Научная статья на тему 'Россия и вто: современный механизм торможения'

Россия и вто: современный механизм торможения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1134
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономический журнал
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВТО / мировая экономическая интеграция / Внешнеторговая политика / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / экспортный / антидемпинговый / защитный и компенсационный тарифы

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гришаева Лидия Евгеньевна

Автор продолжает публиковать в «Экономическом журнале» серию статей по интеграции России в мировое экономическое сообщество. Авторская позиция: вступлению России в ВТО препятствует не столько сама ВТО, сколько неоднозначная политика российских политических кругов наряду с создаваемыми искусственными препятствиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Россия и вто: современный механизм торможения»

НАУКА И ПРАКТИКА

Л.Е. Гришаева

РОССИЯ И ВТО:

СОВРЕМЕННЫЙ МЕХАНИЗМ ТОРМОЖЕНИЯ

Стратегическим направлением внешнеторговой политики нашей страны является интеграция в мировое экономическое сообщество. Между тем нельзя не отметить, что российская позиция в этом вопросе остается весьма неоднозначной и непоследовательной. Не так давно президент РФ Д. Медведев заявил, что Россия должна в кратчайшие сроки вступить во Всемирную торговую организацию (ВТО), и этот процесс должен происходить на стандартных, равноправных с прочими странами-членами ВТО условиях1. В то же время Россия искусственно затягивает процесс, постоянно корректирует позиции по данному принципиальному вопросу, утверждая, что менять их в обмен на номинальное членство в ВТО не намерена.

Перспективы и обязательства

В случае вступления в ВТО Россия будет ограничена в применении таких инструментов государственного регулирования, как экономические обмены и субсидии. Кроме того, возможности защиты внутреннего рынка товаров и услуг от иностранной конкуренции будут ограничены четырьмя инструментами — экспортным тарифом, антидемпинговыми, защитными и компенсационными тарифами.

Безусловно, положительным моментом должно стать прежде всего внедрение в российское законодательство стабильных, предсказуемых правил игры и единых подходов в применении механизмов регулирования внешнеэкономической деятельности. Распространение этих правил на нашу страну повысит ее инвестиционную привлекательность для иностранных инвесторов и сделает предсказуемым развитие экономического и правового климата для всех субъектов экономики. Конечно, этот процесс потребует внесения определенных изменений в действующее законодательство. Однако реформа российского законодательства в части, абсолютно необходимой для вступления в ВТО, до сих пор не завершена.

Должны (хоть и не сразу) существенно улучшиться условия доступа на мировые рынки российским товарам и услугам. Понятно, что это пози-

тивно отразится на экономической деятельности российских предприятий и, как следствие, на доходах бюджета. Кроме того, Россия получит доступ к механизму разрешения торговых конфликтов и право участия в выработке новых правил международной торговли. Необходимо упомянуть также о создании лучших условий для интеграции в рамках СНГ, укреплении роли Федерации во взаимоотношениях с субъектами по экономическим вопросам, создании оптимальных стартовых условий для начала переговоров

о присоединении России к Европейскому экономическому пространству. При этом следует учитывать, что для потенциальных российских партнеров по ВТО преимущества от вступления России в эту организацию реализуются практически немедленно, а для российских производителей — с течением довольно длительного периода времени.

В случае вступления в ВТО Россия должна будет принять на себя определенные обязательства. Как известно, главной задачей ВТО является либерализация мировой торговли. Основные принципы и правилами этой организации — предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле на недискриминационной основе, взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения, регулирование торговли преимущественно тарифными методами, отказ от использования количественных и иных ограничений, транспарентность торговой политики, разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров.

Все члены ВТО принимают на себя обязательства по выполнению основных соглашений и юридических документов, объединенных в рамках многосторонних торговых соглашений. Таким образом, с правовой точки зрения система ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт, нормами и правилами которого регулируется свыше 92% мировой торговли товарами и услугами.

Обязательства России в случае присоединения к ВТО частично уже введены в заключенные ею международные договора: Соглашение о партнерстве с ЕС, договор к Энергетической хартии, соглашения о защите и поощрении капиталовложений. Отметим, что существенная часть этих обязательств совпадает с нормами национального законодательства.

Кроме того, существует ряд дополнительных обязательств. Они касаются, например, замораживания импортных тарифов и ограничения сельскохозяйственных субсидий. Именно эти обязательства остаются предметом переговоров. Обсуждаются уровень тарифной защиты рынка товаров и уровень защиты рынка услуг. Однако процесс подготовки к вступлению России в ВТО идет крайне медленно.

Имитация усилий

Несмотря на наличие некоторых предсказуемых негативных последствий от вступления в ВТО, скорейшее присоединение и последующее полноправное участие России в этой организации — одна из приоритет-

ных задач нашего правительства. Об этом впервые было заявлено еще в 1995 г. Решение задачи является необходимым условием продвижения российских реформ, поскольку сопровождающая этот процесс либерализация экономики существенно улучшит предпринимательский и инвестиционный климат в стране.

Можно сказать, что сейчас процесс присоединения России к ВТО вступил в решающую фазу. Еще в начале 2000-х гг. утверждалось, что: «Правительство РФ прилагает усилия с тем, чтобы с 2002 г. обеспечить полноправное участие России в новом раунде многосторонних переговоров участников ВТО, в ходе которых будут определены новые правила торговли в приоритетных для России отраслях»2.

