способность к гибридизации, наличие актуальной проблемы, диалоговость, массовость. Популярность телевизионных шоу объясняется выявленными нами причинами, которые основывается на психологии человека, а также на менталитете, это позволяет сделать вывод о том, что востребованность шоу не временное явление, это новый вид зрелищ, который требует дальнейшего изучения.
Список литературы
1. Гуленко, П. В. Проблемы классификации современных телепередач: сущностные характеристики формата «ток-шоу» [Текст] / П. В. Гуленко, Ю. И. Долгова // Вестн. РУДН. Сер. Литературоведение, журналистика. - 2016. - № 3. - С 102-109.
2. Кондратьева, Н. Е., Мордовина, Л. В. Ток-шоу как жанр современной массовой культуры [Текст] / Н. Е. Кондратьева, Л. В. Мордовина // Аналитика культурологии. -2008. - С. 205-210.
3. Кузнецов, Г. В. Как работают журналисты ТВ [Текст] / Г. В. Кузнецов // М. : Изд-во Моск. ун-та, 2003. - 224 с.
4. Мальковская, И. А. Многоликий Янус открытого общества: опыт критического осмысления ликов общества в эпоху глобализации [Текст] / И. А. Мальковская. - М. : КомКнига, 2005. -272 с.
5. Миронов, В. В. Коммуникация глобальная [Текст] / В. В. Миронов. - М. : Радуга, 2003. - 1327 с.
6. Мясникова, Л. А. Визуальная репрезентация повседневности в современном медиаобществе [Текст] / Л. А. мясникова, А. В. Дроздова, Ю. В. Архипова // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 19 - С. 168-172.
7. Новикова, А. А. Современные телевизионные зрелища: истоки, формы и методы воздействия [Текст] / А. А. Новикова. - СПб. : Алетейя, 2008. - 208 с.
8. Цвик, В. Л. Телевизионная журналистика: история, теория, практика [Текст] / В. Л. Цвик. - М. : Аспект Пресс, 2004. - 382 с.
Никитина Анастасия Евгеньевна - магистрант факультета журналистики Челябинского государственного университета.
Электронная почта: [email protected]
Научный руководитель: Антропова Вера Владимировна - кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций Челябинского государственного университета.
DOI 10.24411/2070-0717-2019-10130 И. Н. Тшчева
Белгородский государственный национальный исследовательский университет Белгород (Россия)
РОССИЯ И ПОЛЬША: ДИАЛОГ КУЛЬТУР НА СТРАНИЦАХ ЖУРНАЛА «НОВАЯПОЛЬША» (ПРОБЛЕМАТИКА И ОСНОВНЫЕ ИДЕИ)
Диалог культур - важнейший инструмент движения обществ к взаимному пониманию, уважению и развитию. Русскоязычный журнал «Новая Польша», основателем (1999 г.) которого является польский публицист, «проповедник духа свободы» Ежи Гедройц, и
задумывался как площадка для публичного общения людей, готовых к непредвзятому осмыслению общего опыта истории и культуры народов России и Польши. Сегодня журнал жестко заявляет свою позицию по ключевым проблемам русско-польского диалога. Эта позиция и становится в статье непосредственным предметом рассмотрения.
Ключевые слова: межкультурная коммуникация, диалог, СМИ, культура, ценности.
Особую актуальность в современном мире приобретает проблема межкультурного диалога, который позволяет понять ценности других культур, жизненные принципы тех людей, которые их представляют. Диалог культур является необходимой формой взаимодействия людей в той цивилизации, в которой рождается сознание общечеловеческого родства. По мнению Межуева, это исторический процесс, поскольку люди веками тем или иным образом вступали во взаимодействие друг с другом [6. С. 375]. В процессе коммуникации особое место занимает поведение отдельного индивида. Каждый человек может одновременно принадлежать к различным социальным группам и институтам: семья, трудовой коллектив и т. д. В сознании индивида содержатся индивидуальные, социально-групповые, национальные и универсальные знания. Все эти знания играют значимую роль в коммуникативном поведении человека [3. С. 234]. Участникам коммуникации следует проявлять толерантность, а также им стоит быть готовыми к принятию новых или уже существующих культур [1. С. 363].
Роль СМИ в создании условий, необходимых для полноценного диалога между культурами, является чрезвычайно важной. Многие государства используют прессу для сглаживания межнациональных конфликтов [7. С. 176], а ученые стали отмечать необходимость создания единого информационного поля для страны [4. С. 15]. «Чтобы выжить в современном мультикультурном мире, необходимо через СМИ формировать дискурс гуманизма, уважения другого и признания неизбежной и необходимой инаковости другого и других, корректности в отношениях с партнерами и совместной ответственности, настроенности на конструктивное взаимодействие и движение к согласию через диалог» [5. С. 314-315]. Само понятие «мультикультурализм» сегодня находится в поле зрения многих исследователей. В обществе активно обсуждаются вопросы роли и позиции СМИ в сохранении самобытных культур и обеспечении межкультурной коммуникации [2; 8; 10].
