С. В. МОЛОВИКОВА
Светлана Владимировна Моловикова — ассистент кафедры международных экономических отношений СПбГУЭФ.
В 2000 г. с отличием окончила экономический факультет СПбГУ по специальности «Мировая экономика».
Автор 5 публикаций.
Область научной специализации — международная торговля
услугами, тенденции рынка образовательных услуг. ^ ^ ^
РОССИЯ НА МЕЖДУНАРОДНОМ РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ*
Международная торговля услугами начала развиваться достаточно давно, и многие услуги сегодня приобрели важное международное значение. Доля услуг в мировом ВНП увеличилась с 51,6 % в 1970 г. до 67 % в 2006 г. Доля услуг в ВВП США в 2006 г. составила 77 %, Великобритании — 75,1, Германии — 69,1, Франции — 76, Японии — 69,5 %. Объем экспорта услуг на мировом рынке увеличился с 1980 по 2007 г. в 8,5 раза, достигнув почти 3,3 трлн долл., а импорт услуг в течение данного периода увеличился в 7 раз [9, с. 408]. В 2008 г. крупнейшими экспортерами коммерческих услуг стали США (с объемом продаж 521,4 млрд долл., что составило 13,8 % мирового экспорта услуг), Великобритания, Германия, Франция, Китай, Япония, Испания, Италия, Индия и Нидерланды. На указанные десять стран-лидеров приходится более половины мирового экспорта услуг. Эти же государства являются ведущими мировыми импортерами коммерческих услуг, за исключением Индии (13-е место) и Нидерландов (11-е место), которые уступили свои позиции, соответственно, Ирландии и Южной Корее.
В нашей стране в 1990 г., накануне распада СССР, третичный сектор создавал лишь 35 % ВВП РСФСР, остальные 65 % приходилось на товары, изготовлявшиеся в первичном и вторичном секторах экономики, причем 55 % ВВП давала промышленность. За постсоветский период доля сферы услуг в ВВП страны увеличилась до 55,5 % в 1995 г. и 56,8 % в 2006 г. В 2008 г. экспорт коммерческих услуг РФ составил 50,7 млрд долл., или 1,34 % мирового экспорта услуг (22-е место в мире), а объем их импорта — 74,6 млрд долл., или 2,14 %
(16-е место в мире). Заметим, что Россия в 2008 г. продемонстрировала довольно высокие темпы роста как экспорта, так и импорта услуг — около 29 % [6].
Отличительная особенность международной торговли услугами — разнородность и разноплановость различных видов услуг. По классификации ВТО все виды услуг разделены на 12 секторов, один из которых включает в себя все виды образовательных услуг (Education Services), а именно услуги начального, среднего, высшего образования и образования взрослых. Образовательные услуги обладают всеми признаками, характерными для услуг в целом: неосязаемость, неотделимость от источника, несохраняемость, непостоянство качества. Также отметим специфические черты и особенности образовательных услуг: отсроченность выявления результата и зависимость результатов от условий будущей работы и жизни выпускника. Образовательные услуги направлены на реализацию потребности личности в духовном и интеллектуальном развитии и в освоении определенной специальности, т. е. в получении образования. Обратим внимание на то, что «образование» и «образ» — однокоренные слова. «Образ — это форма отражения окружающей действительности в сознании человека, отсюда — образование, то есть учение» [2, с. 150]. Известный педагог С.И. Гессен писал: «Задача образования, действительно, заключается в том, чтобы человек выработал себе мировоззрение, а это означает то же самое, что стать личностью» [3]. В любую историческую эпоху общество стремилось не только к самовоспроизведению, но и к самосовершенствованию, преодолению противоречий. Например, общественным идеалом Древней Греции был всеобъемлющий принцип гармонии. И ценность человека зависела от того, насколько он сам гармоничен, т. е. разносторонне и целостно развит, что и определяло педагогическую систему древних греков, в которой особое внимание уделялось гимнастике, музыке, риторике. В Средние века рождается христианская школа, в которой основное внимание уделяется вопросам духовного развития личности, воспитания души и укрепления духа. Проходит еще некоторое время, и новая историческая эпоха заявляет о себе новыми общественными устремлениями. Таким образом, школа (университет) отражает каждый период истории человечества.
На современном этапе развития общества научно-технический прогресс и информационная революция ставят перед образовательными учреждениями новые задачи. В 2007 г. большая часть студентов во всем
ГРНТИ 06. 51. 65 © С. В. Моловикова, 2010 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. А. И. Евдокимова.
мире (23 % международных и 17 % местных студентов) выбрали для обучения программу «Бизнес и управление» (Business and Administration) [8, с. 45]. Согласно Международной стандартной классификации образования, разработанной ЮНЕСКО, эта программа включает следующие курсы: розничная продажа, маркетинг, сбыт, связи с общественностью, недвижимость; финансы, банковское и страховое дело, анализ капиталовложений; бухгалтерское дело, аудит, бухгалтерский учет; менеджмент, управление государственными органами, управление негосударственными органами, управление кадрами; секретарская и конторская работа [4, с. 43].
