Россия-Иран: развитие сотрудничества в условиях санкций Russia-Iran: the development of cooperation in terms of sanctions
Шкваря Л.В.
д.э.н., профессор кафедры «Международных Экономический Отношений»
Российский университет дружбы народов
e-mail: [email protected] Русакович Василий Игоревич к.э.н., доцент кафедры Мировой экономики РЭУ имени Г.В.Плеханова e-mail: [email protected] Лебедева Дарья Владимировна студентка 3 курса кафедры «Бухгалтерский учет, финансы и аудит» Московский государственный университет приборостроения и информатики
e-mail: [email protected]
Аннотация: В статье исследуется достаточно сложный процесс ирано-российских отношений на современном этапе. Прослеживается динамика двусторонних отношений и перспектива дальнейшего развития
Abstract: This article explores a rather complicated process of Iranian-Russian relations at the present stage. Trace the dynamics of bilateral relations and prospects for further development
Ключевые слова: торгово-экономические отношения, экономические санкции, топливно-экономический комплекс, Российско-Иранское сотрудничество
Keywords: economic and trade relations, economic sanctions, fuel-economic complex of the Russian-Iranian cooperation
На современном этапе развития Российской и мировой экономики, для нашей страны важно наращивать торгово-экономические отношения, ориентируясь не только на западные страны, но и на развивающиеся государства, в том числе - в Азии. Одним из таких государств, по нашему мнению, является Иран. Будучи крупным экономическим и значительным политическим субъектом и неким
стратегическим мостом в соседстве с Россией, Иран, на наш взгляд, представляет значительный интерес для развития торгово-экономических отношений и политического диалога.
Иран в научных исследованиях
Многие обстоятельства развития Ирана на рубеже веков и в XXI веке вызывают пристальный интерес российских исследователей, и на протяжении последних лет появился ряд публикаций, посвященных различным аспектам развития Ирана, месту и роли страны в глобальных процессах, в регионе и в исламском мире.
Большое внимание в этих исследованиях уделяется внешнеполитическим аспектам развития страны и изменениям в этой сфере после президентских выборов 2013 г. Здесь важно отметить, что одним из основных лейтмотивов развития Ирана, начиная с 2014 г. является «экономика сопротивления», лозунг которой -«национальная воля и совершенствование управления для развития экономики и культуры» [1].
При этом, по мнению ряда исследователей, современный Иран стремится к налаживанию отношений с Западом. Важной вехой в этом направлении стало заключение соглашения в Женеве 24 ноября 2013 г. между Ираном и «шестеркой» международных посредников (пять постоянных членов Совета безопасности и Германия) о смягчении экономических санкций против Ирана в обмен на частичное замораживание иранской ядерной программы [1].
Результатом этих переговоров стала официальная отмена ряда экономических санкций со стороны ЕС, и с этого момента Иран стали посещать экономические делегации из Италии, Германии, Франции, Кореи, Ирландии и других стран. В Иране у крупных компаний, и особенно у малого и среднего бизнеса Европы, еще остается много трудностей - как в финансовой, так и в логистической сфере, поэтому присутствие европейских бизнесменов на выставках и других мероприятиях пока малозаметно.
Официальные переговоры получили широкое освещение в мировых средствах массовой информации и в работах российских ученых [1].
Вызывает интерес российских исследователей и ядерная программа Ирана, как и ее топливно-экономический комплекс в целом [2]. Известно, что Иран занимает 2-е место в мире по запасам газа после России, 3-е место в мире по запасам нефти, является вторым крупнейшим государством, экспортирующим нефть в организации ОПЕК и является 7-м крупнейшим производителем нефти в мире, по данным The Economist [3]. Однако страна продолжает развивать национальную ядерную программу, что, собственно, явилось причиной международных санкций в отношении ИРИ.
Влияние международных санкций на социально-экономическое положение Ирана также является предметом исследования российских ученых [4]. При этом отмечается, что «В отношении Ирана санкционные меры, которые в последние годы стали одной из самых актуальных проблем для мирового сообщества, применялись и раньше» [5] , начиная с середины ХХ века. Наиболее негативный характер имели для Ирана санкции США, направленные на сокращение инвестиций в энергетическую сферу страны (1996, 2001, 2006 гг.). В 2006 г. первый раз СБ ООН принял антииранскую резолюцию, которая включала в себя и экономические санкции. До 2010 г. (за 4 года) было принято 6 резолюций, из них 4 включали в себя санкции. Особенно сильные санкционные меры были отмечены в резолюции 19/29 от июня 2010 г., и дополнительные меры, принятые США и ЕС в 2011 г., причем не только в экономической, но и в финансовой сфере. Также западными странами заморожены финансовые активы Ирана на сумму 4,2 млрд. долл.
Исследования показывают, что по большей части Иран находил возможности нивелировать негативные последствия этих санкций, развивая новые направления сотрудничества, в том числе - географические. Однако санкции 2010-2011 гг. уже оказывают негативное влияние на социально-экономическую и политическую ситуацию в стране (табл. 1).
