РОССИЯ НА МИРОВЫХ РЫНКАХ ЭНЕРГОРЕСУРСОВ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ'
Н.В. ВОРОНИНА,
кандидат экономических наук
Управление налогоного учета и отчетности ОАО «Лукойл»
Получив после 1973 г. серьезный и реальный контроль над огромными добывающими активами мировой нефтедобывающий отрасли, страны -члены ОПЕК стали основным поставщиком на рынке нефти. Как следствие, сменился и характер конкуренции на нефтяном рынке, так как стала доминировать вертикальная конкуренция между национальными (в основном государственными добывающими) компаниями стран ОПЕК и независимыми компаниями из промышленно развитых стран, действующими в сфере переработки и сбыта этой нефти из развивающихся стран. В итоге произошло взаимопроникновение многих компаний в смежные виды деятельности как в географическом, так и в технологическом планах. Более того, в последующие годы произошло не столько замещение одного вида конкуренции другим, сколько усиление и горизонтальной, и вертикальной конкуренции при их одновременном существовании. (Основная конкуренция развертывается на рынке между государственными (национальными) и международными (частными) нефтяными компаниями.) Вместе с тем разведка и добыча нефти в мире - преимущественно государственная сфера деятельности, в ней, безусловно, доминируют государственные (национальные) нефтяные компании, контролируя более 90% запасов и свыше 70% добычи нефти и газа.
На втором этапе картина основных принципов ценообразования несколько изменилась. Набор доминирующих цен остался тот же, что и на первом этапе, но поменялась их иерархия. На первое место вышли рыночные цены разовых сделок. Институт справочных цен сохранялся по той причине, что наряду с существованием официальных отпускных цен ОПЕК (в основном до 1977 г. - до волны национализаций в этих странах) продолжала существовать и практика установления справочных цен для исчисления налогов концессионеров. И, соответственно, трансфертные цены.
* Окончание. Начало см. в № 6 (114), 2004
На следующем этапе, вплоть до 1986 г., начал активно развиваться рынок разовых сделок, который постепенно стал играть самостоятельную роль - как доминирующий субъект в определении цены. До начала 1970-х гг. на него приходилось лишь 3-5% международной торговли нефтью. В 1970-е гг. значение разовых сделок стало интенсивно возрастать: в первой половине десятилетия - на них приходилось уже 5-8%, в середине - 10-15%, и в середине 1980-х гг. - уже не менее 40-50% международной торговли нефтью. Таким образом, с начала 1990-х гг. именно рынок разовых сделок стал определяющим с точки зрения объемов мировой нефтяной торговли.
Только начиная с 1986 г. (третий этап) картельное ценообразование - назначение цен ограниченной группой участников постепенно уступило место рыночному биржевому принципу ценообразования. Цены на нефть преимущественно стали устанавливаться в результате конкурентной борьбы большого числа игроков по регламентированной и прозрачной процедуре и отражали в каждый момент времени текущий баланс спроса и предложения на мировом рынке с учетом комплекса конъ-юнктурообразующих факторов экономического и политического характера.
На этом этапе рынок разовых сделок продолжал доминировать в определении объемов торговли, тогда как рынок долгосрочных сделок переместился на второе место — то есть они просто поменялись местами. В итоге эволюции характера и структуры сделок на нефтяном рынке именно к бирже перешли ценоустановительная и ценообра-зовательная функции на этом рынке.
При этом механизм справочных цен практически перестал действовать. Сохранились лишь рыночные и трансфертные цены, причем последние - в очень ограниченном применении.
В начале 1980-х был зафиксирован кратковременный феномен снижения абсолютных объемов спроса на жидкое топливо. После нефтяного кризиса начала 1970-х гг. промышленно развитые страны-импортеры жидкого топлива были вынуждены
искать адекватный ответ на резкий рост мировых цен на нефть в ослаблении зависимости от ее поставок как путем диверсификации источников нефтеснабжения, за счет наращивания отечественной добычи для хотя бы частичного вытеснения поставок нефти ОПЕК из баланса энергоснабжения. Однако потребовалось очередное ценовое потрясение нефтяного кризиса 1979-80 гг., вновь приведшее к многократному росту цен, прежде чем основные показатели энергоемкости ВВП про-мышленно развитых стран резко пошли вниз. Таким образом, с каждым последующим нефтяным кризисом, по мере нарастания остроты «нефтяных» проблем в мировой экономике, нарастало последовательное замещение нефти в общем объеме потреблении энергоресурсов промышленно развитых государств по следующим направлениям:
• наращивание импорта нефти из других источников;
• увеличение собственной добычи нефти;
• расширение потребления других углеводородов, в частности газа;
• наращивание потребления других энергоресурсов (угля, электроэнергии, атомной энергии);
• активное внедрение энергосберегающих технологий.
В итоге, с середины 1980-х гг. наблюдается все более замедленный рост мирового спроса на жидкое топливо по сравнению с темпами развития экономики в целом.
В 2001 г. стала наблюдаться все большая либерализация нефтяной торговли, что можно назвать началом четвертого этапа в развитии мирового рынка нефти. Известные теракты 11 сентября 2001 г. серьезнее всего повлияли на общее состояние деловой среды США, поведение американских инвесторов, да и на сознание американского общества в целом. Общий объем ущерба, вызванного событиями 11 сентября, сегодня оценивается порядка 60 млрд дол. США, Авиатранспортной индустрии Америки потребовалось 5 млрд дол. США федеральной помощи, для того чтобы вынести удар, нанесенный ей террористами, что фактически привело к серьезным изменениям и на мировом рынке нефти, которые, по нашему мнению, целесообразно выделить в новый, четвертый этап его развития. Для этого этапа характерны два важнейших обстоятельства: во-первых, изменение нефтяных потоков, связанное с диверсификацией поставок нефти крупнейшими импортерами, и во-вторых — возросшая роль биржевой торговли и увеличение оборотов «бумажной» нефти.
События 11 сентября наглядно продемонстрировали необходимость коренного пересмотра пре-
жней стратегии стран Запада в отношении ближневосточных производителей нефти. В течение долгих лет США и другие промышленно развитые государства рассматривали поддержание стабильности в этом регионе как неотъемлемый элемент своих геополитических интересов. Со временем усилия по поддержанию стабильности как военными, так и политическими методами, требовали все больше ресурсов, зачастую не принося при этом желаемого положительного эффекта. В результате, международные аналитики сегодня все чаще говорят о том, что Западу необходимо минимизировать свою зависимость от поставок нефти из стран Ближнего Востока, решительным шагом к чему и послужили известные террористические акты в США.
