5.5.4 Международные отношения,
глобальные и региональные исследования
(политические науки)
International Relations, Global and Regional Studies
5.1.3 Частно-правовые (цивилистические) науки
(юридические науки)
Private Law (Civil)
5.1.5 Международно-правовые науки
(юридические науки)
International Law
DOI: 10.33693/2223-0092-2024-14-4-138-144 УДК: 327.57 ГРНТИ: 11.25.67 EDN: PULJTX
Россия и Китай в международном цифровом пространстве
Лю Цзяа ©, Д.В. Пэвловь ©
Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Российская Федерация
a E-mail: [email protected] ь E-mail: [email protected]
Аннотация. Цель исследования. В статье рассматривается взаимодействие России и Китая в цифровом пространстве и как это влияет на международные отношения в целом. Целью исследования является анализ стратегий и политик России и Китая в области цифровых технологий, включая инициативы, касающиеся кибербезопасности, защиты данных и цифрового суверенитета. Это необходимо для прогнозирования тенденций и потенциальных изменений в международном цифровом пространстве с учетом растущего влияния России и Китая, а также их возможные стратегии в глобальной арене. Выводы. В результате проведенного исследования авторы приходят к выводу, что в условиях нарастающей многополярности мирового порядка Россия и Китай стремятся расширять свое влияние в международном цифровом пространстве, что подразумевает использование различных стратегий, направленных на усиление своей роли в глобальной экосистеме технологий. Авторы делают вывод, что сотрудничество между Россией и Китаем в цифровой сфере становится все более тесным, что может стать значительным фактором в изменении баланса сил в глобальной политике. Оба государства, используя свои уникальные модели управления и подходы к цифровым технологиям, имеют возможность влиять на формирование международных норм и правил в этой области. Результаты исследования подчеркивают важность государственной политики для определения основных вызовов и рисков, связанных с цифровым сотрудничеством между Россией и Китаем, включая кибератаки, утечку данных и вопросы конфиденциальности.
Ключевые слова: цифровые технологии, национальная безопасность, многополярность, цифровой суверенитет, кибербезопас-ность, международные отношения
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ: Лю Цзя, Павлов Д.В. Россия и Китай в международном цифровом пространстве // Социально-политические науки. 2024. Т. 14. № 4. С. 138-144. DOI: 10.33693/2223-0092-2024-14-4-138-144. EDN: РиШХ
ч_/
DOI: 10.33693/2223-0092-2024-14-4-138-144
Russia and China in the International Digital Domain
Liu Jiaa ©, D.V. Pavlovb ©
Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan, Russian Federation
a E-mail: [email protected] b E-mail: [email protected]
Abstract. The purpose of the research. The article discusses interaction of Russia and China in the digital space and its impact on international relations. The purpose of the study is to analyze the strategies of Russian Federation and China in the digital technologies sphere, including cybersecurity, data protection and digital sovereignty. It is important to predict trends and potential changes in the international digital space, taking into account the growing influence of Russia and China, as well as their possible strategies in the world scene. Results. As a result of the research, the authors come to the conclusion that in the context of an increasingly multipolarity, Russia and China are seeking to expand their influence in the international digital space, which implies the use of various strategies aimed at strengthening their role in the global technology ecosystem. The authors conclude that cooperation between Russia and China in the digital sphere is becoming increasingly close, which can become a significant factor in changing the balance of power in global politics. Both states, using their unique governance models and approaches to digital technologies, have the opportunity to influence the formation of international norms and rules in this area. The study findings highlight the importance of public policy in identifying key challenges and risks associated with digital cooperation between Russia and China, including cyberattacks, data leaks and privacy issues.
Key words: digital technologies, national security, multipolarity, digital sovereignty, cybersecurity, international relations
ВВЕДЕНИЕ
Современные международные политические преобразования неизменно связаны с научными и технологическими инновациями. Технологический прогресс влияет на многие аспекты международных отношений, включая безопасность, экономику, коммуникацию и культуру. Внешняя и внутренняя политика стран все чаще использует цифровизацию для повышения эффективности управления и улучшения качества жизни граждан. Цифровые технологии открывают новые возможности для взаимодействия государственных органов с населением, например, через электронные услуги и платформы для обратной связи.
