россия и европейский союз: геостратегическое позиционирование на европейском континенте
Ю. В. жилкина,
кандидат экономических наук E-mail: yulduz@inbox. ru ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы», г. Москва
Отношения с европейскими государствами являются традиционным приоритетом внешней политики России. Дальнейшее расширение Европейского Союза, утверждение единой европейской валюты, становление новых интеграционных структур в политической, военной и других областях в значительной мере сказываются на развитии обстановки в масштабах всего континента и будут во многом определять его облик в XXI в. Россия как неотъемлемая часть общеевропейского пространства не может оставаться в стороне от этих процессов.
Ключевые слова: расширение Евросоюза, геоэкономика, внешнеполитическая стратегия.
В современном мире происходят радикальные изменения. Особенность их в том, что они происходят в исторически короткий период времени. Буквально за полтора десятка лет коренным образом трансформировалась вся геополитическая ситуация. В первую очередь это связано с распадом СССР и тем самым с исчезновением одного из двух полюсов силы, обеспечивавших во второй половине XX в. стратегическую стабильность и отсутствие мировых войн. Россия стала совсем другой страной. Укрепляются старые и развиваются новые политические, экономические и культурные связи. С уходом в прошлое острой идеологической конфронтации, с изменением отношений между ведущими мировыми державами — смена элит, смена политических поколений неизбежна. Так, в частности, меняется геополитическая карта Европы. В современной Европе существует множество различных институтов, союзов, альянсов и коалиций. Однако обстановка на европейском континенте определяется ключевыми игроками: а именно Европейский Союзом, ОБСЕ и НАТО [8].
На другой стороне континента ключевым игроком выступает Россия.
Европейский Союз и Россия обречены на взаимодействие, вне зависимости от того, хотят они того или нет. Слишком многое связывает Россию и Европу — история, география, культура, экономика, чтобы можно было не только отгородиться, но даже просто дистанцироваться друг от друга. «Заменить» Европу в качестве основного партнера России ни одна страна — ни США, ни Китай, никакая иная страна — не может по объективным причинам. И самое главное — те изменения, на которых настаивает Европейская Комиссия для успешного сотрудничества, прежде всего, необходимы самой России, для того чтобы построить эффективную экономику и здоровое общество [6].
Для Евросоюза же Россия является не просто важным партнером, но по ряду позиций — действительно стратегическим или даже безальтернативным. В принятой в декабре 2003 г. Европейской концепции безопасности ЕС заявляет: «Мы должны продолжать действовать в направлении более тесных отношений с Россией как важнейшим фактором нашей безопасности и процветания» [14]. Выработка совместной долгосрочной политики в отношении России является для ЕС одним из ключевых пунктов определения его будущей стратегии в целом. Стабилизация России в период первого президентства В. Путина, наряду с курсом на вхождение в развитое социально-экономическое пространство и демократическое сообщество, актуализировали проблему реализации Россией этой цели. С этой точки зрения, признание ЕС естественным и приоритетным российским партнером должно быть переведе-
но в плоскость эффективного стратегического партнерства с ним.
В то же время спустя пятьдесят лет после своего рождения Евросоюз оказался на перекрестке различных путей дальнейшего развития, подошел к моменту перехода в новый этап существования. Вступление стран Центральной и Восточной Европы в Евросоюз становится главным политическим вызовом как для Европы, так и для всех игроков на европейском геополитическом пространстве [1]. В этой связи вполне очевидно, что столь серьезные преобразования требуют нового подхода, и данный подход должен отличаться от того, который был положен в основу пятьдесят лет назад, когда процесс объединения начали шесть стран.
За пределами своих границ Европейский Союз также имеет дело с окружением, находящимся в процессе быстрых изменений, усиления глобализации. Какова роль Европы в этом изменившемся мире? Став сегодня, наконец, единой, не должна ли Европа играть первостепенную роль в новом мировом порядке, выступить движущей силой, которая обеспечит стабильность на мировой арене и одновременно будет служить ориентиром для многих стран и народов?
Итак, мотивация для перевода сотрудничества России и Евросоюза в новое качество довольно сильна у обеих сторон. Однако, прежде чем приступить к основательному анализу взаимоотношений Россия — ЕС, следует вначале рассмотреть, как обе стороны геостратегически позиционируют себя на европейском континенте, какие цели ставят перед собой, какое место отводят друг другу на геополитической карте мира.