В этой связи стоит привести мнение эксперта в области энергетической политики Университета Райе (США) Э. Яффе о том, что «эта задача является одной из основных целей Вашингтона в отношениях с Россией». По мнению аналитика, инициатива эксплуатации огромных нефтяных и газовых резервов России получила новый импульс в июле 2002 г., когда в Соединенные Штаты привезли первую партию нефти прямо из России. В настоящее время администрация США поддерживает эту инициативу и считает важным, чтобы «Россия играла стратегическую роль в диверсификации поставок нефти на мировые рынки».
Однако, несмотря на поддержку на высоком уровне, сохраняются значительные трудности в реальной организации постоянных прямых поставок нефти из России в США, в их числе прежде всего высокие транспортные расходы и, соответственно, необходимость установления более высоких отпускных цен. Тем не менее российская компания «ЛУКОЙЛ» уже заявила о планах строительства морского нефтяного терминала для Тимано-Печорского месторождения, который даст ей серьезное транспортное преимущество при поставках нефти морем в США.
Кроме того, летом 2002 г. ЛУКОЙЛ представила планы строительства магистрального нефтепровода в Мурманск и нового нефтеналивного порта в Мурманске или вблизи него. Проект предусматривал строительство трубопровода длиной 1,5 тыс. км с пропускной способностью 50 млн т в год. По нему должна транспортироваться нефть с западно-сибирских месторождений. Предполагается, что в новый порт смогут заходить супертанкеры водоизмещением свыше 300 тыс. т, при том, что Мурманск расположен гораздо ближе к США, чем порты стран Ближнего Востока. Реализация этого проекта потребует значительных капиталовложений. Стоимость только одного строительства
нефтепровода оценивается в 1,5-2,5 млрд дол. США, и ЛУКОЙЛу, который ведет освоение новых месторождений на Каспии и на севере Европейской части России, такие расходы не под силу. В сентябре 2002 г. ЮКОС, Сибнефть и Тюменская нефтяная компания сообщили о своих намерениях присоединиться к строительству экспортного терминала в Мурманске.
Немаловажным в этой связи является мнение Г. Купера, главного исполнительного директора американской компании «Тетон Петролеум», ведущей активную деятельность в России, который отметил, что «проблема расходов ничего не значит по сравнению с тем, сколько денег США потратили за многие годы, защищая свои источники снабжения на Ближнем Востоке»1.
Вместе с тем необходимо принимать во внимание и то, что даже если российская нефть пойдет в США, американская нефтеперерабатывающая промышленность пока еще не в состоянии ее перерабатывать. Дело в том, что в последние годы большая часть инвестиций американских компаний была вложена в оснащение предприятий страны оборудованием и технологиями для переработки тяжелой смеси, поставленной из Венесуэлы и Мексики, а не для легкой нефти с большим содержанием серы из России. Для этого необходима определенная реструктуризация нефтеперерабатывающих предприятий.
Касаясь в этой связи проблемы возможного роста зарубежных инвестиций в добычу российских энергоресурсов, эксперты ссылаются на мнение бывшего министра энергетики РФ И. Юсуфо-ва о том, что «в ближайшие годы, чтобы поднять уровень добычи до 8 млрд бар., российской нефтяной промышленности необходимо ежегодно 1 млрд дол. инвестиций». Тем не менее эксперты указывают, что администрация Дж. Буша, понимая всю нестабильность ситуации на Ближнем Востоке, считает «американо-российское партнерство в сфере энергетики неизбежным».
Экспорт российской нефти в США, по-види-мому, будет возрастать, хотя этим планам может препятствовать одновременное стремление Москвы улучшить условия экспорта своей нефти на европейские рынки. По прогнозу МЭРТ, при благоприятных условиях экспорт нефти РФ в дальнее зарубежье может увеличиться со 152,8 млн т в 2002 г. до 180 млн т в 2005 г., тогда как в 2010 г. он может составлять 249 млн т2. В то же время Россия, которая в настоящее время не способна конкурировать на американском рынке с другими
1 Маклалти Ш. Российская нефть становится все более привлекательной, // «Financial Times*, 01.10.2002.
2 Александров Ю. Битва за военную премию // 22.10.2002.
странами, может помочь ввести мировые цены в приемлемый для РФ, США и МЭА коридор 20-25 дол. за баррель.
Другой пример: в настоящее время Япония, вторая по экономической мощи страна в мире, экспортирует около 80% потребляемой ею нефти с Ближнего Востока. При этом в течение последних двадцати пяти лет ни одна японская компания ни разу не приобретала нефть в России. Компания Nippon Oil, крупнейшее нефтеперерабатывающее предприятие в Японии, уже заявила о своей заинтересованности в регулярных закупках российской нефти, для того чтобы снизить свою зависимость от нефтедобычи на Ближнем Востоке. «Мы стремимся диверсифицировать наши источники сырой нефти, соблюдая при этом наши экономические интересы», — заявил представитель Nippon Oil3.
Закупки нефти в России японская сторона рассматривает в качестве средства защиты своих интересов от угрозы перебоев в поставках в случае кризисных ситуаций в Персидском заливе. На текущий момент Nippon Oil сообщает о закупке 2 млн бар. российской нефти сорта Urals, при этом цена сделки не оглашается. По словам представителя Nippon Oil, пока речь идет о разовой закупке, причем в качестве посредника выступает крупная западная нефтяная компания. Тем не менее в Nippon Oil не исключают возможности дальнейшего продолжения закупок российской нефти.
Интересно в этой связи, что в январе 2003 г. АК «Транснефть» представила в Правительство РФ проект и ТЭО строительства магистрального нефтепровода Ангарск - Находка, по которому можно будет поставлять нефть в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, и в частности в Японию. Что примечательно, Япония уже согласилась выдать целевой кредит под строительство данного нефтепровода, что свидетельствует о ее серьезной заите-ресованности в стабильных поставках нефти из России.