Принимая во внимание тот факт, что политика государств все больше подстраивается под цифровую реальность, релевантным становится вопрос всестороннего медиа-технологического обмена между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой - мировым лидером в сфере международных отношений, нацеленных на защиту и продвижение своих интересов во всех существующих областях внешней политики. Россия и Китай, обладающие достаточно развитой цифровой инфраструктурой [2], активно развивают свои цифровые экосистемы и внедряют новые технологии в различных сферах - от экономики и безопасности до культуры и образования.
Однако необходимо учесть, что в условиях стремительного развития цифрового пространства государ-
ственные структуры, как в России, так и в Китае, сталкиваются с рядом вызовов. Быстрое появление новых технологий, таких как блокчейн, искусственный интеллект, интернет вещей и автоматизированные системы управления, требует от правительств гибкого подхода и оперативной реакции. В связи с этим важно продолжать научную дискуссию о функционировании России и Китая в международном цифровом пространстве.
РОССИЯ И КИТАЙ НА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АРЕНЕ
Цифровая экономика изменила традиционный способ экономического роста и торговых моделей, став важным двигателем глобальной экономической трансформации и роста. Поскольку уровень информатизации и развития цифровой экономики в странах и регионах вдоль инициативы «Один пояс, один путь» значительно различается, сотрудничество в области строительства информационной инфраструктуры и цифровой трансформации остается важным направлением для Китая и России в будущем [4]. Подписанное 21 марта 2023 г. совместное заявление КНР и РФ ознаменует собой новый этап в их стратегическом партнерстве, особенно в контексте цифровой экономики. Углубление отношений в этой сфере может привести к значительному увеличению инвестиций, развитию новых технологий и совместных проектов, что в свою очередь окажет положительное влияние на рост обоих государств.
Наиболее важным в данной сфере представляются
основные направления экономического сотрудничества.
1. Торговля и инвестиции. Россия и Китай стремятся расширить объем двусторонней торговли. На первом месте у данных стран выступает сотрудничество в сфере информационно-коммуникационных технологий [8]. Это включает в себя как торговлю товарами, так и услугами в данной области. Также можно отметить, что Китай является одним из крупнейших торговых партнеров России, особенно в области энергетических ресурсов.
2. Технологическое сотрудничество, которое заключается в том, что оба государства работают над совместными проектами в высоких технологиях, включая разработку и внедрение технологий 5G, искусственного интеллекта и обработки больших данных. В этом ключе важно отметить, что Китай и Россия все активнее координируют свою деятельность, проводя совместные учения, обширный обмен технологиями и персоналом [13]. Такое активное взаимодействие между двумя странами имеет значительное влияние на глобальную геополитическую ситуацию.
3. Цифровая инфраструктура. В Китае крупнейшие цифровые платформы, такие как Alibaba, Tencent, Baidu, LOGINK, занимают лидирующие позиции на рынке цифровых сервисов. Такие успешные кейсы позволяют России распознать механизмы создания цифровой инфраструктуры и применить их российской цифровой сфере. Особенно важным для России представляется данный союз в связи с международными санкциями [1]. В свою очередь Китай инвестирует в развитие цифровой инфраструктуры в России, особенно в области телекоммуникаций и интернета. Примеры таких проектов включают строительство новых дата-центров и развитие сетей.
4. Блокчейн и финансы. Оба государства экспериментируют с технологиями блокчейн в сфере финансов. В Китае государственные органы, такие как Народный банк Китая, разрабатывают цифровую валюту центрального банка (CBDC), известную как цифровой юань. Этот проект направлен на упрощение платежных систем, снижение затрат на транзакции и увеличение контроля над денежно-кредитной системой. Также в стране проводятся эксперименты с блокчейн-технологиями в области расчетов между банками и обеспечения прозрачности финансовых операций. Россия тоже активно исследует блокчейн. Центральный банк России рассматривает возможность внедрения цифрового рубля и использует блокчейн для улучшения систем расчетов и учета. В стране также проводятся пилотные проекты, направленные на использование блокчейн-технологий в разных отраслях, включая финансы, логистику и управление. Обе страны видят в блокчейн потенциал для повышения эффективности, прозрачности и безопасности финансовых операций, что может привести к дальнейшему развитию их финансовых систем.