Внешнеполитическая стратегия ЕС
Евросоюз как участник мирового процесса. Как
говорится на сайте Европейской Комиссии, Евросоюз не ставил перед собой цели стать сверхдержавой. Он появился на свет в результате Второй мировой войны, и его первой задачей стало объединение наций и народов Европы. Однако по мере того, как Евросоюз разрастался и принимал на себя все новые обязанности, назревала необходимость определить его отношения с остальным миром. И, подобно тому, как Евросоюз ранее предпринимал усилия по устранению торговых барьеров, развитию отсталых регионов и укреплению мирного сотрудничества в пределах своих границ, так теперь он взаимодействует с другими странами и международными организациями в целях обеспечения для всех преимуществ открытых рынков,
экономического роста и стабильности во все более взаимозависимом мире. Одновременно ЕС защищает свои законные экономические и коммерческие интересы на международной арене.
С самого своего рождения в 1950-х гг. Европейский Союз развивает отношения с остальным миром в рамках общей политики в области торговли, поддержки развития, а также официальных договоров о торговле и сотрудничестве с отдельными странами и региональными группами. В 1970-е гг. Евросоюз начал оказывать гуманитарную помощь нуждающимся во всем мире. Начиная с 1993 г., в соответствии с Маастрихтским договором, он проводит общую внешнюю политику и политику в области безопасности (ОВПБ), помогающую принимать совместные меры, когда затронуты интересы всего ЕС. Оборона становится важным аспектом ОВПБ в связи со стремлением ЕС укреплять и поддерживать стабильность во всем мире. В борьбе с терроризмом, международной преступностью, контрабандой наркотиками, нелегальной иммиграцией и такими глобальными проблемами, как охрана окружающей среды, Евросоюз тесно сотрудничает с другими странами и международными организациями. Одна из основных задач ЕС в настоящее время заключается в том, чтобы распространить мир и безопасность за пределы границ Европейского Союза. Для того чтобы обеспечить решение данной проблемы, ЕС занят разработкой общей внешней политики и стратегии безопасности, которые позволили бы ему действовать в качестве фактора стабильности, сотрудничества и взаимопонимания в широком мировом контексте [4].
Общая торговая политика ЕС работает на двух уровнях. Во-первых, в рамках Всемирной торговой организации (ВТО) Европейский Союз активно участвует в установлении правил многосторонней системы мировой торговли. Во-вторых, ЕС заключает двусторонние торговые соглашения со странами или региональными группами стран. Поддержка и сотрудничество в интересах развития, первоначально сосредоточенные в Африке, в 1970-х гг. распространились на Азию, Латинскую Америку и страны Южного и Восточного Средиземноморья. В основе этих программ постоянно лежит поддержка стабильного роста и развития стран-партнеров, с тем чтобы обеспечить их ресурсами для борьбы с бедностью. Союз самым непосредственным образом заинтересован в поддержке своих партнеров и стимулировании их усилий, направленных на повышение благосостояния [2].
Европейский Союз имеет систему соглашений об объединении, сотрудничестве и торговле, охва-
- 55
тывающих весь мир, от своих ближайших соседей в Европе до наиболее отдаленных стран-партнеров в Азии и бассейне Тихого океана. Для поддержания этих связей ЕС регулярно проводит встречи в верхах и совещания на уровне министров с основными партнерами.
Новые вызовы на востоке Европы. Глубокая трансформация ЕС одновременно с его расширением выдвинула на первый план проблему поиска стратегии отношений реформированного Евросоюза с окружающим миром, и с восточными соседями в особенности, укрепления ЕС в качестве дееспособного центра современного мира и международных отношений. Нынешнее, не имеющее прецедентов расширение Евросоюза влечет за собой многие перемены в стратегии и текущей деятельности ЕС. Одна из ключевых сфер, в которой расширенный Евросоюз принимает новые вызовы, приспосабливая свою политику к изменившимся требованиям и возможностям, — внешние сношения, в частности политика в отношении ближайших восточных стран
— соседей ЕС — России, Украины, Беларуси и Молдовы. Необходимость по-новому определить восточную политику ЕС вытекает из ряда обстоятельств. Прежде всего, расширение означает географическое приближение Евросоюза к названным государствам. В 2004 г. Беларусь и Украина стали непосредственными соседями Евросоюза, возросла протяженность границы между ЕС и Россией, эксклав которой
— Калининградская область — теперь со всех сторон окружен государствами — членами ЕС. Вопрос о вступлении кого-то из восточных соседей в ЕС Союзом не рассматривается, по меньшей мере, в обозримом будущем, поэтому пока они продолжат оставаться в визовом режиме Союза [13].
Восточная граница Евросоюза может стать одной из важнейших, если не самой главной, линией, разделяющей Европу. От политики Брюсселя в значительной мере будут зависеть связанные с этим шансы и опасности. Стратегия стран Евросоюза, в частности его новых восточноевропейских участниц, в большой степени может решить, станет ли она новым железным занавесом или линией сотрудничества. Непосредственное соседство связано с угрозами, такими как нелегальная миграция, беженцы, контрабанда, но одновременно оно дает шансы для развития процессов, содействующих интенсификации сотрудничества и сокращению дистанции между странами, расположенными по обе стороны границы [7].
