Научная статья на тему 'Россия в международном научном сотрудничестве сегодня'

Россия в международном научном сотрудничестве сегодня Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
27
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
система образования и науки / международное сотрудничество в сфере образования и науки / государственное регулирование сферы образования и науки / education and science system / international cooperation in the field of education and science / state regulation of education and science

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Иларионова Т. С.

В статье рассматриваются изменения в российской системе образования и науки за последние годы, анализируются новые факторы международного сотрудничества нашей страны в этой сфере. Автор отмечает общую тенденцию к организационному укрупнению вузов, учреждений науки, сходную с тем, что происходит в иных социальных сферах страны. Подобные трансформации потребовали значительного времени (как минимум, десяти лет). В отличие от этого изменения в сотрудничестве с зарубежными странами были стремительными, переориентация с западных партнеров на партнеров в странах СНГ, Ближнего и Среднего Востока, Африки произошла в течение 2022 2023 годов. Тем не менее багаж приобретенного опыта сохраняется, многие технологии и практики, воспринятые консервативной системой образования и науки в 1990-2000 гг. благодаря международному сотрудничеству, остаются в арсенале российской высшей школы и исследовательских организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russia in international scientific cooperation today

The article examines changes in the Russian system of education and science in recent years, analyzes new factors in the international cooperation of our country in this area. The author notes a general trend towards the organizational consolidation of universities and scientific institutions, similar to what is happening in other social spheres of the country. Such transformations took considerable time (at least ten years). In contrast, changes in cooperation with foreign countries were rapid; a reorientation from Western partners to partners in the CIS countries, the Near and Middle East, and Africa occurred during 2022 2023. Nevertheless, the baggage of acquired experience remains, many technologies and practices adopted by the conservative system of education and science in 1990-2000 thanks to international cooperation, they remain in the arsenal of Russian higher education and research organizations.

Текст научной работы на тему «Россия в международном научном сотрудничестве сегодня»

Иларионова Т.С.

Доктор философских наук, профессор, Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации.

Россия в международном научном сотрудничестве сегодня

Реформы высшей школы и организаций науки: исходные позиции и результат

Теме международного сотрудничества в сфере образования и науки были посвящены еще совсем недавно многочисленные симпозиумы, конференции, рабочие совещания. Это поощрялось грантами и поддержкой студенческой мобильности. Выходили книги и статьи, посвященные связям ученых и научных организаций. Международное сотрудничество принимало формы обменов преподавателями, учета при оценке научно-педагогических кадров опыта учебы или работы за рубежом, требований публикаций в признанные иностранных журналах. Вплоть до 2022 года выходили даже своего рода отчеты вузов о международном сотрудничестве с целью популяризации собственной активности и достижений, продвижения на "внешних рынках"1. Это сотрудничество было таким многогранным и широким, что коллеги из Санкт-Петербурга в 2021 году даже составили библиографический указатель публикаций по данной теме2.

Сегодня ситуация изменилась. И причины были как внутрироссий-ские, так и внешнеполитические.

Наверное, эти перемены начались именно с той Академии, где работаю я. В 2010 году произошло слияние Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации и Академии народного хозяйства. Два вуза находились рядом, технически снести между

1 См., например, Международное сотрудничество АлтГПУ: сборник документов и материалов / Министерство просвещения Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный педагогический университет» ; составители: Р. Г. Носонов [и др.]. - Барнаул: АлтГПУ, 2022.

2 Международное сотрудничество и международная деятельность в сфере образования: библиографический указатель публикаций на русском языке / Ассоциация проректоров по международным связям высших учебных заведений Северо-Запада ; автор-составитель Е. В. Шевченко. - Санкт-Петербург : Изд-во Санкт-Петербургского гос. экономического ун-та, 2021.

ними забор труда не составило, хотя структурная перестройка и кадровая притирка потребовали много времени, сил и нервов.

