РОССИЯ И АТЭС: ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА
Иванов А. В.
В 2012 году Владивосток примет у себя саммит Азиатско-Тихоокеанского Форума экономического сотрудничества (АТЭС). Россия должна не только построить всю необходимую инфраструктуру в районе Владивостока, но и понять, что она может предложить Форуму, чего она хочет от него, и каковы перспективы этой организации, которая пока не сумела начать запланированное создание зоны свободной торговли в АТР.
у-| о момента, когда Россия примету себя саммит (Ъ-^Азиатско-Тихоокеанского Форума экономического сотрудничества (АТЭС), остается менее двух лет. За это время необходимо не только построить всю необходимую инфраструктуру в районе Владивостока, но и понять, что Россия может предложить Форуму, чего она хочет от него, и вообще, каковы перспективы этой организации.
Что касается вопроса о перспективах Форума, то попытка ответить на него была предпринята, в частности, на саммите АТЭС, проходившем 14—15 ноября 2009 г. в Сингапуре. Поскольку он почти совпал с 20-летием создания АТЭС, не обошлось и без подведения итогов.Так, представлявший на саммите Россию президент Д. А. Медведев в статье «АТЭС: на пути к стабильному, безопасному и процветающему сообществу», опубликованной в СМИ стран-участниц Форума накануне встречи в Сингапуре, отметил, что АТЭС стал «мощным двигателем интеграции на азиатско-тихоокеанском пространстве и генератором свежих идей, содействующих региональному развитию», а также «превратился в самостоятельный и крайне важный фактор глобальной экономики и политики». Объясняя причины успеха АТЭС, Д. А. Медведев отослал читателей к итоговому документу Первого министерского совещания АТЭС, состоявшегося в ноябре 1989 года в Канберре. В нем говорится, что «объединение будет строить сотрудничество на таких принципах, как признание различий в социально-экономических системах и уровнях развития экономик Форума, добровольность, приверженность открытому диалогу и консенсусу, уважение мнения каждого участника. Сочетание таких
подходов позволяет АТЭС стимулировать инвестиционное сотрудничество, реально содействовать решению вопросов международной и региональной торговли и многих других»1.
Создание АТЭС стало, в значительной степени, ответом стран региона на усиление европейской экономической интеграции. В1991 году в Сеульской декларации АТЭС целями организации были названы поддержание экономического роста стран региона, укрепление взаимной торговли и ликвидация ограничений на передвижение между странами товаров, услуг и капиталов согласно нормам ГАТТ/ВТО.
Отсутствие у АТЭС специального административного аппарата, полномочий правопринужде-ния при разрешении конфликтов, жесткого планирования перспектив эволюции Форума, а также сложившаяся в организации практика сотрудничества на основе консенсуса и невмешательства во внутренние дела членов организации и безусловном признании незыблемости государственного суверенитета, сделали Форум чрезвычайно привлекательным клубом для обсуждения региональных и даже глобальных проблем. Поэтому в начале XXI века участниками Форума стала, по принятой в АТЭС терминологии, 21 экономика: Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг (как особая зона Китая), Индонезия, Канада, КНР, Республика Корея, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США,Таиланд, КитайскийТайбей (Тайвань), Филиппины, Чили, Япония. По данным 2008 года, на этих территориях проживает 2,7 млрд человек, то есть почти половина (43,8%) населения
Иванов Андрей Владимирович - старший научный сотрудник ЦИВА и ШОС ИМИ МГИМО (У) МИД РФ, e-mail: [email protected].
планеты. Совокупный валовой внутренний продукт превышает 20 трлн долларов (почти 55% мирового ВВП). На долю стран АТЭС приходится 49% мировой торговли товарами и услугами и 40% прямых иностранных инвестиций.
С другой стороны,те же факторы, что способствовали росту привлекательности Форума, стали причиной чрезвычайно низкой практической эффективности АТЭС, закрепившей за ним ярлык «говорильни», «клуба болтунов» и т.п.
Самое главное, что под большим вопросом остается создание Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества как зоны свободной торговли и инвестиций. Этот курс был зафиксирован в Богорской декларации 1994 г. и в Манильской программе действий 1996 г. Вхождение в Сообщество намечено к 2010 г. для промышленно развитых стран-участниц и к 2020 г. для развивающихся стран. Однако перспективы реализации этих планов остаются туманными.