Необходимость изменения политики Евросоюза вытекает не только из географической близости. С 2004 г. членами ЕС стали страны, которые во мно-
56 -
гих отношениях очень тесно связаны с названными четырьмя постсоветскими государствами. Прежде всего, у ряда новых стран ЕС имеются исключительно сильные экономические связи с восточными соседями. Польша, Венгрия, Словакия, Чехия, страны Балтии в большой степени зависят от поставок российских энергоносителей, в первую очередь природного газа. Через них проходят также важные транспортные коридоры, связывающие Россию, Украину и Беларусь с Западной Европой. Здесь следует назвать не только железнодорожные и шоссейные пути, но также газо- и нефтепроводы и нефтяные терминалы. Наконец, это исключительно благоприятная территория для российских инвесторов, которых здесь интересуют, прежде всего транспортная инфраструктура, а также предприятия энергетического сектора. Украину, Беларусь и Россию связывает со странами Центральной Европы также культурная, языковая и историческая близость. Эти связи открывают возможность более эффективного сотрудничества на уровне местных сообществ и неправительственных организаций [12].
Важным элементом является также демографический фактор. В странах Балтии проживает многочисленное русскоязычное население, на Украине имеются довольно большие венгерская и польская диаспоры. Заметное польское меньшинство проживает в Беларуси. Перечисленные факторы принуждают Евросоюз разрабатывать новый подход к восточным соседям, учитывающий как вызовы, порожденные расширением ЕС, так и возможности более глубокого и более эффективного сотрудничества с ними.
Восточная политика Европейского Союза. Закономерным следствием расширения ЕС является изменение его международного положения и роли в современном мире. Одной из основных задач здесь становится создание консолидированной и эффективной политики в отношении восточных соседей [9]. Европейский Союз придерживается твердого намерения сделать так, чтобы присоединение новых стран в 2004 г. и все последующие присоединения не создавали новых барьеров между расширяющимся Союзом и его соседями. Именно поэтому ЕС намерен укреплять связи со своими восточными соседями (Россией, Украиной, Молдовой и Беларусью), а также соседями на Юге (странами Средиземноморья).
Большинство перечисленных соседей, а в частности Россия, Украина, Молдова и большинство стран Закавказья и Центральной Азии, имеют двусторонние соглашения с ЕС по вопросам торговли, политического сотрудничества, защиты окружаю-
щей среды, а также сотрудничества в области науки и культуры.
Россия была одной из первых стран, с которой ЕС начал развивать программу широкого сотрудничества с середины 1990-х гг. на основе Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС), заключенного в 1994 г. Именно Россия стала первым партнером, по отношению к которому была выработана Коллективная стратегия ЕС, принятая Европейским Советом в июне 1999 г. на саммите в Кельне. Ее целью было укрепление стратегического партнерства, заявленного в СПС. Вместе с Соглашением о партнерстве и сотрудничестве Коллективная стратегия ЕС по отношению к России формирует политическую основу отношений между сторонами. Впоследствии были выработаны Коллективные стратегии и для других стран СНГ, упомянутых восточных соседей Евросоюза.
В соответствии с положениями Коллективной стратегии [5], Европейский Союз намерен работать с Россией для достижения следующих принципиальных целей:
• укрепление демократии, верховенства закона и общественных институтов в России;
• интеграция России в общее европейское экономическое и социальное пространство;
• сотрудничество по укреплению стабильности и безопасности в Европе и за ее пределами;
• решение общих задач на европейском континенте (таких как энергетическая политика, ядерная безопасность, защита окружающей среды, борьба с организованной преступностью, торговлей наркотиками и людьми, отмыванием денег).
Утверждая Стратегию, Совет постановил, что каждая следующая страна-председатель в Совете должна представлять рабочий план по реализации Общей стратегии в течение соответствующего полугодия. А по итогам выполнения принятых документов, стратегий, результатов саммитов Россия — ЕС Европарламент должен регулярно принимать резолюции о реализации Коллективной стратегии и, соответственно, вносить коррективы.
Первая Коллективная стратегия ЕС была дополнена Стратегией России в отношении ЕС, рассчитанной до 2010 г. Этот документ «определяет задачи развития отношений России и Евросоюза на следующее десятилетие и средства решения этих задач» и нацелен на «строительство единой Европы без разделительных линий, а также взаимосвязанное и сбалансированное укрепление позиций России и ЕС в международном сообществе XXI столетия».