С 2013 года началось всеобщее укрупнение организаций высшей школы, борьба с маломощными вузами, с теми, которые (по мнению тогдашнего Министерства образования и науки Российской Федерации) давали некачественное образование и, особенно, с филиалами крупных вузов в регионах, которые поставили на поток выдачу дипломов. Статистика здесь такова: в 2013 году было 969 (из них 391 - негосударственных) вузов, а также 1482 филиала. В 2022 году, по данным статистики3, в России было 711 организаций высшего образования, из которых 448 - государственных, 41 - в ведении субъектов Федерации и муниципалитетов и 222 -частных (в статистику не входят вузы силовых министерств и ведомств).

Кстати, процесс трансформации образовательной среды не закончен. Серьезные укрупнения идут в сфере школьного образования. В Москве, например, в рамках районов, в которых проживают сотни тысяч людей, в крупные образовательные холдинги сливаются все школьные и дошкольные учреждения. Нечто подобное уже произошло с организациями здравоохранения - настоящий бум укрупнений, слияний и поглощений.

С 2013 года шла реформа Российской академии наук. Для этого был даже создан специальный орган исполнительной власти - Федеральное агентство научных организаций (сокр. ФАНО России), которое просуществовало до 2018 года и было расформировано как выполнившее задачи. А задачами были укрупнение, "собирание" тогда существовавших академий и решение вопроса о статусе нового образования. На основании специально принятого Федерального закона от 27 сентября 2013 года N 253-ФЗ «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» произошла коренная трансформация академического ландшафта: были объединены три академии - РАН, Медицинская и Сельскохозяйственная в одну академию - Российскую академия наук. В ст. 2 Закона говорилось, что Российская академия наук является федеральным государственным бюджетным учреждением, а функции и полномочия учредителя и собственника федерального имущества Российской академии наук от имени Российской Федерации осуществляются Правительством Российской Федерации.

Произошло объединение ранее существовавших научных фондов, и теперь действует только Российский научный фонд, недавно отме-

3 https://minobrnauki.gov.ru/action/stat/highed/

тивший свое 10-летие. Он - единственный, кто располагает деньгами российского бюджета. Иные фонды - частные, и возможности у них на несколько порядков меньше, чем ранее были у РФФИ и РГНФ. Правда, теперь сами органы власти распределяют гранты: с этой целью создан специальный Портал предоставления мер финансовой государственной поддержки4.

Но когда речь идет о переменах, новом этапе развития, то нельзя не видеть, что нынешняя российская система образования и науки несет на себе, несмотря на уходящие десятилетия и смену политических режимов, "родовые пятна" советской эпохи. Так, в отношении системы образования было в годы репрессий принято судьбоносное решение о деятельности высшей школы: 11 ноября 1937 года Постановление Совета Народных Комиссаров СССР № 2000 «О введении штатных должностей и должностных окладов для профессорско-преподавательского состава в вузах»5 изменило в корне преподавательскую деятельность, утвердило должности, нормировало труд. Создавалась штатно-сдельная система оплаты труда профессора, доцента, преподавателя, которая благополучно пережила крушение политических режимов и успешно действует в России сегодня...

Международный вектор развития российской науки и образования

Но вернемся к характеристике нынешних перемен. Новым стал в России вектор международного сотрудничества.

- Международные контакты оказались под более жестким контролем, чем когда бы то ни было. В институтах РАН стали собирать сведения об участниках международных научных мероприятий 6. Подобная попытка предпринималась в 2019 году, но в 2020-м приказ Минобрнауки на эту тему был отменен7. Как теперь будет на практике, покажет отчетность вузов и научных институтов.

- Рекомендовано устанавливать новые контакты с теми странами, которые не были объявлены "недружественными"8, что все равно подлежат дополнительному согласованию.