Главная причина такого положения заключается в том, что даже внутри каждой из двух обозначенных выше групп стран (промышленно развитые и развивающиеся) нет единства по поводу скорости формирования зоны свободной торговли. В частности, США, как и Австралия и еще ряд стран, заинтересованы в ускорении этого процесса и открытии рынков стран Восточной Азии. В то же время Япония и Республика Корея хотели бы этот процесс притормозить, поскольку не спешат пустить конкурентов на свои рынки, например, рынок сельскохозяйственной продукции. Аналогичную Японии и Корее позицию занимают и входящие в АТЭС страны АСЕАН, больше заинтересованные не в либерализации торговли, а в развитии научно-технического сотрудничества, которое помогло бы им уменьшить технологический и экономический разрыв с развитыми странами.
Правда, разразившийся в конце 1990-х годов азиатский финансовый кризис, выявивший неспособность АТЭС выработать механизмы, побуждающие располагающие значительными валютными резервами страны помогать оказавшимся в худшем положении соседям, вызвал на саммите в Куала-Лумпуре в 1998 г. предложения активизировать процесс экономической и финансовой интеграции в рамках АТЭС. Однако в связи с достаточно быстрым преодолением кризиса эти идеи не получили развития.
Зато популярность приобрели идеи создания азиатской валюты или Азиатского валютного фонда и поиска новых форм внутрирегиональной интеграции по типу АСЕАН+ или двусторонних торговых соглашений.
Сохраняются и расхождения в представлени-яхо целях интеграции, существующих у США и Австралии, с одной стороны, и у стран Восточной и Юго-Восточной Азии, с другой. Поэтому начиная с Шанхайского саммита 2001 г. набирает популярность идея о приоритетности для АТЭС программы экономического и технического сотрудничества (ЭКОТЕК).
Пробуксовка процесса либерализации торговой и инвестиционной деятельности, а также то обстоятельство, что АТЭС стал все больше напоминать формальную организацию, принимающую каждый год декларации, не дающие никаких конкретных результатов в экономической области, привели к снижению интереса членов АТЭС к сотрудничеству в рамках этой организации.
Осознание проблем, с которыми сталкивается АТЭС, заставило участников саммита в Сингапуре заговорить о необходимости реформ.
В итоговых документах саммита-2009 в Сингапуре среди главных направлений реформ АТЭС были отмечены поддержка и развития малых и средних предприятий; повышение занятости, прежде всего в новых и растущих отраслях и активизация сотрудничества в решении социальных проблем в процессе глобализации; и другие.
Чтобы облегчить условия создания и функционирования бизнеса в рамках АТЭС участники саммита в Сингапуре поставили целью к 2015 году снизить стоимость, продолжительность и число процедур, которые необходимо осуществить предпринимателям для открытия бизнеса, получения кредита, выполнения контракта, получения необходимых разрешений и проведения трансграничной торговой операции2.
Юбилейный саммит вСингапуре наметил своей целью на будущий год принять «на вооружение комплексную долговременную стратегию роста, направленную на более сбалансированное развитие наших экономик и региона в целом, а также на расширение доступа к преимуществам экономического подъема для более широких слоев населения и на защиту окружающей среды» и стремление «к увеличению потенциала роста путем внедрения инноваций и становления экономики, основанной на знаниях»3.
Следующие два саммита АТЭС пройдут в Японии и США. Ожидается, что на них могут быть приняты какие-то важные решения, касающиеся реформирования АТЭС, причем, не исключено, решения, имеющие более высокую обязывающую силу. В связи с этим пока достаточно сложно предположить, как может измениться стратегия развития АТЭС, и что вообще будет представлять собой эта организация к 2012 году, когда Россия,
как председатель форума, будет принимать саммит АТЭС во Владивостоке.
Россия была принята в АТЭС 1998 году, а заявку она подала еще в 1995 году, когда форум был на подъеме, а входящие в него страны демонстрировали заметные успехи в экономическом развитии.
В то время экономика России переживала не лучший период. По этой причине первые годы членства в АТЭС российское участие в деятельности форума было не слишком заметным, даже несмотря на то, что в ноябре 1998 г. по инициативе МИД РФ был сформирован «Деловой клуб АТЭС» (ДКА) - неформальное объединение представителей российских деловых кругов, ориентированных в своей деятельности на азиатско-тихоокеанский регион.
В ноябре 2000 г. президент России одобрил «Концепцию участия России в Форуме Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС)» и положения «Концепции внешней политики Российской Федерации», в частности, предусматривающие возрастающее значение Азии во внешней политике России как евроазиатской державы.
