САТТОРОВА.Х., ВЕГАА.Ю., ЗОИДОВ З.К.
РОССИЯ И ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ: АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ. ЧАСТЬ II.
Рассматриваются вопросы управления водными ресурсами как природным и социальным благом. Выявлены экономические и страховые механизмы, позволяющие обеспечить устойчивое водопользование в условиях увеличения нагрузки на водные системы, методы управления водными ресурсами, экологического страхования в странах Центральной Азии. Анализируется законодательная база и международные экологические значимые инициативы для решения проблемы обеспечения должного качества жизни людей путем снабжения их чистой водой для питья и бытовых целей. Показано, что процесс страхования вписывается в идеологию «экологического пакта», заключенного между обществом и хозяйствующими субъектами, признающими ответственность между экологической ответственностью и экономической свободой.
SATTOROVA. KH, VEGA A.SW, ZOIDOVZ. K.
RUSSIA AND CENTRAL ASIA: THE ANALYSIS OF ECONOMIC AND SOCIAL PROBLEMS OF NATURE. PART II.
The issues of water management as the natural and social good. The economic and insurance mechanisms to ensure sustainable water use in growing pressure on water systems, water management, environmental security in Central Asia are identified. The legal framework and international environmental initiatives relevant to the solution ofproviding adequate quality of life by providing them with clean water for drinking and domestic purposes are examined. It is shown that the insurance fits into the ideology of «ecological pact» signed between the society and business entities that recognize the responsibility between environmental responsibility and economic freedom.
Ключевые слова: экономика природопользования, страховые механизмы, управление, водные ресурсы, социальные блага, экологическое страхование, законодательная база, качество жизни.
Keywords: environmental economics, insurance mechanisms, management, water resources, social benefits, environmental insurance, legal framework, quality of life.
Гарантированное обеспечение водными ресурсами предполагает приоритетное решение задач обеспечения населения РФ качественной питьевой водой, создание условий для гармоничного социально-экономического развития регионов, содействие инновациям, обеспечивающим ресурсосбережение, формирование реальных предпосылок к реализации конкурентных преимуществ российского водоресурсного потенциала.
Обеспечение потребностей населения и отраслей экономики водными ресурсами будет осуществляться на основе комплексного (интегрированного) подхода к управлению использованием и охраной водных объектов, базирующегося на выявлении объективных ресурсных и экологических ограничений с учетом всех располагаемых ресурсов поверхностных и подземных вод в рамках речных бассейнов и их изменчивости, придании безусловного приоритета обеспечению питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения, открытости и вовлечении в процессе управления использованием и охраной водных объектов органов местного самоуправления, бассейновых советов, ассоциаций водопользователей и других общественных организаций.
Диапазон прогнозируемых значений потребности в водных ресурсах с учетом сценариев развития и темпов роста экономики, предусмотренных в концепции социально-экономического развития, и влияния на экономику РФ последствий мирового экономического кризиса будет определяться реальными темпами роста промышленного, сельскохозяйственного производства, энергетики и к 2020г. с большой вероятностью составит 90-100 куб. км.
Гарантированное обеспечение потребности экономики в водных ресурсах требует безусловного повышения рациональности использования ресурсов, снижения водоемкости производства промышленной и сельскохозяйственной продукции, непроизводительных потерь воды. Наибольшую актуальность это направление имеет для районов с напряженным водохозяйственным балансом, где сокращение масштабов вовлечения ограниченных водных ресурсов в экономический оборот позволяет сохранить устойчивость водных экосистем.
В результате осуществления указанных мер будут достигнуты высокие стандарты жизни населения посредством улучшения качества окружающей среды и экологических условий. Улучшение качества воды в водных объектах является важнейшим условием обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности населения, комфортных условий проживания будущих поколений жителей РФ, сохранения здоровья нации, а также сохранения естественной среды обитания водных биологических ресурсов.