- Сокращается доступ к международным базам данных. Так, на сайте

4 https://promote.budget.gov.ru/identity/account/login

5 Постановление Совета Народных Комиссаров СССР от 11 ноября 1937 г. № 2000 «О введении штатных должностей и должностных окладов для профессорско-преподавательского состава в вузах» // URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_4127.htm

6 https://www.rbc.ru/society/21/11/2023/655c31ff9a7947071755dc91?from=copy

7 Минобрнауки отменило приказ о контактах ученых с иностранцами // URL: https://rg.ru/2020/02/10/ minobrnauki-otmenilo-prikaz-o-kontaktah-uchenyh-s-inostrancami.html

8 Распоряжение Правительства РФ от 05.03.2022 N 430-р «Об утверждении перечня иностранных государств и территорий, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц».

Научной библиотеки Ярославского государственного медицинского университета размещено объявление, что доступ к Scopus открыт только до 31 декабря 2023 года9.

- Хотя Российским центром научной информации обнародован так называемый "Белый список" российских и иностранных журналов10, в вузах и НИИ уже не требуют от преподавателей и сотрудников обязательного опубликования своих работ в высокорейтинговых органах периодики зарубежных стран; на основании Постановления Правительства Российской Федерации № 1786 от 26 октября 2023 года11 устанавливается только количество публикаций для защиты докторских и кандидатских диссертаций по разным наукам, но не их обязательное размещение в зарубежных изданиях.

- Вузы обязаны в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 7 апреля 2021 года № 266 «О воспитательной работе в образовательных организациях высшего образования, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации» теперь вести воспитательную работу12.

- Предлагается отказаться от Болонской системы (в полной мере она в нашей вузовской системе заработала только в 2010 года), вернуться к системе подготовки кадров в высшей школе, которая была в советское время. Сделать это непросто, потому что программы запущены, бакалавриат и магистратура укоренились (может быть, и непрочно) в российской системе образования.

Есть и другие приметы перемен.

За последние годы ученые становились фигурантами уголовных дел. Например, три ученых-аэродинамика из Института теоретической и прикладной механики им. С.А. Христиановича Сибирского отделения Российской академии наук (ИТПМ СО РАН) - Анатолий Александрович Маслов, Александр Николаевич Шиплюк и Валерий Иванович Зве-гинцев - были арестованы по подозрению в совершении преступления по самой суровой статье уголовного кодекса - "Государственная измена" (ст. 275 УК РФ). Это очень тяжелая статья. В их защиту выступили коллеги, опубликовав 15 мая 2023 года открытое письмо13. При этом депутаты Государственной Думы ФС РФ обратились с предложением

9 https://lib.ysmu.ru/zarubezhnye-bd/

10 https://journalrank.rcsi.science/ru/record-sources/

11 https://base.garant.ru/70461216/#block_19

12 https://minobrnauki.gov.ru/documents/?ELEMENT_ID=32382

13 http://www.itam.nsc.ru/about/news/2023-05-15.html

к Министерству науки и высшего образования и Федеральной службе безопасности четко определить, что такое государственная измена ученого, что можно и чего нельзя делать исследователям14. Пока таких разъяснений нет.

Далее. Был принят Федеральный закон от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием". Его п. 1 статьи 1 гласит: "Для целей настоящего Федерального закона под иностранным агентом понимается лицо, получившее поддержку и (или) находящееся под иностранным влиянием в иных формах и осуществляющее деятельность, виды которой установлены статьей 4 настоящего Федерального закона".

Закон, правда, предусматривает, что статус "иностранного агента" придается за политическую деятельность. При этом "к политической деятельности не относятся деятельность в области науки, культуры, искусства... если соответствующая деятельность не противоречит национальным интересам Российской Федерации, основам публичного правопорядка Российской Федерации, иным ценностям, защищаемым Конституцией Российской Федерации" (п.4 ст. 4). Однако опасения историков, политологов, социологов в том, что эти нормы могут быть применены и к ним, высоки.

Синхронно или даже в предварительном порядке зарубежные страны изменили свою научную и образовательную политики в отношении России.