Как одно из таких изданий позиционирует себя журнал «Новая Польша», предназначенный для тех поляков и россиян, которым важны принципы и ценности межкультурного диалога, а также для тех, кого интересует общественная и культурная жизнь современной Польши. Задача издания - создавать условия для полноценного диалога культур [11. С. 226]. Издание журнала «Новая Польша» осуществляется Польской Национальной библиотекой при финансовой поддержке Министерства Культуры Польши.
В основном журнал доступен по подписке, однако он распространяется также в публичных и университетских библиотеках Российской Федерации, на факультетах русистики и славистики Западной Европы и США. В розничную продажу попадает лишь малая часть тиража.
Около трети материалов представлены в виде перепечатанных и переведенных публикаций из других польских СМИ. Значительное место в журнале также занимают литературные произведения и публицистика. Среди авторов встречаются как россияне, так и поляки.
Журнал «Новая Польша» ставит перед собой цель объективного отражения межкультурных отношений России и Польши, а также освещение актуальных тем и проблем, имеющих широкий общественных интерес. Аналитичность и оценочные суждения авторов предоставляют читателям различные точки зрения на те или иные
события, касающиеся диалога Польши с другими странами. Задача издания заключается в транслировании ценностей разных культур. Отметим, что в журнале есть отдельный раздел «Польша-Россия», что можно отметить как одну из особенностей форм подачи материалов.
Популярность издания «Новая Польша» обусловлена общественно-политической направленностью журнала и актуальностью обсуждаемых тем. «Новая Польша» представляет различные точки зрения на те или иные вопросы, в особенности на процесс ведения диалога культур России и Польши. Издание охватывает темы политики, экономики, искусства, межэтнических и межполовых отношений, молодежи и т. д.
Отталкиваясь от исторического опыта Польши, России и стран Западной Европы, редакция незамедлительно реагирует на различные изменения в исторической ситуации и общественном сознании. Возможно, именно этот факт позволяет журналу «Новая Польша» быть участником межкультурного диалога.
После распада Советского Союза в российско-польских отношениях ощущается напряжение, вызванное разными социально-политическими обстоятельствами жизни.
Важно место в журнале занимают публикации, посвященные вопросам веры. Польша -католическая страна, она защищает ценности католицизма. Как пишет А. В. Полонский, «в журнале формируется образ Польши как католической страны, являющейся эталоном веры для всех народов» [9. С. 462]. В течение нескольких последних десятилетий отношения между Русской православной и Римско-католической церковью обострялись, однако, несмотря на разногласия, межцерковные отношения, как показывают публикации журнала, понемногу налаживаются: «Визит Патриарха имеет духовное измерение. Он обращен к общим корням и христианским ценностям, которые должны объединять оба наших народа. Визит дает надежду, что у нас есть на чем строить польско-российское примирение. Открывает новое измерение в мышлении о будущем отношений между нашими народами» (Новая Польша. 2012. № 9).
На страницах журнала представлена полемика на различные политические темы, связанные с Россией и Польшей. Межгосударственные отношения этих стран особенно осложнились после вступления Польши в НАТО и Евросоюз. Некоторые политологи, такие как С. Хантингтон, опасались конфликта с Россией после вступления в ЕС. Россия в это время воспринимает Польшу как сторонника «антироссийской» линии, которой более близки взгляды США.
Взаимоотношения России и Польши рассматриваются журналом и с точки зрения исторического аспекта. Для того чтобы наладить диалог между странами, необходимо знать не только культуру, но и историю друг друга. Журнал «Новая Польша» является одним из источников информации об истории и культуре Польши. Журнал «Новая Польша» отмечает те российские исторические личности, которые внесли тот или иной вклад в польскую историю и повлияли на развитие этого государства, например, царя Александра I: «Самодержавные реформы Александра в значительной степени вытекали из традиций царской власти. Невзирая на то, что император самолично дал полякам конституцию, он рассматривал ее скорее в категориях политического эксперимента, нежели навеки обязывающего и ограничительного документа» (Новая Польша. 2012. № 3).
Не остаются без внимания вопросы экономических отношений между Россией и Польшей. В частности, они касаются торговли и экспорта товаров. Россия является одним из основных рынков экспорта для Польши, также она занимает лидирующее место в поставке энергоресурсов полякам. Польша активно сотрудничает с российской транснациональной энергетической компанией «Газпром»: «В польских сланцах может находиться 4,2 трлн. м3 газа, - провозгласило одно из агентств американского правительства. Это на одну пятую меньше, чем оно оценивало двумя годами раньше. «Газпром» возвещает о смерти сланцев. Тот отчет американского правительственного
Агентства энергетической информации (АЭИ, или Е1А) двухлетней давности вызвал в Польше эйфорию, так как оценил наши запасы газа в сланцах аж в 5,3 трлн. м3» (Новая Польша. 2013. № 7-8).