Обеспечение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод включает в себя снижение рисков и минимизацию ущербов от негативного воздействия вод, обеспечение надежности гидротехнических сооружений, регулирование и регламентацию хозяйственного использования территорий, подверженных периодическому затоплению и воздействию других опасных гидрологических явлений, развитие технологий мониторинга, в том числе прогнозирования и предупреждения опасных гидрологических явлений.
Современные методы снижения ущерба от опасных гидрологических явлений, включая наводнения, требуют перехода от стратегии индивидуальной защиты объектов к комплексной системе мер, предусматривающей оценку и управление всеми рисками на основе сравнительной технико-экономической оценки вариантов защитных мероприятий и планировочных
решений. Реализация комплекса мер, направленных на повышение защищенности населения и объектов экономики от опасных гидрологических явлений, является необходимым элементом обеспечения стабильного экономического развития РФ, безопасности жизнедеятельности граждан и создания комфортных условий проживания.
В этих целях необходимо:
❖ установить прогрессивную шкалу платы за изъятие водных ресурсов сверх установленных норм водопотребления;
❖ ввести льготные ставки платы за изъятие водных ресурсов в целях функционирования систем оборотного и повторно-последовательного водоснабжения;
❖ обеспечить льготное кредитование отдельных мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации систем оборотного и повторно-последовательного водоснабжения, оросительных систем и внедрению инновационных маловодных технологий на условиях сниженных процентных ставок за кредит с использованием механизмов субсидирования и предоставлением частичной или полной компенсации процентной ставки банковского кредита и части его стоимости за счет бюджетных средств при условии, что кредиты привлекаются на приобретение современных технологий и технических средств;
❖ обеспечить на основе новейших технологических решений реконструкцию и модернизацию находящихся в государственной собственности трактов водоподачи в целях снижения потерь воды;
❖ реализовать комплекс экономических и административных мер, в том числе по дифференциации водного налога и ставок платы за забор (изъятие) водных ресурсов, стимулированию приборного учета водных ресурсов и пропаганде необходимости оборудования жилого фонда счетчиками воды, обеспечить оборудование системами учета воды вводимых объектов капитального строительства;
❖ включить забор (изъятие) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения в перечень видов платного водопользования с применением экономически обоснованных ставок платы в целях стимулирования сокращения потерь воды в агропромышленном комплексе.
Улучшение экологического состояния водных объектов возможно при реализации мер по снижению антропогенной нагрузки на водные объекты и их водосборы, восстановлению водных объектов и ликвидации накопленного экологического ущерба, а также мер по охране от загрязнения подземных вод. Основными направлениями действий, обеспечивающими снижение антропогенной нагрузки на водные объекты, являются: сокращение поступления в водные объекты загрязняющих веществ в составе сточных вод путем строительства и реконструкции очистных сооружений на предприятиях промышленности и жилищно-коммунального хозяйства, организация и очистка поверхностного стока с селитебных территорий и промышленных площадок,
обустройство зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и водоохранных зон водных объектов, осуществление противоэрозионных мероприятий на землях сельскохозяйственного назначения.
Мероприятия по снижению антропогенного воздействия на водные объекты позволят достичь высоких экологических стандартов жизни населения, сохранения здоровья граждан, улучшить состояние водных экосистем как необходимого фактора для восстановления видового разнообразия и обеспечения условий для воспроизводства водных биоресурсов.
Реализация мероприятий, направленных на рационализацию и комплексное использование водных ресурсов, позволит добиться снижения во-доемкости экономики, гарантировать питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжение населения и создать надежные условия развития промышленности, энергетики, водного транспорта и сельского хозяйства за счет эффективного использования водоресурсного потенциала страны.