По информации Посольства Российской Федерации в ФРГ, "с 25 февраля 2022 г. Министерством образования и научных исследований ФРГ по согласованию с Ведомством федерального канцлера и МИД ФРГ сотрудничество с Россией в научно-образовательной сфере прекращено. Приостановлена реализация Дорожной карты по вопросам кооперации в сфере образования, науки, исследований и инноваций (Москва, 10 декабря 2018 г.), являвшейся основой российско-германского двустороннего взаимодействия на данном направлении. Все текущие и запланированные ранее совместные мероприятия и проекты с государственным участием России «заморожены». В обозримой перспективе какое-либо новое проектное взаимодействие не предусмотрено. Германским вузам и исследовательским организациям рекомендовано воздержаться от сотрудничества с российскими научными и образовательными учреждениями. Частично сохраняется межвузовское взаимодействие по линии

14 https://dzen.rU/b/ZGNM9S6T017U8n0i

академических обменов". И только отдельные проекты продолжают осу-ществляться15.

А ведь еще совсем недавно (в 2021 году) главная газета страны - "Российская газета" писала, в частности, о сотрудничестве с Германией: "Почти 25 процентов всех россиян, обучающихся или занимающихся научно-исследовательской деятельностью за рубежом, выбирают для этого Германию. При этом ключевую роль играют и многочисленные стипендиальные программы германских учреждений. Более 3800 стипендий были назначены в 2019 году примерно 14 тысячам студентов и ученых из России. Их львиная доля приходится на Германскую службу академических обменов (DAAD), по линии которой по всей России работают 30 лекторов и 4 языковых ассистента"16.

Работа Бюро Германской службы академических обменов (DAAD) продолжается в Москве, действует Германский исторический институт в Москве, в урезанном составе и онлайн, но функционирует Гете-Институт.

Как ни парадоксально, международное сотрудничество стало для российских ученых открытием новых горизонтов. На карте этого сотрудничества стали появляться страны Ближнего и Среднего Востока, страны Африки. Показательно, что международные научные центры из Европы и Америки вдруг также оказались заинтересованными в проведении различных научных мероприятий в Кении или Абу-Даби. Принимающими различные крупные форумы исследователей стали и государства СНГ - Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан. Фактически образуется "третий пояс" современной науки - те государства, которые еще совсем недавно ощущали себя на периферии основных направлений развития, неожиданно стали желанными местами встреч давних и новых партнеров, в том числе европейских и российских ученых на их земле. Новая международная ситуация способствует серьезному укреплению потенциала сотрудничества стран - вчерашних аутсайдеров. И вот уже они рассматривают это направление внешней политики как приносящее и престиж, и доход, и выгоду их внутреннему развитию.

Опыт сотрудничества как интеллектуальный багаж

В изменившихся условиях российская наука не отказывается от опыта, который приобрела за десятилетия сотрудничества с ведущими по части исследований странами.

15 https://germany.mid.ru/ru/rusger/bilateral-relations/science-cooperation/

16 Маринин В. Научному сотрудничеству России и Германии пошел третий век. 2021. 19 января // URL: https://rg.ru/2021/01/19/nauchnomu-sotrudnichestvu-rossii-i-germanii-poshel-tretij-vek.html

• В 2023 году продолжается отбор заявок на конкурсы и гранты по ранее отработанным методикам17.

• Государство по-прежнему за независимость оценки деятельности вузов. В этом видится и гарантия рачительного расходования бюджетных средств, и путь к повышению качества образовательной деятельности18.

• По зарубежному образцу ведется градация вузов. Есть федеральные университеты - их десять (процесс был запущен в 2006 году)19, национальные исследовательские университеты20 - их 29 (их определение ведется с 2008 года); университеты, действующие на основе отдельного Федерального закона - Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет.

Понимая, как способна прочно вжиться та или иная организационная новация в системе образования, можно надеяться, что на определенном этапе развития произойдет регенерация всего доброго, что нам давало международное сотрудничество в 1990-х - 2010-х годах. Наука интернациональна. Образование - для жизни в открытом мире.

Список литературы:

1. Международное сотрудничество АлтГПУ: сборник документов и материалов / Министерство просвещения Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный педагогический университет» ; составители: Р. Г. Носонов [и др.]. - Барнаул: АлтГПУ, 2022.