Главной целью политики ЕС в отношении России является глубокая внутренняя трансформация России на основе постепенного восприятия ею комплекса европейских норм и ценностей. Эта задача четко обозначена в программных документах ЕС. Ее решение позволило бы единой Европе не только получить от соседства с Россией экономические выгоды, но и ответить на ряд серьезных вызовов в сфере безопасности. Позиция многих западных экспертов такова, что, помогая консолидации СНГ, прежде всего экономически, делясь опытом формирования Евросоюза, будет возможно возникновение демократических институтов в странах СНГ, что, в свою очередь, приведет к окончанию противостояния Востока и Запада (с Центральной Европой в качестве буферной зоны) и к возникновению единой зоны свободной торговли и безопасности, предусмотренной Парижской хартией для новой Европы.
Политический диалог, выработанный в рамках Коллективной стратегии, Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, нацелен на создание более тесных экономических и политических связей, содействие переходу России к рыночной экономике, укрепление демократических институтов и уважение прав человека в России, создание новых форм консультаций и сотрудничества для повышения международной безопасности. Постоянный политический диалог ведется на всех уровнях отношений между ЕС и Россией: от саммитов глав государств до встреч дипломатов высокого ранга.
В 2001 г. Россия стала первой и пока единственной страной-партнером, с которой Комитет ЕС по политике и безопасности проводит ежемесячные консультации. Кроме того, Верховный представитель ЕС по общей внешней политике и безопасности и Министр иностранных дел России проводят регулярные консультации по международным событиям и вопросам управления кризисами. Вопросы, обсуждаемые в рамках политического диалога, включают внутренние события в ЕС и России (как, например, расширение ЕС, Конвент ЕС, Европейская политика безопасности и обороны, ход реформ в России) и сотрудничество в решении международных вопросов (самые недавние примеры — Ближний Восток, Ирак, Западные Балканы, Афганистан, Молдова/Приднестровье, республики Закавказья и др.). Это можно объяснить тем, что наряду с новыми возможностями, в Европе после 2001 г. возникли дополнительные мотивы для углубления интеграционных процессов с Россией. Новые реалии, в том числе поворот США к России, потребовали и от ЕС шагов по активизации сотруд-
- 57
ничества с ней в вопросах борьбы с терроризмом и в сфере европейской безопасности в целом. К тому же в Европе усилилось беспокойство относительно того, что новое качество отношений между Россией и США может обернуться относительным ослаблением европейских позиций в политике и того, и другого партнера. В результате уже на брюссельском саммите Россия — ЕС 2001 г. были приняты решения о дальнейшем институциональном развитии сотрудничества и о придании ему оперативного характера. Саммит 2002 г. и последующие зафиксировали стремление сторон к значительному углублению сотрудничества в первую очередь по вопросам безопасности и в урегулировании кризисов, что является одним из самых важных аспектов для Европы на восточном направлении.
«В течение четырех лет выполнения Общая стратегия по отношению к России помогла нам выявить конкретные приоритетные области наших отношений с Россией и поставила несколько далеко идущих задач, которые осуществляются в настоящее время (Общее Европейское Экономическое Пространство, энергетический диалог, сотрудничество по вопросам юстиции и внутренних дел, борьба с терроризмом). Тем не менее наши широкие дискуссии по Общей стратегии (включая и таковую по отношению к России) показывают, что еще остаются многочисленные недоработки», — так заявил Р. Проди в 2002 г., знаменуя переход к новому витку европейской политики на восточном направлении.
На тот момент стала выявляться необходимость разработки комплексного подхода к восточным соседям. Сначала в 2002 г. появилась идея Инициативы для новых соседей (New Neighbours Initiative). Предварительные соображения были представлены в 2002 г. на заседании Совета по общим вопросам и внешним сношениям ЕС (General Affairs and External Relations Council). Инициатива была ориентирована на Молдову, Беларусь и Украину, но в контексте «решительного участия ЕС в углублении сотрудничества с Российской Федерацией как ключевым партнером» [15]. В выводах указывалось, в частности, что сотрудничество должно быть основано на общих политических и экономических ценностях, оказывать помощь государствам в продвижении к демократии и экономическим реформам и, таким образом, содействовать стабильности и благополучию на границах ЕС и за ними. На основании этих выводов Европейской Комиссии и Высокому представителю было поручено представить более детальную разработку данной инициативы. Европейская Комиссия 11 марта 2003 г. опублико-
58 -
вала коммюнике «Большая Европа — соседство: новые рамки отношений с нашими восточными и южными соседями». Помимо Беларуси, Молдовы, Украины и России, концепция «Большой Европы» адресована также южным средиземноморским странам, к которым относятся Алжир, Египет, Израиль, Иордания, Ливан, Ливия, Марокко, Палестинская Автономия, Сирия и Тунис.