Стимулирование привлечения частных инвестиций в водный сектор, в том числе в целях внедрения систем оборотного и повторно-последовательного водоснабжения, реконструкции и модернизации очистных сооружений с применением инновационных технологий, будет осуществляться путем предоставления государственной поддержки в следующих формах:
❖ субсидирование процентных ставок по кредитам, привлекаемым водопользователями для реализации проектов, связанных с внедрением чистых технологий и рациональным водопользованием;
❖ предоставление государственных гарантий по привлекаемым водопользователями займам, направляемым для финансирования инвестиций в водный сектор;
❖ установление льготных периодов в отношении платы за пользование водными объектами для водопользователей, осуществляющих инвестиции в инновации в водохозяйственном комплексе;
❖ предоставление бюджетных кредитов водопользователям.
В целом понятие качества окружающей среды тесно связано с экономическими и социальными понятиями и категориями, например, с качеством жизни, под которым понимается совокупность условий, обеспечивающих комплекс здоровья человека, соответствие среды обитания его потребностям, интегрально отражаемое средней продолжительностью жизни.
Таким образом, экологические факторы должны отражаться и учитываться через социально-экономические (экономическое благосостояние и экологическое благополучие, уровень заболеваемости населения и др.) и демографические факторы. Попытка сопоставления экологических и экономических благ находит отражение в том, что качество окружающей среды выступает важным потребительским благом. Это теоретическое положение связано с практической реализацией прав граждан на благоприятную окружающую среду, прав будущих поколений на пользование природно-ресурсным потенциалом в целях поддержания устойчивого развития.
Экономический и правовой механизм реализации этого положения связан с регулированием экологической ответственности в форме экологического страхования, возмещения ущерба, причиненного здоровью граждан загрязнением окружающей среды и др. С этих позиций качество окружающей среды рассматривается как важная экономическая категория, как своего рода товар, потребителем которого является население, проживающее на определенной территории, промышленность и другие сферы экономики, а также как фактор обеспечения экологически устойчивого развития экономики на перспективу.
Очевидно, что качество окружающей среды является важнейшим потребительским благом, поэтому экологические блага могут и должны сопоставляться с экономическими. Речь идет, прежде всего, о гарантировании и обеспечении конституционного права граждан на здоровую и благоприятную окружающую среду. Следует отметить, что в ряде стран принимаются эффективные меры по применению экономических инструментов регулирования экологической политики [5,11-12].
Рис. 1. Процесс формирования и усиления водного дефицита
В последние десятилетия проявляется ряд негативных тенденций, связанных с исчерпанием отдельных видов природных ресурсов, усилением дефицита природных благ, прежде всего - доступных к использованию водных
ресурсов. Процесс формирования и усиления водного дефицита показан на рис. 1.
В данном случае предложенная В.И. Даниловым-Данильяном схема [3] дополнена влиянием складывающегося дефицита на отдельные природные блага на усиливающиеся процессы миграции населения с учетом экологических факторов.
Экологические ресурсы входят в физические системы, которые выполняют ряд основных жизненно важных функций. Характерной особенностью этих ресурсов является то, что они, в основном, обеспечивают услуги в форме благ для общества в целом.
Как показывает анализ, в ряде стран ЦА уже фактически сложился дефицит водных ресурсов, что может иметь существенные негативные социально-экономические последствия, в том числе - в виде усиления процессов миграции (внутристрановой, межстрановой) населения. Данный процесс может представлять собой существенную угрозу безопасности жизнедеятельности населения в данном регионе, в том числе - и угрозу экологической миграции в Россию.
Анализ социально-экономических факторов эластичности применительно к природным благам позволяет сделать вывод о том, что большинство природных благ, выполняющих физиологические функции (например, чистая питьевая вода, воздух для дыхания, необходимые продукты питания и пр.), практически не имеют благ - заменителей. Этот статус всеобщей собственности на указанные природные факторы сопровождается и относительной доступностью их использования жителями или экономическими субъектами. Эта доступность в сочетании с трансграничным характером указанных природных благ, высокой «ранимостью» обуславливают высокую степень риска возникновения в результате хозяйственной деятельности экодеструктивных процессов, в том числе связанных с такими экономическими и социальными явлениями, как миграция населения. Особенно это характерно для районов с трудоизбыточным населением, для районов с высокой плотностью населения и районов, испытывающих дефицит природных благ (земли, для сельскохозяйственной деятельности, территории как пространственного ресурса, чистой воды и т.д.). Указанное положение характерно, например, для территории Ферганской долины в Узбекистане.