В 1998 г. Россия представила свои предложения по максимально допустимым с момента присоединения к ВТО значениям ставок ввозных таможенных пошлин (т. н. первоначальные тарифные предложения) и свои обязательства по уровню внутренней поддержки производства и субсидированию экспорта сельхозпродукции и продовольствия (первоначальные предложения в области сельского хозяйства). В марте 2001 г. начались двусторонние тарифные переговоры на основе уточненных российских предложений. Их Россия провела уже с 46 членами ВТО.

Что касается переговоров по сельскохозяйственной проблематике, то они помимо тарифного аспекта включают обсуждение политики по поддержке аграрного сектора. Сложность заключается в наличии значительных расхождений в позициях сторон относительно обязательств России по максимально разрешенному уровню господдержки сельского хозяйства. Переговоры по этой непростой проблематике продолжаются.

Еще в октябре 1999 г. Российская Федерация подготовила и представила предложения по торговле услугами. Они включали перечень обязательств по торговле услугами и список изъятий из режима наибольшего благоприятствования (РНБ). С этого момента Россия ведет двусторонние переговоры по условиям доступа на рынки товаров и услуг с заинтересованными странами — членами рабочей группы по присоединению России к ВТО. Прошли встречи с делегациями 26 стран. Фаза выяснения позиций торговых партнеров нами уже давно пройдена.

Параллельно началось обсуждение обязательств России по присоединению к многосторонним соглашениям ВТО, затрагивающим различные аспекты российского регулирования в области торговли и экономики, проводятся консультации по вопросам ВТО с партнерами по Таможенному союзу и странам СНГ.

1 марта 2001 г. были представлены обновленные редакции российских предложений по тарифам и услугам.

Координация процесса присоединения России к ВТО возложена на правительственную комиссию по вопросам ВТО. Декларировалась интенсификация переговоров о присоединении России к ВТО, что было зафик-

сировано в экономической программе правительства РФ, утвержденной в июле 2000 г. Российская делегация предпринимала также усилия по активизации двусторонних переговоров с ведущими торговыми партнерами и другими членами рабочей группы по присоединению к ВТО и ускорению общих темпов переговорного процесса. Однако все эти декларации так до сих пор и остались лишь благими намерениями. Они свидетельствуют, к сожалению, о явной имитации процесса решения назревших экономических реформ.

Поспешая медленно...

Очевидно, что вступление в ВТО автоматически будет означать ограничение возможностей правительства при проведении экономической политики использовать инструменты точечной (выборочной) поддержки тех или иных предприятий, тех или иных бизнесов. ВТО жестко следит за тем, чтобы все участники рынка находились в равных условиях, чтобы не было субсидий, потому что субсидии де-факто создают конкурентные преимущества избирательно, причем в основном для слабых производств. Вся российская экономика последних 10 лет строилась на государственных инвестициях, вливаниях и помощи, которые после выделения государственных денег весьма трудно контролировать. В случае вступления России в ВТО многие компании с экспортной продукцией окажутся под действием юрисдикции ВТО, т.е. начнут оспаривать избирательность поддержки определенных предприятий. Более того, многие иностранные компании, которые придут на наш рынок, будут указывать на дискриминацию по этому признаку.

Возникает серьезное подозрение, что многие экономические и политические силы в России просто не хотят быстрого вступления России в ВТО. После вступления в ВТО после определенного периода адаптации для отечественного производства это фактически станет мощным инструментом модификации российского законодательства по западным стандартам. Сейчас Россия резко ограничивает поставку определенных видов продукции (например, овощей) из Европы. Это, безусловно, акт агрессивный, но отчасти объяснимый, так как «жизнь наших людей дороже», и правительство РФ в данном вопросе выступает в роли благородного поборника прав национального потребителя. Такие действия, конечно, негативно влияют на взаимоотношения России с ВТО. Европейские чиновники твердо заявили о том, что массовое и произвольное ограничение импорта европейских овощей несовместимо со вступлением в ВТО и что об этом снова надо будет договариваться. Европейские чиновники на самом деле занимают весьма интересную позицию. Они говорят: «А мы не понимаем вообще, Россия хочет вступать в ВТО или нет?», потому что, с точки зрения европейских чиновников, есть вопросы, по которым мы еще не договорились. Россия же делает вид, что договоренность уже достигнута, пора подпи-

сывать документы. В результате никакого продвижения на переговорах не происходит. Российская делегация, которая приезжает на переговоры, либо не имеет инструкций, либо некомпетентна... Поэтому встречи не привели к прогрессу. Это, безусловно, свидетельствует об отсутствии политического решения. И понятно, кто его не принимает.

«Нерешаемые» проблемы

Похоже, что Запад больше заинтересован во вступлении России в ВТО, чем многие влиятельные силы внутри страны. Запад, естественно, хочет получить доступ к нашему рынку, а 143 млн россиян — доступ, причем легальный и недискриминационный, к товарам и услугам Запада. Запад рассматривает российский рынок как неплохой, тем более что сам он более конкурентоспособен, чем отечественные производители. В то же время в России Запад смущают рыночные риски для долгосрочных иностранных инвестиций, слабость банковской системы, незавершенность налоговой и пенсионной реформ, обилие государственных дотаций, выделяемых произвольно, руководствуясь субъективным административным подходом. Иными словами, налицо политика протекционизма, не приемлемая для Запада.