Важную роль в ценообразовании на современном мировом рынке нефти продолжает играть ОПЕК - Организация стран — экспортеров нефти (Organization of Petroleum Exporting Countries, OPEC). Она была создана 10 сентября 1960 г., когда в Багдаде собрались представители пяти наиболее богатых нефтедобывающих государств (Ирака, Ирана, Кувейта, Венесуэлы и Саудовской Аравии) и подписали договор о создании ОПЕК, целью которой является защита интересов своих членов в условиях постоянно растущей конкуренции. В 1960 г. пять стран-организаторов ОПЕК обеспечивали около 80% мирового экспорта нефти. Сегод-
3 Дебет-Кредит, // Версты, 22.10.2002.
ня этот показатель снизился до 60%, однако количество стран-членов О ПЕК увеличилось, теперь помимо вышеуказанных государств туда входят еще и Алжир, ОАЭ, Оман, Катар, Индонезия, Ливия, Нигерия, и в сумме все они располагают 77% мировых запасов нефти и обеспечивают около 40% нефтедобычи. За прошедщие 40 лет эта организация, несомненно, стала самым влиятельным участником на мировом нефтяном рынке, от решений которой по сей день во многом зависит его конъюнктура.
Отношение к ОПЕК со стороны основных потребителей нефти — промышленно развитых стран на протяжении последних более чем 40 лет менялось, причем кардинально. Вначале на Западе к ней отнеслись скептически, настороженно, и даже весьма враждебно. Ведь формировалась эта организация в период бурных перемен в мировой экономической системе, во времена распада колониальных систем, перехода контроля над важнейшими источниками стратегического сырья от международных нефтяных монополий к национальным правительствам и компаниям. Авторитет ОПЕК существенно окреп в борьбе с пресловутыми «семью сестрами», входившими в Международный нефтяной картель.
В Советском Союзе в 1960-е гг. отношение к ОПЕК было изначально благосклонным — организация служила реальным противовесом нефтяным монополиям «империалистов» в условиях активизации борьбы развивающихся стран за национальную независимость. Советские лидеры тогда считали, что если бы не некий тормоз в лице ряда «реакционных монархических режимов» ряда ближневосточных государств, то страны-члены ОПЕК вообще могли бы пойти чуть ли не по социалистическому пути. Этого, как показало будущее, не произошло. Впервые ОПЕК была вынесена на вершину мировой политики в ходе первого энергетического кризиса 1973-1974 гг. Этот кризис вспыхнул в результате нефтяного эмбарго, которое ввели нефтедобывающие арабские страны против западных стран-союзников Израиля, и ОПЕК эту акцию активно поддержала. Тогда мировые цены совершили резкий троекратный скачок и вывели мировой рынок нефти на новый этап своего развития.
В то время СССР, уже находясь в числе крупнейших мировых экспортеров нефти, даже рассматривал возможность прямого вступления в ОПЕК, где его тогдашние «друзья» Ирак, Алжир и Ливия играли не последние роли. Правда, до вступления дело не дошло, и этому скорее всего помешал «неудобный» Устав ОПЕК. Во-первых, стать членами «первого сорта» СССР не мог, поскольку не числился в «основателях». Во-вторых, в Уставе имелись отдельные положения, которые тогда
были абсолютно неприемлемы для закрытой плановой экономики. Так, например, члены организации должны были обеспечивать свободу инвестиций в свою нефтяную промышленность для потребителей нефти (читай — для стран Запада), а также гарантировать доходы и возврат капиталов.
ОПЕК быстро завоевала авторитет, и в первые 20 лет ее существования оба противоборствующих в то время политических лагеря, на которые тогда четко был разделен мир, не оставляли усилий по привлечению этой организации в качестве политического союзника. На самом деле ОПЕК создавалась в первую очередь не как политический союз, а как международная товарная организация, призванная блюсти экономические интересы своих членов, что четко записано в ее Уставе. Там же обозначено, что цель организации - координация и унификация нефтяной политики участников, с тем чтобы наилучшим образом способствовать стабильности цен на мировом рынке.
Казалось бы, объединение стран, производящих 1,3-1,4 млрд т нефти в год и обеспечивающих две трети экспортных поставок на мировой рынок, в состоянии эффективно регулировать цены. Но жизнь показала, что на самом деле не все так просто. Довольно часто, особенно в последнее время, усилия ОПЕК по корректировке цен или не дают желаемого эффекта, или даже приводят к неожиданным негативным последствиям.
Еще в 1960-х гг. началась трансформация мирового нефтяного рынка, переход от старой классической монополистической структуры к современной свободной системе. Закончилась эта эволюция только к середине 1980-х гг. Переход привел не просто к нестабильности — он сопровождался рядом серьезных кризисных потрясений, которые задели и ОПЕК. В декабре 1985 г. мировая цена на нефть была около 28 дол. за баррель, а через полгода, в середине 1986 г., она упала до 8 дол.
Столь резкий обвал мировых цен побудил ОПЕК провести серьезную реорганизацию и отказаться от прежней схемы, когда ее члены продавали столько нефти, сколько могли производить, а балансировкой спроса и предложения на рынке занималась практически одна Саудовская Аравия. С сентября 1986 г. ОПЕК вернулась к практике ограничения собственной нефтедобычи путем жесткого установления квот для каждого ее члена. Правда, как показала практика, далеко не всегда страны-члены ОПЕК этих квот строго придерживались. Тогда же ОПЕК провозгласила свое намерение добиваться стабилизации цен на уровне 20-22 дол. за баррель.
В марте 2000 г. уже на своей конференции в Вене ОПЕК опять вернулась к идее ценового ко-
ридора, но обозначила его границы в рамках 22-28 дол. за баррель. И это вполне оправдано, поскольку с учетом инфляции доллара сегодняшние 28 дол. практически равны 22 дол. пятнадцатилетней давности. В настоящее время считается, что наиболее приемлемым для основных мировых производителей и потребителей нефти диапазоном цен является уровень 20-25 дол. за баррель. С одной стороны, этого вполне достаточно для стимулирования воспроизводства, поиска и разведки новых месторождений нефти. С другой стороны, цена не столь велика, чтобы позволить новым конкурентам, пытающимся задействовать нефтяные месторождения с очень высокой стоимостью добычи и транспортировки. Кроме того, считают, что при цене нефти ниже 30 дол. все-таки не появляется серьезного соблазна активно заменять ее альтернативными источниками энергии, как правило, еще более дорогостоящими. Совершенно очевидно при этом, что страны ОПЕК даже при этих умеренных ценах будут чувствовать себя гораздо комфортнее, чем нефтяники Северного моря или России из-за большой разницы в себестоимости добычи.