2. Международное сотрудничество и международная деятельность в сфере образования: библиографический указатель публикаций на русском языке / Ассоциация проректоров по международным связям высших учебных заведений Северо-Запада ; автор-составитель Е. В. Шевченко. - Санкт-Петербург : Изд-во Санкт-Петербургского гос. экономического ун-та, 2021.

3. https://minobrnauki.gov.ru/action/stat/highed/

4. https://promote.budget.gov.ru/identity/account/login

5. Постановление Совета Народных Комиссаров СССР от 11 ноября 1937 г. № 2000 «О введении штатных должностей и должностных окладов для профессорско-преподавательского состава в вузах» // URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_4127.htm

6. https://www.rbc.ru/society/21/11/2023/655c31ff9a7947071755dc91?from=copy

7. Минобрнауки отменило приказ о контактах ученых с иностранцами // URL: https://rg.ru/2020/02/10/minobrnauki-otmenilo-prikaz-o-kontaktah-uchenyh-s-inostrancami.html

17 См., например: Протокол заседания комиссии по проведению отбора заявок ведущих организаций, выполняющих научные исследования и разработки, для участия в отборе на получение грантов в форме субсидий из федерального бюджета на реализацию мероприятий, направленных на обновление приборной базы ведущих организаций, выполняющих научные исследования и разработки, в рамках федерального проекта «Развитие инфраструктуры для научных исследований и подготовки кадров» национального проекта «Наука и университеты» от 1 декабря 2023 г. № 15-пр/45 // URL: https://minobrnauki.gov.ru/documents/TELEMENT_ ID=76371; Протокол заседания комиссии Министерства науки и высшего образования Российской Федерации по проведению отбора российских образовательных организаций высшего образования в целях участия в программе стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» от 1 декабря 2023 года № ВФ/70-пр // URL: https://minobrnauki.gov.ru/documents/?ELEMENT_ID=76302

18 Протокол заседания Общественного совета при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации по проведению независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности федеральными государственными образовательными организациями, а также иными организациями, осуществляющими образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, по образовательным программам высшего образования и соответствующим дополнительным профессиональным программам от 20 ноября 2023 г. № 4 // URL: https://minobrnauki.gov.ru/ documents/?ELEMENT_ID=75927

19 https://zaochnik.ru/blog/federalnye-vuzy-rossii/

20 НИУ России появились в 2008 году, когда был издан Указ Президента России «О реализации пилотного проекта по созданию национальных исследовательских университетов».

8. Распоряжение Правительства РФ от 05.03.2022 N 430-р «Об утверждении перечня иностранных государств и территорий, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц».

9. https://lib.ysmu.ru/zarubezhnye-bd/

10. https://journalrank.rcsi.science/ru/record-sources/

11. https://base.garant.ru/70461216/#block_19

12. https://minobrnauki.gov.ru/documents/?ELEMENT_ID=32382

13. http://www.itam.nsc.ru/about/news/2023-05-15.html

14. https://dzen.ru/b/ZGNM9S6T017U8n0i

15. https://germany.mid.ru/ru/rusger/bilateral-relations/science-cooperation/

16. Маринин В. Научному сотрулничеству России и Германии пошел третий век. 2021. 19 января // URL: https://rg.ru/2021/01/19/ nauchnomu-sotrudnichestvu-rossii-i-germanii-poshel-tretij-vek.html

17. Протокол заседания комиссии по проведению отбора заявок ведущих организаций, выполняющих научные исследования и разработки, для участия в отборе на получение грантов в форме субсидий из федерального бюджета на реализацию мероприятий, направленных на обновление приборной базы ведущих организаций, выполняющих научные исследования и разработки, в рамках федерального проекта «Развитие инфраструктуры для научных исследований и подготовки кадров» национального проекта «Наука и университеты» от 1 декабря 2023 г. № 15-пр/45 // URL: https://minobrnauki.gov.ru/ documents/?ELEMENT_ID=76371