Конечно, предполагается дифференцированный подход по отраслям. Предполагается также различный по времени переходный период, который будет постепенно унифицировать правила функционирования бизнеса в разных отраслях и различные адаптационные условия. Но если, предположим, какие-то отечественные предприятия обанкротятся, не выдержав конкуренцию, то работники этих предприятий потеряют работу и не смогут стать полноценными потребителями благ, которые предоставляет развитое экономическое общество.

Одной из важных проблем остается распыление сил и средств. Однако данный вопрос все еще не стал приоритетным в российской экономической политике. В национальных государственных проектах обозначено 5 приоритетных направлений развития: энергоэффективность и энергосбережение, ядерные технологии, космические технологии, медицинские технологии, стратегические информационные технологии. Не указаны, правда, механизмы их реализации3.

Помимо названных в России существует крайне болезненная и деликатная проблема — старение населения. Более 40% россиян — это люди пожилого возраста. Вспомним период сталинской модернизации, когда рабочий класс пополнили 40% молодых людей в дееспособном возрасте, в основном малообразованные, с низкими запросами, но физически развитые и неприхотливые выходцы из деревни. Хотя российские тенденции демографического развития в основном соответствуют общеевропейским, но есть отягощающая специфика — низкая плотность населения, огромные пространства, большая часть которых малопригодна для проживания из-за тяжелого климата, неразвитой транспортной инфраструктуры, труд-

нодоступных источников энергетического сырья, нерешенных социальных проблем, негативных последствий разрушительных войн и других исторических катаклизмов. В России крайне высока смертность населения в трудоспособном возрасте (особенно мужчин) при низкой рождаемости.

Отсюда следует увеличение издержек производства (удорожание конечной продукции и снижение ее конкурентоспособности), ухудшение инвестиционного климата (неопределенность правил игры, нежелание инвестировать прибыль в собственной стране, вывод доходов в офшоры), отсутствие заинтересованности в повышении производительности труда и улучшении производства, неблагоприятная предпринимательская среда. Иными словами — последствия незавершенной модернизации.

Таким образом, есть множество непреодолимых внутренних препятствий для полноценного интегрирования России в мировое экономическое пространство: во-первых, неконкурентоспособная экономика, во-вторых, отсутствие стимулов к ее модернизации, в-третьих, сопротивление модернизации. Кроме того, эту модернизацию фактически некому проводить: пенсионеры уже отдали свой долг обществу сполна. Демографическая ситуация в стране такова, что исключает участие в необходимых модерниза-ционных процессах почти половину населения. Поэтому вопрос о том, насколько экономика (прежде всего региональная) готова для конкуренции, является главным.

Конкурентная среда

Для развития реальной конкуренции необходимы условия: во-первых, конкурентное законодательство; во-вторых, гарантии права собственности; в-третьих, экономическая свобода, основанная на частной собственности. Введенные стандарты помогут модернизировать Россию, облегчат борьбу с бюрократией и в значительной степени с коррупцией, унифицируют законодательство для облегчения функционирования иностранного капитала.

Однако во вступлении в ВТО отнюдь не все в России заинтересованы. Большинство хочет . просто стабильности. На сегодняшний день готовая продукция машиностроения составляет всего 6,2% в структуре национального экспорта. Именно для этих 6,2% важны правила ВТО, чтобы их на мировых рынках не дискриминировали.

Для отечественного же сырья никакой дискриминации нет. Экспортных ограничений, кроме металла, практически не существует. Ни наша нефть, ни наш газ не дискриминируются. Посему выходит, что все усилия прилагаются ради этих 6,2%. Но и они крайне существенны для интеграции России в мировое хозяйство с учетом научно-технического прогресса и того, что за последние 20 лет в стране не было построено ни одного (!) предприятия глубокой переработки нефти и высокоуровневой химической промышленности. Сырьевые отрасли остро нуждаются в модернизации,

чему давно не уделяется должного внимания. ВТО здесь ни при чем. Совершенно очевидно, что без вступления в ВТО Россия не сможет продолжать экономические реформы, на равных с другими странами участвовать в международной торговле и получать связанные с этим выгоды.

Условия доступа российских товаров и услуг на основные рынки сбыта постоянно ухудшаются. Это становится проблемой экономической безопасности. Дискриминация должна быть устранена. Россия должна вести переговоры по облегчению доступа на рынки — снижению тарифов, снятию ограничений на поставку услуг. До сих пор наша страна изолирована от участия в разработке новых правил международной торговли. Ее интересы в данной работе не учитываются. В результате могут быть приняты решения, ставящие под угрозу стратегические интересы страны, например, в новых для ВТО вопросах: торговле и окружающей среде, торговле и социальных вопросах, особых правилах торговли энергоносителями. Вступив в ВТО, Россия сможет принять участие в выработке новых правил международной торговли с учетом ее текущих и стратегических интересов.