Кризисные ситуации на мировом рынке имели место и в 1990-е гг. Можно привести в качестве примера войну в Заливе в 1991 г., когда кратковременно североморский Брент «зашкаливал» за 35 дол. за баррель, или экономический кризис 1998 г., в результате которого к началу 1999 г. цена на баррель одного из самых дорогих сортов — американской \\Т1, напротив, резко упала до 10 дол.
Экспертами скептически был оценен и принятый ОПЕК новый механизм корректировки цен, который призван загонять их в обозначенные границы (22-28 дол. за баррель нефти так называемой «корзины цен ОПЕК»4) с помощью изменения объемов добычи. Предполагалось, что если цена этой «корзины» в течение 20 дней будет выходить за рамки этого ценового коридора, добыча стран-членов организации будет увеличена или уменьшена на 500 тыс. барр. в день. Пока этот механизм никак себя не проявил, поскольку на практике еще не применялся, но в ОПЕК уже появились заметные разногласия относительно трактовки условий, при которых этот механизм вообще следует включать.
В известной степени ОПЕК, принимая то или иное решение о регулировании уровня добычи, на самом деле лишь намечает желательное направление для движения мировых цен, тогда как многочисленные игроки на финансовых рынках, т.е.
4 Под термином «OPEC Basket spot crude oil price» понимается средневзвешенная цена семи основных сортов нефти, производимой странами-членами ОПЕК, а именно: Arabian Light (Саудовская Аравия), Dubai (ОАЭ), Bonny Light (Нигерия), Saharan Blend (Алжир), Minas (Индонезия), Tia Juana Light и Isthmus (Венесуэла).
прежде всего те, кого относят к разряду «спекулянтов», активно содействуют и используют к своей выгоде колебания цены на нефть, тем самым серьезно искажая эффект, на который были рассчитаны мероприятия ОПЕК.
В декабре 1985 г. Саудовская Аравия была вынуждена отказаться от роли замыкающего поставщика. Страны ОПЕК провозгласили отход от политики прямого поддержания высоких цен на нефть путем ограничения добычи, сменив ее курсом на восстановление «справедливой» доли стран ОПЕК на рынке нефти. В течение первого полугодия 1986 г. ближневосточные страны ОПЕК резко увеличили добычу. В условиях нарастающего избытка предложения борьба стран ОПЕК за увеличение своей доли на рынке вылилась в «войну цен» и привела к их дальнейшему обвалу в 1986 г.
В последующие год-два произошла в каком-то смысле «техническая коррекция» цен и, как отмечалось выше, в течение десятилетия 1988-1998 гг. (за исключением короткого периода «Войны в Заливе») большая часть ценовых колебаний происходила в относительно умеренном диапазоне — 15-21 дол ./бар.
Мировой рынок нефти характеризуется высокой степенью концентрации и монополизации: на долю 24 крупнейших нефтяных компаний (указанных выше 12 крупнейших «добывающих» и 12 крупнейших «перерабатывающих») в последние годы приходится около 61 % мировой добычи и 45% - переработки нефти. Данный факт не случаен: гигантские компании в нефтедобыче и нефтепереработке - не только историческое наследство. Немаловажно также то, что крупнейшие компании имеют несравненно больше возможностей для осуществления необходимых крупномасштабных капиталовложений, финансируя их как за счет собственных средств, так и за счет привлеченного капитала. Можно утверждать, что сама специфика нефтедобычи требует от компаний укрупнения (которое, кстати, можно наблюдать в свете происходивших в последнее десятилетие слияний и поглощений), поскольку в противном случае, вследствие отсутствия возможности осуществления крупных капиталовложений, такие компании не в состоянии расширять свой бизнес (осваивать новые месторождения, модернизировать инфраструктуру и т.д.).
Результаты сравнительного анализа показывают, что самыми низкими являются затраты на добычу доступных запасов нефти в Саудовской Аравии. Затраты в других основных странах-производителях Персидского залива аналогичны тем, которые характерны для Саудовской Аравии.
Затраты на глубоководную добычу в Бразилии, а также на разработку аналогичных месторождений
ДАЙДЖЕСТ ОИНАИСЫ
25
в других регионах конкурентоспособны с затратами на добычу доступных запасов благодаря существенному улучшению технологий глубоководной добычи. Несмотря на то, что затраты на добычу трудноизвлекаемых запасов нефти в Венесуэле выше, чем доступных, разрабатываемые проекты по добыче первых!из них должны быть, по расчетам, эффективными в том случае, если цена на нефть будет не менее 10 дол. США за баррель. Кроме того, такие проекты в Венесуэле имеют преимущества в связи с наличием значительных объемов открытых трудноизвлекаемых запасов нефти5.
Россия как один из крупных независимых производителей нефти играет достаточно заметную роль в формировании мировых цен на нефть. С одной стороны, Россия является независимым производителем и экспортером нефти. С другой стороны, Россия очень заинтересована в сохранении стабильности, предсказуемости мирового нефтяного рынка и во взаимодействии с другими крупными экспортерами нефти, направленном на постоянный мониторинг ситуации в области спроса и предложения и достижение устойчивого баланса и стабильного развития, лишенного значительных ценовых колебаний. Диапазон цен, объявленный ОПЕК, (22-28 дол. за баррель), является приемлемым для России, так как он позволяет одновременно наполнять казну и финансировать определенный объем необходимых расходов для поддержания текущего уровня добычи в стране, а также стимулирования развития нефтяного комплекса.
Следует отметить, что Россия, оказывая серьезное влияние на формирование и ценообразование на мировом нефтяном рынке, в огромной степени и сама зависит от складывающейся конъюнктуры на этих рынках. По различным оценкам, снижение стоимости нефти только на 1 дол. США в годовом исчислении приводит к потерям федерального бюджета в 1 млрд дол. США, а десятидолларовое падение соответственно может привести к десятимиллиардным потерям. Если учесть, что российский бюджет в значительной степени строится на доходах от сырьевого экспорта, то низкие цены на энергоносители, и в частности на нефть, могут сделать нереальным его выполнение.