18. Протокол заседания комиссии Министерства науки и высшего образования Российской Федерации по проведению отбора российских образовательных организаций высшего образования в целях участия в программе стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» от 1 декабря 2023 года № ВФ/70-пр // URL: https://minobrnauki.gov.ru/documents/?ELEMENT_ ID=76302

19. Протокол заседания Общественного совета при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации по проведению независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности федеральными государственными образовательными организациями, а также иными организациями, осуществляющими образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, по образовательным программам высшего образования и соответствующим дополнительным профессиональным программам от 20 ноября 2023 г. № 4 // URL: https://minobrnauki.gov. ru/documents/?ELEMENT_ID=75927

20. https://zaochnik.ru/blog/federalnye-vuzy-rossii/

21. НИУ России появились в 2008 году, когда был издан Указ Президента России «О реализации пилотного проекта по созданию национальных исследовательских университетов».

22. Байханов И.Б. Молодежь в цифровом мире: самооценка сформированности цифровых компетенций абитуриентов московских вузов // Миссия конфессий, 2021. Т. 10. № 6 (55). С. 615-623.

23. Байханов И.Б. Особенности управления человеческими ресурсами в условиях глобальных перемен // Власть истории и история власти. - М.: 2022. Т. 8. № 1 (35). С. 20-29.

24. Байханов, И.Б. Формирование цифровых компетенций в условиях трансформации образовательных систем // Миссия конфессий, 2021. Т. 10. № 7 (56). С. 705-712.

25. Байханов И.Б. Геополитическая культура: как корабль ты назовешь И.Б. Байханов // Миссия конфессий. - М.: 2021. Т. 10. № 5 (54). С. 519-524.

26. Рябова Е.Л. К вопросу о единстве образования и воспитания: институциональный дискурс // Казачество. 2023. № 66 (1). С. 11-18.

27. Щупленков Н.О., Рябова Е.Л. Роль фактора времени в политической культуре // Культура Мира. 2022. Т. 10. № 26 (1). С. 75-86.

28. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Геопсихология и геополитика цветных линий // Казачество. 2022. № 59 (2). С. 9-18.

29. Рябова Е.И., Рябова Е.Л. Дихотомия культуры: конфликт ценностей экологии и экономики // Альманах Крым. 2022. № 32. С. 11-19.

30. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Явные и скрытые смыслы забастовок // Власть истории и история власти. 2022. Т. 8. № 1 (35). С. 30-42.

31. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Боль разделенных городов - последствия геополитических игр // Власть истории и история власти. 2021. Т. 7. № 1 (27). С. 10-20.

32. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Геополитические смыслы закрытых границ: размышления в связи с карантином // Альманах Крым. 2020. № 20. С. 11-22.

Bibliography

1. International cooperation of Altai State Pedagogical University: collection of documents and materials / Ministry of Education of the Russian Federation, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Altai State Pedagogical University"; compilers: R. G. Nosonov [and others]. - Barnaul: AltGPU, 2022.

2. International cooperation and international activities in the field of education: bibliographic index of publications in Russian / Association of Vice-Rectors for International Relations of Higher Educational Institutions of the North-West; author-compiler E.V. Shevchenko. - St. Petersburg: Publishing house of the St. Petersburg State. Economic University, 2021.

3. https://minobrnauki.gov.ru/action/stat/highed/

4. https://promote.budget.gov.ru/identity/account/login

5. Resolution of the Council of People's Commissars of the USSR of November 11, 1937 № 2000 "On the introduction of staff positions and salaries for teaching staff in universities" // URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_4127.htm

6. https://www.rbc.ru/society/21/11/2023/655c31ff9a7947071755dc91?from=copy

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. The Ministry of Education and Science canceled the order on contacts of scientists with foreigners // URL: https://rg.ru/2020/02/10/

minobrnauki-otmenilo-prikaz-o-kontaktah-uchenyh-s-inostransami.html

8. Order of the Government of the Russian Federation dated March 5, 2022 N 430-r "On approval of the list of foreign states and territories committing unfriendly actions against the Russian Federation, Russian legal entities and individuals."

