УДК 339.924:378 DOI: 10.12737/16822
РОССИЯ НА РЫНКЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:МИРОВЫЕ РЕЙТИНГИ
Рудакова О.В., Полянин А.В., Марченкова Л.М. 1
В статье представлено, что экспорт образования для ведущих государств является сегодня системной, целенаправленной политикой. Авторами обосновывается, что получение образования сегодня это национальный потенциал и капитал, а также условие обеспечения конкурентоспособности государства и общества. В этой связи особую значимость приобретает определение эффективности национальной образовательной системы, и одним из факторов ее конкурентоспособности является ее отражение в в мировых рейтингах.
Ключевые слова: доктрина образования, эффективность образовательной системы, иностранные студенты, расходы на образование, уровень образования, рейтинг университетов, экспорт образовательных услуг.
RUSSIA IN THE MARKET OF INTERNATIONAL EDUCATION: WORLD RANKING
RUDAKOVA O.V. - Doctor of Economic Sciences, Professor of the Department of Management and Public Administration, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, Orel), e-mail: [email protected]
POLYANINA.V. - Doctor of Economic Sciences, Professor of the Department of Management and Public Administration, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, Orel), e-mail: [email protected]
MARCHENKOVA L.M. - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor at the Department of Economic Theory and World Economy, Orel State Institute of Economy and Trade (Russian Federation, Orel), e-mail: [email protected]
Education today is understood as national potential and capital, as a condition for ensuring the competitiveness of state and society. In this regard, the determination of the effectiveness of the national education system has special significance. Competitiveness of the national educational systems today reflects in the world ranking.
Keywords: Doctrine of Education, effectiveness of the education system, foreign students, cost of education, level of education, university ranking, export of educational services.
Рудакова Ольга Викторовна - доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента и государственного управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Орловский филиал (Российская Федерация, г. Орел), e-mail: [email protected] Полянин Андрей Витальевич - доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента и государственного управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Орловский филиал (Российская Федерация, г. Орел), e-mail: [email protected]
Марченкова Лилия Михайловна - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и мировой экономики, Орловский государственный институт экономики и торговли (Российская Федерация, г. Орел), e-mail: [email protected]
XXI век характеризуется резким возрастанием роли науки во всех сферах жизнедеятельности общества, ростом потребности в наукоемких технологиях. Как создание, так и использование подобных технологий предъявляет повышенные требования к уровню образования персонала и качеству его профессиональной подготовки. Если в середине XX в. только 20% рабочих мест требовали высокой квалификации персонала, то по оценкам экспертов, уже сегодня доля таких рабочих мест составляет 60%, а в дальнейшем будет еще выше1.
Переход на новый технологический уровень общественного производства потребует адекватной реакции со стороны системы высшего образования. В этой связи уже сегодня наиболее развитые страны мира (например, Япония) планируют переход к системе всеобщего высшего образования. Все возрастающая роль интеллектуализации общества обусловлена повышением требований к качеству человеческого капитала.
Национальная доктрина образования любого государства представляет собой основополагающий документ, определяющий приоритеты, стратегию и направленность системы образования страны. Даная доктрина определяет основные цели и задачи обучения, возможные пути их достижения, место и роль системы государственной политики в сфере образования, а также ожидаемые результаты образования на определенный период времени2. Следует отметить, что цели, ставящиеся государством в области образования, определяются проблемами общества на данном этапе развития. В числе таких проблем могут быть преодоление социально-экономического, политического или культурного кризиса, обеспечение национальной безопасности и повышение уровня жизни. Так, в национальной доктрине образования в России отмечается: «Опережающее развитие образования на основе настоящей доктрины призвано вывести Россию из кризиса, обеспечить будущее нации, достойную жизнь каждой семье, каждому гражданину России.».3 Образовательная доктрина страны устанавливает основные направления законодательства в области образования и служит основополагающим документом при установлении величины национальных расходов на образование.