Из вышеизложенного следует целесообразность более тщательного изучения и разработки международных мер по влиянию дефицита природных благ на миграционные процессы.
Следует учитывать, что экологические перегрузки стали лимитирующим фактором экономического развития и благосостояния населения. Напряженность во взаимоотношениях между жителями разных регионов одной страны или между народами разных стран способны вызвать и такие неблагоприятные экологические изменения, как наступление пустынь, эрозия почв, вырубка лесов, загрязнение водной и воздушной среды и т.п. Одной из новых эколого-экономических проблем, требующих своего решения, являются «экологические беженцы», т.е. это та категория людей, которая хочет из-
менить местожительство по причине плохого состояния окружающей среды и экологического неблагополучия [5]. К 2010 г. в мире насчитывалось более 90 млн. человек «экологических беженцев», их рост составляет 6-8 млн. ежегодно. Причинами такого явления являются засухи, нехватка пресной воды, изменение климата, демографические перегрузки, вырубка лесов и др.
В Экологической доктрине РФ [14] к числу основных глобальных факторов дестабилизации природной среды, которые либо проявляются в РФ, либо оказывают на нее негативное воздействие, отнесены: рост потребления природных ресурсов при их сокращении; рост населения планеты при сокращении пригодных для обитания территорий; деградация основных компонентов биосферы; изменения климата; сокращение биологического разнообразия; возрастание экологического ущерба от стихийных бедствий и техногенных катастроф и др. К примеру, в странах ЦА - это производство хлопка. Как правило, монокультуры быстро истощают почву, возникают экологические проблемы в связи с использованием химических удобрений и средств защиты растений.
В табл. 2 оказана динамика лесистости территории в некоторых стра-нах Центральной Азии и России.
Таблица 2
Лесистость территории некоторых стран ЦА и России_
Страна Лесные земли в процентах от общей площади земель, %
2000 2005
Россия 51,6 52,2
Казахстан 6,7 7,0
Киргизия 6,1 6,2
Таджикистан 3,9 3,9
Туркмения 8,8 8,8
Узбекистан 7,6 9,9
Источник: Охрана окружающей среды в России. 2010. Статистический сборник, с.
284.
Дисбаланс потребностей на природные блага и состояния окружающей среды ведет к тому, что через соотношения спроса и предложения устанавливаются цены на товары и услуги, в том числе на природные ресурсы и использование экологических благ, не соответствующие их объективным экономическим оценкам. В свою очередь отсутствие и незрелость экологических потребностей приводят к тому, что природные ресурсы получают социально-экономическую оценку только в случае их хозяйственного использования. Вместе с тем при эксплуатации любого природного ресурса и объекта воздействию подвергается целый ряд пространственно связанных с ним видов природных благ. А поскольку такое воздействие в соответствии с традиционными представлениями ничего не стоит производителю, у него не возникает необходимой экономической мотивации и потребности бережно относиться к этим природным благам. Ситуация может усугубиться взаимосвязанностью экономических, экологических, социальных и политических проблем, что приводит к росту безработицы, особенно в трудоизбыточных регионах
стран ЦА, сокращению доходов населения, недоеданию, росту заболеваемости и снижению качества жизни населения.