С тех пор Россия последовательно наращивала активность своей деятельности в рамках АТЭС. Обильным на события, связанные с российским сотрудничеством с АТЭС стал 2002 г.: в мае в Москве прошел Форум по деловому сотрудничеству в сфере инновационного предпринимательства, в августе - заседание рабочей группы АТЭС по телекоммуникациям, 4—7 сентября во Владивостоке состоялся Седьмой инвестиционный симпозиум АТЭС, а 9—12 сентября там же -Третья инвестиционная ярмарка АТЭС. А в 2005 г. во Владивостоке состоялось ежегодное заседание Транспортной группы АТЭС.
Повышению весомости участия России на саммитах АТЭС способствовало расширение их повестки дня за счет политических вопросов. Эта тенденция проявилась еще в 1999 г., когда на саммите в Окленде было согласовано решение об отправке войскООН в ВосточныйТимор, и была закреплена в 2001 г., когда на саммите в Шанхае была принята резолюция, осуждающая терроризм.
На саммите в Сантьяго в 2004 г. Россия совместно с США «протолкнула» инициативу о внедрении принципов контроля за перемещением в регионе АТЭС переносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК). По настоянию России в итоговых документах саммита была отмечена необходимость опоры контртеррористической активности АТЭС на соответствующие международно-правовые документы, в частности, резолюцию 1566
СБ ООН, а также важность активизации взаимодействия Форума с профильными международными организациями и институтами.
Кроме того, Россия выступила одним из инициаторов создания в рамках АТЭС механизма сотрудничества в области повышения готовности государств региона к чрезвычайным ситуациям.
Впрочем, Россия выступала и с экономическими предложениями. На том же саммите в Сантьяго по ее инициативе в рамках АТЭС был создан Диалог по цветным металлам (ДЦМ), где за Россией было закреплено место сопредседателя совместно сЧили. Россия неоднократно предлагала свою помощь в формирования новой энергетической конфигурации в АТР и, прежде всего в Восточной Азии путем создания системы нефте- и газопроводов, поставок судами сжиженного природного газа из восточных регионов России, где имеются значительные запасы углеводородов.
Однако до последнего времени Россия оставалась для стран АТЭС гораздо менее интересным торгово-экономическим партнером, чем они для нее (доля России во внешнеторговом обороте стран АТЭС составляет примерно 1%, в то время как доля стран АТЭС во внешнеторговом обороте России превышает 15%). Причина проста: Россия пока может предложить региону, главным образом, лишь сырье, в то время как саму ее интересует в первую очередь высокотехнологичная продукция, производимая в странах АТЭС. Что касается российских производителей сложной технологической и наукоемкой продукции, то они пока слабо представлены в АТЭС.
Исправление такой ситуации вполне соответствует озвучиваемым в последние несколько лет стремлениям руководства России избавить ее экономику от зависимости от экспорта сырья и сделать более современной и конкурентоспособной. Однако следованию в этом направлении, видимо, в какой-то степени помешал новый финансовый кризис, с которым в 2008 году столкнулся мир, и который отвлек внимание от других тем. Борьбе с кризисом был, в основном, посвящен саммит 2008 г. в Лиме. Россию там представлял президент Д. А. Медведев.
Перед саммитом, 21 ноября 2008 г., СМИ стран-членов АТЭС опубликовали его статью «К упрочению динамичного равноправного партнерства в Азиатско-Тихоокеанском регионе». В ней он отметил, что в период борьбы с мировым финансовым кризисом укрепление международного сотрудничества становится «ключом к решению первоочередной задачи -формирования многополярной международной финансово-экономической системы». При этом, подчеркнул Президент
России, именно АТР в условиях сохранения многими государствами региона высоких темпов роста может стать «тем локомотивом, который в перспективе обеспечит устойчивое развитие мировой экономики».
Разделяя озабоченность членов Форума колебанием цен на энергоносители, Медведев заявил о намерении России «содействовать созданию такой системы энергообеспечения в Азиатско-Тихоокеанском регионе, которая позволит потребителям энергоресурсов диверсифицировать географию импорта, обеспечить надежные и бесперебойные поставки».
В качестве направлений возможного участия России в деятельности АТЭС он выделил такие сферы как энергетическая безопасность, защита окружающей среды, решение продовольственной проблемы, развитие партнерства между государством и частным бизнесом, повышение социальной ответственности корпоративного сектора АТЭС, обеспечение безопасности, совместные действия в чрезвычайных ситуациях и борьба с коррупцией.