Одним из ключевых элементов глобальной конкуренции в начале XXI века стало соревнование национальных образовательных систем. В этот процесс вовлечена и российская высшая школа. Все активнее вовлекается в этот процесс и отечественная высшая школа. В утверждённой Правительством страны «Концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года» указывается на необходимость создания условий для привлечения в Россию иностранных студентов. Эта задача отмечается в числе приоритетных как для самого Министерства образования, так и для российских вузов. «Увеличение доли иностранных студентов, обучающихся в России, до 5 процентов общего числа студентов, создание условий для подготовки в образовательных учреждениях обучающихся из государств - участников СНГ» и «усиление позиций российского образования на мировом рынке образовательных услуг (доход от обучения иностранных студентов в российских вузах -не менее 10 процентов объема финансирования системы образования)» входят в рамках рассматриваемой концепции в систему целевых ориентиров развития системы образования России к 2020 г4.
Жолин К.К. Информационная глобализация общества и гуманитарная революция. - URL: http://spkurdyumov.ru/globalization/informacionnaya-globalizaciya-obshhestva/.
2Кузнецова О.И., Масленникова Е.Г. Национальные доктрины и системы образования разных стран // СиБАК: портал международных научно-практических конференций. - URL: http://sibac.info/17716.
постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. №751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» // Российская газета. - URL: http://www.rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html.
Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономичесжгэ развития РФ на период до 2020 года» // СПС «КонсультантПлюс». - URL: htp://www.cjonsubritru/dcaimertoons_cloc_LAW_90601/.
Авторы концепции полагают, что достижение указанных плановых показателей станет свидетельством роста международной конкурентоспособности российской образовательной системы и обеспечит позиционирование России как одного из лидеров в области экспорта образовательных услуг.
Глобализация и интернационализация образования делают сегодня особо интересным критерием сравнения уровень привлечения иностранных студентов в различных странах. Результаты экспорта образовательных услуг сегодня можно считать одним из наиболее значимых проявлений конкурентных преимуществ национальной системы образования. Такие результаты отражают выбор потребителей, опирающийся на множество параметров, в том числе не имеющих формализованной оценки (например, качество образования), однако все же каким-то образом оцениваемых обучающимися при выборе страны обучения.
В течение последнего десятка лет наблюдается устойчивая тенденция роста численности иностранных студентов, проходящих обучение в России. Например, в 2012/2013 учебном году в стране обучалось 139,6 тыс. чел., а в 2013/2014 году - 156,2 тыс. чел. Таким образом, численность иностранных студентов в 2013/2014 учебном году в сравнении с 2012/2013 годом возросла на 16,6 тыс. чел., или на 11,9%. Однако увеличение контингента произошло по большей части за счет стран-членов СНГ. Следует отметить, что накануне распада СССР в 1990/1991 учебном году в стране проходили обучение 126,5 тыс. иностранных студентов, что составляло более 10% общемировой численности иностранного студенчества1. По данному показателю СССР находился на третьем месте в мире, уступая только США (419,6 тыс. чел.) и Франции (136,9 тыс.чел.). Всего же за период с 1949 по 1991 год в советских вузах прошли обучение более 500 тысяч человек из 150 стран.
На сегодняшний день в России получают образование иностранные студенты, представляющие почти все регионы планеты. Большая часть иностранного контингента вузов прибывает в РФ из стран СНГ: в 2012/2013 учебном году их доля составила 49,9%, в 2013/2014 учебном году - 51,9%. В общей численности обучающихся в нашей стране иностранцев велика доля представителей азиатских государств: в 2012/2013 учебном году она составила 28,1% в 2013/2014 учебном году - 26,6%. Для сравнения на рисунке 1 представлена структура иностранного студенчества, проходившего обучение в СССР в 1950/1951 и 1985/1986 учебных годах, по основным группам стран и регионам мира.