Кроме того, диалог культур между Россией и Польшей затрагивает вопросы толерантности. В 1993 году был создан экуменический фонд «Толерантность». Основной идеей фонда является уважение к конфессиональным, национальным, этническим, культурным и религиозным особенностям различных групп населения. Весьма актуальными являются вопросы построения межнациональных и международных отношений, основанных на равноправии участников межкультурного диалога.
С 2009 года в Польше проводят ежегодный Фестиваль диалога четырех культур. Целью фестиваля является объединение общего наследия поляков, немцев, евреев и русских. В журнале «Новая Польша» отмечается, что организаторы данного мероприятия стараются построить диалог между теми, кто впитал в себя особенности всех четырех культур: «...в Лодзи, поверх этнического деления, возник зародыш гражданского общества. Бжоза видит его источник в не отравленном шовинизмом подходе ее жителей к национальному вопросу. Объединить их должна была идея кооперации, вытекающая из особенностей происхождения города как промышленного центра, в который стянулись представители разных национальностей» (Новая Польша. 2013. № 11).
Межкультурный диалог России и Польши затрагивает также сферу образования и науки. В публикациях журнала освещается, например, сотрудничество Института Центрально-Восточной Европы (г. Люблин) и Института всеобщей истории РАН. Проект включает создание различных учебных пособий, хрестоматий и курсов лекций, то есть тех научных и учебно-методических пособий, которые дадут возможность как россиянам, так и полякам лучше представить другой стороне свой культурный и исторический опыт, обменяться в диалоговом режиме своими точками зрения на те или иные события: «Главная цель - снятие предубеждений и негативных стереотипов в отношениях России и Польши. В мае этого года был создан Центр истории Польши и российско-польских отношений. То обстоятельство, что он находится в стенах Института всеобщей истории, позволяет исследовать двусторонние отношения в европейском контексте» (Новая Польша. 2012. № 9).
Отметим, что на сегодняшний день существует российско-польская магистратура. В центре внимания такой магистратуры лежит изучение вопросов истории двух государств, а также их соседей. Обучение по программе русско-польской магистратуры дает возможность стажироваться в университетах обоих стран.
Для преодоления политических и идеологических барьеров между государствами необходимо также рассматривать диалог стран в сфере культуры, науки и искусства. «Новая Польша» актуализирует вопросы сохранения как польского, так и русского культурного наследия. Рассматривая произведения культуры прошлого и настоящего, журнал позволяет наладить диалог не только между странами, но и между поколениями. Изучение истории и культурного наследия России и Польши дает этим двум странам возможность для построения полноценного диалога культур.
Таким образом, журнал «Новая Польша» является площадкой для размышления о политических, экономических и других актуальных вопросах современности. Он вносит свой вклад в развитие и расширение этого диалога, может быть, не всегда, к сожалению, проявляя столь необходимую (и не только сегодня!) беспристрастность оценок.
Список литературы
1. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества [Текст] / М. М. Бахтин. - М., 1986. - 363 с.
2. Гербер, А. Роль СМИ в глобальном диалоге культур [Электронный ресурс] /
A. Гербер. - URL: http://www.lihachev.ru/pic/site/files/lihcht/20 1_Sbornik/Tom_1/005_ Sekcia_5/002_GerberA.pdf (дата обращения: 30.06.2019).
3. Гришаева, Л. И., Цурикова, Л. В. Введение в теорию межкультурной коммуникации [Текст] / Л. И. Гришаева, Л. В. Цурикова. - Воронеж, 2006. - 234 с.
4. Ковалева, М. М. Государственные СМИ в условиях глобализации [Текст] / М. М. Ковалева // Межкультурная коммуникация в современном мире: роль СМИ. -Екатеринбург, 2014. - С. 15-18.
5. Лысакова, И. П. Социолингвистическое исследование советской прессы: теория и практика [Текст] : монография / И. П. Лысакова. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2019. - 335 с.
6. Межуев, В. М. Идея культуры. Очерки по философии культуры [Текст] /
B. М. Межуев. - М. - 2006. - 406 с.
7. Мошняга, Е. В., Рябова, Е. Л. Политика диалога культур и цивилизаций (на примере сотрудничества России и Италии) [Текст] / Е. В. Мошняга, Е. Л. Рябова // Этносоциум и межнациональная культура. - 2015. - № 1 (79). - С. 179-186.