9. https://lib.ysmu.ru/zarubezhnye-bd/

10. https://journalrank.rcsi.science/ru/record-sources/

11. https://base.garant.ru/70461216/#block_19

12. https://minobrnauki.gov.ru/documents/?ELEMENT_ID=32382

13. http://www.itam.nsc.ru/about/news/2023-05-15.html

14. https://dzen.ru/bZZGNM9S6T017U8n0i

15. https://germany.mid.ru/ru/rusger/bilateral-relations/science-cooperation/

16. Marinin V. Scientific cooperation between Russia and Germany has entered its third century. 2021. January 19 // URL: https:// rg.ru/2021/01/19/nauchnomu-sotrudnichestvu-rossii-i-germanii-poshel-tretij-vek.html

17. Minutes of the meeting of the commission for the selection of applications from leading organizations performing scientific research and development to participate in the selection for grants in the form of subsidies from the federal budget for the implementation of activities aimed at updating the instrument base of leading organizations performing scientific research and development, in within the framework of the federal project "Development of infrastructure for scientific research and training" of the national project "Science and Universities" dated December 1, 2023 № 15-pr/45 // URL: https://minobrnauki.gov.ru/documents/?ELEMENT_ID=76371

18. Minutes of the meeting of the commission of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation on the selection of Russian educational organizations of higher education for the purpose of participation in the strategic academic leadership program "Priority-2030" dated December 1, 2023 № VF/70-pr // URL: https: //minobrnauki.gov.ru/documents/?ELEMENT_ID=76302

19. Minutes of the meeting of the Public Council under the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation on conducting an independent assessment of the quality of the conditions for carrying out educational activities by federal state educational organizations, as well as other organizations carrying out educational activities at the expense of budgetary allocations of the federal budget, for educational programs of higher education and relevant additional professional programs dated November 20, 2023 № 4 // URL: https://minobrnauki.gov.ru/documents/?ELEMENT_ID=75927

20. https://zaochnik.ru/blog/federalnye-vuzy-rossii/

21. Russian research institutions appeared in 2008, when the Decree of the President of Russia "On the implementation of a pilot project to create national research universities" was issued.

22. Baykhanov I.B. Youth in the digital world: self-assessment of the formation of digital competencies of Moscow university applicants // Mission of Confessions, 2021. Vol. 10. № 6 (55). P. 615-623.

23. Baykhanov I.B. Features of human resource management in the context of global changes // The power of history and the history of power. - M.: 2022. Vol. 8. № 1 (35). P. 20-29.

24. Baykhanov, I.B. Formation of digital competencies in the context of transformation of educational systems // Mission of Confessions, 2021. Vol. 10. № 7 (56). P. 705-712.

25. Baykhanov I.B. Geopolitical culture: how do you call a ship I.B. Baykhanov // Mission of confessions. - M.: 2021. Vol. 10. № 5 (54). P. 519-524.

26. Ryabova E.L. On the issue of the unity of education and upbringing: institutional discourse // Cossacks. 2023. № 66 (1). P. 11-18.

27. Shchuplenkov N.O., Ryabova E.L. The role of the time factor in political culture // Culture of the World. 2022. Vol. 10. № 26 (1). P. 75-86.

28. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Geopsychology and geopolitics of colored lines // Cossacks. 2022. № 59 (2). P. 9-18.

29. Ryabova E.I., Ryabova E.L. Dichotomy of culture: conflict between the values of ecology and economics // Almanac Crimea. 2022. № 32. P. 11-19.

30. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Explicit and hidden meanings of strikes // Power of history and history of power. 2022. Vol. 8. № 1 (35). P. 30-42.

31. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. The pain of divided cities - the consequences of geopolitical games // The power of history and the history of power. 2021. Vol. 7. № 1 (27). P. 10-20.

32. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Geopolitical meanings of closed borders: reflections in connection with quarantine // Almanac Crimea. 2020. № 20. P. 11-22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.