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ МИРОВОГО РЫНКА ПРИРОДНОГО ГАЗА
Природный газ — самый быстрорастущий в структуре энергопотребления ископаемый энергоноситель, хотя по доле в энергетическом балансе на данный момент уступающий нефти и углю. Его доля среди коммерческих энергоносителей к 2020 г.
5 Перспективы развития мировых энергетических рынков. Минэнерго России. Москва, 2002.
предположительно возрастет с 22 до 26%, главным образом, за счет сокращения доли ядерной энергии и природного угля. После 2010 г. природный газ может выйти на второе место, обогнав уголь, и большая часть прироста будет обеспечена использованием газа в качестве топлива для газовых турбин комбинированного цикла на новых тепловых электростанциях.
Предполагается, что доля природного газа на мировом энергетическом рынке в перспективе будет возрастать, так как газ является наиболее эффективным и экологически чистым энергоносителем. В последнее время удельный вес газа в энергопотреблении стран Западной Европы увеличился, и, согласно экспертным оценкам, в дальнейшем эта тенденция сохранится. Основными факторами, способствующими этому, являются: рост числа газовых электростанций, увеличение использования газа в жилом секторе (особенно в Центральной и Восточной Европе), потеря привлекательности ядерной энергетики и обострение экологических проблем. В 2002 г. доля газа в потреблении первичной энергии в мире составляла около 24,26%.
В табл. 1 показана динамика потребления энергоносителей с 1998 по 2002 г., а также доли газа в общем энергопотреблении.
Как видно из табл. 1, потребление природного газа в Западной Европе с 1998 по 1999 г. выросло на 4,8 %, с 1999 по 2000 г. - на4,1 %, с 2000 по 2001 г. - на 1,9%, с 2001 по 2002 г. — на 1,1 %. За указанный период возрастала доля газа и в общем энергопотреблении первичных энергоносителей. По прогнозам Международного энергетического агентства, доля газа в общем объеме потребления энергии в Западной Европе будет продолжать расти и далее.
Наибольшие темпы прироста потребления газа в предстоящее тридцатилетие будет характерен для Китая (5,5% в год), стран Африки (4,7 % в год), Южной Азии (4,7 % в год), Латинской Америки (4,3 % в год). Спрос в странах ОЭСР будет несравненно более низким (страны Западной Европы - 2,1 %, страны АТР - 2,3 %, США и Канада - 1,7 %) (табл. 2).
Из-за стремительного роста потребления газа в группе развивающихся стран, в первую очередь в Китае, изменится география его потребления: доля стран ОЭСР за последующие 30 лет сократиться на 3 % (с 52 до 49%), удельный вес в мировом потреблении стран с переходной экономикой также сократится (с 24 до 19%), зато доля развивающихся стран соответственно возрастет на 11 % (с 21 до 32%).
Несмотря на высокую экологическую безопасность, природный газ требует создания дорогостоящей инфраструктуры. Хотя к 2020 г. и прогнозируется рост потребления газа более чем на 80%, вслед-
ВОПРОСЫ экономики 4 1 7 11151 — 2004
Таблица 1
Динамика потребления энергоносителей и доли газа в общем энергопотреблении
Показатели 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г.
Западная Европа(1)
Общее энергопотребление, млн т 1 534,8 1 542,1 1 561,2 1 629,5 1612,6
Потребление газа, млрд куб. м 328,2 344,1 358,1 364,9 368,8
Доля газа в общем энергопотреблении, %<2) 21,4 22,3 22,9 22,4 22,9
Центральная и Восточная Европа(3>
Общее энергопотребление, млн т 232,9 221,8 221,2 228,3 228,6
Потребление газа, млрд куб. м 52,6 51,0 49,8 52,9 53,9
Доля газа в общем энергопотреблении, % 22,6 23,0 22,5 23,2 23,6
Страны бывшего СССР (кроме России)
Общее энергопотребление, млн т 297,4 293,0 296,2 284,6 284,6
Потребление газа, млрд куб. м 148,5 153,3 153,9 154,5 155,2
Доля газа в общем энергопотреблении, % 49,9 52,3 52,0 54,3 54,5
Россия
Общее энергопотребление, млн т 595,2 606,8 621,3 638,7 640,2
Потребление газа, млрд куб. м 328,3 326,4 339,5 335,4 349,6
Доля газа в общем энергопотреблении, % 55,2 53,8 54,6 52,5 54,6
(1) К странам Западной Европы в контексте настоящего исследования относятся: Австрия, Бельгия, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Исландия, Люксембург, Республика Ирландия, Италия, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Испания, Швейцария, Швеция, Турция и Великобритания.
(2) Нефть, rai, ядерная энергия, гидроэлектроэнергия и уголь.
(3) Странами Центральной и Восточной Европы в контексте настоящего исследования считаются Болгария, Чехия, Венгрия, Польша, Румыния и Словакия и бывшие республики Югославии.
Источник: BP Statistical Review of World Energy June 2003
\
Таблица 2
Прогноз потребления природного газа (млрд куб. м)
Регионы и страны 2000 г. 2010 г. 2020 г. 2030 г.
Страны ОЭСР 1 392 1 800 2 161 2 445
в том числе:
страны Северной Америки 788 992 1 161 1 305
страны Европы 482 640 799 901
страны АТР 122 168 201 243
Страны с переходной экономикой 609 748 876 945
Развивающиеся страны 525 830 1217 1651
в том числе:
Китай 32 61 109 162
страны Восточной Азии 83 139 200 248
страны Южной Азии 51 96 153 205
страны Латинской Америки 105 167 251 373
страны Ближнего и Среднего Востока 201 272 349 427
страны Африки 53 95 155 236
Всего 2 526 3 378 4 254 5 041
Источник: World Energy Outlook 2002/1 nternational Energy Agency. - Paris, 2002. P. 110.
ствие удаленности основных его месторождений от крупнейших потребителей значительно возрастут расходы на его транспортировку. Основными статьями затрат станут сооружение газопроводов, заводов по сжижению газа и т.п. К основным направлениям движения газа можно отнести экспорт из Северной Африки, России, Каспийского региона в Западную Европу и из Канады в США. Также следует отметить рост доли транспортировки сжиженного газа, на которую приходится около 20% международной торговли газом. Такие поставки осуществляются в основном путем транспортировки морским транспортом в страны Восточной Азии.