8. Панченкова, Е. Журнал «Новая Польша»: русскоязычное польское издание [Текст] / Е. Панченкова // Белгородский государственный университет. - № 10 - С. 225-228
9. Полонский, А. В. Медийные образцы Польши и России на страницах журнала «Новая Польша»: диалог заинтересованных [Электронный ресурс] / А. В. Полонский. -URL: http://dspace.bsu.edu.rU/bitstream/123456789/13160/1/Polonskiy_Mediynye_ 0brazy_09.pdf (дата обращения: 30.06.2019).
10. Полонский, А. В., Глушкова, В. Г. Культура и человек в условиях глобализации [Текст] / А. В. Полонский, В. Г. Глушкова // Психологические знания в современном мире // Материалы международной научно-практической и научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава и аспирантов. - Белгород, Белгородский университет кооперации, экономики и права. - 2016. - С. 268-274.
11. Савинова, О. Н. Влияние СМИ на процесс межкультурной коммуникации в современном обществе и подготовка журналистских кадров [Текст] / О. Н. Савинова // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. - 2016. - № 4. - С. 222-226.
Список источников
1. Гетка-Кениг, М. Александр и поляки [Текст] / М. Гетка-Кениг // Новая Польша. -2012. - № 3.
2. Кублик, А. Польские сланцы [Текст] / А. Кублик // Новая Польша. - 2013. - № 7-8.
3. Мастеров, В. Преодолеть инерцию враждебности [Текст] / В. Мастеров // Новая Польша. - 2012. - № 9.
4. Мельников, И. «Катынский лабиринт» и Белоруссия [Текст] / И. Мельников // Новая Польша. - 2012. - № 2.
5. Новотник, Н., Розвуд, П. Католики и православные: начало долгожданного диалога [Текст] / Н. Новотник, П. Розвуд // Новая Польша. - 2012. - № 9.
6. Хабера, А. Фестиваль «Лодзь четырех культур» [Текст] / А. Хабера // Новая Польша. - 2013. - № 11.
Ткачева Ирина Николаевна - студентка факультета журналистики Института общественных наук и массовых коммуникаций Белгородского государственного национального исследовательского университета.
Электронная почта: [email protected]
Научный руководитель: Полонский Андрей Васильевич - доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой журналистики Белгородского государственного национального исследовательского университета.
Электронная почта: [email protected]
Ш1 10.24411/2070-0717-2019-10131 н. А. Чумаколенко, Т. Н. Савченко
ГБОУ СОШ № 546 Санкт-Петербург (Россия)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИКТИ МЕДИАТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ИСКУССТВО»
В школьном образовании активно разрабатываются концепции модернизации предметных областей. Содержание и технологии предметной области «Искусство» подвергаются существенным изменениям и сокращениям в учебной нагрузке. Язык искусства сложен и многогранен. Он обращен не к разуму, а к чувствам, к душевным переживаниям ребенка, позволяет создать необходимые условия для творческой самореализации.
Сущность представленной медиаобразовательной технологии заключается в поиске экстенсивных ресурсов/медиатекстов, которые обладают метапредметными связями и объективно оцениваются школьниками как привычный продукт массмедиа, потребляемый ими за пределами школы и не доставляющий им дискомфорта.
Ключевые слова: интеграция, Интернет, ИКТ, медиатекст, медиаобразовательная модель, медиакомпетентность, мировая художественная культура, школьник.
В настоящий момент содержание и технологии образования подвергаются существенным изменениям. Активно разрабатываются концепции модернизации предметных областей. Уже сейчас реализуются концепции школьного филологического образования, школьного математического образования, школьного географического образования, школьного технологического образования, школьного образования в сфере иностранных языков, внедрен историко-культурный стандарт.
Подготовлены проекты по другим предметным концепциям, в том числе Концепции преподавания предметной области «ИСКУССТВО» в Российской Федерации.
ГБОУ СОШ № 546 г. Санкт-Петербурга с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла с января 2018 года работает в статусе районного Центра инновационного поиска по теме: «Проектирование образовательных маршрутов обучающихся в условиях введения концепции преподавания предметной области «Искусство»». Данная тематика имеет непосредственное отношение к нашему образовательному учреждению, поскольку в учебном плане значительное количество часов отводится на предметы художественно-эстетического цикла. Это изобразительное искусство и музыка с 1 по 7 класс, интегрированный предмет «Искусство» в 8-9 классах, мировая художественная культура в 5-11 классах, причем, в 10-11-х классах МХК изучается на профильном уровне. Реализация программ предметной области «Искусство» продолжается во внеурочной деятельности и в дополнительном образовании (музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!», «Русский быт», история и культура СПб, «Споемте, друзья», «Драматические игры», «Композиция», изостудия «Колонок», театральная студия «СКАТ» и другие).