К числу новых глобальных экологических проблем также относится нехватка чистой питьевой воды. В современном мире доступа к чистой воде лишены 1,4 млрд. человек и ситуация продолжает ухудшаться. Учитывая тот факт, что в ближайшие десятилетия население планеты увеличится примерно на 3 млрд. человек, проблема производства достаточного количества продовольствия приобретает особую значимость. По мнению специалистов, необходимо повысить продуктивность сельского хозяйства, используя новейшие биотехнологии и избегая вырубки лесов. Нехватка воды и природных ресурсов может обернуться серьезными межгосударственными конфликтами [14]. Такие актуальные проблемы, как демографический рост, интенсификация хозяйственной деятельности и рост промышленного производства, глобальное изменение климата, урбанизация и прочее приводят к истощению водных ресурсов. Сегодня в мире один человек потребляет в среднем в два раза больше воды, чем в 1900г., и эта тенденция продолжится в связи с изменением привычного потребления в странах с развивающейся экономикой.
В докладе ООН по окружающей среде (ЮНЕП), представленном в августе 2011г. в Стокгольме, где проходила Всемирная неделя воды, отмечается, что уже через два десятилетия мир столкнется с водным кризисом. Именно к 2030 году эксперты прогнозируют, что спрос на водные ресурсы превысит предложение. Это чревато тем, что существенно возрастет число жителей планеты, которые не будут иметь доступа к чистой и качественной питьевой воде и основным санитарно-гигиеническим услугам. Для этих целей, на наш взгляд, целесообразно вести статистику экологических мигрантов (беженцев), проводить соответствующие статистические наблюдения и обследования мигрантов, изменивших свое местожительство по экологическим и связанным с ними социальным проблемам (загрязнение окружающей среды, ограниченность и истощение природных ресурсов, нехватка чистой воды, изменение климата, опустынивание и т.д.).
В 2011 г. исполняется 20 лет c момента разработки и реализации хозяйственного механизма природопользования и охраны окружающей среды в РФ и в других государствах бывшего СССР [2]. По мнению отечественных и иностранных специалистов, в указанный период впервые в мировой практике были разработаны и внедрены в масштабе страны эколого-экономические методы природопользования [5]. В России это нашло отражение, в частности, в постановлении Правительства РФ от 9 января 1991г. №13 «Об утверждении нормативов платы за выбросы загрязняющих веществ в природную среду и порядка их применения», что явилось инновационным качественным прорывом в методологии экономического регулирования в сфере рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Следует отметить, что в ходе экономического эксперимента по отработке методических подходов по взиманию данной платы и формированию системы фондов охраны природы активное участие принимали республики бывшего СССР -Украина и Таджикистан [1].
Разработанные в тот период экономические нормативы природопользования позволили в России установить в 1991 г. плату для всех предприятий и организаций за выбросы вредных ингредиентов в атмосферу, за сбросы в водные объекты и размещение отходов производства и потребления, были образованы внебюджетные экологические фонды: федеральный, региональные (республиканские, краевые, областные) и городские [4]. Данные разработки нашли законодательное подтверждение в федеральных законах: «Об охране окружающей природной среды» (1991 г.), «Об охране окружающей среды» (2002 г.), «Об отходах производства и потребления» (1995) и других нормативно-правовых актах.
Внедрение механизма платности природопользования, совершенствования системы экологического нормирования и государственного экологического контроля положительно сказалось на качестве окружающей среды и экологической безопасности (в 1990г. в России - выбросы от стационарных источников составляли 35 млн. т., в 2009 - около 20 млн. т). В настоящее время ощущается потребность и возникла необходимость в продолжении и развитии совместных эколого-экономических исследований аналогично тем, которые проводились в начале 90-х годов. Речь идет о возрождении научного и практического сотрудничества ученых и специалистов и взаимодействия в области экологической экономики в рамках ранее существующего единого экологического пространства [3,6].
К перспективным направлениям сотрудничества России и стран ЦА следует отнести оценку и компенсацию экологического вреда, развитие экологического страхования, финансовые и налоговые инструменты охраны окружающей среды, разработку методов адаптации экономики к климатическим изменениям и др.