Рынок природного газа существенно отличается от других товарных рынков, хотя можно провести некоторые аналогии с рынком электроэнергии и другими сетевыми отраслями. Характерные отличия рынка газа от других товарных рынков заключаются в следующем6.
• Газ может быть куплен и продан подобно любому другому товару, но его транспортировка из-за его физико-химических свойств в подавляющем большинстве случаев принимает форму естественной монополии. Принимая во внимание экономию на масштабах, строительство конкурирующих тру-
6 Natural Gas Pricing in Competitive Market. Paris, 1998. C. 10.
бопроводов неэффективно, хотя некоторые аспекты работы сети могут и не быть монополией, например измерение расхода газа. Таким образом, поставка газа конечным потребителям в большинстве случаев непременно включает в себя элемент монополии, даже на конкурентном рынке. Государство в лице правительства несет ответственность за регулирование естественных монополий, чтобы предотвратить злоупотребление их положением на рынке, а также в целях предотвращения возможных энергетических кризисов.
• В случае наличия конкурентного рынка цены на газ на рынке могут значительно колебаться в краткосрочном и долгосрочном периодах. Как практически на любом товарном рынке, в краткосрочной перспективе цены определяются предельной стоимостью газа на рынках конечного потребления. Хранение дает возможность продавцам придерживать газ, когда спрос у конечного пользователя и (или) цены низки. В долгосрочном периоде цены имеют тенденцию колебаться вокруг предельной стоимости, основной элемент которой -первоначальные затраты капитала. Этому же закону подчиняются и мировые цены на газ.
• Спрос конечных потребителей на газ для теплоснабжения (главным образом в жилищно-коммунальном и коммерческом секторах) и в некоторой степени для электростанций (где имеется потребность в нагревании или охлаждении) сильно зависит от погодных условий и подвержен сезонным колебаниям.
• Многие потребители газа находятся в большой зависимости от его поставщиков, так как у них нет непосредственной альтернативы использованию природного газа, так что общий спрос может быть довольно неэластичным по цене в краткосрочном периоде. Зависимые потребители требуют непрерывной поставки в каждый момент времени. Сезонность спроса вызывает дополнительные затраты на поставки. Менее зависимые клиенты со способностью переключаться с одного вида энергии на другой могут снабжаться по прерывающимся контрактам, позволяющим поставщикам осуществлять поставки зависимым клиентам во время пикового спроса.
Важной особенностью большинства рынков газа является механизм ценообразования, который во многом обусловлен способом его транспортировки. Передача газа от места производства до места потребления как правило очень дорогостояща по сравнению со стоимостью самого товара и характеризуется значительной экономией на масштабах. Эти особенности проявляются на конечном этапе сбыта.
Природный газ, используемый в силу своих физических особенностей как местное топливо, уже в середине XX в. приобрел региональное зна-
чение. К концу XX в. наряду с традиционным североамериканским рынком газа полностью сформировался и европейский рынок, и интенсивно развивается рынок сжиженного газа азиатско-тихоокеанского региона. Масштабы международной торговли природным газом позволяют сделать вывод о формировании мирового рынка газа, который наряду с нефтью уже стал важнейшим фактором мировой энергетики и формирования мирового энергетического баланса.
Длительное время развитие рынка природного газа было затруднено спецификой его транспортировки: в отличие от большинства товаров, которые могут перевозиться железнодорожным, автомобильным, воздушным и водным транспортом, для доставки газа от производителя к потребителю требуется сложная и дорогостоящая инфраструктура. Это - магистральные газопроводы с компрессорными установками, распределительная сеть, газохранилища, специальные суда - метановозы, установки для сжижения газа и его последующей регазификации, специальные терминалы и т.д.
В настоящее время благодаря достижениям научно-технического прогресса и относительно высокой стоимости альтернативных энергоносителей проблема транспорта в значительной мере успешно решается, особенно когда речь идет об освоении крупных перспективных месторождений. Газопроводы прокладывают по дну моря, в вечной мерзлоте, длина их достигает нескольких тысяч километров. Непрерывно совершенствуется конструкция труб, которые противостоят коррозии и выдерживают большое давление. Также успешно развивается технология очистки и сжижения газа для перевозки его морским путем. Создан специальный флот судов-рефрижераторов.
Таким образом, рынок природного газа в настоящее время стабильно функционирует и в перспективе будет расширяться, поскольку растущий спрос на природный газ будет еще длительное время покрываться соответствующими поставками, так как, по имеющимся оценкам, обеспеченность его природными запасами существенно выше обеспеченности природными запасами нефти, технология добычи постоянно совершенствуется под влиянием научно-технического прогресса, а транспортные средства по его доставке непрерывно модернизируются.
Наличие мирового рынка природного газа позволяет всем странам независимо от наличия природных ресурсов воспользоваться преимуществами газового топлива, используя каналы международной торговли, которые открывают доступ к самым географически отдаленным источникам.
Мировой рынок природного газа сформировался из региональных рынков. Развитие средств
транспорта газа ведет к интенсивному росту межрегиональных поставок. Например, африканский газ, в начале сжиженный, а затем и сухой, усиливает свое присутствие в западноевропейском регионе. Сжиженный газ из Алжира поставляется в Северную Америку. Поэтому можно сделать вывод о том, что региональны^ рынки газа уже не представляют собой автономных образований, а стали секторами единого мирового рынка природного газа и внутрирегиональная торговля газом осуществляется на основе сложившейся мировой рыночной конъюнктуры. Наличие таких секторов предопределяет наличие нескольких ценовых уровней (табл. 3).
Активной интернационализации рынка природного газа в значительной мере способствует международное переплетение капиталов - создание смешанных компаний и международных консорциумов для совместной разработки крупномасштабных газовых месторождений и строительства соответствующей транспортной инфраструктуры. Разработку газовых ресурсов в Северном море или сахалинских месторождений возможна только при условии участия в ней крупных капиталов и компаний нескольких стран, что придает добыче газа международный характер.
В 2002 г. международные поставки природного газа оценивались в 431,35 млрд куб. м. и сжиженного газа — в 149,99 млрд куб. м7. Будучи взаимосвязанными звеньями единого мирового рынка природного газа, отдельные регионы и страны, тем не менее, существенно различаются по степени участия во внешней торговле - от полного игнорирования внешнего рынка (Иран, Саудовская Аравия) до весьма острой экспортной ориентации (Норвегия) и почти полной зависимости от импорта (Финляндия, Турция).