Рисунок 1 - Доля иностранных граждан из стран СНГ, обучавшихся в российских вузах в 2012/2013 и 2013/2013 учебном году2
Figure 1 - Proportion of foreign citizens from CIS countries studying at Russian universities in 2012/2013 and 2013/2013
1 Арефьев А.Л., Шеренги Ф.Э. Иностранные студенты в российских вузах: стат. сб. - М.: Центр социологических исследований, 2014. - С. 9.
2 Обучение иностранных граждан в высших учебных заведениях Российской Федерации: стат. сб. Выпуск 12. - М.: Центр социологических исследований, 2015. - С. 28.
<5.3
2012/2013 учебный год
2013/2014 учебный год
Очевидное преобладание среди иностранных граждан, проходящих обучение, представителей афро-азиатских, латиноамериканских и восточно-европейских стран объясняется их тесным экономическим сотрудничеством с СССР и широким использованием советского оборудования, требовавшего подготовленных национальных кадров.Как уже отмечалось, большая часть иностранных студентов, обучающихся сегодня в российских вузах являются представителями стран СНГ. Среди государств этого региона лидирующие позиции занимает Казахстан - 23,6 тыс. чел. (или 33,9%) в 2012/2013 учебном году и 27,5 тыс. чел. (или 34,0%) в 2013/2014 учебном году (рис. 4). Велик удельный вес студентов из Туркмении: в 2012/2013 учебном году их доля составила 15,7% (или 10,9 тыс. чел.), а в 2013/2014 учебном году 15,0% (или 12,1 тыс. чел.). Следует отметить, что в общей численности иностранных студентов наиболее крупным контингентом в 2013/2014 году стали, как и в 2012/2013 учебном году, граждане Казахстана (27,5 тыс. чел.), на втором месте - КНР (18,2 тыс. чел.), на третьем - Туркмении (12,1 тыс. чел.).
Мировое образовательное пространство объединяет национальные образовательные системы разного типа и уровня, значительно различающиеся по культурным и философским традициям, целям и задачам, качеству предоставления образовательных услуг. В этой связи о современном мировом образовательном пространстве следует говорить как о формирующемся едином организме при наличии в каждой образовательной системе глобальных тенденций и сохранении разнообразия. Конкурентоспособность национальных образовательных систем находит сегодня свое отражение в мировых рейтингах. Рассмотрим основные из них.
Расходы на образование являются достаточно крупной статьей бюджета большинства стран и считаются одним из ключевых показателей социально-экономического развития, так как отражают степень внимания, уделяемого государством и обществом образованию граждан. Средства, израсходованные на обучение подрастающего поколения, в недалеком будущем будут определять уровень образованности населения страны, а соответственно и ее конкурентоспособность на мировом рынке. Инвестиции в образование не только важный способ увеличения человеческого капитала страны и улучшения перспектив экономического развития. Кроме того, данный вид инвестиций обладает и собственной ценностью, т.к. образование способствует расширению кругозора людей, обеспечивает им возможность самореализации, способствует возрастанию их материального благополучия и продолжительности жизни. Сегодня ученые отмечают, что продолжительность жизни на 20% определяется наследственностью, на 55% образом жизни и на 20% - экологией. При этом ведущими факторами образа жизни являются материальный доход и уровень образования1.
Уровень национальных расходов на образование представляет собой относительную величину, выражаемую в процентах от валового внутреннего продукта. Показатель рассчитывается за календарный год как общий объем государственных и частных расходов на образование, включая государственные бюджеты всех уровней, частные фонды, внешние заимствования, пожертвования и гранты от международных учреждений и неправительственных организаций. Однако следует отметить, что рассматриваемый показатель не учитывает равномерность распределения доходов на образование по различным социальным группам внутри того или иного государства, он не дает представления о соотношении между государственными и частными расходами на образование и структуре этих расходов. Страны - лидеры по уровню расходов на образование представлены в таблице 1.
Следует отметить, что уровень расходов на образование в развитых странах колеблется в пределах 8-5%. Например, Швеция и Норвегия на названные цели расходуют 7,3% ВВП; Великобритания - 5,6%, США - 5,3%, Германия - 4,6%. Уровень расходов на образование в нашей стране составляет 4,1%.