Несмотря на всевозрастающую важность торговли услугами, до принятия Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС) в конце Уругвайского раунда в 1994 г., не существовало какого-либо многостороннего международного соглашения по торговле услугами. Это объясняется, во-первых, тем, что услуги по природе сложны и многообразны, например образовательные услуги; во-вторых, еще более важными являются сложность и многообразие систем национального регулирования услуг. ГАТС является самостоятельным соглашением, определяющим правила международной торговли услугами и механизм ее регулирования. Термин «услуги» раскрывается и группируется через способы их оказания и поставки. Сегодня членами ВТО являются 153 страны, РФ имеет статус наблюдателя и ведет переговоры по вступлению в ВТО. С 1 января 1995 г. образовательные услуги вошли в список коммерческих услуг, поддающихся торговым переговорам в рамках ГАТС. Образовательные услуги, согласно ГАТС, могут предоставляться с помощью четырех способов их поставки: а) трансграничная поставка образовательных услуг, когда потребители (студенты) остаются в пределах страны; б) потребление за границей, когда потребители (студенты) пересекают границу; в) коммерческое присутствие поставщика в другой стране, например открытие филиала университета; г) поставка услуг физическим лицом, т. е. личное присутствие или перемещение на территорию другой страны для оказания услуги.
Студенческая мобильность отражает развитие трансграничного образования и является одним из показателей спроса на трансграничное высшее образование. Согласно ГАТС ВТО она отражает второй способ поставки услуг (б): потребление за границей. В соответствии с терминологией ЮНЕСКО студент, пересекший национальные границы с целью получения образования и зачисленный в вуз другой страны, является международным (или мобильным) студентом. Согласно терминологии Федеральной службы государственной статистики РФ такие студенты называются иностранными студентами. В 2007 г. более чем 2,8 млн студентов предпочли учиться за пределами своей страны. По некоторым оценкам, число международных студентов к 2025 г. увеличится до 7,2 млн человек [10, с. 14].
В 1990 г., накануне распада СССР, количество иностранных студентов в стране достигало 126,5 тыс. человек, что составляло 10,8 % от их общемировой численности. Еще в 1960 г. в Москве был создан Университет Дружбы Народов, который стал одним из крупнейших в мире учебных заведений по подготовке иностранных специалистов. Таким образом, СССР в 1990 г. занимал 3-е место в мире по числу иностранных студентов (126,5 тыс.) после США (407,5 тыс.) и Франции (136 тыс.). Правда, по некоторым оценкам, фактическое число иностранных граждан, обучавшихся в СССР в 1990 г., было свыше 180 тыс. человек. Такая поправка делается с учетом слушателей, аспирантов советских партийных, профсоюзных и комсомольских школ, имевших статус вузов и выдававших дипломы о высшем политическом и ином образовании. По составу иностранных учащихся этих учебных заведений сведения в ЮНЕСКО, Госкомитет по статистике и в Министерство образования не подавались, что привело к статистическим расхождениям по числу обучавшихся в СССР иностранных граждан. При экономическом и техническом содействии СССР в 36 странах-союзниках было создано 66 вузов. Распад СССР разрушил сложившуюся в стране систему обучения иностранных студентов. Из-за недостаточного финансирования были закрыты культурные центры в целом ряде стран. Более 500 учебных заведений за границей, созданных при содействии СССР, лишились российской поддержки и перешли под опеку других государств. Число иностранных студентов в 1991 г. резко сократилось до 39,3 тыс. человек, зато появились новые иностранные студенты из бывших советских республик [7]. Затем, по данным Федеральной службы государственной статистики РФ, численность иностранных студентов, обучавшихся в государственных и муниципальных вузах РФ, увеличилась до 67 тыс. человек в 1995/96 уч. г. и 103 тыс. в 2008/09 уч. г., при этом доля студентов из стран СНГ в общей численности иностранных студентов уменьшилась с 59 до 53 % [5].
Больше всего выпускников советских и российских вузов насчитываются в странах Центральной и Восточной Азии — свыше 200 тыс. человек (в том числе в Монголии — 60 тыс., во Вьетнаме — 50 тыс., в Китае — 30 тыс., Индии — 10 тыс.) и в арабских государствах — 150 тыс. (в Йемене — 40 тыс., Сирии и Ливии — по 30 тыс., Иордании — 15 тыс., Египте — 10 тыс.). В странах Африки к югу от Сахары число выпускников советских и российских вузов достигает 100 тыс. человек. В странах Центральной и Восточной Европы число окончивших советские и российские вузы достигает 120 тыс. человек (в том числе в Польше — 35 тыс., в Чешской Республике и Словакии — свыше 14 тыс., в Венгрии — 11 тыс.); в странах Западной Европы — около 45 тыс. человек (больше всего в Германии — 25 тыс.). В странах Латинской Америки — 45 тыс. человек, из которых половина — жители Кубы. При этом следует добавить, что практически все лица старшего и среднего возраста из бывших советских республик (более 10 млн человек) имеют советские дипломы. Также не следует забывать о нескольких миллионах советских и российских граждан с высшим образованием, эмигрировавших в США, Израиль, Германию, Канаду, Австралию и другие страны мира [1, с. 213-214].