Региональный рынок природного газа Северной Америки сформировался ранее других. Первоначально в основе его лежали закупки США газа, добытого на территории Канады. В настоящее время он получил некоторое развитие при сохранении доминирующей роли канадских поставок. В 2002 г. из общего североамериканского экспорта в 122,33 млрд куб. м 108,8 млрд куб. м приходились на канадские поставки в США8. В начале 1990-х гг. США принимали участие в торговле сжиженным
газом. В 1994 г. они импортировали из Алжира 1,4 млрд куб. м газа и в свою очередь поставили в Японию 1,7 млрд куб. м. В 1995 г. поставки из Алжира снизились до 0,5 млрд куб. м, а в Японию - увеличились до 1,9 млрд куб. м. В настоящее время данная форма торговли практически сошла на нет.
Латиноамериканский регион является наиболее оторванным от внешней торговли, хотя в последние годы и там отмечается некоторая активизация. Ближний и Средний Восток в перспективе могут превратиться в крупного экспортера газа, учитывая значительные геологические запасы природного газа этого региона.
В отличие от ближне- и средневосточного регионов Африка является активным поставщиком природного газа, экспорт которого на внешний рынок имеет тенденцию к росту как за счет наращивания экспортного потенциала Алжира, так и за счет включения в экспортный поток природного газа, добываемого в других африканских странах. Нигерия и Ливия располагают крупными запасами природного газа и в недалекой перспективе смогут выйти на мировой рынок. Ливия активно осваивает технологию сжижения газа, а также подключилась к газопроводу, соединяющему Алжир с Италией. Нигерия пока еще не включилась во внешнюю торговлю газом, однако не подлежит сомнению, что ее значительные природные запасы газа в условиях растущего спроса на голубое топливо, несомненно, будут востребованы уже в недалеком будущем.
В азиатско-тихоокеанском регионе торговля осуществляется сжиженным газом, основными покупателями которого являются Япония и Южная Корея, а основными поставщиками - Индонезия, Малайзия, Австралия и Бруней. В перспективе можно ожидать роста потребления в Южной Корее, и только формирующийся рынок Китая практически безграничен.
Наиболее активными участниками на мировом рынке природного газа являются западно-европейский регион и Россия. При этом Россия выступает как самый крупный экспортер, в то время как Западная Европа ведет активную внутри- и межрегиональную торговлю, будучи одновременно самым крупным регионом - нетто-импортером. На середину 1990-х гг. Западная Европа была обеспечена
Таблица 3
Прогноз цен на природный газ, в дол. США (2000 г.) за 1 тыс. куб. м
Импорт в страны и регионы 2000 г. 2010 г. 2020 г. 2030 г.
США 137 95 119 140
Страны Западной Европы 105 98 115 133
Японию 165 137 154 168
Источник: World Energy Outlook 2002/1 nternational Energy Agency. - Paris, 2002. P. 48.
7 BP Statistical Review of World Energy June 2003.
8 BP Statistical Review of World Energy June 2003.
ВОПРОСЫ экономики
\
1 (115) - 2004
собственным производством примерно на 69% (отношение производства к потреблению) и поэтому вынуждена обращаться к внерегиональным источникам. Возможностями покрыть потребности в газе собственным производством располагают в Западной Европе только Норвегия, Нидерланды и Дания. Что касается других стран, то здесь складывается довольно пестрая картина — от нулевой до довольно внушительной самообеспеченности.
Достоверные запасы природного газа в Западной Европе на конец 2002 г. оценивались в 5,55 трлн куб. м, что составляло 3,5% мировых9. Ситуация с самообеспеченностью стран Западной Европы природным газом весьма существенно отличается от страны к стране. Большинство из них обеспечено либо очень слабо (ФРГ, Франция, Австрия), либо совсем не имеет собственных природных запасов газа (Финляндия, Швейцария, Бельгия и др.). Такое несовпадение между средними показателями и показателями большинства стран объяс-няетсяузначительной концентрацией месторождений, в результате чего основная часть добычи падает на 3 - 4 страны. Например, в 2002 г. на Великобританию, Нидерланды, Норвегию и Италию приходилось 86% всей добычи газа в регионе.
Наибольшие запасы сконцентрированы в Центрально-Европейском нефтегазовом бассейне, причем основная их часть - в месторождении Гро-нинген (Нидерланды) и месторождениях Северного моря. Более мелкие месторождения природного газа расположены в Аквитанском, Трансильванском и Адриатическом бассейнах.
Около 70% газовых месторождений расположены на континентальном шельфе в Северном и Норвежском морях, что делает добычу природного газа трудоемкой и дорогостоящей.
Крупнейшим материковым месторождением в Западной Европе является Гронингенское, запасы которого оцениваются в 1,8 трлн куб. м. Газоносный горизонт месторождения расположен на глубине 3 ООО м и имел первоначальное пластовое давление 350 кг/кв. см.
Химический состав гронингенского газа требует предварительной очистки перед использованием, вследствие высокого содержания в нем азота.
Благодаря Гронингену Голландия превратилась в самого крупного производителя и экспортера в Западной Европе. Для доставки газа внутренним потребителям и на экспорт в Нидерландах создана сеть магистральных и распределительных газопроводов. Основной магистральный газопровод от Гронингенского месторождения разделяется на две линии, одна из которых проложена на юг страны и имеет экспортное значение, поскольку она через
9 BP Statistical Review of World Energy June 2003.
территорию Бельгии достигает французской границы и соединяется там с газопроводом, доставляющим голландский газ в предместье Парижа.
Другой экспортный газопровод подводит газ к германской границе, где он поступает в систему немецких газопроводов, построенных Рургазом, Тиссенгазом и другими фирмами ФРГ.
Начиная с середины 1960-х гг. Нидерланды активно подпитывали уровень газопотребления ряда западно-европейских стран. В обстановке, когда добыча в Северном море еще не приобрела сегодняшних внушительных масштабов, а импортные газопроводы из России и Алжира не были построены, Нидерланды занимали монопольное положение на рынке, диктовали условия, повышали цены. В середине 1970-х гг. за счет голландских поставок удовлетворялось 50% потребностей стран ЕЭС.