'Модернизация российского образования: проблемы и перспективы / под ред. М.К. Горшкова, Ф.Э. Шеренги. - М.: ЦСПиМ, 2010. - 352 с.
Такие страны, как Украина, Беларусь, Чили, Эфиопия, Руанда, опережают Россию по данному показателю.
Как следует из приведенных в таблице 1 данных, первые места в рейтинге занимают такие развивающиеся экономики, как, Тимор-Лешти, Лесото, Куба, Бурунди. Такие высокие позиции слаборазвитых государств стран связаны, как правило, с реализацией программ ликвидации массовой неграмотности, финансируемых международными институтами и благотворительными организациями.
Таблица 1 - Топ-10 стран мира по уровню расходов на образование в 2014 г.1 Table 1 — Top 10 countries in terms of spending on education in 2014
Место Страна Расходы (%) Место Страна Расходы (%)
1 Тимор-Лешти 14,0 7 Мальдивы 8,7
2 Лесото 13,0 8 Джибути 8,4
3 Куба 12,9 9 Намибия 8,1
4 Бурунди 9,2 10 Кипр 7,9
5 Молдова 9,1
6 Дания 8,7 98 Россия 4,1
Индекс уровня образования характеризует образовательный потенциал населения страны и измеряет относительные достижения страны как в повышении уровня грамотности взрослого населения, так и в увеличении общего показателя поступивших в учебные заведения страны. Индекс уровня (Education Index) образования можно рассматривать как индикатор эффективности национальной образовательной доктрины. Данный индекс представляет собой комбинированный показатель, рассчитываемый как индекс грамотности взрослого населения и индекс совокупной доли учащихся, получающих образование. Данный индекс измеряет достижения страны с точки зрения достигнутого уровня образования её населения по двум основным направлениям: индекс грамотности взрослого населения (на него приходится 2/3 веса) и индекс совокупной доли учащихся, получающих начальное, среднее и высшее образования (на него приходится 1/3 веса). Значения индекса уровня образования колеблются от 0 (минимальное) до 1 (максимальное). Принято считать, что развитые страны должны обладать минимальным показателем 0,8, хотя многие из них имеют показатель 0,9 или выше. В таблице 2 представлен топ-10 стран по уровню образования в 2014 г.
Таблица 2 - Топ-10 стран по уровню образования в 2014 г.2 Table 2 - Top 10 countries in terms of the level of education in 2014
Место Страна Индекс Место Страна Индекс
1 Новая Зеландия 1,00 7 Словения 0,93
2 Норвегия 0,99 8 Нидерланды 0,93
3 Австралия 0,98 9 Германия 0,93
4 Ирландия 0,96 10 Канада 0,93
5 США 0,94
6 Южная Корея 0,93 49 Россия 0,78
1 Рейтинг стран мира по уровню расходов на образование в 2014 г. // Центр гуманитарных технологий: информационно-аналитический портал. - URL: http://gtmarket.ru/ratings/expenditure-on-education/info.
2Рейтинг стран мира по уровню образования в 2014 г. // NONEWS.CO. — URL: http://nonews.co/directory/lists/countries/education.
Как следует из представленных в таб. 2 данных, первое место по уровню образования в 2014 г. заняла Новая Зеландия. Следующие четыре места разделили между собой Норвегия, Австралия, Ирландия и США. Россия по результатам рейтинга расположилась на 49-м месте. По уровню образования нашу страну опередили такие страны, как Польша, Болгария, Чили и Гонконг.
Следует отметить, что позиции России в рейтинге 2014 г. ухудшились в сравнении с результатами 2012 г. В 2012 г. наша страна располагалась на 36 -м месте рейтинга стран по уровню образования.
В современном мире система образования, без сомнения, является основой формирующегося общества знания, и любые ее изменения оказывают существенное влияние на все социально-экономические процессы. Образование сегодня понимается как национальный потенциал и капитал, как условие обеспечения конкурентоспособности государства и общества. В этой связи особую значимость приобретает определение эффективности национальной образовательной системы.