Д. А. Медведев отметил также, что Россия придает большое значение укреплению промышленной кооперации и сотрудничеству в области передовых технологий, в реализации транспортных проектов, включая создание «сухопутного моста» для транспортировки грузов между АТР и Европой, и признал, что расширение межрегиональных связей важно прежде всего для Сибири и Дальнего Востока России4.
Однако и спустя год главной темой очередного саммита, на этот раз в Сингапуре, стал кризис и его преодоление.
Тем не менее, в опубликованной накануне саммита статье «АТЭС: на пути к стабильному, безопасному и процветающему сообществу» Д. А. Медведев вновь привлек внимание к тому вкладу, который Россия может сделать в развитие региона АТЭС: «Россия заинтересована в том, чтобы Сибирь и Дальний Восток были самым непосредственным образом вовлечены в региональную интеграцию. Мы пришли в АТЭС не с пустыми руками. Нам есть, что предложить партнерам. Это не только богатейшие запасы нефти, газа и других полезных ископаемых, биоресурсы и пресная вода. Не менее конкурентоспособным активом является научно-технологический, производственный и интеллектуальный потенциал нашей страны, в том числе ее восточных регионов»5.
Выступая в Сингапуре, Д. А. Медведев пообещал, что Россия сделает «все необходимое, чтобы саммит АТЭС во Владивостоке прошел результативно и на высоком уровне»6.
Идею превратить Владивосток в место встреч глав государств и министров иностранных дел стран АТР еще в конце 1980-х годов высказывал М. С. Горбачев. А в 2006 году на саммите вХаное губернатор Приморского края С. М. Дарькин в неофициальном порядке предложил провести одну из будущих встреч лидеров АТЭС во Владивостоке Спустя год, на саммите в Канберре, лидеры стран АТЭС поддержали предложение России провести саммит 2012 года во Владивостоке. С тех пор Россия начала подготовку к этому мероприятию.
Его значимость определяется не только вопросами престижа. Владивостокский «слет» лидеров региона, который в ближайшие десятилетия станет локомотивом развития всей планеты, может дать шанс для решения многих проблем российского Дальнего Востока и Сибири, о развитии которых так много говорится в последние годы на самых разных уровнях.
Хорошо известно, что с 1990-х годов в Приморье, на Дальнем Востоке и в Сибири начала складываться тяжелая экономическая ситуация. После лишения этого региона дотаций и льгот, привлекавших рабочую силу в советские годы, начался отток населения. Регион начал все больше отставать от стремительно развивающихся прилегающих районов Китая. Коррумпированность местных руководителей, высокий уровень преступности, неразбериха в российском экономическом законодательстве делали Дальний Восток непривлекательным для иностранных инвесторов. По этой причине не услышанными оказывались призывы развивать экономическое сотрудничество с дальневосточными российскими территориями, обращенные к Китаю, Японии, Южной Корее.
Ситуация начала исправляться в последние годы, после того как правительство России приняло комплексную программу развития Сибири и Дальнего Востока, продемонстрировав потенциальным инвесторам, что оно не на словах, а на деле думает о будущем этого региона и готова приложить усилия и средства для его развития.
В частности, на проведение саммита АТЭС-2012 во Владивостоке предполагается выделить на развитие городской инфраструктуры более 6 млрд долл. Проект «Большой Владивосток», рассчитанный на 2008—2012 годы, предусматривает реконструкцию международного аэропорта, развитие автодорожной сети, портовой и инженерной инфраструктуры, коммуникаций, сооружение многофункционального административноделового центра, включающего гостиницы и международный конференц-центр на 7тыс. человек. На острове Русском предполагается открыть туристско-рекреационную зону и технопарк. После
саммита несколько возведенных здесь гостиниц планируется использовать для проживания студентов нового федерального университета, в том числе иностранных.
Однако не менее важной, чем сооружение объектов инфраструктуры, является содержательная часть мероприятия.
Известно, что пока японских, южнокорейских, китайских и других инвесторов на Дальнем Востоке интересуют, в основном, проекты, связанные с получением доступа к российскому сырью: углеводам, металлам, лесу, рыбе и морепродуктам. Разумеется, саммит АТЭС во Владивостоке может и должен стать трибуной для представления сырьевых и энергетических проектов в рамках концепции «Россия -надежный поставщик партнерам по АТЭС нефти и газа». Но необходимо готовиться и к пропаганде других, например, транспортных проек-тов-«Россия-транспортный мост между Азией и Европой», а также проектов, связанных с развитием производственной и научной базы Дальнего Востока, нацеленных на преодоление зависимости от экспорта сырья и энергоресурсов.