Основные макроэкономические показатели Исламской Республики Иран в 2000-2011 г.
Таблица 1.
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Население, млн. чел. 65,34 66,31 67,21 68,06 68,89 69,73 70,58 71,45 72,29 73,1 73,97 74,8 77,0 78,5
ВВП, млрд. долл. 104,0 110,4 135,1 140,2 170,67 205,59 243,67 312,1 366,29 352,42 386,67 470,38 551,6 502,8
Доля в мировом ВВП, % 0,32 0,34 0,40 0,37 0,40 0,45 0,49 0,56 0,60 0,61 0,61 0,74 0,76 0,67
Темп роста ВВП, % 94,5 105,8 122,7 103,7 122,1 120,5 118,4 127,9 117,3 96,2 109,9 134,9 117,3 91,2
ВВП на душу населения, долл. 1592 1659 2009 2057 2482 2954 3457 4368 5063 4813 5232 6979 7217 6493
Экспорт, млрд. долл. 28,35 23,9 28,2 33,99 43,85 64,5 77,012 88,733 113,67 78,8 101,95 130,5 104,0 82,0
Доля экспорта в ВВП, % 22,1 20 26,7 26,4 28,1 33 33,2 32,7 28,7 23,9 25,1 27,8 18,9 16,3
Импорт, млрд. долл. 14,3 17,6 22,3 26,6 35,4 40,0 40,8 44,9 57,4 50, 8 65,8 68,3 57,1 49,0
Доля импорта в ВВП, % 17,3 18,2 22,2 25,0 25,7 23,8 23,8 20,8 22,4 19,9 19,4 21,3 10,4 9,7
Прямые иностранные инвестиции в Иран, млн. долл. 193,575 1084,475 3657,067 2697,865 2863,388 3135,585 1646,568 2005,1 1909,2 3047,6 3647,5 4150,0 4662,0 3050,0
Источник: составлено и рассчитано по: http://unctadstat.unctad.org
Поэтому, как полагает известный ученый-иранист, профессор РУДН В.И. Юртаев, у ИРИ есть несколько возможностей развития. «Суть одной из открывшихся возможностей состоит в том, чтобы отказаться от строя Исламской Республики и восстановить траекторию развития шахского Ирана, встроиться в колонну Запада под руководством США. Вторая альтернативная возможность -сохраняя основы правления в самой ИРИ, наладить эффективный диалог и взаимодействие с внешним миром, прежде всего - со странами Евразии, в рамках региональной интеграции в сферах, сотрудничество в которых будет определять развитие мира в XXI веке (сотрудничество на высоком статусно-технологическом основании, например, в космосе)» [6].
В любом случае, санкции несут в себе как угрозы, так и новые возможности, и для Исламской Республике Иран важно развитие торгово-экономических отношений с теми странами, которые в этих условиях могут и хотят усиливать и наращивать взаимовыгодные партнерские отношения. Одной из таких стран, безусловно, является Россия, также испытывающая давление международных санкций.
Иран на рубеже веков
Исламская Республика Иран - одно из крупных государств (и занимающих важное место в исламском мире [7]), имеющее древнюю историю, культуру и традиции, самостоятельно формирующее свою внутреннюю и внешнюю политику, жестко защищающее национальные интересы на протяжении длительного периода времени и активно развивающееся.
Площадь Ирана составляет 1 млн. 648 кв. км. Большинство населения - это молодые (около 70%) и образованные люди. Как видно из анализа представленных данных (табл.1), население Ирана в 2013 г. составило, по данным ЮНКТАД, 78,5 млн. человек при устойчивом его росте. Это, с одной стороны, обеспечивает стране прирост трудовых ресурсов как фактора производства, а с другой - обостряет проблему безработицы [8], решить которую невозможно только за счет иммиграции, следовательно, требуется стабильный рост ВВП и уровня жизни населения.
ВВП на душу населения в стране также неуклонно растет, увеличившись в абсолютном выражении за исследуемый период практически в 4 раза.
Однако этот показатель, как и динамика ВВП Ирана, отличаются значительными колебаниями, при этом в целом рост ВВП был положительным. Среднегодовой темп прироста ВВП Ирана за 1992-2002 гг. составил 3,6%, за 20002006 гг. - 5,7%, за 2010-2011 гг. - 6,4%, при этом темпы роста ненефтяного сектора, опережали темпы роста ВВП страны Несмотря на замедление темпов роста экономики Ирана в 2012 г. и ее спад в 2013 г., ВВП страны в стоимостном выражении за исследуемый период увеличился практически в 5 раз. Во втором квартале 2014 г. Центральный банк Ирана отметил экономический рост в стране -впервые за 2 года [9]. The Economist прогнозирует рост ВВП Ирана почти до 770 млрд. долл. к 2016 г [10].
В мировом валовом продукте, рассчитанном по ППС, доля Ирана составила в 2013 г. 0,7%, что ниже предыдущего года. При этом за 2000-2013 гг. этот показатель удвоился. Иран по объему ВВП занимает 2-е место в регионе и 17-е в мире.