Разработка особых стратегий в отношении России — с одной стороны, и Беларуси, Украины и Молдовы — с другой, по мнению новых строителей Европы, стала нецелесообразной. Прежде всего, Россия, равно как Украина и Беларусь, непосредственно граничат с Евросоюзом. Россия тесно связана — экономически и политически — со всеми странами в регионе. Во-вторых, в скором будущем возможно создание союзного государства между Россией и Беларусью, а также создание общего экономического пространства (ОЭП) с четырьмя странами СНГ. Следовательно, общая политика ЕС в отношении восточных соседей невозможна без участия Москвы. Наконец, исключение России из восточной политики разделило бы восточное соседство ЕС на две группы — Россию и остальные приграничные государства. Учитывая прогрессирующую политическую и экономическую интеграцию между странами, обосновать такое разделение весьма трудно, поэтому создание общей стратегии по отношению ко всему региону вполне оправдано.
Основной целью политики ЕС в отношении соседей, как подчеркивалось в коммюнике Европейской Комиссии, должно быть углубление экономического сотрудничества, а также интенсификация совместных действий в борьбе со всякого рода трансграничными опасностями. Результатом такого рода кооперации должно быть возникновение основанной на общих ценностях зоны политической и экономической стабильности, которая охватила бы Евросоюз и его ближайшее окружение. Этих целей предполагается достичь, в первую очередь, путем постепенного принятия соседними странами стандартов и законодательства ЕС. Первоначальное стремление ЕС распространить свое законодательство на соседние страны, в том числе на Россию, получило отпор со стороны последней. Позже стороны признали, что это актуально только для кандидатов в ЕС, остальным странам целесообразно перенимать законодательство ЕС по усмотрению. Согласование законодательства и реформы будет осуществляться на основе Плана действий (Action Plan), определяемого Европейской Комиссией по соглашению с каждой соседней
страной. Итоги реализации таких планов намечается проверять раз в год. Кроме того, предусмотрены аналогичные документы, адресованные регионам в целом. Их цель — содействовать многостороннему сотрудничеству между государствами данного региона и Евросоюзом.
С целью поддержки процесса реформ Европейская Комиссия готова оказывать помощь странам-адресатам «Большой Европы» (упрощение визового режима путем отмены виз для дипломатов и введения новых правил пересечения границ жителями приграничных зон). В документе говорится также, что Евросоюз должен быть более активным в разрешении конфликтов, таких, например, как в Приднестровье и республиках Закавказья, а также в обеспечении безопасности на территориях, где уже затихли конфликты, а также в популяризации демократических ценностей, в расширении научного и культурного сотрудничества (например путем развития учебных, стипендиатских и других программ). В экономической сфере обращается внимание на необходимость развития и поощрения связей между деловыми кругами государств — членов ЕС и их соседей, а также укрепления механизмов, поддерживающих инвестиции в соседних странах. Исключительного внимания заслуживает предложение создать Инструмент для нового соседства, который нацелен на популяризацию трансграничного сотрудничества в рамках программ ФАРЕ, Та-сис и Интеррег.
Через некоторое время, однако, Брюссель признал: «ЕС и Россия приняли амбициозные политические декларации (в том числе по «общим пространствам», энергетическому диалогу, сотрудничеству в области окружающей среды и в области политики и безопасности)... Но, несмотря на общие интересы, растущую экономическую взаимозависимость и ряд предпринятых шагов, в целом прогресс в содержательном плане был недостаточным». Так было сказано в подготовленном Еврокомисси-ей 9 февраля 2004 г. «Сообщении» об отношениях с Россией, адресованном Совету ЕС и Европейскому Парламенту. А через две недели на основе этого документа комиссии Совет принял «Заключения» по поводу этих отношений. Это свидетельствует о конструктивном изменении подхода ЕС, который стремится «объединиться с Россией в деле создания подлинного стратегического партнерства, к переходу от широких политических деклараций и к формированию стратегии и повестки дня на основе конкретной тематики».
Поскольку Коллективная стратегия по отношению к России носила весьма общий характер
и не способствовала оживлению сотрудничества Европейского Союза с РФ, ее продление представилось нецелесообразным, и с истечением срока 24 июня 2004 г. Европарламент на основе «Заключения» принял резолюцию по отношениям ЕС и России. Ключевыми вопросами стали: охрана границ, соблюдение прав человека в Чечне, сотрудничество в разрешении давних проблем Южного Кавказа и Приднестровья, укрепление энергодиалога, улучшение социальной ситуации в Калининградском регионе, подписание договоров о демаркации границ с Латвией и Эстонией, ответственность России за развитие демократического процесса в Беларуси, содействие в решении ядерных вопросов (Иран, Северная Корея).