В 2007 г., по данным ЮНЕСКО, 57 % иностранных студентов в России прибыли из стран Центральной Азии и 32 % — из стран Центральной и Восточной Европы. Заметим, что для студентов некоторых стран — бывших республик Советского Союза в 2007 г. Россия остается наиболее предпочтительной страной для обучения: 65 % студентов из Казахстана выбрали российские вузы, 57 — из Белоруссии, 56 — из Армении, 44 — из Таджикистана, 27 — из Украины и 19 % — из Киргизии.
Доля иностранных студентов, обучавшихся в России, в общей численности всех иностранных студентов мира уменьшилась с 5 % в 1996 г. до 3,5 % в 1999 г. и 2,2 % в 2007 г., хотя при этом наша страна входит в десятку стран-лидеров по данному показателю. Первое место по числу международных студентов среди стран приема (обучения) в 2007 г. заняли США (596 тыс., или 21,3 % международных студентов), далее следуют: Великобритания (351 тыс. / 12,6 %), Франция (247 тыс. / 8,8 %), Австралия (211 тыс. / 7,6 %), Германия (207 тыс. / 7,4 %), Япония (126 тыс. / 4,5 %), Канада (68 тыс. / 2,5 %), ЮАР (61 тыс. / 2,2 %), Российская Федерация, Италия (57 тыс. / 2,1 %). Заметим изменение относительного количества мобильных студентов в некоторых традиционно «горячих точках». Так, снижение доли международных студентов в 2007 г., по сравнению с 1999 г., кроме РФ, наблюдалось также в США (-3,6 %), Великобритании (-0,2 %) и Германии (-2,6 %). И наоборот, другие названные страны-лидеры показали еще большее увеличение своих долей. Отметим также появление среди популярных стран для обучения международных студентов в 2007 г. Китай (1,5 % международных студентов выбрали вузы Китая), Новую Зеландию (1,2 %) и Южную Корею (1,1 %). Перед нашей страной сегодня стоит сложная задача — занять достойное место на международном рынке образовательных услуг, так как обучение иностранных граждан может стать, по мнению экспертов ЮНЕСКО, одним из самых прибыльных видов экспорта в текущем столетии.
Среди стран происхождения международных студентов в 2007 г. первое место занял Китай (421 тыс. китайских студентов уехали получать заграничное образование), далее следуют Индия: (153 тыс.), Южная Корея (105 тыс.), Германия (77 тыс.), Япония (54 тыс.), Франция (54 тыс.), США (50 тыс.), Малайзия (46 тыс.), Канада (44 тыс.), Российская Федерация (42 тыс.). Российские студенты выбирают для получения высшего образования в основном Германию (28 %), США (11 %), Украину (10,6 %), Францию (7,5 %) и Великобританию (6 %).
ЛИТЕРАТУРА
1. Арефьев А. Л., Чепурных Е. Е., Шереги Ф. Э. Международная деятельность в области образования: практика, исследования, анализ. М.: Центр социального прогнозирования, 2005.
2. Власов В. Г. Иллюстрированный художественный словарь. СПб., 1993.
3. Загорский В. В. Воспитать ученого // Образование: исследовано в мире. URL: http://www.oim.ru/reader@whichpage= 7&mytip=1&word=&pagesize=15&Nomer=342.asp (дата обращения: 08.12.2009).
4. Международная стандартная классификация образования МСКО 1997, UNESCO-UIS, 2006. URL: http://www.uis. unesco.org/
5. Россия в цифрах — 2009. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b09_11/IssWWW.exe/Stg/d01/08-12.htm (дата обращения: 25.11.2009).
6. Статистические данные сайта ВТО. URL: http://www.wto.org (дата обращения: 26.11.2009).
7. Шереги Ф. Э., Дмитриев Н. М., Арефьев А. Л. Россия на мировом рынке образовательных услуг. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2003/097/analit03.php (дата обращения: 25.11.2009).
8. Global Education Digest 2009 Comparing Education Statistics Across the World. UNESCO-UIS, 2009. URL: http://www.uis. unescoorg/publications/GED2009
9. UNCTAD Handbook of Statistics 2008. URL: http://stats.unctad.org/Handbook/
10. Varghese N. V. GATS and higher education: the need for regulatory policies. UNESCO-IIEP, 2007. URL: http://www.unesco. org/iiep/en/publications/pubs.htm