Однако падение мировых цен на нефть может замедлить экономический рост страны в перспективе, так как для успешного исполнения бюджета Ирану необходим уровень цен не менее чем в 136 долл. за баррель, по данным The Economist. Нефтяные поступления продолжают оставаться главным фактором, влияющим на колебания трендов ВВП, поэтому степень его нестабильности остается весьма высокой и зависит от мировых цен на энергоносители [11].
Интересно отметить, что Иран имеет в значительной мере оптимальную структуру ВВП [12]. Во многом, по мнению самих иранцев, это результат действия многолетних санкций. В частности, посол ИРИ в России, г-н Алиреза Санеи, выступая в 2013 г. в Российском университете дружбы народов на мероприятии, посвященном российско-иранскому сотрудничеству, отметил, что «...одно из преимуществ, и даже благодать, введенных санкций против народа и страны Ирана заключалась в том, что ИРИ в своей макроэкономической стратегии очень серьезно приняла решение снизить уровень зависимости экономики от нефти и нефтепродуктов (углеводородов). Иран принимает решение избавиться от нефтяной
экономики и таким образом вступить в новую стадию развития и роста своей экономики. Свидетельства и существующая информация говорят о том, что существует ощутимый и значительный успех в этой сфере» [13].
Подтверждение этому можно найти в статье Патрика Клаусона, руководителя отдела исследований института Ближнего Востока Вашингтона, который утверждает, что нефть с каждым днем играет меньшую роль в экономике Ирана, а нефтяная составляющая экономики страны с каждым днем идет на убыль. Такое положение, по мнению Клаусона, подрывает усилия Запада по оказанию давления на Иран посредством снижения нефтяных доходов страны. Согласно приведенной в статье статистической информации, ненефтяной экспорт Ирана в 2012 г. составлял 60% от импорта Ирана, в то время как 10 лет назад эта цифра достигала 24%, а 20 лет тому назад - только 14%. П.Клаусон настаивает, что в таких условиях Запад должен искать альтернативную стратегию по отношению к ядерной политике Ирана, и такая стратегия нуждается в некоем всестороннем пересмотре [14].
Действительно, страна обладает развитой промышленностью (около 40% в ВВП), сельским хозяйством (примерно 10%) и сферой услуг. При этом доля промышленности во многом формируется за счет нефтяной отрасли (27%). За счет экспорта нефти обеспечивается более 80% всех валютных поступлений и почти 50% всех бюджетных доходов страны.
Поэтому в Иране традиционно развивается энергетика - не только углеводородная, но и электроэнергетика (на основе гидроэлектро- и атомной энергетики).
В 1990-х гг. стала активно развиваться инфраструктура, в первую очередь транспортная: Иран покрылся сетью качественных автомагистралей, но железнодорожный транспорт по-прежнему занимает весьма малую долю в общем объеме транспортных перевозок. Новое развитие получило точное машиностроение, а также автомобилестроение. В стране есть собственные автомобильные заводы, включая Iran Khodro Industrial, Pars Khodro, Saipa, Kerman Khodro, Bahman Autos и Kish Khodro. Развивается отечественное станкостроение, производство бытовой техники. Новые современные предприятия появились и в традиционных отраслях -
пищевой, текстильной, обувной. В последние время особенное внимание уделяется диверсификации иранской экономики благодаря развитию таких отраслей как ракетно-космическая промышленность, нанотехнологии, медицина, информационные технологии [15], во многом - благодаря частному капиталу.
Иран имеет разнообразный климат, в стране выделяется четыре сезона и бывает около 300 солнечных дней в году. Благодаря этому в Иране есть благоприятные условия, и страна производит разнообразную сельскохозяйственную продукцию. Иран занимает 4-е место в мире по производству сельскохозяйственной продукции. Поэтому сельское хозяйство (растениеводство и животноводство) и сфера услуг (Иран входит в десятку самых привлекательных для международного туризма стран) переживают период развития.
Иран активно развивает свой внешнеэкономический сегмент, который, как уже отмечалось, играет значительную роль в социально-экономическом развитии страны.
Однако из-за санкций, связанных с реализацией Ираном его ядерной программы, отмечается уменьшение притока иностранного капитала в страну (табл. 1), хотя отток капитала также, по-видимому, сокращается. По причине санкций отмечено и падение стоимостных показателей внешней торговли при сохранении положительного сальдо внешнеторгового баланса, последнее является одной из отличительных особенностей Исламской Республики Иран.
В то же время во внешнеторговой сфере Ирана наблюдаются противоречивые тенденции. Так, за 2012 г. объем товарооборота Ирана с Китаем без учета экспорта иранской нефти в эту страну, составлял 12 млрд. долл., и 7 млрд. долл. составил импорт Ирана из Китая. Объем товарооборота между Ираном и Турцией достигает 5 млрд. долл. - это также без учета экспорта нефти из Ирана в Турцию (всего 22 млрд. долл. в 2012 г.). За тот же год экспорт Ирана в Ирак составлял свыше 5600 млн. долл. Также можно отметить, что объем товарооборота между Ираном и Германией (опять же без учета нефтяного экспорта) в 2012 г. превысил 3,5 млрд. долл. [16].