5. Инновации и стартапы, такие как Shannon.ai., Hui'an Jinke (Ahi Fintech, которые разрабатывают программное обеспечение для предприятий, использующих технологии искусственного интеллекта. Совместные инициативы двух стран по поддержке
стартапов и инновационных проектов, способствуют обмену опытом и технологиями между Россией
и Китаем.
Информационная инфраструктура является физической основой для развития цифровой экономики. В процессе сотрудничества в области цифровой экономики повышение уровня покрытия интернета и широкополосной связи, более широкое применение информационно-коммуникационных технологий способствует продвижению взаимосвязанности цифровой инфраструктуры и помогает различным экономикам делиться дивидендами цифровой экономики. Однако российские, и китайские законодатели не успевают своевременно реагировать на инновации, возникающие в сфере цифровой экономики, включая и цифровую логистику [Там же: 28]. К этой проблеме можно добавить еще различия в подходах к регуляции технологий, конкуренция на совместных рынках, а также геополитические факторы, заключающиеся в санкциях западных стран - все это современные вызовы для цифровой экономики Китая и России, с которыми странам приходится справляться.
РОССИЯ И КИТАЙ В ЦИФРОВОМ МИРЕ
Цифровые инновации способствуют увеличению разнообразия субъектов международной коммуникации. Традиционная модель международной коммуникации обычно контролировалась государством, трансконтинентальными медиа и международными организациями, а информационные нарративы находились под государственным контролем и зависели от традиционных медиа, таких как телевидение и радио. С быстрым развитием цифровых технологий международная коммуникация претерпела значительные изменения.
С приходом цифровой эпохи появление социальных сетей, платформ коротких видео, стриминговых платформ привело к появлению большого количества мультимедийного контента. В отличие от традиционных медиа, контент цифровых медиа стал более разнообразным, акцентируя внимание на визуальных и звуковых элементах, что делает его более живым и интерактивным. Однако, как отмечают ученые, несмотря на развитие государственных ресурсов на платформах социальных медиа в России и Китае, остается ряд проблемных вопросов. [6:160]. Одним из основных вопросов является цензура и контроль за информацией. Китай и Россия, стремятся контролировать и ограничивать свободный поток информации, особенно информацию, которая угрожает их легитимности, часто ссылаясь на законы об экстремизме и усиление судебных преследований с целью упредить цифровую оппозицию [11: 3]. Следовательно, государственные структуры в этих странах часто регулируют контент, который размещается на социальных платформах, что может ограничивать свободу слова и препятствовать доступу к альтернативным мнениям и информации.
Стоит подчеркнуть еще одну проблему - наряду с развитием государственных ресурсов, наблюдается и рост пропаганды и дезинформации. Этот фактор усложняет задачу для пользователей, желающих получить объективную информацию [5]. Однако в эпоху
цифровизации международная коммуникация больше не ограничивается традиционными медиа, и появление множества новых субъектов коммуникации решает эту проблему. Обычные люди, блогеры, интернет-знаменитости, неофициальные организации начинают играть важную роль в международной коммуникации. Эти новые субъекты представляют разнообразные точки зрения, делая контент более живым, кратким и, зачастую, более фрагментированным. Их контент обычно подчеркивает личный взгляд и эмоциональное выражение, а также близость к повседневным деталям, что делает его более привлекательным.
Безусловным остается тот факт, что одним из основных партнеров Китая выступает Россия (в свою очередь, для России Китай остается основным поставщиком цифровых товаров и услуг) [8: 487]. Поэтому цифровые медиа обеспечивают новости и информацию в режиме реального времени и охватывают не только локальное население двух стран, но и глобальную аудиторию. Например, скорость и охват международной коммуникации теперь значительно превышают возможности традиционных медиа, что позволяет информации, связанной с инициативой «Один пояс, один путь», распространяться по всему миру быстрыми и широкими методами. Также стоит отметить, что в области формирования цифровой инфраструктуры для России целесообразно укреплять сотрудничество с Китаем с учетом цифровой повестки ЕАЭС и проекта Цифрового Шелкового пути [7: 100]. Проект Цифрового Шелкового пути, который направлен на развитие цифровых технологий и инфраструктуры в рамках инициативы «Один пояс, один путь», предоставляет уникальные возможности для интеграции и взаимодействия между странами ЕАЭС и Китаем. Укрепление партнерства в таких областях, как обмен технологиями, развитие цифровых платформ и создание совместных инвестиционных проектов, приведет к улучшению конкурентоспособности стран-участников и эффективному развитию их экономик.