Законодательство России противоречиво и непоследовательно, подвержено непредсказуемым изменениям. Оно существенно препятствует нормальному развитию экономической деятельности, привлечению капиталовложений. Участие в ВТО предполагает стабильность и транспарентность законодательства, основанного на многосторонних нормах. Само по себе оно существенно повышает привлекательность государства для иностранных инвестиций. Субъекты РФ часто используют меры, препятствующие нормальным экономическим обменам. В соответствии с нормами ВТО участник должен привести все свое законодательство (в том числе на региональном уровне) в соответствие с общими и специфическими обязательствами страны. Лоббирование интересов отдельных компаний и групп может стать серьезной проблемой для правительства и законодателей. Участие в ВТО существенно сократит возможности лоббирования, так как Россия будет связана жесткими обязательствами, в том числе обязательством недискриминации.

Таможенная политика России, как и политика регулирования доступа на рынок, запутанна и противоречива. Участие в ВТО подчинит политику регулирования доступа на рынок строгим правилам.

Интеграция России и других стран СНГ идет крайне медленно, она поставлена под угрозу в связи с присоединением к ВТО Грузии, Киргизии, Молдовы и Армении и намерением вступить в нее Украины и других стран. Участие России в ВТО будет способствовать укреплению как отношений в рамках СНГ на основе соглашений о свободной торговле, так и в отдельных случаях Таможенного союза.

Условия ВТО: объективные преимущества

Можно сделать как минимум 4 важных вывода, касающихся ВТО и условий участия в этой организации России.

1. Либерализм системы ВТО заключается прежде всего в том, что она устанавливает четкие правила игры в применении инструментов внешнеэкономической политики и некоторых инструментов внутренней экономической политики. Эта система ни в коей мере не исключает возможности применения протекционистских инструментов, но определяет строгие рамки их использования.

2. Условия участия в ВТО и доступа на рынок России определяются в ходе переговоров. До завершения переговоров любые выводы о том, что участие в ВТО ослабит Россию, очевидно, не могут быть логически объяснены.

3. Переговоры по присоединению России к ВТО предполагают активное участие в них российского бизнес-сообщества. Это обусловлено не только возможностью максимизировать выгоды для заинтересованных компаний от членства нашей страны в данной организации, но и перспективой более эффективного использования государственного ресурса при планировании и осуществлении своей хозяйственной деятельности.

4. Российское бизнес-сообщество имеет реальную возможность оказывать влияние на переговорный процесс по присоединению России к ВТО путем активного участия в подготовке переговорных позиций. Такой подход позволит заинтересованным компаниям максимизировать выгоды от членства России в ВТО на перспективу.

Преимущества системы ВТО доказывают не только тот факт, что практически все крупные торговые страны сейчас являются ее членами. Кроме чисто экономических выгод, которые достигаются путем снижения барьеров для свободного товарообмена, система положительно влияет на политическую и социальную ситуацию в странах-членах, а также на индивидуальное благосостояние граждан.

Члены ВТО пользуются режимом наибольшего благоприятствования во внешней торговле с другими членами, получают возможность разрешения торговых противоречий и конфликтов. Фирмы, выступающие экспортерами на мировых рынках в условиях справедливой конкуренции, вынуждены заботиться о снижении издержек, расширении ассортимента и качества продукции, продвижении высоких технологий. Все это позитивно влияет на макроэкономические процессы государств-членов ВТО. Конечные потребители в таких странах благодаря либерализации внешней торговли получают доступ к разнообразным товарам и услугам иностранного происхождения. В результате для них расширяется диапазон выбора и, следовательно, возможности более эффективного использования доходов.

Конечно, за все преимущества приходится платить, соблюдать правила игры. Крупные страны-импортеры получают выгоды от снижения торговых барьеров, препятствующих выходу на рынки других стран. Опреде-

ленные преимущества получают и ставшие членами ВТО развивающиеся страны, поскольку росту их внешней торговли способствуют специальные и дифференцированные режимы, установленные этой организацией.

Труднее всего приходится государствам, не преодолевшим последствия системного кризиса при переходе к рыночной экономике. Для них необходимость либерализации торговли, снижения или устранения торговых барьеров, отказ от экспортных субсидий, от квотирования импорта и прочих мер протекционистского характера оказываются весьма болезненными. Снижение таможенных пошлин ведет к сокращению доходной части государственного бюджета. Для достижения необходимой конкурентоспособности на мировых рынках требуются значительные капиталовложения в производство и инфраструктуру, а это может привести к усилению зависимости от мирового финансового рынка. Таковы отягчающие краткосрочные и среднесрочные последствия присоединения государства к ВТО.

Эта организация сама нуждается в реформе. Благодаря механизму ВТО по решению споров небольшие и слабые в экономическом отношении страны могут защищаться от недобросовестной торговой практики. Но асимметрия в обладании правовыми и другими ресурсами, так же как и ограниченное участие развивающихся стран в разработке механизмов торговли, существенно снижают их роль в глобальной экономике. Не лучше обстоят дела и с механизмом присоединения новых государств. Новые члены ставятся в невыгодное положение. Очевидно, что они должны иметь равные права с теми, кто раньше вступил в организацию. Также требует особого внимания справедливость правового представительства новых стран-участниц. Дискриминация, «входные поборы» ведут к тому, что страны начинают заключать двусторонние торговые договора. Это приводит к дискредитации многосторонней торговли и в долгосрочной перспективе ставит под сомнение легитимность ВТО. Отметим, что не справилась ВТО и с ростом протекционизма: государства активно субсидировали пострадавшие отрасли и вводили торговые ограничения на импортную продукцию.