Одной из важных тем на саммите-2012 может стать тема, примыкающая к теме развития экономического сотрудничества Дальнего Востока и АТЭС - охрана окружающей среды. Ее важность Россия прочувствовала после ряда экологических катастроф на предприятиях КНР, ставших причиной серьезного загрязнения рек, текущих с китайской на российскую территорию. А бесконтрольная и, чаще всего, преступная, то есть осуществляемая компаниями, связанными с криминальными структурами, вырубка лесов, как на Дальнем Востоке России, так и в странах-членах АТЭС, подсказывает темы ресурсосбережения, борьбы с преступностью и коррупцией. Однако, сложность в том, что сделать обсуждение этих тем на саммите во Владивостоке предметным и результативным Россия сможет лишь в том случае, если еще до 2012 года продемонстрирует не только решимость, но и хотя бы какие-то успехи в борьбе с указанными выше проблемами.
Успешности саммита-2012 в немалой степени могла бы поспособствовать и демонстрация Россией умения решать сложные региональные проблемы. Например, связанные с Северной Кореей. Известно, что сейчас Пхеньян, разгневанный политикой и неосторожными высказываниями нынешнего президента Республики Корея Ли Мен Бака и, вероятно, в какой-то мере разочарованный позицией Пекина и Москвы, осудивших последние ядерные и ракетные испытания КНДР, свернул политические отношения сСеулом и отказался вернуться за стол шестисторонних переговоров.
Очевидно, что Пхеньян делает ставку на администрацию Барака Обамы, которая дала повод северокорейскому руководству надеяться на возвращение Вашингтона в той или иной мере к политике в отношении КНДР, которую в конце своего президентского срока занял Билл Клинтон. Но пока эти надежды не сбылись, на Корейском полуострове сохраняется напряженность, которая мешает реализации ряда совместных проектов, в частности, соединения Транскорейской железнодорожной магистрали с Транссибирской, которая могла бы стать частью рекламируемого Россией проекта транспортного моста Азия-Европа.
Сейчас трудно представить, что случится с Северной Кореей до 2012 года. Однако саммит АТЭС во Владивостоке дает прекрасную возможность поспособствовать нормализации ситуации вокруг КНДР и внутри нее. Если северокорейское руководство получит приглашение принять участие в саммите-2012 и примет его, в выигрыше будут все. Пхеньян получит шанс выйти из международной изоляции и подключиться к интеграционным проектам, которые благотворно скажутся на экономике страны. Соседи КНДР почувствуют снижение угроз, связанных с северокорейской ракетной и ядерной программами. Ну а России «приручение КНДР» помогло бы повысить ее авторитет в глазах партнеров по АТЭС и, кроме того, создать условия для реализации выгодных проектов, требующих участия КНДР или, хотя бы, реальной нормализации ситуации на Корейском полуострове.
Саммит-2012 дает России прекрасную возможность и для решения проблем, связанных с такими ее соседями по Дальнему Востоку, как Китай и Япония.
Привлечение инвесторов и экономических партнеров из АТЭС на Дальний Восток и в Сибирь позволит не только решить проблему развития этих регионов, но и сделать это так, чтобы не создавать угрозы их «наводнения» трудовыми ресурсами из КНР, что не только усиливало бы зависимость России от одного партнера, но и повышало бы опасность утраты этого региона. Здоровая и честная конкуренция стран АТЭС за право помогать России в освоении природных богатств Дальнего Востока и Сибири и, параллельно, развитии этих регионов, пойдет России только на пользу.
Саммит во Владивостоке можно использовать для того, чтобы обеспечить привлечение богатых тайваньских инвесторов и предпринимателей. Хорошо известно, что до сих пор российские попытки сделать это оказывались не слишком успешными не только из-за низкой привлекательности России, «прославившейся» коррупцией
и преступностью (эти болячки, худо-бедно, постепенно лечатся), но и из-за противодействия Пекина. Высокопоставленные российские чиновники и политики, оглядываясь на Пекин, до сих пор, например, блокируют открытие нужного российским и тайваньским предпринимателям и туристам прямого авиасообщения между Москвой иТайбэем, или Владивостоком иТайбэем. Однако посколькуТайвань в качестве «экономической территории» является таким же равноправным членом АТЭС, как КНР, присутствие тайваньской высокопоставленной делегации во Владивостоке не может быть оспорено нашими друзьями из КНР. А ее появление будет способствовать налаживанию взаимовыгодных связей между Дальним Востоком в частности и Россией в целом иТайванем.
