НАУЧНЫЕ ПРОЕКТЫ
РОССИЯ И КИТАЙ: ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ1
В рамках Международного научно-творческого форума «Молодежь в науке и культуре XXI века» 8 ноября 2014 г. была проведена педагогическая мастерская на тему «Обучение инновациям в России и Китае». Теория и практика педагогических мастерских является инновационным педагогическим опытом решения проблем образования. В работе мастерской приняли участие преподаватели, аспиранты, студенты и гости форума.
Главная обсуждаемая проблема - возвращение интернациональности вузов, их открытость для учащихся и педагогов из всех стран мира. Сегодня вузы становятся международными на основе сохранения своей государственной и национальной принадлежности.
Большинство современных инноваций находятся в преемственной связи с историческим опытом и имеют аналоги в прошлом, что дает основание утверждать: инновационный процесс - это мотивированный, целенаправленный и сознательный процесс по созданию, освоению, использованию и распространению современных (или осовремененных) идей (теорий, методик, технологий и т. п.), актуальных и адаптированных для данных условий и соответствующих определенным критериям.
В выступлении было отмечено, что модернизация высшего образования - составная часть и фактор процесса инновационного развития. Мастерская - «синтетическая много -
1 С 28 августа по 7 сентября 2014 г. в составе группы преподавателей Челябинского государственного педагогического университета профессор кафедры педагогики и психологии Челябинской государственной академии культуры и искусств Г. Я. Гревцева прошла курсы повышения квалификации по теме «Инновационные процессы в современном образовании». Программа курсов включала: посещение и встречу с коллегами и студентами Хэбэйского профессионального института иностранных языков, Яньшан-ского университета, посещение детского сада, школы.
мерная интегрированная рефлексивная образовательная технология с вероятностным результатом, ориентированная на личностно-деятельностный подход» (Е. О. Галицких).
На этапе сонастройки педагогической мастерской были обозначены основные тенденции в инновационной деятельности китайских коллег. И, конечно, интересен был рассказ о достопримечательностях Китая: об экскурсии на площадь Тяньаньмэнь, в императорский дворец «Гугун», сад «Ихэюань», Ботанический сад, парк лотосов, Олимпийский парк, Великую китайскую стену.
Г. Я. Гревцева отметила, что сегодня в контексте глобализации понятие объединенное человечество становится реальностью. Это новый этап развития мировых цивилизаций, необходимый результат производственных, экономических и социально-культурных достижений человечества.
На этапе индукции поделилась впечатлениями Елена Леонидовна Сергеева. Она работала в Китае два года и высказала личное отношение к обсуждаемому вопросу. Наталья Александровна Маланина, преподаватель музыкальной школы, аспирант кафедры педагогики и психологии, напутствовала студентов, выделила мотивационный механизм.
На этапе самоконструкции Ольга Олеговна Белоусова, учитель химии, аспирант, актуализировала личный опыт, рассказала о своем опыте дистанционного обучения. Ее выступление вызвало живой интерес участников мастерской.
Таким образом, атмосфера мастерской дала возможность участникам принять активное участие, не наблюдать со стороны, а включиться в каждый ее этап, «прожить мастерскую». Мероприятие позволило поразмышлять над опытом деятельности и, возможно, изменить привычную систему ценностей, скорректировать или, наоборот, выстроить ее.
11 ноября 2014 г. студенты, аспиранты и преподаватели кафедры педагогики и психо-
177
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 4 (40)
Научная жизнь
Челябинской государственной академии культуры и искусств
логии (зав. кафедрой Р. А. Литвак) встретились с деканом Хэбэйского профессионального института иностранных языков Мэн Сяньлином. Это был заинтересованный диалог в атмосфере открытости. Наш гость рассказал о своем вузе, о жемчужине Бохайского залива городе Циньхуан-дао, одном из первых 14 прибрежных открытых городов страны, внешнеторговом порте на севере Китая, утвержденном правительством КНР туристическом городе первой категории, о его достопримечательностях. В Циньхуандао находится Хэбэйский профессиональный институт иностранных языков, который принимал преподавателей из ЧГПУ.
В ходе встречи студентов и преподавателей нашего вуза особенно интересовали вопросы учебно-воспитательного процесса, роли коммунистической партии и комсомольской организации, педагогической практики, научно-исследовательской деятельности, правил поведения в общежитии, учебной нагрузки, структуры вуза, о сроках обучения, продолжительности каникул, обучения российской молодежи в Китае и мн. др. Программа обмена с вузами России предполагает изучение китайского языка в институте в течение 1-2 семестров (не менее трех пар в день). Но студенты также могут выбрать дополнительно такие предметы, как культура Китая, кунг-фу и другие факультативные дисциплины, вызывающие наибольший интерес.
Г. Я. Гревцева
В ПОИСКАХ ПАРАДИГМЫ: ИТОГИ ШЕСТОЙ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ИННОВАТИКИ
Традиционной формой сотрудничества Челябинской областной юношеской библиотеки и кафедры библиотечно-информаци-онной деятельности Челябинской государственной академии культуры и искусств стали ежегодные межрегиональные Школы иннова-тики, направленные на освоение инновационного опыта передовых муниципальных библиотек области. С 2009 г. они проходили в городах: Златоуст (2009), Копейск (2010),
Магнитогорск (2011), Сатка (2012), Челябинск (2013). Анализ творческих идей, реализованных проектов, достижений библиотечных систем муниципалитетов области ежегодно попадают в поле зрения практиков.
Шестая межрегиональная Школа ин-новатики «Библиотека - территория интеллектуального развития» состоялась 18 ноября 2014 г. на базе МКУ «ЦБС Коркин-ского муниципального района». Тема и место проведения Школы были выбраны не случайно. Интеллектуальное развитие стало стратегическим ориентиром этой библиотечной системы. На Школе сотрудники ЦБС представили свой опыт по интеллектуальному развитию пользователей разных возрастных категорий и организации их досуга.
В профессиональном мероприятии приняли участие более ста практиков библиотечной сферы из тридцати территорий Челябинской области, г. Екатеринбурга, руководители областных библиотек, а также преподаватели кафедры библиотечно-информационной деятельности и студенты одноименного направления академии.
Школу инноватики открыли приветствия заместителя министра культуры Челябинской области О. В. Ремизовой, первого заместителя главы Коркинского муниципального района С. Н. Комарова, начальника управления культуры администрации Коркинского муниципального района Л. И. Фроловой, директора МКУ «ЦБС Коркинского муниципального района» Л. И. Роголевой.
На пленарном заседании были заслушаны базовые выступления по тематике мероприятия. Доклад Л. В. Сокольской (канд. пед. наук, доцент ЧГАКИ) «Библиотечная интел-лектуально-досуговая деятельность как реализация новой парадигмы культурной политики» обращен к анализу современных тенденций поиска инновационных функций и моделей развития библиотечной деятельности. В выводах своего выступления докладчик констатировала ориентир культурной и библиотечной политики на просветительскую и интеллектуально-досуговую деятельность
178
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 4 (40)