Привлекает внимание тот факт, что объем товарооборота между Ираном и США, несмотря на политику введения санкций со стороны Вашингтона против
Ирана, за первые 8 месяцев 2012 г. вырос на 32% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Дальнейший рост товарооборота двух стран имел место в 2013 г. (на 10% относительно предыдущего года) и, по оценке экспертов, благодаря Женевскому соглашению по иранскому ядерному вопросу, объем торговли между США и ИРИ может заметно вырасти в 2014 г [17].
Эти статистические данные говорят о том, что западные государства, и, в частности, европейские, несмотря на введение санкций и оказание давления на Иран, не могут игнорировать такой большой рынок столь крупной страны. Статистика также говорит, что государства Восточной Азии, в частности, КНР, Индия, Япония, Южная Корея, все активнее покупают сырую нефть, а также иранский конденсат. Китайские компании имеют самую большую долю среди иностранных компаний в Иране и активно ведут себя в сфере нефтяной и добывающей промышленности, занимая около 30% рынка.
Конечно, страна по-прежнему имеет большой ненефтяной дефицит торгового баланса, проблема усугубляется наличием дефицита баланса услуг и операций с капиталом.
Таким образом, интерес России к Ирану вызывается значительным потенциалом страны. В нынешних условиях, в связи с санкциями, направленными западными странами, прежде всего США, не только против Ирана, но и против России, существует беспрецедентная возможность для наращивания торгово-экономического сотрудничества двух стран.
Российско-Иранское сотрудничество и санкции
Внешнеторговое сотрудничество России и Ирана (Персии) развивается на протяжении 500 лет, в том числе и в торгово-экономическом плане [18].
Конечно, история отношений Российской империи, СССР, Российской Федерации, с одной стороны, и Персии, Ирана, ИРИ - с другой, имела разные периоды. Но какие бы ни были политические отношения, даже сложности на грани войны, особенно в XIX в., - торговые отношения двух стран никогда не прекращались. Начиная с 1963 г. и до революции отмечался взлет торгово-экономических отношений. В этот период СССР построил в Иране более 60
предприятий, построил военный центр и для подготовки офицеров, и для ремонта техники, поставлял военную технику шахскому режиму (полностью проамериканскому). Период с 1989 г. до середины «нулевых» годов XXI века также можно отметить как продуктивный и эффективный в торгово-экономическом и инвестиционном сотрудничестве России и Ирана [19].
Все это, по нашему мнению, говорит о стратегическом значении двустороннего сотрудничества для обеих сторон, которое в настоящее время предопределяется не только наличием внутренних факторов развития. Мы разделяем точку зрения, что «Сближению России и Ирана, хоть и косвенно, способствовала также политика западных государств» [20].
Российские и зарубежные исследователи справедливо отмечают, что Россия и Иран стали невольными союзниками после распада СССР и провозглашения американской администрацией курса на лидерство в новом многополюсном мире. Россия и Иран вынуждены противодействовать линии США и НАТО на установление «нового порядка», при котором роль ООН становится второстепенной, а судьбы государств во многом зависят от решений новых «мировых лидеров». О совпадении взглядов России и Ирана в этом ключевом вопросе свидетельствовали переговоры В.Путина с Президентом ИРИ М.Ахмадинежадом в 2007 г. на саммите по Каспию в Тегеране. Тогда обе стороны «высказались за сотрудничество с целью создания более справедливого и демократического мирового порядка, обеспечивающего глобальную и региональную безопасность и создающего условия для всестороннего развития» [21].
Это обстоятельство, без сомнения, отразилось и на динамике двусторонней торговли, весьма неровной, как показывают данные табл. 2. Следует, однако, отметить, что статистика внешней торговли Ирана отсутствует в открытом доступе. Министерство торговли и таможенная служба Ирана отказались от публикации статистики в открытых источниках с 2007 г. в связи с негативной внешнеполитической ситуацией и действующим режимом международных политических и экономических санкций. Данные об экспорте сырой иранской нефти являются закрытой информацией [22].
При учете данных внешней торговли таможенная служба Ирана ведет статистику по стране-контрактодержателю, а не по стране происхождения или стране назначения. Таким образом, данные таможенной статистики Ирана не могут в целом отражать реальное положение дел. Поэтому нами для анализа двусторонней торговли России и Ирана использованы данные ЮНКТАД.
Как видно из анализа представленных в табл. 2 статистических данных, имеет место тенденция роста товарооборота двух стран. В то же время эта тенденция не однонаправлена. В частности, можно отметить падение экспорта России в ИРИ с 2011 г. и сокращение товарооборота в целом.