Британская международная группа Pearson, специализирующаяся в образовательной и издательской деятельности, представила очередной «Рейтинг эффективности национальных систем образования 2014 г.» (Global Index of Cognitive Skills and Educational Attainment 2014). Результаты исследования отражают достижения 40 стран мира в области образования. Данный рейтинг оценивает уровень эффективности национальных систем образования по двум основным параметрам, включающим соответствующий набор международно сопоставимых показателей: когнитивные навыки (исследуются качество чтения и понимания текста, качество математического и естественно-научного образования) и уровень образования (учитываются индексы грамотности и индекс совокупной доли учащихся)1. Итоговый индекс представляет собой взвешенную сумму указанных показателей и определяет позицию каждой страны в мировом рейтинге. В таблице 3 представлены топ-10 стран по уровню эффективности национальных систем образования в 2014 г.
Таблица 3 - Топ-10 стран по уровню эффективности национальных систем образования в 2014 г.2 Table 3 - Top 10 countries in terms of effectiveness of national systems of education in 2014
Рейтинг Страна Индекс Когнитивные навыки Образовательная подготовка
1 Южная Корея 1,30 1,35 1,19
2 Япония 1,03 1,20 0,70
3 Сингапур 0,99 1,65 -0,33
4 Гонконг 0,96 1,34 0,20
5 Финляндия 0,92 0,99 0,79
6 Великобритания 0,67 0,52 0,96
7 Канада 0,60 0,77 0,25
8 Нидерланды 0,58 0,57 0,58
9 Ирландия 0,51 0,49 0,55
10 Польша 0,50 0,33 0,85
13 Россия 0,40 0,50 0,19
1 Рейтинг эффективности национальных систем образования 2014 г. // Центр гуманитарных технологий: информационно-аналитический портал. - URL: http://gtmarket.ru/news/2014/06/09/6795.
2 Рейтинг эффективности национальных систем образования 2014 г. // Центр гуманитарных технологий: информационно-аналитический портал. - URL: http://gtmarket.ru/news/2014/06/09/6795.
Как следует из данных, представленных в таблице 3, в 2014 г. мировым лидером рейтинга эффективности систем образования стала Южная Корея, имеющая наиболее высокие позиции по всем составляющим индекс показателям. Необходимо отметить, что ведущие места в рейтинге заняли страны Азиатско-Тихоокеанского региона: Япония разместилась на втором месте, Сингапур - на третьем, Гонконг - на четвертом. Финляндия стала европейским лидером рейтинга, заняв пятое место. В первую десятку также вошли: Великобритания, Канада, Нидерланды, Ирландия и Польша. Последнее место в рейтинге занимает Индонезия. Россия в рейтинге 2014 г. заняла 13-е место и разместилась между Германией (12-е место) и США (14). Таким образом, российская образовательная система вошла в десятку лучших в Европе (8-е место). Следует отметить, что в рейтинге 2012 г. наша страна занимала только 20-е место. Представленный рейтинг позволяет сделать вывод, что наиболее благоприятные показатели в сфере образования отмечаются, как правило, в странах с высоким уровнем дохода, а наименее благоприятные — в развивающихся экономиках.
Сегодня забота об авторитете высшей школы - не только вполне объяснимый патриотический тренд, ведь отвечая вызову времени, сегодня все большее количество государств, конкурируя в борьбе за абитуриента, стремятся занять достойное место на мировом рынке образовательных услуг. Привлекательность же страны обучения во многом завитсит от привлекательности для абитуриента учебного заведения и авторитетности диплома данного вуза для работодателей. В свою очередь, авторитет университета на мировом рынке образовательных услуг во многом определяется рейтинговой позицией данного учебного заведения. Публикуемые ежегодно рейтинги университетов мира становятся сегодня эффективным инструментом конкурентной борьбы на глобальном рынке образования.