Финансовый кризис показал, что глобализация торговли и финансов требует углубления международного сотрудничества и эффективного регулирования на глобальном уровне. Расширение сотрудничества предполагает создание всеобъемлющей и справедливой кредитно-денежной и финансовой систем, которые учитывали бы мнения всех государств. Любая будущая структура управления должна обеспечивать надлежащее представительство развивающихся стран, поощрять согласованность действий и взаимодополняемость между существующими организациями и институтами. Для ответа на существующие вопросы потребуется привлечь все международное сообщество.

В условиях глобализации широкий круг проблем может быть решен лишь на многосторонней основе. Если Россия стремится оказывать се-

рьезное влияние на трансформацию мировой финансовой системы (о чем все чаще заходит речь), то ее успех будет напрямую зависеть от участия в деятельности крупнейших международных финансовых и экономических организаций. Но прежде всего, как минимум, необходимо четко понимать собственные интересы и уметь вести эффективные переговоры. Это возможно лишь при учете внутренней ситуации в стране и сложившихся отношений России с международными финансовыми организациями.

Устремление в бесконечность

В настоящее время вроде бы все внешние препятствия на пути России в ВТО устранены, осталось провести лишь многосторонние переговоры для начала процедуры инициализации договора о вступлении в организацию.

В целом переговоры по процессу присоединения проходят по следующим направлениям:

1. Переговоры по тарифным вопросам. Их цель — определить максимальный уровень ставок ввозных таможенных пошлин по всей товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, право на применение которых Россия получит после присоединения к ВТО.

2. Переговоры по сельскохозяйственной проблематике. Помимо обсуждения тарифных аспектов эти переговоры охватывают вопросы допустимых объемов внутренней господдержки аграрного сектора в рамках «желтой» корзины (субсидии, подлежащие сокращению), а также уровня экспортных субсидий на сельхозтовары и продовольствие.

3. Переговоры по доступу на рынок услуг. Цель — согласование условий доступа поставщиков иностранных услуг на российский рынок.

4. Переговоры по системным вопросам посвящены определению мер, которые Россия должна будет предпринять в области законодательства и его правоприменения для выполнения своих обязательств как будущего члена ВТО.

Нет сомнения в том, что Россия станет членом ВТО. Самым главным аргументом в пользу этого утверждения является то, что невозможно игнорировать глобализацию4. В ВТО входит 153 страны, которые контролируют почти 97% мировой торговли. Изолировать себя от внешних рынков и свой рынок от иностранных государств — значит сознательно ограничивать себя в развитии.

Процесс вступления в ВТО — важный инструмент экономического развития. Он оказывает влияние на экономическую политику и институты, включая тарифную политику, таможенное законодательство, сельскохозяйственную политику, права иностранных инвесторов, интеллектуальную собственность и госзакупки. Этот процесс позволяет перестроить практически всю экономическую и институциональную системы.

«Злонамеренные противники»

Между тем в стране существует изрядное число противников вступления в ВТО. В целом их позицию можно обрисовать так: промышленности, сельскому хозяйству и сектору финансовых услуг нужно дать время для реструктуризации, чтобы подготовиться к конкуренции с внешними производителями. Для этого необходимо как можно дольше оттягивать присоединение к организации и добиваться для себя особых условий. Каковы же аргументы против вступления?

1. Требования к России завышены и носят политический характер

Факты свидетельствуют об обратном5. Начиная с 1998 г. процесс

вступления усложнился, всем новым членам организации приходится брать на себя все более существенные обязательства перед зарубежными экспортерами и инвесторами. Однако по сравнению с обязательствами этих стран обязательства, предусматриваемые для России, не представляются чрезмерными. Выступая в апреле 2011 г., В. Путин заявил, что Россия не должна выполнять требования, предусмотренные членством в ВТО, до тех пор, пока не вступит в организацию: «Это прямое указание: не будем ничего исполнять, пока не станем полноправными членами». По мнению премьер-министра, Россию вынуждают «исполнять обязанности, нести определенные издержки и не получать никаких преимуществ от членства, которого нет» 4. Путин при этом ссылается на либеральный таможенный тариф, равный в России 10%, и винит потенциальных партнеров по ВТО в том, что они не хотят нас принимать по причине невыгодности.

Безусловно, во внимание не принимались демарши, связанные со вступлением в ВТО в рамках Таможенного Союза, предпринятые еще в

2009 г., что крайне осложнило ситуацию и в одностороннем порядке изменило условия вступления в ВТО. Также ничего не говорится о манипуляциях с повышением экспортных пошлин на лес в 2006-2007 гг.

2. Рост объемов импорта продукции ведет к гибели отечественных производств

Очевидно, что после вступления в ВТО на российский рынок придут международные корпорации, которые усилят конкуренцию во всех отраслях экономики. В связи с этим наметятся значительное падение рентабельности отечественных предприятий и снижение их конкурентоспособности. Это относится к пищевой, фармацевтической, химической, авто- и авиастроительной, легкой и электронной промышленности, секторам страхования, финансовых услуг и розничной торговли, малому и среднему бизнесу. Усиление конкуренции со стороны внешних производителей неминуемо обернется гибелью неэффективных национальных компаний. Также иностранные производители неминуемо отнимут часть рынка у отечественных крупных предприятий (особенно в финансовом секторе). Но это процесс, присущий рыночной экономике.