Как показывает анализ, водная безопасность является существенным фактором в обеспечении качества жизни человека. Об этом говорят исследования Всемирного банка и ЮНЕП. Воздействие на качество жизни является функцией экологических изменений, потенциала общества и уязвимости экономики. Исследования, проведенные для различных стран, показали, что дефицит пресной воды, обезлесение и деградация земель сами по себе или в сочетании с высокой плотностью населения увеличивают риск социальной напряженности в обществе [3].
Развитие экономических, финансовых и страховых инструментов в сфере природопользования и охраны окружающей среды, включая развитие рынка новых страховых продуктов, экономического стимулирования рационального природопользования, создание страховых экологических фондов, предоставление гарантий компенсации причиненного вреда и другие будут способствовать устойчивому использованию водных ресурсов как элемента природного капитала и социального блага в странах ЦА.
Нехватка рабочих мест в данном трудоизбыточном регионе ведет к тому, что сотни тысяч граждан Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана вынуждены искать работу в России и в других странах, чтобы выжить. В этих условиях для разрешения конфликтной ситуации в сфере природопользова-
ния в части использования водных ресурсов трансграничного характера на территории, подверженной различным рискам природного и антропогенного характера, целесообразно применить механизмы обязательного экологического страхования.
Таким образом, проведенное исследование показывает, что процесс страхования в данном случае вписывается в идеологию «экологического пакта», заключенного между обществом и хозяйствующими субъектами, признающими ответственность между экологической ответственностью и экономической свободой [6].
_Литература_
1. Актуальные вопросы применения механизма биржевой торговли для решения водно-энергетических проблем стран Центральной Азии Аналитический доклад. - М.: Институт развития фондового рынка, 2009.
2. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2009 году». - М.: AHO «Центр международных проектов», 2010. - 524 с.
3. Данилов-Данильян В.И. Водные ресурсы мира и перспективы водохозяйственного комплекса России. - М.: Институт устойчивого развития / Центр экологической политики России, 2009. - 88 с.
4. Данилов-Данильян В.И. Дефицит пресной воды и мировой рынок // Водные ресурсы, 2005, Т. 32, №5. - С. 625-633.
5. Лукьянчиков H.H., Потравный И.М. Экономика и организация природопользования. Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. - М.:: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 687 с.
6. Моткин Г.А. Экологическое страхование в посткризисном экономическом развитии стран Центральной Азии и России// Миграционный мост между Центральной Азией и Россией в условиях экономического кризиса. Материалы II межд. симпозиума. - М.: Экономическое образование, 2010. - с. 301-303.
7. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года», принятые Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008г., N 1663-р. www.kremlin.ru
8. Охрана окружающей среды в России. 2010. - М.: Росстат, 2010. - 303 с.
9. Перелет P.A. Вода - право человека или рыночный товар?// Государственное управление ресурсами, 2006, №3 (март).
10.Порфирьев Б.Н. Экономическое измерение гармонии человека и природы.
- Москва: Анкил, 2010. - 52 с.
11.Потравный И.М., Сатторов А.Х. Перспективы сотрудничества России и Таджикистана в области экологической экономики // Энергоэффективность экономики и экологическая безопасность: теория и практика. Материалы 11-й межд. конф. Российского общества экологической экономики.
- М.: Экономика, 2011. - с. 70.
12.Сатторов А.Х., Зоидов З.К. Экономические и страховые механизмы управления водными ресурсами как социальным благом //Региональные проблемы преобразования экономики, 2011.- №3.- с.215-222.
13.Экологическая доктрина Российской Федерации. - М.: Государственный центр экологических программ, 2002. - 40 с.
14.Экологические конфликты в современной системе природопользования/ под ред. С.Н. Бобылева и В.В. Сабадаша. Сумы: Университетская книга, 2010. - 352 с.
15.Webber, Michael E. The water intensity of the transitional hydrogen economy. Environmental Research Letters, 20 September 2007.