В частности, в 2012 г. товарооборот сократился на 37,9% и составил 2,33 млрд. долл., экспорт из России в Иран упал на 44,1% (1,9 млрд. долл.), доля Ирана во внешнеторговом обороте России в 2012 г. составила 0,47%. В 2013 г. тенденция сохранилась. Объем российского экспорта в Иран в 2013 г. сократился на 38,5% и составил всего 1 168 млн. долл., что является абсолютным минимумом за последние 10 лет. По данным ТПП РФ, за 7 месяцев 2014 г. товарооборот с ИРИ по данным российской таможни составил 811 млн. долл., что на 11% ниже аналогичных показателей 2013 г [23].
Мы связываем это обстоятельство с санкциями, принятыми резолюцией СБ ООН, согласно требованиям которой страны не имеют права поставлять в Иран тяжелое вооружение.
В то же время в отношениях между Российской Федерацией и ИРИ военно-техническое сотрудничество занимало важное место, и мы оказывали помощь и содействие в модернизации вооруженных сил ИРИ. В частности, Россией были поставлены в Иран 3 подводных лодки, самолет МИГ-29 и другое вооружение и боевая техника. Стоял вопрос о поставке ЗРК СС-30. Но эта резолюция по большому прекратила счету данное направление российско-иранского сотрудничества. Сейчас военно-техническое сотрудничество находится практически на нулевой отметке.
Товарооборот между Россией и Ираном в 2000-2013 гг., млн. долл.
Таблица 2.
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Товарооборот РФ и ИРИ 696,1 945,0 818,9 1386,8 2032,5 2074,9 216008 3219,4 3653,3 3068,3 3642,7 3644,3 2335,4 1600,9
Экспорт РФ в ИРИ 633,3 904,0 757,1 1312,6 1911,5 1921,6 1903,6 2924,4 3291,2 2846,0 3359,0 3277,1 1900,4 1168,6
В том числе:
Промышленная продукция 550,2 848,3 692,7 1011,7 1247,7 1584,8 1330,3 2610,8 2594, 2316, 2372,2 2849,5 1069,6 571,3
Сырье минеральное 23,8 22,5 32,8 52,3 84,9 89,3 95,9 144,8 161,2 157,2 186,4 246,8 215,6 180,8
Продовольствие и
сельскохозяйственное
сырье 6,5 15,7 6,5 11,4 14,0 22,1 3,3 165,1 158,0 89,3 72,0 501,8 306,8
Импорт РФ из ИРИ 62,8 41,0 61,8 74,2 121,0 153,3 257,2 295,0 362,1 222,3 283,7 367,2 435,0 432,3
В том числе
Промышленная продукция 22,6 12,8 19,6 18,4 42,5 50,2 74,9 10,1 120,9 53,3 33,4 55,8 104,0 107,0
Сырье минеральное 5,9 1,0 1,8 0,9 0,9 10,4 9,4 6,7 17,0 6,2 1,3 1,6 6,2 6,6
Продовольствие и
сельскохозяйственное
сырье 32,4 26,5 39,6 51,8 71,8 89,4 167,6 176,3 204,4 155,7 244,5 303,5 315,4 313,3
Источник: составлено и рассчитано по: http://unctadstat.unctad.org
По-прежнему основным «локомотивом» негативного тренда российских поставок в Иран является продолжающееся снижение поставок стальной продукции. Российский экспорт данной продукции сократился на 57,8% в 2013 г. по сравнению с 2012 г. - до уровня в 363,9 млн. долл. Доля российского метала в структуре иранского импорта продукции металлургической промышленности в 2013 г. снизилась до уровня менее 10%, в 2012 г. она составляла свыше 20%, а в 2007-2011 гг. на Россию приходилось от 35 до 50% иранского импорта черных металлов. В товарной структуре российского экспорта в Иран в 2013 г. доля стальной продукции сократилась до 3 также существенно отразилась и на импорте зерновых из России, поставки которых в 2013 г. сократились по сравнению с предыдущим годом на 37,2% - до уровня всего в 304,4 млн. долл. Поставки российской древесины в Иран сократились на 21,1% - до 166,2 млн. долл. (в 2012 г. - 208,2 млн. долл.), при учете того, что Россия является основным поставщиком этой продукции в Иран, и большая часть ее оплачивается за счет импорта иранских товаров в Россию. Вместе с тем, стоит отметить, что наблюдается и рост по некоторым позициям. Например, на 20% увеличились за 2013 г. поставки в Иран российского электротехнического оборудования - с 64 до 78 млн. долл. Экспорт в Иран сливочного масла и маргарина увеличился на 31% - с 29,1 млн. до 38,3 млн. долл. Экспорт российских машин и оборудования в Иран, к сожалению, продолжает оставаться на незначительном уровне. За 2013 г. данной продукции было поставлено всего на 25,4 млн. долл. За 2013 г. Иран импортировал машинотехнической продукции на сумму свыше 5 млрд. долл. Таким образом, доля России на иранском рынке машин и оборудования составляет около 0,5%. Но необходимо подчеркнуть, что потенциал российских экспортеров не используется полностью. Российские предприятия имеют существенные перспективы в поставках турбинного, компрессорного, насосного оборудования, продукции тяжелого машиностроения, станкостроения, дорожно-строительной техники и т.д. [24].