Концепция «Широкая Европа» не смогла разработать подхода, который, с одной стороны, учитывал бы огромный по сравнению с остальными восточными соседями Евросоюза военный, географический, демографический и экономический потенциал России, и ее важную международную роль, а с другой стороны, не заслонял бы отношений ЕС с другими восточными соседями.
В рамках европейской политики добрососедства ЕС намерен предоставить соседям доступ на свои внутренние рынки, предложить им дополнительные торговые льготы и финансовую помощь. В свою очередь, соседи ЕС должны продемонстрировать большую приверженность демократическим реформам и принципам рыночной экономики, а также уважения прав человека. В результате расширения ЕС начинает непосредственно граничить с соседними странами, в которых наблюдается политическая и социальная нестабильность. Его ответными действиями является передача им своего благосостояния и стабильности в целях, в конечном итоге, укрепления своей собственной безопасности.
Стратегия Европейского Союза в 2004 г. получила новое развитие в Политике добрососедства, направленной на укрепление стабильности, прежде всего в «ближнем зарубежье» ЕС. Если в первом варианте так называемой концепции «Широкой Европы» соседствующие с Европейским Союзом страны от Марокко до России рассматривались как единое целое без выделения приоритетов и диверсификации политики ЕС по отношению к этим странам, то в окончательном варианте Россия отсутствует вовсе. Точнее, в документе трижды говорится о том, что «стратегическое партнерство» с Россией будет строиться на основе Санкт-Петербургских решений, т. е. за рамками политики добрососедства. Декларированное стратегическое
- 59
партнерство, формально устанавливающее особый, приоритетный, статус России в отношениях с ЕС, являлось компромиссом между интересами как европейской, так и российской сторон. В мае 2005 г. Россия и Европейский Союз приняли планы действий (так называемые дорожные карты) в целях создания четырех пространств продвинутого сотрудничества. Все это дает основания полагать, что диалог России и ЕС будет приобретать новую энергетику и все большее значение для каждого из его участников.
Внешнеполитическая стратегия России
Пути и методы позиционирования России на европейском континенте: геоэкономическая стратегия. Современная политика России на европейском направлении основана на двух опорах. Первая из них — общая геополитическая стратегия РФ, нацеленная на сохранение своей социально-экономической и территориальной целостности, предотвращение дезинтеграционных тенденций в центр-периферийных отношениях, завоевание достойной позиции в системе международных отношений, устранение консервативных традиций и устремлений гегемонистического толка старой силовой парадигмы.
Учитывая начавшуюся во второй половине XX в. переориентацию геополитических приоритетов от установок на территориальное проникновение к политическим, экономическим и культурным способам влияния, отнюдь не идеализируя систему международных отношений — и в настоящее время включающих в себя разнообразные факты агрессии и территориальной экспансии, можно сказать, что «теперь речь в первую очередь идет о политическом влиянии.» через достижение экономических целей. Россия во главе с Президентом РФ Д. А. Медведевым делает акцент на геоэкономической и геокультурной формах своего позиционирования.
Второй опорой является геоэкономическая стратегия, предполагающая интенсификацию финансовых, торговых и иных экономических связей, которые стимулируют интеграцию в мировое сообщество. Геоэкономически ориентированные действия обладают существенным политическим резонансом на мировой арене. В частности, они компенсируют традиционный дефицит социального единства суверенных акторов на международной арене. Более того, геоэкономика становится средством, повышающим уровень доверия между государствами. Так или иначе, подобного рода
60 -
тенденции трансформируют политические векторы развития отдельных государств в направлении усиления их совместной деятельности, сближения, повышения коллективной идентичности.
Не опасаясь упреков в разрушении прежнего образа страны, наш президент заявляет о своем стремлении интегрировать Россию в мир, где продолжают уверенно лидировать Запад и США. Новый образ России — это европейская страна, полноправный член западного международного сообщества. На данный момент важнее не борьба между тенденциями к многополярности или одно-полярности мира, а интернационализация и глобальная конкуренция за рынки, инвестиции и влияние. По этой причине главной угрозой является перспектива выпадения страны из формирующихся мировых порядков, экономическая и культурная изоляция России. Именно поэтому западные страны становятся для нас ключевыми партнерами в деле достижения стратегической стабильности и устойчивого развития.
Последнее наиболее важно в отношениях между Россией и ЕС как в первую очередь экономическим актором. Экономические вопросы занимают видное место и в отношениях России с другими партнерами. Но именно во внешнеполитической повестке дня ЕС они на порядок выше военных или чисто политических. И государство, и бизнес в России заинтересованы в поддержании дружественных отношений с Западом, который рассматривается ими как источник технологий и инвестиций, а также стабильный потребитель основного экспортного продукта России — природных энергоресурсов.