Рейтинг QS World University Ranking является сегодня одним из наиболее значимых рейтингов ведущих университетов планеты. Первоначально он составлялся на основе 700 лучших университетов мира, на сегодняшний день в нем ранжируется более 800 университетов. Рейтинг был разработан и составляется британской консалтинговой компанией Quacquarelli Symonds (QS), созданной в 1990 г. и являющейся сегодня проводником на рынке образовательных услуг. На сайте компании абитуриенты и их родители могут получить достаточно полную информацию о том или ином университете мира, включая историю создания, традиции, выдающихся выпускников, основные направления учебной и исследовательской деятельности, а также о стоимости обучения. Представленная сайте организации информация касается только университетов, включенных в рейтинг. В этой связи, нахождение в рейтинге Quacquarelli Symonds и занятие в нем достойной позиции престижно и полезно для любого университета мира. В таблице 4 показано распределение рейтинговых университетов по странам мира, расположеных в порядке убывания количества университетов в рейтинге по данным 2013—2014 гг.
Таблица 4 — Рейтинговые университеты по странам мира1 Table 4 — Rating universities in the countries of the world
Страна Количество университетов в рейтинге Страна Количество университетов в рейтинге
2011/12 2012/13 2013/14 2011/12 2012/13 2013/14
США 129 122 144 Италия 19 21 26
Англия 54 54 69 Канада 20 22 26
Германия 43 42 42 Китай 23 23 25
Франция 33 35 40 Южная Корея 22 21 24
Япония 32 32 38 Бразилия 11 12 22
1 Расширение экспорта образовательных услуг в России: организационные и финансовые аспекты // Экономический портал. -URL: http://institutiones.com/general/2435-rasshirenie-eksporta-obrazovatelnyx-uslug-rossii.html.
| Австралия | 25_|_25_|_31_| Испания_|_J3_|_J7_|_J8_|
Как следует из таблицы 4, по количеству университетов в рейтинге QS с большим отрывом от других государств лидирует США. Не удивительно, что 16% международных студентов выбирают для обучения вузы этой страны. Многие международные студенты полагают, что лучшее образование на сегодняшний день дают именно американские вузы, правда, многих останавливают высокие цены. Так, например, для иностранных студентов обучение в таких вузах, как Массачусетский технологический институт, Гарвардский университет, Стэнфордский университет и других, занимающих в рейтинге QS места с 1— го по 50—е, стоимость обучения составляет 40—44 тыс. долл. в год1. Богатая история и высокая репутация большинства университетов Западной Европы привлекает 43,4% международных студентов. Важную роль играет и стоимость обучения для иностранцев, которая в наиболее авторитетных вузах хотя и высокая, но меньше, чем в вузах США, например в Оксфорде или Кембридже — от 26 до 32 тыс. долл. Сегодня все большую роль на мировом рынке образовательных услуг начинают играть азиатские университеты, привлекающие 21,4% международных студентов. На это в немалой степени оказывает влияние гибкая ценовая политика: некоторые университеты назначают для зарубежных студентов плату за обучение ниже, чем для своих соотечественников. Российские университеты появились в этом рейтинге начиная с 2005 г. Очевидно, что позиции американских и российских вузов в рейтинге Quacquarelli Symonds пока несопоставимы. И несмотря на то, что у нас общее количество вузов в 4 раза меньше, чем в США, среди российских университетов немало имеющих высокий потенциал. Более значимое присутствие отечественных вузов в международных рейтингах учебных заведений будет способствовать росту узнаваемости российской высшей школы, стимулируя таким образом образовательных услуг.
Экспорт образования для ведущих государств является сегодня системной, целенаправленной политикой, рассчитанной на долгосрочную перспективу. Студенческое братство, связывающее граждан разных государств, получивших образование в одном вузе, формирует лояльное отношение не только к университету, но и к стране в целом. У молодых людей формируются схожие идеологические и нравственные установки, похожий эталон образа жизни. Поэтому в эпоху формирования постиндустриального общества интернационализация и глобализация высшего образования, как актуальные тенденции современного мира, поддерживаются и поощряются государством.