Потенциал же российско-иранского торгово-экономического сотрудничества оценивается нами как высокий. Иранские специалисты еще в 2007 г. полагали возможным обеспечить стократное увеличение товарооборота Ирана с Россией - до
200 млрд. долл. США в 2018 г. [25].
В целом структура российско-иранского товарооборота остается традиционной и не претерпевает каких-либо серьезных изменений.
Российско-Иранское сотрудничество: препятствия и возможности
Главным негативным фактором, отрицательно влияющим на развитие двусторонних отношений, остается отсутствие действенных механизмов банковско-финансового обеспечения внешнеэкономической деятельности. Односторонние санкции развитых стран заметно сократили валютные ресурсы банков Ирана, как и возможности их получения и использования. Валютные резервы (как государственные, так и банковские) в основном заключаются в южнокорейской, китайской, турецкой и индийской валюте, поэтому импортные потоки в страну главным образом осуществляются из этих стран. В то же время Иран испытывает недостаток в российских рублях, евро и долларах, что затрудняет импорт Ирана из России и других стран СНГ. Кроме того, отсутствие взаимодействия между нашими странами в банковской сфере, а также в сфере страхования, отсутствие механизмов сопровождения российско-иранской внешнеторговой деятельности российскими финансовыми структурами усугубляет эту проблему. Использование же посредников и удорожает, и усложняет задачу. Договоренность от 2011 г. между РФ и Ираном о взаиморасчетах в национальных валютах и переговоры о создании для этой цели специального межгосударственного банка пока не стала решением проблемы как таковой.
Еще одной проблемой выступает «информационный голод», так как в настоящее время бизнес-сообщества обеих стран (здесь речь идет, прежде всего, о малом и среднем частном бизнесе) недостаточно информированы о взаимных возможностях, о потенциале, существующем и в Иране, и в России. Иногда такая информация противоречива и даже недостоверна. Это же касается и информации о законодательстве, правилах ведения бизнеса, таможенных, валютных, налоговых и других порядках, национальных традициях и особенностях. Важное значение для обеих сторон имеет и языковой барьер, сохраняются элементы взаимного недоверия, и в обеих странах существуют противники развития сотрудничества. К тому же
частные предприятия обеих стран в своей международной деятельности традиционно ориентированы на Европу и США.
Однако растет и количество сторонников взаимовыгодного двустороннего сотрудничества в обеих странах. Постепенно развивается «народная дипломатия», растет поток туристов (несмотря на то, что у обеих стран есть возможности как в приеме туристов, так и в их обслуживании, много интересных мест - исторических, культурных, религиозных, лечебных и др., этот потенциал пока также не используется), в начале 2014 г. общая невысокая интенсивность контактов в сферах науки и совместных промышленных разработок сменилась серьезным оживлением, хотя эти тенденции не приобрели до настоящего времени решающего значения.
До настоящего времени недостаточно развита договорно-правовая база российско-иранского торгово-экономического сотрудничества.
Основу взаимодействия России и Ирана составляют следующие документы:
- Соглашение «Об использовании ядерной энергии в мирных целях» от 17 августа 1992 г.;
- Межправительственное соглашение о торговле и экономическом сотрудничества России и Ирана от 14 апреля 1997 г.;
- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Исламской Республики Иран о воздушном сообщении от 19 августа 1999 г.;
- Договор об основах взаимоотношений и принципах сотрудничества между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран от 2 марта 2001 г. (вступил в силу с 5 апреля 2002 г.)
Согласно положениям этого договора, стороны обязались содействовать развитию долгосрочных и взаимовыгодных связей в целях реализации совместных проектов в области транспорта, энергетики, включая мирное использование атомной энергии и строительство атомных электростанций, промышленности, науки и техники, сельского хозяйства и здравоохранения.
- Меморандум о намерении развития долгосрочного торгово-экономического, промышленного и научно-технического сотрудничества между Правительством
Российской Федерации и Правительством Исламской Республики Иран от 2007 г.;
- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Исламской Республики Иран о сотрудничестве в сфере туризма от 2007 г.;
- Меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству в области стандартизации, метеорологии и оценки соответствия между российским федеральным агентством по техническому регулированию и метеорологии и иранским Институтом стандартов и промышленных исследований от 2007 г.
- Меморандум по торгово-экономическому сотрудничеству между Россией и Ираном на 5 лет Минэнерго России и Министерством нефти Ирана от 5 августа 2014 г.
Меморандум наполнился конкретным содержанием на заседании 11-й Межправительственной Российской-Иранской комиссии 9-10 сентября 2014 г., состоявшейся в Тегеране Запланированы десятки масштабных проектов и увеличение товарооборота в 10 раз в ближайшей перспективе. Для российского реального сектора экономики это очень и очень важно, особенно в период санкций в отношении России со стороны Запада.
Таким образом, можно констатировать отсутствие базисных фундаментальных соглашений в торгово-экономической сфере между двумя странами. В частности, к актуальным вопросам в области развития договорно-правовой базы российско-иранского сотрудничества можно отнести заключение Соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений.