Еще одним важным направление цифрового партнерства России и Китая - это организация БРИКС, где важно наращивать сотрудничество по вопросам регулирования цифровых платформ и включить вопросы регулирования цифровых платформ в повестку объединения [3: 22]. Организация БРИКС, которая включает в себя Бразилию, Россию, Индию, Китай и Южную Африку, представляет собой важный форум для обсуждения и координации усилий в различных сферах, включая цифровые технологии и регулирование цифровых платформ. В условиях быстрого развития цифровых технологий и растущего влияния глобальных 1Т-ком-паний на экономику и общество важно создать эффективные механизмы регулирования, чтобы защитить национальные интересы стран-участников. Включение вопросов регулирования цифровых платформ в повестку БРИКС может способствовать обмену лучшими практиками и выработке совместных подходов к таким проблемам, как кибербезопасность, защита данных, налоговые вопросы, а также борьба с дезинформацией.
Можно подытожить, что сотрудничество России и Китая в цифровом мире открывает новые горизонты, позволяя обеим странам усиливать свои позиции на глобальной арене технологий и экономики. Однако
также важно учитывать и возможные вызовы, такие как конкуренция и необходимость соблюдения прав человека в цифровом пространстве.
КИБЕРПРОСТРАНСТВО
Россия и Китай смотрят на киберпространство совершенно по-разному [10] однако оба государства активно развивают свои киберподразделения и технологии для защиты своей информационной инфраструктуры от внешних угроз, и используют свои кибер-возможности для достижения стратегических целей.
Российско-китайские отношения в сфере кибер-безопасности действительно стали особенно важными в последние годы в силу нескольких причин:
1) обе страны уже достигли уникальных результатов в области национальной кибербезопасности;
2) наличие объединяющего фактора в виде общего потенциального противника - США;
3) налаженное политическое, экономическое и торговое сотрудничество;
4) общие цели и задачи в области господства в кибер-пространстве;
5) взаимодействие в рамках АТЭС, ШОС, БРИКС, что открывает перспективы для сотрудничества в этой области на более высоком уровне. Сотрудничество России и Китая в области кибербезопасности также логично, поскольку за последние годы между двумя странами не было крупных кибер-инцидентов.
Россия и Китай акцентируют внимание на киберо-боронных стратегиях как на ключевых элементах своей национальной безопасности. Эти страны избегают большей взаимозависимости, что позволяет им сотрудничать в противостоянии общей угрозе [15: 19]. Поэтому Россия и Китай рассматривают киберпространство не только как арену для атак, но и как поле, требующее защиты своих информационных систем, ресурсов и инфраструктуры.
В то время как США делают акцент на развитии наступательных киберспособностей, что позволяет им проводить операции в киберпространстве для достижения стратегических целей, Россия и Китай, в частности, формируют свои киберстратегии с акцентом на защиту и предотвращение угроз. Это различие может объясняться разными подходами к международным отношениям, роли государств в киберпространстве и уровню восприятия угроз. Однако стоит отметить, что киберконфликты и операции могут быть многофакторными, и подходы стран могут эволюционировать в зависимости от изменяющихся геополитических условий и технологических трендов.
Правительства обеих стран рассматривают кибербезопасность как основу для успеха в любом будущем конфликте, как способ получить информационное превосходство, тем самым парализовав более сильного противника. Хотя Китай и Россия открыто не публиковали свою стратегию в киберпространстве, становится очевидно, что они стремятся контролировать поток информации внутри страны, чтобы обеспечить внутреннюю стабильность и сохранить экономический рост посредством коммерческого шпионажа [10]. Тем самым, контролируя инакомыслие, сохраняя
конфиденциальность и стимулируя экономический рост, правительство стран обеспечивает себе возможность поддерживать власть. Поэтому, чтобы обеспечить гармонию внутри каждой страны и оказывать разрушительное влияние за пределами своих границ, Китай и Россия в последние годы все больше совершенствуют свои кибероперации.
