Веймарского треугольника, как город, объединяющий Германию, Польшу и Россию. Таким образом, в программах партий Калининграду не только отводится роль транспортного узла, но и придается символичное значение в деле выстраивания международной политики между государствами.
Подводя итог настоящего исследования, следует выделить основные вопросы в программах политических партий Республики Польша в предвыборной кампании 2011 г., в связи с которыми упоминается Россия:
1) страх перед Россией;
2) проблемы с транспортировкой газа и нефти;
3) Калининградский вопрос (в т.ч. малое приграничное движение);
4) взаимодействие по линии ЕС—Польша—Россия (здесь же Веймарский треугольник);
5) Катынский вопрос (здесь же Смоленская трагедия);
6) вопросы размещения ПРО и безопасности.
На рисунке ранжированы по значимости данные тематические блоки относительно упоминаний их в программе той или иной партии (5 — наиболее частые и значительные упоминания, 0 — отсутствие упоминаний в программе).
Таким образом, можно сделать вывод, что наиболее важным пунктом при описании взаимодействия с Россией для большинства партий являются вопросы сотрудничества между ЕС, Польшей и Россией, а также возможности партнерских отношений в рамках Веймарского треугольника. Значительный потенциал имеет Катынский вопрос и историческая политика в целом. Далее следуют тематический блок, охватывающий проблемы сотрудничества с Калининградской областью,
18 Program Wyborzy 2011 // Platforma Obywatelska. 2011. URL: http://platforma.org/wy-bory/program/zobacz-program.php (дата обращения 04.10.2011).
19 Program Prawa i Sprawiedliwofci // Prawo i Sprawiedliwo^ö. 2011. URL: http://pro-grampis.org.pl/ (дата обращения 04.10.2011).
Страх 5А
ПРО / Безопасность
Газ / Нефть
Катынь / Смоленск
Калининград
EU-PL-RUS
—о— ГП
ПиС — л— СЛДС .....»■■■■ ПКП
возможный запуск малого приграничного движения, а также проект строительства канала на Вислинской косе. Приблизительно равный вес имеют вопросы размещения ПРО в Польше и «страх перед Россией». Из представленных тем наименьшую остроту приобрела проблема газового и нефтяного транзита, которая отражена только в программе партии «Право и справедливость».
Стоит также отдельно отметить такую черту программ польских партий, как популизм. Фактически многие программы — это «программы-хамелеоны», которые при необходимости могут быть трансформированы под конкретную целевую аудиторию. Что, впрочем, не является основанием недооценивать программные заявления политических партий в общем.
Анализируя внешнеполитические стремления партий, нельзя обойти стороной использование данного сегмента в целях межпартийной борьбы и акцент на антагонизме политических интересов. Особенно ярко это просматривается в программе ПиС. Партия обвиняет Туска в возобновлении патронатно-клиентельных отношений с Россией, которые разорвал Л. Качиньский; в отказе от: размещения ПРО; термина «геноцид» в отношении Катыни; проекта строительства канала на Вислинской косе; от Ягеллонской политики (Польша — лидер ЦВЕ); блокады политики ЕС — РФ, а не отдельно Польши — РФ; расследования Смоленской катастрофы20.
20 Ibid.
Еще одной характерной чертой для программ польских политических партий является деление картины внешнеполитических отношений на: двусторонние отношения Польша — Россия, Польша — Германия и Польша — все остальные страны. Это в очередной раз подчеркивает особый статус России и Германии для польской внешней политики, что, безусловно, связано с историческими предпосылками, экономической обстановкой и политической мощью государств-соседей.
В программах других польских политических партий упоминаний о России или об отношениях с Россией не содержится вовсе, либо содержатся лишь отрывистые комментарии, в том числе и в программе партии «Движение Поликота», занявшей третье место на прошедших выборах. В них Польша представлена как член ЕС, поэтому и отношения с Россией должны строиться по линии ЕС — РФ. Кроме того, подчеркивается необходимость привлечения США к решению внешнеполитических вопросов с Россией. Обязательным пунктом обозначен поиск исторической правды — без уточнений21.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Жуковский И. И. Становление партийной системы Республики Польша. Калининград, 2010.
2. Польша. Парламентские выборы 2007 // Электоральная география. 2007. 21 октября. URL: http://www.electoralgeography.com/new/ru/countries/p/po-land/polsha-parlamentskie-vybory-2007.html (дата обращения 4.10.2011).
3. Dokumenty X Kongresu PSL. — Warszawa, 8 listopada 2008 // Polskie Stron-nictwo Ludowe. 2011. URL: http://wwv.psl.org.pl/upload/pdf/dokumenty/Doku-menty_X_Kongres_PSL/Psl1.pdf (дата обращения 04.10.2011).
4. Dziemidok-Olszewska B. Partie polityczne w wyborach 2005 roku w Polsce // Partie i system partyjny RP: stan i perspektywy. Torun, 2007.
5. Economy of Poland // Central Intelligence Agency. 2010. URL: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/pl.html (дата обращения 20.09.2011).
6. Jutro bez obaw / Program Polski // Sojusz Lewicy Demokratycznej. 2011. URL: http://www.kujawsko-pomorskie-sld.org.pl/pdfy/program_sld.pdf (дата обращения 04.10.2011).
7. Program // Demokraci. 2011. URL: http://www.demokraci.pl/files_multime-dia/6/2002_09_27_13_56_27_materialy_programowe_pd.pdf.pdf
8. Program Prawa i Sprawiedliwosci // Prawo i Sprawiedliwosc. 2011. URL: http://programpis.org.pl/ (дата обращения 04.10.2011).
9. Program Wyborzy 2011 // Platforma Obywatelska. 2011. URL: http://plat-forma.org/wybory/program/zobacz-program.php (дата обращения 04.10.2011).
21 Program // Demokraci. 2011. URL: http://www.demokraci.pl/files_multimedia/ 6/2002_0 9_27_13_56_27_materialy_programowe_pd .pdf.pdf