Еще одной проблемой остается низкий уровень развития сотрудничества в инвестиционной сфере, причем не только на территории двух стран, но и третьих государств. Также сохраняется дисбаланс в этой сфере. В 2011 г. объем иранских инвестиций в РФ превысил 3,2 млн. долл., а российских в Иран - 109,8 тыс. долл. Эксперты обеих сторон считают, что эти объемы могут быть увеличены минимум в 5 раз в ближайшие 1-2 года [27].
Однако в 2012 г. объем поступивших иранских инвестиций в Россию составил 2,5 млн. долл. (из них прямые - 0,7 млн. долл.), т.е. произошло снижение их
притока. Российские инвестиции в Иран за этот же период составили 2,8 тыс. долл. Накопленные иранские инвестиции в России составляли 17,5 млн. долл. (из них прямые - 15,1 млн. долл.), российские инвестиции в Иране - 12,2 млн. долл. (из них прямые - 12,1 млн. долл.) [28].
В то же время мы рассматриваем инвестиционное сотрудничество в качестве одного из основополагающих. В этой связи можно согласиться с мнением И.З.Фархутдинова, что «Основой российско-иранского сотрудничества должны стать долгосрочные стратегические инвестиционные проекты, направленные на создание квалифицированных рабочих мест для населения региона. Эти проекты могут быть объединены в три группы: индустриальные, инфраструктурные и образовательно-технологические» [29].
Наконец, стороны пока четко не обозначили своих приоритетов в сфере развития двустороннего сотрудничества. Ситуация здесь во многом зависит и от геополитической конъюнктуры, и от коммерческой выгоды; сказывается также неустойчивость политической линии Исламской Республики Иран.
Однако 13 сентября 2013 г. в рамках саммита Шанхайской Организации Сотрудничества в Бишкеке на первой встрече глав государств Российской Федерации и Исламской Республики Иран было принято решение дать новый импульс развитию сотрудничества между правительственным и частными структурам России и Ирана в торгово-экономической сфере.
В повестке дня для России и Ирана стоят проблемы развития атомной, энергетической, нефтегазовой промышленности, металлургии, сотрудничества в области биотехнологий, медицины, экологии, освоения космоса; совместные усилия по повышению эффективности лесного и рыбного хозяйства, осуществление масштабных проектов на транспорте, поиск путей решения демографических проблем, координация действий по обеспечению стабильности и безопасности [30].
Можно также отметить планы «Силовых машин» по реконструкции ТЭС «Рамин» и завершающиеся переговоры Объединенной двигателестроительной корпорации по поставкам в Иран оборудования для перекачки газа с месторождения «Южный парс».
Перспективными направлениями увеличения российского экспорта в Иран являются:
- участие в строительстве и модернизации объектов генерирования электроэнергии, в том числе атомных, тепловых, смешанного цикла и малой мощности, линий электропередач, поставка электротехнического оборудования;
- участие в проектах развития и модернизации горнодобывающей и металлургической отраслей, подготовка комплексных решений, поставка продукции тяжелого машиностроения;
- участие российских компаний в геологоразведке и освоении месторождений металлических руд;
- поставка оборудования для угольной промышленности Ирана;
- поставка продукции транспортного машиностроения, в том числе автомобильной, железнодорожной и авиационной техники, организация сборочных производств на территории Ирана;
- поставки сырья для нужд иранской металлургии (окатыши, глинозем и др.);
- расширение поставок стальной продукции с высоким уровнем добавленной стоимости (высоколегированная сталь, кузовная листовая сталь для производства автомобилей и др.);
- поставка дорожно-строительной и специальной автомобильной техники;
- поставка и организация совместных производств на территории Ирана нефтегазового оборудования, преимущественно компрессорного и насосного;
- совместная реализация проектов утилизации и переработки попутных нефтяных газов;
- дальнейшее развитие инвестиционного сотрудничества в области сельского хозяйства, привлечение взаимных инвестиций;
- взаимное увеличение поставок сельскохозяйственной продукции;
- сотрудничество в области глубокой переработки зерна;
- сотрудничество в области производства пробиотиков, пребиотиков, сывороток, аминокислот (лизина) и т.д.;
- создание совместных предприятий по разработке и коммерциализации новых
технологий в области биотехнологий, нанотехнологий, новых и композитных материалов и т.д.;
- сотрудничество в области управления компьютерными сбоями, анализа вредоносного программного обеспечения;
- участие в строительстве линий высокоскоростной передачи данных.
Для реализации малобюджетного и эффективного способа выхода российских экспортеров на рынок Ирана и стран Азии в Тегеране организована Постоянная выставка экспортеров России и СНГ, а в Москве - Постоянная выставка экспортеров из Ирана.
В заключение можно отметить, что в настоящих обстоятельствах России, возможно, следует более внимательно присмотреться к возможностям, которые может предложить Иран, а также шире использовать опыт Ирана, развивающегося под воздействием санкций, фактически, не одно десятилетие.