РОССИЯ И КИТАЙ В ПРИЗМЕ АКТУАЛЬНОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПОЛИТИКИ
С развитием интернет-технологий и увеличением масштабов интернет-сообществ важным аспектом публичной дипломатии стала цифровая дипломатия. В настоящее время Россия и Китай начали информационно-пропагандистскую деятельность в сетевом пространстве. Основные проблемы, с которыми сталкиваются оба государства в области цифровой дипломатии, включают недостаток интереса иностранных граждан к их инициативам, нехватку обратной связи от аудитории и отсутствие детального развития системы реализации цифровой дипломатии.
Стоит отметить, что институционализация (сотрудничества Китая и России) в сочетании с их желание защитить свои сферы влияния и необходимость сосуществования, служит драйвером регулирования межгосударственных отношений не только посредством механизмов баланса сил, а скорее через нормы и платформы международное сотрудничество [14:30].Такими платформами в первую очередь являются социальные сети и разнообразные цифровые ресурсы. Важность таких элементов цифровой дипломатии видится в том, что социальные сети и цифровые платформы позволяют мгновенно распространять сообщения и мобилизовать общественное мнение, что может существенно влиять на политическую ситуацию в разных странах.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что цифровая дипломатия является средством выполнения дипломатических задач с помощью современных информационно-коммуникационных технологий, где каналы включают интернет-телевидение, социальные сети и мобильные устройства, а задачей является достижение дипломатических целей через информационную пропаганду.
Важно понимать, что стратегическое сотрудничество между Китаем и Россией продемонстрировало значительное развитие и стало важным фактором в современной международной политике [9; 12]. Именно поэтому обе страны активно развивают цифровую публичную дипломатия, которая заключается в особой дипломатической деятельности правительств, транснациональных компаний, гражданских организаций или отдельных граждан, проводимая с использованием цифровых технологий и средств на интернет-платформах, с целью достижения национальных интересов и расширения международного влияния. Цифровая публичная дипломатия стала основной формой международной коммуникации в эпоху информации.
В России департамент информации и печати МИД РФ играет ключевую роль в формировании и реализации цифровой дипломатии. Этот орган отвечает за создание и распространение официальной информации о внешнеэкономической и внешнеполитической де-
ятельности страны, а также за взаимодействие с международными СМИ. В контексте цифровой дипломатии Департамент активно использует современные коммуникационные технологии и социальные сети для публикации новостей, анализа текущих событий и ведения диалога с международной аудиторией. Это позволяет не только донести российскую позицию по важным вопросам, но и быстрее реагировать на изменения в международной обстановке. Кроме того, Департамент информации и печати МИД РФ активно поддерживает различные инициативы, направленные на укрепление имиджа России за рубежом и продвижение российских интересов в глобальном информационном пространстве.
Также стоит отметить международный новостной канал, Russia Today (RT), который был запущен Россией в 2005 г. с целью предоставления альтернативного взгляда на мировые события и продвижения русской точки зрения за границей. В рамках международной цифровой дипломатии RT использует современные технологии и платформы для распространения информации и влияния на международное общественное мнение.
В Китае же можно отметить следующие инструменты ведения цифровой дипломатии:
1) официальным первоисточником цифровой дипломатии Китая является официальный сайт МИД КИР, функционирующий на нескольких языках: китайском, русском, английском, французском, арабском и испанском;
2) форумы People (АйМ) и Tianya (AffittE) являются важными платформами для обсуждения и обмена мнениями в Китае;
3) электронные СМИ China Daily, Xinhua News, People's Daily занимаются распространением различных китайских новостей для мировой общественности;
4) социальные сети: Sina Weibo, WeChat, Youku, Renren. Каждая из этих платформ имеет свои особенности и аудиторию, и они играют важную роль в цифровой экосистеме Китая.
Таким образом, Россия и Китай стремятся к положительному восприятию и оценке со стороны иностранной общественности, что является одной из целей российско-китайской внешней политики.