Библиография / References:
1. Марченкова Л.М., Потапова Е.В., Баранов Д.С. Трудовые ресурсы России в системе мирового рынка труда // Вестник ОрелГИЭТ. - 2012. - № 2. - С. 103 - 107.
2. Модернизация российского образования: проблемы и перспективы / под ред. М.К. Горшкова, Ф.Э. Шеренги. - М.: ЦСПиМ, 2010. - 352 с.
3. Полянин А.В., Докальская В.К. Развитие социальной сферы как фактор повышения качества рабочей силы // Вестник Орловского государственного аграрного университета. - 2012. - Т.35. - № 2. - С. 136 - 138.
4. Родионов Д.Г., Ялунер Е.В., Кушнева О.А. Гонка за лидером: правительственная программа «5-1002020» [Электронный ресурс] // КиберЛенинка. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/nZgonka-za-liderom-pravitelstvennaya-programma-5-100-2020.
5. Рудакова О.В. , Самородова Е.М. О приоритете развития сферы услуг в формировании человеческого капитала // Вестник ОрелГИЭТ. - 2007. - № 2. - С. 110 - 117.
1 Расширение экспорта образовательных услуг в России: организационные и финансовые аспекты // Экономический портал. - URL: http://institutiones.com/general/2435-rasshirenie-eksporta-obrazovatelnyx-uslug-rossii.html.
6. Рудакова О.В., Сибирская Е.В. Социально-экономические эффекты влияния уровня жизни населения на динамику трудовых ресурсов России // Вестник ОрелГИЭТ. - 2010. - № 3 (13). - С. 46 - 53.
7. Шевчук Д.А. Источники финансирования бизнеса - Режим доступа: http://finance-credit.news/finansirovanie-biznesa/dopolnitelnaya-informatsiya-30663.html.
1. Marchenkova, L.M., Potapova, E.V., Baranov, D.S. (2012)Trudovye resursy Rossii v sisteme mirovogo rynka truda [Manpower Russia in the global labor market] // Vestnik OrelGIET. - № 2. - P. 103 - 107. (In Russ.)
2. Modernizatsiia rossiiskogo obrazovaniia: problemy i perspektivy [Modernization of the Russian education: problems and prospects] (2010) / pod red. M.K. Gorshkova, F.E. Sherengi. - M.: TsSPiM. - 352 p. (In Russ.)
3. Polianin, A.V., Dokal'skaia V.K. (2012) Razvitie sotsial'noi sfery kak faktor povysheniia kachestva rabochei sily [The development of the social sphere as a factor in improving the quality of the labor force] // Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. - T.35. - № 2. - P. 136 - 138. (In Russ.)
4. Rodionov, D.G., laluner, E.V., Kushneva, O.A. Gonka za liderom: pravitel'stvennaia programma «5-100-2020» [Race to the Top: governmental program «5-100-2020»] [Elektronnyi resurs] // KiberLeninka. - Rezhim dostupa: http://cyberleninka.ru/article/n/gonka-za-liderom-pravitelstvennaya-programma-5-100-2020. (In Russ.)
5. Rudakova, O.V. , Samorodova, E.M. (2007) O prioritete razvitiia sfery uslug v formirovanii chelovecheskogo kapitala [About priority development of services in human capital formation] // Vestnik OrelGIET. - № 2. -P. 110 - 117. (In Russ.)
6. Rudakova, O.V., Sibirskaia, E.V. (2010) Sotsial'no-ekonomicheskie effekty vliianiia urovnia zhizni naseleniia na dinamiku trudovykh resursov Rossii [Socio-economic effects of the influence of living standards on the dynamics of the labor force in Russia] // Vestnik OrelGIET. - № 3 (13). - P. 46 - 53. (In Russ.)
7. Shevchuk, D.A. Istochniki finansirovaniia biznesa [Sources of business finance]- Rezhim dostupa: http://finance-credit.news/finansirovanie-biznesa/dopolnitelnaya-informatsiya-30663.html. (In Russ.)