Саммит во Владивостоке, как и вообще развитие сотрудничества России со странами АТЭС, можно использовать и для дальнейшего стимулирования наших отношений с Японией. Отрадно, что в последние годы осознание японскими предпринимателями и инвесторами выгод от сотрудничества с Россией привело к резкому росту присутствия на российской территории японских компаний, строительству японцами крупных предприятий, в том числе по сборке автомобилей. С российской стороны зазвучали высказывания, что развитию взаимовыгодных российско-японских отношений теперь уже не мешает отсутствие мирного договора и нерешенность территориальной проблемы. Динамика роста активности японского бизнеса в России вроде бы подтверждает эти мысли. Однако в Токио так не считают. Принятые в Японии законы блокируют участие японских граждан в хозяйственном освоении Южных Курил. Конечно, в нынешней ситуации вряд ли можно опасаться, что руководство Японии пойдет на какие-то политические или дипломатические шаги, которые могут нанести серьезный ущерб успешно развивающемуся российско-японскому экономическому и деловому сотрудничеству -слишком большие деньги на кону, слишком велики интересы японских компаний. Тем не менее, нерешенность территориальной проблемы - а японская сторона не демонстрирует готовности к компромиссам, которые могли бы помочь решению этой проблемы - может остаться в какой-то мере
-------------- Ключевые слова-----------------
АТЭС, саммит, Владивосток, зона свободной торговли, перспективы, отношения, Россия
тормозом в развитии двусторонних отношений. В этихусловияхактивизация экономического сотрудничества России с другими странами АТЭС, увеличение активности их предпринимателей на российской территории, в первую очередь на Дальнем Востоке и в Сибири, создало бы для японцев дополнительный стимул активизировать свою экономическую деятельность в этом регионе, чтобы не отстать от других и не потерять выгодные контракты.
Новые перспективы развития японо-российского сотрудничества в рамках АТЭС открывает высказанная премьер-министром Японии ЮкиоХа-тоямой идея создания Восточно-Азиатского сообщества. Хотя пока она недостаточно конкретна, уже ясно, что эта идея является одним из ключевых элементов политики кабинета Хатоямы, наряду с достижением большей независимости от США. России стоит предложить премьеру Японии свое посильное содействие в проработке и реализации идеи Восточно-Азиатского сообщества.
Наконец, саммит-2012 должен стать мощным средством повышения престижа России в АТЭС. Он поможет ей решить и еще ряд проблем, перспективы появления которых различимы уже сегодня. В частности, речь идет об укреплении позиций России в условиях возможного обострения отношений между Китаем, с одной стороны, и укрепляющимся сейчас военно-политическим союзом США, Японии и Южной Кореи. Или в условиях чрезмерного укрепления отношений между Китаем и США и создания «Большой двойки», если, благодаря стараниям и дипломатическому искусству Вашингтона, движение втаком направлении станет реальным. При условии, если Россия будет играть в АТЭС весомую роль, она сможет либо избежать развития событий по любому из приведенных выше сценариев, либо хотя бы минимизировать их негативные последствия, используя механизмы АТЭС.
Andrey V. Ivanov. Russia and APEC: perspectives of cooperation
In 2012 Russian city Vladivostok will host APEC summit. Russia must not only build all necessary infrastructure, but also understand what it can propose to APEC, what it wants from it and what are the perspectives of this organization that still could not begin planned forming of free trade zone in Asia-Pacific Region.
-------------------- Keywords---------------------
APEC, summit, Vladivostok, free trade zone, perspectives, relations, Russia
1. http://news.kremlin.ru/news/598l.
2. http://www.apec2009.sg/index.php?0pti0n=c0m_c0ntent&view=article&id=3ll:2009-leaders-declarati0n-qsustaining-gr0wth-connecting-the-regionq&catid=39:press-releases&Itemid=l27.
3. http://www.apec2009.sg/index.php?0pti0n=c0m_c0ntent&view=article&id=3ll:2009-leaders-declarati0n-qsustaining-gr0wth-connecting-the-regionq&catid=39:press-releases&Itemid=l27.
4. http://news.kremlin.ru/transcripts/2l43/print.
5. http://news.kremlin.ru/news/598l.
6. http://news.kremlin.ru/news/598l.