Геоэкономическая стратегия России. К задачам повышения геоэкономического позиционирования страны относятся вступление в ВТО на выгодных для России условиях, повышение конкурентоспособности на европейском рынке, а также последующее экономическое проникновение и закрепление на мировых рынках.
Первая задача выполнена к концу 2005 г. больше чем наполовину. Россия подписала с Евросоюзом протокол о присоединении к ВТО, теперь остается слово за США. Наконец-то обе стороны преодолели этот барьер, мешавший продвижению экономической интеграции России и ЕС. Сам факт подписания протокола, безусловно, позитивен, поскольку снимает один из основных взаимных раздражителей — разногласия по поводу условий вступления России в ВТО. Однако эксперты разошлись в оценке уступок, на которые Евросоюз вынудил пойти Москву, говоря о потерях для отдельных корпораций.
Чтобы повысить конкурентоспособность на европейском рынке, в условиях высокой вероятности сохранения экономического отставания России от постиндустриальных держав необходимо в первую очередь стимулировать развитие тех сфер и отраслей, которые в короткие сроки способны дать максимум эффективности. А это в первую очередь, как показывает практика, развитие сотрудничества в области транспорта, энергетики, торговли, культуры информационных и телекоммуникационных технологий. Как сказал президент в послании Федеральному Собранию в 2005 г.: «Здесь необходима концентрация государственных ресурсов на расширении транспортной, телекоммуникационной и энергетической инфраструктур — включая создание трансконтинентальных коридоров» [11].
Так, местоположение России как естественного моста между целыми континентами резко повышает значение транспортных путей сообщения, которые представляют исключительный потенциал в деле геоэкономического влияния и геополитического позиционирования страны. Важным фактором повышения конкурентоспособности России становится развитие трансконтинентальной транспортной инфраструктуры, поскольку через территорию Российской Федерации пролегает кратчайший, наиболее удобный и безопасный маршрут из Европы в Азию и Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР). Введение в строй новых каналов коммуникаций между Европой и Азией, Западом и Востоком, Севером и Югом принесет существенные экономические выгоды и укрепит позиции государства в регионе. В этом отношении сегодняшний подход к проблемам транзита, увязывающий его, прежде всего с проблемами обеспечения национальной безопасности, нуждается в пересмотре. Создание новых и модернизация существующих железнодорожных магистралей, систем авианавигации и управления авиапотоками, строительство современных транзитных аэропортов, сохранение системы компенсационных выплат за беспосадочные перелеты по ключевому транссибирскому маршруту — важные шаги в этом направлении.
Транспортная структура представляет собой четыре вида транспорта: морской, авиационный, железнодорожный и трубопроводный. По мнению В. И. Якунина, для России на данный момент стратегически важным является железнодорожный, представляющий собой совокупность магистральных транспортных коммуникаций (МТК). На второй Общеевропейской конференции по транспорту, состоявшейся под эгидой Евросоюза в 1994 г. на острове Крит, были определены девять МТК,
связывающих Западную Европу и страны Азии. Три из них проходят по территории России. В их числе «Запад — Восток» (МТК № 2): Берлин — Варшава — Минск — Москва и далее на Японию и Корейский полуостров; «Север — Юг» (МТК № 9): Европа — Россия (с ответвлением Кавказ — Средняя Азия) — Каспийское море — Персидский залив — Индия.
По мнению В. И. Якунина, доказательством этого является тот факт, что объемы продаж в этой сфере сопоставимы с объемами экспорта нефти, газа и металлов. «Уже в 2007—2008 гг. транспортные услуги должны, таким образом, превратиться в крупнейшую после нефтегазового сырья статью национального экспорта». Модернизация транспортной системы в первую очередь дает толчок для роста экспорта российских товаров, дает возможность повысить конкурентоспособность отечественной экономики на внешних рынках, а также смягчить отрицательные последствия вступления в ВТО. Кроме того, появляется дополнительный стимул для прокладывания широкой сети телекоммуникаций, связывающих различные направления. Развитие транспортных сетей становится инструментом налаживания культурного сотрудничества между народами, туризма и формирования обширной зоны мировой геокультуры, интенсификации отношений на евразийском континенте.