Добыча природного газа в Северном море, а также растущий импорт из России, Алжира и других стран существенно изменили конъюнктуру на рынке. Однако, несмотря на эти структурные сдвиги, Нидерланды остаются крупным экспортером газа, уступающим только России и Канаде.
Процесс либерализации рынков природного газа приводит к изменениям и способов торговли газом, включая механизмы ценообразования на газ. На примере опыта Северной Америки и Великобритании можно выделить некоторые ключевые особенности торговли газом на конкурентных рынках10.
Постепенно с либерализацией рынка происходит увеличение доли краткосрочных контрактов за счет сокращения доли долгосрочных контрактов, при этом эти изменения сопровождаются ростом объема стандартных контрактов. Лишь немногие компании стремятся заключать контракты на срок более трех лет. Исключением являются электростанции, которым жизненно необходимы стабильные поставки горючего, стремятся заключать контракты на долгосрочные поставки газа от 5 до 10 лет или более, по возможности, в сочетании с взаимными продажами электроэнергии.
Постепенно обязательства «бери или плати» выходят из деловой практики. Особенно явно эта тенденция наблюдалась в Северной Америке, где транспортирующие компании столкнулись с серьезными финансовыми трудностями в середине 1980-х гг. в результате отягощающих обязательств поставить газ по ценам выше рыночных согласно долгосрочным контрактам с производителями. Данный вид контрактов продолжают использовать в основном производители электроэнергии, но минимальные цены устанавливаются на более низком уровне.
По аналогии с мировым рынком нефти, стали возникать газовые рынки спот и рынки деривата -
10 Natural Gas Pricing in Competitive Market. Paris, 1998. P. 14-16.
bob. Деривативы используются как инструменты управления рисками и как средства закупки и продажи физических объемов. К 2000 г. 35% рынка Северной Америки и 20% рынка Великобритании снабжалось газом, закупленным на рынках спот и фьючерсных рынках.
Другая особенность рынков газа — при их либерализации происходит разделение торговли газом и его транспортировки. Это перенесло ответственность за резервирование транспортных мощностей и пространства в хранилищах на промежуточных и (или) конечных потребителей. В Северной Америке транспортирующие компании обязаны предоставлять услуги поставщикам газа на основе стандартных постановлений и условий, утвержденных регулирующими госорганами. В Англии использование сети трубопроводов, находящейся в собственности и управляемой Транско (Transco), регулируется Кодексом сети, который утверждается регулирующим органом Офгем (Ofgem).
Поскольку физические свойства газа сильно отличаются от нефти, это требует совершенно другой организации инфраструктуры рынка. Рассмотрим рйночную инфраструктуру США и Великобритании.
В США в 1992 г. Федеральная энергетическая регулирующая комиссия (FERC) утвердила Положение № 636, в соответствии с которым были созданы центры на участках трубопроводов, используемые в качестве пунктов торговли газом и предоставления специализированных услуг по транспортировке и хранению. Для недопущения дисбаланса системы существуют требования по резервированию объемов на входе и выходе трубопроводов. С появлением конкуренции среди оптовых продавцов стало важным обеспечивать гибкость при поставках в пунктах отправки и приема газа. Это было реализовано с помощью предоставления возможности определения пунктов приема нежелательного первичного объема, выпущенного отправителем. Эти шаги улучшили способность продавцов балансировать нагрузку и уменьшили трансакционные издержки.
В Великобритании Кодекс сети предусматривает создание национальных пунктов балансировки в системе Транско, обеспечивающих продавцам большую гибкость в определении пунктов отправки и облегчающих торговлю газом.
Возникла также вторичная торговля пропускной способностью, которую в США и Великобритании обеспечивают регулирующие структуры предварительно заказанными для транспортировки и хранения объемами газа, освобожденными продавцами, посредством компьютеризированной системы торговли, которую используют транспортирующие компании.
За нарушение баланса системы предусмотрены внушительные штрафы, которые применяются в случае, если продавцы нарушат ежедневный баланс между входящими и отбираемыми объемами газа, особенно в периоды пикового спроса. В США баланс системы в значительной степени опирается на рыночные силы. В Великобритании по сравнению с США вместимость хранилищ газа и протяженность трубопроводов значительно меньше, что ограничивает возможность сжатия при передаче, в результате усиливается значение балансирования системы. Кодекс сети и Основное руководство Транско также предусматривают штрафные санкции в отношении продавцов, нарушающих баланс в пиковые периоды.
Несмотря на либерализацию газового рынка, тарифы на транспортировку и хранение в США и Великобритании остаются предметом государственного регулирования.
Резюмируя сказанное выше, отметим следующее.
1. На ближайшую обозримую перспективу можно ожидать роста потребления энергоресурсов, который будет обусловлен как увеличением численности мирового населения, так и изменением уровня жизни людей в развивающихся странах. Эту тенденцию роста несколько сгладят, хотя и не переломят, такие факторы, как совершенствование системы энергоснабжения и теплоизоляции зданий, внедрение энергосберегающих технологий и т.п.
2. В долгосрочной перспективе прогнозируется рост цен на основные энергоресурсы.
3. Из-за истощения собственных природных запасов энергоресурсов и отсутствия какой-либо реальной им альтернативы зависимость стран — основных потребителей нефти и газа (стран Европейского союза, США, Японии и др.) от импорта энергоносителей существенно возрастет. Это также относится и к некоторым развивающимся странам, в особенности Китаю и Индии.
4. Нефть, несмотря на некоторое снижение ее доли в мировом энергобалансе, продолжит оставаться важнейшим мировым энергетическим сырьем. Однако в мировой торговле нефтью на первый план выйдут тенденции к усилению стабильности за счет диверсификаци ее поставок.
5. Наиболее стремительно будет развиваться мировой рынок природного газа, как за счет улучшения и развития трубопроводной транспортной инфраструктуры, так и за счет увеличения объемов торговли сжиженным газом, которая обеспечивает большую гибкость при международных поставках.
6. В сложившейся ситуации Россия может стать важнейшим поставщиком энергетических ресурсов на мировые рынки, и первоочередной задачей ее правительства на сегодняшний день можно считать создание оптимальных условий для дальнейшего развития российского ТЭК.