Библиографический список
1. Мамедова Н.М. Экономическая политика правительства Хасана Роухани. / ИРАН: история и современность / Под ред. Л.М. Кулагиной, Н.М. Мамедовой; Сост. И.Е. Федорова, Л.М. Раванди-Фадаи. - М.: ИВ РАН; Центр стратегической конъюнктуры, 2014. - 316 с. - С. 202-214.
2.Федорова И.Е. Некоторые направления внешней политики ИРИ в 2013-2014 годах / ИРАН: история и современность / Под ред. Л.М. Кулагиной, Н.М. Мамедовой; Сост. И.Е. Федорова, Л.М. Раванди-Фадаи. — М.: ИВ РАН; Центр стратегической конъюнктуры, 2014. - 316 с. - С. 215.
3. Евсеев В.В., Сажин В.И. Иран, уран и ракеты. - М.2009.
4. Сажин В.И. Ракетно-ядерный потенциал Исламской Республики Иран: состояние и перспективы развития / МГУ им. М.В. Ломоносова, фак. мировой политики. - М.: Ленанд, 2011.
5. Cheaper oil: winners and losers / The Economist UK - 25TH October-31ST October 2014. - Р. 66.
6. См., например: Санкции и их влияние на Иран / Сборник статей ИБВ РАН. -М., 2012; Кожанов Н.А. Экономические санкции против Ирана: цели, масштабы,
возможные последствия введения. - М., 2011.
7. Мамедова Н.М. Санкционный режим в отношении Исламской республики Иран и его влияние на ситуацию в стране / Санкции и их влияние на Иран / Сборник статей ИБВ РАН. - М., 2012. - С.6.
8. Юртаев В.И. Иран: проблема выбора модели дипломатии / Азия: Россия в АТР. Ежегодник - 2012-2013. - М.: РУДН, 2014. - С. 44.
9. Месамед В.И. Иран в Центральной Азии: два десятилетия диалога / Ин-т Ближнего Востока. - М., 2010. - 266 с.; Мусульманское пространство по периметру границ Кавказа и Центральной Азии / Ин-т востоковедения РАН. - М.: Крафт+, 2012. - 551 с.
10. В структуре трудоспособного населения Ирана 2-е место после категории «активное население» занимают домохозяйки - 30%. Не исключена вероятность того, что часть из их занимается ведением хозяйства по причине того, что они не нашли спроса на рынке труда, а это представляет собой разновидность скрытой безработицы.
11. www.cbi. ir (сайт Центрального банка Ирана).
12. economist.com
13. Cheaper oil: winners and losers / The Economist UK - 25TH October-31ST October 2014. - Р. 67.
14. Иранская статистика выделяет три отрасли промышленности - нефтяную (включая добычу и первичную переработку нефти и газа), обрабатывающую (включающую нефтехимию) и горно-добывающую.
15. Алиреза Санеи. Выступление в Российском университете дружбы народов, 2013 г.
16. Clawson P. Iran Beyond Oil? / April 3, 2013 // http://www.washingtoninstitute.org/policy-analysis/view/iran-beyond-oil
17. Иран при М.Ахмадинежаде. - М., 2013.
18. По данным ВТО.
19. Уровень товарооборота между США и Ираном повысился в 2013 году // http ://russian.irib. ir/ news/economica/ item/198125-2013
20. См., например: Кулагина .Л.М. Россия и Иран (Х1Х-начало ХХ в.). - М.,
2010.
21. ИРАН: история и современность / Под ред. Л.М. Кулагиной, Н.М. Мамедовой; Сост. И.Е. Федорова, Л.М. Раванди-Фадаи. - М.: ИВ РАН; Центр стратегической конъюнктуры, 2014. - 316 с.
22. Современные российско-иранские отношения: вызовы и возможности: рабочая тетр. / [Белобров Ю.Я. и др.; гл. ред. И.С. Иванов]; [Российский совет по междунар. делам]. - М.: Спецкнига, 2014. - 72 с.
23. Юртаев В.И. Особенности и реализация внешней политики Исламской Республики Иран (1979-2010 гг.). М.: РУДН, 2012. - С. 244.
24. www.sci.org. (сайт Статистического центра Ирана).
25. http://www.tpprf.ru/ru/news/rossiysko-iranskoe-sotrudnichestvo-v-usloviyakh-sanktsiy-stalo-temoy-obsuzhdeniya-na-kruglom-stole-v-i52008/
26. Торговые отношения России и Ирана // http ://www.ved. gov.ru/ exportcountries/ir/ir_ru_relations/ir_ru_trade/
27. http://www.luckycamper.net/country/иран/все-о-иране/5883-демография-
ирана
28. http://economy.gov.ru
29. Фархутдинов И.З. Евразийская общность: Иран и Россия (международно-правовые аспекты сотрудничества. // Евразийский юридический журнал. - 2012. - №
8(51).
30. Современные российско-иранские отношения: вызовы и возможности: рабочая тетр. / [Белобров Ю.Я. и др.; гл. ред. И.С. Иванов]; [Российский совет по междунар. делам]. - М.: Спецкнига, 2014. - 72 с.