«Без сомнения, сегодня именно энергетика является важнейшим ресурсом социально-экономического развития, прогресса и прямо влияет на благополучие жителей планеты» [3]. На сегодняшний день козырной картой российской экономики и внешней политики является энергетика. Наша страна занимает первое место в мире по экспорту газа и второе — нефти и нефтепродуктов. Европа, в частности, зависит от российских энергоносителей более чем на 40 %, и, по прогнозам экспертов, эта величина в ближайшие 10 лет еще больше увеличится. Хоть Евросоюз и ищет новые ресурсные источники с целью обезопасить себя от потенциальных внутрироссийских катаклизмов, а также лишить Россию теоретической возможности использовать свои поставки в качестве инструмента политического влияния, тем не менее вопросы энергетической безопасности заставляют мировое сообщество объединять свои усилия с Россией. Именно поэтому предложенная Россией идея глобальной энергетической безопасности на саммите «Большой восьмерки» в Санкт-Петербурге не оставляет сомнений в том, что Россия вносит свой существенный, весомый вклад в обеспечение глобальной и региональной энергетической безопасности.
- 61
Российские компании уже осуществляют проекты, имеющие стратегическое значение для реального укрепления глобальной энергетической безопасности (проекты разработки Штокмановс-кого газового месторождения, строительство Севе-ро-Европейского газопровода, прокладка нефтепровода из Восточной Сибири к Тихому океану с ответвлением в Китайскую Народную Республику, инициатива создания международной сети центров по обогащению урана и др.). Несомненно, что ориентация только на ресурсную сферу экономики не позволяет выбиться в лидеры мировой экономики. Однако она приносит огромные средства для будущего развития и дает время российским производителям подготовиться к выходу на европейский, а затем и на мировой уровень.
Итак, по итогам почти пятнадцатилетнего этапа взаимодействия Европейского Союза и России можно сделать вывод, что внешнеполитические стратегии России и ЕС претерпели существенные изменения. Если в начале 1990-х гг. обе стороны не были сильно заинтересованы друг в друге и старались дистанцироваться друг от друга, то уже в начале третьего тысячелетия им было некуда деваться друг от друга. Все более открывающая границы глобализации и углубляющаяся интеграция Европы заставляли забывать о прошлых обидах и двигаться вперед с новыми целями. Причинами все большего потепления отношений и уделения большего внимания в стратегиях обеих сторон стали и уже упомянутые общемировые вызовы и угрозы безопасности. Одним из наиболее важнейших факторов смены геостратегических приоритетов стало расширение ЕС и тем самым приближение Евросоюза к границам России, что самым непосредственным образом влияет на изменение геополитической и геоэкономической стратегий как по отношению к самому региону ЦВЕ, так и по отношению к Евросоюзу в целом. Объективная критическая оценка состояния дел в сфере экономического сотрудничества привела стороны к выводу о необходимости новых прагматических шагов — формированию общего европейского экономического и энергетического пространств, а в сфере политического — к формированию общих пространств внутренней и внешней безопасности.
Список литературы
1. Балуевский Ю. Н. Отношения России, ЕС и НАТО: конфронтация или сотрудничество? // Европейская безопасность: события, оценки, прогнозы. М., 2004. № 12. С. 1-4.
2. Внешние связи ЕС // URL: http://www. delrus. cec. eu. int/ru/p_436.htm.
3. Выступление Президента РФ на встрече с министрами энергетики стран «Группы восьми» от 16 марта 2006 г. // URL: http://www. president. kremlin. ru.
4. Европейский Союз как участник мирового процесса // URL: http://www. delrus. cec. eu. int/ru/ p_435.htm.
5. Коллективная стратегия ЕС в отношении России. Кельн, 3—4 июня 1999 г. Европейский Совет // URL: http://www. delrus. cec. eu. int/ru/p_319.htm.
6. Лукьянов Ф. Меняется Союз, меняется Россия // «Европа», 2003. № 11 (34). С. 3—5.
7. Любин В. Миграция как один из вызовов европейской безопасности // Европейская безопасность: события, оценки, прогнозы. М., 2005. № 1 (17). С. 12—15.
8. НАТО и ОБСЕ — российские подходы // Россия в новом веке: внешнеполитическое измерение. Заседания Экспертного совета Комитета Совета Федерации по международным делам. М., 2004. С. 40.
9. Пелчинска-Наленч К., Дулеба А., Поти Л., Во-тапек В. Восточная политика Европейского Союза: перспектива вышеградских стран. Варшава: Центр восточных исследований, 2003. С. 6.
10. Перспективы интеграции России и Единой Европы // под ред. В. П. Колесова, М. Н. Осьмовой. М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2005. С. 5.
11. Послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации 25 апреля 2005 г. // URL: http://www. president. kremlin. ru.
12. Расширение ЕС: угроза или шанс для России? М.: Комитет «Россия в объединенной Европе», 2002. С. 8.
13. Шенген: новый барьер между Россией и ЕС? М. : Комитет «Россия в объединенной Европе», 2002. С. 5.
14. A Secure Europe in a Better World. European Security Strategy // Brussels, 12 December 2003. P. 14.
15. News from the General Affairs and External Relations Council. URL: http://www. europa. eu. int.