Защитники национального производителя утверждают, что необходимо проводить политику импортозамещения. Прежде всего это нужно для того, чтобы отечественный рынок «питался» отечественной продукцией. До тех пор, пока это не стало реальностью, пока большая часть отечественной импортозамещающей продукции не обрела конкурентоспособность на международных рынках, следует защищать резидентов. Но подобная политика не оставляет стимула для развития местных фирм. Неизбежным итогом становится инфляция и падение эффективности производства.

Основная причина превосходства иностранных компаний — использование современных производственных и управленческих технологий. Необходимо ликвидировать отставание отечественных предприятий в данной сфере. Внедрение современных производственных технологий требует финансовых вложений и дополнительных инвестиций. Но в большинстве своем российские предприятия малоэффективны, поэтому имеют небольшие шансы на получение инвестиционных ресурсов. Для привлечения инвестиций для модернизации производства необходимо сделать бизнес предприятий прозрачным. Выправление ситуации потребует прежде всего восстановления системы подготовки качественных кадров, увеличения расходов на научные исследования и образование, реформирования финансовой и законодательной систем.

Государственная защита российского товаропроизводителя от конкуренции с иностранными будет в значительной степени затруднена. Наш производитель банально не выживет. Он неконкурентоспособен, производительность его труда в десятки раз ниже зарубежных предпринимателей. Очевидно, что до вступления в ВТО стоит принять федеральную программу по повышению конкурентоспособности национальной продукции, включающую техническое переоснащение производств, возможность получения долгосрочных низкопроцентных кредитов, отмены таможенных пошлин и НДС на ввоз импортного оборудования, пересмотр таможенной политики в интересах российских производителей. До сих пор это не было сделано по причине «ресурсного проклятья», от которого уже больше 50 лет страдает Россия.

3. Угроза внутреннему финансовому рынку

Существенно может пострадать сфера финансовых услуг, поскольку ВТО требует равного доступа частного капитала к оказанию любых услуг и открытой международной конкуренции в этой области. С серьезными проблемами выживания столкнутся, например, российские банки и страховые компании, открытие филиалов иностранных финансовых и страховых компаний предоставит российским гражданам и компаниям возможность пользоваться более крупными, длинными и дешевыми кредитными ресурсами и качественными услугами.

На переговорах по финансовому сектору Россия смогла выторговать для себя вполне благоприятные условия: она разрешила создать на своей

территории дочерние предприятия иностранных банков. Они должны быть зарегистрированы в качестве российских юридических лиц, обладать собственным капиталом, подлежать надзору со стороны Центрального банка. В то же время Запад (особенно США) настаивал на создании в РФ филиалов своих банков, так как доступ на национальный рынок банковских услуг облегчен тогда, когда банки могут создавать филиалы. Филиалы не обладают независимым юридическим статусом и не имеют уставного капитала, помимо капитала зарубежного головного банка. ЦБ России сослался на то, что в случае с филиалами он не сможет эффективно регулировать и осуществлять надзор над ними, что создает риск для вкладчиков.

Однако общепризнанно, что транснациональные банки в большей степени рискуют своей репутацией, действуя через филиалы, потому более заинтересованы не допустить дефолта. Кроме того, поскольку проникновение на рынок через филиалы связано с меньшими издержками, при снятии ограничений на их создание число присутствующих в стране транснациональных банков увеличится7.

4. Будет нанесен непоправимый ущерб отечественному сельскому хозяйству

По мнению противников вступления в ВТО, чтобы выдержать конкуренцию с дешевыми сельскохозяйственными товарами из Западной Европы, Австралии, Бразилии, Аргентины, необходимы гигантские субсидии, оцениваемые в десятки миллиардов долларов в год. Открыв российский рынок иностранным производителям, мы подпишем смертный приговор нашему сельскому хозяйству, которое и так живет на дотациях.

Это вполне здравое замечание, если бы не одно «но». Россия пытается выторговать благоприятные и высокие уровни поддержки сельского хозяйства. Однако мы забываем, что разрешенные в рамках ВТО субсидии равняются $9 млрд8. За последние 20 лет в Российской Федерации максимальный уровень государственных дотации в сельское хозяйство не превышал $6,4 млрд9. Отсюда вывод: Россия может не только продолжать субсидировать отрасль в текущих размерах, но и значительно увеличить инвестиции.

Отметим, что все субсидии в ВТО делятся на 2 типа. Одни субсидии, оказывающие сильное воздействие на международную торговлю, ограничиваются правилами ВТО. Для России они составляют $9 млрд. Однако государственные субсидии не оказывают существенного воздействия на торговлю. Они допускаются в рамках ВТО без каких-либо ограничений. Эти субсидии включают меры государственной поддержки в таких областях, как научно-исследовательские разработки, общая и специальная подготовка кадров, распространение опыта, маркетинг и продвижение товаров на рынки, услуги инфраструктуры, субсидии на страхование урожая от стихийных бедствий, помощь на цели переустройства в виде пенсионных программ для производителей и косвенной поддержки доходов, не связан-

ной с ценообразованием. Общемировая тенденция поддержки сельского хозяйства заключается в переходе от субсидий, оказывающих негативное воздействие на торговлю, к мерам, которые способствуют развитию конкурентного сельскохозяйственного сектора в долгосрочной перспективе10.