ВЫВОДЫ
1. Россия и Китай активно развивают сотрудничество в сфере информационных технологий, включая совместные проекты в области искусственного интеллекта, обмена данными и разработки высоких технологий. Это создает устойчивую основу для углубления двусторонних отношений.
2. Оба государства стремятся противостоять влиянию Запада в цифровой сфере, продвигая альтернативные модели управления Интернетом и цифровыми технологиями, которые меньше зависят от американских технологий и платформ.
3. Россия и Китай выделяют понятие цифрового суверенитета, акцентируя внимание на необходимости контроля над собственными цифровыми пространствами и защиты информации своих граждан от вмешательства извне.
4. Развитие цифровой инфраструктуры, совместные инициативы в электронной коммерции и кибербез-опасности способствуют экономическому росту обеих стран, усиливая их позиции на международной арене.
5. Россия и Китай активно работают над формированием новых международных норм и стандартов в области цифровых технологий, которые могли бы отразить их интересы и видение глобального цифрового будущего.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дроздова М.А. Опыт создания китайской цифровой платформы LOGINK как пример успешной практики формирования единого цифрового логистического пространства для трансграничного сотрудничества // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2023. № 2. С. 27-38.
2. Игнатов А.А. Управление интернетом в повестке БРИКС // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2022. № 2. С. 86-109.
3. Ларионова М.В. Проблемы регулирования цифровых платформ: трудности и возможности международного сотрудничества // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2024. № 2. С. 1-31.
4. Михайлова А.А. Россия и Китай в международном цифровом пространстве // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Естественные и медицинские науки. 2023. № 2. С. 31-45.
5. Останин В.А., Печерица В.Ф., Бояркина А.В. Российско-китайское экономическое сотрудничество в концепции глобальной цифровизации // Вестник ЗабГУ. 2022. № 4. С. 126-134.
6. Чжан В., Панкратова Л.С. Трансформация публичной коммуникации органов власти и граждан в Китае и России в условиях цифровизации // Вестник ВолГУ. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2023. №3. С. 151-164.
7. Шелепов А.В. Влияние политики лидеров цифровизации -членов «группы двадцати» на механизмы международного регулирования и условия развития цифровой экономики Ц Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2022. № 1. С. 96-113.
8. Шкваря Л.В., Фролова Е.Д. Компаративный анализ развития внешней торговли в цифровом сегменте по регионам мира Ц Экономика региона. 2022. № 2. С. 479-493.
9. Blank S. The Un-Holy Russo-Chinese alliance //Defense & Security Analysis. 2020. No. 36 (3). Pp. 249-274.
10. Grzegorzewski M., Christopher M. Incorporating the cyberspace domain: How Russia and China exploit asymmetric advantages in great power competition I I The Modern War Institute at West Point. March 15, 2021. URL: https://mwi. usma.edu/incorporating-the-cyberspace-domain-how-russia-and-chinaexploit-asymmetric-advantages-in-great-power-competition/
11. Howells L.H.C. Digital authoritarianism in China and Russia: A comparative study. Honors Projects, 2020.166 p.
12. Korolev A. China-Russia strategic alignment in international politics. Amsterdam: Amsterdam University Press B.V., 2022. 200 p.
13. Lei Y., Sui S. China-Russia military cooperation in the context of Sino-Russian strategic partnership I I Asia Europe Journal. 2020. No. 18 (3). Pp. 325-345.
14. Lukin A., NovikovD. Sino-Russian rapprochement and Greater Eurasia: From geopolitical pole to international society? I I Journal ofEurasian Studies. 2021. No. 12 (1). Pp. 28-45.
15. YoderB.K. The United States and contemporary China-Russia relations: Theoretical insights and implications. Palgrave Macmillan, 2023. 324 p.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, изучение отношения России и Китая в системе международного цифрового пространства требует комплексного подхода, учитывающего как традиционные факторы, так и новые технологические реалии. Это взаимодействие технологий и политики создает новую динамику в международных отношениях и требует от государственных и международных организаций быстрой адаптации к изменяющимся условиям на мировой арене.
REFERENCES
1. Drozdova М.А. The experience of creating a Chinese digital platform LOGINK as an example of successful practice in the formation of a single digital logistics space for cross-border cooperation. Pacific Rim: Economics, Politics, Law. 2023. No. 2. Pp. 27-38. (In Rus.)