Надо признать, что беспокойство относительно нашего сельского хозяйства небезосновательны. Правила ВТО не учитывают существенных различий между природно-экономическими условиями сельскохозяйственного производства в разных странах. Не учитывается и специфика последнего десятилетия для переходных экономик. Между тем в России объем сельскохозяйственного производства сократился за это время почти в 2 раза, а суммарная внутренняя поддержка аграрного сектора уменьшилась в 10 раз. В расчете на один гектар пашни государственная поддержка снизилась в 1998 г., когда она составляла до $35. В США господдержка достигает $340 на га, а в ЕС — $1053 на га. В обязательствах США разрешенная совокупная мера поддержки составляет $19 млрд, а фактически в последние годы — лишь $15 млрд. Иначе говоря, США располагают резервом увеличения $4 млрд.

Еще больше запас прочности у Канады: имея разрешенный уровень $4,7 млрд, она расходует на поддержку своего сельского хозяйства всего $0,8 млрд. Таким образом, развитые страны находятся в куда более выгодном положении, чем Россия. Прав был Стиглиц, когда говорил, что «эта организация стала наиболее наглядным символом глобальных несправедливостей и лицемерия передовых промышленных стран. Проповедуя необходимость отказа от субсидирования производства, сами они продолжали предоставлять миллиардные субсидии своим фермерам...»11.

Кто выиграет?

Зачем же тогда России вступать в ВТО?

Главные аргументы за вступление в ВТО:

1. Россия выйдет на новые рынки товаров и услуг;

2. Будут устранены различные тарифные и нетарифные барьеры, ограничивающие международную торговлю;

3. Россия получит доступ к механизму разрешения торговых споров в рамках ВТО;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Законодательство и практика внешнеэкономической деятельности в России будут приведены в соответствие с принятыми международными нормами.

Вступление в ВТО принесет России существенные выгоды — около 7% стоимости потребления в среднесрочный период и значительно больше в долгосрочной перспективе12. Выгоды будут получены за счет увеличения прямых иностранных инвестиций, производимых многонациональными поставщиками услуг благодаря принятым обязательствам по либерализации сферы услуг для иностранных инвесторов; повышения производитель-

ности благодаря притоку импортных технологий в результате снижения российских тарифных барьеров, а также за счет улучшения режима в отношении российских экспортеров при рассмотрении случаев антидемпинга.

Выиграет не только Россия в целом, но и большинство современных производств. Однако здесь важна государственная страховка для помощи наиболее уязвимым производствам в преодолении издержек стабилизационного периода. Наибольшие выгоды создаются благодаря либерализации барьеров для прямых иностранных инвестиций в сфере услуг. Отрасли с интенсивным экспортом должны расшириться, тогда как отрасли, где экспорт незначителен, и те, которые пользуются наиболее сильной защитой, по всей вероятности, будут сокращаться.

Присоединение к организации поможет преодолеть политику особых интересов, что во многих случаях приведет к реформам, которые иначе не были бы проведены.

Таким образом, вступление в ВТО позволит России проводить четкую и стабильную экономическую политику, ослабив влияние групп лоббистов. Экономическая деятельность страны станет более прозрачной и предсказуемой. Произойдут переформатирование и диверсификация экономики, вырастут ее энергоэффективность и производительность. Это, в конечном счете, неизбежно приведет к росту благосостояния населения.

Политические препятствия

Тогда почему же мы так долго вступаем в ВТО? Очевидно, что главную проблему следует искать не в экономической, а скорее в политической плоскости. Необходимо рассмотреть внутриполитический аспект присоединения к ВТО. Речь идет о четком выборе цели.

Выделим три основные цели. Во-первых, ВТО даст российским экспортерам новые инструменты для защиты своих интересов, включая возможность противодействия антидемпинговым процедурам. Во-вторых, появятся стимулы к развитию новых секторов, которые обеспечат стратегический прорыв страны в постиндустриальный мир. В-третьих, участие в ВТО будет способствовать развитию конкуренции и ограничению влияния отечественных финансово-промышленных групп, стремящихся к расширению своего экономического и политического контроля.

Например, Китай, вступивший в ВТО в 2001 г., прекрасно понимал, что его цель — насытить мировые рынки дешевыми товарами. Для России все гораздо менее очевидно.

ВТО по сути устанавливает четкие, ясные и понятные правила для мировой экономики. Этими правилами пользуются все. Россия же не желает поступиться частью своего экономического суверенитета. Так, в случае вступления в ВТО российская экономика будет в определенной мере контролироваться (хотя бы частично) мировым сообществом. Есть надежда, что вступление в ВТО поможет нашей экономике стать структурно лучше,

поможет избавиться от первичной монополизации. Но как раз этого и не желает Россия. Она не хочет, чтобы правила игры (в том числе во внутренней политике) определял кто-то еще. Делается это под предлогом защиты государственного суверенитета. В условиях глобальной интеграции подобное желание весьма иллюзорно.

За разговорами о том, что Россию не пускают в ВТО, за обиженными ультиматумами скрывается отсутствие заинтересованности в присоединении. Российский бизнес по-прежнему видит в ВТО лишь угрозу для себя, а руководство страны не вполне понимает выгоды от этого членства (зато прекрасно понимает ограничения, связанные с госзакупками и прозрачностью деятельности, которых требует ВТО).

Получается, что в России нет ни одной влиятельной политической силы, которая была бы заинтересована в присоединении к ВТО и в лоббировании этого процесса. Гораздо выгоднее по-прежнему взимать природную ренту с энергетических ресурсов. Как тут не согласиться с главой Минэкономразвития Э. Набиуллиной, которая в очередной раз заявила, что шансы на вступление России в ВТО «тают с каждым днем»13. Если в

2010 г. министр была настроена весьма оптимистично, проясняя вопрос, связанный с пошлинами на лес, который долго был камнем преткновения у переговорщиков, то при вступлении в ВТО Россия будет обязана снизить пошлины на экспорт леса. «Мы нашли непростой компромисс. Он заключается в том, что мы улучшили наши обязательства по сравнению с тем, какими они были в 2004 г., — заявила Набиуллина. — В 2004 г. обязательства заключались в обнулении пошлин по широкой номенклатуре лесной продукции. Когда же мы вступим в ВТО, то будем обязаны снизить эти пошлины. Процесс будет дифференцирован по разным типам леса, по разным видам деревьев, по-разному по березе и осине, например, 7% и 5%, и т.д.»14. Россия «приняла политику развития собственного лесоперерабатывающего сектора». В этой связи было принято решение «о серьезном повышении пошлин на экспорт необработанного леса, чтобы создать стимулы для инвесторов вкладывать средства в лесопереработку в России».

Вдруг в 2011 г., когда переговоры, казалось бы, шли к благополучному завершению, удивительным образом и якобы совершенно неожиданно появились абсолютно иные, но тоже важные «непреодолимые» препятствия по вступлению России в ВТО — защита действующего режима промышленной сборки иномарок и споры по квотам на импорт мяса. Переговоры могут продолжаться долго, сообщила министр: «Вступление России в ВТО может затянуться на годы.»15. И так до бесконечности.

Вступление в ВТО имеет особое значение для отношений России с Евросоюзом, поскольку открывает путь для завершения переговоров по новому базовому соглашению о стратегическом сотрудничестве. ЕС выступает главным торговым партнером нашей страны и основным источни-

ком иностранных инвестиций. Россия входит в тройку крупнейших торговых партнеров Евросоюза (после США и Китая) и остается основным поставщиком энергоресурсов в Европу.

Ясно, что членство в ВТО создаст благоприятные условия для формирования и развития новых секторов экономики. Именно на постиндустриальный прорыв, а не на примитивную защиту отечественных товаропроизводителей, должна быть нацелена внешнеэкономическая доктрина России. В этом отношении присоединение к ВТО может и должно стать одним из основных факторов модернизации и инновационного развития страны. Однако прогноз остается явно неопределенным и пессимистическим.

Примечания

1 См.:Медведев Д.А. // РИА новости. 12.10.2011.

Sm.:Medvedev D.A. // RIA news. 12.10.2011.

2 Кудрин А. // Экономика России. XXI в. 2001. Апрель.

Kudrin A. // Russia’s economy. XXI century. 2001. April.

3 Медведев Д. Пять приоритетных направлений развития России // Kreml.org. 18.06.2009. MedvedevD. // Five priorities for Russia / / Kreml.org. 18.6.2009.

4 Mau V. WTO: Time to negotiate // Forbes. 2010. No 7.

5 TarrD. Russia’s WTO accession: what has been achieved, what can we expect. Washington, D.C., 2007. P. 11-13.

6 Путин В. // Ведомости. 2011. 11 апреля.

Putin V. // Vedomosti. 2011. April 11.

7 Hoekman B., Mattoo А. Development, Trade and the WTO: A Handbook. Washington, D.C., 2002. P. 221-235.

8 Скрынник Е. Поддержка сельскому хозяйству может удвоиться при вступлении России в ВТО // Финмаркет. 2010. 2 декабря.

Skrynnik E. Support to agriculture is likely to double in Russia’s accession to the WTO // Finmarket. 2010, December 2.

9 Tarr D. Ibid. P. 10.

10 Hoekman B., Mattoo А. Ibid. P. 75.

11 Stiglitz J. Globalization: disturbing trends. M., 2003. P. 281.

12 Rutherford T., Tarr D. Russia’s WTO accession: the impact on the macroeconomy, industry, labor market and household // World Bank, 2006. Pp. 1-2.

13 Набиуллина Э. // Око планеты. Новости политики. 19.9.2011.

Nabiullina E. // Eye of the planet. News of policy. 19.9.2011.

14 Набиуллина Э. // Interfax. 8.12.2010.

Nabiullina E. // Interfax. 8.12.2010.

15 Набиуллина Э. // Око планеты. Новости политики. 19.9.2011.

Nabiullina E. // Eye of the planet. News of policy. 19.9.2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.