2. Ignatov A.A. The BRICS agenda on the internet governance. International Organisations Research Journal. 2022. Vol. 17. No. 2. Pp. 86-109. (InRus.)
3. Larionova M.V. Problems of digital platforms regulation: Challenges and perspectives of international cooperation. International Organisations Research Journal. 2024. Vol. 19. No. 2. Pp. 1-31. (In Rus.)
4. Mihajlova A.A. Russia and China in the international digital domain. Vestnik of Immanuel Kant Baltic Federal University. Series: Natural and Medical Sciences. 2023. No. 2. Pp. 31-45. (In Rus.)
5. Ostanin V.A., Pecherica V.F., Boyarkina A.V. Russian-Chinese economic cooperation in the concept of global digitalization. Transbaikal State University Journal. 2022. Vol. 28. No. 4. Pp. 126-134. (InRus.)
6. Chzhan V., Pankratova L.S. Transformation of public communication of government and citizens in China and Russia in the context of digitalization. Science Journal of Volgograd State University. History. Area Studies. International Relations. 2023. Vol. 28. No. Pp. 151-164. (In Rus.)
7. Shelepov A.V. The influence of the G20's digitalization leadership on development conditions and governance of the digital economy. International Organizations Research Journal. 2022.Vol. 17. No. 1. Pp. 96-113. (InRus.)
8. Shkvarya L.V., Frolova E.D. Comparative analysis of foreign trade development in the digital segment by world regions. Economy ofRegions. 2022. No. 2. Pp. 479-493. (In Rus.)
9. Blank S. The Un-Holy Russo-Chinese alliance. Defense & Security Analysis. 2020. No. 36 (3). Pp. 249-274.
10. Grzegorzewski M., Christopher M. Incorporating the cyberspace domain: How Russia and China exploit asymmetric advantages in great power competition. The Modern War Institute at West Point. March 15, 2021. URL: https://mwi. usma.edu/incorporating-the-cyberspace-domain-how-russia-and-chinaexploit-asymmetric-advantages-in-great-power-competition/
11. Howells L.H.C. Digital authoritarianism in China and Russia: A comparative study. Honors Projects, 2020. 166 p.
12. Korolev A. China-Russia strategic alignment in international politics. Amsterdam: Amsterdam University Press B.V., 2022. 200 p.
13. Lei Y., Sui S. China-Russia military cooperation in the context of Sino-Russian strategic partnership. Asia Europe Journal. 2020. No. 18 (3). Pp. 325-345.
14. Lukin A., NovikovD. Sino-Russian rapprochement and Greater Eurasia: From geopolitical pole to international society? Journal ofEurasian Studies. 2021. No. 12 (1). Pp. 28-45.
15. Yoder B.K. The United States and contemporary China-Russia relations: Theoretical insights and implications. Palgrave Macmillan, 2023. 324 p.
Статья проверена программой Антиплагиат. Оригинальность - 86,89%
Рецензент: Маркушина Н.Ю., доктор политических наук, кандидат исторических наук; профессор, факультет международных отношений; Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ)
Статья поступила в редакцию 02.08.2024, принята к публикации 25.08.2024 The article was received on 02.08.2024, accepted for publication 25.08.2024
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Лю Цзя, аспирант, кафедра политологии; Казанский (Приволжский) Федеральный Университет; г. Казань, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Павлов Денис Валерьевич, кандидат филологических наук; старший преподаватель, кафедра теории и практики перевода; Казанский (Приволжский) Федеральный Университет; г. Казань, Российская Федерация. ORCID: 0009-0007-2232-5737; Researcher ID: HTS-6250-2023; SPIN-код: 1099-5125; E-mail: [email protected]
ABOUT THE AUTHORS
Liu Jia, postgraduate student, Department of Political Science; Kazan (Volga Region) Federal University; Kazan, Russian Federation. E-mail: [email protected]
Denis V. Pavlov, Cand. Sci. (Polit.); teacher, Department of Practice and Theory of Translation; Kazan (Volga Region) Federal University; Kazan, Russian Federation. ORCID: 0009-0007-2232-5737; Researcher ID: HTS-6250-2023; SPIN-code: 1099-5125; E-mail: [email protected]